Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Проблемы переходного периода

каббалист Михаэль ЛайтманВсе побуждения к переходу на новый уровень начинались с кризисов, но кризисов небольших: немного стала "барахлить" педагогика, немного общественные отношения, немного финансы, затем понемногу остальные системы. Начали распадаться брачные связи, постепенно появились наркотики. До этого был алкоголизм, но наркотики пересилили, перебили его. Вдруг появился террор.

Так человечество стало проявлять нервозность вследствие неудач во всех системах жизнедеятельности, потому что мы создали эти системы по эгоистическим, дискретным правилам, зацикленными на каждого из нас: это – твое, это – мое, и не лезь. Каждый сохраняет свою свободу, свое личное пространство. Но природа начинает показывать, что она рушит все границы между нами, разбивает стены, и мы входим снова в какое-то общежитие, которого не хотим и к которому не готовы.

Когда-то, будучи совсем "маленькими" эгоистами, мы были готовы к нему. Тогда нам было все равно: одна семья, одна деревня или одно поселение. Люди не запирали двери, и жили очень дружно. У огромной семьи (родители, дети, внуки) была одна комната, и они не стеснялись друг друга.

Сегодня все совсем по-другому. Нас разделяет огромный эгоизм: каждый хочет уединиться в отдельной квартире, скрыться за компьютером, за телефоном и как можно меньше контактировать с другими. Люди не объединяются в семьи, а только сходятся на какое-то время ради секса и разбегаются.

И вдруг природа начинает рушить все наши перегородки, отдаления друг от друга. Нынешний кризис, конечно, самый большой. Мы пытаемся любыми путями его оттянуть, исказить, но он проявляется и на низших ступенях, там, где мы все равно взаимосвязаны между собой.

Сегодня уже нет кризиса в семьях, потому что они разбиваются. Больше половины семей все равно уже не семьи и строить их не хотят. Процент нежелающих создавать семьи доходит до 70%. Но сегодня это нормально, а дружная семья, когда выходят замуж, женятся, создают семью, рожают детей и все это красиво катится вперед – наоборот, какой-то анахронизм. 

Вторая проблема: наркотики. Мы как-то соглашаемся с этим явлением, потихоньку приближаемся, вроде бы боремся с ним, но мягко. Мы понимаем, что это бич, от которого никуда не денешься, потому что само общество и сама жизнь вынуждают нас к какому-то бегству.

Следующая проблема – это проблема воспитания, поскольку падает демографический рост населения и все меньше проявляется забота о детях.

Родители согласны оставлять где-то детей на круглые сутки. Дети не испытывают никакого влечения к родителям. Пропасть между ними становится все больше и больше. Однако ощущение того, что мы теряем следующее поколение, – очень маленькое: "Хорошее воспитание мы дадим ему или плохое – ну, что можно сделать?". Вот так мы отталкиваемся от этого в своих рассуждениях, не замечая сути проблемы.

Получается, что все прошедшие кризисы не ощущаются нами как большие удары, заставляющие понять, что мы просто банкроты во всех областях жизнедеятельности.

Поскольку развитие идет всегда от слабых, малых воздействий к большим, то этот процесс похож на то, как мы наказываем ребенка – сначала потихоньку, убеждениями, а потом чем-то более вменяемым, внушаемым. Поэтому сейчас мы попали под очень серьезный пресс, и речь уже идет о нашей жизни.

Дело в том, что мы вышли на два очень серьезных уровня нашего несоответствия природе. Оно заключаются в нашей общей интегральности, когда мы раскрываем, что противоположны природе, противоположны заданной ею системе – быть полностью связанными между собой, – но стараемся от этого как-то уйти.

Мы понимаем, что это было бы для нас хорошо, но не знаем, как это сделать. Все  понимают, что если люди во всем мире соединятся в воспитательных, учебных, технических, педагогических, культурных рамках, то нам будет лучше, легче. Но как это сделать вопреки нашему эгоизму? Мы не в состоянии!

