Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Равновесие во всем

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли мы хотим правильно применять научный подход, то нам нужны умные люди, знающие природу и понимающие, что в ней протекает определенный процесс, согласно определенной программе. Сама теория эволюции указывает на то, что наше развитие подчинено закономерностям, а не случайностям.

И пускай мы еще не изучили эти законы, но уже можем разглядеть общий поток событий. Нам пока неясно, куда он ведет, однако методом аппроксимации мы выводим, что он устремлен к равновесию. Подобно тому как природа уравновешена на всех уровнях, мы тоже должны прийти в итоге к равновесию на человеческой ступени.

Природа балансирует многими параметрами: тепло и холод, разность давлений, ветры и ураганы, извержения вулканов… В конечном итоге, природа уравновешивает себя, включая и человеческую ступень.

Только вот что интересно: человек должен уравновешивать себя сам. В нас есть добрые и дурные силы, и чтобы дело не дошло до взрыва, нам дана наука, знания которой позволят нам установить равновесие между этими силами в себе. Используя дурную силу и силу рассудка, мы можем соразмерять их и в гармонии продвигаться вперед.

  • На животном уровне это означает, что мы должны прийти к сбалансированному потреблению и позаботиться о том, чтобы весь мир пришел к тому же.
  • На человеческой ступени, в человеческом обществе мы все должны быть равны, как братья в одной семье.
  • На уровне научных знаний мы должны стремиться к познанию общего закона реальности.

Таким образом, соблюдая равновесие на материальном, телесном уровне, на человеческом уровне и на ступени познания, мы придем к совершенному состоянию, подобно яблоку, которое поспело.

Из 10-й беседы о новой жизни, 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Равенство, от которого невмоготу

Мозаика желаний

Вселенский закон гармонии

Проводники через пустыню

каббалист Михаэль ЛайтманОднажды человечество соприкоснулось с духовным единством. Речь идет о народе Исраэля, в котором все были связаны братскими узами, все были товарищами во времена, предшествовавшие изгнанию, когда еще существовал Храм. Тогда все мы были братьями, замечательно жившими рука об руку во взаимной спайке и взаимном участии.

Но затем Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти. Как обычно, по ходу развития в этом народе внезапно выросло эгоистическое желание, и он упал со ступени братской любви на ступень беспричинной ненависти, став еще хуже, чем другие народы, которые не были связаны братскими узами и не пережили такого падения. С тех пор этот народ стал отверженным и очень своеобразным. До сих пор он не находит себе места и покоя.

Отсюда мы можем понять, что ненависть человечества к нему, очевидно, является отражением закона природы. Повсюду можно встретить эту ненависть к представителям Израиля и к Израилю в целом. Причина в том, что эти люди, очевидно, должны первыми вернуться к исправленному состоянию, к братской любви, подняться из беспричинной ненависти, растянувшейся на две тысячи лет изгнания, к единству и показать этим пример для всех. Они должны реализовать то, что уже было у них раньше. Ведь это, по-видимому, и делает их особенными, отличными в глазах других.

Мир нуждается в этом добром примере, поскольку не знает, как выйти из кризиса. И мы, сыновья Исраэля, оказались в очень специфичном состоянии: именно мы раскрываем методику исправления всего человечества, именно мы должны продемонстрировать всем братскую любовь, реализацию принципа любви к ближнему, как к себе. Нам нужно показать человечеству, что именно так все люди выйдут из пустыни, в которой заблудились, в прекрасную и замечательную жизнь.

На нас возложена большая, замечательная, очень важная работа. Нет вызова больше и лучше, чем тот, что стоит сейчас перед нами.

Из 10-й беседы о новой жизни, 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Слуги народа

Пирамида взаимного поручительства

Особая миссия народа Израиля

Равенство, от которого невмоготу

каббалист Михаэль ЛайтманМы должны приводить в равновесие две силы: силу разума и силу нашего злого начала.

Наши желания делятся на несколько пластов. Внизу лежат желания неживого уровня (материал, из которого состоит тело), растительного уровня (то, что растет: волосы, ногти, кости) и животного уровня (все прочие физиологические элементы). Кроме того у меня есть разум, который лежит над животным уровнем, и дурная сила – мой эгоизм.

Из таких частей состоит человек.

На неживом, растительном и животном уровне мне исправлять нечего. Единственная проблема, из-за которой мы портим взаимоотношения с другими людьми, – это наша дурная природа, эгоизм. С этим, в принципе, все согласны. На худой конец, человек не признаёт зло за собой, а возлагает его на других, на человечество.

В любом случае, человек обладает гигантскими возможностями и может замечательно устроить свою жизнь на Земле. Почему же он этого не делает? Что ему мешает? Ему мешает собственный эгоистический склад: все свои силы и богатства он хочет использовать для того, чтобы возвыситься над ближним. В итоге все участвуют в этом соревновании, стремясь возвысить себя или разрушить других, либо и то, и другое одновременно. Так злое начало мешает нам выстроить хорошую жизнь.

Могу ли я представить себе, каково это – жить под властью доброго начала? Ведь оно означает общий стандарт для всех. Возможно ли такое, чтобы я был как все? Чем тогда я буду наслаждаться? Когда все равны, нет великих и малых – и это лишает смысла мое бытие.

Сегодня наша жизнь кипит, мы постоянно чего-то добиваемся. Каждый раз я подсознательно делаю расчет, проверяя, насколько превзошел других, – и это придает моей жизни вкус, подвигает меня на достижения, заставляет "вертеться"… Повсюду ведется соревнование, мы конкурируем друг с другом, и, сравнивая себя с другими, я, по сути, измеряю тонус своей жизни. Если же все равны, то я не чувствую, что живу.

Возникает вопрос: чем мы будем наполнять себя? Неужели Природа хочет сделать из нас марионеток? Ведь если все мы братья, то у всех есть одно и то же, все равны. И тогда я не чувствую, для чего мне жить. 

