Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Свет для системы просвещения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Современная система образования выхолащивается. Она выпускает из своих стен профессионалов, но не творческих, сопереживающих личностей, умеющих анализировать и решать глобальные проблемы. Как можно изменить ситуацию?

Ответ: Только на основе принципов науки каббала. Другого выхода не будет. После того как в последние десятилетия проявилось разбиение, человечество может быть исправлено только светом, возвращающим к Источнику. И никакие деятели искусства, никакие специалисты тут не помогут. Сегодня кризис так глубоко проник в эгоистическое желание, что только свет, возвращающий к Источнику, исправит ситуацию.

Прошлые кризисы на неживом, растительном и животном уровне развития подталкивали и подтягивали нас вперед – к нынешнему глобальному, всеобщему кризису на человеческой ступени. Этот уровень исправляется не дальнейшим развитием в той же эгоистической плоскости, а светом, который поднимет нас наверх, на следующую ступень. Линейно нам больше развиваться некуда – необходим подъем.

Научить этому человечество можем только мы. И здесь не поможет педагогическое образование, ведь речь идет об ином обучении и воспитании – таком, которое распахнет людям интегральный мир.

Из урока по "Предисловию к Учению Десяти Сфирот"", 19.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кого растим: мастеров или ремесленников?

Помимо правильных слов, нужны правильные намерения

Лучший из всех примеров

Помимо правильных слов, нужны правильные намерения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сегодня актуальной становится тема отмены школьных оценок. Об этом много говорят, поскольку понимают, что оценки наносят вред, делая из детей технократов…

Ответ: Как и обычно во время кризисов, вред уже очевиден, однако никто не знает, как исправить ситуацию. В итоге один ущерб будет покрыт другим ущербом: оценки отменят, а новых рамок не выстроят – и у нас не останется даже того, что было.

В нынешних условиях, учитывая непонимание истинных причин происходящего, любые добавки обернутся убытками. Ведь они не согласуются с природой. Если просто дать детям бóльшую свободу, это ничем не поможет. Без интегрального обучения, согласованного с природой, ничего хорошего из этого не выйдет.

Вопрос: Однако специалисты говорят верные вещи: "Мы изменились, мир стал взаимосвязанным, нужно работать в группах, в сотрудничестве, нужно развивать творческое, креативное мышление, способность к анализу и исследованию, нужно формировать в человеке Человека, личность…"

Ответ: На языке каббалы это называется "клипа", т.е. скверна. На деле эксперты предлагают использовать потенциал уподобления Творцу в целях личной выгоды. Приступив к этому, они столкнутся с большим количеством кризисов, еще худших, чем прежние. Подобные начинания можно сравнить с "объединением грешников", от которого плохо и им, и миру.

Если впереди нет цели – объединения с Творцом, – произойдет то, что уже случилось в России, где попытки объединиться привели к обратным результатам. В итоге и этот путь приведет к верному решению, но он будет долог и труден. Пускай опробуют новые средства, пускай отменят экзамены, посадят детей в круг…

Так или иначе, если они не примут от нас учебный комплект, а будут действовать на свое эгоистическое усмотрение, без всякой связи с Творцом, – результаты окажутся отрицательными. В конечном итоге из школы выйдут настоящие преступники, по сравнению с которыми нынешние сорванцы покажутся пай-мальчиками. 

Всё дело в использовании высшего, духовного принципа ради личной выгоды. Другое дело – если мы передадим миру нашу методику. В таком случае сработает принцип Рамбама: "женщин" и "детей" надо развивать постепенно, пока они не наберутся ума. Это нормально, ведь их ведет вперед правильная методика. Если же они решат обойтись своими силами, через какое-то время их ждет фиаско.

Это верно, что в последнее время специалисты начали проникать в суть проблемы и высказывать замечательные идеи. Но ничего тут не поделаешь: если во главе нет людей с правильным намерением – все, как стадо, идут на убой…

Из урока по "Предисловию к Учению Десяти Сфирот"", 19.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кого растим: мастеров или ремесленников?

Свет для системы просвещения

От оценок к ценностям

Как преодолеть ненависть? (клип)

Интернет-поколение: подростки предпочитают виртуальную жизнь

Исследование: Дети чаще счастливы, пребывая в интернете, чем находясь в реальном мире. Они говорят, что там они именно те, какими себя видят. И когда это перестаёт их забавлять, они просто нажимают кнопку "Выход". Это больше, чем игра, это твоя жизнь - так они чувствуют, когда находятся в сети.

