Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Мы с тобой одной крови

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мы говорили, что при формировании групп интегрального обучения надо уделить внимание предварительному тестированию и беседам, чтобы подобрать в большие группы людей с похожими свойствами: возраст, пол. О каких свойствах еще идет речь?

Ответ: Я не думаю, что воспитание, ментальность, возрастной или образовательный ценз имеют большое значение.

Что интересно, в группах интегрального обучения это все стирается. Поэтому когда мы говорим об объединении выше всех наших свойств в одно общее свойство отдачи, любви, взаимного поручительства и т.д., то здесь у всех к нему анти установка. Так что, особого значения не имеет, кто из нас более, кто менее образован. Ментальность тоже не имеет значения – это чисто внешнее проявление, которое здесь тоже не наблюдается.

Скажу только одно. Когда мы занимаемся с группами со всего мира, соединяясь и изучая в течение многих лет общую методику, то наблюдаем такое объединение, в котором нет никакой разницы между теми людьми, с которыми я физически нахожусь вместе в одном классе, группе, и  людьми, которых я вижу раз в год.

Кстати, каждый год я проезжаю по нашим основным группам в России, Америке, Южной Америке, Европе, и не вижу между ними разницы, потому что мы обучаемся по единой методике, и все группы в принципе  развиваются параллельно. А когда мы устраиваем конгрессы, на которые приезжают наши товарищи со всех континентов, и в одном месте собирается 5-8 тысяч человек, то пропадает ощущение различий. Конечно, нам пока мешает языковой барьер, поскольку это Вавилон, который до сих пор еще не исправлен, но он уже близок к исправлению. Вот тогда, действительно,  возникнет состояние абсолютной гомогенности.

Из 9-й беседы об интегральном воспитании, 15.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Совмещение усилий

Специфика формирования групп

Как понять японца?

Применение найдется всем

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Помимо интегрального обучения, будут ли люди, потерявшие работу, проходить переквалификацию и приобретать новую профессию?

Ответ: Курсы интегрального обучения - это место для приобретения профессии воспитателя и преподавателя, инструктора. В зависимости от способностей человека здесь существует несколько возможностей.

Есть люди, которые работают на площадке, в группе, как ведущие дискуссии, игры.

Есть люди, которые преподают, причем разные предметы. Этому всему можно обучиться, поскольку к интегральному образованию мы добавляем небольшую часть знаний из науки, техники, культуры, психологии. В общем, человек довольно быстро становится специалистом.

Где-то в течение полутора, максимум двух лет, можно подготовить первоклассного преподавателя. Для подготовки воспитателей необходимо еще меньше времени, а для подготовки помощников различных инструкторов – еще меньше. Все зависит от человека.

Причем работа найдется для самых разных людей с различными склонностями.

Поэтому, в первую очередь мы заботимся, чтобы из наших учеников вышли преподаватели, воспитатели, инструктора - женские, мужские, для детей, для пожилого возраста, и так далее, говорящие, естественно,  на разных языках, поскольку мы пока еще разобщены языками и тут ничего не сделаешь.

Существует огромное поле деятельности, и эти люди очень востребованы. Если бы сегодня их было в десятки раз больше, мы всем нашли бы применение.

В любом случае эти люди приходят к нам из числа безработных. Когда они находят для себя новое применение, и при этом их устраивает нормальное, комфортное, но обычное существование, то ты просто наполняешь их жизнь смыслом, и при этом оздоровляешь общество.

Из 9-й беседы об интегральном воспитании, 15.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чувства, уравновешенные знанием

Равенство в группе?

Возраст обучению – не помеха

Поощрение, дающее прилив сил

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мы говорили о том, что очень важно вводить интегральные знаки отличия, награды…

Ответ: Нам необходимо принимать во внимание всевозможные поощрения, но не материальные, а условные, то есть знаки отличия, поощрения, грамоты, дипломы – все, что дает человеку желательность дальнейшего возвышения, достижения цели. При этом он отмечает какую-то стадию, которую прошел.

В интегральном движении все-таки очень трудно определить себя относительно других, потому что в человеке все время происходит внутренняя работа по самоисправлению, по самовключению в единый организм.

Если общество тебя поощряет – это, конечно,  очень хорошо. А когда оно поощряет тебя через супруга, через детей, тогда человек ощущает огромные силы оттого, что его начинают уважать  и ценить его домашние, его близкие люди.

Реплика: Когда вы говорите о "нематериальных" поощрениях, что вы имеете в виду?

Ответ: Я имею в виду не материальное вознаграждение, не деньги, а знаки отличия. В этом отношении здесь другого быть не может. Допустим, инструктор, хорошо окончивший курс, получает значок и дополнительно определенную степень, возможно даже погоны или что-то еще.

Реплика: Вы сказали "погоны" и я вспомнил армию. Сколько усилий люди вкладывают ради каких-то полосок, которые ничего не дают. Мы можем вводить такие же?

