Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Учимся смотреть по-новому

каббалист Михаэль ЛайтманВажно помнить, что на нынешнем, последнем этапе человеческого развития кислый, зеленый плод должен обрести сладость, зарумяниться и заблагоухать. Все эти добавки проистекают из плода в соответствии с любовью природы к нему. Природа, развивающая нас, – как мать, которая заботится о малыше. И мы должны достичь той же силы любви, отдачи, взаимности, глобального единства между нами и единства с Природой в целом.

Эта возможность реализуется только посредством осознания, когда я понимаю, чувствую, как протекает в нас это развитие.

Мы не можем пообещать человеку хорошую жизнь, пока, по ступеням понимания и ощущения, он не поднимется над собою, каким он родился. Ему необходимо обрести осознание. Ему необходимо знать, в каком мире он живет. Ему необходимо раскрыть всю Природу.

Пока каждый человек не поумнеет, пока не узнает, для чего и почему он родился, к какой цели продвигает его Природа, – человечество не пойдет вперед, а будет страдать от бедствий.

Вопрос: Но вы обрисовали сейчас очень высокую цель…

Ответ: В школе ты изучал историю и географию, ботанику и физику, а также историю человечества и другие общие, глобальные темы. Вот и теперь ты продолжишь это обучение. Ведь тебе не изменить себя, не зная процесса, не сознавая, что ты зависишь от других. Вовсе необязательно становиться большим специалистом, но ты должен знать это в общих чертах. Так же по окончании школы полученные в ней знания начинают забываться, но у тебя сохраняется общее впечатление об историческом процессе, о географии, биологии, ботанике и пр. Так или иначе, услышанное остается в тебе.

Вот и здесь так же. Только теперь ты изучаешь следующие этапы развития. Фактически, тебя обучают самому необходимому сегодня – тому, как вести хорошую жизнь. И ничего не надо заучивать наизусть, потому что позже начнутся практические мероприятия в окружении: ты будешь воздействовать на него, а оно – на тебя, и вы начнете ладить друг с другом.

Однако какие-то общеобразовательные уроки, повествующие о новом мире, новом обществе, новом взгляде на человека и мир, тебе все-таки необходимы.

Из 2-й беседы о новой жизни, 28.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не всё то негодно, что горько на вкус

О необходимости следовать законам природы

Что мне взять с собой в новый мир?

Окружи себя добром

каббалист Михаэль ЛайтманПрирода ведет нас к совершенному состоянию. До сих пор мы двигались вперед в обязательном, принудительном порядке. Отныне и далее мы можем продвигаться, только добавляя со своей стороны осознание того, как мы развиваемся.

С этого времени мы можем улучшить, подсластить и ускорить свое развитие посредством окружения. Всегда дети и взрослые развиваются с помощью окружения. Общества анонимных наркоманов, защитники животных, курсы похудания – всё это основано на воздействии окружения на человека. Вот и мы должны сделать то же самое.

Развиваясь в хорошем окружении, мы будем как хорошие дети и вдобавок создадим такие же рамки для своих детей, чтобы, по крайней мере, из них вышло что-то хорошее. В конечном итоге, у человечества нет другой проблемы, кроме хорошего окружения.

Любой отец был бы рад привести своих детей в такое окружение, где разлито тепло и царят добрые отношения, где их учат объединению, которое несет уверенность и позволяет не бояться бед, страданий гордыни и прочих проблем, заложенных в человеческой природе. Ничего такого там нет – это действительно хорошее окружение, предоставляющее человеку "мягкое место" для развития.

И тогда он "распахивается", обретая возможность воспринимать и впитывать, не чувствуя себя постоянно в оборонительной позиции, во враждебной среде. Мы, взрослые, и сами не понимаем, что это такое – быть в хорошем окружении. Так же младенец на руках у матери не ощущает ничего, кроме нее. Только такое ощущение придает ему силу развития.

А у нас такого чувства нет, и потому мы остановились, столкнувшись с глобальным кризисом. Во всех сферах, где раньше мы добивались успеха, нам не продвинуться дальше. Наоборот, мы находимся под угрозой отката. 

Кризис может оказаться, с одной стороны, крушением, а с другой, новым рождением. Ведь само это слово пришло из греческого и, по своей этимологии, означает новое начало. Но мы неверно его используем. Кстати, на иврите "кризис" – это то же, что родильные камни, т.е. место, где рождается новая жизнь.

В целом, мы должны объяснить человеку, чтó ему нужно, чтобы быть счастливым. А нужно ему хорошее окружение. Благодаря хорошему окружению нам всем просто будет хорошо в жизни. "Я ощущаю уверенность, у меня есть друзья, весь мир относится ко мне хорошо и хочет нести мне только добро. Все заботятся обо мне, и я забочусь обо всех. Мы живем в мире, который весь проникнут теплом, уверенностью и добротой. Он весь – любовь".

