Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Духовный метод воспитания

каббалист Михаэль Лайтман 0-детиКнига Зоар. Глава "Экев", "Рассмотрение комментария «Сулам»", п.10: … Зеир Анпин получает мохин от ИШСУТа только лишь посредством двух подъемов, когда в первом подъеме он получает от ИШСУТа только свечение ВАК, так как ему недостает келим НЕХИ, а во втором подъеме получает завершенные мохин.

Вопрос: Есть ли земные примеры падениям и подъемам в духовном, о которых говорит Зоар?

Ответ: К примеру, в правильном воспитании, с точки зрения каббалы, воспитатель должен спуститься на уровень своих неисправленных подопечных, смешаться с ними и, оставаясь самим собой, включиться в них.

Как только он чувствует, что соединился с ними в их неисправленных свойствах настолько, что они считают его своим, привязаны к нему и воспринимают его как свою неотъемлемую часть, - он начинает действовать от себя, чтобы пробудить в них различные сомнения, вопросы, побудить их к таким действиям, чтобы не он вытащил их насильно из их низкого состояния, а они сами начали осознавать в своем состоянии зло. Тогда они постепенно начинают подниматься.

В обычном воспитании тоже существует подобный метод, но воспитатель сам "вытаскивает" своих подопечных, и тем самым никакого исправления не происходит, ведь ему не предшествует осознание зла.

В нашей духовной работе, исправляя свои желания/келим, мы должны прежде всего, в этих самых худших состояниях, раскрыть свое зло, пожелать из него выйти, увидеть, что не способны на это, - и привлечь на помощь высшего.

Тогда мы удостаиваемся связи с высшим – в сущности, выхода из состояния зла. Теперь мы понимаем, почему нам было дано это зло и оправдываем его. Ведь оно послужило "горючим" для нашей просьбы и связи с высшим. Если бы не зло, не было бы причин соединиться с высшим. Зло становится связующим звеном между мной и высшим, ведь без этого зла я не вознуждался бы в высшем.

Поэтому разбиение и взаимопроникновение – обязательны для раскрытия зла и исправления в конце ступени.

Из урока по Книге Зоар, 10.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Экспедиция спасения

Метод духовного воспитания

Не бойся, Я с тобой!

Беседа "Прокладывая путь. Дети воспитывают детей"

Провел беседу "Дети воспитывают детей" в рамках новой ТВ программы "Прокладывая путь".

Мои собеседники:

Лимор Софер-Петман, детский психолог, психотерапевт,

Эли Винокур, контент-менеджер отдела воспитания

289 - Прокладывая путь

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программы:

Беседа "Прокладывая путь. Суд", ч.2

Беседа "Прокладывая путь. Суд", ч.1

Беседа "Прокладывая путь. Принципы группы"

Много методик, мало прока

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Мецукей Даргот, урок 3

Воспитание – вещь самая важная. Мы видим, что это укоренено в природе: даже животные воспитывают своих детенышей, пока они не вырастут.

И тем более, это важно для человека, которому требуется время, чтобы встать на ноги и обрести все навыки, необходимые для жизни в мире.

Он обретает их не естественным путем, а посредством сложных систем, которые выстраивает для себя каждое поколение. Ведь человек отличается от животного тем, что должен обрести мудрость, а это занимает много времени. Тут нужно по-настоящему обучаться и воспитываться.

Мы видим, что каждое поколение отличается от предыдущего, прежде всего, выросшим эгоизмом. Соответственно, мы должны достраивать воспитание для той части, которая возросла в человеке. В этом и кроется наша проблема: мы не очень понимаем, что надо делать.

Природную составляющую мы принимаем в совершенстве. Правда, сегодня и это уже не совсем так, но до последнего времени матери заботились о маленьких детях и растили их.

Однако когда дело доходит до искусственных вещей, которые должны подготовить человека к вступлению в мир, помочь ему найти свое место в обществе, – здесь, к сожалению, не счесть методик, из которых каждый выбирает что ему вздумается, а в итоге ни одна из них не приносит успеха.

