Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Переключение на отдачу

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мы представляем человечеству новую идеологию – переход от разобщения и соперничества к объединению и взаимной заботе, чтобы обеспечить каждому насущные нужды и социальные запросы. Это значит, что мы должны предложить людям новую парадигму социальных отношений. Чем же она их привлечет? Чем будут заниматься огромные массы людей, оставшиеся без работы или работающие неполный рабочий день?

Ответ: Они будут учиться, участвовать в различных мероприятиях – постепенно овладевая желанием человеческого уровня и его наполнением.

Вопрос: Но они же этого не хотят…

Ответ: Они хотят жить и наслаждаться, помимо обеспечения базовых нужд.

У каждого человека есть большой сосуд желания. Нижняя его часть относится к насущно необходимым потребностям – назовем их в целом "пищей". Это – животная ступень, желания, связанные с едой, сексом и семьей.

Выше лежат, что называется, "излишества": желания богатства, почестей и знаний, относящиеся к человеческой ступени. И здесь мне говорят: "Всю эту часть ты должен наполнять ради отдачи ближнему. Всё, чего ты хотел раньше, теперь должно быть обращено на благо других. Только так ты сможешь получать наполнение в этой части сосуда".

2012-01-08_rav_bs-maamar-herut-1_lesson_n19_01

Сегодня человек живет, чтобы удовлетворять свои потребности. Так вот, его базовые потребности будут удовлетворены, а в остальном он ощутит пустоту: "Мое тело обеспечено, но что теперь?" Излишков он больше не получает из-за кризиса. Это касается даже верхушки – ведь и она живет прибылями, которые исчезнут вместе со сдуванием экономического пузыря. 

"Чем же мне наслаждаться как человеку? Ну поел я – а дальше что?" Здесь-то и происходит смена наполнения. Раньше каждый хотел выделиться, показать, как он хорош, силен, богат, чтобы другим было завидно. Но этого больше не будет. Земной шар не предназначен для того, чтобы вечно обеспечивать эти наши игры. Отныне наполнение человеческой ступени будет достигаться путем заботы о человечестве. Мы больше не можем вычерпывать друг у друга, а наоборот, должны наполнять друг друга.

Таково единственное решение, которое предлагает наука каббала. Ради отдачи ты можешь наполнять всех, и себя в том числе – а ради получения даже себя самого не наполнишь нисколечко.

Из урока по статье "Свобода воли", 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Комплексный подход: смиренность великих и величие малых

Переход к отдаче как естественный процесс

Экономика по формуле равновесия

Низы захотят, верхи смогут

каббалист Михаэль ЛайтманНаше послание нужно нести всем, однако я полагаю, что народ поймет его лучше и быстрее, чем лидеры. Массы придут к нам раньше всех этих "больших шишек" и "умных голов".

Вопрос: Но почему нельзя спустить нашу методику сверху? Ведь если правительство примет решение, то оно будет реализовано.

Ответ: Дело в том, что для народа нет никакой методики. У него пустой живот, и ему, по большому счету, все равно, чем его наполнять. Человеку нет дела до средства, до чьей-то там методики – ему главное быть сытым.

С другой стороны, премьер-министр строит планы, раздумывает, как лучше поступить: поднять налог или опустить, перекроить бюджет или не трогать и т.д. Он погружен в свой "технический расклад" и не в силах отвлечься, избавиться от него. В этом-то и проблема.

Потому нам и трудно достучаться до верхов. У них проблема не с животом, а с властью. Они хотят ее сохранить и никак не могут отыскать изъян в своих программах, чтобы понять причину неудач. Им очень трудно расслышать что-то новое, они на это неспособны. Ведь для этого надо изменить сам образ мыслей, надеть "круглые" очки, чтобы увидеть "круглый", интегральный мир с его взаимозависимостью.

В этом мире успех определяется не экономическими программами, не техническим раскладом, не процентами и налогами. Однако специалисты не могут вырваться из этого замкнутого круга, они рассматривают экономику по-старому и не представляют себе чего-то другого.

Они строят свои расчеты на прибавочной стоимости. Например, я произвожу обувь и живу с ее продажи. Одна пара обеспечивает меня на один месяц. Но я сделал и продал две пары – теперь у меня есть месячная добавка. Тут ко мне в дверь стучится правительство: "Я забираю у тебя 50% от прибыли за вторую пару. Ведь я должно содержать страну и армию, прокладывать дороги и т.д." Ну что ж, это понятно. Затем ко мне стучится муниципальная власть: "Тебе нужны услуги по уборке территории, жилищно-коммунальные услуги, озеленение и прочее. Давай мне 10% со второй пары". И так далее. 