Ответ: Да, обязательно. Любые поощрения. Главное – цель. Если человек будет больше стремиться к цели, пусть пока даже ради полоски, то достигнув цели, он не обратит на нее внимания, потому что для него будет важна сама цель. Но сейчас мы поощряем его как маленького ребенка – нам важно, чтобы он достиг цели. 

Реплика: Это может быть и доска почета как при советской власти?

Ответ: Конечно. Кстати, у советской власти был очень правильный настрой, только неправильная реализация, и поэтому все провалилось. Если бы все было построено на воспитании, причем настоящем, истинном, а не на подавлении, когда людей насильно заставляли объединяться, загоняли в колхозы и т.д., - тогда, возможно, все бы увенчалось успехом еще в то время. В наше время это уже необходимость, а в то время это была просто возможность.

Реплика: Значит, все это было основано все-таки не на пустом месте?

Ответ: Нет, ни в коем случае. У людей была какая-то цель. Во-первых, в чем-то было относительное равенство. Была какая-то общая культура, какие-то лживые, но все-таки идеалы. Люди воспитывались совсем по-другому. Несмотря на все искажения и уродство, с которым это все навязывалось людям, сама теория была в принципе интегральная, верная.

Из 9-й беседы об интегральном воспитании, 15.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что определяет устав группы?

Свечение из будущего

Единая команда

Зачем мне интегральное воспитание? (клип)

Наше криминальное будущее

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (А. Клычков, депутат): Социологи и полицейские бьют тревогу: в Москве растет "негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов: растет доля подростковой преступности; увеличивается численность преступных групп, в которых вместе с взрослыми участвуют подростки; растет количество антиобщественных молодежных объединений, вовлекающих молодежь в фашистские, экстремистские группировки, агрессивно настроенные сектантские движения.

Растет наркомания среди несовершеннолетних". Одной из основных причин роста противоправных действий со стороны подростков является незанятость учебой, трудом и организованными формами досуга, отсутствие целостной концепции воспитательной работы.

Реплика: Только воспитание под влиянием положительных примеров взрослых является средством исправления создавшегося положения. В криминальной среде невозможно вырастить ничего, кроме подобного ей и еще более худшего.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Роль глобальной преступности в глобальном кризисе

Россия: путь к процветанию или нацизм?

Дети – и свобода воли

Что определяет устав группы?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В любой организации должны оговариваться определенные модели поведения: что запрещено, что разрешено. В некоторых организациях это называется "устав". Из чего должен состоять устав в группах интегрального обучения? В чем его суть?

Ответ: В первую очередь, для нас является обязывающей картина нашего будущего состояния – к этому мы стремимся.

Эта картина должна быть разрекламирована всей группе и каждому из нас на таком уровне, с такой силой, чтобы у каждого действительно появились желание и силы ее достичь. Мы должны постоянно думать о возвышении этой цели, чтобы она была во много раз выше всего того, что может появиться в нас – каких-то других эгоистических целей и направлений.

Человек должен получать постоянную поддержку от группы в семье – это необходимо. Если в семье кто-то против его обучения, - это огромные проблемы. И мы видим, что зачастую ему это не удается, потому что влияние семьи все-таки огромно.

В наше время мы понимаем, что человек, в сущности, одинок. Так специально устроено природой, чтобы облегчить ему путь интеграции. Он не подчиняется какому-то семейству, клану, деревне, устою, а все мы как бы "подвешены" и поэтому нам легче все это осуществить.

Значит, надо позаботиться, чтобы группа сопровождала человека в течение всех часов его жизни, кроме его физического нахождения в ней. Сегодня это достигается очень просто с помощью средств информации, средств связи.

Кроме того, у каждого есть mp3-плеер: записываются уроки, дискуссии, песни, какие-то сценки. Он приходит домой. В его компьютере есть та же и еще дополнительная информация, которую проходили на занятиях, на собрании группы. Он должен ее проработать, постоянно быть в контакте с ней. Нам нужно создавать фильмы, клипы и т.д.

Все это – огромная масса информации, которая должна проходить через него, и постепенно промывать, что называется, мозги (иначе никак не назовешь), и он добровольно соглашается на это. И мы сами не скрываем, чем мы занимаемся: мы даем ему новую установку вместо старой.

Если говорить об уставе, то всё, что на пользу обществу, является самым важным, но первично то, что необходимо для существования каждого из нас. То есть накорми "скотину", а потом делай с собой что хочешь. 

Базовые данные, определяющие нашу жизнь, – это пища, кров, семья, секс. Затем идут общественные желания – богатство, слава, власть, знания, которые являются уже эгоистической надстройкой над необходимым для существования. И их мы должны переносить в новую область:

Богатство – это наполнение, которое ты получаешь в группе;

Слава, власть – это всеобщее одобрение, которое ты получаешь от группы за то, что ты в ней находишься. Ты ощущаешь себя необходимым элементом всей интегральной системы, от которого она зависит;

Знания – это естественно знание всей природы, всего процесса, который мы проходим.

Так что, в уставе должно быть четко определено понимание такой раскладки внутренних ценностей человека, необходимой для его существования как животного и общественного элемента.

Мы заботимся в первую очередь о том, чтобы человек не боялся за свое материальное существование. Оно должно быть ему гарантированно на разумном уровне.