И тут возникает проблема. Если вы не в состоянии, то вам нечего будет кушать. Очень просто! Вы не сможете обеспечить себя самым необходимым, а самое необходимое – это питание, безопасность, тепло, жилье и физическое здоровье. Это пять непременных условий для нормальной жизни, для выживания.

Сейчас мы находимся под таким прессингом природы, что если не будем ей соответствовать, то не сможем обеспечить себя этими пятью требованиями.

В понятие безопасности входит так же экология. Поэтому, в первую очередь, мы ощущаем, что терпим поражение в борьбе за пропитание и экологию, а они взаимодействуют между собой, потому что одно влияет на другое.

Эти переживания, страхи, тревоги все-таки заставят человечество что-то предпринять. Если же мы ничего не предпримем, то наше противодействие, противостояние природе приведет нас к страданиям, войнам, к уничтожению и разрухе. Тогда после них мы уже правильно оценим, что другого выхода нет, мы обязаны объединиться и достичь четвертого уровня развития – уровня Человека.

Из 12-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Четыре этапа развития человека

Когда наступит покой?

Движение к интеграции

Движение к интеграции

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каковы основные характеристики четвертого интегрального уровня развития человечества – уровня "Адам"?

Ответ: У этого уровня одна характеристика – движение к обобщению, к общему человечеству, к взаимному слиянию, интеграции всего того, чем оно занимается на всех уровнях: культуры, науки, всевозможных промышленных взаимодействий, финансово-экономических связей и т.д.

С помощью интегрального образования и воспитания нам нужно достичь такого состояния, когда мы сможем уничтожить все границы и сделать человека абсолютно свободным, когда он понимает и осознает, что ему надо работать только для поддержания своего нормального существования, а все остальное отдавать интегральному возвышению, потому что в нем он чувствует абсолютный комфорт и гармонию. Это для него становится главным и определяет будущее общество.

Однако сейчас мы должны думать и говорить не о нем, а о переходе к нему, потому что, если мы не захотим добровольно приподняться над эгоизмом, то этот переход может произойти путем огромных страданий. Здесь возникнут противодействующие между собой противоречивые силы, которые могут привести к мировой войне.

А можно это сделать путем разъяснительной работы, что мы и пытаемся делать.

Из 12-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда наступит покой?

Проблемы переходного периода

Четыре этапа развития человека

Когда наступит покой?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Предыдущие переходы развития человечества, допустим, с растительного уровня на животный, тоже сопровождались кризисами и страданиями?

Ответ: Предыдущие переходы были более плавными, более растянутыми. Самый первый неживой период был самым длительным, поскольку объем неживой природы намного больше растительной.

Происходит как бы проекция уровней природы на другой уровень, но она сохраняет свои пропорции. Поэтому неживой уровень развития человека продолжался десятки тысяч лет, растительный – тысячи лет, животный – буквально сотни лет, допустим, пять веков, даже меньше. А наш период должен закончиться в течение всего лишь десятков лет.

Природа устремляет все свои части от Большого Взрыва, с которого все началось, - к полному спокойствию, к полному соответствию между собой. Это спокойствие наступит тогда, когда человек достигнет своего наивысшего уровня и замкнет всю интегральную картину.

Мы сейчас не говорим о звездах, галактике и т.д., - это не имеет значения. Имеет значение то, что человек на самом наивысшем уровне природы достигнет полной интегральной замкнутости с ней, включая все в себя. Это требование природы, самый главный ее закон – закон равновесия всех ее частей. Любое действие стремится к равновесию, к минимальной энергии, к минимальной энтропии, к минимальному беспорядку.

И здесь мы сталкиваемся с человеком, который вызывает самый большой беспорядок. Он – единственный элемент природы, обладающий свободой воли. Именно с помощью свободы воли он должен прийти к пониманию, что единственное, для чего она ему необходима – это достижение равновесия, гармонии с природой.

Из 12-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Движение к интеграции

Проблемы переходного периода

Четыре этапа развития человека

Исцеление сердца (клип)

Европейскому объединению быть?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какую роль играет Европа в исправлении мира?

