Вопрос: Есть такой тип людей, которых я называю "молчуны". Они все время молчат в процессе нашего взаимодействия на уроках, а потом в один прекрасный момент вдруг уходят. Затем возвращаются. Но, тем не менее, как с ними быть?
Ответ: Они обязаны будут активно участвовать в занятиях по интегральному образованию, потому что должны фронтально изучать историю эгоистического развития, психологию поведения в семье, в обществе и т.д., – и все это на каббалистических основах.
В принципе, у наших товарищей есть эти знания. Им надо просто оформить все это в один единый пакет. Это будет совсем не сложный и не длительный курс.
Но параллельно им нужно пройти курс по воспитанию, где они будут проводить между собой обсуждения, устраивать суды, всевозможные особые игры. И в них каждый "молчун" должен будет участвовать наравне с остальными, начиная именно с вербального общения, а затем и внутренне. Тут им уже не будет возможности никуда увильнуть. Причем есть люди, которые действительно молчуны, но они прекрасно усваивают материал вместе со всеми и многое ощущают, а их поведение – такая скромность внешнего выражения.
Следует учесть, что уровень развития, который мы сейчас должны достичь, предполагает свободное участие человека в личностном внутреннем процессе развития и здесь нельзя проявлять насилие.
Если мы играем, то потихонечку вводим такого "молчуна" в игру. Естественно, есть такие люди, которые рвутся вперед: "Я, я, я!". А есть такие, которые сидят, и как бы ты его ни тянул, он упирается и ни в коем случае не хочет выходить и брать на себя какую-то активную роль. Надо принимать во внимание эти естественные, исходные, исконные человеческие свойства и щадить человека. Я не считаю, что это надо исправлять. Надо просто использовать такого человека на других работах.
Из 14-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011
Вопрос: Сегодня, нормального человека, живущего своей жизнью, ничего не интересует, кроме бытовых вопросов. Что заставит его заниматься на интегральных курсах, если ему тяжело учиться? А ведь он должен приобретать очень много разнообразных знаний. Как нам заинтересовать человека?
Ответ: Я не думаю, что это очень сложно, потому что мы рассказываем ему о нем самом, о его быте, об обществе, в котором он живет. Мы ему практически объясняем то, что он видит и где находится. Мы не даем ему ничего теоретического.
Проблема в образовании возникает тогда, когда вы чисто умозрительно рассказываете человеку о каких-то действиях, законах, а он их не видит, не наблюдает, не имеет с ними никакого дела. Или даже, может быть, видит, когда вы показываете ему какой-то прибор и объясняете, как он работает, а человек не понимает.
Здесь вы объясняете ему как бы на пальцах: это мама, это папа, ребенок, бабушка, а это супермаркет, работа и так далее. Вы ему показываете взаимодействие всей системы, насколько она порочна, насколько природа требует от нас глобальности, интегральности. Вы ему рассказываете о теле: как работает организм, в чем заключается проблема, когда он выходит из равновесия (это все наши болезни), как мы его приводим в равновесие с помощью всевозможных химических добавок, потому что мы всего-навсего "мешок" с электролитами.
Вы объясняете ему, что он собой представляет и где он непосредственно находится. Это близко каждому человеку. Поэтому я не думаю, что в правильном курсе интегрального образования кто-то увидит какую-то сложность. По крайней мере, даже наши дети воспринимают это абсолютно естественно и все быстро схватывают.
Поймите, что в итоге мы говорим о душе человека, о том, что в нем самое внутреннее, самое сокровенное, самое близкое ему. Если мы правильно разворачиваем перед ним картину его природы, то он ее ощущает и понимает.
Он понимает, что говорится о чем-то очень важном для него – о нем самом. Причем объясняется, как убрать все отрицательные ощущения, все проблемы, достичь чего-то такого, что невозможно приобрести ни за деньги, ни за усилия, а именно так – через включение в воспитание. Не в образование, а в воспитание.
Воспитание – это обсуждение изучаемого материала в процессе общения людей между собой, когда они своими взаимными вопросами и ответами, выясняют то, что проходят. Это осуществляется на практике, не спеша, в свободной дискуссии. Не думаю, что есть кто-то в мире, кто не способен узнать что-то о себе в таком виде. Кроме того, мы готовим для этого большое количество всевозможных видов передачи информации: это и музыка, и стихи, и книги, и романы, и кино, и клипы, это небольшие устные и письменные объяснения.
