Тайна взаимоотношений. Чего мы можем достичь?
Тайна взаимоотношений. Чего мы можем достичь?
Вопрос: Бааль Сулам пишет, что никакое воспитание не поможет научить 90% эгоистов заботиться только о самом необходимом для себя, а все остальное время тратить на заботу о других, поскольку воспитание не меняет эгоистическую природу человека.
А что тогда поможет это сделать, если не воспитание, не мнение общества?
Ответ: Распространение самой идеи. Показать всему человечеству его исторический путь, его основу, его корни и ту цель, которую он должен достичь.
Таким образом всем будет ясно, в каком состоянии они находятся, в какой природе они существуют.
Это поможет человечеству начинать выкарабкиваться из той эгоистической ямы, в которой оно находится.
Из ТВ программы "Эпоха Последнего поколения", 11.07.2024
Начало осознания эгоистической природы человека
Как быть счастливым, наполненным в любой ситуации?
Вопрос: У движения "эффективные альтруисты" есть такие сайты, которые позволяют человеку выстраивать свою будущую жизнь. Они советуют молодым людям, окончившим школу, какую профессию получить, как построить карьеру, как спланировать свою жизнь на базе того, что часть их действий будет направлена на отдачу. Это верный подход?
Ответ: Может быть, это и верный подход, но он должен зарекомендовать себя в действии. Тогда можно будет основываться на его требованиях и описаниях, а иначе он будет витать в воздухе без всякого основания.
Необходимо все равно доказывать ценность своего подхода, который должен быть принят большинством.
Вопрос: Мне кажется, что идея эффективного альтруизма будет приниматься человеком с ранних лет. И даже когда ее примет большинство, все равно должна быть проверка на жизнеспособность? Или достаточно мнений людей, которые могут служить примером для других?
Ответ: Здесь мы должны принять во внимание, что значит большинство, кто его создает, кто им управляет. Ведь речь может идти об огромных суммах. Я думаю, что только лишь широкий круг совершенно разных людей может оценить и рекомендовать то или иное направление в поддержке каких-то особых действий.
Вопрос: Я так понимаю, что к широкому кругу общественности относятся люди, выдающиеся в каких-то областях. Вы считаете, что они могут прийти к консенсусу в каких-то вопросах? Мы видим, что в мире это не сильно происходит.
Ответ: Это проблема. Дело в том, что у нас пока еще нет твердой оценки, что значит настоящий, добрый альтруизм, – как его оценить, взвесить, измерить, и что мы можем вообще делать с ним в будущем. Альтруизм и будущее – эти состояния так складываются в человеке и в обществе, что оно не может реально об этом судить.
Поэтому я не думаю, что мы уже подходим к такому состоянию, когда нам желательно оценивать наши действия по принципу альтруизма.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 30.06.2024
Эффективны ли планы на отдаленное будущее?
Вопрос: Человек может прийти к осознанию зла своей эгоистической природы без знаний о высшей силе, которая создала это зло?
Ответ: Конечно. Ему не обязательна эта информация. Он может просто получить правильное воспитание, под влиянием которого будет меняться.
Реплика: Но сказано, что Творец создал зло и Тору, как средство исправления. Получается, что без Торы не обойтись.
Ответ: Тора – это высший свет, высшая альтруистическая сила, которую мы должны притягивать к себе, и она будет нас исправлять. Без этого очень сложно.
Реплика: Выходит, что без Творца невозможно осознать зло.
Ответ: В общем, да.
Из ТВ программы "Эпоха Последнего поколения", 27.06.2024
Вопрос: Если посмотреть на процесс, который происходит сейчас в развитии человечества, немного другими глазами, то он правильный? Мы видим, как людям стало легче жить. Общество ограничивает эгоизм. Если раньше можно было выйти и безнаказанно делать все, что хочешь, то сегодня индивидуум очень сильно защищен. В принципе, это правильно, это и есть прогресс?