А ведь именно сферу воспитания природа оставила на наше усмотрение, предоставив нам свободу действий. По сути, нет ничего важнее: что мы взрастим в человеке, таким он и будет. И потому так важно объяснить миру взгляд каббалы на этот вопрос.

Из 3-го урока конгресса в Мецукей Даргот, 25.02.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Воспитание Человека

Уникальный копирайт

Наглядный пример дороже всяких слов

Воспитание Человека

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Мецукей Даргот, урок 3

Принцип воспитания остается неизменным. Сказано: "Я создал злое начало и создал Тору как приправу". Сначала надо раскрыть зло, а затем исправить его. Такова наша работа, таков процесс, который мы должны пройти.

Мы идем вперед от поколения к поколению, и в каждом поколении появляются люди, считающие, что они знают, как воспитывать детей и общество. В 17-18 веках возникла пресса, а затем – и другие СМИ: радио, телевидение, интернет.

И вот сегодня выясняется, что это – разрушительные инструменты, из-за которых наше общество раздроблено, запутано и беспомощно. Мы не знаем, как быть, а наши дети вообще не желают воспитания – даже в том виде, каким оно было раньше, – и создают себе альтернативы в интернете. Не сегодня-завтра всё развалится.

В чем же решение?

Как и весь мир, система воспитания должна формировать из человека Человека, подобного Творцу. А мы получаем нечто противоположное. Вырастить Человека, поднять всех нас на духовную ступень – это и есть воспитание. Этому мы должны воспитывать себя и подрастающее поколение.

Каббалисты объясняют нам, что воспитание реализуется только посредством правильной среды. Поэтому, приступая к воспитанию согласно советам каббалистов, мы должны организовать себе окружение, т.е. группу, учителя и книги. Всему этому мы и учимся.

Учитель – тот, кто лишь направляет тебя на цель и постоянно заботится, чтобы ты был устремлен к ней. Окружение – такие же, как ты, люди, готовые идти рука об руку в устремлении на цель. Вместе всё это составляет большое окружение, созидающее каждого.

В статье "Свобода воли" Бааль Сулам объясняет, что человек должен все время "продавать" себя окружению, "платить" товарищам, чтобы они влияли на него, – платить усилиями, самоотречением, чтобы они всё больше и больше возвышали цель в его глазах.

Это касается взаимоотношений человека с окружением, но так же это относится и к воспитанию. Человек не может воспитать себя сам. Насколько он склоняется перед правильным окружением, настолько проникается его воодушевлением, именно через группу получая свет, возвращающий к Источнику. 

Так человек и движется вперед, пока не достигает подобия Творцу. Пройдя множество действий, он постепенно обнаруживает всю степень своей противоположности Творцу и необходимости уподобиться Ему. Как следствие, человек испытывает падения и подъемы – и посредством таких вот "радикальных" действий обретает подобие Творцу.

По сути, это наше основное занятие. Мы должны стать наставниками самим себе, а кроме того, организовать всю группу на распространение в Израиле и в мире, чтобы стать "светом народам", т.е. показать им, как через окружение привлекать свет, возвращающий к Источнику. Так каждый достигнет ступени Человека.

В программе природы заложено продвигать нас к этому или путем Торы, или путем страданий. "Тора" – это учение (ораá). Вся система воспитания включена в нее. И потому, как в ней сказано, мы должны стать "царством священнослужителей", т.е. воспитателями, учителями народа.

Из 3-го урока конгресса в Мецукей Даргот, 25.02.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Много методик, мало прока

Уникальный копирайт

С методикой воспитания навстречу миру

Уникальный копирайт

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Мецукей Даргот, урок 3

Мы видим, что разговоры о воспитании, ведущиеся во всем мире, оставляют нас беспомощными. Фактически, никто не знает, чтó с этим делать.

Все поднимают руки. А потому мы должны укрепляться и акцентировать эту тему, подчеркивая ее важность в наших глазах, показывая, что у нас есть позиция и понимание, что у нас есть методика, проистекающая из самой Природы.

С одной стороны, мы можем доказать, что все наши принципы исходят от Природы, а с другой стороны, мы демонстративно отстраиваемся на этом фундаменте, желая, чтобы каждый пришел к определенному подобию и чтобы всё общество в целом стало собирательным образом Человека, подобного Творцу.