Я не видел еще такого примера, чтобы человек не мог это воспринять. Наоборот, такую информацию, в отличие от всех других учений и наук, каждый человек будет воспринимать, как нечто свое личное.
Из 14-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011
Вопрос: Можете ли Вы нарисовать простому человеку идеальную картину того, насколько ему будет хорошо, если он начнет учиться на курсах интегрального воспитания?
Ответ: В первую очередь, наш основной курс включает объяснение всей эволюции человечества: к чему мы приходим, почему сейчас возникает необходимость избавить человека от лишней работы, несостоятельность дальнейшего эгоистического развития, с которого мы падаем. Мы развивались словно по кривой вверх, а в ХХ веке произошел очень резкий скачок: мы вдруг ощутили перенасыщение, когда больше уже ничего не хотим, и не знаем, что делать дальше.
Теперь перед нами есть две возможности: срыв вниз и крушение или постепенное уменьшение наших потребностей и избавление от излишеств до уровня разумного потребления, но не ниже необходимого.
Когда ты объясняешь все эти проблемы, включая проблему с экологией, с ресурсами Земли, с бесконечностью эгоизма, человек все начинает понимать: он видит, что иного выхода нет. Сегодня, когда он читает или слышит что-то о проблемах Европы или Америки, он ощущает эту безысходность.
Сегодня весь современный мир – Америка, Европа, Китай – эти три огромные страны входят в такой кризис, из которого нет выхода. И нигде, ни в каком месте в мире никто не может похвастаться, что находится в противоположной фазе развития. То есть мы видим, что другого пути нет. Мы должны показать человеку необходимость иного пути развития. Выход из кризиса заключается в большей интегральности, в подобии с природой.
Реплика: Но все-таки, когда Вы говорите об интегральности, надо посластить это объяснение, дать человеку "конфетку"...
Ответ: Все самое приятное, здоровое, цельное, благостное, безопасное исходит от нашего равновесия с природой. Сегодня природа предлагает нам только одну единственную картину – картину полной интегральной взаимосвязи между нами и с ней. Невыполнение нами условий Природы мы будем ощущать как большие неприятные отрицательные воздействия, вплоть до войн, уничтожения, эпидемий и т.д. Так что, у нас нет другого выхода. Это все можно показать, объяснить.
Дело в том, что людям некуда деваться. Процесс распространения каббалы, методики интегрального преобразования человечества – это длительный процесс. Мы должны выполнять его терпеливо, на всех континентах, и тогда постепенно человечество это увидит. Это будет происходить наряду с неизбежными ударами, иначе люди не обратят внимания на то, что мы предлагаем.
Но мы не должны ждать ударов. Мы должны как можно ближе пододвигать к людям лекарство. Но если они его не заметят, тогда будет небольшой удар, на который они уже обратят внимание, и большие удары не понадобятся.
Из 14-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011
Информация о самом сокровенном
Мнение (Н. Шлемова, к.ф.н., МГПУ): Главная проблема всей системы российского образования, с дошкольного до высшего включительно, заключается в том, что она не учит человека мыслить, не учит пониманию, за отсутствием самой методологии такового, и диалогической структуры, система образования авторитарна, рассчитана на пассивное восприятие учащимися информации, в ней отсутствуют алгоритмы, механизмы, парадигмы понимания, творческого осознания и развития получаемых знаний.
Развал системы среднего и высшего образования свидетельствует о последней стадии общемирового кризиса собственно человеческой природы. Слом системы образования, которая есть стержень развитого общества, свидетельствует о серьезном сбое в ментальной эволюции человеческой расы, являющейся главной задачей на данном этапе её развития: развитие ментального тела в масштабах всего человечества.
Реплика: Переход к новой стадии развития предполагает отрицание старого, вплоть до состояния невозможности существования в нем, но и видение нового, причем, явного, ясного, не надуманного, а практически ощущаемого, просчитываемого, планируемого, не революционного-порывистого, а основанного на его необходимой форме. Практически все отрицают имеющееся, но не видят ему замены. - Наше распространение интегрального воспитания должно стать более конкретным.
