Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Равнение на интегральность

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В психологии есть два основных направления: общегрупповая динамика, когда в процессе занятий участвуют одновременно все, и направление, когда людей делят на пары, малые группы, но потом они опять объединяются вместе. В интегральном обучении имеет место и то, и другое?

Ответ: Конечно. Главное – чтобы люди усвоили материал и в итоге соединились вместе, а также пришли к общему выводу или пониманию, что объединение может быть таким многогранным.

Реплика: В конечном итоге в каждом действии мы должны приходить общему объединению, к общей идее?

Ответ: Да. Но она может быть сформулирована разными людьми по-разному, поскольку у каждого из них индивидуальные ощущения. Они не могут отвечать штампованно одной и той же фразой. Один чувствует так, другой иначе, но в принципе внутри них образуется одна и та же модель, которая только выражается в разных стилях.

Реплика: Когда человек входит в какое-то действие, ему нужно предварительно немного "раскачаться", и в конце важно завершать процесс, а не прерывать. Но вы как-то сказали, что человека нужно приучать к тому, чтобы он в любой ситуации моментально "включал" интегральность

Ответ: Только не в начале его обучения. Всё приходит с опытом. Но это необходимо, потому что мы должны прийти к состоянию, когда любой момент времени для нас может быть новым, и мы всегда будем смотреть на мир через интегральные очки. Это необходимо.

Из беседы об интегральном воспитании, 26.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Многоуровневая педагогика

Интегральное обучение – в стиле каждого

Специфика формирования групп

Конкуренция – это хорошо? (клип)

От кризиса к счастью

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в Шяуляйском университете

Вопрос: Проблема в том, как нас воспитать, чтобы мы смогли применить интегральную методику. Но мы такие эгоисты, что уже ни у кого не можем брать. Вы хотите дать, а мы не берем. Маленький ребенок возьмет – он ведет себя естественно. А мы уже выросли, мы взрослые дети. Как научить нас брать то, что нам дают с любовью? Это ваша миссия?

Ответ: Я всего лишь считаю себя одним из многих разработчиков программы воспитания человека и общества. В рамках нашей академии на сегодняшний день насчитывается около двух миллионов человек в мире. Это большая армия людей, которые учатся, обучают, участвуют во всех мероприятиях: в разработке интегральной методики, в накоплении информации, в связях с учеными и так далее.

Вопрос: А они счастливы?

Ответ: Думаю, что да. Они ощущают себя частью интегрального мира, а это приносит человеку счастье. Мы являемся частью природы и устроены так, что если находимся с ней в равновесии, то получаем ощущение наполнения.

Вопрос: Когда мы будем в гармонии с самими с собой, у нас отпадет вопрос, откуда что-то взять, что делать и т.д. Мы не будем заботиться о том, что есть и пить, а только о том кому бы еще отдать, с кем поделиться?

Ответ: В принципе общество, возможно, когда-то достигнет и таких высот.

Но сегодня мы говорим о правильном взаимодействии между собой, потому как кризис вынуждает нас к этому. Вот конкретная задача – преодолеть кризис, который просто нас убивает.

Кризис будет продолжаться до тех пор, пока мы не уравновесим его. Он все время волнообразно развивается: вроде бы уходит и снова возвращается. И так он будет идти дальше. Поэтому наша ближайшая задача – уравновесить кризис. Я не смотрю слишком далеко вперед. 

И самое главное – это можно сделать только с помощью воспитания, добровольно. Ни в коем случае не может быть никакого принуждения – мы уже видели это при советской власти, когда людей насильно загоняли в колхозы. Ни в коем случае! Объединение должно быть только лишь после осознания необходимости, что нас вынуждает к этому природа, а не какая-то партия или методика. Только лишь природа!

Из лекции в Шяуляйском университете, 22.03.2012

Начальный толчок

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в Шяуляйском университете

Вопрос: Сколько нужно преподавателей и воспитателей интегрального курса и где они возьмутся в такие сроки?

