Беседа с психологом Ириной Якович на тему "Мужчина и женщина. Познание" в рамках ТВ программы "Шаг навстречу".
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
Беседа "Каббалистическая психология", ч.21
Вопрос: Если в городке, где вводится интегральное обучение, есть университет, можно ли использовать его как элемент инфраструктуры этого процесса?
Ответ: Я думаю, что здесь, естественно, надо действовать через федеральное министерство, чтобы получить разрешение добавить в ВУЗах "интегральное воспитание" как обязательный предмет, иначе невозможно будет войти ни в какой образовательный процесс. А когда такое указание будет получено, то соответственно будет выделен, допустим, час в день, в течение которого каждый студент будет обязан заниматься этой методикой, принимать в ней участие.
Для студентов этого достаточно. Думаю, что проблем не будет: они очень быстро все впитывают, с легкостью работают с книгами. Таким образом, интегральное обучение станет обязательным предметом.
Вопрос: А сколько часов в день должны заниматься интегральной методикой школьники?
Ответ: У нас есть большой опыт работы со школьниками.
После школы дети приходят к нам в центр интегрального воспитания и проводят там несколько часов. Обстановка в центре резко отличается от обстановки в школе, где все дети "на ножах". Поэтому ребенку нужен час, чтобы постепенно переключиться из одной атмосферы в другую – для него это переход из одного мира в другой.
Обучение проходит в виде занятий с играми, с беседами. Думаю, и дети, и преподаватели, и вся школьная система будут этому очень рады, потому что наша методика кардинально смягчает криминальную обстановку.
Из передачи "Экспериментальный город – образование", 03.03.2012
Вопрос: Можно ли применять методику интегрального воспитания в случаях техногенных или природных катастроф? Допустим, происходит катастрофа, люди дезориентированы. Вся страна участвует в восстановлении пострадавшего региона, но оно идет очень плохо, тяжело.
Тратятся огромные средства, и люди быстро привыкают к иждивенчеству. Но, с другой стороны, они находятся в такой психологической дезориентации, когда готовы изменить свою жизнь.
Можно ли использовать эту ситуацию и решить проблему данного региона?
Ответ: Я много думал об этом, потому что кризис сам наталкивает на эту идею. Допустим, в Испании 50% молодежи – безработные, или Детройт стал городом-призраком.
Катастрофа – это самая подходящая обстановка для того, чтобы объяснить причины наших и всех остальных локальных и глобальных проблем.
Люди сразу же воспринимают интегральную методику, она помогает им "согреться", собраться вместе, почувствовать общность. Естественно, возникает взаимопомощь, происходит спад любого напряжения: криминального, семейного и т.д.
Атмосфера сразу же становится совершенно иной. Люди согласны жить в палатках, и даже воспринимают это как своего рода приключение. Их психология настолько меняется, что они перестают видеть отрицательные стороны жизни, не концентрируются на них. Что интересно – меняется их ощущение мира.
Поэтому, я считаю, что интегральное воспитание в таких случаях – это и психологическое, и большое социальное подспорье.
Реплика: Зачастую получается так, что восстанавливать регион приезжают строители-профессионалы, а местные жители сидят и ждут, пока им построят дом, когда им привезут пищу, похлебку.
Интегральная методика предусматривает иную организацию – смешанные бригады приезжих строителей и местного населения?
Ответ: И те, и другие сразу же включаются и в работу, и в учебу. Таким образом, те же строители тоже будут затронуты интегральным обучением.
Вопрос: То есть надо обучать еще и приезжих строителей?
Ответ: Насколько у них есть на это время. По крайней мере, добровольная помощь со стороны населения, причем, что называется, от сердца, строителям будет обеспечена. Люди будут с удовольствием участвовать в восстановлении города.
Из передачи "Экспериментальный город – образование", 03.03.2012
Вопрос: В маленьких городках есть особая прослойка людей – подростки, которые выпали из социальной жизни…
Ответ: Надо немедленно брать их на курсы воспитателей и преподавателей интегрального обучения, дать им повышенную стипендию. Для местного бюджета это будет стоить гораздо дешевле, чем то, что они делают сейчас. Из подростков нужно подготовить действительно серьезных специалистов.