Существует ли еще какая-то цель? Я в своем текущем состоянии ее не вижу. Всегда каждый пытается реализовать себя по-своему: скажем, я на научном поприще, ты в публицистике, а он в образовании. Однако в итоге, каждый хочет обособить, выделить себя из других. Именно эта потребность и подстегивает нас к развитию.

Допустим, беды кризиса помогут нам понять, как уравновесить всё общество. И вот все мы сбалансированы, все равны. Как же мне наполнить в себе ту большую пустоту, которая требует быть выше других? Чем я их превзойду?

Ситуация в мире такая, что нам достаточно работать по два часа в день – и мы ни в чем не испытываем недостатка, если только не пытаемся возвыситься друг над другом. У всех нормальный уровень жизни. Чем же мне наполнять себя? Что делать в оставшееся время? Ведь от этой свободы можно сойти с ума. Неужели Природа подводит нас именно к этому?

Здесь-то мы и приходим к другой ее стороне – к взаимному сотрудничеству против эгоизма. Мы используем эгоизм, только противоположным образом – не для того чтобы возвышаться над другими, а для того чтобы каждый приподнимался над своим себялюбием и приходил в равновесие с другими.

По ходу дела эгоизм постоянно растет, и я использую его, чтобы держаться наравне с окружающими. Тогда я получаю удовлетворение от того, что сильнее привязываюсь к другим. Ведь мой эгоизм вырос, а значит, я могу больше отдавать им, приводить их в большее единство и равновесие – и тогда наслаждаться тем, что налаживаю с ними более тесную связь. Чем больше я с ними связан посредством своего исправленного эгоизма, тем мне приятнее. У меня есть сосуд, в котором я получаю от этого удовольствие, – общий сосуд, который я присоединяю к себе. От этого я получаю удовлетворение, которое называется "взаимной любовью".

Так я прихожу к наполнению, намного большему, чем есть у меня сегодня, если мне удается хоть в чем-то превзойти другого. И только верное применение всех начал позволяет мне добиваться успеха.

Из 10-й беседы о новой жизни, 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мозаика желаний

Равновесие во всем

О пользе зла

Трудное созревание

каббалист Михаэль ЛайтманГлядя на себя, мы видим, что мы испорчены. Нам не очень-то хорошо живется. Наши качества, привычки, черты характера не очень-то удобны. Мы недовольны друг другом и не очень-то довольны самими собой.

Эту ситуацию можно сравнить с неспелым яблоком на ветке, маленьким, сморщенным, кислым и неприятно пахнущим. Однако постепенно оно растет и созревает. Человек несведущий не увидел бы пользы от всего этого процесса: действительно, для чего негодный плод впитывает минералы, витамины, воду, кислород? И только в самом конце яблоко "вдруг" наливается краской, источает приятный аромат и прямо-таки сверкает наливными боками. Теперь, поспев, оно выглядит противоположно промежуточным стадиям созревания.

Так может быть, и мы развиваемся аналогичным образом? Может быть, мы просто не можем этого разглядеть, потому что завершаем свою жизнь, так и не дождавшись "спелости", когда каждый станет мудрым, прекрасным, благородным – короче говоря, хорошим человеком. Может быть, в отличие от яблока или животного, мы развиваемся от поколения к поколению, и каждое из них выше, прогрессивнее предыдущего. А значит, невозможно вписать этот процесс в рамки отдельной личной жизни. По-видимому, всё наше развитие на протяжении тысячелетий подобно жизни одного человека, который развивается всё дальше и дальше. И, видимо, в итоге мы придем к прекрасному, "спелому" состоянию.

Очевидно, по такой схеме идет наше развитие, и потому сказано, что не стоит показывать глупцу еще не доделанную работу. Ведь умный отличается от глупого тем, что заранее видит "новорожденного" – знает, каким будет конец, и может оправдать тот процесс, который мы проходим. Однако мы не видим финала, и потому нам трудно оправдывать текущие состояния. Действительно, наш путь очень печален и тяжел, мы движемся вперед только под ударами бед, проблем и собственных ошибок.

Из 10-й беседы о новой жизни, 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не торгуй мудростью

Смотреть вперед, а не под ноги

О пользе зла

Не торгуй мудростью

каббалист Михаэль ЛайтманДо сих пор человечество как-то двигалось вперед, а сегодня словно остановилось на перепутье, а то и в тупике. Мы потерялись, заблудились в пустыне и не знаем, куда идти.

И здесь нам надо учиться у Природы, частью которой мы являемся. Природа стремится к равновесию, а для нас равновесие с ней означает подобие свойств. Раз уж мы развиваемся, то давайте посмотрим, какова общая сила Природы, к чему она тянется, чего хочет, что претворяет в нас.

Здесь мы можем сказать, что наше развитие, возможно, и вправду доброе. Мы осознаём свое зло, свой эгоизм. Становясь всё бóльшими эгоистами, мы всё яснее понимаем, насколько это дурно, насколько мы отравляем жизнь себе и другим. Я стараюсь преуспевать за счет окружающих, использовать их, опережать их по силе и богатству, властвовать над ними… И, возможно, всё это бумерангом бьет по мне самому. Ведь в итоге мы видим, какое общество выстроили, как выглядит человечество с его мудростью, величием, богатством и великолепием. Взгляните, к чему мы пришли, – совсем не туда, куда хотели.

В чем же причина всего этого зла? Почему мы раз за разом ошибаемся и оказываемся "у разбитого корыта"? Мы все время преследуем какую-то цель, полагая, что она принесет нам удачу, затем переключаемся на следующую цель с теми же надеждами, а в итоге нас всегда ждет дурной финал, неудовлетворенность, а то и драматическое развитие событий в виде войн, эпидемий и прочих бедствий.

Вся проблема в следующем. Если сравнить себя с остальными уровнями Природы – неживым, растительным и животным, – мы увидим, что они развиваются (если вообще развиваются) очень медленно. В действительности, они почти стоят на месте и живут согласно инстинктам – велениям природы, которые в них заложены и которые они выполняют. Корова, обезьяна, лошадь, собака, кошка – изучая их, мы видим, что они действуют в точном соответствии со своей природой, не отклоняясь ни вправо, ни влево и никогда не ошибаясь. У животного есть свои внутренние законы, и оно устроено так, чтобы соблюдать их. 

