"Подвешенный кофе" перевоспитывает богатых
"Подвешенный кофе" перевоспитывает богатых
Из письма: "Как известно, евреи начинали обучать Торе своих детей, начиная с 3-х лет. Почему нужно было изучать именно Тору?"
Вопрос: Из письма: "Я – учительница пока с небольшим стажем, не еврейка. Но всегда меня интересовало, что вы обучали своих детей грамоте с трех лет. При этом я знаю, много внимания уделялось запоминанию текста".
"Вы" – имеется в виду евреи.
"Известно, что дети начальных классов могли наизусть, без запинки читать всю Тору. Они даже могли сказать, сколько раз и на какой странице упоминается такое-то слово.
У меня много вопросов. Конечно, и нас многому учили в университете, но мне важны именно ваши ответы. Я очень много беру из ваших передач. Вопрос первый: что дает начало обучения с трех лет?"
Ответ: Дает развитие.
Вопрос: "Что дает такое суровое запоминание текста?" – она спрашивает.
Ответ: Это тоже память, развитие.
Вопрос: К чему ведется этот ребенок?
Ответ: К тому, чтобы он правильно, хорошо знал Тору, на память, умел вырвать из нее любой кусок и процитировать.
Вопрос: Для чего именно Тору?
Ответ: Для того, чтобы развить у человека такие способности, которые ничем другим не разовьешь. Ничем другим. Я беседовал со многими людьми, которые изучали таким образом Тору, и они говорят, что это невозможно передать другим, не изучающим ее. То есть тексты Торы – они такие, что "склеивают" разум человека в одну общую гармонию.
Вопрос: То есть, в принципе, цель – чтобы человек приблизился к этой гармонии?
Ответ: Да.
Вопрос: Как каббалист читает Тору?
Ответ: Каббалист не читает Тору, он видит ее. То есть она вызывает в нем образы. Не те, что нарисованы в книжках. Образы его, личные он видит за словами.
Вопрос: То есть все эти слои как бы снимаются?
Ответ: Это невозможно объяснить.
Вопрос: Еще ее вопрос: "Прогресс принес то, что нам не требуется запоминание текстов. Не требуется. Информацию можно получить мгновенно. Какие в этом плюсы и какие минусы, как вы считаете?"
Ответ: То, что мы можем жонглировать текстами, книжками и энциклопедиями как угодно, цитаты за секунду находить, – это все естественно, с одной стороны. А с другой стороны, конечно, это вытаскивает из всего этого душу. И получается чистая информация.
Вопрос: А в этом душа есть, если ты так учишь Тору?
Ответ: В этом – да. Конечно!
Вопрос: И последний ее вопрос: "Я только начала преподавать. Что самое важное преподать детям?"
Ответ: Детям самое важное преподать – чтобы они правильно относились к тому материалу, который вы им преподаете. Они должны понимать, что обучение – оно само по себе их развивает. И поэтому даже неважно, что ты изучаешь, но сам процесс делает из маленького ребенка человека.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.04.2024
Вопрос: Есть ли у младенцев чувство юмора? В Лондонском университете проанкетировали родителей по всему миру – когда, где и почему смеются их дети.
Результаты исследования: первый раз грудничок улыбается примерно в шесть недель, первый раз смеется в три с половиной месяца.
Очень интересные выводы: оказывается, ребенку смешно, только когда взрослый все это делает для малыша.
То есть когда взрослый не просто случайно споткнулся, упал, ушибся, а делает это для малыша. И еще, младенцы смеются, когда находятся в обществе счастливых людей, а не в обществе грустных и несчастных. То есть малышам нехорошо, когда другим плохо.
Скажите, пожалуйста, о чем это говорит?
Ответ: Дети хотят получать положительные импульсы от природы. И поэтому если вокруг них улыбаются, смеются, то их это возбуждает правильно.
Вопрос: Мы растем, все это у нас уходит. И мы уже радуемся бедам других. Что с нами происходит? Куда исчезает этот малыш, этот грудничок? Куда это все исчезает?
Ответ: Мы ощущаем состояние другого человека и поэтому радуемся его проблемам. Нас это мгновенно успокаивает. Мы понимаем, что это не с нами, и поэтому радуемся.
Вопрос: Вот этот переворот абсолютный, полный в мышлении и в сознании, в какой момент происходит?
Ответ: Когда в нас возбуждается эгоизм. Мы сразу же начинаем ориентироваться на него.
Вопрос: Сейчас многие не согласятся, что они такие эгоисты, наоборот. Очень многие пишут нам, что это не верно, я человек отдающий, я любящий и так далее. Когда в человеке проявляется критика, что он видит себя таким? Что это за момент такой?
Ответ: Это уже следующий этап.
Реплика: То есть первый этап даже взрослого человека – я не эгоист, эгоисты другие. А второй этап…
Ответ: Когда он смотрит на себя.
Вопрос: Мы когда-нибудь вернемся в это состояние грудничка, ребеночка, когда радуемся радостям других?
Ответ: Если мы создадим такую атмосферу в товарищах, в группе и так далее, то тогда мы вернемся.