Как же мы будем жить тогда, когда кризис опустит производство на уровень удовлетворения лишь базовых потребностей? Откуда возьмутся налоги? Ведь налогами облагаются излишки, а если у меня захотят забрать пищу насущную – это уже проблема. Опустившись ниже приемлемого уровня жизни, я ее не отдам, я пойду на улицу. Всё налогообложение строится на добавках, но как быть если эти добавки больше не генерируются? На такую ситуацию наша экономическая система просто не рассчитана. Вот почему все заботятся о показателях роста – ведь все живут с этого.

Мы же говорим о совершенно другой экономике, в которой живут не с излишков. И естественно, специалисты нас не понимают.

Поэтому начинаем мы с простых объяснений: люди все равно окажутся без работы, и делать с ними будет нечего. А значит, нужно посадить их за учебу и тем самым сделать из них "хороших мальчиков", которые не будут бить витрины и жечь автомобили. Из них можно будет выстроить новое, замечательное общество.

А кроме того, это даст много денег, ведь такие люди – настоящее достояние.

Я полагаю, что эти доводы будут услышаны и поняты мировыми лидерами. Ведь иначе их ждет незавидная участь.

Из урока по статье "Свобода воли", 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Переход к отдаче как естественный процесс

Требуем хлеба и воспитания

О тонкостях налогообложения

Переход к отдаче как естественный процесс

каббалист Михаэль ЛайтманНаше распространение должно быть простым: нам надо подвести человека к пониманию того факта, что нынешняя экономика рушится по независящим от нас причинам, в силу объективных обстоятельств. Никто не виноват, этот этап заложен в самой природе человеческого общества, он предназначен для того, чтобы объединить и подвести нас к созданию нового интегрального общества, живущего по законам взаимного поручительства.

Для начала мы приступаем к учебе, а затем, по ходу дела, меняется наш образ мыслей, наш подход: из узкого и прямолинейного он становится комплексным. И тогда мы начинаем понимать, как надо выстраивать системы взаимоотношений между людьми, между деловыми партнерами, между государствами и т.д.

Но первым делом – учеба, интегральное воспитание. Как пишет Бааль Сулам, может понадобиться до трех поколений, прежде чем человечество начнет на деле выстраивать новое общество. Вот сколько времени требуется на то, чтобы человек осознал перемены и начал мыслить иначе.

А до тех пор мы будем жить, производя всё, что необходимо для базовых нужд, и постепенно продвигаясь к интегральному мировоззрению. Кризис сам разделается со всеми излишками и опустит нас на уровень производства насущно необходимых товаров. Это уже ясно: растущая безработица в едином комплексе мировой экономики постепенно лишает прибыли всех, в том числе и верхушки. Яхты, бриллианты, многозначные банковские счета – всё это исчезнет. Желая того или нет, мир придет к другой экономике.

Мы же, со своей стороны, должны по мере сил готовить каждого человека к предстоящим событиям. Разумеется, нужно нащупывать конструкцию новой экономики, но в принципе, она выстроится и сама. Ведь экономика – это слепок взаимосвязей между людьми. Финансово-экономическая система – суть копия нашего эгоизма. И потому, изменившись, мы автоматически, инстинктивно начнем менять наши взаимоотношения во всех сферах, включая экономическую. 

Не надо резких телодвижений, не надо гнать волну, не нужны революции и силовые методы. Всё пойдет естественно, и именно об этом пишет Бааль Сулам в "Трудах о последнем поколении":

"Идея коллективизма должна поспеть и созреть в человеческом разуме не менее, чем за три полных поколения покоя и общего согласия. А потому еще множество оборотов и опытов прокатятся по миру, прежде чем она достигнет финала. И нет более легкого пути для созревания идей, чем путь каббалы".

Из урока по статье "Свобода воли", 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Переключение на отдачу

Низы захотят, верхи смогут

Интегральное воспитание без резких телодвижений

О мировоззрении и миропонимании

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (Н. Моисеев, д.т.н., академик, кибернетик РАН): Я надеюсь, что у наших педагогов уже в ближайшее время возникнет представление о необходимости пропедевтического курса "Современное миропонимание". Это обусловливается тем, что кризис во взаимоотношениях Природы и общества стремительно нарастает, и нарастает общественная потребность в образовании, далеко выходящем за рамки узкого профессионализма.

Современный человек должен видеть мир в его целостности. Только представление об общей логике развития мира, в котором мы живем, поможет преодолеть катастрофические последствия неумолимо надвигающегося кризиса, а может быть, и избежать его!