Реплика: Человек с первых же дней должен жить по законам устава или же это появляется через несколько месяцев, когда он созрел?

Ответ: Это появляется через некоторое время после того, как люди созревают и могут уже осознать необходимость такого формата существования.

Отношения в группе должны быть всегда доброжелательные, радостные. Ты обязан показывать другим, что тебе важна цель. Мы понимаем, что каждый из нас находится в падениях, в подъемах, во всевозможных состояниях, но мы обязаны, вместе с тем, вносить в группу только положительные воздействия. А отрицательные сами уйдут от нас под влиянием того положительного потенциала, который мы накапливаем в группе вплоть до достижения состояния "возлюби ближнего как себя".

Из 9-й беседы об интегральном воспитании, 15.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Подъем над своим "животным"

Добро пожаловать в группу для новичков

Единая команда

Подъем над своим "животным"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какие действия недопустимы в группе интегрального обучения, и она не потерпит, чтобы кто-то их совершал? В психотерапевтической группе, например, запрещено физическое насилие. Есть ли какие-то жесткие ограничения в группе интегрального воспитания?

Ответ: Я не встречал такого, но думаю, что нет. Я предполагаю, что возможны отрицательные выбросы энергии, но в каком-то, вероятно,  помутненном состоянии.

Думаю, что это все простят, и даже пострадавший простит, если данное поведение приводит к осознанию зла и к дальнейшему исправлению… – и такое бывает между людьми.

Мы начинаем с очень низкого уровня, с такого эгоизма, с таких привычек и установок, которые получили от нашего прошлого общества, а все, что в нем есть, все равно подлежит исправлению, ничего тут не сделаешь.

Это не повод для того, чтобы удалять человека из группы. Я думаю, что группа поймет, если есть какая-то объективная причина: бывает снова срыв в наркотики, в алкоголизм, во всякие другие вещи. Единственное - мы пытаемся сделать, чтобы в группе были равные отношения.

То есть должно быть как можно меньше "животных" отношений, потому что группу мы, в первую очередь, хотим возвысить духовно. Как можно меньше сексуальных отношений, тем более, случайных. Если люди находят друг друга, нравятся друг другу, и действительно собираются соединиться, то – да. Но это тоже вносит определенный диссонанс.

Поначалу я бы вообще организовывал общие мужские и женские группы, а потом на некоторое время их разделял, потому что методика объединения между мужчинами и между женщинами все-таки разная. И затем, когда они могут приподняться над собой, они уже не замечают пол друг друга, а видят нечто общее.

Это очень не простой уровень. Представляете, человек должен подняться над своей естественной природой, над природными инстинктами, над сексуальными порывами – над всем самым основополагающим в нем.

Но после того как он приподнимается, эти грани практически могут стираться. Я говорю "могут", поскольку такого еще в целом не наблюдал. Думаю, что, в конечном итоге, это может быть опять смешанная группа, идущая вперед.

Из 9-й беседы об интегральном воспитании, 15.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что определяет устав группы?

Добро пожаловать в группу для новичков

Совместное или раздельное обучение?

Добро пожаловать в группу для новичков

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Группы бывают закрытого и открытого типа. Закрытые группы – это те, куда вход новых членов запрещен, и соответственно группа противится, когда кто-то хочет покинуть ее. В открытых группах вход и выход из нее абсолютно свободен. Какие элементы носит программа интегрального обучения: закрытый, открытый или смешанный вариант?

Ответ: В этом случае у нас существует очень интересная практика.

Группы постоянные. Но когда они идут параллельно, то могут смешиваться и между ними абсолютно не чувствуется разницы. Когда мы устраиваем общие мероприятия, наши группы соединяются между собой, говорят об одном и том же, думают так же, и между ними нет совершенно никакой разницы, все понимают друг друга.

Каждая группа продвигается самостоятельно, не смешиваясь с остальными, но время от времени объединяется с другими на наших конгрессах, на всевозможных крупных мероприятиях.

Вход в группу для новеньких практически закрыт. Это вносит очень сильный дисбаланс. Группа должна двигаться сама, в ней должно быть все гармонично, а если приходят новенькие, то из них организовывается новая группа.

Из 9-й беседы об интегральном воспитании, 15.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что определяет устав группы?

Подъем над своим "животным"

Равенство в группе?

Цели интегрального воспитания (клип)

Образование должно стать качественным

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (Д.Хоукер, специалист по образованию): Одной из важных является проблема недоверия к системе образования со стороны родителей. Зачастую все нововведения воспринимаются крайне негативно.

Достаточно широкий охват населения всеобщим образованием не добавляет качества. Проблемы, связанные со старением кадров, необходимо решать поощрением выхода на пенсию старшего преподавательского корпуса. Экзамен воспринимается учителями как оценка их деятельности, а не успехов ученика, поэтому происходит искажение результатов.

Для обновления содержания дошкольных и школьных программ необходимо создать комиссию с участием преподавателей и родителей. Это позволит вернуть доверие к образовательной системе. Необходимо на законодательном уровне прописать стандарты для руководителей в сфере образования, будь то директор школы или чиновник.