Вопрос: То есть, в принципе, человек должен искать таких товарищей, которые смотрят в себя?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.04.2024
Почему мне хорошо, когда плохо другим?
Вход в любой мир, период адаптации к нему, накопление начальных знаний, с которыми мы уже дальше развиваемся, одинаков и в нашем, и в духовном мире. Это та же природа.
Ничего противоестественного здесь нет. Наоборот, это так же естественно, как развитие малюток до уровня маленьких человечков. Точно так же и мы. У нас нет другого выхода, как учиться от них.
Вот он лежит, только-только родился: с ним начинают агукать, и он откликается, пытаются его как-то растормошить, и он потихоньку отзывается, взрослый улыбается – он улыбается.
Он учится буквально всему. И таким образом программирует себя от взрослого, поскольку на самом деле он представляет собой пустое желание, в котором пока еще ничего нет. Его надо наполнять знаниями, навыками, впечатлениями, создавать внутри какие-то связи. Ты можешь сделать из него все, что угодно.
Так же и мы своим желанием относительно духовного освобождаем себе определенную область и говорим: "Вот эту область я хочу сейчас запрограммировать и наполнить духовными впечатлениями, не нашего мира". А если ты так хочешь, то должен поступать как новорожденный малютка, который еще не стал маленьким человеком.
Именно это предлагает нам каббала. И мы можем это сделать. Ведь здесь не надо быть умным! Надо просто понять, что таким образом ты войдешь в высший мир.
Поэтому надо сознательно пройти еще раз тот этап, который ты прошел в этом мире неосознанно, когда родился. Там тебя толкала природа. А сейчас природа требует, чтобы ты сознательно так поступил, осознанно поставил себя как младенца относительно высшего мира, захотел бы перенять от него все впечатления и свойства.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Думаем о товарище!"
Спрашивали? Отвечаю!
"Моя дочь замужем, но рожать не хочет. Что делать?" - Самое надежное - дать ей то, что она хочет в обмен на внука.
И не было у них сыновей. Сказал он: "Не приносим мы никакой пользы Творцу". (Мидраш Раба, Берешит 17)
Вопрос: Неужели если нет сыновей, то мы не приносим пользу Творцу? Например, в нашей семье две дочки. Почему от дочерей нет пользы Творцу?
Ответ: Есть, но не полностью. Вы не считаетесь выполнившими заповедь "плодитесь и размножайтесь". Но вы еще молодые, так что действуйте! 😊
Вопрос: Все-таки хочется понять, что такого привносят сыновья, что радует Творца?
Ответ: Согласно каббале, сын означает особое свойство, силу, а дочь – это нечто сопутствующее, менее важное, чем сын.
Из ТВ программы "Мужское и женское", 14.05.2024
"И не было у него сыновей, а только дочери"
Вопрос: Когда я слышу то, что говорят каббалисты, внутри меня что-то восстает: "Но это же какая-то утопия! Это невозможно! Как такое может быть?"
Ответ: Естественно, ведь если сравнивать требование единства и любви с эгоистическими законами нашей природы, то, конечно, нам это кажется абсолютно невероятным. Но, с другой стороны, мы видим, что иного пути у человечества нет. Оно или погубит себя в какой-то ужасной войне, или постарается подняться над своей природой и начать лучшую жизнь.
То есть тут надо смотреть на все не эгоистическими глазами, а брать в расчет, что существует высшая сила и у нее есть цель, к которой она все-таки приведет нас.
Вопрос: Воспитательный процесс очень длительный. Должен ли человек на первом этапе видеть конечную цель или достаточно только сосредоточиться: "Давай осознаем, что эгоизм – это плохо, и попытаемся как-то его ограничить"?
Ответ: Человек должен изучать все этапы, понимая, что сейчас самое важное для него – начать ощущать свою близость к другим. И так он придет к полному видению всего процесса, который постепенно станет реализовываться.
Вопрос: То есть даже если я сейчас делаю какой-то продукт, который, как пишет Бааль Сулам, явно покажет человеку, что, находясь в мире атомных бомб, человек не может существовать, и пора уже каким-то образом осознавать это зло, – все равно он должен видеть конечный этап развития, чтобы прийти к цели творения?
Ответ: Естественно.
Из ТВ программы "Эпоха Последнего поколения", 09.05.2024
Вопрос: Согласно каббалистическим источникам на полное исправление мира отведено 6000 лет. Сейчас по еврейскому календарю 5785 год. То есть где-то в 2240-м году этап исправления должен закончиться.
Это четкая дата или исправление может закончиться раньше, или это может занять еще десятки тысяч лет?
Ответ: Нет, не обязательно должна быть точная дата. Но по всем признакам мы находимся, что называется, в конце дней.
Вопрос: Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы перейти хотя бы к первому этапу духовного развития – осознанию зла?
Ответ: Изучать и обучать.
Вопрос: То есть проводить воспитательный процесс?
Ответ: Только! Ничего другого не надо! Как только мы убедимся, что наша самая главная задача – принять на себя законы абсолютно правильного отношения друг другу, то сразу же начнем включаться в новую систему взаимоотношений, и таким образом ускорим свое развитие.