Такой курс должен предшествовать изложению обществоведческих дисциплин и философии, для которых он является необходимым введением. Он особенно нужен будущим специалистам в области гуманитарных наук, для которых естествознание и современная экология сейчас - на периферии их интересов.

Он нужен и будущим инженерам, и физикам, ибо и на естественных и инженерных факультетах общих знаний о процессах развития современного мира и о процессах познания явно не достаточно. Хотя и этим специалистам придется решать многочисленные вопросы современной экологии, политики, нравственности.

Реплика: Курс "Современное миропонимание" требуется всем, ведь вся причина наших проблем - в отсутствии понимания смысла, причины, процесса и цели жизни. А это является следствием понимания мироустройства. Такой именно курс в настоящее время и создается нашей организацией. Мы надеемся, в течение полугода он уже в основном будет закончен и выставлен.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Готовим методику для мира

Пакет знаний об обществе будущего

В интегральном воспитании нуждаются все

ТВ программа "Воспитатель как режиссер-постановщик"

Передача из серии "Школа интегрального воспитания" с психологом Анатолием Ульяновым

Общее чувство, общий разум и общее сердце

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Предположим, на курсах интегрального воспитания люди какое-то время "варятся" в группе, проходят теорию, практические занятия. А потом естественно наступает момент, когда человек должен обучаться интегральности, как бы выйти в большой мир…

Ответ: Для этого мы постепенно начинаем соединять, укрупнять группы, выводим их на телевидение, на обсуждение в виртуальных сетях.

А интегральное обучение, обучение интегральной связи продолжается практически в течение всей их жизни до достижения буквально последнего уровня гармонии в человеческом обществе и в природе.

Поэтому постепенное укрупнение групп предполагает такое состояние, когда человек чувствует себя равно включенным, связанным абсолютно со всеми уровнями человечества, и ощущает всё человечество в себе. Каждый из нас чувствует себя находящимся в "круглом" обществе, не классифицированном по уровням:  чувственному уровню, коэффициенту IQ или прочим данным, то есть в обществе, не зависящем ни от каких параметров, заданных нам природой, которые мы не можем пока превзойти.

В интегральном обществе взаимное включение предполагает такое развитие человека, когда он может использовать чужие чувства и чужой разум, и когда он своим отношением к другим включается в них и начинает использовать чужие ресурсы как свои. В этом случае теряется личностное "я" в том смысле, что возникает общее чувство, общий разум и общее сердце. И человек как бы подключается к этому общему объединенному виртуальному образу человека, называемому "Адам". Тогда все различия между людьми постепенно нивелируются.

Это будут именно такие состояния, о которых человечество может только мечтать: все должны быть равны, все должны жить в одинаковых условиях, состояниях и т.д. То есть каждый из нас будет черпать из одного единого разума и чувства -  сколько сможет и сколько пожелает.

При этом никто не будет ощущать себя ущербным, потому что всё будет предоставлено для каждого, т.к. огромный мозг и огромное сердце, будут относиться ко всем.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Специфика интегральной реальности

На смену физической связи

Общая "стая" человечества

Совмещение усилий

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сейчас существует несколько типов программ взаимодействия людей. Условно их можно разделить на два типа.

Один тип – когда у людей в процессе взаимодействия появляется потребность создания какого-то нового проекта. После знакомства, завершения первого этапа теоретического обучения и сплочения между собой, у них возникает естественное желание сделать какой-то хороший, добрый проект, который будет полезен другим людям.

Другой тип – когда люди решают в своей реальной жизни какие-то вопросы, потом приходят в группу, получают определенный опыт, осознание, поддержку, а затем опять выходят в мир и пытаются передать ему уже полученный опыт интеграции.

Можно ли объединять эти два типа людей на курсах интегрального воспитания для совместных действий в мире?

Ответ: Пока мы только сводим таких людей в группы, которые устраивают общие путешествия, конгрессы, всевозможные игры. Складывая свои усилия и материальные ресурсы, они создают некий прототип будущего общества.

Это как игра, когда в течение нескольких дней люди объединяются в специально созданных для них трудных условиях, которые побуждают их к соединению, взаимному участию, к подъему над собой, выходу из себя, к помощи друг другу, помогают ощутить, насколько ты зависим от других. Но это все пока еще только лишь в рамках так называемых "лабораторных" занятий, не более того.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Специфика формирования групп

Чувства, уравновешенные знанием

Согласие – выше всех противоречий

Группы "золотого возраста"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Следует ли на курсах интегрального воспитания и образования собирать пожилых людей в отдельные группы или они могут находиться в группах с людьми других возрастов?