Ответ: Если от работы освобождается большое количество людей, то они сами же будут обучаться интегральной методике, и сами будут преподавать и воспитывать других. Кроме того, у нас есть прекрасный инструмент – виртуальная сеть, куда сегодня можно войти и почерпнуть все знания об интегральном воспитании и образовании. А они постоянно пополняются, с этим нет никаких проблем.

Есть возможность организовать интегральные курсы при школах, в университетах, в различных клубах, домах культуры и отдыха. Этим можно заниматься даже дома. Это не проблема.

Главное – дать начальный толчок к пониманию, что мы находимся в кризисе, который можем преодолеть, и сделать свою жизнь полноценной при тех же ресурсах, только высвобождая из природы эту новую силу. Ничего не вкладывая, кроме своего добровольного участия, мы сразу же начнем чувствовать, как все вдруг уравновешивается.

Из лекции в Шяуляйском университете, 22.03.2012

Другое поколение

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в Шяуляйском университете

Вопрос: Не слишком ли рано молодежь втягивается в науку, в работу? Не отнимаем ли мы у них молодость, детство, юношество?

Ответ: Я уже дедушка. Сын у меня – издатель, старшая дочка – доктор биологии, младшая закончила философский факультет, работает в нашей системе.

Я не вижу у детей нашего поколения особо радостного детства. Они находятся под большим давлением: со стороны родителей – у родителей нет времени, нет терпения; со стороны школы – оценки, экзамены (с нашей точки зрения это все совершенно неверно); со стороны класса – борьба за власть, за влияние. Мы знаем, что происходит  в школах среди детей. Просто жалко их.

Счастливого детства уж точно у них нет. Они не знают, что такое счастливое детство. Может быть, нам кажется, что их детство счастливое. Но я не вижу в этом никакого счастья.

С нами работает психолог – большой специалист, в соавторстве с которым мы написали книгу. Он может рассказать, в каком состоянии находятся сегодня дети, и какими проблемами наполнено якобы их счастливое детство.

Тогда как, в соответствии с методикой интегрального воспитания, вы организуете детям группу их сверстников, в которой создается благоприятная обстановка, и они ничего не боятся. Они проводят время в обсуждениях с помощью "старшего брата" – группы, которая по возрасту старше их на год. Они находятся в благоприятной, доброй обстановке. Вот это и есть доброе детство. Там нет завоевания и власти. Наоборот, всё обсуждается, всё открыто, всё просто – детям там очень легко.

Они растут вместе с нами. У меня есть группа из 300 человек. Это взрослые, работающие, семейные люди. Уже много лет мы проводим с их детьми такие мастер-классы, и мы видим, что с ними происходит. Это совершенно другое поколение. 

Сейчас к нам обращается очень много школ, которые желают перейти на интегральную систему обучения. Они хотят взять эту методику и полностью ее адаптировать в школьной среде. Но мы не имеем отношения к государству. Мы – международная организация и полностью оторваны от правительства, поэтому не можем обратиться ни к нему, ни тем более к Министерству образования. Мы только лишь идём вот таким путем.

Интегральная методика оздоравливает школьную среду: ребенка никто не бьет, не учит ругаться, отсутствует конкуренция – кто сильнее, хитрее и прочее. На первый план выдвигаются совершенно другие ценности. Все это мы видим на практике.

Из лекции в Шяуляйском университете, 22.03.2012

Отличие интегрального воспитания от коммунизма (клип)

Научиться работать в коллективе (клип)

Сила, изменяющая человека

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в Шяуляйском университете

Вопрос: История показывает, что развитие человечества в течение десятка тысяч лет не смогло изменить природу человека. Какая сила может помочь это сделать?

Ответ: Есть такая сила в природе. Когда вы пытаетесь стать интегральной составляющей природы, вы вдруг начинаете получать какую-то силу, поддержку. Это закон природы. Природа словно идет вам навстречу.

Это не мистика. Я очень далек по роду деятельности от разных мистических объяснений. Мы просто видим это. Нам надо пытаться быть интегральными так же, как ребенок, который хочет стать взрослым, – он просто играется во взрослого.

В чем заключается интегральная методика? Собираются люди, слушают сначала курс интегрального образования, а потом входят в кружок интегрального воспитания. В процессе воспитания мы начинаем практически создавать из них одну общую конструкцию.

