Вопрос: Если воспитывать ребенка по принципам каббалы, то есть только в любви и отдаче, не будет ли ему потом трудно выживать в этом эгоистическом мире?
Ответ: Это напрасные страхи. Ребенок, который растет в такой среде, которая дает ему только положительные примеры и стимулирует к хорошему с ней отношению, не становится от этого слабее, чем все остальные дети.
Наоборот, он вдруг раскрывает, как много есть добрых сил, которые работают и помогают ему, защищая его от сил зла.
И в обычной жизни, мы всегда инстинктивно оберегаем ребенка от всего плохого и учим его быть добрее с другими, идти на уступки, быть вежливым.
Ведь мы понимаем, что хорошие отношения с окружающей средой обеспечивают большую безопасность и спокойствие, чем если ты начнешь воевать с ней и требовать силой.
Мы видим, что сила не помогает ни каждому отдельному человеку, ни целым государствам. Действующий силой в итоге проигрывает, а не добивается успеха. Так устроен этот мир, где над всем все равно властвует сила Творца.
А даже если нам кажется, что кто-то выигрывает от применения силы, мы потом все равно убедимся, что в итоге он проиграет.
Это относится, как к отдельному человеку, так и к обществу, к целому государству, и ко всему миру.
Успех может быть только при одном условии – подобии наших свойств с Творцом. Это подобие является ключом успеха.
Поэтому не надо бояться, что ребенок получит слишком "тепличное" воспитание.
Наша задача так воспитать человека, чтобы он был как можно ближе к Творцу – и тогда он, безусловно, преуспеет в жизни. А любое другое поведение будет ему только во вред.
Из урока по статье "Предисловие к "Паним Меирот"", 01.07.2010
Сказка о том, как люди сделали роботов, которые любили лишь батерейки... Сказка основана на каббалистических источниках.
Вопрос: Как плохое образование связано с отсутствием соединения между людьми? Я не вижу тут связи.
Ответ: То, что мы называем "образованием", – дает образование, но не воспитывает. Школа не строит из ребенка человека, а дает ему только знания: по физике, химии и т.д.
Мы называем образовательную систему воспитательной, но она вообще не воспитывает. Это видно по результатам, а также по предметам, которые там изучаются.
Сколько в школе есть уроков и бесед, направленных на воспитание человека? Разве кто-то об этом заботится?
В расписании только физика, химия, чтение, письмо – а потом мы удивляемся, почему у нас такие трудности с детьми.
Школа выпускает роботов, которых научили работать на предприятиях. В этом состоит задача школы – подготовить рабочего (инженера и пр.), который будет работать на "конвейере".
А каким человеком он будет и как будет жить – никого из системы образования не волнует. Потому что это в принципе не система воспитания!
Эта система образования никогда и не ставила задачи воспитать человека. Она возникла в то время, когда произошла промышленная революция, и нужно было из крестьян сделать рабочих.
Тогда и изобрели современную школу, чтобы немного научить читать, писать и пр., чтобы тот, кто всю жизнь работал с коровами и на земле – мог работать с машинами, понимал простейшие физические и химические законы и мог следовать инструкциям.
На этом была построена школа и в таком виде она и существует по сегодняшний день.
Но сегодня мы должны перейти к действительно "воспитательной" системе, а это нечто совершенно другое.
Это определяется не тем, сколько ты знаешь по физике или математике – а тем, насколько ты человек!
Человек – это тот, кто соединен с остальными! Только эта связь позволяет назвать тебя человеком, а не количество научных знаний.
Если ты будешь преуспевать только в науках – это поможет тебе только создать оружие пострашнее.
Ведь к своему неисправленному эго ты присоединишь знание, полученное в школе, и пойдешь с его помощью использовать всех остальных. И этим будет определяться твой жизненный успех.
Так сегодня воспитывают человека - в первую очередь спрашивают: какую специальность ты выбрал, сколько на ней зарабатывают? И это называется образованием?!
Если люди увидят, что появилась система, позволяющая действительно дать детям образование, они тут же отзовутся. Ведь эта проблема понятна всем.
Сегодня люди даже не хотят рожать детей, им нечего дать детям. Они не хотят приводить их в этот мир, чтобы обрекать на напрасные страдания.
Поэтому нужно донести до человека, что все проблемы в обществе и нашей частной жизни – только в отсутствии связи между нами. И прийти к ней можно только по пути света.
Из урока по статье "Предисловие к "Паним Меирот"", 28.06.2010
Провел беседу с психологом Анатолием Ульяновым в рамках новой ТВ программы "Каббалистическая психология".
Видео (рус.): Открыть | Скачать
Аудио (рус.): Открыть | Скачать
Беседа "Каббалистическая психология", ч.3