С другой стороны, человек постоянно совершает ошибки, которые, по-видимому, должны инициировать в нас рассудочное развитие. Ведь наше преимущество над животным миром состоит в том, что мы разумны. От поколения к поколению мы развиваемся в том, что касается разума, образования, познания мира, природы и себя самих. А значит, мы, наверное, неправильно используем свой интеллект – и в этом вся проблема.

Если обратиться к еще более древним временам, мы поймем, почему тему применения человеческого разума подняли античные мудрецы, такие как Аристотель и Платон, стоявшие у истоков современной науки. "Не открывайте науку всем желающим, – говорили они. – Доверяйте ее только порядочным людям, которые правильно воспользуются ею – исключительно на благо человеческой жизни, ради добрых взаимоотношений между людьми, чтобы им жилось лучше и комфортнее. Если же вы передаете науку кому вздумается, то, по сути, вредите человечеству".

Ведь обычный человек, побуждаемый своим эгоизмом, конечно же, использует науку во вред другим – а также себе самому, поскольку это ударит по нему бумерангом. Такие люди, в конечном счете, разрушают окружение, направляя всё человечество на производство оружия и прочих вещей, в которых нет никакой необходимости. Сегодня мы видим, что колоссальные возможности, предоставленные нам наукой, могут обеспечить нас всеми благами, однако используем мы их во зло.

В результате мы столкнулись с всеобъемлющим кризисом, который охватывает все сферы и уровни нашей жизни: науку, образование, институт семьи, взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми, и вообще, между людьми, наше здоровье, будущее, культуру… Чем мы интересуемся? Чем пробавляемся? Плодами средств массовой информации.

Это положение совершенно не соответствует тому, на что мы теоретически способны. Мы неправильно используем свои возможности, и так продолжается поколениями, тысячелетиями, прошедшими с тех пор как Платон и Аристотель предостерегли от передачи научных знаний всем без разбора и призвали доверять их лишь тем людям, которые умеют правильно их применять и будут изобретать только нужные и полезные вещи.

Люди, обуреваемые злым началом, всегда хотят использовать науку ради власти над другими, для разработки вооружений и лекарств, в которых нет никакой необходимости, кроме личного обогащения, и вообще, всевозможных вещей, как будто бы нужных человеку, а в действительности абсолютно лишних. Эти ученые продают науку и свои изобретения только для того, чтобы заработать. Честным же ученым движет любовь к науке и ничего более, по принципу: "мудрость обретай и не продавай".

В итоге мы видим, что совершенно заблудились в этой пустыне за тысячи лет своего развития и потому пришли, к чему пришли.

Из 10-й беседы о новой жизни, 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Трудное созревание

Смотреть вперед, а не под ноги

О пользе зла

О пользе зла

каббалист Михаэль ЛайтманОглядываясь вокруг, мы сознаём зло своего развития. Очевидно, можно было развиваться и по-хорошему, "ступая обеими ногами": проявляя немного зла и сразу же возвращаясь к добру, снова и снова.

Нужно только верно применять осознание зла и кроющиеся в нем детали восприятия: двигаться малыми шагами, ловя себя на ошибках и тотчас исправляя их. Так же малышу мы специально даем разобрать, разломать что-нибудь, чтобы он учился собирать, исправлять испорченное. Мы позволяем ему сделать что-то не так, чтобы из этого он понял, как поступать правильно.

Точно так же и здесь надо изменить подход и понять: наша жизнь так устроена, что зло в ней необходимо. Только давайте начнем сознавать его суть – наш эгоизм, неправильное применение всех наших возможностей, и особенно в технике, в науке, в потенциале, который возвышается над животным уровнем, – на человеческих ступенях.

Если мы будем верно использовать все свои богатства, каждый раз проверяя, чтó правильно, а что нет, тогда на основе этого анализа мы сможем каждый раз от зла переходить к добру. Мы будем развиваться через поочередные фазы сжатия и расширения – подобно тому, как действуют части нашего тела: дыхательная система, сердце… Так же велосипедное колесо одной своей частью движется вперед, а другой – назад. В любом развитии всегда заложены две противоположные силы, действующие в гармонии между собой и дополняющие друг друга.

В нашем мире не надо ничего разрушать – ведь до сих пор наше развитие, по-видимому, носило вынужденный, обязательный характер. Только с этого времени мы должны применять критический разбор происходящего, добавляя разумный, верный, мудрый анализ всего, что произошло до сих пор, и отсюда делая выводы на будущее: как нам раз за разом продвигаться путем исправлений. Тогда всё зло становится опорой для добра, и мы используем и то, и другое в целях продвижения. По сути, тогда уже нет добра и зла – две эти силы, как вожжи в наших руках, помогают нам идти вперед.

И внезапно мы начинаем понимать, что вся наша эгоистическая природа есть добро – ведь с ее помощью мы развили в себе способность к анализу и самоисправлению. Отныне и далее, действуя верным, обоюдным образом, мы, как локомотив, поспешим к цели, пока не станем спелым яблоком – процветающим, "благоухающим" человеческим обществом, в котором царят добрые взаимоотношения.

Из 10-й беседы о новой жизни, 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Смотреть вперед, а не под ноги

Трудное созревание

Не торгуй мудростью

Смотреть вперед, а не под ноги

каббалист Михаэль ЛайтманМы должны понимать, что нам уготовано доброе, замечательное развитие. Напротив своего разрушительного эгоизма мы получаем добавку мудрости – и две эти силы в нас способны помочь нашему продвижению.