47% детей  заявили, что они вели себя в сети по-другому, в отличие от естественной жизни, причём многие утверждали, что это дало им почувствовать себя более сильными и уверенными. Дети воспринимают киберпространство как место, где они исследуют варианты своего поведения и характера, которые они, возможно, не проявили бы в реальной жизни.

Но мы встревожены количеством рисков, которым подвергаются подростки в Интернете. Безопасное поведение в Интернете преподается в школах, но подростки, как представляется, не в состоянии соотнести  риски с собой.

Реплика: Развитие не остановить, и поэтому, только исправляя человека, мы сможем сделать киберпространство полезным. Все опять упирается в интегральное воспитание.

А вообще, человечество находится на переходе в виртуальное пространство, отдаляясь от материальных носителей ощущения, энергии и информации и переходя в пространство сил и свойств. При этом материя будет постепенно в наших ощущениях терять свою незыблемость, пока не исчезнет, в своей иллюзорности.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Проблемы подростков

Facebook с "новым лицом"

Внешняя ложь или внутренняя правда

Возлюби ближнего как себя

каббалист Михаэль ЛайтманВ это известное всем правило включены исправления всех желаний (сердца) и мыслей (помыслов, разума) человека. И наоборот, только исправив все свои желания и мысли, достигает человек свойства любви к людям, ко всему человечеству и к природе.

Так как у каждого человека любовь к ближнему очень слаба и поэтому не проявляется в явном виде, если несколько человек объединятся вместе в группу, и каждый будет подавлять свой эгоизм по отношению к другому, то каждый  получит силы всех остальных – в таком случае произойдет увеличение всех отдельных сил членов группы в одну большую силу и появится возможность выполнения закона природы "возлюби ближнего".

Возникает противоречие: для достижения любви к ближнему необходимо исправить все свои эгоистические свойства или же для достижения любви к ближнему нужна лишь любовь к товарищам по группе?

Обычно люди объединяются в компании для улучшения в чем-то своего положения, и каждый делает расчет, сколько он отдает другим, а сколько получает, т.е. такая группа основана на эгоизме. И если член такой группы ощущает, что он может вне группы получить больше, чем в рамках группы, он раскаиваться в том, что находится в ней. Такое общество отдаляет человека от возвышения на уровень "Человек".

Действительно, достичь любви возможно только при исправлении всех своих эгоистических желаний и мыслей. Но если объединить вместе небольшие желания в любви, каждого, то в объединении вместе они создадут новую общую большую силу – и ею может воспользоваться каждый из членов группы для достижения любви к товарищам, а затем сможет достичь любви к человечеству и Природе.

Но все это при обязательном условии: каждый подавляет свой эгоизм по отношению к другому. Если же человек отделен эгоизмом от товарища, он не сможет получить от него его силу любви к ближнему. Т.е. только в мере аннулирования себя перед товарищами, можно получить от них силу любви. 

Это похоже на написание цифр: если написать сначала 1, а потом 0, то получится 10, т.е. в 10 раз больше, а если после единицы написать два нуля, то получится 100, т.е. в 100 раз больше. Это значит, что если его товарищ - единица, а он – ноль, то человек получает от товарища в 10 раз больше. А если он говорит, что он два нуля относительно товарища, то получит от него в 100 раз больше.

А если наоборот, он - единица, а товарищ - ноль, то получится 0,1 и он в 10 раз меньше товарища. А если он может сказать, что он - единица, и есть у него два товарища, которые являются двумя нулями по отношению к нему, то тогда он – 0,01 по сравнению с ними. Таким образом, чем большим количеством нулей оценивает он товарищей, тем меньше он сам.

И все же, даже если у тебя уже есть силы для любви к ближнему, и ты можешь ее реально проявить, и ты уже чувствуешь, что личная выгода лишь вредит тебе, тем не менее - не верь себе и бойся, что ты можешь остановиться на середине пути и упасть в эгоизм. Ты должен бояться, что тебе дадут такие эгоистические удовольствия, перед которыми ты не сможешь устоять и насладишься ими вместо любви к ближнему. Именно боязнь сорваться в эгоизм дает человеку силы соблюдать закон природы - закон отдачи и любви.