Реплика: Введение мирового единого интегрального образования и воспитания является главным шагом к исправлению человечества. Именно этим должны заняться ЮНЕСКО и ООН. Единый стандарт для единого мира. Это поможет сделать мир открытым, раскрыть учебные заведения для всех, вне границ, помочь людям понимать друг друга.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Образование в мировом сообществе

Основа образования взрослых

О чем молчит Минпрос

Эгомобиль: кто за рулем?

каббалист Михаэль ЛайтманЯ должен уравновесить в себе две силы: разум и злое начало. Мне надо научно, рассудочно понять, что есть только две возможности: или я буду использовать науку и разум в интересах своего злого начала – для производства бомб и т.п., или же я буду использовать разум в работе над дурным началом, исправляя его, чтобы, вместо зла, объединяться с ближним в добре и устраивать всё наилучшим образом, живя в уверенности и взаимном поручительстве.

Вопрос: Тогда почему мы говорим о равновесии? Ведь в таком случае разум властвует над злым началом.

Ответ: Это верно, но речь идет не о равновесии со злым началом, а о его использовании для равновесия с человеческим обществом, с Природой. Применяя дурное начало, т.е. желание, я лишь обращаю его в добро. Всё это зло я хочу, наоборот, использовать во благо. Повсюду в Природе правильный рост, правильное развитие состоит в уравновешивании двух сил: доброй и дурной. Их сочетание приводит к расцвету.

Так чем же я могу уравновесить дурную силу, свой эгоизм, разрушающий мне жизнь? Мне нужно что-то противостоящее и равное ему. Это и есть мой разум. Вот почему над телесными и человеческими желаниями лежит стремление к знаниям, наука, посредством которой я могу уравновесить ту свою часть, которая относится к человеческой ступени.

Вопрос: А что если у меня нет особой склонности к наукам?

Ответ: Она есть в каждом. У каждого есть рассудочная способность противостоять своему эгоизму.

Вопрос: Значит, разум должен быть своего рода водителем "эгомобиля"?

Ответ: Точно. Так, чтобы разумом я властвовал над своим эго и устремлял его к верному развитию. А верное развитие означает, что все мы равны, все объединены, все братья – и на это мы держим курс. Разум способен направлять меня. Человеком меня сделает именно действующий разум, а не бурлящий эгоизм.

Но вместо этого как раз при помощи разума наш эгоизм вспыхивает в виде атомных бомб и прочих своих изобретений. Поэтому еще Аристотель и Платон предупреждали, что нельзя давать знания людям недобросовестным, т.е. таким, в которых властвует злое начало, поскольку они будут неправильно использовать потенциал разума и научной мысли. Знания можно давать лишь тому, кто хочет властвовать над своим началом. 

Мы не прислушались к этому предупреждению – и вот, сегодня пришли к столь скверному положению дел. Ведь до сих пор мы шли путем эгоистического развития, поддерживая его всей своей наукой. Но настало время отдать себе отчет в происходящем и начать развиваться противоположным образом – в рациональном ключе, осознавая свое зло. Ведь мудрый заранее видит "новорожденного", т.е. пункт назначения, доброе состояние, которое мы должны поставить себе целью.

И тогда мы внезапно обнаружим, что злое начало – это подмога "напротив". Оно словно бы действует против цели, но снабжает нас горючим и энергией, стимулирует к развитию, причем только по направлению к добру. Обратить злое начало в доброе мы можем с помощью науки, путем анализа того, чтó для нас хорошо и что для нас плохо. Весь наш свободный выбор заключается в том, чтобы правильно или неправильно использовать свой потенциал.

Из 10-й беседы о новой жизни, 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наука на службе у эгоизма

Сюрпризы хорошей конкуренции

Равенство, от которого невмоготу

Наука на службе у эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманМы должны правильно использовать наш эгоизм – обращать его в добро. Это относится к любой сфере нашей деятельности. Ведь на самом деле в Природе нет позитива и негатива – всё зависит от того, как ты ее используешь.

Когда-то, сто тысяч лет назад, мы были братьями. Мы жили в лесу, всё у нас было общее, и всё было хорошо: никто не считал себя выше или ниже других.

Затем стал расти наш эгоизм, и вместе с ним – разум. Тогда мы начали использовать разум на службу эгоизму. Если я в чем-то преуспевал, то отделялся от своего племени и действовал в одиночку: например, строил себе дом получше, брал больше жен, обзаводился живностью…

Таким образом, во мне начали усиливаться эгоистические позывы к тому, чтобы быть выше других. И я начал реализовывать их, применяя весь свой рассудочный арсенал, все свои способности, чтобы возвышаться над другими. Дело заходило всё дальше: когда другим нечего было есть, я предлагал им еду в обмен на рабство, и они соглашались, чтобы не умереть с голода. Став князьком, я собирал своих подданных в маленькую армию и шел набегом на соседей, присваивая себе их людей и имущество по праву сильного. И вот уже я царь…

Каждый раз я использовал свой разум, свои способности, свое умение обращаться с людьми – использовал для того, чтобы возвышаться над ними. И так до сегодняшнего дня поступали все, каждый в меру своих сил и возможностей. Те, кого я завоевал, тоже находили свое призвание: кто-то становился жестянщиком, кто-то – плотником и т.д. Так каждый двигался вперед, а я – над ними, и все вместе мы формировали человеческое общество. В нем каждый использует свой разум для достижения желаемого – чтобы выделяться из других, властвовать над другими и т.д. Разум всегда работал в прислужниках у эгоизма. Эгоизм – хозяин, а разум – его верный помощник.

