Вопрос мой: как мне направлять, как помочь им найти себя в будущем? Как не сломать и не убить у них ту уникальность, с которой они приходят ко мне? Как определить свою задачу именно с этим ребенком? И как понять, зачем я ему нужен, если он попал ко мне?
Ведь приходят и невероятно талантливые для танцев дети, и те, кому и заниматься-то не стоит. Но ведь попались мы друг другу не просто так. Хотя, возможно, я заблуждаюсь. Помогите, пожалуйста, разобраться. С большим уважением, Егор".
И поэтому твой следующий шаг очень важен. Может быть, он от тебя уйдет сейчас и больше не придет, но вот этот приход его к тебе и уход от тебя тоже сыграют в его жизни определенную, возможно, большую роль. Далее...
Ты уже становишься участником его судьбы. Поэтому ты должен сделать так, чтобы его представление о тебе, о танцах, о твоем искусстве все равно осталось положительным, даже хотя и мимолетным. Это первое.
Второе: попытайся создать в нем впечатление, что танец формирует человека. Потому что человек хочет выразить себя через танец.
Танец – это, можно сказать, самое древнее и самое устойчивое природное выражение себя. Посмотрите, как танцуют примитивные народы около костра друг с другом. Голубки кружатся друг с другом и так далее. Это всё в танце. Это не речь наша, которая потом создавалась, а танцы.
То есть танец – это внутреннее выражение порывов души, стремление. Поэтому это очень серьезный язык природы, очень глубокий, самый естественный.
Балет может выразить абсолютно любые чаяния, желания, переживания, сопереживания – всё. И не надо ничего говорить. Если это настоящее действие, то буквально любое движение мизинца или поворот головы – это всё!
Это целая наука. Мы же знаем, что существует наука о мимике, о движениях. И все это связано с природой человека, с его местом проживания и так далее. Это очень глубокий разговор, это очень далеко от нас сегодня. Мы сегодня вообще заблокированы от всего этого.
Танец – это выражение души. Этим можно человека поразить, заразить, привязать к себе, утянуть, покорить.
Вопрос: Это красиво! А вы танцем занимались когда-нибудь?
Ответ: Нет. Я просто понимаю это. У меня есть какая-то внутренняя тоска, что люди этим не владеют, в том числе и я.
Об этом можно говорить очень много, потому что здесь не наслоение всевозможных школ, периодов истории. Это на самом деле язык души.
Реплика: Егор еще спрашивает: "Как сохранить уникальность каждого ребенка, который приходит?"
Ответ: Для этого надо быть очень серьезным преподавателем, брать к себе, может быть, парочку учеников и не больше, как это делали древние мудрецы. Они не принимали огромные школы. Бывало, конечно, такое, как у рабби Акивы, но обычно это были два-три человека, с которыми мудрец занимался и всё.
Танец – это на самом деле язык. Я не говорю о современном балете. Я говорю о том, что можно выразить через движения.
Вопрос: То есть, преподавая танец, можно вырастить на самом деле мудреца?
Ответ: Конечно! Это не танец, ты преподаешь ему язык общения с другими людьми. А кроме общения, в принципе, нам ничего не надо. В этом и заключается исправление мира. Так что, на самом деле танец, как о нем говорит наука каббала, – это просто высший пилотаж.
Это сближение чувственное, причем без слов, даже без музыки. Это выражение, в котором нет ничего наносного, хотя и слова, и музыка всё это могут дополнить. Но при правильном выражении движение тела – оно достаточно. Мы видим, что у животных в этом заключается всё. Одно животное видит другое, и они понимают друг друга, взаимодействуют.
Вопрос: А какая цель должна быть у учителя, который преподает этот язык общения – танцы?
Ответ: Язык – он тоже очень специфический. Здесь невозможно навязывать человеку язык, потому что каждый язык – это ограничение, это насилие. Ты его заставляешь именно таким образом выражать себя. А в движении, в танце если человек полностью расслабляется, то тогда он может выразить себя, и остальные его поймут именно из-за того, что он выражает себя самого и только.
Вопрос: То есть задача учителя, по большому счету, – чтобы его ученик был самим собой в танце?
Ответ: Конечно. Именно в том, чтобы освободить его от любых внешних ограничений.
Вопрос: Как же это? Это невозможно преподавать!
Ответ: Преподаешь ты только то, как можно освободиться от своих внутренних ограничений. А затем ты уже поёшь свое, выражаешь себя. И здесь нет ничего! Остальные просто должны как можно больше отменить себя, войти в тебя, в твое понимание какого-то внутреннего переживания, и тогда они поймут, что ты танцуешь.
И без музыки, без слов, без ничего – одни движения.