Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Познать бесцельность, чтобы обрести цель

каббалист Михаэль ЛайтманНам придется много поработать и серьезно попотеть, чтобы понять, каким должно быть новое общество. Должно ли оно поощрять нас позитивом, добрым отношением? Должно ли наказывать за неучастие в деле взаимного сближения?

Должно ли повышать ценности сострадания, учета интересов, партнерства, поручительства, пока меж нами не воцарится любовь? Как нам вести непрестанное изучение человеческой природы и постоянно улучшать воздействие окружения на каждого, чтобы человек был вынужден меняться, знал, зачем это нужно, находил силы для этого и награды, оправдывающие вложенные усилия?

Ведь даже для того, чтобы перенести руку с места на место, мне нужна энергия. Вот и здесь я должен чувствовать поддержку самой природы – так, чтобы ненависть, соперничество, отдаление, отторжение, которое я проявляю к ближнему, вызывало во мне большое сопротивление и было трудноосуществимым. И наоборот, доброжелательность, участие, поручительство и любовь должны сразу же ассоциироваться с получением сил и наполнением.

Мы должны выстраивать общество так, чтобы оно поставляло нам два этих фактора: негативную силу в ответ на эгоизм и позитивную силу в ответ на любовь к ближнему. При построении такого окружения мы должны учитывать качественные и количественные показатели, чтобы оно умело убеждать и обязывать, ласкать и давить на каждого в отдельности и всех вместе. Совместно участвуя в этом строительстве, мы, по сути, формируем новую природу, которая будет оказывать на нас свое воздействие. Мы как бы восполняем эгоистическую силу, царящую в человеческом естестве, альтруистической, доброй силой, которой в нас нет.

К этому толкает нас необходимость, и потому всё зависит от того, как мы сорганизуемся, в какой степени обязуем себя, будем работать над собой, убеждая друг друга с помощью СМИ и прочих систем, имеющихся в нашем распоряжении. 

Здесь-то и раздается "волшебное" слово – поручительство. Мы должны переживать из-за нашей принудительной и пока что эгоистической взаимосвязи. Уже сейчас, пускай в отрицательной форме, мы поручители друг другу. Каждый, кто сверлит дыру в нашей общей лодке, топит в океане эгоизма всех, и себя в том числе. В итоге все мы пропадаем, идем на дно.

А потому наше поручительство начинается с понимания: нам нужно общество, которое научит нас необходимому минимуму в обеспечении эгоистической взаимосвязи и необходимому переводу всех интегральных видов нашей связи в альтруистическое русло. В слове поручительство мы должны чувствовать семью: каждый – поручитель всем. Испытывает ли он плохие или хорошие ощущения, зарабатывает ли мало или много, относится ли к другим хорошо или плохо – всё это влияет на всех.

И именно благодаря изучению наших дурных отношений, проникнутых тесной взаимосвязью, мы постепенно должны приходить к новому осознанию, к необходимости сформировать добрую взаимосвязь. Тем самым мы поймем, что неслучайно Природа, которая тысячи лет вела нас по этому пути развития, подвела мир к состоянию кризиса. Его суть – новое рождение человечества, благодаря которому мы достигнем той силы, которая кроется в Природе, – силы любви.

Мы придем в равновесие с Природой, обретем ту же силу, которая царит в ней. Именно силой любви Природа способна создавать неживую, растительную, животную материю и человека. Силой любви она дарит жизнь. И если мы обретем эту силу любви, возлюбив ближнего, как себя, – тем самым мы обретем универсальный закон всей Природы и реализуем его.

Реализация этого закона требует, чтобы изначально мы были противоположны ему и почувствовали, как это плохо. Это позволит нам понять теперь, на пути к нему, насколько он высок и силен, вечен и совершенен. На двух противоположностях, поднимаясь из великого эгоизма в великую любовь, мы ощутим весь разрыв меж ними – и тогда осознаем совершенство, вечность, величие пройденного нами пути.

Ведь всякую вещь в жизни мы постигаем на контрасте: нет добра без зла, нет сладости без горечи и т.д. Так и здесь: во всех своих наслаждениях мы сравниваем себя с другими. Главное, чтобы мне было хоть немного лучше, чем ближнему. Я никогда не испытываю просто хорошее ощущение, без связи с другими. Пускай я живу в пещере – она должна быть лучше, чем у соседа. Пускай я получаю несколько грошей в день – но хотя бы на грош больше, чем сосед. Это придает человеку психологическое наполнение, чувство успеха. И это для нас – главное.

Согласно тому же принципу, приходя к любви, мы оцениваем ее в сравнении с прежней ненавистью – и тогда чувствуем, сколько заработали, насколько выросли, насколько велико теперь наше наполнение относительно состояний, пройденных по ходу истории и сохранившихся в коллективной памяти человечества. Тогда мы действительно приходим к полному наслаждению.

Условие любви к ближнему призвано вести человека к совершенству, к совершенному наслаждению и наполнению. А энергия, требующаяся для того, чтобы осуществлять перемены – "переносить руку с места на место", т.е. переводить себя из эгоизма в любовь, – приходит к нам с двух сторон. С одной стороны, природа принуждает нас к этому своими бедствиями, угрожающими самому нашему существованию, а с другой стороны, позитивная сила окружения, которое мы искусственно формируем, влечет каждого из нас вперед, чтобы мы вливались в это окружение на принципах взаимного поручительства и в ощущении любви.

