Вопрос: Как я могу объяснить своим внукам, что нужно меняться? Как помочь им стать ближе к природе?
Ответ: Поскольку природа интегральна и ведет нас к полной адаптации себе, то нам ничего не остается, как стать ближе к природе. Мы находимся внутри этой системы. Поэтому должны принять ее как образец и быть такими же – интегрально включенными в нее.
Объясните, что только таким образом мы можем прийти к лучшей жизни. Нам просто будет хорошо.
Из урока на русском языке, 10.05.2020
Вопрос: В Великобритании по законодательству человек несет уголовную ответственность, начиная с 10 лет. "Уголовная ответственность с 10 лет – не рано ли это?" – задаются вопросом исследователи, родители, социологи и психологи.
Когда тебе 10 лет и ты британец, закон серьезно ограничивает тебя в твоих правах. Тебе нельзя пить, курить, голосовать, вступать в брак. Ты даже не можешь самостоятельно завести себе собаку или кошку. Ты – несовершеннолетний.
Но если речь заходит об убийствах, 10-летних судят как взрослых. В Англии и Уэльсе возраст уголовной ответственности начинается с 10 лет.
Может ли человек в столь юном возрасте понимать, что такое убийство, если он совершает его в состоянии азарта, аффекта?
Ответ: Для этого его надо воспитывать в определенном стиле. Когда-то в Британии было очень серьезное воспитание. И сейчас еще в университетах видно, на каких скамейках, изъеденных жучками, они сидят, из каких тарелок они едят – это потрескавшиеся фаянсовые тарелки 200-летней давности. По утрам принимают ванну, вдруг у них отключают горячую воду – и обязан принять ее в холодной воде.
Если бы они таким образом воспитывали детей, и особенно последние несколько лет перед 13-летием (десять лет – это слишком рано), то тогда можно было с 13-ти лет и далее относиться к человеку как к взрослому.
Вопрос: Что значит учить надлежащим образом детей до 13-ти лет?
Ответ: Это значит объяснять им совершенно серьезно, что значит ответственность человека во всех проявлениях в его жизни.
Я помню, нас как студентов, изучающих медицинскую биологическую кибернетику, брали в морг, в роддом, на операции, в такие места, где было не очень приятно. Вскрывают труп, показывают что-то, это все откладывает очень нехороший отпечаток. Женщина рожает – ты видишь, как это все происходит. Я помню себя в 18-19 лет – на меня это оказывало очень сильное впечатление.
Водить их в тюрьму, это все нужно. И именно после таких практикумов можно что-то требовать от человека. Это все непросто.
Реплика: Существуют случаи жесткого обращения родителей с детьми, когда они их избивают.
На основе таких реальных случаев в Британии был снят сериал, в котором показывают жесткое обращение отца с сыновьями, жесткое обращение отца с матерью. По сюжету дети в какой-то момент времени, вечером, когда отец спит пьяный, наносят ему множество ножевых ударов, и затем их должны судить.
Исследователи задаются вопросом, уже за рамками фильма: способны ли дети отвечать за свои действия в таких ситуациях?
Ответ: Трудно сказать. Ни дети, ни взрослые не способны. Ни дети, ни взрослые! Тут дело не в возрасте, а в том, какую подготовку, воспитание они прошли.
Вопрос: Как тогда правильно их судить?
Ответ: Никак нельзя судить, если они не подготовлены к тому, чтобы правильно судиться и судить.
Общество виновато в том, что оно не дало им такую подготовку, не воспитало их правильным образом, что они таким образом себя вели, и отец их так себя вел. Это общество! Оно не должно возлагать ответственность на родителей – вот что получится.
Общество позволяет такие фильмы, такой интернет, такие воздействия на детей, и после этого возмущается: "Как такое может быть?!" Давайте спросим у общества. Давайте посадим общество в тюрьму.
Вопрос: С какого возраста человек может быть уголовно ответственным?
Ответ: Зависит от воспитания! От воспитания! А не от возрастного ценза.
Вопрос: Но что за этим стоит?
Ответ: За этим стоит всё! За этим стоит – сделать нового человека! Такого, какого мы хотим. Который, мы считаем, должен быть. Общество должно решить: "Вот он, этот образ правильного человека. Мы хотим из каждого сделать такой образ".
И не думайте, что люди будут похожи друг на друга, нет. Мы не унифицируем людей. Но относительно поведения друг с другом, относительно ответственности перед обществом, перед родителями и перед каждым, они будут вести себя так, как мы решим. А тут уже все зависит от того, как мы решим. Но после этого мы будем спрашивать с себя.