Далее, в античные времена, разум и наука получили дополнительный мощный толчок. Тогда-то Платон с Аристотелем и сказали, что нельзя передавать научные знания недобросовестному ученику, поскольку он найдет им неправильное применение. Он будет разрабатывать новые виды оружия, а также всевозможные системы, позволяющие удерживать власть над людьми, – и это пойдет во вред всем. 

Однако это предупреждение не было услышано. Правда, поначалу наукой действительно почти не торговали, но с течением времени всё так и случилось. Ведь и ученые тоже стремились к богатству, силе и славе. Да и оборудование стоит немалых денег. Скажем, чтобы наблюдать звезды, нужен телескоп. И вот ученый продает свою мудрость за деньги, чтобы сделать себе тот или иной прибор. Так были подточены научные устои: ученый пользуется телескопом, а кто-то другой пользуется его знаниями. Заказчик не смотрит на звезды, он обращает окуляр на своих врагов, видит их издалека, получает преимущество и развязывает войну.

Как следствие, наука превратилась в служанку злого начала. Позже властители поступали проще: они требовали от ученых конкретных результатов под угрозой смерти, либо, напротив, открывали университеты, чтобы обучать для себя специалистов. Короче говоря, наука начала всеми силами обслуживать человеческий эгоизм. И так продолжается по сей день. Куда направляется львиная доля научного потенциала, мозгов, денег, ресурсов? На разработку вооружений.

На самом же деле всё должно быть наоборот. Давайте последуем совету великих ученых древности и с помощью науки будем направлять злое начало на добрый путь.

Сегодня мы не должны работать так много часов каждый день. Хватит, и можно ограничиться. В сущности, кризис уже подводит нас к этому. А значит, мы должны провести полный учет, ревизию, анализ себя самих, своей природы, своей жизни и применения нашего эгоизма во зло. Давайте постараемся, наоборот, обратить его в благо.

Мудр тот, кто видит результат заранее, до того как столкнуться с ним лоб в лоб. Я развиваю науку, чтобы оценивать ситуацию в развитии. Скажем, если я заболел, то заранее вижу проблему и останавливаю болезнь на ранней стадии, пока она еще излечима.

Как же нам заблаговременно разглядеть ту пропасть, к которой мы приближаемся, двигаясь прежним путем? Как найти лекарство, которое позволит нам жить спокойной жизнью? В этом вся проблема.

Так вот, та же самая наука должна сегодня предоставить нам понимание и ощущение кризисной ситуации с наглядными примерами того, чтó с нами происходит и куда устремлено наше развитие. Это послание должно быть столь эмоциональным, а подкреплять его должно столь сильное мнение окружения, чтобы я не захотел использовать свое зло в отношениях с ближним, чтобы я понял: благо ближнего – это и мое благо. Ведь все готовы пожрать меня. Как же сделать из них хороших людей? Чем их купить? Что им дать, чтобы они хорошо ко мне относились?

Мы уже сейчас видим, до чего доведет нас дальнейшее скатывание. Уже сейчас нам не нужна семья и дети, мы ничего не желаем и проявляем друг к другу полнейшее равнодушие, а то и отторжение, ненависть. Если так пойдет и дальше, я окажусь во враждебном мире. И зачем мне это нужно?

Так давайте уже сейчас начнем исправлять положение.

Из 10-й беседы о новой жизни, 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эгомобиль: кто за рулем?

Сюрпризы хорошей конкуренции

Не торгуй мудростью

Гонка над пропастью

каббалист Михаэль ЛайтманСегодня уже можно разглядеть мрачное будущее, которое ожидает нас на эгоистическом пути развития. Когда-то у нас были семьи, дети, мы жили с братьями и сестрами, с родителями, и всё было в порядке. А сегодня мы никого не хотим рядом, человек и себя-то с трудом терпит, либо принимает наркотики, чтобы отключиться от себя…

Вектор нашего движения совершенно ясен. Я не могу выйти на улицу в уверенности, что со мной ничего не случится. Повсюду изнасилования, хулиганство, мой ребенок боится ходить в школу, потому что там его бьют, там процветает торговля наркотиками и проституция. Я и сам не хочу, чтобы он туда ходил, но выхода нет.