Всю свою историю мы прошли для того, чтобы в итоге познать закон любви, царящий в Природе, – познать как он есть. Ну, а все предыдущие этапы на пути к реализации этого закона в нас нужны лишь затем, чтобы осознать в них негатив, бесцельность, великое разбиение, в котором мы пребываем. Исходя из этого, мы и построим сами ту замечательную "конструкцию", что зовется "Человек".

Из 13-й беседы о новой жизни, 11.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прелюдия к Человеку

Коренное отличие новой жизни

Окружение воспитает каждого из нас

Прелюдия к Человеку

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Окружение должно приучать, натаскивать нас на то, что доброе отношение к ближнему несет пользу. Чем это отличается от дрессировки собаки? С виду как будто та же система кнута и пряника…

Ответ: Вопрос справедлив, но несправедливо допущение, лежащее в его основе. Кто в данном случае дрессирует собаку? Она сама.

Ведь человек сам создает окружение, которое меняет его природу с ненависти на любовь. Он поверяет и измеряет себя, изучает законы природы, изучает себя и общество, ищет новые формы для себя и для взаимоотношений между всеми людьми. Он формирует общество, окружение и, приходя в соответствие с ним, как будто "дрессирует" сам себя. Он был на уровне собаки, а затем "выдрессировал" себя и поднялся на уровень хозяина собаки – Человека.

В этом весь "фокус". Ведь Человек в нас – это не продолжение эгоистического развития. Мы формируем его сами из себя. Мы сами порождаем его, растим его в себе. Для этого мы получаем все необходимые силы и средства, но так или иначе, нас не науськивает некий дрессировщик – мы сами обязаны сформировать систему, которая будет нас воспитывать.

Таким образом я поднимаю себя по ступеням любви. Я сам меняю свое окружение, а оно в ответ меняет меня. Так мы и работаем вместе с ним. Каждый раз я проверяю, каким должен быть "я лучший", "я исправленный" на следующем этапе. И соответствующим образом я выстраиваю окружение, чтобы своим воздействием оно развивало меня. Ведь я не могу сам двигаться вперед.

Сказано: "Узнику не вызволить себя из тюрьмы в одиночку". Я не в силах вытянуть себя за волосы из того болота, в котором нахожусь. Это возможно только при условии, если я формирую внешнюю силу, которая не позволит мне сойти с пути и "вызволит поневоле". Она должна воздействовать на меня и обязывать меня по-плохому и по-хорошему.

Ведь Природа в целом поставила меня в безвыходное положение: я вижу, что мне некуда деться. Кризис – это общее условие Природы: "Вы идете к своей гибели, к уничтожению, и выхода у вас нет". Вот что она нам демонстрирует. И в этом состоянии мира мы должны сами выстраивать на пути добрые этапы, используя силу окружения, воздействующего на человека. 

Я сам формирую  его, каждый раз проверяя: "Кто я и что я? Какова моя природа? Каково мое естество? Каковы мои наклонности?" И в соответствии с этим, строю противоположное окружение, чтобы оно воздействовало на меня и обязывало к объединению.

Я хочу, чтобы оно меня принуждало, я умоляю: "Повлияйте на меня! Сделайте меня лучше! Воспитайте меня!" И каждый раз окружение должно предъявлять мне кнут или пряник, не оставляя никакого выхода. А я соглашаюсь с этим, поскольку меня не просто заставляют делать что-то, как животное, – здесь кроется нечто большее.

Потому-то мы и указываем на то, что прежде всего нужно организовать воспитание человека. Он сам должен понять, что у него нет другого выхода. Так же мы объясняем ребенку: "Тебе необходимо учиться, ведь без этого ты не поймешь жизнь".

Сегодня, желая того или нет, мы рождаемся в новом мире. И в этом мире мы должны быть другими – каждый из нас и человечество в целом. Мы должны иначе относиться друг к другу, к окружению – и нам необходимо убедить себя в этом, поднять осознание происходящего. Ведь человек возвышается над животным именно потому, что может сознавать мир, в котором живет, Вселенную, Природу, себя самого и свое окружение. Этого осознания мы должны достичь сами. Это и означает – сформировать Человека.

Так что, всё верно: мы как собаки. Но у нас есть возможность самим дрессировать себя, и тогда мы поднимаемся на уровень хозяина собаки – Человека. "Собака" – это мой эгоизм, который получает теперь противоположное, доброе обличие.

Когда-то собаки были волками, но человек приучил их на протяжении поколений, и с тех пор они преданы ему. Так враждебное создание стало нам другом. Вот и я теперь отношусь к себе как к "собаке", которую надо изменить. Для этого я делю себя надвое: у меня есть новое осознание – Человек, а также эгоизм – собака. Так я и выстраиваю себя нового.

В рамках интегрального воспитания человек должен понять, что здесь кроется особый процесс создания уникальной реальности. Здесь мы действительно формируем Человека.