Ответ: Думаю, что все-таки надо подбирать людей по возрастам. Мы знаем, насколько возраст, ментальное различие людей, их манера поведения влияют на их восприятие.

Однако конечный результат должен быть такой, когда они во взаимной поддержке, взаимном включении приподнимаются над всем, что различает их по чувственному, ментальному или возрастному цензу. Но изначально, следует подбирать как можно более однородную группу.

Вопрос: Преподаватели тоже должны подходить по возрасту и по свойствам контингенту группы?

Ответ: Природа основана на законе подобия, совпадения, совмещения свойств. Поэтому здесь мы должны точно руководствоваться теми же принципами. То есть пожилые преподаватели – к пожилой группе, молодые – к молодежной группе. Правда, в молодежной группе могут преподавать люди и среднего возраста, но не старики – это понятно.

Все должно быть построено на том, чтобы исключить в группе как можно больше препятствий к правильному, доброму, открытому восприятию курса, и чтобы между преподавателем и группой как можно быстрее возникли контакт и правильное понимание.

Реплика: Для людей старшего возраста тоже нужно формировать отдельно мужские и женские группы?

Ответ: Нет. Я не думаю, что у людей пожилого возраста есть в этом необходимость, потому что они уже привыкли к любому виду общения и для них это естественно. Я не думаю, что следует ломать их представления и делать из них некую команду, как в армии или в спорте.

Их взаимодействие между собой построено уже не на соперничестве или других внутренних порывах, а на взаимопомощи и т.д. Здесь уже совершенно другое отношение друг к другу, к жизни, к миру. Так что, мы понимаем, что это совсем иная психология.

Так называемый золотой возраст уже не требует такого отношения, как дети и особенно подростки. Там процветает борьба за лидерство, за понимание, за проявление себя, а здесь мы имеем дело с уже относительно успокоившимся человеком. Однако для них, естественно,  надо подбирать иную манеру преподавания и подачи материала.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ценность жизненного опыта

Равенство в группе?

Возраст обучению – не помеха

Ценность жизненного опыта

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем особенность преподавания интегрального подхода для пожилых людей?

Ответ: Думаю, что они будут встречать его с большим пониманием, потому что человек, который все-таки прожил жизнь, понимает, насколько он не хозяин своей жизни – жизнь прошла как бы над ним, командуя им, а не он командовал ею.

Люди в этом возрасте больше соглашаются с тем, что природа работает над нами, и теперь, когда у них остается уже не так много времени, чтобы это понять, осознать и, возможно, каким-то образом скорректировать, они более старательны, восприимчивы и участливы.

Кроме того, огромный выстраданный жизненный опыт дает человеку совершенно иной подход к тому, что ему предлагается. С самого начала он ему желателен, и, естественно, его участие в обучении – самое доброжелательное. Мы предлагаем ему достичь гармонии за тот короткий отрезок времени, который у него есть.

Это люди, которые живут и измеряют себя не относительно каких-то достижений, а относительно конца жизни. Это постоянное подсознательное ощущение человека, в общем-то, определяет все его поведение.

И здесь мы должны привнести в эту конечную точку его жизни радость, постижение, подъем к новому состоянию, которое находится выше конца материальной жизни. Мы должны дать ему такое ощущение, как будто он летит и должен врезаться во что-то - и вдруг у него появляется мотор, который уносит его вверх над препятствием. Именно ощущение такой возможности придаст ему силы и тогда ему, конечно, будет очень легко работать в группе.

Я надеюсь, что эти группы будут серьезной помощью нам, потому что в принципе, чем большее число таких групп мы сможем создать, тем легче нам включиться во все человечество. 

Кстати, долгожительство, присущее нашему времени (продолжительность жизни увеличилась более чем в два раза, по сравнению с предыдущими столетиями), предполагает именно накопление жизненного опыта человеком.

Когда-то люди жили до тридцати-сорока лет и умирали молодыми, не набрав никакого опыта в жизни. С древних времен вплоть до XVIII века человек жил не более 35-40 лет. Нам даже не верится, что был такой короткий цикл жизни. Человек ничего практически не успевал постичь в своей жизни, очень быстро старел и умирал. Все как-то очень быстро обрывалось.

Мы должны пользоваться тем, что в наше время наш развивающийся эгоизм дает возможность, в соответствии с его развитием, прожить и пережить одновременно тот опыт, тот взгляд, который формируется у человека к шестидесяти годам и далее. Сегодня подавляющее большинство человечества – пожилые люди. Мы должны воспользоваться этой массой, доброжелательной к нашей методике, к ее результату, и через них создать во всем человечестве определенный правильный фон к интеграции.