Из 2-й беседы о новой жизни, 28.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Совершенство – это противоположность кризиса

Пьеса, перетекающая в жизнь

Создай себе правильное окружение (клип)

ТВ программа "Воспитание в период глобального кризиса"

Передача 1, из серии "Школа интегрального воспитания" с психологом Анатолием Ульяновым

Размышления об этике

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда взрослый человек попадает в систему воспитания, первое, что его волнует – это вопросы этики: что правильно, а что – нет. Наряду с этим мы знаем, что этика блокирует развитие человека…

Ответ: Мы категорически против этики. Дело в том, что этика предполагает огромное количество всевозможных условностей, которые человек должен запомнить, абсорбировать, создать в результате свое внутреннее "я", навязанное ему всевозможными этическими рамками, и стать таким "зашоренным", зацикленным, "упакованным", якобы четко и правильно взаимодействующим с окружающими. Естественно, он создает при этом свой собственный образ – такой стальной черный запакованный "чемодан".

Мы абсолютно против этого. Это – не свобода. Человек так долго жить не может, а если может, то у него пропадают всякая чувственность, чувствительность, сердечность, взаимопонимание.

Этически правильный человек может решить, что какого-то человека надо убить, и спокойно убьет его, потому что это соответствует правилам, принятым в его среде, которые он хорошо усвоил. По сути, это фашизм, нацизм, всевозможные формы крайнего экстремизма и т.п. Эти формы противоположны анархизму.

И здесь мы предполагаем среднюю линию, среднее состояние между тем и этим. То есть человек должен понимать необходимость каждой своей этической установки: соответствует ли она природе, приемлема ли на сегодняшний день в обществе, во взаимодействии с окружающими. Нам нужно сделать так, чтобы общественная выгода всегда стояла выше личной, и чтобы при этом всё общество двигалось к все большей интеграции, поскольку этого требует природа.

Поэтому, несомненно, должны быть этические рамки, но постоянно развивающиеся и гибкие, находящиеся под самоконтролем, под контролем общества, без каких-либо так называемых "святых коров".

Так что, это не та этика, которую предлагают воспитатели по типу "прусской дрессировки": "Каким мы тебя вымуштруем, таким ты всю жизнь и будешь".

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Происшествие на улице

Воришка, который живет во мне

Не стыдись самого себя

Воришка, который живет во мне

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Предположим, взрослый человек что-то украл. Обычно нас просто поучают или запугивают: "Не укради! Это плохо, тебя посадят". Как с этим работать в интегральной системе воспитания?

Ответ: Устраиваем суд. Вопрос только: над кем?

Мы не должны скрывать, что в каждом из нас есть скрытое побуждение к воровству. Каждый из нас где-то когда-то что-то взял, что-то украл. А если даже отнекивается, значит, лжет себе и другим, или даже, может быть, этого не замечает, что часто случается.

"Откуда у нас это свойство? Полезно оно или вредно? Что значит вообще "воровство"? Это мое или чужое? А, может, это не чужое?". Сначала необходимо выяснить все эти исходные состояния, положения, исходя из абсолютно объективной картины и не делая акцента ни на ком и ни на чем, беспредметно – что это за категории: "воровство", "честность" и т. д.

После этого мы разбираем конкретный поступок – тоже безотносительно человека, потому что это может случиться с любым. Мы обязываем каждого из участников поставить себя на место виновника, прочувствовать, защитить себя, обвинить себя и так далее.

Мы переживаем этот случай все вместе. Нам подставили такое условие, и поэтому мы должны учиться на этом примере. Мы должны быть даже благодарны  нашему товарищу за этот проступок, который переживается нами так, как если бы мы совершили его сами.

Поскольку все мы интегрально связаны в одной системе, в одной группе, то должны задуматься: "Как же мы могли довести нашего товарища до такого состояния?" - значит общество виновато. Человек является отражением той среды, в которой находится. Выходит, что он, может быть, вообще не виноват! Проблема в нас!

То есть любая такая причина может послужить для выяснения большого числа проблем, для пересмотра ценностей и наших взаимоотношений.

В конечном результате мы должны прийти к выводу, что нет индивидуального проступка или хорошего, доброго поступка, – это всё является лишь следствием влияния окружающей среды, – так что, судить надо всех. 

Если мы придем к этому, тогда все прочувствуют, что в каждом живет этот воришка, и поэтому он проявился в ком-то из нас, может быть, самом впечатлительном. Представляете, какое поле открывается для выяснений и для анализа.

Однако из этого состояния мы должны выйти только лишь с одним заключением – все виноваты! Если это группа, общество, класс, в котором все взаимосвязаны и проходят систему интегрального единения, виноваты все. Нет такого, чтобы кто-то один был лучше или хуже, все мы – или лучшие, или худшие.

Здесь нет места оценкам. Нельзя выставлять индивидуальные оценки в таком обществе, потому что ты ставишь оценку самому обществу, а не индивидууму.

Реплика: Значит, после обсуждения я должен вернуть то, что украл, или достаточно просто осознания?

Ответ: Вы лично ничего не должны делать! Это решается всеми. Вам нужно совместно все выяснять, и если надо заплатить за украденное, то платят все вместе. Если мы приходим к выводу, что в этом проступке виноваты все, значит, все за это ответственны!