(По статье Рабаша "О правиле "возлюби ближнего как самого себя"")

Предыдущие сообщения на эту тему:

Любовь к товарищам (3)

Человек да поможет ближнему

Любовь к товарищам (2)

Как сформировать себя? (клип)

Новое состояние – новое искусство

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что будет в будущем интегральном мире с искусством, с желанием творить и создавать?

Ответ: Желание творить и создавать, конечно, останется. Стремление к эстетике, к самовыражению – одно из краеугольных желаний человечества.

Все это развивается со времен наскальных надписей. Но сейчас мы и в этом претерпеваем огромный кризис, потому что нам нечем выразить себя. В чем это может выражаться? В каких-то надрывах? Наше состояние – тупиковое. На том уровне, на котором мы сейчас находимся, нам больше нечего выражать.

Мы должны подняться на следующий уровень. Мы просто "доползли" с нашего уровня до определенной ступеньки, но не можем на нее приподняться, и пришли к тупику во всех областях нашей деятельности: в культуре, науке, воспитании, в семейной жизни, в экономике, финансах, во всем, даже в науке. Мы "уткнулись" в эту следующую ступеньку, и не можем на нее приподняться, т.к. не видим ее.

Особенно ярко это проявляется в культуре и искусстве. Мы всегда были свидетелями создания великих произведений. А сегодня – это массовая культура, которую даже нельзя назвать "культурой". Искусство – это уж точно не искусство. Массовая "культура" заполняет экраны телевизоров, и мы употребляем ее вместе с "фастфуд" – и это то же самое. То есть всё на таком уровне, чтобы "забить себя" и поменьше думать. Сериалы? О чем? Грабеж, измены, любовные истории и приготовление пищи.

К сожалению, на уровне искусства мы уже не занимаемся высокими, ценностными отношениями между людьми, поиском смысла жизни, а демонстрируем своим массовым "искусством" (чтивом или видео) то, что идет только на потребу тела: пищу, секс, семью. Внутри этого и крутятся все наши так называемые произведения искусства.

С одной стороны, конечно, жаль, что так происходит, а с другой стороны – это говорит о кризисе, из которого должно родиться новое состояние.

Новое искусство будет совершенно другим. Оно будет построено на объединении людей, и должно будет рассказывать о постижении Высшего мира, о совершенно новой гамме чувств, которую мы раскроем в связи между нами. Это – чувства и взаимоотношения совершенно другого масштаба, и именно их будет выражать в дальнейшем искусство, а соответственно и культура.

Из виртуального урока, 05.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Индустрия интегрального творчества

Мировые шедевры больше не восхищают?

Искусство в современном мире

Ощутить друг друга

каббалист Михаэль Лайтман

Вопрос: Предположим, в процессе взаимодействия с человеком я получил от него какое-то неприятное ощущение. Это может быть приглашением к тому, чтобы я сделал усилие и соединился с ним?

Ответ: Вы должны с ним соединиться. Вы должны поставить его против себя, а затем как бы вместо себя. В этом – вся наша внутренняя работа. Но опять-таки, смотря на каком уровне она ведется.

Иногда мы специально должны противопоставить себя друг другу, для того чтобы глубже копнуть, прийти в больший контакт. Чтобы лучше ощутить друг друга, нам, в принципе, необходимо противоречие.

Контакт не подразумевает размывание образа. Наоборот, этот образ должен быть яснее. Я должен видеть в человеке все противоположное мне и одновременно с этим его желание быть вместе со мной. Когда мы ставим одно над другим, получается диполь – отрицательные свойства и над ними положительные свойства. Такая  дипольная конструкция и дает совершенство, остроту ощущений, восприятий, слияния.

Это противопоставление противоположно обычным естественным реакциям нашего мира, потому что мы добавляем здесь дополнительный, положительный уровень. В нашем мире этого нет!

В нашем мире, максимум, если мы идем на какие-то соглашения, уступки, то они осуществляются на одном уровне – эгоистическом. А здесь мы стараемся и себя, и другого привести на следующий уровень сочетания между собой, ни в коем случае не убирая, не стирая все наши отрицательные исходные качества. Они продолжают в нас развиваться и причем очень бурно.