Так что, эти группы ни в коем случае нельзя обходить стороной, ведь мы обычно автоматически относимся к этой части населения: "Мы создадим им все условия, чтобы они нам не мешали. Пускай сидят где-то на лавочке и доживают спокойно". Нет, мы должны сделать из них очень мощные группы и они распространят эту методику, ее пользу, ее спасение для человечества среди своих детей и внуков.

Реплика: Мы знаем по опыту, что большинство пожилых людей очень любят рассказывать историю своей жизни. Нужно ли предоставлять им возможность делиться своими историями?

Ответ: Если только это помогает нам в качестве психологического примера: что ты рассказал, что увидел, что пережил. Естественно, пожилые люди это любят, но их истории должны сопровождаться исследованием, анализом: почему это произошло, что дало, чему это должно научить нас сегодня и т.д.

Времяпровождение пожилых людей во всевозможных посиделках – это их дело, но мы должны учитывать это и обучать их, как относиться к пройденному ими эксперименту жизни.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Группы "золотого возраста"

Равенство в группе?

Возраст обучению – не помеха

Чувства, уравновешенные знанием

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: На курсах интегрального воспитания и образования предполагается в первую очередь обучать людей, потерявших работу. Большинство из них разочарованы в жизни, у многих сложности в семье, в самореализации и т.д.

Первое, с чем можно столкнуться в такой группе, – это  обида, разочарование, агрессия. Смогут ли люди в этом состоянии воспринять такую далекую, абстрактную, теоретическую информацию? С чего следует начать, чтобы найти с людьми общий язык?

Ответ: У нас нет другого выхода. Мы, люди, состоим из двух половинок – из сердца и разума, и они должны уравновешивать друг друга. Тогда человек гармонично развивается, видит мир и себя в нем. Возможно, он видит и себя, и мир неуравновешенными, но его взгляд на мир становится более-менее правильным.

Поэтому мы обязаны уравновесить все сегодняшние проблемы, в первую очередь, знанием: откуда возникли проблемы, их происхождение; их необходимость для нашего дальнейшего развития; к чему именно мы должны прийти и т.д.

Прежде всего, людям надо обязательно пройти курсы обучения, а не воспитания, практических работ и игровых ситуаций – до этого еще далеко.

Практическая работа в таких группах начинается только тогда, когда уравновешено состояние всевозможных проблем и кризисов. У людей появляется понимание сути проблем, они уже могут их обсуждать, решать, приходить к какому-то мнению, возражать, выяснять истину. Но она выясняется, когда чувства уравновешиваются знанием.

Если сейчас мы просто возьмем 50 человек с улицы и начнем с ними разговаривать о сегодняшних проблемах, то столкнемся с полным непониманием нашей точки зрения. Соответственно чувства возобладают над разумом, и мы ни к чему не придем. 

Это и происходит в сегодняшнем мире. Не понимая общей системы природы, ее развития (начала, середины и конца этого пути) и состояния человечества – где мы находимся в данный момент на оси времени – мы оцениваем это всё, только исходя из нашего маленького, житейского эгоизма, который не дает нам получить правильный результат. Более того, мы принимаем неправильные решения на будущее, чем вводим себя в еще более тяжелое состояние. Поэтому у меня лично нет никакого сомнения в том, что мы должны, в первую очередь, заниматься обучением.

Именно с этого мы начинаем свое взаимодействие с детьми. Нам всегда надо брать в пример наше естественное отношение к детям.

Все начинается с объяснений. Ребенок развивается и чувствует: я это ощущаю, и то. Правильное воспитание заключается в том, что чувства ребенка мы всё время дополняем объяснением и системой правильного отношения к тому, что он чувствует, как он все воспринимает. Это надо уравновесить и во взрослых. Без этого мы не сможем продвигаться.

Только в той мере, в которой группа адаптирует в себе эти знания, она осознаёт, понимает их причинность, следствия, причинно-следственное развитие, может смотреть на себя со стороны. Когда человек приподнимается над собой, он может сам, выделяя свое "я", видеть себя и общество со стороны.

Так же и в психологии: вы смотрите на человека не как на личность, а со стороны, пытаясь представить его как определенный психологический объект. Затем, исследуя его, вы начинаете, даже не объясняя, кто он и что он, давать ему какие-то конкретные советы, фрагментарные объяснения. Но они в принципе тоже построены на каком-то равновесии знания и чувств, – без этого нельзя.

Поэтому нам придется, в первую очередь, вводить те курсы, о которых мы уже говорили в прошлой беседе. Это большое количество знаний.