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Размышления об этике

Происшествие на улице

Согласие – выше всех противоречий

Происшествие на улице

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Предположим, я являюсь свидетелем того, что на улице или в метро кого-то обижают. Как я должен поступить? Как отнестись к тому, что происходит на моих глазах?

Ответ: Никак! Мы говорим только о поведении в интегральном обществе, в группах, где мы учимся и практикуем введение интегральных отношений. А на улице мы это отношение никак не проявляем. Люди нас пока не поймут.

Все зависит от общества. Предположим, вы хотите помочь старушке, которая упала, поскользнувшись на льду. Есть общества, где люди могут обвинить вас в чем-то нелицеприятном. Да и старушка может подумать, что вы ее решили как-то использовать: ограбить или что-то в этом роде.

А есть общества, где ей бросятся помогать сразу несколько человек. То есть это зависит от того, где находится человек.

Поэтому ваша реакция на улице ни в коем случае не должна отличаться от реакции других людей. Это будет смотреться очень странно, непонятно для других.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Размышления об этике

Воришка, который живет во мне

Опережая удары

Пропаганда идеи интегрального образования

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В процессе интегрального обучения человек начинает меняться сам, и, как следствие, меняется его социальное окружение. Должны ли мы с самого начала готовить его к этому, ведь со стороны старого окружения могут посыпаться обвинения, что мы – какая-то секта, и портим людей?

Ответ: Для этого нам надо предварить наши практические занятия большой компанией по распространению идеи интегрального образования, которая будет базироваться и уже базируется на научных данных, на непосредственных требованиях природы, окружающей среды, нашей внутренней развивающейся природы. Ведь мы все равно  поневоле постепенно идем к интегральному сообществу.

Если мы не будем ему соответствовать, нам будет плохо. Нам надо учиться, как соответствовать этим новым, "круглым" рамкам, которые природа создает вокруг нас, загоняя в сеть тесных взаимоотношений, и сопротивление здесь бесполезно.

Поэтому мы обязаны эту идею, это мнение, эту историческую, общественную, личную необходимость прояснить для всего человечества. И тогда уже, все остальные наши действия будут естественным образом вытекать из этого и казаться правильными. Люди станут понимать, что мы делаем, и стремиться к этому.

Если мы будем демонстрировать свои действия без объяснения, то никто этого не поймет и встретит нас в штыки. Нас станут упрекать в сектантстве, возможно, в наивности, в утопиях и прочем.

Но если мы начнем заниматься с детьми, постепенно внедряя в них элементы гуманизма (по крайней мере, назовем это так), не думаю, что здесь будут особые проблемы с обществом и с родителями. А показав через какое-то время определенные положительные результаты, мы уже сможем опираться на общественное мнение. Поэтому самая благодатная почва для нашей деятельности – детские организации. 

Но, с другой стороны, – это самое трудное, потому что доступ к ним регламентируется государством. Государство имеет право вводить в школы разные программы, и насильно навязывать детям то, что желательно ему, а не то, что хорошо для детей. С такой консервативной системой очень трудно бороться.

Однако общество борется, создает частные школы, другие методы образования. На сегодняшний день во многих странах мира ребенок может обучаться на дому, через интернет, сдавать экзамены экстерном. Это – уже большой плюс. Раньше это было невозможным, поскольку закон запрещал домашнее образование.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Начинать надо с человека!

Уроки о новом мире. Без знания – нет человека

Интегральное воспитание – процесс молниеносный

Проверка на равновесие

каббалист Михаэль ЛайтманМы находимся в глобальной, интегральной природе. Она всегда была такой, только мы об этом не задумывались – не принимали во внимание, пока жизнь не заставила. А в последнее время она принуждает нас всё сильнее: мы начали получать удары и пощечины с разных сторон. Говоря иначе, со своим эгоизмом мы не можем наладить жизнь и не добиваемся успеха ни в чем: ни в семье, ни с детьми, ни с самими собой, ни с миром, ни с безопасностью. Мы уже не уверены, запасено ли у нас что-то на черный день. Да и пенсионная система рушится.

Все системы, которые обеспечивали человеку удобство, комфорт и уверенность в завтрашнем дне, которые помогали ему и его близким, гарантируя поддержку в периоды слабости, болезни или старости, – всё обесценивается и распадается. Кто знает, может быть, завтра мы останемся на улице без гроша в кармане и на счету.

Эти проблемы вызывают людей на размышления. Иначе мы бы не задумались, ведь все мы представляем собой эгоистическое желание наслаждений. И вот, мы задаемся вопросом: "Что, собственно происходит?"

Если провести верный анализ, то мы видим, что сами неправильно выстроили систему. Ведь, находясь в природе, я не могу делать что вздумается, не могу вершить произвол, не учитывая действующих в реальности сил. По мере своего развития я раскрываю в природе вещи, всё более масштабные и тонкие. Они были скрыты, а теперь проступают передо мной, еще и еще – и я обнаруживаю крепкую взаимосвязь всех частей природы, а также взаимосвязь между людьми в нашем многоуровневом воздействии друг на друга и на природу, которая, в свою очередь, воздействует на нас.