И сегодня тоже только с себя! Как можно спросить с десятилетнего ребенка? Мы ему показываем всякие уродства по телевизору, он видит черт знает что в семье. Как же он по-другому будет действовать? Никак.
Кого надо наказать? Тех, кто ответственны за воспитание, даже не родителей. А что эти несчастные родители? Что за родители могут быть там? Надо сажать Министерство воспитания, Министерство образования.
Вопрос: Вы сказали, что мы нарисуем образ нового человека и будем согласно этому образу воспитывать поколение. Можете ли вы представить нам образ нового человека?
Ответ: Образ нового человека очень простой. Это тот, кто понимает свою личную ответственность за все общество и живет жизнью общества. То есть главное – поддержать общество, чтобы оно все время было в добром взаимном состоянии.
И всё. Когда есть такая атмосфера, все будет хорошо.
Но за этим надо следить! И полиция, и Министерство образования, и Министерство воспитания должно быть. Воспитания! Ведь образование – это не воспитание.
И всё, начиная с детских садов, должно быть этому подчинено. Тогда люди будут здоровыми и морально, и физически.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 17.12.2019
Вопрос: Эпоха коронавируса – неспокойная, трагическая, драматическая. И все-таки есть счастливые люди. Дети! Маленькие дети, которые оказались дома, с родителями. Они занимаются, чем хотят.
Можно сказать, что это все происходит недаром? Нам показывают островок счастья. Для чего? Что нам нужно понять?
Ответ: Что хорошо быть маленьким ребенком. 🙂
Вопрос: А мы можем, глядя на этих детей, начать перенимать от них то счастье, которое они излучают?
Ответ: Дети находятся на уровне естественного, природного эгоизма. Это не считается эгоизмом. Они же не хотят другому зла. У них не существует всевозможных планов навредить, заработать за счет другого: чем другому хуже, тем мне лучше – что подсознательно существует в нас. А у детей этого нет, и потому им вирус не страшен.
Вопрос: То есть вирус не страшен тому, у кого, скажем так, детское мышление?
Ответ: Оно не детское. Это естественное, природное, эгоистически ограниченное мышление.
Реплика: Если мы достигнем такого состояния, что сможем так жить и мыслить, не желая вредить другому, то что произойдет?
Ответ: Если мы оставим в себе только этот уровень эгоизма, а все остальные общественные эгоистические уровни, там, где мы связаны друг с другом, т.е. деньги, славу, власть, относящиеся уже к взрослому миру, уберем, – то, конечно, нам никакой вирус не страшен.
Вопрос: Получается, что у нас сейчас есть лекарство, противоядие?
Ответ: Нет, это непросто. Как же мы можем избавиться от общественного эгоизма, от того, чтобы не вредить друг другу, если мы постоянно думаем об этом, постоянно видим в этом себя? Сравниваем себя с другими, чтобы не было другим лучше, чем мне, чтобы я всегда чувствовал, что я удачливый, нужный, особенный и т.д. Это то, что есть в каждом человеке и подсознательно требует своего решения.
Вопрос: И выйти из этого нельзя?
Ответ: Можно, но не самим. Только с помощью высшего света. Если мы находимся в правильном коллективе и вызываем на себя особую, высшую силу. Высшую – потому что она сила отдачи, сила любви, сила притяжения людей свыше нашего эгоизма. Поэтому она называется высшей
И тогда мы будем связаны между собой как маленькие дети, которые хотят играть друг с другом – играют, но не стремятся вредить. Нет у них еще этого. А потом, ближе к десятилетнему возрасту, начинается. К пятнадцати они вообще вовсю эгоисты. Они уже думают о том, как быть лучше других, а другим чтобы было хуже, чем им. Смотрите, как они ведут себя в школе.
Реплика: Вы все время говорите о высшем свете, который только и может нас изменить. Мы эгоистичны, на уровне этой земли ничего сделать не можем, как бы ни хотели, – ни политики, ни психологи, никто. Только свет, который мы можем вызвать на себя.
И вот это никому непонятно, а вы продолжаете говорить.
Ответ: А про вирус было понятно?
Сейчас будет понятно. Мы его изучим, нам некуда деваться. Изучая такие вирусы, мы потихонечку начнем разбираться, что такое хорошо, и что такое плохо. И так доберемся до света.