Если мы будем открыто, серьезно и смело демонстрировать это всем – перед этим никто не устоит. Ведь здесь кроется наш единственный свободный выбор, и потому человечество так запутано и растеряно в этой области. Творец оставил ее нам. Всё остальное мы можем как-то наладить – за исключением того, как дать человеку свет в жизни, чтобы он наилучшим образом нашел в ней свое место. А для этого в наши дни надо знать уже всю систему и понимать, чего требует от нас Высшая сила.

Мы рассчитываем, что методика воспитания откроет нам дорогу на различные каналы СМИ и интернет-порталы, что мы достучимся до правительств, до ООН, до ЮНЕСКО.

И процесс уже пошел, поскольку этот "копирайт" никто не может у нас своровать, даже если будет повторять слово в слово. Ведь у него нет методики, посредством которой он смог бы реализовать воспитание детей и взрослых, методики, которая годится для всех людей в мире. Каждый может воспользоваться ею, потому что на деле воспитание человека идет от высшего света прямо к его душе.

И потому мы присоединились к Международному году молодежи, объявленному ООН. Будем надеяться, что это продвинет вперед нас самих и что благодаря нашим группам и наставникам мы распространим методику исправления по всему миру. Каббалистическую методику, безусловно, можно называть методикой воспитания, методикой формирования Человека.

Из 3-го урока конгресса в Мецукей Даргот, 25.02.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Много методик, мало прока

Воспитание Человека

Мы стараемся, свет действует

Минпрос отдыхает

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В группе мужчина склоняет голову перед товарищами. Но может ли он духовно продвигаться, если дома ведет себя с женой как мачо?

Ответ: Я думаю, что в итоге одно исправит другое. Ведь объединяясь с группой, человек привлекает свет, возвращающий к Источнику. А это все-таки создает в нем некое ощущение того, какие требования предъявляет природа. Как следствие, изменится и его отношение к семье – по необходимости.

Вообще, человечество не сможет исправить себя ни в чем: ни в воспитании, ни в культуре, ни во взаимоотношениях дома, на улице и на работе – пока оно не начнет соединяться всё больше и больше с высшим Источником. Тогда высший свет придет к каждому и даст ему правильное чувство и понимание, чтобы он ладил с близкими, с домочадцами, с коллегами по работе и т.д.

Воспитание не может быть принудительным. Список обязанностей, вывешенный на стене, тут не поможет. Правильное воспитание заключается в том, что мы притягиваем свет посредством окружения, – он-то и воспитывает нас. Истинный воспитатель – Творец. А в нашей материальной плоскости Минпрос может только мечтать о переменах к лучшему.

Из беседы о женщине, 07.03.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Поиграем в добрый мир?

Мужчины и женщины: два мира

Духовная семья

Мы стараемся, свет действует

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Мецукей Даргот, урок 3

Когда я привел к Рабашу новых учеников, он сказал, что я должен собрать их и поговорить с ними. "О чем?" – спросил я.

Тогда он взял внутреннюю обертку из моей пачки сигарет и прямо в парке на скамейке написал статью, начинающуюся словами: "Мы собрались здесь, чтобы заложить основу группы, чтобы подниматься по ступеням человека, не оставаясь на уровне животного".

Именно с этого он начал – с воспитания. Все его первые статьи говорят о том, как организовать окружение, чтобы оно воспитывало каждого.

Это что касается нас, взрослых. А нашим детям эта система предоставляет огромное, наилучшее поле деятельности. Почему? Кто обучает ребенка, тот словно пишет на чистом листе. Мы видим, как дети учатся, пропитываются этим, формируются посредством этого, хотя и находятся во внешних рамках с такими подходами к воспитанию, которые и методиками-то не назовешь. Все мы с этим знакомы, как родители или как участники и очевидцы общих процессов.

С другой стороны, у себя мы видим, что даже то немногое, что мы стараемся передать детям на первом этапе, несет плодотворный эффект и дает хорошие результаты. В действительности, это не наш успех и не наша мудрость – здесь действует свет.