Так, может быть, я не принимаю в расчет данные, законы и связи, которые имеются в природе, во мне и в человеческом обществе, но скрыты от меня? Я никогда ими не интересовался, беспечно используя себе в удовольствие то, что было под рукой.

Отсюда проблема: как изучить эти законы? Ведь что бы мы ни исследовали в природе, будь то физика, химия, биология, зоология, ботаника или астрономия, в макро- и микро-масштабах, на всех уровнях бытия мы видим один закон, объемлющий все ступени и царящий между ними, – закон равновесия. Вся природа стремится к равновесию. И в том числе, наша маленькая система – Земной шар. 

А значит, если мы хотим жить в мире и покое, в добром единении с ближним, с другими людьми, с семьей и т.д. – то нам необходимо соблюдать равновесие. Наша формула должна быть такой, чтобы все положительные и отрицательные действия по получению и отдаче уравновешивались, чтобы никто не превосходил другого, чтобы каждый получал восполнение.

В таком случае, у каждого будет право на существование, и никто не будет брать верх над другим, понимая, что всем нам нужно сохранять общий баланс. Это относится к партиям, к силам природы, к силам, желаниям и мыслям человека… Здоровье любой системы – частной, крохотной либо глобальной, интегральной – зависит от внутреннего равновесия между всеми ее компонентами.

Мы видим это, изучая глобальную природу, а также функционирование любых систем, в том числе компьютерных, кибернетических, социологических, психологических, физиологических… Пускай даже система развивается – она постоянно динамически уравновешивает себя, она чувствительна к дисбалансу, который требуется корректировать. И потому ее развитие и ее действия всегда будут успешны – ведь она всегда выполняет закон равенства между всеми своими силами, негативными и позитивными. Будь то атом, в котором протоны и электроны должны находиться в равновесии, или живые клетки, или космические системы – всё подчиняется этому принципу.

В таком случае, конечно же, и в семье, и в человеческом обществе, и в образовании, и вообще, во всем, что относится к человеческому уровню, мы должны проверить свое соответствие этому закону.

Из урока по статье "Мир", 13.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уравновешивай, а не разрушай

Парадигма равновесия

Равновесие, ведущее к развитию

Как перевоспитать человека? (клип)

Как перевоспитать человека?

ТВ программа "От А до Я"

Передача 2, из серии "Школа интегрального воспитания" с психологом Анатолием Ульяновым

Не всё то негодно, что горько на вкус

каббалист Михаэль ЛайтманОкидывая взглядом свою историю, мы видим, что постоянно развиваемся. Если растительная и животная природа почти не меняется на протяжении сотен лет, то мы развиваемся с чередой поколений и даже на протяжении жизни одного поколения.

Я, к примеру, начал жизнь в первой половине прошлого века и, с переходом в 21-е столетие, вижу, как изменился мир. Тогда люди были привязаны к деревням, селам и маленьким городкам с их оседлым образом жизни, а сегодня всё динамично, всё иначе, всё другое – мышление, подход к жизни и т.д.

Отсюда вопрос: разве недостаточно того, что мы рождаемся и живем из рода в род? Почему мы должны меняться? Ясно, что новорожденному малышу надо вырасти, чтобы зажить полноценной, взрослой жизнью, завести семью, родить детей и оставить им свои обретения, чтобы они продолжили его путь. Но зачем людям нужно еще какое-то развитие, помимо этой цепочки поколений, свойственной всему животному миру? Откуда это противопоставление? В чем цель человеческого развития? Этого мы не видим.

Однако мы можем провести аналогию с малышом, который еще не готов к жизни. Ему требуется длительное развитие, чтобы обрести разум, силу и чувство, пока он не научится понимать жизнь, выстраивать и менять ее. Возможно, и с нами та же история? Может быть, тысячи лет нашего развития подобны жизни одного человека? Может быть, каждый век человеческой истории – как год для малыша?

Однако мы все еще не видим, куда движемся. Развитие ребенка идет по накатанной дороге, и мы знаем, как обеспечивать его необходимыми средствами, включая упражнения, игры и специальное окружение. Однако цель общечеловеческого развития нам неизвестна, и потому мы не замечаем прогресса поколений. Нам кажется, что этот прогресс случаен. 

Как бестолковые родители, мы смотрим на малыша и не понимаем, откуда он взялся и для чего. Мы не имеем представления о том, как его воспитывать, какие упражнения ему задавать, в какое окружение помещать… В результате наш малыш пойдет тернистой тропкой, не имея от природы достаточных позывов, которые подталкивали бы его на путь истинный.

Своим детям мы даем знания, прививаем чувства, мы обучаем их чтению и письму, музыке и рисованию… Они живут в искусственном мире, по сравнению с которым внешний мир взрослых выглядит как дикая прерия.

Но где же заботливые родители и воспитатели всего человечества? Их нет, и потому каждое поколение, несмотря на прогресс, несчастнее предыдущего – ведь ему большего недостает. С одной стороны, мы добиваемся всё новых успехов, а с другой, всё сильнее опустошаемся.