Вопрос: Вы можете объяснить, что такое высший свет и как его притянуть?
Ответ: Это очень просто. В природе есть отрицательная сила и есть положительная сила. И они абсолютно равнозначны.
В нас возбуждается отрицательная сила, так называемая эгоистическая, чтобы мы потребовали пробуждения в нас параллельно ей и положительной силы – альтруистической. И чтобы эти две силы – эгоистическая и альтруистическая – были в нас уравновешены.
А теперь поймите, что нам дает вирус! Как он движет нас к этому равновесию! Он говорит очень просто: "Запереться дома, заниматься собой, не спешить общаться с другими. Не умеете вы этого делать, давайте будем потихоньку учиться. Вот вам положительная сила, вот вам отрицательная сила, и так будем работать".
Вопрос: Отрицательная сила – это эгоизм?
Ответ: Да. Эгоизм – это отрицательная сила. Так считается у нас. Но относительно Творца нет ни отрицательной, ни положительной силы. Ведь они обе исходят от Него.
Вопрос: Что это за положительные и отрицательные силы, откуда вы их вязли?
Ответ: Но между нами-то они существуют или нет?! Я хочу использовать тебя – это отрицательная сила. И, наоборот, я думаю и забочусь о тебе – это положительная сила.
Речь идет только об отношении человека к человеку. Если я думаю о том, как бы мне подняться над другим, – это отрицательная сила, а как бы мне поднять другого – это положительная сила.
Вопрос: Как подняться над другим – мне понятно, а поднять другого – этого я могу добиться? Или не могу?
Ответ: Нет, не можешь. А откуда у тебя вообще появится это побуждение?
Вопрос: И поэтому только высший свет, который я вызываю на себя, может это побуждение развить?
Ответ: Да.
Реплика: Как вызвать высший свет?
Ответ: Только, если ты будешь работать в группе.
Поэтому нам дана группа. Глядя на товарищей, завидуя им, исходя из своего эгоизма, желая быть не ниже, чем они, и так далее, – этим мы помогаем друг другу начинать приподниматься в отдаче, в помощи.
Вопрос: Допустим, простой человек сидит дома, обдумывает свою жизнь и начинает понимать, что хочет прийти к такому состоянию. Он может это сделать?
Ответ: Потихонечку. Начните общаться через телефоны, видео, интернет. А потом придет возможность общаться и непосредственно, даже не на расстоянии двух метров. А затем получите ощущение, что вы находитесь в одном теле, без всяких преград. Это уже полное излечение от вируса. И тогда над вами будет одна корона.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 30.03.2020
В Англии дети несут уголовную ответственность, начиная с 10-ти лет. Насколько это правильно?
По предположениям специалистов пандемия коронавируса должна была привести к взрывному росту рождаемости – беби-буму. Но нас ожидает другое.
Реплика: Дети в Нидерландах несколько раз устраивали демонстрации по примеру Греты Тунберг, которая является сейчас олицетворением борьбы за чистую экологию и т.д. Они прогуливают школу. При этом голландские родители очень встревожены, потому что прогуливать школу не в правилах и культуре данной нации.
Но, тем не менее, образ Греты будоражит весь мир и молодые умы. И вот что придумал один голландский папа. Он сказал дочке: "Конечно, мы предотвратим массовое уничтожение и исчезновение экосистемы. Мы дадим тебе, дочка, светлое будущее и охладим планету на 4 градуса.
Но при этом ты будешь ездить в школу на велосипеде. Потому что скоро зима, автобус работает на дизеле, это ухудшает климат. Ты попросишь электровелосипед, но там литиевая батарея, что тоже плохо для климата.
Чтобы избавиться от добычи газа, мы выключим радиаторы в твоей комнате. Будет холодно. Но это хорошо для климата. По этой же причине ты будешь принимать холодный душ. Стирать ты будешь теперь сама, холодной водой и на стиральной доске.
Никакого интернета, телевизора и прочих вещей, которые используют электроэнергию. А в 11 часов везде будет отключено все электричество.
Больше ты не сможешь поехать с нами в отпуск, потому что места, где мы отдыхаем, недоступны для поездки на велосипеде.
Из еды больше никакого мяса, птицы и рыбы. Только голландская картошка, овощи из земли, а не из теплицы. Масло, молоко и яйца получают от коров и кур, которые выделяют CO2. Это очень плохо для климата. Это тоже больше есть нельзя".