Ответ: Это прогресс, но этого, конечно, еще недостаточно.
Вопрос: Да, это все равно не приводит к осознанию зла человеческой природы. С точки зрения того, что пишет Бааль Сулам, и что мы изучаем в каббалистических источниках, осознанность может быть только когда есть какой-то эталон. Что может быть этим эталоном? На что равняться?
Ответ: Каббалисты описывают это как пример "последнего поколения", как пример достижения человеческим обществом каких-то новых рубежей, чтобы мы поднимались по ним как по ступеням лестницы, и на каждой ступени осваивали новые правила, новые обязательства, новые виды связей между собой.
Пока еще мы не можем реализовывать принципы, изложенные в статье Бааль Сулама "Последнее поколение", но можем сравнивать свое нынешнее состояние, взаимоотношения в обществе с тем, как это должно быть.
Вопрос: В других трудах Бааль Сулам пишет, что эталоном является сам Творец. Но мы не можем брать Его как пример, поскольку Он скрыт и каждый расшифровывает Творца, как хочет.
Поэтому я спрашиваю: как человек может прийти к осознанию зла, если у него нет никакого эталона, нет общества с правильными идеями, с которого можно было бы брать пример?
Ответ: Нет, постепенно мы все-таки построим такое общество, начиная с яслей, детских садов, школ, и заканчивая высшими учебными заведениями и обществом. Мы пытаемся ввести воспитательный образ, воспитательную силу во все эти учреждения, дать им правильное руководство. Все-таки мир меняется.
Из ТВ программы "Эпоха Последнего поколения", 27.06.2024
Вопрос: Каковы этапы осознания зла эгоистической природы? Это накопительный процесс, раз – и вдруг пришло осознание? Или это происходит постепенно?
Ответ: Осознание эгоизма происходит постепенно. В новорожденных детях его нет. По мере их роста мы постепенно учим детей в детском саду, в школе и далее по жизни, что эгоизм им вредит, как в контакте с другими людьми, так и в освоении мастерства, какой-то работы и так далее.
Получается, что с другой стороны, эгоизм нам помогает. Он исправляет нас, вынуждает быть лучше, чем мы есть на самом деле, чтобы мы не проявляли себя абсолютными эгоистами относительно других людей. Ведь в таком случае они так же будут относиться к нам.
Вопрос: Но как происходит осознание пагубности эгоизма? Посмотрите, сколько войн, сколько страданий. Где эта осознанность? Мы видим, как эго вредит нам?
Ответ: Мы видим и потихоньку отказываемся от него. У людей нет другого выхода. Я же не могу выходить на улицу и грабить других.
Вопрос: В принципе, да. Для этого общество создало такие законы...
Ответ: Общество должно создавать и далее всевозможные ограничения поведения человека. Мы видим, что каждое поколение принимает на себя другие обязательства – новые, лучшие. Таким образом мы постепенно поднимаемся над своей эгоистической природой.
Из ТВ программы "Эпоха Последнего поколения", 27.06.2024
Когда человек начнет изменяться?
Есть лишь один способ завоевать сердце человека.
Отрицательные качества человека, такие как лень, зависть, ревность, высокомерие, можно каким-то образом использовать на благо другим и себе, для своего саморазвития?
Реплика: Арина спрашивает: "Скажите, почему сегодня людям не стыдно быть богатыми, да еще кичиться этим, строить дворцы, виллы, скупать бриллианты, машины, и все это делать напоказ? Как хватает у людей совести, когда вокруг столько бедности и горя?"
Ответ: Это было всегда во всех временах. Есть такие, которые скрывают. Есть такие, которые показывают.
Вопрос: То есть вы не считаете, что это какой-то показатель сегодняшнего времени?
Ответ: Да, сегодня, конечно, человек ничего не стесняется.
Вопрос: Почему это произошло? Почему его не волнует, что кому-то нечего есть, а он строит…?