К чему же мы пришли сегодня? Чего достигли? Что дало нам всё наше развитие? Мы вышли в космос, побывали на Луне – на эту тему уже особо и не распространяются, она избита и поверхностна. На Земле мы добились поразительных результатов – но счастья так и не нашли, так и не узнали, как наладить свою жизнь. Обостряется глобальный кризис, разрушаются семьи, страдают дети и родители, страдает общество, процветает наркомания, гремит террор, депрессия выходит на первое место в списке болезней… Где же радость? Где хорошее настроение?

Выходит, нет у человечества добрых родителей, чтобы окружить нас заботой и вырастить правильно.

А между тем, мы видим, что природа ревностно заботится о правильном развитии каждой своей части. Став родителями, мы испытываем безмерную любовь к детям, мы хотим дать им только самое лучшее, всю свою жизнь мы посвящаем им. Лучшие специалисты, огромные ресурсы и высокие технологии поставлены на службу ребенку и его развитию.

И все равно мы не достигаем успеха, хотя природа обеспечила нас всеми необходимыми средствами. Она дала нам любовь, без которой мы оставались бы безучастными. Так же и животные любят своих отпрысков.

В итоге обнаруживается, что природа, заботясь о развитии всех созданий, демонстрирует к ним очень своеобразное отношение. С одной стороны, она создает им надежные условия для правильного роста, в том числе, вызывая в родителях инстинктивную любовь к детям. В итоге у нас нет другого выхода, мы просто обязаны заботиться о них. А с другой стороны, мы видим, что человеческий род не добивается успеха.

Плод на дереве рождается горьким и непривлекательным, но в итоге созревает и предстает во всей своей красе, сочный и благоуханный. Что если и мы подобны этому плоду? Что если мы проходим сейчас промежуточные этапы развития и просто еще не созрели? Возможно, наше нынешнее состояние сродни кислому, твердому, зеленому яблоку, еще не налившемуся краской? Если не знать заранее – как можно предугадать счастливый финал его развития?

Так и по слабому, несмышленому ребенку, которому еще расти и расти, не скажешь, что когда-нибудь он вольется во взрослую жизнь, будет действовать самостоятельно и учиться новому, меняя мир.

В отличие от этого, животное спустя несколько недель после рождения уже почти не развивается. Действуя инстинктивно, оно не меняет себя и мир.

Отсюда можно сделать следующие выводы. Во-первых, наше развитие идет поэтапно. При этом, чем "кислее" создание в начале, тем слаще оно будет в итоге. И чем дольше оно развивается, чем больше состояний проходит, тем прекраснее финал его развития, тем выше будут его достижения.

Если собрать в единую картину все те примеры, которые показывает нам природа, можно подвести итог: мы идем путем особенного развития. Из поколения в поколение мы развиваемся как единое создание, еще не завершившее промежуточных этапов. Вот почему мы столь "горьки", столь безуспешны. Однако в финале нашего развития, несомненно, нас ждет замечательное, совершенное состояние.

Мы видим, что человеческий род возвышается над растительным и животным миром. Человек – венец творения. Вот почему его рост занимает наиболее длительный срок. Вот почему на пути он проходит самые крайние состояния, как будто бы и не относящиеся к одному и тому же виду.

Если уж рассуждать о природе, которая нас развивает, то делать выводы о себе самих и о ее отношении к нам можно только тогда, когда мы увидим финал развития. Иначе мы ошибемся, так же как с яблоком, начало созревания которого как будто бы не предвещает никакой пользы. Только в конце мы видим, с какой мудростью природа растила его, формируя прекрасный и вкусный плод.

Согласно этому закону, надо признать, что и мы переживаем подобное развитие, цель которого – несомненно, привести нас в конце поколений к доброму, замечательному, здоровому, совершенному, "сладкому", прекрасному состоянию.

Из 1-й беседы о новой жизни, 28.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пьеса, перетекающая в жизнь

Зачем я расту?

Не делайте поспешных выводов

Пьеса, перетекающая в жизнь

каббалист Михаэль ЛайтманПрирода поэтапно развивает нас. С каждым разом, на каждом этапе, в каждом поколении мы обретаем всё больше разума и чувства, всё больше познаём природу, мироздание, приподнимаемся надо всем, можем воспринимать, властвовать… И, по-видимому, в итоге своего развития человек действительно достигнет наивысшей ступени реальности.

В таком случае, давайте посмотрим, с помощью чего мы развиваемся, какие силы нами движут.

Рассмотрим целое на частном примере ребенка. В отсутствие внешних человеческих факторов, он будет развиваться, как животное, под воздействием своих естественных импульсов и позывов. В таком случае он не дорастет до тех вещей, которые создало для него человечество. Если не поместить его в общество сверстников, он не будет знать, как вести себя с другими людьми, как контактировать, играть и общаться с ними, как использовать их, помогать им и прибегать к их помощи.