Цель образования - помочь найти призвание в жизни
Вопрос: В зависимости от наших общих усилий по объединению и распространению, изменяется и вся остальная часть мира. Существует ли обратная связь? Допустим, если мы сейчас соберемся, создадим курсы для масс, станем объединять этих людей, количество их естественно возрастет. Это, соответственно, повлияет на нас, на нашу возможность скорейшего продвижения, объединения? Это взаимосвязанные процессы?
Ответ: Несомненно. Мы получили возможность продвигаться вперед, чтобы повести за собой все человечество. Без нас оно не двинется вперед, а мы только ради этого и существуем. То есть, с точки зрения природы, в нас нет никакой необходимости. Мы – как буфер, который должен согласованно работать с природой и с тем остальным человечеством, которое само не может устремиться к цели.
Поэтому мы обязаны быть вместе с ними, с этими семью миллиардами. Мы обязаны создавать для них методику, пытаться приблизиться к ним, доступно объяснять и организовывать все в таком виде, чтобы им было легко, приятно, удобно, понятно, радостно. Нам надо увлечь их за собой, причем ненасильственно, потому что движение вперед с их стороны обязано быть добровольным, осознанным.
Мы должны все время поднимать их в развитии, чтобы они осознавали необходимость движения вперед, и тогда они будут продвигаться. В принципе, все наше воспитание направлено на то, чтобы довести человека до осознания необходимости личного развития.
Из 14-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011
Вопрос: Мы говорим, что благодаря нашему объединению, изменилась обстановка: стало спокойнее, меньше террористических актов. Если нас услышит какой-нибудь работник спецслужб, он скажет: "Секундочку! Мы здесь вкалываем с утра до вечера, нейтрализуем террористов, поэтому ситуация улучшилась из-за нас, а не из-за того, что вы объединились". Что мы можем ответить этому скептику или лучше ему не возражать?
Ответ: Я, как правило, не вступаю ни в какую полемику ни с кем. Пусть говорят – неважно. Если им кажется, что они этим делают лучше, пусть будет так.
Кроме того, я вообще не считаю, что можно заменить такие службы, как безопасность, охрана и т.д., потому что человечество само по себе еще далеко от того, чтобы сознательно двигаться вперед. И те люди, которые хотят причинить ущерб, обязаны наталкиваться на организованную охрану общественного порядка.
Мне нечего ему возразить, он не видит и никогда не поймет того, что мы делаем, если сам не придет к нам на курсы.
Из 14-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011
Вопрос: Как Вы видите реализацию курса интегрального воспитания? Должен ли он изучаться сначала в наших группах?
Ответ: В наших группах мы уже проводим начальные курсы интегрального воспитания, образования. Уже сейчас мы начинаем открывать учебный центр "Поручительство". Я призываю участвовать в нем абсолютно всех. И те люди, которые будут в нем участвовать, после такого курса будут готовы стать преподавателями и воспитателями, в зависимости от их наклонностей. Есть люди, которые склонны преподавать, есть – которые склонны воспитывать, создавать группы, проводить дискуссии, обсуждения и т.д. Это два направления: они дополняют друг друга, но идут параллельно.
Мы желали бы видеть всех наших учеников во всех странах мира воспитателями и преподавателями, потому что человечество, я надеюсь, в ближайшее время осознает, насколько оно в них нуждается, и эти люди наверняка будут загружены работой выше своих сил.
Из 14-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011
Европейский конгресс. Предварительный урок
Сегодня мы поговорим о кризисе, охватившем все человечество и о возможном его решении, которое выдвигается методикой интегрального воспитания.
Сейчас человечество вошло в сложный период и оказалось в таком состоянии, когда чувствует себя абсолютно потерянным.
По крайней мере, люди, занимающиеся проблемами общества, семьи, воспитания, образования, социальными, государственными и общественными проблемами, не могут найти решение тех проблем, которые сегодня возникают и в каждом человеке лично, и в обществе, и в государственной деятельности. Мы оказались в каком-то непонятном состоянии.