Ответ: Центральную. И я очень рад последним сообщениям о повышении европейской интеграции. Еще недавно шли разговоры о разъединении, о том, чтобы выбросить Грецию и другие страны из Евросоюза. Но сегодня выяснилось, что разделиться невозможно. Европейцы проверили ситуацию и увидели, что разобщение приведет к краху.

И вот уже речь идет о том, чтобы выстроить Европу по образцу США – с общим федеральным правительством. И это – в Европе, где народы до сих пор не любят друг друга.

Так высший свет несет им идею интеграции, и хотя они не в восторге от этого, но, по безвыходности, составляют новую программу. Я уже несколько лет пишу об этом на блоге, и теперь, возможно, европейское объединение будет реализовано.

Раз уж они обратились в этом направлении, посмотрим, какой будет тенденция: насколько они продвинутся по этому пути и какие изменения он им принесет. Разумеется, европейцам все еще недостает системы интегрального воспитания и образования, но, может быть, мы можем предложить им это, поскольку в чем-то они уже готовы. Иначе как они объединятся на фоне всех внутренних конфликтов?

Так или иначе, это очень важная смена курса.

Вопрос: Как можно ускорить интегральное воспитание? Ведь оно занимает много времени.

Ответ: Это обычное образование занимает много времени, а интегральное воспитание – напротив. Ведь оно реализуется в огромных, страдающих группах населения и сразу же получает поддержку от Природы. Достаточно малых подвижек к объединению и соответствующему воспитанию – тем самым ты приводишь себя в большее равновесие с Природой, хотя бы на процент-другой. И в ответ непременно ощущаешь перемены к лучшему. 

Когда процесс охватывает массы, это сразу же облегчает ощущение кризиса. Ведь "кризис" – суть недостаток объединения, которого мы должны были достичь. Вот что вызывает негатив нынешней ситуации. И потому, как только ты делаешь первые шаги к объединению, кризис прекращается.

Тогда всё идет на лад. Ты понимаешь, как правильно распределять предметы потребления и услуги. Снижается преступность, улучшается здоровье, вдруг обнаруживаются запасы свободных средств и т.д.

Так что, речь идет далеко не только об интегральном воспитании. Ведь из-за его недостатка человек растрачивает на свои потребности огромные суммы.

Из урока по статье Рабаша, 14.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Будущее Европы

Интегральное воспитание – процесс молниеносный

Цивилизованное общежитие или Европейский "базар"?

Любовь к товарищам

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловек в этом мире подобен человеку, заблудившемуся в поле. В наше время также можно уподобить все человечество большой массе людей, в потемках бродящих по огромному полю жизни, потерявших всякие ориентиры.

Выход, из создавшегося кризисного состояния в результате нашего эгоистического развития, состоит в создании интегрального общества, т.е. в поиске людей, осознавших тупик нынешней ситуации и единственное ее решение – в установлении интегральной связи между людьми.

В таком случае поле жизни из дикого пустого поля обращается в благословенное поле жизни, поскольку люди желают в нем, в работе над своим эгоизмом, достичь свойства взаимной отдачи - своего подобия Природе. Их путь в таком случае называется "Путь отдачи".

А поскольку наша эгоистическая природа находится в полном противоречии с этим путем, есть лишь один способ идти им - быть в группе интегрального воспитания, где развивается "любовь к товарищам" и где каждый может помочь своему товарищу двигаться вперед именно по этому пути.

(По статье Рабаша "Любовь товарищей")

Предыдущие сообщения на эту тему:

Цель создания группы

Цель группы

О товариществе

Поиграем в суд (клип)

Преподаватель-вдохновитель

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каков критерий оценки эффективности работы преподавателя на курсах интегрального образования? Или его квалификацию нельзя подвергать сомнению?

Ответ: В нашей системе преподаватели классифицируются в процессе работы. Допустим, к преподаванию допускаются 20 человек. В процессе их работы с группой мы видим, что один годится на эту работу, другой – на ту и т.д., и так они перестраиваются. В течение нескольких месяцев каждый находит свое место, свой конек, свое хобби, и группы под их руководством начинают правильно работать.

Одновременно с этим преподаватель занимается разработкой методики, пишет всевозможные конспекты, участвует в создании дополнительных учебных, вспомогательных материалов. Тогда мы видим, что он попал на свое место.