Подведем итог: закон любви к ближнему – это универсальный закон природы, к которому мы должны прийти. И сегодня мы действительно подступаемся к нему, так как на самом деле готовы к исправлению. Наш эгоизм уже пришел к финалу своего развития, и теперь, с помощью еще одной, внешней силы, которую мы сами создаем в обществе, нам нужно оказать воздействие на свой эгоизм – чтобы он принял человеческое обличье.

Тем самым мы реализуем общую силу Природы и раскроем всю ее глубину, ее жизненную энергию, ее вечность, ее величие и гармонию, которой она проникнута. Постепенно мы расстанемся с "собачьей жизнью" и заживем на ступени Человека. Именно с ней мы будем отождествлять себя – до такой степени, что тело, вся эта жизнь и всё, что мы прошли на протяжении истории, станет прелюдией, подготовкой к тому, чего мы достигаем теперь.

И потому на свое текущее состояние мы смотрим как на рождение, родовые схватки, за которыми последует выход в новый, светлый мир.

Из 13-й беседы о новой жизни, 11.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Познать бесцельность, чтобы обрести цель

Строим окружение для всех

Окружение воспитает каждого из нас

Невозможно изолировать себя от других (клип)

Минимум страданий, максимум наслаждений

каббалист Михаэль ЛайтманЯ хотел бы поговорить о том условии, которое Природа ставит перед нами: мы должны прийти к полной любви между всеми семью миллиардами людей в мире.

Действительно ли это условие непреложно? Способны ли мы выполнить его? Верно ли, что если достичь хотя бы частичного успеха, если хотя бы продвигаться в этом направлении, то раз за разом мы будем видеть, что это идет нам на пользу, меняя нас, всё окружение и всю нашу жизнь к лучшему?

Природа каждого человека – суть забота о себе. Человек неспособен думать о чем-то другом. Если проверить, изучить все наши действия, мы увидим, что нуждаемся в энергии, чтобы их производить. Даже для самого простого движения – например, когда я перекладываю руку с места на место – мне нужно потратить энергию. Однако эта энергия может возникнуть и послужить мне лишь при условии, если тем самым я достигну какой-то пользы для себя.

Таким образом, мы имеем следующее условие: любая внутренняя подвижка в атомах и молекулах, любое телодвижение, любое движение в моем чувстве и разуме требует, чтобы я видел то хорошее состояние, которое станет итогом процесса. Так я отношусь ко всему в своей жизни.

Некоторые действия я выполняю инстинктивно. К примеру, сидя на стуле, я не думаю о том, какую позу принять; в разговоре не задумываюсь об интонациях. В большинстве случаев и действий всё осуществляется согласно внутреннему расчету – а внутри у меня гнездится эгоистическое желание хорошо себя чувствовать, испытывать хорошее самоощущение. Это я вижу как желаемый результат всех своих действий.

Надежда на хорошее самоощущение раз за разом действует и утверждает меня в том или ином состоянии. Куда бы я ни шел, что бы ни делал, о чем бы ни говорил, как бы ни держал себя – всё это лишь затем, чтобы обрести наилучшие средства для хорошего состояния. Я хочу есть, спать, гулять, я обязан работать, чтобы обеспечивать себя, и т.д. Всё это лишь затем, чтобы нести мне выгоду. По сути, в этом и состоит вся моя жизнь: как достигать наибольшей выгоды при минимуме страданий и максимуме наслаждений, чтобы наполнять себя чем только можно. 

Чем же мне себя наполнять? Это зависит от воспитания, воздействия окружения, шкалы ценностей, которую я получил, а также от привычки, которая становится второй натурой: к чему меня приучают, с тем я и сживаюсь, даже если это неестественно. Так я и живу, многое в своей жизни делая не потому, что мне изначально того хотелось, а потому, что общество, родители, воспитатели приучили меня к этому. В итоге я действую автоматически, не нуждаясь в силе мысли.

Есть в жизни и другие вещи: их я делать вынужден, и они требуют внутренних усилий – когда я убеждаю себя, что оно того стоит. Скажем, звонит будильник – и я встаю, хотя мне хочется спать. Возможно, я работаю на тяжелой и неинтересной работе, но все-таки знаю, что после изнурительного трудового дня вернусь к семье в теплую домашнюю атмосферу, смогу отдохнуть и испытать хорошее ощущение. За это ощущение необходимо заплатить, и потому я вкалываю.

Все мои действия, все контакты с одними людьми и отдаление от других, в конечном счете, тоже призваны создавать для меня более приятную атмосферу.

Итак, я все время забочусь о том, как чувствовать себя лучше. Такова природа каждого из нас, и относится она к "животной" ступени. По сути, неживая, растительная и животная природа постоянно тянется к лучшему самоощущению, к лучшему состоянию. Всем созданиям кажется, что это состояние будет сбалансированным, что в нем они не почувствуют нажима или тяги куда-то в сторону, а будут пребывать в гармонии с тем, что представляется им лучшей жизнью.

Вот и выходит, что всю жизнь я соблюдаю "закон лучшего самоощущения". Таково условие, на котором мы существуем, и наша эгоистическая природа постоянно направляет нас к этому.