Но в последние годы (70-80 лет) ученые начинают догадываться, что происходит. Начиная с 20-х годов прошлого века, появились первые статьи о том, что мир входит в абсолютно иную область развития, поднимается на совершенно другой уровень – уровень интегрального развития. Об этом писали многие исследователи. В 60-х годах прошлого века об этом говорил знаменитый "Римский клуб", а затем много остальных ученых и коллективов.
А сегодня в процессе развития кризиса мы подошли к очень глубокому состоянию, из которого не можем найти выход.
Раньше кризис затрагивал только проблемы воспитания и образования детей. Мы были недовольны тем, что происходит, но как-то мирились с этим, хотя и видели, что школа не воспитывает детей, что наши дети страдают от жестокости, насилия, плохого обращения в школе. Но мы это терпели.
Потом мы начали замечать, как люди вдруг перестают заботиться о семье, начинается распад семьи, чего не было 100-200 лет назад. Если на протяжении всей истории человечества было принято, чтобы человек жил в семье с родителями, затем сам создавал семью, потом – его дети, и все они объединялись в общий дом, то сейчас всё это претерпевает критическое падение. Люди начали разводиться, дети отдаляться от родителей, люди не хотят выходить замуж и жениться, заводить детей. Это настолько вошло в норму, что сегодня человек совсем не желает создавать семью. Это тоже кризис, ведь такое явление совершенно неестественно для нас – людей.
А что же будет со следующими поколениями? Мы уже сейчас стоим перед демографической проблемой, когда стариков становится больше чем молодых. И неизвестно, кто их будет обеспечивать в старости. А что будет с вами, если у вас нет детей? Кто будет поддерживать вас?
Люди даже не задумываются о том, что одно поколение поддерживает другое. Необходимо минимум три поколения: старики, родители и дети, чтобы они поддерживали, воспитывали друг друга, передавали знания, домоустройство, чтобы молодые заботились о стариках, а старики передавали молодым опыт и устои жизни. Этого тоже нет.
Затем появились проблемы с наркотиками, с депрессиями, причем настолько сильными, что сегодня, как констатируют врачи, депрессия является первой болезнью века – и не только сама по себе, а по тем последствиям, которые она вызывает. Причины большинства заболеваний в мире, их корни лежат в депрессии, в очень сильных тревогах, в отрешенности, в потерянности человека.
Последний кризис включает кризис и в науке, и в образовании – во всем.
Кризис науки начался с того, что мы перестали верить в нее. Когда-то мы думали, что с помощью науки мы достигнем хорошей жизни, поднимемся в космос, завоюем его, расселимся на других планетах, что впереди у нас неограниченные возможности. И вдруг мы закрываем все космические программы, нам уже не интересен космос, мы уже не думаем, что что-то найдем там. В итоге всё сворачивается.
Человек ощущает себя подавленным – ему ничего не хочется.
Самый последний кризис – это кризис экономический. Он самый сложный, самый тяжелый, потому что касается всех сторон нашей жизни. Питание, обогрев, здравоохранение, безопасность – всё держится на экономике. А экономика отказывается работать, она уже не работает, и мы сами не знаем почему. Закрываются предприятия, раздуваются "мыльные пузыри" всевозможных неправильных обращений с деньгами. И всё, что по нашим расчетам должно было развиваться хорошо, с пользой для нас, оборачивается против нас.
Но что интересно – никто не может с этим справиться: ни выдающиеся экономисты, ни политики, хотя все мы готовы им помогать, потому что без экономики мы просто не проживем. Получается, что мы не знаем, что с этим делать. Собирается огромное количество политических деятелей самого высшего ранга, главы государств: G8, G20, и ничего не могут решить. Они не знают, что делать.
Из предварительного урока Европейского конгресса, 22.03.2012
Европейский конгресс. Предварительный урок
Мы всегда в какой-то степени знали, что делать, куда идти. Всегда нас природа подгоняла сзади: мы хотели развиваться, делать больше, шире, развивать технику, технологию – всё, что только можно.
А сегодня – нет, мы ничего не хотим. Мы как-то заглохли, притихли. Наш эгоизм, который на протяжении всей истории человечества являлся его движущей силой, перестал работать. Он не вызывает в нас никаких побуждений, не подталкивает нас вперед. Мы прошли много формаций в обществе, мы развивались, строили, создавали, делали революции. Человечество всё время пыталось что-то сделать, идти вперед. Мы были в поиске.