Ответ: Это недостаток воспитания, на самом деле. Великие люди, хотя, может быть, и имеют какие-то огромные богатства, но для них не это важно, а богатство внутреннее.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, а какое воспитание должно быть, чтобы все это как-то…?
Ответ: Надо приучать человека быть, во-первых, довольным своей судьбой, кем бы ни был. Во-вторых, не быть выше других ни в богатстве, ни в знании, ни в чем. Только лишь в мудрости в отношении Творца, в скромности. Вот это главное.
Вопрос: Этому можно воспитать?
Ответ: Можно.
Вопрос: Это не какое-то природное качество?
Ответ: Нет. Это можно воспитать, и надо воспитать.
Вопрос: В принципе, нормальное общество, даже скажем, общество будущего, оно пойдет таким воспитанием?
Ответ: Да. Люди не будут кичиться своими машинами, домами, богатствами.
Вопрос: То есть это ничего не будет стоить для человека?
Ответ: Это будет говорить о многом, что все-таки он, наверное, что-то заработал, но, в принципе, для человека это будет не так важно.
Реплика: Вы сказали, что человеку важно не смотреть ни на богатого, ни на бедного, а на свою судьбу – вот такая судьба моя.
Ответ: На его связь с Творцом – на это он должен смотреть. Человек будет только углублен в себя: я и Творец.
Вопрос: В Венеции есть такое понятие "подвешенный кофе". Это когда кто-то из посетителей заказывает себе два кофе: одно выпивает, одно подвешивает. То есть хозяин вешает на стену записку – "кофе".
Так собирается в кафе много записок. А потом приходит бездомный или бедный человек и просит подвешенный кофе. И ему с улыбкой наливают чашку эспрессо с пожеланием доброго утра, и так далее.
Очень важно тут, что человеку не надо унижаться и просить в долг, говорить, что у меня нет денег, извините, дайте мне чашечку кофе. Он приходит, просит подвешенный кофе. Богатому клиенту при этом приятно подвесить кофе. А бедному хорошо не унижаться.
Вопрос глобальный: можно ли придумать такую гармонию для человечества, чтобы те, у кого есть деньги и возможность, подвешивали бы что-то без своих имен, фамилий, а другие пользовались этим, не унижаясь на просьбу? Это приблизило бы к гармонии или нет?
Ответ: Отчасти да.
Вопрос: Какой здесь самый важный элемент? Он подвешивает и не ставит своей фамилии?
Ответ: Это естественно, никаких фамилий, ничего. Ни кто дает, ни кто получает. Так инкогнито все и существует.
Вопрос: В этом есть гармоничность, гармония?
Ответ: Конечно.
Вопрос: От того, что я отдаю что-то от себя, не требуя ничего взамен, от этого мир становится теплее, лучше?
Ответ: Отчасти. Потому что наш эгоизм не позволит тебе делать это каждый день. Ты сможешь делать это в течение недели или как, но не постоянно.
Вопрос: То есть это не может быть процессом воспитания, который приводит к этому, и ты постоянно так живешь?
Ответ: Нет.
Вопрос: Должны быть спады, подъемы?
Ответ: Иначе это будет как налог какой-то и так далее.
Вопрос: Это уже будет не усилие?
Ответ: Да. А должны быть усилия.
Вопрос: Понятно, что это процесс воспитания больше для того, кто подвешивает, то есть для богатого человека. А для того, кто принимает, что здесь? Есть ли для него какое-то воспитание?
Ответ: Он должен понимать, что кто-то подумал о нем. И поэтому, когда у него появится такая же возможность, он тоже должен будет это сделать.
Вопрос: Это красиво! То есть проходит такой обоюдный процесс воспитания?
Ответ: Да.
Вопрос: Можно сделать вот так все-таки?
Ответ: Это круговая порука. Это можно, конечно, сделать.
Прийти к этому воспитанием можно. У человека получается воспитание, а потом привычка. И он уже думает об этом, не забывает и делает. Или это может быть под давлением, как какой-то налог.