Но среди них встречаются такие, у которых нет какой-то внутренней экспрессии, что называется, – "не фонтанирует". В этих случая все равно надо пытаться добиваться вспомогательного состояния, чтобы для человека работа в группе ни в коем случае не была работой, потому что здесь ты создаешь новое общество, ты творишь! Ты как бы находишься на уровне Творца, ты из животного создаешь человека!

Ты вызываешь те силы, которые таятся в нашем объединении и создают из нас собирательный образ "Адам".

Поэтому нам необходимо видеть преподавателей вдохновенными и вдохновляющими, иначе это будет безжизненная структура, группа, которая просто потихоньку завянет. Мы за этим следим. Меняя преподавателей, можно к этому прийти.

Кроме того, преподаватели меняются внутри группы, ведь это – как в высшей школе. Там все идет по специализациям, и поэтому каждый преподаватель – на своем месте. То есть в группе разные дисциплины читают разные преподаватели.

Из 12-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Шарм несимпатичного человека

Будни преподавателей

Занимательная методика

Шарм несимпатичного человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Для человека характерно стремление к компенсации комплекса неполноценности. Например, на радио каждый второй ведущий обладает дефектами речи, на телевидение прорываются люди с заурядной внешностью и т.д. В системе интегрального обучения тоже будут работать люди, которые попытаются  себя компенсировать, или интегральность все выровняет?

Ответ: Нет. Во-первых, мы видим, что внешность не имеет значения. Среди наших преподавателей встречаются довольно неприятные, не притягивающие, несимпатичные люди, я бы даже сказал, с чересчур простыми манерами.

Но когда человек занимается внутренней работой, это его не отталкивает – он начинает, если не любить, то, по крайней мере, принимать это очень мягко, как в своем родном человеке. Он даже видит в этом какой-то шарм. Есть такое.

То же самое с женщинами. Если проступает наружу искренность, то все остальное уходит на второй план.

Из 12-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Преподаватель-вдохновитель

Артист комбинированного жанра

Возвращение к естеству

Прощание с животным уровнем развития

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В гештальт-терапии есть понятие "цикл контакта". Это этапы, которые проходит любой человек. В основе деятельности человека в группе лежит 4 этапа. Откуда взялась эта цифра? Сколько вообще должно быть этапов согласно закону природы?

Ответ: Согласно закону природы существует четыре этапа, которые исходят из пятого – высшего, нулевого.

Нулевой – это самый первый уровень, это сама природа; а потом идут четыре стадии развития желания. Четвертая стадия – конечная форма развития желания.

Всего их пять, но первую стадию мы не учитываем, потому что она находится вне нас и относится к высшей Природе. Поэтому мы насчитываем всего лишь четыре этапа развития желания.

Из них только самую последнюю стадию мы ощущаем, как мое, как наше "я", и уже не определяем его, как нечто пришедшее к нам, а как возникшее в нас.

Реплика: Что это за этапы в контексте курса истории эволюции эгоизма?

Ответ: Это неживая, растительная, животная природа.

Сегодня мы находимся на четвертом этапе – на этапе развития человека.

На сегодняшний день мы еще относимся к животному уровню, потому что заботимся о нашем животном теле и всем, что вокруг него. Мы – усовершенствованные животные, но все равно животные, потому что все наши проблемы и заботы находятся внутри нашей животной жизни: нам важно, чем живет наше физическое тело.

А человек – это собирательный образ, "Адам", когда мы собираем все наши чаяния, мысли, желания и, объединяясь, поднимаемся выше нашей физической природы. К этому побуждает и ведет нас сегодня Природа.

Если мы правильно отвечаем на вызов Природы и двигаемся к этому правильным путем, то приходим к интегральному состоянию – "Человек", где все наши желания и  помыслы объединяются вместе. 

Мы вместе ощущаем это желание и новый разум, которые находятся на уровень выше, чем животный, настолько, что мы, адаптируясь между собой, практически перестаем ощущать наше животное существование.