Получается, что группа, которая хорошо между собой контактирует, идет вперед, развивается, обнаруживает в себе потрясающе дикие свойства, первородные инстинкты: ненависть, зависть, ревность - на пустом месте, что называется. Мы понимаем, что все это для того, чтобы мы над ними возвысились, правильно их использовали. Так природа помогает нам в нашем внутреннем развитии.

И наоборот, слабая в усвоении материала группа, не прилагающая должных усилий для соединения между собой, - не обнаруживает в своих попытках объединиться сопротивление и новые, отрицательные свойства, и поэтому, соответственно, диполи у них маленькие.

Из 13-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Честь и достоинство

Нужно ли терпеть боль?

Все побеждает любовь

Честь и достоинство

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У человека есть такие понятия, на которых держится современная эгоистическая личность: достоинство, честь.

Ответ: Даже если нет достоинства и чести, каждый старается подчеркнуть, что он поборник чести, старается играть в этакого современного дворянина.

В интегральном взаимодействии – нет. Здесь мы провозглашаем единственной высшей ценностью наше единение. Насколько человек смог объединиться с другими, понять их, раскрыть себя, чтобы они поняли его и объединились с ним в одно единое целое – только это имеет значение. Только в этом и есть реализация всего хорошего, что вообще может быть в мире и в нас.

Всё остальное, что не входит в объединение, – порочно и просто поддается осуждению. Причем эти осуждения пороков являются необходимыми для того, чтобы соединиться вместе. То есть сами по себе они тоже положительны! Без них мы бы также не могли ничего достичь.

Все наши отрицательные качества нужны нам для создания положительных свойств. Именно над ними и обратно им, мы строим все положительное, потому что изначально в нас ничего положительного нет. Благодаря растущему в нас эгоизму мы можем постоянно развивать противоположное ему свойство отдачи и любви к ближнему.

Реплика: Человек с раздутым достоинством и честью воспринимает такую группу людей, как сборище бесхребетных неудачников.

Ответ: Мы все такие от природы. Природа нас запускает инстинктами! Мы получили воспитание, образование в детском саду, в школе. Это все – не наше. Природные инстинкты – не мои. Да кто я такой?! Инстинкты руководят мной, моим телом, бросают меня в сражения и бои с другими. Это все – не я! А я только испытываю страдания, вследствие всего, что делает со мной моя искаженная природа, и чему меня обучили в обществе.

Практически, у меня в жизни ничего нет. Я – несчастная кукла, которая страдает оттого, что ее сделали такой на неисправном заводе.

Если мы приходим к такому выводу, то нам тут нечем кичиться и становиться в позу. Наоборот, давайте помогать.

А если мы не захотим исправляться, не пожелаем помогать, – это тоже входит в наши отрицательные свойства.

Естественно, что в группе необходимо постоянное содружество, взаимопомощь и конечно серьезный, постоянный инструктаж.

Из 13-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ощутить друг друга

Критерии самооценки

Заключительный аккорд

Экспресс-метод

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Посторонние люди воспринимают наши методы как медленные и терапевтические, а им нужны быстрые и хирургические. Как помочь им почувствовать эффективность нашего посыла без ожидания больших бед?

Ответ: Наш метод – самый эффективный и быстрый. У человечества вообще нет и не было никакого метода воздействия на себя.

До настоящего времени мы управлялись автоматически, Высшей силой.

А сейчас Высшая сила, возбуждая нас кризисами, одновременно освобождает для нас некое поле деятельности, чтобы мы сделали маленький шаг вперед, свой собственный шаг, чтобы оценили, осознали то, что перед нами, и захотели бы его сделать самостоятельно, изменяя себя.

Высшая сила природы всегда меняла нас, вызывая в нас эволюцию, а сейчас мы должны сами сознательно вызвать ее в себе. Поэтому сегодняшняя эволюция, которую мы совершаем, – это эволюция качественная, потому что зависит от нас. Мы никогда не делали никаких личных движений, а сейчас мы должны сделать это движение над собой, в себе, изменяя сами себя.

Сила, которая нас меняет, – внешняя, но нам надо "подставить" себя под нее. Для этого мы должны попытаться соединиться между собой, чтобы проявилось наше желание к объединению. Тогда на это желание подействует Высшая исправляющая сила, и мы соединимся. Это и будет наше следующее состояние: и общественное, и духовное.

Нет никакого другого выхода, никакого другого средства, метода, с помощью которого мы могли бы что-то сделать. Только таким образом!