Вот такой список ограничений предоставил отец, и это повлияло на дочь. Она смирилась, отказалась от своих выступлений, стала ходить в школу и пользоваться благами человечества.
Ответ: Все неверно. Какая разница, что они делают? Это же всё политика и реклама.
Вопрос: Чем нужно увлечь детей и взрослых тоже, чтобы действительно начались радикальные изменения?
Ответ: Только лишь взаимоотношениями между собой! Мы ничем не можем изменить ни климат, ни равновесие в природе, как только взаимоотношением между людьми. Мы можем перебить всех коров, перестать кушать мясо и молоко, делать всё, что угодно, – нам не поможет. Мы вернемся в пещеры, и все равно лучше не будет.
Вопрос: А это не приведет к мысли, что мы всё сделали, ничего не получается, осталось только изменить отношения?
Ответ: Но это путь страданий. Это то, как папа нарисовал перед дочкой все, что ей предстоит: ни телевизора, ни интернета, ни компьютера, ни отопления, ни горячей ванны, ничего.
Именно это грозит человечеству в итоге, если мы не пожелаем создать равновесие другим путем, на следующем уровне – на уровне наших взаимоотношений. Потому что на самом деле нашими взаимоотношениями мы можем менять равновесие в природе. А из того, что вы начнете пытаться предотвращать выделение СО2 из коров, ничего не получится.
Вопрос: Почему некоторые люди, слыша идею об объединении, увлекаются этим, приходят в группу и начинают изучение, а другие просто не слышат?
Ответ: Это зависит от внутреннего развития человека.
Я тоже не слышал, пренебрегал этим и совершенно не увлекался, внутренне смеялся над этим. Что это за сближение людей между собой?! Что за красивая игра в детский сад?!
Вопрос: А как происходит этот клик, когда человек вдруг просыпается?
Ответ: Когда человек начинает правильно подходить к природе, видеть ее глобальность, ее замкнутость и то, что без правильного участия всех нас одновременно у нас ничего не получится. Мы приведем к такой разбалансировке всей системы природы, что просто не сможем далее существовать на матушке-Земле.
Вопрос: Как человечеству, которое занято своими проблемами и крутится, как белка в колесе, остановиться и почувствовать этот пульсирующий толчок?
Ответ: Нас остановит природа, если мы сами не остановимся. Придут такие нарушения природы, против которых мы ничего не сможем сделать. Замерзнет Гольфстрим, проснутся вулканы и так далее. И тут ничего не сделаешь.
И этот маленький коронавирус, который потом еще проявится. Еще подождите, разморозятся всякие вирусы. Это страшное дело! Мы находимся в состоянии, когда Земля уже вышла из прошлого равновесия и движется неизвестно куда.
Вопрос: Когда внутренний позыв в человеке к гармонии, к балансу возьмет верх над всем остальным, что им владеет?
Ответ: Когда он осозна́ет, что стоит перед смертью, с одной стороны. И она его ни от чего не спасает. Ведь за порогом этой животной смерти – там продолжается жизнь, притом в более жутких страданиях, в осознании зла в таком виде, что смерть – спасение.
Вопрос: Что он увидит за этой границей животной смерти или границей кризиса, который сейчас происходит? Если он будет увлекаться этим внутренним побуждением – каббалой.
Ответ: Он увидит высшую гармонию природы, и как он в нее правильно вписывается и существует вечно в совершенстве.
А этот мир пропадает. Он растает как туман. Он просто рассасывается вместе со всеми своими проблемами.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.02.2020
Реплика: Ученые Израиля доказали, что люди лгут, чтобы считать себя честными, и чтобы другие считали их честными. Лгут даже в ущерб себе.
Ответ: Ложь – это то, что человек добавляет к той информации, которая есть в нем, чтобы как-то приукрасить, преувеличить свои или чьи-то действия.
Реплика: Мы знаем, что в Торе написано: "Отдаляйся от лжи". Что это за ложь, от которой нужно отдаляться, и ложь, от которой не нужно отдаляться?
Ответ: Истина – это постепенное, все время прогрессирующее раскрытие Творца в нашем мире. А ложь – это то, что препятствует этому раскрытию.
Реплика: Каббала говорит, что все качества, все свойства нужны.
Ответ: Для того чтобы использовать их или не использовать.
Вопрос: А как ложь можно правильно использовать для развития человека?
Ответ: Она позволяет нам отдаляться от того, что называется ложью. Или использовать ее, чтобы помогать людям с другой стороны, с отрицательной.