Разумеется, я не хочу умалить усилий Гилада Шадмона, директора отдела воспитания, и всей его команды. И все же на самом деле в этой области от нас требуются старания, сравнительно более легкие, чем мы думаем.

Казалось бы, как взяться за воспитание? Как позаботиться о детях? Как позаботиться о взрослых? Как всё это осуществить?

Думать нужно не о реализации, потому что исполнителем является Творец. Эту вторую половину надо оставить Ему. А мы должны подумать, как осуществить то, что возложено на нас, как обеспечить свою часть работы. Мы осуществляем только полдела: организовываем процесс, обеспечиваем всё необходимое, чтобы предоставить силе группы, силе единства возможность для влияния.

Держа такой курс, мы оставляем свету место для действия – и это происходит. В этом должен заключаться профессионализм наших воспитателей. Тем самым мы чувствуем себя партнерами Творца: мы подготавливаем для Него "плацдарм", а Он уже формирует Человека.

Из 3-го урока конгресса в Мецукей Даргот, 25.02.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

С методикой воспитания навстречу миру

Наглядный пример дороже всяких слов

Свет в помощь воспитателю

С методикой воспитания навстречу миру

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Мецукей Даргот, урок 3

Все группы должны подумать о том, как выстраивать себя, чтобы делать из каждого товарища Человека. Как группа воздействует на каждого? Как я подвергаюсь ее влиянию? Я постоянно должен заботиться лишь об этом.

Если я сознаю, что свет, Творец действует на меня через окружение, если я выставляю окружение и себя в такую позицию, которая прокладывает свету путь ко мне, чтобы своим воздействием он сделал из меня иной "образ", чтобы он изменил мои свойства и выстроил их определенным образом, чтобы он "слепил" меня, – в таком случае из меня выйдет то, что и должно выйти.

Тогда начальная точка корня моей души действительно вырастет, тогда из меня произрастет то, что заложено, записано в моем корне, и в общем "конструкторе" я займу в точности то место, какое должен занять, чтобы восполнить всё большое, бесконечное кли.

Такова наша работа в группе. Само собой, она раскладывается на различные составляющие: мужская и женская части, дети и взрослые, старожилы и новички, наша группа по отношению к Исраэлю в целом и Исраэль по отношению к народам мира… По сути, их требование в наш адрес вызвано тем, что мы не претворяем в жизнь свое предназначение – быть "царством священнослужителей". Как пишет Бааль Сулам в статье "Поручительство", именно эту функцию мы должны выполнять по отношению к ним.

Итак, поскольку мы не выполняем свое предназначение, свой долг перед народами, постольку в ответ мы получаем от них соответствующее отношение. А потому мы опять-таки обязаны как можно быстрее выстроить системы воспитания для всего мира и быть готовыми принять всех.

На самом деле, для этого вовсе не надо сворачивать горы. Мы видим, что малого количества людей, связанных с Творцом, достаточно, чтобы передать свет от Него всему миру. У нас есть для этого необходимая база и средства – дело лишь за реализацией.

Я очень надеюсь, что в этом году мы организуем каждую нашу группу по отношению к товарищам и детям, которые ее составляют, а также сплотим все группы в одну большую группу и так выйдем навстречу народу в Израиле, а силами наших зарубежных групп – навстречу миру. 

Как только мы заводим речь о распространении методики воспитания, люди тотчас прислушиваются. Вы знаете, Израиль не в числе "любимцев" ООН, но когда мы сообщили о теме, которую хотели бы обсудить, уже через несколько дней нас пригласили на большой симпозиум ЮНЕСКО, посвященный этому вопросу.

А потому всю нашу учебу и всё наше распространение нужно рассматривать как построение Человека – большого единого образа, единой души Адам Ришон, подобной Творцу. Вот что делает каждый из нас и все мы вместе.