В процессе обучения эти знания постепенно усваиваются людьми, и человек уже начинает усваивать их внутри вместе с чувствами. Тогда нам надо начинать подкреплять это практическими занятиями, которые помогают человеку уравновесить знания и чувства.

Первичное ощущение такого состояния человек может получить при непосредственном изучении материала. Мы должны рассказывать ему о происхождении, эволюции и свойствах эгоизма, и преподносить это абсолютно объективно, как некую существующую реальность независящую от нас и не имеющую к нам никакого отношения, для того чтобы он смог всё впитать в том виде, в котором это существует в природе.

Затем на этих же курсах можно дать небольшое объяснение работы эгоизма в человеке: как он проявляется в нашем мире, в связях с семьей, с детьми, с самим собой и т.д.

То есть обучение предполагает, как минимум, разделение на две части, когда мы объективно излагаем то, что происходит в природе, и стараемся это выразить несколько суховатым, научным языком, а затем в приложении к этому, используем такой ход.

Потом уже начинаются практические занятия, на которых мы пытаемся исследовать свои чувства с точки зрения разума.

А теоретические занятия – это всегда разум, и мы его изучаем, наполняем себя всевозможными знаниями, данными, графиками, формулами, всевозможными картинами, выяснениями взаимоотношений и т.д., постепенно добавляя к этому немного чувств. То есть обучение всегда идет с двух сторон – "разум - чувства": чувства в разуме и разум в чувствах.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не стыдись самого себя

Уроки о новом мире. Природа, общество, человек

Уроки о новом мире. Без знания – нет человека

Не стыдись самого себя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Современный человек имеет за плечами богатый опыт различных ограничений: ему мешали выражать свои чувства, выхолащивали их и т.д. Поэтому  его стандартная реакция на предложение чего-то нового – отрицательная. Поначалу в человеке всегда происходит борьба между интересом к чему-то новому и страхом перед ним. Как заинтересовать человека, несмотря на его страх и сопротивление?

Ответ: Начиная рассказывать о человеке, его физиологии, психологии, социологии, взаимоотношениях в семье и т.д. – мы должны это делать объективно, беспредметно, не относительно самого человека. И только потом постепенно включать примеры: вот мужчина, женщина, дети, вот человек сам по себе, так-то и так-то реагирует на себя, состоит из таких-то и таких-то картин видения, восприятия и так далее. То есть мы начинаем говорить о неком абстрактном объекте, и постепенно приближаем этот объект к нему. В таком виде, я считаю, мы не столкнемся с проблемой.

Дело в том, что современный человек этого ничего не знает. Мы скрываем свою  природу, нам стыдно перед самими собой, стыдно перед другими, мы боимся проявить какую-то слабость, поскольку думаем, что этим могут воспользоваться другие. Я должен демонстрировать, что я как стена стою на своих незыблемых позициях, которых у меня вообще нет.

Когда мы постепенно раскрываем, что же такое человек, общество, природа в глобальном, общем виде, то постепенно привыкаем к тому, что мы такие, какими созданы – это не я, и всё во мне работает независимо от меня.

А что же такое "я"? Я – это только тот, кто может исследовать, что же в нем сотворено природой.

Как врачи, которые не стесняются друг друга и пациентов, или психологи, которые могут, не стесняясь, выражать и свои, и чужие чувства, понимая, что все это – объективная реальность, и мы такие, какие есть – так и мы должны привести человека к такому состоянию. 

Всё должно базироваться именно на том, что следующая ступень нашего развития – это полная интеграция всех во всём, когда все части природы включаются в человека, человек в них, люди друг в друга, и мы представляем вместе с природой одно органическое целое.

В таком случае здесь нет ничего такого, что я должен скрывать, стесняться, пытаться скрыть от других. Я должен в итоге достичь такого состояния, когда обязан, наоборот, полностью раскрыться и быть со всеми связан. Как младенец, который лежит на руках матери, – он никто и ничто, а она всё внимание сосредотачивает на нем, и нет у него относительно матери, с точки зрения природы, каких-то преград, границ, экранов, - наоборот, существует абсолютно полная связь. Так и мы должны в итоге нашего интегрального образования и воспитания достичь в будущем такой связи.

Поэтому наше течение в обучении, в восприятии этих курсов, в их построении и взаимном соединении, (когда начинается один курс и заканчивается другой или несколько идут параллельно), надо выстраивать именно в такой зависимости – по временной оси. Курсы должны дополнять друг друга и следовать либо один за другим, либо накладываться друг на друга, чтобы у людей постепенно возникало правильное отношение к себе, к другим учащимся в группе и в целом к миру.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чувства, уравновешенные знанием

Уроки о новом мире. Природа, общество, человек

Философия моего "Я"

Специфика формирования групп

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В одной из предыдущих передач вы сказали, что лучше всего начинать курс интегрального образования с истории развития эгоизма, а потом можно добавить "Восприятие реальности" и психологию. В какой последовательности, с вашей точки зрения, стоит добавлять эти дисциплины?