Есть такие вещи, которые я знаю и не говорю, и даже лгу другим, потому что этим я возбуждаю в них положительные свойства.
Вопрос: Тогда можете назвать главный критерий отрицательного качества лжи и положительного?
Ответ: Только лишь если вы будете действовать для пользы человека вне вас, таким образом вы и найдете правильный критерий.
Вопрос: А есть какое-то свойство, всегда опираясь на которое, человек никогда не проиграет?
Ответ: Вот на это свойство: когда вы действуете во имя другого. Тогда точно в итоге, в долгосрочном расчете вы всегда выиграете. То есть брать истину за меру отсчета и пользоваться ею, и против этого никогда не брать ложь. И тогда ты будешь идти к цели творения.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.02.2020
Вопрос: Энергия есть у каждого из нас. Она является для нас как бы топливом. Как человеку отличить животную энергию от духовной?
Ответ: Не имеет значения, духовная она или животная. Человек своим отношением делит эту энергию на духовную и материальную.
Вопрос: Как использовать энергию конструктивно?
Ответ: Для того чтобы расширять связи между всеми частями мироздания.
Реплика: Есть такое выражение – "ты растрачиваешь себя не на того человека", то есть ты как бы тратишь энергию не на того.
Ответ: Я не знаю, зачем вообще тратить энергию на человека, на того или не на того.
Я трачу энергию на себя любимого. Я трачу ее для того, чтобы достичь самого совершенного состояния в мире.
И если совершенное состояние заключается в том, чтобы я эманировал из себя, чтобы я соединял других, пытался привести людей к единству, равенству, к такому сближению, когда бы они обнаружили между собой единое поле, единую силу, которая их связывает, то я это делаю.
Реплика: Нас окружают люди, которые имеют некие свойства, мешающие этому соединению. Исследователи советуют убрать таких людей из своей жизни.
Ответ: На основании чего я буду их сортировать, если я сам – эгоист?
Вопрос: Как человеку помочь увидеть, что все, что он видит снаружи, на самом деле у него внутри? Например, есть такие люди, которые любят жаловаться. Их называют жалобщиками. Они идут к нам, для того чтобы рассказать о своих бедах, вызвать наше сострадание. И тем самым сжирают нашу энергию. Как работать с такими людьми?
Ответ: Ты жалуешься? Тебе плохо? Вот тебе книжечка, ты там найдешь ответ. И я ему вручаю первую книжку по каббале.
Если человеку плохо, это очень хорошо! Значит, он может достичь правды, истины, раскопать для себя и исправить свою жизнь так, чтобы было хорошо. Но для этого он должен сам работать. Вот ему инструкция, и вперед!
Реплика: Другая категория людей – это должники. В наше время нельзя прожить без того, чтобы у кого-то не взять в долг – или деньги, или вещь. Но всегда надо помнить, что долг нужно возвращать.
Есть люди, которые забывают, не возвращают. И это формирует негативное состояние, негативную энергию.
Ответ: Человек вообще считает, что все ему должны!
Вопрос: У кого можно быть в долгу? И вообще в долгу быть хорошо или нет?
Ответ: Я считаю, что я должен всему миру. Если по-честному, я должен всему миру свое абсолютно правильное участие во всем, во всем мире!
Если мир не исправлен, то я в этом виноват! И я должен раскапывать еще больше и больше, где же в мире мое такое участие, чтобы я увидел мир исправленным? Как я должен себя исправить, чтобы видеть мир совершенным?
Вопрос: И как вы должны себя исправить?
Ответ: На отдачу, на любовь. И тогда я увижу всех исправленными. Как видит мама своего ребенка-малютку? Совершенным. Вот и всё. Совершенным. Ничего не надо добавлять.
Если я развил любовь к этому миру, то я увижу его совершенным.
Реплика: Существуют обманщики. Говорят, что нужно всегда держать свои обещания. А человек обманул вас один раз, потом еще и еще, и в скором времени засыпает просто коварной и бессовестной ложью.
Ответ: А он, может, и не знает этого совершенно. Я никому ничего не обещаю, а ко мне все равно почему-то приходят с претензиями.
Так что лучше всего нам ни к кому не обращаться с претензиями. У тебя есть какие-то обвинения, какие-то недоразумения? Обрати их к себе. И начинай серьезно над этим работать.
Вопрос: Ложь – это хорошее качество?