Из 13-й беседы о новой жизни, 11.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не топи других сегодня, чтобы завтра не потопили тебя

Одолжите мне свойство любви

Общность и самовыражение

Не топи других сегодня, чтобы завтра не потопили тебя

каббалист Михаэль ЛайтманВсю жизнь я забочусь о себе – как внутренне, инстинктивно, так и осознанно, намеренно, продуманно. В таком случае, как мне изменить свою природу на полную противоположность? Как я могу полюбить ближнего? Ведь "любить ближнего" – значит помышлять лишь о нем, ставить ему на службу всё свое тело, все свои способности и средства, вообще всё, что я имею. До такой степени, что у меня ничего не остается, кроме этой точки желания отдавать ему и непрестанно заботиться о том, чтобы ему было как можно лучше.

Так же мать ухаживает за своим ребенком. Сама природа устремляет ее на неустанную заботу о малыше, и единственное, что интересует ее в жизни, – чтобы эти несколько килограмм плоти чувствовали себя хорошо. Она думает лишь о том, как его положить, чем накормить, когда сменить подгузники, и вообще, что с ним сделать, чтобы ему стало еще лучше. Никакой другой заботы для нее не существует.

Но как взять с нее пример, чтобы так же, с той же преданностью относиться ко всему человечеству? Это же нереально!

Но разве Природа может ставить перед нами невыполнимое условие? Зачем тогда мы пришли к совершенно противоположному состоянию? Почему с головой погрузились в заботу о себе? Мало того, ведь животные тоже постоянно заботятся о себе, но человек к тому же хочет заработать за счет других, использовать их, навязать им свою силу, свое мнение, прогнуть их под себя. Он наслаждается, возвышаясь над другими. Более того, ему приятно, когда им хоть немного хуже, чем ему, когда он находится в предпочтительном состоянии по сравнению с ними. Человек постоянно поверяет себя по окружающим, и только так выявляет, насколько ему хорошо.

Если эгоизм подвел меня к тому, что я хочу чувствовать себя выше всех и нуждаюсь в них только для того, чтобы ощутить свое превосходство, – как мне изменить эту природу и перейти в противоположное состояние?

Может быть, мне стоит воображать себе утопическую ситуацию, в которой я забочусь о ближнем и получаю от этого удовольствие, как мать, ухаживающая за младенцем? Допустим, я полюблю других так же, как она, и буду все время заботиться о них. Тогда, возможно, я почувствую в этом абсолютную самореализацию? 

Однако я не вижу никаких средств, чтобы достичь этого. Что меня к этому обяжет?

В действительности, человечество тысячелетиями размышляло над этим. На протяжении истории было написано много книг, предпринимались попытки осуществить нечто подобное – выстроить доброе окружение, сформировать соответствующие организации… Уже сотни лет назад утописты пытались создать в различных уголках мира условия для добрых взаимоотношений между людьми. Однако реализовать эти начинания так и не удалось.

По мере своего развития мы становились всё умнее, всё лучше познавали человеческую природу – и понимаем теперь, что неспособны приподняться над собственным естеством. Может быть, это и хорошо. Может быть, это даст нам нечто особенное. Но выстроить такое общество невозможно. Поистине, утопическая идея.

И потому в обществе мы ограничиваем себя законами поведения, чтобы не слишком вредить ближнему. У нас есть адвокаты, бухгалтеры, социологи, психологи, политики и пр. – и они упорядочивают социальные законы.

Мы объединяемся между собой, но для того, чтобы получать обслуживание. Например, муниципалитет заботится о порядке в городе, об уборке мусора и других службах, о детских садах, школах, домах культуры и т.д. Мы готовы считаться с нуждами каждого, и в таком случае, конечно, нам стоит объединяться. Ведь благодаря этому каждый платит сравнительно небольшую сумму за оптовые услуги. Эти вещи нам понятны – тем самым мы получаем реальную, вполне исчислимую пользу.

Но что касается эмоциональной, чувственной перемены в отношении человека, чтобы он по зову сердца считался с ближним, – с этим мы ничего не можем сделать.

И здесь мы приходим к пониманию того особого, кризисного состояния, в котором оказались сегодня. Это очень странный кризис, и по сути, он относится к взаимоотношениям между нами. В уже испробованных эгоистических формациях мы стремились отстраивать более комфортное для всех общество, так или иначе учитывать общие интересы. Мы понимаем, что чрезмерное количество недовольных приведет к столкновениям и непримиримым конфликтам, а это грозит братоубийственными войнами. Во все века мы отдавали себе отчет в том, что нашему эгоизму нужна хорошая узда, дабы мы не сожрали друг друга.

Однако всегда эти расчеты строились под "эгоистическим зонтиком" – мы понимали, что такова наша природа и что надо удерживать себя в определенных рамках. Пускай наш мир и переливается эгоистическими гранями, но требует единого механизма, чтобы предотвращать вспышки, которые грозят уничтожить всё достигнутое. Так человечество пришло к созданию Всемирного банка, ООН и других международных организаций, к более тесной коммуникации, к более полному учету интересов.

В особенности на протяжении последних ста лет мы поняли, что необходимо больше считаться друг с другом. Две Мировые войны показали нам, что никто не выигрывает на необузданной вражде – наоборот, в итоге от нее проигрывают все и платят за это дорогую цену.

Потому-то человечество и создало всевозможные круги и каналы связи. Есть даже "красные кнопки" в Москве и Вашингтоне, позволяющие наладить экстренный контакт в случае глобальной угрозы. Здесь существует своего рода доверие – просто потому, что сторонам ясно: из конфликта никому не выйти чистеньким и с наживой. Таким образом, понимая, что другого выхода нет, на базе накопленных вооружений можно выстраивать некое общение и коммуникацию.