Здесь у нас появляется возможность понять, где лежит наш свободный выбор. Он находится точно посередине между двумя этими силами. С одной стороны, у нас есть "дурная" сила, а с другой стороны, добрая рассудочная сила, предназначенная нам в помощь. Ведь мы – люди, мы очень ценим и уважаем мудрость. Так вот, между дурной природой и мудрым разумом мы можем отыскать верный, путь, хороший для нас, а также для неживой, растительной и животной природы, т.е. для экологии. Тогда мы вступим в общую гармонию со всеми формами жизни, с общей Природой.

А значит, все страдания, которые мы испытываем, – это, по сути, приглашение к тому, чтобы задействовать наш свободный выбор и правильно, сбалансированно использовать две силы, имеющиеся в нашем распоряжении. Мощь разума позволяет нам обуздать свой эгоизм и правильно управлять им. Его ни в коем случае нельзя разрушать, как это практикуют всевозможные техники и верования. Мы должны понимать, что в Природе нет зла. Только если мы не используем позитивную силу, негативная превращается в зло. И потому нам надо лишь научиться применять ее.

Нельзя судить об итогах по текущему этапу. Сказано: "Не показывай глупцу половину работы". Иными словами, нечего горевать посредине пути – ведь тем самым мы уподобляемся глупцам. Напротив, мы должны рассматривать текущую картину в ее устремлении на цель и понимать, что каждый этап пути необходим для достижения этой прекрасной цели. Она светит нам издалека, и мы приближаемся к ней, всё больше исправляя свою жизнь. Нам действительно предначертано доброе будущее.

И потому нельзя плохо относиться к природе, к себе и другим. Нельзя предъявлять неоправданные требования и претензии, нельзя огульно критиковать, презирать, ненавидеть. Нужно понимать, что все мы проходим этапы этого процесса и должны помогать друг другу, как люди, которые заблудились в пустыне и не выберутся из нее без взаимопомощи. Именно взаимное исправление, взаимопомощь поведут нас к прекрасной цели.

Из 10-й беседы о новой жизни, 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

О пользе зла

Не торгуй мудростью

Трудное созревание

Беседы о новой жизни, ч.17

Беседа №17 о воспитании в глобальном мире в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники:

Моше Адмони, руководитель отдела по работе с молодежью,

Лимор Софер-Петман, детский психолог, психотерапевт.

016 - Беседа о новой жизни, Лимор Софер-Петман

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программы:

Беседы о новой жизни, ч.16

Беседы о новой жизни, ч.15

Беседы о новой жизни, ч.14

Почему природа любит только детей?

каббалист Михаэль ЛайтманСегодня мы поговорим о законах природы, внутри которой мы существуем.

Мы раскрываем, что в окружающем мире существуют законы, которые оказывают влияние на нашу жизнь. Поэтому, как разумные, умные люди, мы можем проверить, увидеть и изучить, от чего нам плохо, от чего хорошо, как сделать свою жизнь лучше, обеспечить себе надежное будущее.

В отличие от животного, человек обладает разумом, с помощью которого может себя развивать. Животные живут согласно своим инстинктами, получая изнутри приказы вести себя так, или иначе, в соответствии с их природой. Но у человека есть определенная свобода действий – в том, что находится над животным уровнем.

Эта свобода действий иногда приводит человека к неприятным ситуациям. Он может навредить сам себе, - ведь животные не употребляют наркотики, алкоголь, они не причиняют намеренный вред друг другу. Если они и поедают друг друга, то только из-за голода, ради своего существования, а не просто ради своего эгоизма, злого начала, заставляющего нас причинять вред другим и получать от этого удовольствие, упиваться своей властью над другими и этим услаждать свою душу.

Иными словами, у человека есть некий излишек желания, которым не руководят абсолютные законы природы. Этот излишек дан ему в свободное использование – поступать с ним так, как ему хочется. То есть он не ограничивается заботой о своем пропитании, продолжении рода, крыше над головой, а желает еще и познать мир, путешествовать, развивать науку, культуру, образование – получать все наслаждения от жизни.

Нам казалось, что это желание подталкивало нас к хорошему и доброму развитию, но почему-то все выходит наоборот: что мы намного хуже животных. Иногда человек завидует кошке или собаке, живущей рядом с ним – такая у них спокойная, хорошая жизнь. У животного есть все, что ему требуется, а человек – несчастен, страдает. 

Он все время находится в напряжении, соревнуется с другими, грызет себя, сравнивая себя с остальными, завидует им и ненавидит. Им владеют алчность, сладострастие, жажда почета и славы. На примере всей своей истории мы видим, что не умеем правильно пользоваться этими наклонностями. Вместо того чтобы жить счастливой и благополучной жизнью, мы ощущаем себя несчастными...

Если посмотреть на жизнь отдельного человека, то мы увидим, как заботливо относится к ней природа вначале, когда эта жизнь возникает из капли семени и начинает развиваться.  Природа подготавливает зародышу безопасное место внутри матери, развивает его с помощью ее тела, и сохраняет внутри околоплодных вод. Завершив там, в сохранности, свое развитие, человек рождается и, появляясь в этом мире, окружен любовью и заботой отца и матери, - ведь новорожденный пока еще совершенно ни к чему не приспособлен.

Точно так же: с пониманием, по-доброму, к ребенку относятся и окружающие, пока он не вырастет. И так было из поколения в поколение, во все времена, и продолжается до сих пор. Пока человек не "встанет на ноги" (скажем, до возраста 20 лет, с которого он уже становится приспособлен к жизни), он получает поддержку от своих близких и даже от не родных ему людей.

Они всегда относятся к нему с пониманием, что он должен развиваться и нужно дать ему эту возможность, обеспечить необходимым. А спрашивать с него пока нечего, он все еще не повзрослел. Такое отношение к новому поколению заложено в нас природой и существует в нас на уровне инстинктов.

Но затем, когда человек вступает во взрослую жизнь, с 20 лет и далее, с него сейчас же начинают больше требовать – и родственники, и окружение. Даже государственные законы относятся к нему по-другому. Один и тот же проступок, совершенный в возрасте 10 или 20 лет, разумеется, попадает под действие разных законов, и наказывается по-разному. В 10 лет ему объясняют, что так поступать не стоит и это не хорошо, а в 20 лет он уже получает полное наказание, как любой взрослый человек в обществе.