Почему нам хорошо, когда другим плохо?
Вопрос: Вопрос такой: "Почему братья так могут ненавидеть друг друга? Я вижу, что то же самое происходит и с братскими народами. И у вас с арабами. Вы же братья, у вас один отец – Авраам. И такая ненависть! У меня два сына, они уже взрослые, и я не смогла их помирить. Я знаю, что они убьют друг друга, когда встретятся. Зачем Бог так делает?"
Ответ: Это следствие нашей природы, эгоистической природы нашего мира, нас самих. В каждом атоме, в каждой молекуле, в каждом собрании каких-то живых частиц все построено на том, чтобы подавить остальных и самому быть выше них.
Это природа – абсолютный эгоизм.
Вопрос: Это наш мир такой?
Ответ: Да.
Вопрос: Почему братья? Ну хорошо, это мое отношение к другому, ближнему, дальнему.
Ответ: Братья – это еще хуже, потому что внутри них все время зреет ненависть к другому, поскольку каждый из них подсознательно считает, что другой забрал у него родителей, живет за счет него. И вот это ощущение делает из них постоянно враждующих.
Вопрос: Все-таки это братья, все-таки от одних родителей. Как это развернуть? Существуют ли какие-то способы, шаги, практики?
Ответ: Нет, не существует, потому что это идет из глубины-глубины времен, с рождения нашего мира. И поэтому так оно будет продолжаться, пока мы этот мир не пожелаем изменить – в себе!
Вопрос: Сейчас вы подходите к вопросу, который задан в конце: "Зачем Бог так сделал?"
Ответ: Чтобы мы изменили себя.
Вопрос: То есть, в принципе, пока эти братья не займутся каждый собой, все обречено?
Ответ: Да.
Реплика: Вы очень часто говорите, и Бааль Сулам, великий каббалист, писал, что будущее человечества – стать одной семьей. Мы говорим о братстве. Мы же другое подразумеваем, мы подразумеваем близость.
Ответ: Когда Творец пожелает, мы так и сделаем. А когда нам надо делать – мы видим, насколько природа против нас.
Вопрос: То есть мы своими руками, сами это сделать не сможем?
Ответ: Не сможем.
Вопрос: Тогда что нам надо сделать, чтобы это сделал Творец?
Ответ: Упросить Его, чтобы Он изменил нашу природу.
Вопрос: То есть все-таки мне должно стать плохо от моей ненависти к брату?
Ответ: Да.
Вопрос: Но становится же плохо, правда, когда брата ненавидишь? Или нет?
Ответ: Нет.
Вопрос: А это тоже Он делает, что мне становится плохо от этой ненависти?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть вы все берете и на Него перекладываете? Пусть Он этим занимается.
Ответ: А на кого еще?
Реплика: Если всё, то руки опускаются. Мы ничего сделать не можем, пускай Он всем занимается, и всё.
Ответ: Просить.
Вопрос: То есть, в принципе, у нас одна-единственная работа – просить?
Ответ: Просить Творца.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.04.2024
Реплика: "У меня родилась замечательная девочка. Но она родилась больной. Муж нас оставил. А я счастлива. Это нормально?
Спрашиваю, потому что вы все время говорите, что ребенку нужен отец. А я пока не хочу искать никакого отца моей Свете".
Ответ: Не надо, дочке не обязательно отец.
Реплика: Да? Это новость, на самом деле.
Ответ: Нет, так она живет, дочь с мамой и все.
Вопрос: То, что ушел отец, когда родился больной ребенок, это, конечно, ударом было для мамы. И она не хочет дальше заводить семью. То есть она может так и продолжать?
Ответ: Может.
Вопрос: Две женщины живут. В этом есть какой-то корень, что для мальчика нужен отец, а для девочки – нет?
Ответ: Мальчик будет тянуться когда-нибудь к отцу, к взрослому мужчине, а девочка нет.
Вопрос: А вот говорят: "Доля наша женская", что у нас по женской части все время какие-то разводы. Это не будет продолжением?
Ответ: Нет.
Вопрос: Мама не передаст ей, что хорошо быть одной?
Ответ: Я думаю, нет. То, чего девочке не хватает сейчас с отцом, может быть, она потом почувствует, когда начнет встречаться с парнями, тогда она исправит этот недостаток общения.
Вопрос: А вообще, когда девушка встречается с парнем, кого она хочет в нем видеть? Похожего на отца? Или у девушки что-то другое существует? Вы говорили когда-то, что мужчина, когда встречается с женщиной, или парень встречается с девушкой, он ищет в ней маму.
Ответ: Это точно.
Вопрос: А когда девушка встречается с парнем, что она в нем ищет?
Ответ: Это сложнее. Может быть, ей приходят в голову мысли о своем дедушке.
Вопрос: То есть, если она не видела отца, допустим, то она вспоминает мужчину в ее жизни, на которого она хочет, чтобы муж был похож?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.04.2024
Что делать, когда братья ненавидят друг друга?
Сегодняшнее молодое поколение больше смотрит, а не читает. Нужно ли навязывать ему чтение, или это пережиток, который больше не нужен?