С одной стороны, это всё еще эгоистический подход, а с другой стороны, такой поворот развития все-таки приводит к близости между нами. Хотя мы всё больше ненавидим и желаем прикончить других, нам становится понятно, что у них сил не меньше, а потому стоит считаться друг с другом.

Из 13-й беседы о новой жизни, 11.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Минимум страданий, максимум наслаждений

Бедный Запад

Одолжите мне свойство любви

Бедный Запад

каббалист Михаэль ЛайтманСравнительно недавно наступил глубокий и масштабный этап эгоистического развития, базирующийся на связях, которые породила промышленность и международная торговля. Предприниматели в развитых странах начали понимать, что если перевести производство в Китай или Индию, то рабочая сила обойдется им в несколько раз дешевле. Постепенно они перенесли свои предприятия в страны Третьего мира, обучили там рабочих и поставили их "к станкам".

Но вышла накладка: с одной стороны, это увеличило прибыли, а с другой стороны, западные страны лишились прежнего "контента". Какое дело владельцу завода, если уволенные им в собственной стране кадры стали безработными? "Пускай политики об этом волнуются, а моя забота – зарабатывать деньги". В итоге государству пришлось заботиться о миллионах людей, оставшихся без средств к существованию. Западные страны начали беднеть, залезать в долги и печатать деньги, не обеспеченные никакой реальной ценностью. Раньше они были привязаны к золоту и отражали реальные богатства, а теперь – нет.

Так и вышло, что развитые, процветающие западные государства обеднели. Обнищание их населения пока еще не очень ощутимо, но процессы накапливаются и постепенно выходят на свет.

Еще хуже то, что промышленники и торговцы международного уровня, богатея на многократно возросших прибылях от переноса деятельности в бедные страны мира, набрали большую силу и начали оказывать влияние на свои правительства в Европе и Америке. Таким образом ценности эгоистического обогащения, деньги поднялись на вершину человеческой пирамиды, и именно такие люди обрели власть надо всем.

В итоге мы пришли к своему последнему, финансово-экономическому кризису.

Вот к каким состояниям подводит нас эгоизм

А кроме того, поскольку в развитых странах прежняя структура общества разрушена обнищанием целых слоев населения, это негативно сказалось на воспитании, и вообще, на социальных отношениях.

В конечном итоге, мы приходим к всеобщему, глобальному кризису. Всеобщая взаимосвязь стала до того императивной для каждого, что и "богатые" страны-потребительницы, и бедные страны-производительницы большей части мировой продукции оказались в неразрывной общей сети. Ведь всё, что производится в Третьем мире, должно находить покупателя в старом, развитом мире. Но покупателей становится всё меньше, поскольку на Западе люди остаются без средств. В результате мировой кризис ширится и углубляется.

Из 13-й беседы о новой жизни, 11.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не топи других сегодня, чтобы завтра не потопили тебя

От самообеспечения - к специализации

Единственно верное решение – объединение

С какими организациями мы можем сотрудничать? (клип)

Что значит "изменить мир"?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Можем ли мы сейчас достаточно эффективно и быстро менять мир?

Ответ: Менять мир – это значит объяснять миру, каков он, и каким должен быть. Если  я исправляю себя и начинаю быть интегральной частью во всем этом объеме, в этой системе, то этим я меняю мир. Когда я начинаю объяснять всему миру, что с ним  происходит и каким образом мы должны меняться, чтобы привести мир к равновесию, я изменяю его.

Но в принципе я объясняю для того, чтобы люди сами менялись, – в этом нет никакого насилия. Я не могу заставить их, не могу придумать какое-то новое общество, "всунуть" их туда  и мир станет лучше. Никак!

Мы находимся на этапе, когда никакого другого изменения быть не может. Природа всё время гнала нас вперед. Мы думали, что мы меняем мир, а на самом деле мы просто подгонялись, что называется палкой к счастью. Мы всё время пытались что-то делать, и в итоге пришли к такому состоянию, когда можем идти к улучшению мира только через улучшение себя: нашим осознанием, разумным пониманием природы и связи с ней, равновесием с ней.

Из виртуального урока, 26.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Дай человеку то, к чему он готов

Балансируя на пути любви

Пилюля сладкая или горькая? Выбор за нами

Добраться до сути

каббалист Михаэль ЛайтманДоброе отношение между людьми, о котором мы говорим в рамках интегрального образования, надо распространять также на неживую, растительную и животную природу, от которых мы, в сущности, и питаемся.

А кроме того, такое же сбалансированное отношение надо выстроить к общему закону природы, поддерживающему и развивающему всю действительность, к "вселенскому двигателю", который приводит в действие всё.

Исследуя природу, мы, по сути, исследуем частные проявления этого универсального закона, до которого ученые так мечтают добраться. Они хотят изучить бозон – особую частицу, "стволовую клетку" в структуре Вселенной. Они хотят вывести формулу, которая опишет всю природу мироздания. Они чувствуют, что это существует, что без этого весь комплекс не может существовать. К этому, по сути, и тянется человечество.