Происходит некий переворот в отношении окружения и природы к человеку. Пока мы растем, природа и окружающие относятся к нам хорошо, по-доброму, а когда вырастаем и начинаем взрослую жизнь, их отношение будто бы портится. А мне все еще хочется оставаться маленьким ребенком, и не чувствовать, что у меня есть обязанности.

Я жду, что мне все простят, как это было раньше, и будут уже заранее хорошо ко мне относиться - но этого уже не происходит. Наоборот! С меня уже начинают требовать: "Ну, какие результаты мы от тебя видим? Почему не выполнил? Не сделал – ничего не получишь". Исчезло то милосердие, к которому я привык за 20 лет своего детства и взросления.

Этот переворот, происходящий с нами из-за нашей природы, является радикальным. Подобное происходит и в животном мире. Там тоже родители охраняют своих детенышей, пока они не встанут на ноги, не узнают окружающий мир. А потом, через несколько месяцев, год, или даже два, - в зависимости от вида животного, они уже должны сами добывать себе пищу, создавать семью, стаю. Но, в сравнении с человеческим обществом, для них это не настолько резкий перелом.

Казалось бы, все должно быть наоборот! Ведь мы – умные, знающие, понимающие люди, использующие свой разум для того, чтобы изменить мир, сделать его комфортнее и лучше,  - так почему же мы не делаем его таким для взрослого человека? Пускай и после того, как ему исполнится 20 лет, он окажется в приятном окружении, где ему хорошо, где все прекрасно относятся друг к другу. Пусть так бы и продолжалось.

Но мы видим, что природа, которая толкала нас к развитию согласно своей программе эволюции, сочла нужным сделать так, чтобы мы страдали, и именно под воздействием всевозможных давлений, наказаний, прожив тяжелую, полную страданий жизнь, стали другими. Очевидно, мы можем чему-то научиться у природы, и понять, чего она от нас хочет.

Из 9-й беседы о новой жизни, 06.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чтобы не завидовать своему коту

Братья - соперники

Лекарство для лечения интегральной близорукости

Братья - соперники

каббалист Михаэль ЛайтманС одной стороны, мы видим, что если будем правильно и хорошо относиться к окружающим, и вместе построим красивое, совершенное общество, в котором человеку будет хорошо – то это было бы неплохо.

Ведь до рождения человек находился в материнском лоне, после рождения он тоже был в своего рода теплице, в окружении своей семьи, затем - в детском саду, в школе, - жизнь относительно оберегала его. Так почему же мы не можем создать такие взаимоотношения между нами, чтобы все и дальше продолжалось так же? Что нам портит возможность такого здорового, прекрасного продолжения? А было ли так когда-либо?

Если мы обратимся к истории самых древних поколений, то увидим, что они, действительно, жили таким образом: как один род, группа, одна деревня. Все заботились обо всех. Это можно назвать коммунизмом, или примитивной формой существования - но это то, что было раньше. Мужчины все вместе выходили добывать пропитание, женщины оставались с детьми, готовили еду, вместе заботились обо всех детях. Даже сегодня в разных уголках мира можно обнаружить такие формы жизненного уклада.

А что же произошло потом? Почему мы не росли в такой же форме, только в более широком объеме, развивая технику, технологии, культуру, воспитание, но при этом сохраняя такое же красивое окружение? Что плохого было в тех отношениях между нами, чтобы они испортились? Что изменилось?

В каждом из нас выросло его личное эго, и это отдалило нас друг от друга. Мы стали смотреть друг на друга не как на братьев, а как на соперников. Человеку захотелось властвовать над другими, купить их и сделать своими рабами или работниками, украсть и завладеть имуществом другого, - ведь людей уже перестало объединять ведение общего хозяйства. Иными словами, когда эго начало нас разделять, мы ушли от этой примитивной, коммунистической, первобытной формы существования. Именно эгоизм испортил наше положение.

Если бы эгоизм не рос, а развивался только разум, было бы хорошо! Но дело в том, что именно возрастающий эгоизм подталкивал нас к знаниям, научным открытиям, исследованию природных ресурсов – продвигал нас вперед. 

Само развивающееся эго, желание получить как можно больше – это хорошее желание, но только в том случае, если бы оно стремилось к новым достижениям не просто ради себя самого, а ради своего окружения. Вот если бы мы знали об этом и сразу смогли "взять себя в руки", не дав своему эгоизму разобщить нас - чтобы все его действия по взращиванию  наших желаний были только на благо окружения! Было ли такое возможно?

По своей истории мы видим, что нет. Ведь до сих пор, мы развивались таким образом, что эгоизм, растущий между нами, поднимался, словно гора ненависти и зависти, начинал требовать наслаждений, почета и огромной власти над всеми. И так мы дошли до сегодняшней жизни, когда переживаем большой кризис.

У нас есть все, но из-за плохого отношения друг к другу, мы не можем установить ни одного доброго закона и живем в состоянии дискомфорта, можно сказать плохой жизнью. У нас нет ни безопасности, ни здоровья. Своим непрекращающимся соперничеством мы разрушаем природу, экологию. Чем больше мы используем свое эго в плохую сторону, чисто инстинктивно, бесконтрольно - тем в большей мере ощущаем, что наша жизнь становится все хуже и хуже.

Выходит, что природа, которая нас развивает, выражает к нам свое отношение через свои законы, через окружение - с двух сторон. С одной стороны, она развивает в нас эгоизм, а с другой стороны, показывает, насколько эта растущая в нас злая сила, которая разделяет нас все больше и больше, и противопоставляет друг другу, - вызывает все зло в мире, а человек несет за это наказание.

Так что же здесь можно сделать? В моих руках, внутри меня, находятся сейчас две противоположные силы. С одной стороны, желание извлечь для себя выгоду за счет всех других, и в этом я ощущаю своего рода удовлетворение. С другой стороны, используя это свое желание, я не получаю удовлетворения, а привожу к тому, что разрушается общество, наука, воспитание, культура, моя личная жизнь, - все рушится под воздействием той самой силы развития. И опять-таки, возникает вопрос: способны ли мы по-другому использовать свое эго? И если – да, то, каким путем?