Когда люди, собираясь вместе, выясняют внутренне психологические проблемы соединения между собой, создание одного общего желания, общих мыслей, они вдруг начинают чувствовать какую-то силу, поддержку. Эта сила, поддержка образуется именно в группе, в коллективе, который практикует методику интегральной связи. При этом мы возбуждаем скрытую силу, существующую в природе, которую мы, как эгоисты, единоличники, не замечаем, игнорируем. А когда собираемся вместе, она начинает проявляться. Эта сила и способна нас менять.

Из лекции в Шяуляйском университете, 22.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Настроиться на другой фокус

В поиске новых ощущений

Цель, придающая силы

Работа – центр жизни?

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в Шяуляйском университете

Вопрос: Если половина человечества не будет работать, то не возникнет ли противоречия между теми, кто работает и должны отдавать тем, кто ничего не делает, а только все время учится?

Ответ: Во-первых, надо смотреть и на тех, кто работает, и на тех, кто учится, как на всех, принимающих участие в одном и том же деле.

Не будет такого понятия "работает - не работает". Согласно нашим исследованиям и статистическим данным 1-2% населения Земли могут создать для нас все необходимые продукты питания, а еще 6-7% людей – все остальное, что нужно человеку. Все необходимое, понимаете? Допустим, это 10% от всего человечества. А все остальные люди? Что с ними делать? Уничтожить?

Нам надо понимать, что человек должен работать совсем не так, как он работает сегодня. Никогда не было такого, кроме последних пары сотен лет, чтобы  человек работал с утра до ночи. Работа стала для него самым главным. Рядом с предприятиями для удобства организуются детские садики. И вообще работа вдруг получила статус центра жизни.

Но почему так должно быть? Почему человек не может выйти поработать только два часа в день, а остальное время заниматься? Причем он занимается самообразованием, интегральным воспитанием. Он включается в этот процесс, и каждый раз, каждый день, по мере своего изменения, должен приводить себя в большее равновесие с природой. И это постоянное обновление. Мы обязаны будем это делать. Никому не надо ничего отдавать, все в этом равны.

Сегодня, общаясь с человеком, ты первым делом выясняешь: кто ты, где ты, какая специальность, сколько зарабатываешь – вот всё, что нас интересует. Но сейчас мы приходим к другому обществу. Ни земля, ни природные ископаемые, ни экология (насколько мы ее уже засорили) не позволят нам дальше так вести себя. Мы уже видим это. 

Мы ни в коем случае никого не убеждаем, как все остальные ученые, что нужно сделать так, а не иначе, а просто предлагаем одно из возможных решений. Будем рады услышать еще другие предложения. Мы тоже находимся в постоянном поиске, дополняя эту методику новыми и новыми данными.

В общем, это исследовательская работа. Если бы вы спросили меня 10 лет назад, то услышали только маленькую часть того, что я говорю сегодня, к тому же очень многое мы узнаем от наших коллег по всему миру, с которыми находимся в тесном сотрудничестве.

Из лекции в Шяуляйском университете, 22.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вечная работа

Голод или процветание?

Методика исцеления

Индивидуальность и общность

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в Шяуляйском университете

Вопрос: Литва небольшая страна – нас только три миллиона. Мы очень бережем свой культурный менталитет, родной язык, этнические корни. Поэтому мы озабочены, не растворимся ли мы в мире, если будем всё больше интегрироваться с ним?

Ответ: Я вас прекрасно понимаю. Я жил в Литве еще в те годы, когда здесь чувствовался сильный пресс со стороны вашего большого соседа – России. Я понимаю вашу тревогу за свой народ, за государство, за идентичность, идентификацию.

Но мы говорим о том, что нужно чувствовать себя не единоличником, отдельным, противоположным, ненавидящим, далеким от соседа, а, наоборот, ощущать общность со всеми. Мы говорим о том, что человек – часть общего мира и должен в нем соответственно работать, как маленький орган в одном едином организме.

Разные органы тела – сердце, легкие, почки, печень –  работают каждый в своем направлении, но все вместе подчиняются одному определенному закону, и потому тело живет. В нем происходит масса противоположных процессов, но все они равно согласованы одним общим управляющим действием.