С другой стороны, если мы организуем ему окружение: детский сад, школу, воспитателей, игры; если родители постоянно стараются развивать его не толчками природных импульсов сзади, а посредством внешних раздражителей, которые влекут его вперед, тогда его рост намного ускоряется. Его можно обучать музыке, рисованию, скульптуре, танцам, работе с компьютером и еще множеству вещей – при условии, что мы извне обеспечиваем его этими средствами.

Таким образом, есть две силы развития: одна толкает сзади естественным образом, вторая тянет спереди посредством правильного окружения.

Возможно, тот же принцип относится и к нам? Спустя тысячелетия мы, наконец-то, понимаем, что должны развиваться, подобно плоду на дереве, от дурных состояний к хорошим. Так давайте выстроим себе такое окружение, которое повлечет нас вперед. Тогда мы быстро и комфортно пройдем оставшиеся этапы, не получая сзади болезненных ударов. Давайте воспользуемся развивающими играми, умными объяснениями и другими замечательными средствами, воздействие которых будет мягким и приятным. 

Сегодня, уже разобравшись в двух средствах нашего развития, мы оказались в поистине трагическом состоянии, столкнувшись с глобальным кризисом. Человечество не знает, как позаботиться о себе, оно похоже на растерянного ребенка, который беспомощно стоит посреди комнаты, чувствуя, что его бросили одного. Кризис охватывает все сферы: семью, образование, культуру, взаимоотношения детей и родителей, наркотики, разводы, науку, а главное, экономику и финансовую систему. А кроме того, мы переживаем экологический кризис, не имея представления о том, какие катаклизмы обрушатся на нас в ближайшем будущем.

Способны ли мы привести всё в порядок? Способны ли развиваться как можно комфортнее и быстрее?

Мы видим, что это зависит от окружения. А также мы видим, что действительно можем организовать себе такое окружение, которое форсирует наше развитие.

Тысячи лет прошло, прежде чем мы изобрели для ребенка столько разнообразных средств: игры, компьютеры, музыка, танцы, кружки самых разных сортов, бассейны… А ведь надо было еще понять, что оно того стоит. Так может быть, и для человеческого общества нужно задействовать ту же схему?

Мы уже знаем, что для ускорения развития требуются специальные устройства. Например, мы не ждем, пока курица высидит яйца, а помещаем их в инкубатор и обеспечиваем нужное количество, не дожидаясь милостей от природы.

А значит, мы можем и себе обеспечить правильное и быстрое развитие, не подвергаясь ударам на пути. Мы можем расти, как хороший мальчик в семье, которая вовремя снабжает его нужными вещами на каждом этапе. Такой ребенок не знает бед и растет в радости.

Выходит, вся наша проблема – лишь в том, чтобы понять, посредством чего можно развить современного человека. И решение мы тоже видим благодаря современному глобальному, интегральному кризису.

С одной стороны, он охватывает весь мир, а с другой стороны, это угрожающее состояние, по сути, демонстрирует недостаток нашего развития. Сегодня мы обнаруживаем, что тотально и абсолютно зависим друг от друга. Это показывают все исследования. И по сути, наша неспособность объединиться является источником всех бед. Мы сами осложняем себе жизнь, сами лишаем ее уверенности, сами вносим в нее страх и ограничения. Что-то мешает нам правильно объединиться. А ведь объединившись между собой, мы избавились бы от большей части бедствий.

Кроме того, мы можем убедиться в этом, взглянув на пройденный путь развития. Со сменой поколений росло население Земли, улучшалось образование, развивалась культура, промышленность, кооперация, сотрудничество, взаимозависимость и т.д. Но сейчас мы зависим друг от друга не в том, что касается зарплаты, заработка, банковской системы и предпринимательской деятельности. Мы зависим друг от друга в человеческом факторе: мы не в состоянии наладить взаимосвязь, и ее недостаток мешает нам внести надежность в свою жизнь. Мы похожи на супругов, которые не могут ужиться в четырех стенах. Только развестись мы не можем, потому что у нас, что называется, нет другого глобуса.

Итак, опыт и исследования подсказывают, что наиболее желательная форма нашего развития – это объединение, такое же как у пары голубков. Если человечество сумеет объединиться, оно обретет счастье.

В таком случае, ясно, чтó нам надо делать. Мы должны создать себе окружение, которое будет обучать нас тому, как правильно объединяться. Тем самым мы уподобимся умному мальчику, который, понимая, что должен расти правильно, выстраивает себе соответствующее окружение. Например, заходит к соседям и говорит: "Я даю вам деньги, чтобы вы начали показательно объединяться друг с другом и демонстрировать мне свое сплочение. Тяните меня в свое единство, изображайте его, как актеры, играющие пьесу о счастливой жизни. Я знаю, что на этих примерах я буду расти хорошо и правильно. Таким образом, с вашей помощью я хочу вызволить себя из текущей ситуации".