Но этот способ быстрый, а не медленный, потому что здесь все зависит от нас – ни от чего другого. Если мы соберемся, нажмем, надавим, захотим – это немедленно произойдет. Нет никаких ограничений – ни механических, ни природных, нет никаких процессов, которые должны развиваться во времени, созреть. Все зависит только от нас, поэтому это самый быстрый метод-экспресс.

Из виртуального урока, 05.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Группа – полигон для раскрытия тайн Природы

Методика интегральной связи

Вписаться в процесс перемен

Коллективный интеллект зависит от женщин

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Коллективный, групповой уровень интеллекта зависит не от индивидуальных показателей и не от сплоченности группы, а от способности к сопереживанию ее членов.

На результат влияет способность членов группы при обсуждении передавать свои ощущения товарищам. Самый высокий групповой уровень интеллекта в группах, где большая доля женщин - у женщин показатель способности к сопереживанию изначально выше, чем у мужчин.
Реплика: Но уровень единства зависит только от мужчин, хотя подталкиваются они к этому женщинами – получается, что группу формируют мужчины, хотя приводится она к действию женскими желаниями. В каббале желания – женского рода, а сила их объединения – мужского.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не интеллект индивидуума, а группа – залог успеха

Специфика женской природы

Тайны коллективного разума

Два взгляда на кризис

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Информация о кризисе, который сейчас вошел в активную фазу развития, – это негативная, отрицательная информация или нет?

Ответ: Мы прошли период внутриутробного развития плода, и сейчас наступает период родов: потуги, большие драматические явления, даже риск для матери и ребенка. Но мы считаем это необходимым актом в рождении, в появлении в нашем мире как бы из другого мира, из совершенно противоположного нам состояния, нового человека.

Почему же мы должны считать это кризисом?..

Если бы вы показали существу с другой планеты то, что происходит с беременной женщиной: как из нее что-то рождается, притом с криками, с потугами, вокруг нее суетятся люди, – он бы подумал, что человек умирает, что с ним что-то случилось, что ничего тут радостного нет.

А за дверью стоит муж с букетом, родственники. Совершенно непонятная картина.

Так вот, мы относимся к кризису как муж с букетом, а вы относитесь к нему как инопланетянин.

Реплика: Когда начинаешь открывать человеку правду, то информация воспринимается им очень болезненно.

Ответ: Но ведь не зря природа вычеркивает, стирает у женщин воспоминания о родах, о том, что было тяжело, – и они снова готовы на это.

Мы видим, что происходит процесс, который мы обязаны пройти, – ничего не сделаешь. И поэтому мы должны, согласно тому, что переживаем, возвышать следующую ступень – чего мы достигаем с помощью этого кризиса.

Само слово "кризис" – означает рождение, возвышение. И поэтому надо так к нему относиться.

Из 13-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Болезнь – это исправление

Радостные муки рождения

Обратная сторона кризиса

Болезнь – это исправление

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В психологии кризис описывается как болезненное явление, но если человек преодолевает его, не сдается, то происходит переход на новый уровень, где высвобождается масса энергии и человек начинает жить новой жизнью.

Ответ: Даже более того, всякая болезнь – это также акт выздоровления от недуга.

Допустим, была какая-то неисправность. Сейчас она каким-то образом исправляется, компенсируется. И именно этот отрезок, когда она компенсируется, исправляется, мы считаем болезнью. А на самом деле – это уже исправление.

Мы специально делаем прививки, вводим в организм микро-болезнь для того,  чтобы вызвать его положительную реакцию, обезопасить от угрожающих внешних воздействий.

Если бы мы собрали все эти кризисные, болезненные признаки воедино, мы бы обнаружили, что к ним надо относиться как к рождению нового состояния, как к оздоровлению, к исправлению, к нашей коррекции, к нашему подъему на следующую ступень.

Из 13-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Два взгляда на кризис

Кризис как шанс

Кризис как средство духовного продвижения

К новому миру: обучение и воспитание

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: На чем основываются принципы управления и самоуправления в группе интегрального воспитания и образования? Есть ли в такой группе место самоуправлению? Или она должна управляться жестко, извне?

Ответ: В принципе, в группах интегрального обучения всё очень близко к тому, что сегодня принято в колледжах, на курсах.