Из 9-й беседы о новой жизни, 06.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Лекарство для лечения интегральной близорукости

Чтобы не завидовать своему коту

Почему природа любит только детей?

Лекарство для лечения интегральной близорукости

каббалист Михаэль ЛайтманПрирода - это одна сила, действующая во всей реальности. Относительно нас она действует как один закон: закон соединения, сотрудничества и любви, закон отдачи. Это видно из того, как приводятся в действие все ее части на неживом, растительном, животном и человеческом уровнях. Поэтому существует понятие жизни, понятие развития, которое невозможно без постоянного добавления тепла, питания и всего необходимого для этого процесса.

Если мы ничего не создаем сами, то как можем найти в природе силу, которая обуздает наш эгоизм и даст возможность использовать его положительно? Это не значит, что мы хотим снизить уровень нашего эгоизма, ведь благодаря эгоистическим побуждениям мы развиваемся.

Например, технический прогресс высвободил человеку в сутки 8-10 часов времени. Это позволяет нам заниматься различными делами помимо заботы о пище, одежде, крове и здоровье. Мы чувствуем себя свободными в жизни и можем посвятить треть суток - свое якобы свободное время, - занятиям, которые принесут пользу всем.

Если эгоизм привел нас к высоким достижениям в технике, то его можно использовать и для других добрых дел. Как же его обуздать, т.е. направить от ненависти к ближнему на любовь к нему?

В сущности, мы оставляем нашу жизнь такой, как она есть, и продолжаем развиваться во всех сферах нашей деятельности: воспитании детей, культуре, искусстве, науке, освоении космоса. Это развитие будет положительным, если мы научимся управлять своим природным эгоизмом, используя его на благо общества, если воспитаем в человеке способность принимать во внимание не личную выгоду, как сейчас, а считаться с окружением.

Человек должен ощутить себя так, как чувствовали люди тысячу лет назад, живя одной большой семьей или общиной. Все были как братья, и каждый думал о других. Тогда это получалось естественно, потому что эгоизм был не развит. 

А как сегодня приучить человека, эгоизм которого достиг максимальной величины, думать обо всех, как о своей семье? Возможно ли это? Откуда в нас появятся такие разум и чувство, чтобы мы могли действовать инстинктивно? Ведь невозможно достичь такого отношения никакими самыми большими усилиями!

Хорошо бы изобрести такие таблетки, которые позволили бы видеть мир через интегральные очки: все - как один! Я не знал и не осознавал, что окружающие меня люди - все 7 миллиардов - мои части! Я не знал, что они буквально мои родственники, причем я чувствую их не так, как своих родственников сегодня: не пренебрегаю ими, не горжусь своим превосходством, а забочусь, как о себе или о своих маленьких детях, т.е. прежде себя.

Где же найти лекарство, с помощью которого исправятся отношения между нами и отношение каждого к обществу и всему человечеству? Тогда мы сможем продолжать развиваться и расцветать вопреки кризису, который как бы завел нас в тупик и останавливает во всех видах развития. Мы чувствуем себя заблудившимися в пустыне и не видим путей дальнейшего продвижения.

Нам следует подумать, где взять силу, способную обуздать нашу природу и использовать ее в полную силу, изменив лишь направление. Сейчас я действую ради себя, желая подчинить себе весь мир. Я думаю, что это якобы в мою пользу, однако в результате ничего не получается: я лишь страдаю, но инстинктивно продолжаю заниматься собой.

А если я изменю отношение и начну думать о пользе ближнего и всего общества, если все будут для меня как мои дети - разве это плохо? И такими станут все! Дадим всем это лекарство, и мир будет полон любви! Может быть, тогда мы сможем понять, что сами портим наш мир – и никто другой.

Возможно, если мы наладим между собой отношения добра, участия и внимания друг к другу, то и в природе установятся такие же связи. Ведь согласно современным научным исследованиям все части природы связаны между собой. Природа единая, интегральная, а мы влияем на неживой, растительный и животный уровни отрицательно.

Но если отношения между нами будут добрыми, то это не только изменит поведение людей в окружающей среде, которую они сейчас лишь разрушают. Отношения между нами - это тоже силы природы: сила мысли, сила желания. Говорят, что это самые мощные энергии в реальности, и они находятся в том силовом поле, которое пронизывает весь мир от края и до края, управляя всеми его системами - от межзвездных до межчеловеческих.

Возможно, равновесие наших отношений вызовет равновесие в природе! То есть не только мы, но и весь наш мир, включая непознанные нами силы, обретет спокойствие и равновесие.

Из 9-й беседы о новой жизни, 06.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Братья - соперники

Чтобы не завидовать своему коту

Почему природа любит только детей?

Чтобы не завидовать своему коту

каббалист Михаэль ЛайтманИсследуя природу и поведение человека, мы видим, что влиять на него можно только через общество, учитывая его эгоистическое желание властвовать над окружением. Известно, что после обеспечения своих жизненных потребностей человек хочет властвовать над окружением, использовать его якобы в свою пользу, подмять под себя. И потому, он зависит от общества.

Поэтому если мы противопоставим ему такое окружение, которое потребует от него хорошего отношения, а иначе не примет его, то такие свои качества, как ревность, страсть к наслаждениям и почестям, желая или нет, он будет вынужден переделать согласно требованиям общества.

Именно существующее в нем эгоистическое начало требует связи с обществом - связи, в которой он властвует. А общество, не разрывая эту связь, может в ответ дать ему противоположное понимание: ты хочешь быть великим, гордиться собой, якобы возвышаться над всеми - пожалуйста! Но делай это добром, а не злом!

То есть желание, которое человек использовал во вред обществу и в свою пользу, постепенно, исходя из зависимости от общества, начинает меняться. Таких примеров из нашей жизни можно привести много.