Вопрос: Вы говорили о том, что человек смотрит на траву соседа, на его машину, на его зарплату – и хочет иметь больше. Вы описали это как отрицательную наклонность. Но ведь без такого подхода человек бы не развивался…

Ответ: Дело не в том, что это негатив. Проблема возникает, если я хочу подавить соседа. Другое дело, если, глядя на него, я учусь хорошим вещам, если хочу, чтобы и у меня было то хорошее, что есть у него, – это хорошая зависть. Но что если я, наоборот, не вижу смысла вкалывать, чтобы сравняться с ним? "Пускай и у него не будет ничего хорошего. Лучше уж я разрушу ему жизнь". Тогда, не имея повода для зависти, я почувствую облегчение и не буду есть себя поедом.

В этом-то всё и дело: как мы используем свое желание, свое исконное начало? Хорошая зависть двигает меня вперед, поскольку я хочу расти, а плохая советует извести ближнего. Либо я хочу, чтобы все были богаты, либо хочу, чтобы все, кроме меня, были бедны. Всякая вещь зависит от того, как ее повернуть. И проверка проста: желаю ли я ближнему блага или зла.

Вопрос: А если это не во благо и не во зло ближнему, а на пользу мне?

Ответ: Это уже продвижение.

Вопрос: Скажем, я увидел у вас хорошую машину и захотел себе машину получше. Я не собираюсь повреждать или красть вашу машину – я тяжело работаю и в итоге покупаю последнюю модель. По сути, вы для меня послужили "трамплином", стимулом к успеху. Есть ли в этом "сюжете" что-то, требующее исправления? 

Ответ: Конечно. Когда ты смотрел на меня и горел желанием, находился ли ты в общем равновесии с человечеством и Природой?

Потому-то мы и пришли к кризису. Ведь Природа требует от нас, чтобы на следующем этапе развития мы не догоняли и перегоняли друг друга в нескончаемой гонке, а обеспечили себе нормальную, сбалансированную материальную жизнь и развивались над ней в человеческом качестве, во взаимосвязи, когда каждый наполняет себя тем, что связан с другими.

Человек должен наполнять себя любовью, а не дорогими новомодными игрушками. Мы видим это по собственному развитию в последнее время. На нынешнем этапе мы уже чувствуем, что зашли в тупик, что дальше развиваться некуда. Мне надоело соревноваться с другими, я больше не добиваюсь в этом успеха, это не несет мне наполнения. Мировая экономика и современные технологии не справляются с нашими запросами. Да и Земной шар не может обеспечить нас ресурсами для этого бесконечного состязания.

Программа Природы – это не бездумная гонка за счастьем, каким оно видится нам сегодня. Сложившееся положение дел заставляет нас взглянуть правде в глаза: дальше развиваться в таком формате некуда.

Ты рассуждаешь в контексте частных интересов: "Чего тут плохого? Я увидел классную машину, и мне захотелось такую же или получше". Это как будто бы не хорошо и не плохо.

Может быть и иначе: я жил себе не тужил, и вдруг сосед, вместо кобылы с телегой, купил автомобиль. И вот я уже чувствую себя обделенным, второсортным. Выходит, мне тоже надо заработать на покупку машины. "А может, просто убить соседа, чтобы не подавал мне плохих примеров, из-за которых проходится вкалывать? Нечего отравлять жизнь честным людям".

Иными словами, я смотрю не только на машину, но и на ее владельца, и он мне далеко не безразличен. Так или иначе, проблема в том, что Природа больше не позволяет нам вести эту гонку.

Из 10-й беседы о новой жизни, 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сюрпризы хорошей конкуренции

Две стороны одного эгоизма

Чудесная метаморфоза отъявленного эгоиста

Сюрпризы хорошей конкуренции

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Выступаете ли вы против конкуренции?

Ответ: Я за такую конкуренцию, которая ведет нас к счастью.

Есть зависть хорошая и зависть плохая. Хорошая зависть, по сути, тоже основана на конкуренции, но я конкурирую с тобой в отдаче обществу. Я хочу нести обществу столько же блага, сколько и ты. Такая конкуренция конструктивна, она находится в равновесии с Природой, с целью.

Глядя на другого, я учусь у него – учусь посредством зависти: он велик, а я мал, он преуспевает, а я нет. Важно то, каким его качествам я завидую. Если эти качества несут ему и миру равновесие и успокоение, если они продвигают нас к общей цели, то это хорошая зависть и хорошая конкуренция. Мы должны поощрять их всеми средствами: медалями, призами, репортажами в СМИ. Такого человека надо выводить под свет софитов – пускай видят хороший пример.

Если же, соревнуясь, мы не движемся к добру, а еще глубже погружаемся в беды и проблемы и отдаляемся от цели, то это плохая зависть и плохая конкуренция.

Всё оценивается по конечной цели. Другого выхода у нас нет, ведь именно этого финального сбалансированного состояния мы и обязаны достичь. По природе, по процессам, текущим на неживом, растительном и животном уровне, мы видим, чтó с нами происходит.

Вопрос: Если я правильно понимаю, конкуренция укоренена в нас изначально. Человек – существо социальное и потому конкурирующее.

Ответ: Верно. Таково наше начало. Само по себе оно не хорошо и не дурно – всё зависит от того, как мы его используем.