Из 3-го урока конгресса в Мецукей Даргот, 25.02.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мы стараемся, свет действует

Наглядный пример дороже всяких слов

Мы должны стать "светом для народов мира"

Наглядный пример дороже всяких слов

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Мецукей Даргот, урок 3

Весь мир от мала до велика нуждается сегодня в методике воспитания. При этом до взрослых сложнее добраться, чем до детей. Надеюсь, что СМИ изменятся и мы найдем дополнительные пути, кроме телеканала и интернет-сайтов, чтобы наша методика была принята в мире.

С другой стороны, для детей мы выстраиваем необходимые механизмы и можем очень быстро добиться тут ясного и показательного успеха. Ведь это очень больная тема для родителей, для каждого Минпроса в мире, и вообще, для каждого общества. Молодое поколение буквально "утекает сквозь пальцы", и никто не знает, как быть.

Здесь мы можем показывать ясные примеры того, что происходит с нашими детьми. Они готовы и хотят быть с родителями, что вообще очень странно. В возрасте 15-18 лет молодой человек находится рядом с родителями – не потому, что отстает в развитии. Просто он готов принимать ценности старших и участвовать в их деятельности. Где в мире можно увидеть такое?

Как правило, ребенок приходит домой, требует поесть что-нибудь и закрывается в своей комнате с гитарой или компьютером, а потом уходит с друзьями и возвращается под утро. В итоге он оставляет дом и лишь наносит эпизодические визиты. И это считается нормальным. А у нас это не нормально.

Так что, нам есть что показать миру. Это и есть распространение. Если мы продемонстрируем всем нашу взаимосвязь, обоюдную поддержку во всех группах, если покажем народу Израиля, что весь Исраэль – это товарищи, что в стране есть тысячи людей, которые хотят быть вместе и чувствуют, что именно вместе они раскроют высший мир, – это и будет настоящим распространением. Причем распространением воспитательным: мы меняем мир, поворачивая людей лицом друг к другу.

И потому мы собираемся организовать этим летом международный детский лагерь, а также планируем другие мероприятия, чтобы показать миру результаты нашего воспитания. Нам даже не надо ничего говорить – пускай лишь узнают, увидят. Уже сейчас многие люди и внешние организации впечатлены тем, что происходит с нашими детьми.

Так давайте рассматривать науку каббала как методику воспитания, которая воспитывает всех, и детей, и взрослых, посредством окружения, чтобы каждый из нас стал Человеком, подобным Творцу, – без всяких оговорок, ничуть не менее.

Из 3-го урока конгресса в Мецукей Даргот, 25.02.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мы стараемся, свет действует

С методикой воспитания навстречу миру

Осторожно – дети!

Минпрос, вы слышите?

Правильное воспитание (клип)

Есть ли любовь в этом мире?

каббалист Михаэль ЛайтманЧто такое любовь в нашем материальном мире? Это "животная", материальная, эгоистическая любовь, посредством которой мы наслаждаемся друг другом.

Родители инстинктивно любят своих детей, а дети инстинктивно любят родителей – в мере того, насколько получают от них желаемое. И всё это проникнуто эгоистическим намерением.

Заглуши в матери ее материнский инстинкт к своему ребенку – и она будет относиться к нему так же, как к остальным детям. Пускай хоть с голоду умирает, ей все равно. Так что, родительское чувство – это не любовь, а инстинкт.

Любовь между полами вызывается гормонами. Введи человеку соответствующий препарат, и ты увидишь, как его любовь внезапно исчезает, или наоборот, пробуждается на ровном месте. Здесь речь идет о гормональном влечении.

Всё это относится к животному уровню, и ничего тут больше нет. Генетики и биологи могут подробно объяснить, почему это так. Но мы, естественно, воспеваем это чувство и приписываем ему духовную суть – просто потому, что наслаждаемся им более всего и, соответственно, хотим возвысить его в своих глазах.

Кроме того, бывает немереная любовь, несущая в себе большую порчу. Ведь если любовь не знает границ, лишена трепета, то ведет к ненависти. Если кто-то любит меня, я должен заботиться о том, чтобы не позволить ему любить чересчур сильно, и сам он должен заботиться о том же. Всё должно иметь верную меру и правильный вес. Если любовь "выходит из берегов", она аннулирует меня, и тогда я начинаю ненавидеть любящего, отвергаю его.