Вопрос: Очень важная и активная часть населения – пенсионеры. Но здесь есть своя особенность: 70-80% пенсионеров – женщины, потому что продолжительность жизни мужчин – короче.
Ответ: Пожилые женщины – это самая благотворная часть общества. Они преданные помощницы во всем, тем более, когда речь идет о детях и внуках – это то, что для них особенно дорого. Они с удовольствием будут работать, чтобы хоть немного изменить их жизнь.
Не думаю, что мужчины-пенсионеры настолько активны и полезны в качестве воспитателей, как женщины. Мужчины несколько шаблонны, а женщины гибки до самой старости. С мужчиной, которому уже за 50, очень трудно работать – он неподдающийся. А у женщин в этом отношении нет возрастных границ.
Поэтому я считаю, что именно прослойка женщин-пенсионеров – это благодарная почва для работы с населением города. Они будут делать все. Они все изменят. Опираясь на них, можно ничего не бояться – это целая армия.
Из передачи "Экспериментальный город – образование", 03.03.2012
Вопрос: Методика интегрального воспитания - это что-то принципиально новое?
Ответ: Это методика преодоления кризиса. Это – закон природы, который подтверждают современные исследования. Они показывают нам картину трансформации общества до определенного состояния. Поэтому давайте заранее предвосхитим это развитие и подготовимся к тем изменениям, которые предполагается преодолеть путем страданий – палкой к счастью. А мы это сделаем с помощью осознанного продвижения и таким образом, наоборот, увидим в этом хороший и прекрасный подъем.
Вопрос: Когда можно перейти от образовательного этапа к воспитательному?
Ответ: Перейти к воспитательному процессу можно только тогда, когда люди, занимающиеся на курсах интегрального образования, поймут, что кризис неизбежен и постоянен. Он должен привести нас к всеобщему обвалу, банкротству.
Значит, единственный выход из него – это переорганизация человека и общества. Если люди заканчивают проходить эту тему, и, в принципе, понимают, согласны, прониклись этим, тогда можно переходить к воспитанию.
Из передачи "Экспериментальный город – образование", 03.03.2012
Вопрос: В ходе обучения по интегральной методике десятков тысяч человек необходимо множество организаторов, следящих за дисциплиной, чтобы на задних рядах не играли в карты, не выпивали и т.д.
Как это делать на закрывающемся заводе, ведь жесткая дисциплина и давление не стыкуются с интегральной методикой?
Ответ: Мы имеем дело с необходимым процессом воспитания масс, которым в противном случае будет очень плохо.
Мы должны понимать, что надо воспитывать их не жестким давлением, а серьезной организацией их дисциплины. Они должны это видеть, понимать осознанно, пытаться поддерживать в этом наши усилия.
Вопрос: Мы должны готовить организаторов?
Ответ: Обязательно! Прежде всего, нам нужно подготовить организаторов.
Они должны ощущать тот новый дух, который рождается здесь, ведь, в принципе, мы идем на интеграцию населения, на взаимосвязь, взаимопомощь, дополнение.
В этом случае не может быть речи об иерархии, о жесткой вертикали. Вертикаль хороша для процесса организации. Но когда учебное пространство уже сорганизовано, там внутри должна быть дружба, а не дисциплина.
Из передачи "Экспериментальный город – образование", 03.03.2012
Вопрос: Как можно сделать интегральное обучение, вводимое на предприятии, творческим и конструктивным процессом?
Ответ: В первую очередь, необходимо просто занять всех работников предприятия интегральным воспитанием и образованием.
Со временем можно постепенно подвести их к готовности выйти на мероприятие типа "субботника", чтобы сделать экологически чистой нашу природу, отремонтировать и привести в порядок весь городок, где мы проживаем.
То есть интегральное воспитание и образование должно привести нас к общей созидательной работе, к тому, чтобы мы получили от нее внутреннее наполнение, реализацию идеи. Ею должен жить город, и она будет заражать.
Из передачи "Экспериментальный город – образование", 03.03.2012
Вопрос: Допустим, в небольшой городок приезжает группа специалистов интегрального обучения, включая экономистов. Какими они должны быть, чтобы правильно организовать экономический процесс?