Поэтому интегральное движение вперед, которое заставит нас, весь мир быть глобальным, ни в коем случае не отрицает индивидуальность ни человека, ни страны, ни народа, ни нации, ни общества. Ни в коем случае!

Индивидуальность сохраняется, как сохраняется уникальность каждой клетки или каждого органа тела, но именно потому, что они гармонируют со всем остальным телом, и тогда это тело живет.

Тогда  и наш Земной шар имеет возможность существовать, а в нем уже – каждая нация, каждый народ, каждое государство, которые имеют свою культуру, свои обычаи, устои и т.д. 

Я часто слышу, что у людей возникает страх: "Я должен себя полностью отменить? Меня словно не будет? Я должен полностью отдать всего себя другим и обществу?"

Нет, ни в коем случае! И то же самое у страны или у народа – сохранять все, что у вас есть!

Когда вы занимаетесь интеграцией, то внутри вы создаете здоровое нормальное общество, а снаружи доброжелательно контактируете со всеми остальными.

Как сердце и легкие – они разные, но работают в содружестве между собой для поддержки всего организма. То есть интегральное направление, объединение не приводит к нивелированию, к аннулированию индивидуальности.

Из лекции в Шяуляйском университете, 22.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Интервью литовскому порталу DELFI

Сделать чужого – своим

Нужно ли сохранять свою культуру? (клип)

Доказательства разумности природы (клип)

Прогрессивная форма эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в Шяуляйском университете

Вопрос: Сначала человеческий эгоизм был движущей силой прогресса, а потом стал тормозом развития. Что теперь станет движущей силой нашего развития?

Ответ: Человеческий эгоизм не против развития.

Надо понимать форму, которую он сейчас принимает. Мы и дальше будем продвигаться с эгоизмом, но так чтобы пользоваться им в связи с другими: не мелко единолично для себя, отталкивая остальных, а приобретая другую, интегральную форму.

Вы видите: мы отторгаем семью, отторгаем детей, отторгаем соседей. Мы создали такое общество, где мне ничего не надо! Я захожу в супермаркет, потом разогреваю полуфабрикаты в микроволновой печи, и мне не нужна жена. У меня есть стиральная машина, микроволновая печь, у меня есть всё. Мы создали для себя такое замкнутое окружение, потому что наш эгоизм сделал нас индивидуалистами.

А сейчас, наоборот, эгоизм принимает "круглую", интегральную форму. И если мы поймем, что это – его следующий уровень, то эта сила, если мы будем соответствовать и помогать ей, приведет нас к новому уровню развития – интегральному. Тогда мы начнем ощущать следующий уровень природы.

Дело в том, что сейчас мы воспринимаем всё только через наши пять органов чувств. Это – пять материальных органов чувств в моем теле. А мое тело – это животный уровень развития материи, и только через него я воспринимаю информацию и получаю впечатления от того, что меня окружает.

На самом деле, согласно научным данным, нас окружает намного больший объем информации. Мы просто этого не постигаем, потому что наши органы чувств индивидуальны – они не способны воспринимать глобальную природу!

Но когда мы выйдем на уровень, на котором наш эгоизм станет более интегральным, мы начнем чувствовать природу в ее истинном интегральном виде.

Нам раскроются совершенно новые поля, взаимодействия, силы управления! Мы начнем чувствовать то, что, по крайней мере сегодня, мы еще не понимаем и не знаем:  откуда появляются все - причины и следствия, т.е. наше причинно-следственное развитие. 

Мы сможем увидеть это в природе, потому что все это заложено в ней. В ней находится огромный объем информации, который мы пока еще не можем воспринять именно потому, что не соответствуем ей. Мы представляем собой неправильные сенсоры восприятия, понимания и осознания природы.

Интеграция между собой открывает нам путь к созданию нового инструмента познания. Но это уже относится к теории познания.

