Реплика: Пишет вам учительница, которая всегда считала преподавание своим призванием, очень любит свою работу, любит детей.
"Я преподаю уже 20 лет. Посмотрела ваш клип, где вы говорите, что школа уничтожает индивидуальность ребенка, и что преподается не то, что надо. Меня учили преподавать математику, и я преподаю. Вы говорите: "Проблема – в преподавателях". А в детях нет проблемы?
У меня был любимый ученик, очень талантливый, добрый, я в нем души не чаяла. Оставалась по вечерам, объясняла ему материал, мы готовились к математической олимпиаде.
И вот неделю назад я вызвала его к доске, он ошибся в уравнении, и я ему сказала, что это простая задача, и я удивлена, что он ошибается. Я и не думала обижать его. А он ответил мне на весь класс: "Потому что вы не умеете объяснять". Я спросила: "Что это значит?" – а он сказал: "Вы – плохой преподаватель, поэтому мы все ошибаемся, и нам нужны репетиторы".
Это было так страшно услышать именно от него. Я спросила их всех: "Вы все так считаете?" И никто не сказал ни слова, меня никто не защитил.
Я не могу это спокойно писать. Я попросила заменить меня в этом классе. Я не понимаю, что я не так делаю, почему он со мной так жестко поступил, почему они все молчали. Пишу вам в надежде, что вы поможете понять, что мне делать с этим дальше".
Вот такой крик души учителя. Как вы считаете?
Ответ: Дело, конечно, не в математике, а в общем отношении человека к человеку, ребенка к учителю.
То, что дети находятся в претензии к старшим, это естественно. Они считают, что все им обязаны, и они как дети заслуживают особого внимания и отношения. И на самом деле это так. С одной стороны. С другой стороны, мы не воспитываем детей.
Реплика: Но эта учительница воспитывает. Она пишет, что вкладывала в них…
Ответ: Она вкладывала в них математику, но не отношение к людям.
В этом-то и проблема. И это не имеет отношения ни к математике, ни к какому другому предмету. Это самый главный предмет, которому школа должна учить. А этого нет. Нет такой специальности в школе, таких уроков, таких экзаменов, ничего нет. Есть дисциплина.
Школа не делает из ребенка человека. Она делает из него физика, математика, кого-то, умеющего закручивать гайки и так далее.
Вопрос: Поэтому такой ответ ей является естественным? Унижение учителя перед всем классом!
Ответ: Ученик это даже не чувствует или чувствует себя героем, открытой, прямой личностью. Ему кажется, что он поступил абсолютно верно.
Реплика: Но она с ним сидела вечерами, готовила его к олимпиаде.
Ответ: Это все неважно. Это все она делала, потому что она учительница. Человека в нем она все равно не воспитала, и вот получила в ответ.
Это не ее проблема, это проблема всего образования и воспитания. Мы даем детям какое-то образование, но воспитание не даем. Они выходят из школы, каждый день после школы и вообще по окончанию школы, и они звери.
Реплика: Вы сказали страшную вещь: "Они звери". И мы в этом, оказывается, виноваты?
Ответ: Конечно. Если родители все время заняты на работе, а дети в школе и где-то там друг с другом, неизвестно как и что, так что ты хочешь, чтобы было?
Реплика: Они больше в смартфонах…
Ответ: И вот что они оттуда получают.
Так будет до тех пор, пока человечество не опомнится и не возьмет все это дело в свои руки, под строжайший контроль. Потому что человеку нельзя видеть и слышать все, что ему дают. Он должен воспитываться! А воспитание предусматривает очень серьезное отношение к жизни. Если этого не будет, то мы видим, к чему все идет. Даже ученые отмеряют существование человечества уже десятками лет.
Вопрос: Что бы вы сделали на ее месте? Сейчас она перед таким вопросом: входить ли в класс, который молчал? Весь класс молчал!
Ответ: Надо объясниться со всеми, сделать работу над ошибками ей и всем учителям, и всем ученикам, чтобы понять, где тут страшнейший недочет всего образования.
Вопрос: Вы считаете, что учителя, директор и ученики могут сесть и поговорить об этом? Такой разговор может быть?
Ответ: Я думаю, что может быть. Смотря, какой класс, конечно.
Реплика: Старшие классы, допустим.
Ответ: Может.
Вопрос: То есть дети созрели, чтобы с ними был такой разговор?
Ответ: Если не говорить, то ничего не получится. Тогда это все пройдет зря. И, конечно, жалко будет всех ее слез и усилий.
Я ей сочувствую, я понимаю ее, но нельзя относиться к этому так, как она привыкла за те десятки лет своей работы.
Вопрос: Когда ее уважали как учителя? Когда говорили ей: "Спасибо"?
Ответ: Да. Она сама себя уважала.
Вопрос: Сейчас выросло такое поколение, которое говорит в лицо страшные вещи. И это мы его вырастили?
Ответ: Конечно. Только мы.
Вопрос: То есть нужно сесть вместе и поговорить. Что бы вы сказали детям на месте преподавателя?
Ответ: Давайте разбираться в нашей жизни, в наших отношениях. Ну, мы ладно – уже старики, а вот следующее поколение – вы. Какими вы должны быть, чтобы сделать жизнь доброй, хорошей, уверенной, безопасной и так далее? Как нам поступить? Как нам вырастить таких людей?
И надо об этом рассуждать, надо думать. Потому что главная наша задача – это вырастить человека, а не математика и не физика, и не кого-то другого.
Реплика: Непросто будет их разжалобить.
Ответ: Нет, они не должны быть разжалоблены, они должны всё-таки немножечко осознать, что мир, к которому все катится – мир нечеловеческий, жестокий, механистический и очень неприятный, непригодный для существования.
Вопрос: И они поймут это, если с ними поговорить?
Ответ: Я думаю, что да.
Вопрос: Эти дети могут измениться?
Ответ: Да, но не за одну беседу.
Вопрос: То есть изменение произойдет через цикл бесед?
Ответ: Хоть через несколько лет. Какая разница? Но мы все время должны это продавливать.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 05.10.2020