Ответ: Вся группа уже прошла курс интегрального образования, понимает его, и знает, что нужно делать.
Естественно, что по ходу дела будут возникать всевозможные коррекции, ведь каждый город – новый, обстановка и люди – новые, и специалисты сами набираются опыта. Но, в принципе, все в группе хорошо знают общий план действий.
Они действуют как совершенно отдельная команда, которая занимается только общественно-воспитательной работой населения.
Вопрос: Экономисты тоже должны чувствовать суть интегральной методики, или им достаточно поверхностных знаний?
Ответ: Нет. Я думаю, что основная группа должна быть глубоко погружена в эту методику, понимать, что иного выхода из кризиса нет, и нужно начинать ее освоение, набираться опыта.
Конечно, первое время будут какие-то ошибки и нестыковки на местах: с планом, с графиком и так далее. Естественно, что будут проблемы и с местным начальством, и прочие "подводные камни", о которых пока неизвестно.
Но, несмотря на это, нужно постепенно создавать такую форму общей команды, чтобы она была в состоянии быстро адаптироваться к любому месту, и могла взяться за работу независимо от того, какое там начальство или местные условия. Надо выработать к этому интегральный подход. Думаю, что это возможно.
Лучше всего сделать так, чтобы быть как можно меньше зависимыми от местного руководства: ни в коем случае не пытаться с ними спорить, а просто объяснить им их выгоду: мы приехали, чтобы действительно помочь им.
Из передачи "Экспериментальный город – образование", 03.03.2012
Эффект экономический и моральный
Исследование (Б.Боннер, М.Бауман): Если группа хочет быть успешной, она должна эффективно применять знания каждого из своих членов.
Люди знают больше, чем они думают. Они могут не знать точного ответа на вопрос, но наверняка есть пара известных им вещей, которые помогут группе прийти к правильному решению.
Таким образом, использование известной информации обязательно поможет решить целый ряд проблем.
Когда объединяются несколько точек зрения, можно прийти к общему решению. Хотя трудно в одиночку использовать предыдущий опыт, у работающих в группах это получается гораздо эффективней.
Это может изменить не только подход к решению проблем, но и подход к построению работы организаций.
Реплика: На всех уровнях объединение, подобие единому организму природы – благо. Собрание разрозненных людей в единый организм, сразу же создает в нем не их простую совокупность, а большее, чем их сумма – именно в силу подобия единству - свойству Творца.
Вопрос: Если, вводя интегральное обучение, необходимо посадить за парты одновременно 10-20 тысяч человек, значит, нужно огромное количество организаторов?
Ответ: Я не думаю, что с помощью организаторов можно усадить население за парты.
Здесь надо провести очень широкую объяснительную работу относительно того, что собираются делать в городе, и попытаться вызвать у населения общественный, экономический и моральный интерес, то есть показать им выгоду от того, что они пройдут курсы интегрального обучения и даже сдадут экзамен.
Надо ввести поощрительные значки, степени, аттестаты, грамоты, чтобы у людей был стимул в продвижении. Нужно поощрять родителей через детей, делать так, чтобы дети гордились своими родителями и естественно наоборот, чтобы родители чувствовали моральный ущерб, если не участвуют в процессе интеграции.
Из передачи "Экспериментальный город – образование", 03.03.2012
Эффект экономический и моральный
Вопрос: Как организовать занятия по интегральной методике с пенсионерами?
Ответ: С пенсионерами невозможно заниматься через телевизионные средства связи, через мониторы. Ты должен стоять перед ними живьем, чтобы они могли тебя "пощупать".
Можно ввести комбинированный способ обучения, перемежая занятия с преподавателем с виртуальными уроками.
Обучая пенсионеров, учителя одновременно подбирают из этой группы тех, кто подходит для преподавания. Таких людей можно определить очень быстро: они обычно садятся впереди и очень внимательно слушают учителя. Они сразу же записываются ему в помощники, быстро схватывают изучаемый материал и через какое-то время могут сами вести занятия.
Кроме того, необходимо подготовить брошюры, газеты, хорошие, доступные пособия с видео материалами, чтобы это всегда было при них.
Из передачи "Экспериментальный город – образование", 03.03.2012