Из лекции в Шяуляйском университете, 22.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Извечный вопрос

Движение к интеграции

Четыре этапа развития человека

Извечный вопрос

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в Шяуляйском университете

Вопрос: Если вдуматься в слово "интегральный", то получается синоним слову "коммунистический". Вы очень красиво описали картину будущего человечества через воспитание, образование и изменение человеческого сознания. Но я не представляю,  как можно перевоспитать военных, работников военно-промышленного комплекса и вообще всю систему?

Ответ: Очень глубокий и краеугольный вопрос.

Дело в том, что методика интегрального воспитания и образования, действительно,  очень похожа на коммунистические идеи. Она тоже, вроде бы, призывает сближаться, всё вместе строить, уравнивать всех во всем и т.д. Лозунги те же, но суть совершенно иная.

Во-первых, если рассматривать коммунизм, то это была отвратительная попытка насильно воссоединить людей и заставить их выполнять то, что было нужно небольшой горстке людей, захватившей власть.

В интегральном взаимодействии все иначе – все идет только через воспитание человека, когда он осознает, что природа вынуждает его стать другим, войти в равновесие с ней.

Ведь любые законы: законы физики, особенно термодинамики, и прочие законы построены на равновесии. Природа всегда стремится к уравновешиванию.

Те формы природы, которые находятся с ней в естественном взаимодействии, в этом не нуждаются. Неживой, растительный и животный уровни инстинктивно существуют в равновесии, потому что выполняют внутренние указания своей природы, и больше ничего.

Человек, отличающийся от других наличием разума, начинает злоупотреблять этим и эгоистически подминать под себя природу в той мере, в которой он выше животного уровня. Выходит, что человеческий довесок в нас – фактор отрицательный, мы этим губим себя, все общество и окружающий мир. Вопрос только в том, как его исправить на интегральный, поскольку мы уже вышли на этот уровень. 

Изменить природу практически невозможно. Для нас – это очень сложно.

Однако мы видим, как наш эгоизм сегодня подошел к необходимости быть интегрально взаимосвязанным. Мы видим, как государства начинают постепенно  понимать, что они не могут существовать друг без друга. На фоне противоречий, на фоне всевозможной ненависти начинает возникать осознание, что необходимо быть связанными.

Это четко проявляется в Европе. Она показательна в этом отношении, потому что страны ЕЭС уже готовы быть экономически связанными, хотя бы для того, чтобы выиграть.

Из лекции в Шяуляйском университете, 22.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прогрессивная форма эгоизма

Очарование коммунизма

Исправленный – значит объединенный

Интегральная матрица восприятия

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в Шяуляйском университете

Вопрос: Вы являетесь представителем концепции интегрального образования, но мы знаем, что современное общество накапливает массу знаний. Говорят, что каждые 3-4 года количество знаний удваивается. Мы часто занимаемся тем, что передаем знания, которые были созданы, положим, 10 лет назад, и формализуем этот процесс. Как можно соединить новейшее инновационное знание с вашим методом обучения?

Ответ: Я уже рассказывал о том, что у нас есть детские группы интегрального воспитания, в которых дети занимаются с шестилетнего возраста. К 12-13 годам они уже способны понять и правильно воспринять практически любые знания. Меняется матрица их восприятия – она становится интегральной. Их ничего не пугает, они не замкнуты. Преподаватель не выдает им "в лоб" какие-то знания. Это все воспринимается ими, как одна система природы, дополняющая все время одну и ту же картину.

Например, несколько наших ребят 13-14 лет уже окончили первый курс университета. Они параллельно заканчивают учебу на аттестат зрелости и одновременно с этим  учатся в университете. Есть такая возможность, такой пункт в законе государства, разрешающий это. Они прекрасно сдали экзамены. И занимаются они не отдельно, а вместе в группе, вместе готовятся дома, пишут работы и т.д.

Я считаю, что сегодня ничего нельзя сделать, не изменяя человека. Формальная подача знаний, когда ты вбираешь их в себя в очень узкой области, не дает возможности двигаться дальше. Это мы видим на практике.

Из лекции в Шяуляйском университете, 22.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

На смену заскорузлому обучению

Плюс для нашего общества

Лучший из всех примеров

Правильная шкала оценки человека (клип)

Страница 311 из 401« Первая...309310311312313...Последняя »