Ответ: Я думаю, что это зависит еще и от людей, которых мы набираем. Нам нужно всё-таки формировать эти группы по типам. Ведь у массы людей свои законы - один влияет на другого. Иногда один человек из пятидесяти может с легкостью разбить всю нашу систему своими высказываниями и увести всех совсем в другую сторону либо своим нигилизмом, либо фанатизмом и т.д.

То есть, во-первых, мы должны формировать группы людей, учитывая, кто они такие, их общий взгляд на мир, понимание жизни, философию. Это могут быть или простые обычные люди, или домохозяйки, или инженерно-технические работники, или ученые, или люди искусства.

Поэтому группы нужно формировать в зависимости от склада людей, от их исходного восприятия мира, хотя оно и навязанное, навеянное, наработанное ими в искаженных отношениях, связанных с их деятельностью, с их обществом и т.д. Но мы должны принимать это во внимание, поскольку это тот материал, который у нас есть, и нам нужно привести его к общему знаменателю, ведь в итоге мы рассчитываем на то, что все эти люди будут связаны общей базой знаний, чувств, понимания.

В итоге у нас получится несколько прототипов групп, которые в процессе занятий мы должны привести к какой-то общей форме, и у каждой из них будет свой путь к этому общему знаменателю.

Естественно, что некоторые группы будут воспринимать материал более чувственно, другие – более сухо, научно, технически. Одни группы будут воспринимать его на уровне их эгоистического развития, не поднимаясь выше планки домохозяек (хотя я ни в коем случае не хочу умалить эту часть человечества), а другие группы будут стремиться именно к анализу, постижению, к реализации в полной мере этого процесса в себе и в остальных. 

То есть набор дисциплин для всех групп должен быть практически одинаков, но развернуть каждую из них надо будет в разных группах в различном объеме. Они должны идти друг за другом, за исключением курса развития эгоизма, который будет проходить через все обучение до самого конца, и останется с человеком по окончании обучения.

После выпуска человека в жизнь он уже не прекратит работать с теми данными, которые получил, т.е. он всё равно как бы продолжит наши курсы.

Эти курсы практически бесконечны, потому что мы должны достичь полного единения с природой. Работа человека над собой не ограничивается определенным отрезком времени - сдал экзамены и всё, – экзамены он сдает сам каждую минуту своей жизни, находя ту точку равновесия с собой, с окружающей средой и природой, когда он чувствует себя в полном комфорте.

В этом мы должны ему постоянно помогать и сопровождать его всю жизнь через средства массовой информации, обучение в виртуальных системах, телевидение, радио.

Поэтому я не могу сказать, в какой точно последовательности выстраивать курсы, и в какой мере каждый из них подлежит расширению или сужению - допустим, курс психологии или механики эгоистического развития.

Результат должен быть один! Мы должны привести к общему виду каждую группу, в которой изначально собираются люди, более-менее одинаковые по своему социальному статусу, развитию и отношению к миру.

Естественно, что в этой общности они тоже будут дифференцироваться по уровню своего участия в интегральном процессе объединения и взаимной поддержки. Есть более низкие группы, участвующие на каком-то небольшом эгоистическом, а, следовательно, чувственном и умственном уровне развития. Есть более продвинутые группы. Но всё равно не исключаются группы, которые будут рассматриваться не только по уровню эгоизма, но и, что называется, по чувственности и разумности.

Нам предстоит большая статистическая и диагностическая работа по анализу и синтезу всех групп. Сама по себе это очень интересная психологическая задача. Я думаю, что этот большой раздел когда-нибудь будет включен в науку интегрального сочетания  человечества.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выбор группы

Равенство в группе?

Возраст обучению – не помеха

Выбор группы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В одной из передач, говоря о системе высшего образования, вы подчеркнули, что очень важно, чтобы человек сам посетил различные курсы и выбрал тот, который ему ближе.

Допустим, на курсе интегрального воспитания мы сформировали группы по внутренним свойствам людей. Можем ли мы предоставить им возможность походить по группам и найти ту, которая действительно ему подходит? Или нужно наоборот сразу дать человеку установку, что ему лучше обучаться именно в этой группе, а не в другой?