Ответ: Смотря кому и что. Себе самому хорошо врать.
Если существует какое-то качество в природе, оно необходимо. Только проблема в том – как правильно им пользоваться.
Поэтому приходите к нам, занимайтесь, и вы увидите, что нет плохих качеств в природе. Все хорошо, только если правильно этим пользоваться.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 14.01.2020
Реплика: В Японии берут напрокат детей, мужей, жен, а сейчас уже сдают целые семьи. Человек обращается в агентство и заказывает себе семью. Он может выбрать людей определенного телосложения, тип личности, характер и т.д.
Это серьезная психологическая работа. Как правило, человеку необходимо внимание.
Мы говорим, что в XXI веке семья – это не самое важное в жизни для человека.
Ответ: Нет, не то, что семья не важна. Не важно быть формально зарегистрированными и обязанными, согласно какой-то регистрации. Человек все-таки хочет быть связанным внутренне. Он должен чувствовать влечение, чтобы даже обязанность была ему приятна, как обычно бывает по отношению к детям.
Поскольку наш эгоизм все время развивается, это все должно проходить через наши желания. То есть я хочу быть обязанным, хочу заботиться, хочу, чтобы меня это привлекало, как-то связывало, было каким-то образом задействовано, как люди играют в разные игры, когда они связывают друг друга, или даже бьют и угрожают.
То есть ты чувствуешь зависимость, обязанность и наряду с этим привязанность. Это то, чего не хватает сегодня человеку, потому что мы не умеем играть со своим эгоизмом.
Вопрос: Так, может быть, остановиться на этом и всем всегда брать семьи напрокат?
Ответ: А сегодняшняя семья как существует?
Реплика: В случае с семьей напрокат, мы знаем, что есть некая дистанция между людьми, и это все-таки игра.
Ответ: Нет, это зависит от договоренности. Я думаю, ничего особенного нет. Конечно, у японцев есть древние традиции – гейши, которые действительно поддерживали психологическую атмосферу: разговор, участие, игры, музыка и т.д. То есть это то, чего не хватало человеку. Сегодняшний телевизор не может это заменить.
Здесь требуется еще большее углубление, потому что наш эгоизм развивается, и он начинает видеть свою конечность, порочность, ограниченность. Хочется действительно таких ощущений, которые ни ты другому, ни другой тебе просто так дать не может. И поэтому это очень интересное мероприятие.
Вопрос: Что такое семья – эталон, к которому человек внутренне стремится?
Ответ: Семья – это четкая, внутренняя забота друг о друге, когда ты чувствуешь, что твое счастье в том, чтобы ты обеспечивал счастьем другого. Это и есть семья.
Причем это могут быть совершенно другие люди, или твоя собачка … Да хоть крокодила заведи у себя, неважно кого, главное, что ты так чувствуешь, что ты получаешь наслаждение от того, что ты кого-то наполняешь.
Вопрос: Может, это нормально, что сейчас браки происходят между однополыми людьми?
Ответ: Я не знаю, как назвать это: браком или не браком. Это все очень условно. Главное, человек чувствует, что ему приятно то, что он заботится о ком-то. Отдача другому превращается в собственное наполнение. И поэтому развелось так много домашних животных и различных клубов, в которых люди как-то обмениваются, что-то делают.
Правильно, что это уходит всё дальше от простого секса, поскольку человека он не наполняет. Даже если это продолжается какое-то время, много раз в сутки, он начинает ощущать, что, в общем-то, не это его наполняет.
Вопрос: Есть ли различие: семья для женщины и семья для мужчины? Почему для мужчины важна семья?
Ответ: Для женщины больше важна физическая привязанность, принадлежность кому-то. Для мужчины больше важна принадлежность духовная, больше как духовная забота о другом.
Женщина видит свою реализацию в физической заботе о мужчине. Мужчина видит свою реализацию в духовной заботе о женщине.
Мне трудно это объяснить, потому что это, в принципе, не так звучит, как на самом деле.
Вопрос: Как можно реализовать духовную заботу о семье напрокат?
Ответ: А что значит, напрокат или не напрокат? Когда мы женимся, выходим замуж, разве мы не сдаем себя напрокат? Мы не продаем себя за какую-то определенную плату?
Я даю – ты берешь, ты даешь – я беру. И все это построено на четких законах, которые можно разложить по полочкам. То, что внутри этого существует огромная гамма человеческих чувств, – да! Но, в принципе, все очень просто.