Вопрос: Можно ли подробнее остановиться на правильном его применении? Что представляет собой хорошая конкуренция?

Ответ: Сказано: "Зависть, страсть и честолюбие выводят человека из мира". Говоря иначе, если я хочу двинуться дальше из того состояния, в котором нахожусь сейчас, если хочу стать еще полезнее себе, окружению и всему миру, то должен использовать зависть, страсть и честолюбие. Но использовать так, чтобы в этом участвовал мой разум, придавая мне верное направление. 

Во всех моих наклонностях заложена возможность позитивного и негативного использования. И разум должен устремлять меня к добру, прочь от зла. Для того он и дан человеку. Поэтому Платон и Аристотель предупредили, что передавать человеку научные знания надо в мере его разумения и честности, поскольку тогда и только тогда он будет правильно их применять.

Допустим, мы с тобой вместе идем в спортзал. Я тяну тебя, а ты – меня, мы участвуем там в различных тренировках. Я вижу, как ты здоровеешь на глазах, и завидую тебе – что помогает мне тоже включиться в процесс. Это – хорошая зависть. Может быть, мне будет приятно, если ты достигнешь чуть меньших успехов, чем я. Возможно, я хочу быть здоровее, сильнее тебя. И все-таки, в конечном счете, нельзя сказать, что этот процесс плох. В нем есть элемент конкуренции, поскольку я сравниваю себя с тобой, но происходит это в целях общего развития. Да, это эгоистично. Да, меня влекут зависть, страсть и честолюбие. Да, я хочу быть как ты и даже немного лучше, но в целом это идет мне на пользу.

Однако между нами может быть и другая конкуренция, когда мне плохо при взгляде на твои успехи, которые для меня недоступны. Зачем мне нужен перед глазами такой ранящий пример? Он вроде бы хороший, а на самом деле плохой. Допустим, ты купил Кадиллак, о котором я могу только мечтать. В ответ я взрываю его ночью и наслаждаюсь содеянным. Теперь у тебя не просто нет Кадиллака – ты потерял вещь, которая стоила тебе больших денег. "Вот здорово!" Такое отношение может обращаться на кого угодно.

Что же такое "хорошая конкуренция"? Это такая конкуренция, которая полезна лишь обоим вместе и ни одному из нас по отдельности. В итоге мы связаны друг с другом и не можем добиться успеха поодиночке. Мы – партнеры.

К примеру, мы создаем общий бизнес: ты даешь деньги, а я – знания. Теперь мы партнеры: ты мне нужен, ты мне дорог, ведь без тебя я не заработал бы ни копейки. Как хорошо, что мы действуем сообща.

Есть ли здесь место для ненависти? Разумеется, есть: "А почему бы мне не иметь и деньги, и знания? Почему только знания? А не убить ли мне тебя каким-нибудь хитроумным способом, чтобы весь бизнес перешел ко мне?" Выходит, даже если мы зависим друг от друга, всегда возможен расчет на то, что без тебя мне будет лучше.

Есть только один вид конкуренции, при котором мы зависим друг от друга и не можем противостоять друг другу, потому что становимся единым целым. И это – конкуренция в любви, в отдаче друг другу. Тогда между нами нет яблока раздора – никаких товаров на покупку или продажу. Мы сами и есть желанный результат нашего соревнования – двое как один. И этот один не делится надвое. Никто не вместо кого, никто не выше и не ниже – мы едины. И единство это проистекает лишь из нашего взаимовключения, т.е. объединения во всех свойствах, во всем, чем мы восполняем друг друга. Никто из нас не может быть один и не в силах преуспевать по-своему. Нам не обойтись без взаимной любви – или, по крайней мере, без взаимного поручительства, как подготовки к ней.

Так мы приходим к единственно возможному решению, очень необычному. И что бы ты ни пробовал помимо этого, всегда дело будет кончаться эгоистическим применением твоих начал. Только на этих условиях мы можем вести конкуренцию, задействовать зависть, страсть и честолюбие, ненависть и любовь вместе, что бы то ни было – и всё будет взаимно восполняться.

Мы с тобой объединяемся, исправляем себя и нашу взаимосвязь, пока вместе не раскроем в ней любовь, как результат нашего единства. Здесь требуется большая работа, пропущенная через разум. Мы выравниваем свою материальную жизнь "по линейке": каждый получает столько, сколько нужно его телу. Поверх этого мы выявляем всё свое зло, лежащее на человеческой ступени, и над ним развиваем всю нашу науку, всю мудрость и разумение с высшей человеческой ступени.

С одной стороны, мы ведем обычную телесную жизнь, а с другой стороны, преображаем свое постоянно раскрывающееся злое начало, обращаем его в доброе начало, вплоть до любви. В этом – предназначение человека.

Работа велика, и нам ее не завершить. Она только кажется простой. Вся наша жизнь дана нам для того, чтобы, максимум, несколько часов в день мы обеспечивали физические нужды, а всё остальное время посвящали лишь исправлению злого начала, чтобы прийти к доброму началу. И тем самым мы раскрываем совершенство, кроющееся в Природе.