О теле мы заботимся только как о животном, в той мере, в которой ему необходимо существовать. Питание, секс, семья, – все это мы даем телу в мере его физических потребностей. А все остальные потребности мы поднимаем до уровня единства, единения, интегральности, взаимного поручительства.

Это и есть четвертый этап, которого мы должны достичь. Нынешний краеугольный и очень критический кризис – это, на самом деле, точка бифуркации, которую мы должны пройти.

Надеюсь, мы пройдем ее более-менее гладко именно осознанием того, что мы обязаны подняться на следующий уровень.

Из 12-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Переходный период к уровню "Человек"

Люди, кто мы такие?

Дорасти до звания "Человек"

Переходный период к уровню "Человек"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда речь идет о четырех стадиях развития, как объяснить, на каком этапе мы находимся?

Ответ: Сегодня все человечество находится  на этапе перехода от третьей стадии к четвертой.

Внутри каждой стадии есть свои под-стадии. Допустим, если мы возьмем стадии развития самого́ человека, безотносительно к неживой, растительной, животной природе и уровню "Человек", то поскольку мы существуем десятки и даже сотни тысяч лет, то развитие по исторической оси мы можем так же оценить, как первую, вторую, третью и, сейчас, четвертую стадии.

Допустим, где-то с XVI-го века, с конца средневековья начинается техническая революция, развитие культур, наук и т.д. Это все – уже третья стадия, т.е. человечество стало интенсивно заботиться о своей жизни, о себе, как о животном. Это – буржуазные революции и в конечном итоге капитализм.

А до этого человечество находилось на растительной стадии. Средневековье, древность, – это все признаки растительного типа, растительного характера развития.

Еще ранее мы находились на так называемом неживом уровне, когда человек с помощью малых сил, с невысокой эффективностью труда, мог заботиться только о том, чтобы прокормить себя и не более того.

Из 12-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прощание с животным уровнем развития

Время качественных изменений

Переходный период человечества

Цель создания группы

каббалист Михаэль ЛайтманВсе развитие человека в его эволюционном развитии происходит развитием желания получать наслаждения, называемого любовь к себе или эгоизм. Поэтому, если человек не чувствует, что он что-нибудь получит, он не способен даже на малейшее действие. Он ощущает это в себе, как отсутствие мотивации, энергии, необходимой для его внутреннего или физического движения.

Но сама Природа представляет собой противоположное эгоизму свойство альтруизма, отдачи и любви. К обретению этого свойства она подгоняет человека, развивая его в постепенно увеличивающихся страданиях, которые постепенно осознаются им, как производные от его и общечеловеческого эгоизма.

Иными словами, Природа ставит целью нашего развития достижение подобия человека с ней. Именно человека, потому что в неживой, растительной и животной природе эгоизм отсутствует – они управляются и существуют инстинктивно, повинуясь своей природе.

Так как подавление эгоизма противоречит нашей природе, всему нашему существу, то мы нуждаемся в группе единомышленников, которая даст нам большую силу для его подавления.

Поэтому нужна группа, которая объединяла бы людей, у которых есть одно желание - достичь подъема над эгоизмом, взаимным отторжением, к взаимной любви.

В результате нашего объединения к общей цели, у каждого из нас, вместо полного бессилия противостоять своему эгоизму, появится большая сила, которая поможет ему приподняться над своим эгоизмом к объединению.

Это большая сила появится в результате сложения наших индивидуальных небольших сил, вернее даже не сил, а одних только пожеланий. Эти наши небольшие силы сложатся вместе, произойдет их взаимное умножение, что позволит каждому из нас подняться над его небольшим эгоизмом к единству. Так у каждого появится огромное желание подняться над своим эгоизмом и достичь единой цели. 

Но для того, чтобы это произошло, необходимо чтобы каждый из членов группы подавил, принизил свое "Я" относительно остальных. Сделать это можно лишь не замечая недостатки товарища, и, напротив, обращая внимание только на его хорошие качества. Если же один из членов группы считает себя хотя бы чуть-чуть лучше, чем остальные, то он уже не может по-настоящему объединиться с ними.