Должен быть порядок. Люди должны быть обеспечены всеми необходимыми принадлежностями: компьютерами, ручками, карандашами, резинками и всем прочим. Их задача – просто впитывать материал и обсуждать его.

Минимум половина урока, если не большая его часть - где-то две трети, уходит на обсуждение. Это и есть усвоение материала, когда спрашивают, отвечают, возражают и т.д. Главное, чтобы эти 30% материала, которые преподаватель передал ученикам, были ими активно усвоены.

Существует очень много всевозможных методов обучения. Все они, в принципе, заключаются во взаимном участии, в дискуссии, в выяснении. Каждому предлагается дать свой пример на изучаемую тему, возразить, выразить это по-другому: о чем мы говорили, что учили, где начало, конец, следствие и т.д., чтобы каждый из учащихся пережил бы этот процесс, адаптировал его в себе, усвоил внутренне, чувственно и разумом.

Хотя наша информация и связана интегрально в сердце и разуме, мы должны одновременно ее четко разделить: "Сейчас мы говорим с точки зрения разума – механически, научно. А сейчас – чувственно. Давайте попробуем выразить полученное объяснение на языке информации, а потом – ощущений. Какие вы при этом можете привести примеры и передать их чувственно, а затем наоборот?" – и так далее. 

В группе должны быть организаторы, старосты, постоянно меняющиеся дежурные из  числа учеников, помогающие вести урок: дежурные по вопросам и ответам, дежурные по подготовке урока, по всем направлениям, даже ответственные за подачу воды и т.д. Здесь царит атмосфера, в которой ученики сами себя обслуживают, подготавливают и сами себя вовлекают в этот процесс.

Преподаватель находится с ними практически на одном уровне, хотя он и стоит, фронтально обучая их. Но это может быть круг или полукруг, внутри которого он сидит, – это не важно. Желательно чтобы они видели друг друга.

Если это очень большой класс, то необходимо чтобы все видели себя на экранах, который может охватить весь класс.

Не думаю что аудитория в виде амфитеатра и преподаватель, стоящий у доски, – это подходящая форма строения урока. Здесь больше подходит полукруг учеников с преподавателем.

Но это может быть и традиционный класс со столами и стульями. Мы обычно используем столы, за которыми люди сидят, пишут, записывают лекции на mp3 и другие приборы. Очень часто к нам приходят ученики, не владеющие языком, на котором идет преподавание. Естественно, что мы обеспечиваем им перевод.

Все уроки снимаются на видео и помещаются в архив – это закон.

Что касается процесса воспитания, то там совершенно другая форма занятий. Там все построено на обсуждении.

Занятия ведет воспитатель, который задает определенный материал, его вид, тему для обсуждения, ведь мы не можем произвольно перескакивать с темы на тему.

Состояние групп обычно демократичное, равное. Все построено на исследовании, на сопереживании, на участии, возражениях, спорах, обсуждении.

Одна из форм занятий – это вживание в образ. Мы говорим о том, что происходит в семьях, между родителями и детьми, между хозяином и работниками, начальником и подчиненными, или между товарищами, ведь это проблемы, которые мы должны решить и привести к интеграции, к взаимодействию, взаимной уступчивости, взаимопониманию, слиянию, соединению. Мы заставляем учеников играть друг в друга, переходить, переселяться как бы из своей "шкуры" в чужую – из "волка в овечку" и из "овечки в волка".

Много времени отводится для игр и обсуждений: как на это реагируют окружающие, правильно ли они себя выражают, что бы я добавил, как это происходит на самом деле в жизни? То есть человек учится на себе и на других.

Здесь очень важно накопить как можно больше внутренних образов, чтобы научиться понимать других. Это важнейшая часть воспитания, потому что оно – интегральное.

Интегральное воспитание заключается в том, что меня учат правильной связи с другими. Это значит, понять их и, возможно, простить или, наоборот, понять и изменить себя относительно них; "войти" в чужого человека, "выйти из него", "выйти из себя". То есть здесь создаются возможности входа-выхода человека из себя, над собой, в группу, когда, вызывая особые конфликтные состояния, тебе резко проясняют, насколько ты, может быть, не прав, нежелателен.

В принципе, выход человека "из себя" и мгновенное понимание другого надо  довести,  практически, до автоматизма, когда объективное восприятие мира становится для него обычным и привычным, как для актера, играющего роли. Артисты играют всегда – они уже не могут не играть кого-то или что-то. Они уже "забыли себя", и все  время играют какие-то образы.