Из 10-й беседы о новой жизни, 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Гонка над пропастью

Эгомобиль: кто за рулем?

Наука на службе у эгоизма

Мозаика желаний

каббалист Михаэль ЛайтманВ каждом из нас есть три типа желаний:

1. Телесные, свойственные также и всей животной природе. Мы хотим поддерживать себя в наилучшей форме, одеваться, защищаясь от непогоды, быть чистыми, быть здоровыми, обеспечивать себя пищей и всем, что требуется телу, давать себе отдых – короче говоря, содержать себя в целости и сохранности. На животном уровне действует инстинкт самосохранения.

2. Человеческие, эгоистические желания. Так уж мы развиваемся над животной природой – жаждая власти и славы, стремясь возвыситься над другими. Эти желания относятся только к человеческому роду. У животных такого нет.

Здесь обычно указывают на то, что животные пожирают друг друга. Однако этим они не желают навредить ближнему, не хотят возвыситься и воцариться над ним, не изводят свою жертву. Они поедают ее лишь для пропитания. Такими инстинктами наделила их природа. Лев, поедающий лань, не причиняет ей зла, а просто выполняет заложенное в нем веление природы. Между ними нет ненависти – просто так всё устроено.

Мы и сами поступаем аналогично с животными, которых разводим на убой, – без всякой ненависти к ним. Нам необходимо пропитание, и ничего тут не поделаешь. Обычно мы стараемся причинять как можно меньше боли тем животным видам, которые используем в пищу.

И только в человеческих взаимоотношениях каждый использует свой эгоизм. Я все время смотрю на траву соседа, на его машину, я сравниваю его детей со своими, его зарплату со своей… Только так я измеряю наслаждение, наполнение в своей жизни.

На этот счет есть очень любопытные статистические данные. Например, люди предпочитают зарабатывать меньше, если их зарплата всё еще превосходит зарплату соседа или коллеги, и не соглашаются на повышение оклада, если окружающим достанется еще больше. Ведь мы всё оцениваем на сопоставлении. Именно в сравнении с другими мы проверяем, насколько нам хорошо. Говоря иначе, я сужу о своей жизни не по состоянию тела, а по состоянию личности – насколько она выше других. 

Такие желания присущи только человеку, тогда как животное не сравнивает себя с другими, ему нужно удовлетворять лишь свои естественные позывы.

Итак, все человеческие желания дурны, потому что требуют от нас быть эффектнее, уважаемее, выше других.

3. Над телесными и человеческими желаниями лежит желание, обращенное к науке, к мудрости. Оно тоже свойственно только человеку. Я хочу знать, почему и для чего живу, как течет моя жизнь, как действует природа, что происходит вокруг, как одно связано с другим… Мне нравится кроющаяся в природе логика, мудрость, которую мы постоянно исследуем.

В действительности, я нахожусь в некоей сфере под названием "природа" и потихоньку "соскребаю" с нее частички информации, а затем проверяю накопленный материал. Это и есть моя "наука". Завтра я открою новые законы природы. Существуют ли они и сегодня? Конечно, существуют, только я недостаточно умен, чтобы обнаружить их. Шаг за шагом, развивая науку, мы открываем всё новые закономерности, свойственные природе.

Таким образом, мы состоим из трех видов желаний: животного, человеческого и научного. Во всех людях мира эти желания составляют различные комбинации. Одного больше привлекает наука, другого – богатство или сила, а третьему вполне достаточно обычной жизни: футбол, банка пива – и голова ни о чем не болит. Каждый устроен по-своему, нет ни хороших, ни плохих, в любом человеке присутствуют все три вида желаний, и он тянется за теми из них, которые доминируют над остальными.

Так мы и идем по жизни: каждый занимает в обществе то место, которое соответствует его комбинации свойств. Люди, которые заботятся только о потребностях тела, как правило, составляют бóльшую часть общества – и мы это видим. Людей, стремящихся обрести власть и мощь, меньше – и они движутся наверх, оставаясь однако в социуме, чтобы получать от него наслаждение.

Итак, если во мне преобладают телесные желания, я использую то, что находится вокруг, на одном со мной уровне. В отличие от этого, если центр тяжести моих желаний лежит в человеческих свойствах, то я хочу возвыситься над всем человечеством, хочу обрести власть над людьми, быть сильнее, умнее, лучше, успешнее их.

И наконец, если меня влечет наука, то я стремлюсь подняться и над животными, и над человеческими желаниями – к желаниям, зовущим понять природу, увидеть, почему и для чего всё так устроено. Я тянусь к философии, к мудрости, мне уже неважно, чем питаться, я не сравниваю себя и свое достояние с другими, я могу закрыться в своем уголке на минимальном рационе и почти не контактировать с другими людьми. Мне важно протянуть связь наверх – к законам мироздания.

В итоге разные люди находят себе в обществе подходящие им занятия, соответствующим образом выстраивая семью, окружение и быт.

Из 10-й беседы о новой жизни, 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Равенство, от которого невмоготу

Равновесие во всем

Анализ природы человека

Страница 326 из 401« Первая...324325326327328...Последняя »