Другой пример: я был бы не прочь учиться музыке, но с другой стороны, особым желанием не горю. Мне нужен "тягач" – окружение, которое повлечет меня вперед, подзуживая блестящими перспективами выбранного пути. Тогда я иду к музыкантам и плачу им за то, чтобы они приходили ко мне на посиделки, музицировали, беседовали о музыке, сочиняли что-то возле меня… Всё это производит на меня впечатление, я понимаю, что музыка – это великое искусство, глубокое и очень важное. Пускай я заплатил им, все равно меня очаровывает "гармония сфер".

Так окружение помогает мне развиваться добрым путем. Даже если средство кажется фальшивым, результат вполне настоящий.

Главное здесь – общество. Это общество я могу создать сам, но нет сомнения также, что его могут сформировать для меня умные люди, умеющие применять это средство. В мире есть много ученых и специалистов, сведущих в развитии человечества, – нужно только помочь им и услышать, чтó они говорят. А говорят они то же самое: нам стоит окружить себя таким обществом, которое будет оказывать на всех нас правильное воздействие.

Тогда мы возьмем верный курс и пойдем добрым путем поэтапного развития. Мы "поспеем" сами, прежде чем беды и несчастья заставят нас сделать это напором сзади. Или, говоря иначе, мы быстро вылупимся в своем "инкубаторе" для жизни в новом, прекрасном мире.

Из 1-й беседы о новой жизни, 28.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не всё то негодно, что горько на вкус

Оптимизация развития

Власть окружения

Решение проблем - в преобразовании школы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Некоторые люди уже начали воплощать методику интегрального воспитания в жизнь. Появился первый опыт и первые ошибки. Я бы хотел обсудить этот аспект на примере конкретной ситуации.

Моя знакомая стала воспитывать свою дочь по этой методике. Она кормила ее грудью почти до двух лет. Потом воспитывала согласно этапам от нуля до трех, от трех до шести, от шести до девяти лет. Всё было хорошо, пока ребенок не пошел в школу. Девочка сильно отличалась от всех, была более открытая, свободная, позитивная, и очень скоро натолкнулась на мощное сопротивление со стороны обычной среды. Потом к этому противостоянию подключились еще и преподаватели школы.

Возникла очень серьезная ситуация, когда мать и ребенок были вынуждены бороться против системы, потому что создать отдельное окружение, о котором мы говорили, сейчас не представляется возможным. Что бы вы порекомендовали? Как помочь этим людям?

Ответ: Если вы говорите о России, то у меня есть несколько примеров работы в этой стране именно по интегральной системе. Это – не наша система, но они все очень похожи.

Это – классы, которые представляют собой кружки, где ребенок сидит не перед доской и преподавателем, а развивается в свободном движении, в обсуждениях. Он постигает мир через примеры, а не через сухие объяснения урока, который он должен выучить, сдать назавтра и благополучно забыть. Таких примеров в России много, и они там известны. Но всё это еще только лишь маленькие "белые вороны".

Несомненно, если ребенка вскармливать грудью до двух лет, что было заложено в человеческой природе еще с древних времен, то он получает все необходимые микроэлементы, помогающие ему сопротивляться всем проблемам, которые бывают в этом возрасте.

Мы болеем многими болезнями не потому, что они опасны для нас, и не потому что представляют собой метод защиты, наподобие прививок, когда та же болезнь прививается в малых дозах, и организм вырабатывает на нее антитела, а оттого что в младенческом возрасте не получаем достаточно материнского молока. Сегодня ребенок отрывается от груди практически через неделю или через месяц после рождения, если его вообще начинают кормить. Поэтому все проблемы начинаются именно с вскармливания. 

Поскольку в интегральном воспитании мы ставим целью максимальное приближение к природе, то в нашей семье, в домострое мы должны придерживаться такого же естественного состояния, как и природное взаимодействие между животными. Этого инстинкта у нас нет, но мы должны его в себе пробуждать, исходя из научных данных о том, что было в прошлые века, и не считать это анахронизмом. Это первое.

Во-вторых, абсолютное большинство родителей недовольны школьным образованием из-за тех проблем, которые сегодня существуют в школе, в классе, в обществе. Подавляющее число детей с удовольствием не ходило бы в школу, а устроило бы для себя совершенно иной вид образования и обучения.

Попробуйте обсудить с детьми, что в течение года им надо понять немного больше, как устроен мир, как устроены мы и наши законы в обществе. Ведь мы готовим человека к жизни в течение 10-12 лет школы. Что он должен знать? Как он должен научиться общаться с другими? Ему необходимо, в первую очередь, суметь помочь себе, суметь помочь другим, суметь получить помощь от других. То есть все практически построено на объединении, на правильном участии и взаимодействии друг с другом. Этому школа обучает? Нет!

Мы готовим обычных ремесленников, чтобы они вышли из школы как из ПТУ, обрели бы какую-то специальность, специализацию, и зарабатывали себе. А что дальше кроме заработка – мы не думаем.

Мы мало думаем даже о заработке, потому что не готовим к этому человека морально.  Он стремится увильнуть от любых обязательств относительно общества, родителей, семьи, не желает ее создавать.

Нам надо подумать, каким образом преобразовать школу. Не подчинять ребенка школе – этакой "аракчеевской" или старой немецкой системе, когда крестьяне становились рабочими на заводах и больше ничего, а полностью преобразовать школу!