А сегодня поиска нет. Мы не имеем никакой парадигмы, никакого уверенного четкого плана – что мы хотим, куда развиваться. Это то, что характеризует наше время.
И самая главная проблема, что это касается абсолютно всех. Такого в мире никогда не было. Все страны и континенты: Океания, Азия, Северная и Южная Америка, Европа, Дальний Восток, Япония, Китай, Африка – развивались каждая по-своему, каждая в своем темпе и не так уж зависели друг от друга.
И вдруг мы оказались настолько зависимыми, что эта проблема стала глобальной. Мы очутились в мире, где всё взаимосвязано. Мы не желаем этого, но взаимосвязь такая четкая, что проявляется каждый день и касается буквально каждого из нас. Если где-то в мире что-то происходит, то это обязательно и очень быстро сказывается на нас. Мы видим, что происходит с биржами в Нью-Йорке, в Токио, в Германии, во Франкфурте, что происходит с нефтью, с металлами… Если где-то произошло землетрясение, ураган или "проснулся" вулкан – всё это отзывается на всех. Мы находимся в таком зыбком мире, что даже не представляем, что делать дальше.
Если мы начертим простой график - развитие эгоизма по оси времени, то увидим, что все время мы развивались более-менее равномерно, и только в ХХ веке наше эго резко выросло. Мы рванули вперед во всех областях жизнедеятельности: в технологии, в образовании, в воспитании, в покорении земли, в освоении космоса. И вдруг мы очутились на "прямой". Мы достигли эгоистического максимума, и он нас больше никуда не толкает. К этому состоянию мы пришли, начиная с конца прошлого века.
Это очень серьезная проблема, которой занимаются большие люди и большие умы. Но сегодня мы уже приходим к ее исследованию, пониманию, начинаем осознавать, что же произошло.
Из предварительного урока Европейского конгресса, 22.03.2012
Европейский конгресс. Предварительный урок
Дело в том, что эгоизм, постоянно развиваясь, подгонял нас вперед. Мы всегда хотели чего-то нового, всегда за чем-то гнались. Сегодня он стал пологим, достиг своего максимума, и самое главное, он стал глобальным. Он замкнулся на себе.
В итоге мы стали замкнутыми между собой и абсолютно зависимыми друг от друга. Мы образовали между собой замкнутую аналоговую систему, где каждый человек настолько зависит от других, что через цепочку из четырех знакомых каждый из нас связан со всеми людьми в мире. Более того, сегодня можно даже не воевать, а просто отключить какое-либо государство от взаимодействия с другими странами - и оно сразу же падает, поскольку не может существовать в одиночку.
Такого никогда не было. Государство могло изолировать себя от всех остальных, и было самодостаточным. Оно могло существовать само по себе. У него было достаточно ресурсов для производства энергии, питания, всего необходимого для населения, и не было никаких особых проблем.
А сегодня мы ничего не можем сделать, если мы не связаны с десятками других государств. Мы должны покупать, продавать, обмениваться товарами, непрерывно получать, посылать и т.д. То есть мы стали глобальными, мы стали замкнутыми. И это не было бы проблемой, если бы одновременно с этим мы изменялись сами.
Выходит так, что мы остались теми же эгоистами, индивидуалистами, а мир стал глобальным, замкнутым и получилось несоответствие двух систем.
С одной стороны, дискретная система, когда каждый из нас желает жить поодиночке: "Мне не нужна семья. Мне не нужны дети. Мне не нужен никто. Я хочу быть самостоятелен, ни от кого не зависеть". Так говорит в нас сегодня наш эгоизм.
А, с другой стороны, природа наоборот показывает нам: "Ты зависим абсолютно от всех. Ты не можешь существовать отдельно. Ты обязан быть связан со всеми. Не только ты, а твое общество, твое государство и, вообще, всё в мире".
В этом заключается противоречие между двумя системами: общей, в которой мы находимся, и нашей личной, индивидуальной, внутренней. Это и есть кризис, поскольку обе системы не могут работать вместе. И это то, что мы ощущаем.
Как решить эту проблему?
Из предварительного урока Европейского конгресса, 22.03.2012