Ответ: Я думаю, что набор в группы очного обучения должен быть фиксированным. При этом возможны, конечно, особые случаи, когда человек переходит из группы в группу.

Но я не думаю, что человеку, который уже вошел и взаимодействует с группой, в которой занятия сочетаются с практикой, обсуждениями, ролевыми упражнениями, – будет легко перейти в другую группу. Он не сможет этого сделать до тех пор, пока не достигнет, по истечении какого-то срока, понимания интегральности и правильного легкого взаимодействия с другими, не зависящего от их уровня восприятия: чувственного или разумного.

Думаю, что первоначальный этап, который дает человеку освобождение от самого себя под влиянием группы, должен быть строго зафиксирован.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Специфика формирования групп

Равенство в группе?

Совместное или раздельное обучение?

ТВ программа "Игра как основа развития человека"

Передача из серии "Школа интегрального воспитания" с психологом Анатолием Ульяновым

Эгоистическая уравниловка и альтруистическое равенство

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каким образом при нынешнем глобальном мировом порядке общество еще не растоптало личность?

Ответ: Некого топтать. Общество уже давно завладело личностями, и никто не выделяется по-настоящему на общем фоне.

Талантливый музыкант или большой ученый не восстает против общего мнения. Все текут в потоке, кроме каббалистов, которые долгое время молчали. Мы первые поднимаем голову, которую тут же норовят отсечь.

Кто, кроме нас, действительно выступает против нынешнего эгоистического развития? Ведь даже теми, кто возражает вслух, движет просто эгоизм, у них нет духовной основы, методики. И потому мир "терпит" их. Пускай они раскрывают его зло – и что с того? "Да, я дурен. И что ты мне сделаешь? В своем зле я преуспел больше тебя: я выше, я сильнее. Ты – эгоист маленький, а я – большой. Ну и что?"

Эгоизм, царящий повсюду, "строит" всех. Обычное эго – обычный человек, повышенное эго – успешный человек, высокое эго – преступник…

Люди не понимают того исправления, которое мы предлагаем, потому что оно противоречит эгоизму, противоречит человеческой природе, тогда как все прочие критики остаются в ее рамках.

А потому, обращаясь к массам, надо говорить о простых вещах, о том, как придать нашему эгоизму другую форму – интегральную, социальную, полезную для общества. "Давайте "провернем" свое эго так, чтобы заботиться друг о друге, – и тогда всё у нас будет хорошо".

Коммунизм тоже говорит об общем благе, условие которого – всеобщее равенство. Ведь когда все равны, когда действует справедливое распределение, мне незачем конфликтовать с кем бы то ни было. Надо только воспитать человека так, чтобы он удовлетворялся этим.

Однако наш природный эгоизм все время растет и не готов довольствоваться малым. А потому нужно обеспечивать его другими наслаждениями: общественным почетом, медалями, спортивной, кинематографической и прочей славой. Пускай человек выходит на сцену под всеобщие овации, пускай получает свое эгоистическое наполнение. Если тебя повсюду восхваляют за заботу о других, ты автоматически ищешь возможность проявить себя еще как-то на этом поприще. 

Таким образом, речь идет о новом воспитании – по определению "альтруистическом", а по сути основанном на том же самом эгоизме, который пропущен через отдачу ближнему и доставляет людям душевное удовлетворение. Мы обращаемся к реальной потребности человека наполнить себя чем-то: "В новом мире материальные нужды ты можешь удовлетворить только на базовом уровне, а всю остальную надстройку твоего желания будут наполнять социальные отношения, будь то почести, власть, если ты можешь быть хорошим директором, и т.д."

Люди будут получать наслаждение не от преобладания над другими, не от попирания других, а от отношения со стороны других. Когда общество своим отношением наполняет человека – это и есть высший свет, наполняющий сосуд. Ведь никто не может уклониться от общественного мнения, от общепринятых стандартов – именно они формируют мои желания нашим базовым уровнем. Окружение буквально "гипнотизирует" нас своими ценностями.

А далее, когда люди начнут объединяться на новых принципах, они почувствуют еще одно желание: оказывается, есть что-то особое в отдаче обществу. Ведь ты несешь благо общему сосуду, общей Малхут, и постепенно улавливаешь интегральное желание, потребность в еще одном наполнении – в Творце, в Высшей силе. Окружение, к которому ты присоединился, вдруг просвечивает бытием другого порядка, совершенно оторванным от твоих животных нужд.

Так, постепенно, процесс переходит в духовное русло.

Из урока по статье "Свобода воли", 05.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рабы не мы?

Общность и самовыражение

Очарование коммунизма

Страница 344 из 401« Первая...342343344345346...Последняя »