Это можно наблюдать и на детях, особенно на подростках, которые насмотрелись голливудских фильмов и просто играют в киногероев. Они даже могут различать, кто на кого похож, "слизывают" с экранов разные привычки, движения, выражения. Это их культура.

Конечно, нам не надо насаждать такую культуру – постоянную игру в чужие образы, но надо научить людей возможности выхода из себя, и довести это до автоматизма. Если что-то кажется тебе неприемлемым, ты не сразу отталкиваешь это, а, наоборот, стараешься понять: "В чем дело? Почему такое происходит?". То есть ты не настраиваешься против,  как бы защищая себя, а наоборот выясняешь: "Как может быть такое отношение? Почему я воспринимаю это именно так?"

На этом построены все интегральные воспитательные уроки, причем многие из них проводятся в виде суда, когда назначаются судья, заседатели, присяжные, наблюдатели, прокуроры, адвокаты, свидетели, и обсуждается какое-то конкретное дело, по которому выносится вердикт. Тут мы уже проходим от края до края – от милосердия до крайнего осуждения, включаем все наши эмоции, все наши свойства от фанатичного упорства, непонимания, нежелания, до всепрощения, благородства и т.д.

Мы должны все это увидеть в себе и настолько пережить, чтобы это было в нас постоянно наготове, поскольку люди, проходящие такую работу над собой, становятся мягкими, многогранными, и даже теряют свое "я" среди множества образов. Ведь есть я, и есть множество людей вокруг меня. И вдруг я начинаю понимать, что я, оказывается, впитал в себя огромное количество других образов, и все эти люди так уживаются во мне, что я среди них даже немного теряю себя! Вот это важно.

Из 13-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Суд, как форма познания сути человека

Занимательная методика

Игра – возможность самовыражения

Суд, как форма познания сути человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем заключается суд, как форма интегрального обучения? Что мы судим: эгоизм?

Ответ: Мы можем судить самого человека (как это обычно примитивно делается), а можем судить его свойства, любя его. То есть, мы разрезаем все это на пласты: я его люблю, как своего маленького ребенка, и вижу, какие отрицательные свойства заложены в нем природой: допустим, это перешло от деда, прадеда или других предков и так дано ему.

Я пытаюсь таким образом разрезать на пласты то, что заложено в него природой, пытаюсь относиться по-разному: как к нему, и как к его свойствам. Здесь я могу оправдывать или осуждать его.

Я могу вызывать в нем соответствующее отношение к себе: это – я, а это – не мое. То, что не мое, во мне останется, я с этим ничего не смогу сделать. Мое "я" должно быть построено таким образом, чтобы я скомпенсировал "не мое" – все свои эгоистические антиобщественные задатки так, чтобы войти в контакт с остальными.

То есть суд – многогранный. Главное, нам в это играть и постепенно систематизировать для лучшего усвоения и для того, чтобы затем сразу же войти в контакт с другим, поскольку мне ясен он, и я понятен ему. Мы мгновенно, с полу-взгляда видим и понимаем друг друга. Даже без взгляда – это происходит чувственно, на уровне подсознания: не глядя на человека, не видя его, я уже могу ощущать его,  а он – меня.

Тут происходят такие поразительные явления, как отсутствие живого контакта, преодоление расстояния. Все наши физические параметры, наши свойства, чувства: зрение, слух, обоняние, осязание, тактильные ощущения, вкус – все они растворяются вместе с нашим животным телом. Мы начинаем воспринимать друг друга уже на информационном уровне – уровне ощущений. Его сердце и его разум – это то, что контактирует со мной. Происходит постепенное движение вперед.

Реплика: Выходит, что каждый раз, избавляясь от части своего эго, я делаю движение вперед к объединению?

Ответ: Вплоть до того, что вы начинаете ощущать внутреннюю суть людей, вы начинаете правильно ее воспринимать, иначе вы их не будете чувствовать, – одно определяет другое. Это постепенно приподнимает вас с уровня животного на уровень человека – уровень интегральной внутренней сути каждого из нас.

Из 13-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

К новому миру: обучение и воспитание

Контакт на чувственном уровне

Согласие – выше всех противоречий

Страница 317 из 401« Первая...315316317318319...Последняя »