Человек стремится постичь, где он находится. Внутренний импульс зовет его познать суть той действительности, в которой он пребывает, раскрыть ее истинную форму, ее движущую силу. Ведь от этого зависит мое прошлое и будущее, моя судьба. Из этого я пойму, как добиться успеха в своих делах. Если они будут соответствовать моему развитию, я преуспею и, возможно, даже ускорю процесс. А если идти в противоположном направлении или в сторону – в той же мере я терплю ущерб.

Такое уже бывало в истории и бывает в нашей жизни. К примеру, своим детям мы заранее можем сказать, чтó у них получится, а что нет, в чем они преуспеют, а в чем нет. Особенности характера, текущие условия и обстоятельства позволяют нам судить об этом и объяснять им свое суждение. Тем самым можно удержать человека от судьбоносных ошибок – и того же самого мы желаем себе.

В этом и заключается всё развитие науки. Дело не в новейших мобильниках и планшетниках – речь идет о том, чтобы понять суть нашей жизни: для чего и почему? Как в целом сделать ее лучше? Ведь человечество в беде: со всеми своими возможностями мы оказались в критическом состоянии, и эта ситуация просто не пристала человеку. 

Разумеется, знание общего закона, сближение с ним проложит нам курс и даст зеленый свет, чтобы понять, куда направляться, как выстраивать себя по-хорошему – на деле, ради нас и наших детей.

Об этом говорит множество ученых и экспертов. Это не мое личное мнение, речь идет об общей, глобальной природе, в которой действуют определенные законы. Мы изучаем эти законы с помощью различных научных дисциплин, и все они подводят нас к картине взаимосвязанного, "круглого" мира. Факт, что сегодня мы оказались в глобальном кризисе, хотя и не верили, что это случится. Нам казалось, мы можем поступать как заблагорассудится, и вдруг выяснилось, что это совсем не так: как ни рассуждай, а блага нет. Во-первых, я не вижу причин происходящего, а во-вторых, не могу заниматься самоуправством, потому что взаимосвязан с другими.

Глобальность и неразрывная взаимосвязь уже не подвергается сомнению. Факт, что сегодня мы испытываем ее последствия на себе, на своем кармане, на здоровье, на ситуации в мире. Разумеется, человек может сказать: "Не верю, не желаю об этом слышать". Ну что ж, с таким человеком я и не говорю.

А с другой стороны, в наше время ученые уже понимают, что все научные разделы взаимосвязаны. И понимание это насчитывает десятки лет – помимо того, что природа всегда была едина. Кто может отрицать обоюдное воздействие человека и окружающей среды при взгляде на климат, на океаны, на загрязнение и всё прочее? Всё едино.

Из 11-й беседы о новой жизни, 09.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Целостный подход

Раскрыть закономерность развития

Под зонтом единого закона

Питание: натуральный рацион

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каким должно быть подход к потреблению, чтобы обеспечивать физическое здоровье тела?

Ответ: К примеру, я болен диабетом легкой формы. Вызван он тем, что я люблю сладкое, люблю сахар. В природе есть фрукты, мед, но нет сахара. Если бы я не ел чересчур много сахара, то не заболел бы.

Существует очень много видов еды, которые мы производим только для того, чтобы пополнять чей-то банковский счет деньгами, и как следствие, больницы – пациентами. Человечество должно провести ревизию всей своей деятельности и постепенно вывести из употребления всё, в чем содержится яд: сначала обеспечить необходимые заменители, а потом прекратить производство.

Как мы сражаемся с курением, так надо сражаться со всем, что несет вред телу и здоровью. В природе имеется естественный набор ингредиентов: овощи, фрукты, мясо, рыба, вода… Вот им и надо ограничиться. Чего нет в природе, то, без сомнения, вредно для тела. И наоборот, что есть в природе, тому мы можем найти верное применение.

Вопрос: Сегодня подобное питание обойдется мне намного дороже, чем обычное…

Ответ: Я не говорю, что надо возвращаться к вегетарианству и натурализму, к чистой биологии без генетики. Здесь у нас нет выбора, ведь в таком случае мы не сможем прокормить человечество. Однако надо провести исследования и разработать необходимые технологии. Например, у меня есть приятель, который выращивает в пустыне Арава овощи и фрукты без химических добавок – он использует специальные бактерии, которые поедают вредителей.

Короче говоря, есть различные пути, но в первую очередь, надо всех обеспечить продовольствием – это ясно. Ну а затем постепенно мы будем продвигаться к экологичности.

Поэтому я и говорю, что интегральное образование должно охватывать все сферы нашей жизни, чтобы комплексно вести нас к исправлению и равновесию. Тем самым мы утверждаем здоровое, сбалансированное отношение ко всем видам человеческой деятельности. Эта революция в сознании и отношении отразится затем на технике, экономике, сельском хозяйстве и всем прочем.

Из 11-й беседы о новой жизни, 09.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Равновесие – означает здоровье

Гармония, которую мы создаем сами

Без принуждения и ограничений

Окружение как учитель

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как взрослые люди должны относиться к интегральному образованию? Ведь для них это означает возврат к тем временам, когда они сидели в классе перед учителем.

Ответ: Процесс идет через окружение: ты принимаешь его в качестве "учителя", который показывает тебе твою следующую ступень. И тогда, подставляя себя под его воздействие, ты меняешься.