Мы видим это на примере родителей и детей: чрезмерная любовь к ребенку вызывает в нем презрение и ненависть. И виноват не ребенок, а взрослый, который не ограничивает свою любовь, что называется, не сопровождает ее экраном. Мы всегда обязаны контролировать меру нашей взаимосвязи. Только в мире Бесконечности, в конце исправления мы сможем обрести "безмерные" экраны. 

Итак, в нашем мире нет смысла говорить о любви – мы лишь по обыкновению используем друг друга. Не надо отказываться от этого или презирать это – ведь такова наша жизнь. К примеру, долгие годы супруги живут вместе и заботятся друг о друге.

Однако необходимо проводить различие: в конечном счете, я делаю это по привычке, которая становится второй натурой, по желанию, из эгоистических позывов, пробуждающихся во мне и наполняющихся от этого.

Ну а в духовном мире любовь – это чистая отдача.

Из урока на тему любви, 04.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эго и любовь

Материалистическая психология любви

Любовь - это закон

Человек в человеке требует!

каббалист Михаэль ЛайтманНаша методика воспитания - не дрессировать детей, не муштровать, не вырабатывать привычки, кроме самых необходимых для повседневной жизни.

Главное воспитание – дать молодому поколению инструменты для понимания места и значимости каждого явления в их жизни, чтобы каждому была понятна система шкалы ценностей: важность группы, выше нее – важность Творца, ниже – все, что к этому ведет.

А остальные вещи вообще не относятся к свободе выбора, и их следует использовать, руководствуясь простым решением: насколько они насущны для жизни.

Таким образом, разделить окружающий ребенка мир на 2 части:

1 - необходимое для существования,

2 – относящееся к духовному, важность которого мы хотим поднять нашим свободным выбором с помощью группы, объединения и учебы.

И эта система для него является главной: он постоянно должен в ней быть, чтобы найти себя, как самое важное в жизни, и реализовать.

Поэтому мы не можем расписать детям нормы поведения на всю жизнь - этот метод уже не работает в новом поколении. Им нужно дать средства, которые останутся с ними на протяжении жизни. Пользуясь этими средствами, они будут действовать, принимая решение "за" или "против" на каждом шагу, в каждое мгновение жизни.

Так что мы передаем методику, а привычки должны вырабатываться в группе. Чем больше ребенок находится в группе, тем лучше понимает ее воздействие на себя, чувствует ее ответную реакцию, включается в нее и развивается. Там он находит связь, силу, поддержку и поле для работы. Там он продвигается, и если в чем-то терпит неудачу, то использует потребность в учебе и молитву. Получив силы для подъема, он вновь падает, и этот процесс может происходить только в группе. А с остальным миром он взаимодействует в меру необходимости.

Эти принципы нужно как можно больше внедрять в детей в процессе воспитания: часть войдет в виде привычки - это зависит от характера каждого, от особенностей души, а остальное приобретется под влиянием работы в группе. Но чтобы это в них осталось, с первых лет жизни дети должны знать, что так нужно жить. 

Ведь изменению подлежит часть "Человек" в новом поколении, а не животный уровень. Раньше все были подобны животным, а потому не было особых изменений: детям давали образование, которого хватало на всю жизнь.

Провал воспитания объясняется тем, что в новом поколении развивается "человеческая" часть нашего желания, которая постоянно изменяется, а потому никто не понимает, что происходит с детьми, чего они хотят.

Сами они тоже этого не понимают: человеческая часть, развивающаяся в молодом поколении, требует методику исправления. Если мы дадим этой части человека методику исправления, а его животную часть обеспечим выработанной с детства привычкой, которая станет второй натурой, - тем самым дадим ему все. Обеими частями он будет управлять сам: для животной у него есть привычки, а человеческая получит методику работы с ней.

Из беседы о воспитании детей, 18.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не меняется только подход

Конец поколения рабов

Воспитание человека будущего

Основные принципы интегральной группы (клип)

Говорить или слушать? (клип)

Рамки для детей (клип)

Страница 361 из 401« Первая...359360361362363...Последняя »