Во время занятий по интегральному воспитанию (объединению) группы, нужно быть серьезным и не отклоняться от той цели, ради которой мы здесь собрались – ради достижения единого желания взаимной отдачи и любви, как требует от нас подобие Природе.

Но с посторонними людьми мы должны вести себя просто предупредительно, вежливо и не навязывать им достижение единства, взаимной отдачи и любви. Ведь усилия в подъеме над своим эгоизмом возможны не в случайных встречах, а только в постоянной группе товарищей под руководством инструктора.

Члены группы на занятиях в группе и вообще в жизни должны стараться не допускать легкомыслие в своих желаниях, потому что безрассудное поведение или даже мысли, разрушают все личные и групповые усилия по объединению.

Но если кто-нибудь посторонний случайно попал на занятия группы, то необходимо вначале вежливо освободиться от его присутствия и только затем продолжить занятия.

(По статье Рабаша "Цель группы - 2")

Предыдущие сообщения на эту тему:

Цель группы

О товариществе

О любви товарищей

Кто может решать проблемы мира? (клип)

Накопление духовного потенциала

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какое значение в интегральном воспитании и образовании имеет подготовка к следующему учебному дню, какой она должны быть?

Ответ: Подготовка – это самое главное и для взрослых, и для детей. Без нее нет усвояемости материала, тем более нашего, который находится в большом отрыве от материальной действительности, когда мы желаем перейти на совершенно новый уровень связей между нами, взгляда на мир, на себя. Естественно, что подготовка определяет всё.

Так что, готовиться надо с вечера. Нам необходимо задавать вечерние домашние задания, чтобы, прочитав или прослушав перед сном один и тот же материал, все с этим ложились спать и с этим вставали.

Кроме того, мы должны включать учащихся в общую для всех подготовку непосредственно перед уроком и только после этого, убедившись, что все направлены, подготовлены, у всех единый взгляд, все уравновешены, проводить занятия. Мы должны привести учеников к интегральности, а она предполагает, что они начнут стремиться к ней еще до урока, и тогда сам урок будет проходить на интегральном уровне. Поэтому подготовка – самая важная, определяющая часть.

Реплика: Что вы имеете в виду под домашним заданием?

Ответ: Это может быть даже какая-то песня, клип, маленький фильм, статья, – неважно что, – чтобы человек настроился на уровень общности, единства, и после этого пошел спать.

Самая последняя мысль перед сном, с которой он ложится, определяет всю ночь. И именно с этими мыслями он встает. Это очень важно.

То же самое утром. Когда он встает, очень важны самые первые его мысли – во что он включается.

И затем уже перед уроком, достаточно где-то 15 минут, чтобы снова включить всех в это состояние.

Реплика: То есть любой день нужно начинать с настройки на интегральность, на объединение?

Ответ: С вечера. В Библии сказано: "И был вечер, и было утро – день один". Это не просто слова, потому что на самом деле день начинается с вечерней подготовки, с правильного отхода ко сну, который задает человеку желания, мысли, накапливает ему весь потенциал на следующий день.

Из 12-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Длительность сна

Главное - подготовка

Подготовка – залог успешной учебы

Длительность сна

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Бывают такие состояния или обстоятельства, когда человеку не удается поспать. Имеет ли это какое-то значение? Стоит человеку прилечь хотя бы на полчаса?

Ответ: Это зависит от людей. Но, в принципе, если человек занят серьезной нравственной работой над собой, то я бы советовал где-то в середине дня выделить время на отдых, и, причем, потренироваться по определенной методике, когда человек действительно может заснуть на 15-20 минут, и при этом чувствовать себя, как после продолжительного хорошего сна.

В нашей работе это необходимо, потому что, всё время находясь во внутреннем напряжении к подъему, к единству, с усилиями, сверх наших обычных, ментальных и чувственных усилий, внутренних напряжений, человек должен отдыхать. Надо с этим согласиться. Важнее недоспать ночью, но поспать днем.

Из 12-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Накопление духовного потенциала

Забота о здоровье

Зачем нужен сон? (клип)

Страница 320 из 401« Первая...318319320321322...Последняя »