Кроме нашего интегрального подхода, есть еще много подобных ему методов. Я не буду заниматься их сравнительным анализом, но они все похожи тем, что, в первую очередь, думают о человеке, а не о том, что ты должен в него вложить, какую массу очень быстро забывающихся знаний.

Так что, сегодня многие склоняются к тому, чтобы ребенок вообще не посещал школу. Существует интернет, заочное образование, домашнее обучение.

Да и мать должна сидеть дома с детьми, а не ходить на работу. Отец должен заниматься, что называется,  добычей, а мать – обустраивать дом и воспитывать детей. Тогда это будет нормальная семья.

То есть мы должны потихоньку слезть с дерева "постижения зла", и вернуться к нормальной уравновешенной системе взаимных отношений. И не калечить несчастных детей! Сначала родители тащат ребенка в детский сад, потом посылают его в школу, и он возвращается оттуда побитый в борьбе за лидерство, вместо того чтобы общаться с коллективом. Это не коллектив, а бесконечная борьба!

Мы должны преобразовать школу в нечто совершенно иное –  гуманистическое. В том виде, в каком она существует, она уже настолько пережила себя, что просто невозможно смотреть!

Но поскольку на образование уходят большие деньги, и в этом заинтересованы огромные массы занятых там людей, – они просто так это не отдадут! И измениться они тоже не могут. Система образования – самая костная система! Преподаватели – это люди, которые знают только свой урок и кроме него другого урока не знают. Поэтому это очень большая проблема!

Преобразования надо начинать с преподавателей! Нам надо организовать гуманитарные, и в первую очередь, обязательные интегральные курсы для преподавательского состава с целью его изменения. Параллельно мы должны вводить в школу психолога и специалистов по интегральному воспитанию, которые станут заниматься беседами с учениками.

Кроме того, нужно вводить в классы инструкторов, которые будут всего лишь на пару лет старше учащихся, вследствие чего смогут легко устанавливать с ними контакт и оказывать на них положительное влияние. Всё это надо готовить. Без этого наше будущее поколение станет потерянным поколением.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Школа – зеркало пороков общества

Начинать надо с человека!

Перевоспитание взрослых

Школа – зеркало пороков общества

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда мы говорим о воспитании взрослых людей, возникает опасение, что люди начнут обвинять нас в том, что мы предлагаем нечто непрактичное, слишком оторванное от реальности.

Ответ: Я с этим абсолютно не согласен! Сегодняшний мир и тот, который мы предлагаем, абсолютно противоположны. Надо смотреть правде в глаза! Это на самом деле  так! Здесь не может быть половинчатых решений! Я не могу сделать школу наполовину гуманистической и наполовину эгоистической – такой, какая она сегодня.

Когда маленький ребенок приходит в школу, его могут избить, обокрасть, сделать из него всё, что угодно, вынудить его к чему угодно – силой, давлением, влиянием, какими-то ценностями. Его заставляют быть таким же, как все, причем самыми отвратительными примерами. Он приобщается к курению, к алкоголю, не говоря уже об угрозе наркотиков! Школа – это школа разврата, школа тщеславия! Кого-то привозят на машине, а кто-то добирается пешком...

Все пороки современного общества проявляются среди детей в школе в самом жестоком виде. И с этим надо бороться! С этим надо начинать что-то делать! Это же наши дети!

Поскольку мы сами стали бесчувственными эгоистами, мы так же относимся и к детям, отталкиваем их от себя: "Иди в свою школу. Там тобой должны заниматься, устраивайся сам".

Вместо того чтобы воспитывать из ребенка нормального человека и создавать для него будущее, следующее общество, мы не создаём ни общество, и не делаем из человека – человека.

Нам неважно, что будет! Поэтому мы не хотим рожать детей. Мы просто существуем, плывем по течению, которое несет нас к огромному водопаду, к падению в пропасть.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Решение проблем - в преобразовании школы

Начинать надо с человека!

Перевоспитание взрослых

Начинать надо с человека!

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Человеку, пришедшему на курс интегрального воспитания, мы начнем рассказывать о прекрасном интегральном мире, который уже сейчас начинаем строить. Но с другой стороны, он живет в нашем чудовищном мире, оказывающем на него давление. Где ему найти мотивацию, чтобы удержаться на этом пути?

Ответ: Мы должны воспитывать людей, и они построят свой мир.

Если огромные массы людей будут постепенно меняться, то естественно будет меняться общественная обстановка, структура, взаимодействие между взрослыми. Когда эти "взрослые дети" подрастут, тогда всё изменится. Но начинать надо с человека! Ведь он является центром всего. И тогда постепенно изменятся общественные отношения.

Детский сад, школа, семья, детские программы – всё это должно быть взаимосвязано так, чтобы в итоге было создано поколение, которое изменит наш мир, потому что само станет другим в процессе созревания.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Перевоспитание взрослых

Решение проблем - в преобразовании школы

Школа – зеркало пороков общества

Страница 341 из 401« Первая...339340341342343...Последняя »