Скажем, человек выставляет свою кандидатуру на выборах. Чего он хочет? - Властвовать, доказать свои возможности! Он хочет издавать новые законы, установить новый порядок, возглавить правительство. А что он говорит? - Нечто прямо противоположное: я буду всем служить, действовать ради общей пользы, я отнесусь к вам со всей добротой и буду любить, как родной отец.

Выходит, что связь человека с обществом заставляет его, хотя бы на словах, относиться к нему альтруистически, пусть на самом деле он имеет абсолютно эгоистические намерения. Поэтому если мы противопоставим человеку правильное общество, которое его воспитает, то проблемы исчезнут.

Как тот человек, который, желая из эгоистических побуждений стать Президентом, обещает народу выполнить все требования - обеспечить работой, жильем, безопасностью и т.д., - так и общество должно отнестись к нему в ответ.

Ты хочешь признания? - Работай для нас, делай нам добро, и тебя будут ценить. Тогда ты получишь то, что тебе полагается согласно добрым делам, которые ты для нас делаешь. 

Получается, что мы не предъявляем претензий, не обвиняем, не требуем от человека измениться – это требование бессмысленно и неразумно. А вот косвенным образом, через окружение, мы можем так повлиять на него, что он примет все, что нужно, без усилий.

Человек будет расти, как в теплице, обретая согласно теплу, влажности, атмосферному давлению и другим внешним условиям соответствующую форму. Ему будет приятно это делать в процессе игры, как дети, играя, растут и умнеют.

Поскольку все зависит от воздействия окружения на человека, то нечего размышлять о том, как должен измениться каждый из нас. Нужно просто играть, как в театре. Это будет игра -  жизненная, судьбоносная, но все же игра, которой  настолько приятно заниматься, что свободное время, которое наше эго освободило нам от жизненных забот, мы посвятим формированию доброго окружения.

При поддержке воспитателей и учителей мы вырастем без особых усилий и размышлений, как в процессе игр растут дети, и без труда изменимся. Нужно лишь знать, как правильно использовать свободное время и знания, которые мы сейчас получаем, чтобы правильно себя изменить.

Но почему мы не сделали это раньше? Что нам мешало поступить так тысячу лет назад, когда мы жили в неразвитом обществе, в предыдущих поколениях?  Тогда мы не знали и не могли осознать в себе зло. Мы думали, что эго помогает нам развиваться, и не чувствовали в нем ничего плохого. Эго толкало нас вперед, к прогрессу и развитию, и мы не считали его злом.

Ну, отдалились друг от друга, создали отдельные семьи, обозначили границы общества и государства - все это было хорошо. Мы никак не думали, что это приведет нас к такому большому и общему разрушению.

Только в самые последние годы мы начали осознавать, в каком безнадежном состоянии находимся, и что только построение нового общества может сформировать нового человека.

Это общество словно инкубатор, теплица или руки мастера готовит из нас новых людей, которые используют всю силу, данную им сверх животного уровня, не во зло, а ради добра – вместо злых людей станут добрыми.

Мы постараемся так по-доброму использовать силу, существующую в группе, в обществе, в человечестве, чтобы каждый человек, соединяясь с другими, почувствовал, что близок им сердцем и душой, в одной мысли и как будто в одном теле -  настолько, что будет ощущать и понимать мысли и чувства,  наполняющие мир.

Каждый из нас включит в себя все человечество, и тогда мы увидим, что в результате развития природа привела нас к такому чудесному состоянию, когда каждый ощущает себя совокупностью всех. Тем самым человек вообще выходит за рамки ощущения своей краткой и незначительной жизни и начинает чувствовать через все человечество наш интегральный мир.

Так мы реализуем главную силу нашей жизни - эгоизм, который выделяет нас и поднимает над животным уровнем. Он нас именно возвышает, а не опускает до несчастной, презренной жизни в страхе и бессилии, которая хуже уровня животного – ведь когда я иногда наблюдаю за своей кошкой или собакой, то завидую их жизни.

Из 9-й беседы о новой жизни, 06.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему природа любит только детей?

Братья - соперники

Лекарство для лечения интегральной близорукости

Беседы о новой жизни, ч.16

Беседа №16 о воспитании в глобальном мире в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники:

Моше Адмони, руководитель отдела по работе с молодежью,

Лимор Софер-Петман, детский психолог, психотерапевт.

016 - Беседа о новой жизни, Лимор Софер-Петман

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программы:

Беседы о новой жизни, ч.15

Беседы о новой жизни, ч.14

Беседы о новой жизни, ч.13

Готовим специалистов по природе человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Принято считать, что понятие воспитания относится к детям. Но если  я правильно понимаю, вы говорите о том, что надо воспитывать меня?  Я пришел учиться, получать знания, а вы, собираясь "воспитывать" меня, автоматически причисляете меня к людям "невоспитанным".

Ответ: Я даю тебе следующее определение:

- Эгоист, который потерял путь и жизненное направление и не знает, как построить себе хорошую, прекрасную жизнь.

- Он полон требований и не знает, как их реализовать.

- Он, несчастный, не знает, как содержать свою семью.

- Он переживает за детей, которые портятся изо дня в день и просто ускользают у него из рук.

- Он не видит перспектив в будущем, он потерял надежду и не доверяет ни себе, ни своим близким, ни своей семье, ни всему миру.

- Он отключает себя от этих мыслей, чтобы не думать об этом, и потому еще в состоянии как-то терпеть эту жизнь, которая хуже смерти.

- Он оказался в центре многостороннего, а по сути, тотального, всеобщего кризиса, который охватил все области его жизни – его окружение, общество, природу и экологию, возможность построения себя и своего окружения.

- Он разбит, уничтожен, перед ним – тупик!

А в последнее время разрушились даже те рамки, в которых он существовал. Он был помешан на своей работе, раб своего хозяина, зомбированный поп-культурой, насаждаемой телевизором и нечистоплотными средствами массовой информацию. А в последнее время, он обнаруживает себя потерявшим всякое направление, так как у него больше нет работы, и теперь он действительно видит, что все кончилось и непонятно, что делать дальше? Он потерял все! И тогда он готов хотя бы немного услышать.