К примеру, я слышал, что хорошо быть архитектором. Никакой тяги к этому я не испытываю. Я даже не знаю, хочется мне этого или нет. И все-таки слухи доходят хорошие. А кроме того, умные люди сказали мне, что оно того стоит, потому что профессия эта обеспечивает необыкновенное будущее. Тогда я завожу знакомства на факультете архитектуры, посещаю симпозиумы архитекторов, их рабочие собрания и пикники.

Все они рассказывают о строительстве зданий, придают этому большое значение, ценят "монументальность" своей профессии… И я проникаюсь этим духом, он действует на меня. Теперь я уже не равнодушен, у меня появляется свое мнение, и вот я уже думаю, как спроектировал бы здание сам. То есть я получаю от них желание, внутренне меняюсь – и в итоге иду учиться на архитектора.

Так происходит всегда. Откуда у нас появляются желания жить определенной жизнью, учиться определенной специальности или науке? От окружающих. Какой-нибудь сельский житель, лишенный доступа в интернет, выбирает между различными видами живности и земледелия – это всё, что у него есть. Каждый учится у окружения.

Мой отец так хотел, чтобы я научился музыке, что не давал мне смотреть детские фильмы и водил только на фильмы о великих музыкантах и композиторах. По правде сказать, в их жизни было мало хорошего, но я проникся величием этих людей, жертвовавших собой ради создания великих произведений. И это впечатление у меня сохранилось. Я не приобрел желание стать таким же, как они, но преисполнился уважением к тому, что они делали. Другой на моем месте, тоже захотел бы стать композитором, но моя природа оказалась иной. Таким образом, воздействие окружения сказывается на каждом по-своему – но сказывается. 

Подведем итог. В конечном счете, от нас требуется лишь одно действие, о котором сказано: "Все преступления покроет любовь". Все мы преступники – и над всеми преступниками нам надо развернуть "шалаш любви". Таким должен быть итог любого благого дела, которое мы хотим осуществить.

Тем самым мы приходим в равновесие со всей природой – и тогда не может быть, чтобы мы испытывали какое-либо плохое ощущение. Мы почувствуем себя выше неживого, растительного и животного уровня, над своей нынешней жизнью, на ступени, которая вся – любовь и совершенство. И это мы оставим своим детям.

Из 11-й беседы о новой жизни, 09.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Строим окружение для всех

Окружи себя добром

Кому ты себя вручаешь?

Три личности наставника

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как мы сами и человечество в целом придет к осознанию той неразрывной сети, которая связует всех нас воедино?

Ответ: Для этого мы углубляем связь с миром, с народом. Осознание придет через нас. Однако мы не должны изучать отдельные научные дисциплины. Осознать систему – значит осознать связь между всеми ее частями. И ты постигнешь ее благодаря тому, что еще больше отдашься распространению.

Нам нужно понимать массы: их натуру, их требование – и проявлять соответствующее, понятное им отношение. А внутри мы должны быть взрослыми наставниками, которые играют с детьми, имея четкое намерение – чего надо добиться этой игрой.

Вопрос: Должны ли мы, помимо добрых взаимоотношений с ближними, обучать людей законам интегральной системы?

Ответ: Этим воспитатель отличается от учителя. Учитель представляет факты, формулы, графики и т.д. Он передает ученикам результаты исследований. С другой стороны, воспитатель проявляет хитрость: он спускается на уровень ученика, становится таким же, как тот, а внутри держит намерение – сделать так, чтобы ученик стал другим и поднялся на новую ступень. Воспитатель двуличен, в нем есть две части: одна подсоединяется к воспитаннику, а другая хранит то состояние, к которому воспитанник должен прийти. Сам же по себе воспитатель – это уже третья личность, и ступень ее никому не известна.

Итак, наставник должен понимать ступень ученика и ступень, на которую тот может подняться. И тогда он дает ученику "линк" на новую ступень, вызывает в нем позыв к подъему. Эта особая работа, требующая чуткости, балансировки, хитрости, умения надевать различные маски. Тем самым ты предоставляешь ученику возможность проходить всевозможные состояния по отношению к тебе, к изучаемому материалу, к Творцу, к миру. А учеником зовется тот, кто готов принимать от наставника все эти формы и знает, что они идут ему во благо. 

В противоположность этому, учитель просто обучает учеников законам природы.

Что же касается связующей всех нас сети – разумеется, мы объясняем ее законы. Мы рассказываем о мире, в котором находимся, и обуславливаем современный кризис глобальной взаимосвязанной Природой, в которой человек играет ключевую роль. Именно на нем лежит вина за происходящее, поскольку он не спаян с Природой, – и чтобы решить эту проблему, мы должны объединиться. Само собой, всё это входит в нашу учебную программу.

Из урока по статье Рабаша, 08.04.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Занимательная методика

Учитель – это духовная система

Духовный метод воспитания

Неотрегулированный механизм (клип)

Балансируя на пути любви

каббалист Михаэль ЛайтманМы должны создавать между нами интегральную систему – формировать правильную "обертку", правильное окружение и тем самым воспитывать каждого. Так мы растим настоящего Человека, с человеческой ступени развития, – растим из тех "дикарей", какими являемся сегодня по отношению друг к другу.