Вопрос: Как-то вы сказали, что если женщина утрачивает по разным причинам семью, мужа, то она может дожить до глубокой старости, сохранив себя, а мужчине гораздо сложнее это сделать. Почему?
Ответ: Женщина устроена так, что в рамках этого мира она обустраивается, как ни странно. Кажется: как это без мужчины?! А на самом деле наоборот. Мужчина без женщины как бы "бомжирует".
Женщина, согласно каббале, называется "дом. Не мужчина, а женщина, потому что в ее природе создать дом, семью, место, стены, крышу. А мужчина, если у него не для кого это делать, для себя делать не будет.
Реплика: Это как дерево без корней. Мужчина – дерево, а женщина – корни.
Во многих тандемах, когда кого-то приглашают быть временным партнером, у человека возникают к этому партнеру чувства.
Ответ: Естественно. Еще большие! Именно потому, что они взаимно не связаны, не обязаны.
Сегодня партнер, с которым я в течение многих месяцев, даже может быть больше, вместе сосуществую, может сказать: "А ты знаешь, что у нас сегодня закончился контракт?" Это звучит ужасно! И кажется, что это конец жизни, конец мира! Как это так?! Я и забыл о том, что у нас контракт. Я и забыл о том, что я играю! Я и забыл о том, что со мной играют! И всё.
И она завтра утром собирает свой чемоданчик и спокойно уходит, потому что через пару часов у нее другой контракт, другая семья. А я остаюсь один и даже не подумал не то что о своем будущем, а как я вообще могу отключиться от того, что у меня сейчас есть? Это очень интересно.
Вопрос: Может быть, стоит создавать контрактные отношения, чтобы потом люди могли строить семью? Чтобы этот контракт не заканчивался?
Ответ: Я думаю, что как только они поменяют контракт на брак, так на этом все закончится. Поэтому самое лучшее в таком состоянии сказать: "Контракт закончился. Если ты хочешь, чтобы мы остались вместе, мы должны будем жить как настоящие муж и жена, со всеми обязанностями. Так что у тебя есть время подумать об этом до завтра".
Реплика: Но зачастую это выливается в драму, потому что один человек вживается в эти отношения, а для другого это остается работой. Люди на самом деле вживаются в сочувствие, в привязанность.
Ответ: Вживаются обязательно. Мы видим это даже на артистах, которые проигрывают какие-то роли. Они не могут не вживаться в них и продолжают играть в жизни, как на сцене.
Реплика: Так получаются такие драмы, когда ты входишь в эти отношения…
Ответ: Но это уже профессиональность, ничего тут не сделаешь.
Вопрос: За какой семьей будет наше будущее? Семьей напрокат?
Ответ: В принципе, я думаю, что человечество не дойдет до того, что будет пользоваться, грубо говоря, услугами друг друга для достижения более высшей ступени, чем семейная ячейка, семейные или дружеские отношения, а будет использовать это для достижения более высшей ступени своего взаимодействия.
То есть это будет взаимодействие людей, которые хотят достичь следующего, духовного уровня. Они будут соединяться друг с другом, для того чтобы помогать друг другу психологически и духовно. Так, чтобы каждый из них через другого смог постичь связь еще и с высшей причиной.
Вопрос: И это будет высшая семья?
Ответ: Это даже не будет семья. Я не думаю, что это должна быть так называемая семья. Это могут быть много мужчин и много женщин вместе…
Вопрос: Как полигамия?
Ответ: Это не полигамия, а просто связь, которая необязательно должна быть физическая, гендерная или еще какая-то. Они будут взаимодействовать между собой именно для достижения духовного соединения и ощущать друг друга как одна группа.
Вопрос: Это заменит им семью?
Ответ: Это и будет называться семьей, как и весь мир, как одна семья. То есть возможны такие взаимоотношения. Я считаю, что к этому человечество придет. Оно не будет разбиваться на семьи, не будет заниматься всевозможными проблемами. Так что, семья будет, и она вернется к своему естественному образу, но именно по необходимости достижения связи с Творцом.
И тогда все встанет на свои места. Не надо будет никого покупать, потому что все будут знать, для чего они хотят быть ближе друг к другу.
А окунемся ли мы в это в своих будущих кругооборотах – это уже неизвестно.
Вопрос: Можно ли превратить это прекрасное будущее в сегодняшний день, попытаться сейчас реализовать это в окружающей среде?