Я не прихожу к такому человеку и не перечисляю ему всех тех горьких определений, которые сейчас сказал. Я говорю ему: "Ты – человек! Ты можешь сейчас изменить свою жизнь. Давай посмотрим, что у нас есть сегодня". И постепенно я рассказываю ему обо всех тех изъянах и о том, как мы можем их исправить с помощью построения общества, среды, которая изменит нас, и мы захотим иной жизни. 

Давай проверим, как достичь безопасности, здоровья, счастливой семейной жизни, хороших детей, правильного воспитания и образования для них. Как получить работу, и кроме работы, дать человеку наполнение в жизни, атмосферу надежды и уверенности. Как этого достичь?

Для этого мы должны изменить себя. Общество – это каждый из нас и связь между нами. Давайте начнем его изменять – как это возможно? Единственный свободный выбор человека, то есть единственное средство, с помощью которого он может изменить себя и человеческое общество, это влияние окружения.

Что значит влияние окружения? Где то окружение, которое на меня влияет?

"Ты - умный человек", – говорю я ему, – "Ты не ничтожество и не ноль. Состояние, в котором ты находишься, действительно скверное, это состояние полного бессилия, но ты – нет. Ты можешь воспитать себя. Конечно, тебе недостает правильного воспитания, в этом нет никаких сомнений! Но ты можешь сделать это самостоятельно. Давай проверим, какое окружение мы можем построить, чтобы воспитать самих себя.

Никто не придет и не скажет тебе что делать, не станет укорять: "Перестаньте ссориться и будьте хорошими детьми". Мы должны сделать это по-взрослому, мудро, самостоятельно построив свое окружение. Так специально устроено природой, чтобы мы, люди, изменились за счет этого. Мы поднимаем себя с помощью общества".

Если окружение – единственное средство воздействия на человека, то нам нужно построить его таким, чтобы оно правильно влияло на нас. Ты находишься в процессе самовоспитания - никто не придет тебя воспитывать. Хотя я – учитель и объясняю тебе, что делать, но мы с тобой вместе раскрываем проблему, обсуждаем ее и хотим найти форму воздействия, которая изменит нас и сформирует новое окружение.

Я не отношусь к тебе, как к маленькому ребенку, а рассчитываю на твое осознание зла, я надеюсь на твою способность анализировать. Я верю в твою возможность достичь такого уровня развития, что ты поймешь все творение, весь мир и мы, вместе с тобой, исправим себя и все человечество, которое начнет  самосовершенствоваться.

Никто не спустится с небес, не возникнет из-за горизонта и не начнет воспитывать этот огромный детский сад, который представляет собой человечество. Впервые в истории, происходит такое развитие, при котором человек создает себя сам. Поэтому этот кризис не оставляет нам никакого шанса для развития, если каждый из нас не начнет возвышать человека в себе. Каждый должен подняться на уровень сотрудничества, сопереживания, взаимной заботы, участия, поручительства и любви к ближнему. Это называется воспитать себя до уровня Человека. Мы должны сделать это  осознанно, продуманно, понимая и зная, что мы делаем.

Конечно, сначала мы ничего не знаем и не понимаем. Мы начинаем с цикла уроков или бесед, проводим семинары, все вместе приходим к определенным выводам и продолжаем понемногу развиваться. Постепенно все эти выводы накапливаются и собираются в некую картину, в один вывод: нам нужно окружение. И во время нашей учебы в классе или в кружке, мы сами строим это окружение.

Мы не просто ученики в классе, не группа, с которой играют как с детьми в детском саду – мы знаем, что делаем, для чего, какие изменения это должно произвести в нас. Каждый должен стать психологом, социологом себе самому и другим. Каждый должен вырасти до уровня специалиста по вопросам человечества, по природе человека!

Естественно, что здесь присутствуют два полюса. Вначале, когда ты только приходишь заниматься, ты, конечно, можешь обидеться, что я собираюсь тебя воспитывать, будто ты  никчемный человек. Хотя ты ни в чем не виноват: тебе так воспитали, таким тебя сделали – поэтому ты находишься в состоянии кризиса. Но я с уважением отношусь к твоим возможностям, к тому потенциалу, который заложен в тебе, к твоей возможности полностью исправить лицо мира!

Я начал сегодняшнюю беседу с того, что все мы подобны людям, которые потерялись в пустыне! Это наше состояние, правильно! И сейчас мы должны выбрать направление, найти путь к хорошей жизни, и вместе с тобой мы выясняем это. А после того, как мы это выясним и самостоятельно проложим этот путь, в центре нашей пустыни мы построим мир, полный изобилия!

Из 8-й беседы о новой жизни, 05.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отличительные черты общества будущего

На развилке…

Окружи себя добром

На развилке…

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы сказали, что мы не должны устанавливать никаких законов, не должны ничего менять в системах, существующих сегодня в человеческом обществе, а должны сосредоточиться только на одном, чтобы все, что мы делаем, было на благо интегральному человечеству?

Ответ: На первых порах это может быть на благо небольшого окружения.  Сначала, для пользы группы, потом страны, потом мира, это происходит постепенно, по мере развития человека.

Но, обрати внимание, мы никого не принуждаем! Все происходит согласно темпу нашего развития. Мы не будет создавать здесь КГБ, как это было в России, где пытались построить справедливое общество из-под палки. Мы достигаем изменения в самом человеке, который видит это, как необходимость для продвижения. У нас нет выбора, либо мы приближаемся к атомной войне и к полному разрушению мира (хотя он сегодня рушится уже даже без войн), или меняем себя в направлении добра! Есть только два пути и мы – на перепутье.

Из 8-й беседы о новой жизни, 05.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отличительные черты общества будущего

Готовим специалистов по природе человека

Давайте представим этот сон!

Страница 327 из 401« Первая...325326327328329...Последняя »