Благодаря добрым взаимоотношениям, участию, обоюдности, взаимной отдаче, мы реализуем две формы поведения:

  • добрые взаимоотношения с людьми на человеческой ступени, в нашей плоскости;
  • добрые взаимоотношения с Природой, с ее общим законом взаимной отдачи и любви.

Именно исходя из этой общей Силы, Природа выстраивает весь процесс, через который мы проходим. И потому мы получаем поддержку и поощрение от двух факторов:

На обоих этих направлениях мы достигаем успеха.

Здесь возможны ошибки и разбалансировка. А ведь самое главное – относиться к природе сбалансировано. К примеру, "зеленые" заботятся только о флоре и фауне – и мы видим, что это не очень-то помогает им сохранить природу. Мы не можем сохранять ее без соответствующих, правильных взаимоотношений между людьми. Одно зависит от другого.

Когда человек становится лучше, это сказывается на всем: тогда он будет охранять также неживую, растительную и животную природу, используя ее только для пропитания, и не более. А в ответ и природа вернется в равновесие. Всё, что мы нарушили, уничтожая целые ее части, возродится у нас на глазах, и весь мир уравновесится.

А потому, выбирая из двух направлений – человек и природа, – сначала надо позаботиться о человеке, воспитать человека. От любви к человеку мы перейдем к любви, обращенной на природу в целом. Таков правильный вектор развития. 

Однако уже на стадии человеческих взаимоотношений нужно понимать, что в итоге мы должны прийти к равновесию с универсальным законом природы, с общим процессом, со всей нашей эволюцией. Отдав первоначальное предпочтение одному из двух факторов, надо принимать в расчет их оба.

Таким образом, я выстраиваю перед собой схему процесса: сначала обрести любовь к людям, а затем достичь всеобъемлющей любви, заложенной в природе. Тем самым я и завершу свое личное исправление.

Из 11-й беседы о новой жизни, 09.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Речь – мысль – действие

Строим окружение для всех

Целостный подход

Речь – мысль – действие

каббалист Михаэль ЛайтманИсправление, которое надо выстраивать над животной ступенью по направлению к человеческой, исходит не от моего тела, а от человека во мне. Однако осуществляю я его через тело, поскольку оно и есть мое средство исправления.

В своих отношениях с другими, во взаимосвязи, взаимодействии с ними – как негативного, так и позитивного характера – я действую посредством речи, мысли и действия.

"Речь" означает, что я должен убеждать себя. Это может быть внутренняя речь, поскольку человек все время разговаривает с собой, а также практическая речь по отношению к другим – о том, как и в каком направлении мы должны меняться. Ведь необходимость в отдаче, вплоть до достижения всеобщей любви, – это процесс, который мы обязательно должны пройти.

Что касается мысли, она, по сути, предваряет речь и действие. Сначала я должен сформировать именно ее. Она проистекает из внутреннего расчета, который я перенимаю у собственного естества, а также у окружения, общества, у своих наставников.

Таким образом, надо в первую очередь выстроить мысль, а потом перевести ее в речь. Но речь так и останется красивыми словами, пока я не придам ей "законную силу", укрепив действием. Это действие заключается в следующем: все часы, свободные от насущных забот о моих животных потребностях, я обязан посвящать учебе в рамках интегрального образования и воспитания, либо распространению, т.е. действию по отношению к другим. Задача – подвести всех людей к стандартному уровню, чтобы все жили достойной жизнью, по меньшей мере, над чертой бедности, в справедливом распределении, и никто не чувствовал себя ущемленным. 

Таким образом, и мысль, и речь, и действие должны быть направлены на построение нового, сбалансированного общества, в котором все живут на интегральном уровне, в аналоговой системе. В мысли я выстраиваю себя под воздействием окружающих, все время стремясь "подставиться" под более сильное интегральное окружение. Затем, сформировав внутри мысль, я осуществляю ее посредством речи – т.е. убеждения, системы агитации, в которой я нахожусь. А затем наступает черед действия, когда я оказываю практическое влияние путем воспитания и обучения, а также путем того, что поднимаю уровень жизни в мире, чтобы никто в нем не страдал от голода и лишений.

Такова, по сути, наша работа. И тем самым мы приходим к равновесию с природой – к той цели, которую должны постоянно подчеркивать. Равновесие между нами позволяет нам прийти в общее равновесие со всей природой, с ее универсальным законом – и в итоге мы создаем "круглую", совершенную систему.

На этом мы и завершаем эволюцию: наше развитие, начавшееся еще с возникновения жизни на Земле, достигает финального равновесного состояния. Это не значит, что тогда всё закончится и Солнце потухнет. До этого еще миллиарды лет, можно подождать. Здесь же речь идет о конце развития человека: если он приходит к равновесию с природой, к этой совершенной гармонии, то больше не испытывает со стороны природы никакого давления и живет совершенной жизнью.

Будем надеяться, что мы хотя бы подступимся к этому состоянию в ощущении. И уж точно мы подготовим его для своих детей и внуков. Это в наших руках.

Из 11-й беседы о новой жизни, 09.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Целостный подход

Балансируя на пути любви

Строим окружение для всех

Страница 308 из 401« Первая...306307308309310...Последняя »