Ответ: Я не думаю, что сегодня есть необходимость в таких соединениях. Может, где-то в молодых поколениях. Но пока это не назревает, потому что они еще не занимаются настоящими духовными практиками. Так что, я не вижу.
Но где-то это приближается. Может быть, мы еще увидим такие семьи, которые появляются именно для того, чтобы дополнять друг друга и между собой раскрывать Творца.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 28.01.2020
Вопрос: Вы все время говорите о добрых отношениях между людьми. Что такое добрые отношения? То, что для одного добро, для другого зло. Где мерило, эталон, с чем бы каждый житель планеты мог соотнестись?
Ответ: Эталон в том, что каждый должен думать о пользе других. Не то, что я считаю пользой, а то, что они подразумевают под пользой.
Ничего не сделаешь, этому надо учиться. И мы обязаны будем учиться, т.к. должны прийти к интегральному сообществу.
Вопрос: Что вы подразумеваете под объединением? Великий каббалист Бааль Сулам пишет, что есть всего лишь два закона в обществе: закон получения и закон отдачи. По своей природе мы любим получать от общества, а отдавать – уже в той мере, насколько можем получать.
Поэтому проблема в том, что мы не можем четко сбалансировать, сколько человек в обществе должен получать, и сколько должен отдавать. Если бы был правильный баланс между получением и отдачей, тогда было бы правильное объединение?
Ответ: На неживом, растительном и животном уровнях природа регулирует это инстинктивно. А на человеческом уровне мы должны регулировать это сами, но не можем, поскольку не знаем всю картину природы. Нами командует эгоизм, и каждый стремится подогнуть природу под себя.
Реплика: Это целая наука: сколько получать, сколько отдавать, кому отдавать, кто определяет это.
Ответ: Мы не можем расписать это директивами от правительства к народу. Нам надо только лишь ощутить систему взаимосвязи всех сил природы и поступать в соответствии с этим.
Вопрос: То есть решение не в том, чтобы указать человеку, сколько он должен получать и сколько отдавать?
Ответ: Нет. Существует очень четкое понимание того, что должно быть согласно природе (каббале), а не в соответствии с тем, что кому-то взбрело в голову.
Реплика: Нам понятно, как это происходит в семье. Если я ощущаю связь со своим ребенком, женой и близкими, то буду стремиться максимально им отдавать и получать только в мере необходимого себе, поскольку наслаждаюсь от того, что отдаю им.
Ответ: Но это в тебе срабатывает инстинктивно. А что же делать, когда мы совершенно не чувствуем соседей, не желаем никому из них ничего хорошего? Наоборот, когда я ощущаю, что я выше их, больше, важнее, меня это наполняет, услаждает.
Как сделать так, чтобы мы радовались успеху другого больше, чем своему, как радуемся успехам своего ребенка, ведь он для нас важнее? Откуда взять эту любовь к ближнему, как к себе?
Реплика: Представляете, чего от нас требует природа?!
Ответ: Невозможного.
Вопрос: И что дальше?
Ответ: Возьми от самой природы, которая требует от тебя этого, ее силу, и она сделает тебя альтруистом. Она поставит тебя на уровень твоего эгоизма, и ты сможешь между эгоизмом и альтруизмом, между получением и отдачей, между заботой о себе и заботой о других найти правильную линию поведения. И тогда ты увидишь, каким образом можешь изменить этот мир.
Вопрос: Что значит самореализация для большинства людей? Какой у них есть потенциал для нравственного, культурного, духовного развития? Что реально можно сделать?
Ответ: Во-первых, мы должны понять, что если мы не занимаемся человеком, он снова превращается в животное, ведь труд сделал из обезьяны человека. Это на самом деле так.
Но в наше время мы идем как бы по обратному пути. Поэтому нам надо создать для человека такие условия, чтобы он развивался, но не в производстве каких-то новых материальных объектов, чтобы затем продать, купить, что-то сделать с ними, а в производстве духовного дополнения к своей ограниченной, материальной жизни.
Для этого необходимо организовать все человечество в группы, в которых мы бы им преподавали, и они развивались не только в культуре, музыке, литературе, но и в постижении самих себя и построении общества, т.е. психологии человека и человеческого общества: каким образом мы можем себя улучшить, что является для нас наилучшим состоянием и т.д.
Если, кроме этого, их интересуют какие-то точные науки, то пусть изучают и это. Таким образом, обучение должно стать нашим основным занятием.
Из ТВ программы " Безработица в мире после коронавируса", 05.05.2020