Но никак иначе, ведь эгоизм в нас постоянно растет и требует, чтобы мы его кормили.
Вопрос: То есть он так или иначе подстроится под эти усилия?
Ответ: Да.
Вопрос: А можно сказать, какой все-таки конечный выход к гармонии?
Ответ: Конечный приход к гармонии – это когда мы не будем ощущать своего эгоизма, который нас будет вынуждать что-то делать. Когда мы поднимемся над ним и будем действительно свободными. Это, конечно, высший пилотаж! Но это будет.
Вопрос: Вы так потихонечку заводите в мини-тупик, а потом вдруг говорите: "Но это будет". 🙂 Вы нас хотите успокоить или так и будет?
Ответ: Я уверен, что это будет, и человечество к этому должно прийти. Это записано в наших генах.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.05.2024
Самый счастливый момент в жизни миллиардера
Из письма: "Я с ужасом поняла, что утратила дар слушать и слышать других людей. Возможно ли вернуть его?"
"Подвешенный кофе" перевоспитывает богатых
Из письма: "Как известно, евреи начинали обучать Торе своих детей, начиная с 3-х лет. Почему нужно было изучать именно Тору?"
Вопрос: Из письма: "Я – учительница пока с небольшим стажем, не еврейка. Но всегда меня интересовало, что вы обучали своих детей грамоте с трех лет. При этом я знаю, много внимания уделялось запоминанию текста".
"Вы" – имеется в виду евреи.
"Известно, что дети начальных классов могли наизусть, без запинки читать всю Тору. Они даже могли сказать, сколько раз и на какой странице упоминается такое-то слово.
У меня много вопросов. Конечно, и нас многому учили в университете, но мне важны именно ваши ответы. Я очень много беру из ваших передач. Вопрос первый: что дает начало обучения с трех лет?"
Ответ: Дает развитие.
Вопрос: "Что дает такое суровое запоминание текста?" – она спрашивает.
Ответ: Это тоже память, развитие.
Вопрос: К чему ведется этот ребенок?
Ответ: К тому, чтобы он правильно, хорошо знал Тору, на память, умел вырвать из нее любой кусок и процитировать.
Вопрос: Для чего именно Тору?
Ответ: Для того, чтобы развить у человека такие способности, которые ничем другим не разовьешь. Ничем другим. Я беседовал со многими людьми, которые изучали таким образом Тору, и они говорят, что это невозможно передать другим, не изучающим ее. То есть тексты Торы – они такие, что "склеивают" разум человека в одну общую гармонию.
Вопрос: То есть, в принципе, цель – чтобы человек приблизился к этой гармонии?
Ответ: Да.
Вопрос: Как каббалист читает Тору?
Ответ: Каббалист не читает Тору, он видит ее. То есть она вызывает в нем образы. Не те, что нарисованы в книжках. Образы его, личные он видит за словами.
Вопрос: То есть все эти слои как бы снимаются?
Ответ: Это невозможно объяснить.
Вопрос: Еще ее вопрос: "Прогресс принес то, что нам не требуется запоминание текстов. Не требуется. Информацию можно получить мгновенно. Какие в этом плюсы и какие минусы, как вы считаете?"
Ответ: То, что мы можем жонглировать текстами, книжками и энциклопедиями как угодно, цитаты за секунду находить, – это все естественно, с одной стороны. А с другой стороны, конечно, это вытаскивает из всего этого душу. И получается чистая информация.
Вопрос: А в этом душа есть, если ты так учишь Тору?
Ответ: В этом – да. Конечно!
Вопрос: И последний ее вопрос: "Я только начала преподавать. Что самое важное преподать детям?"
Ответ: Детям самое важное преподать – чтобы они правильно относились к тому материалу, который вы им преподаете. Они должны понимать, что обучение – оно само по себе их развивает. И поэтому даже неважно, что ты изучаешь, но сам процесс делает из маленького ребенка человека.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.04.2024