Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Эта сладкая месть!

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Ученые провели исследования, чтобы выяснить, предусмотрена ли в людях месть природой. Они взяли 330 детей в возрасте от 4 до 8 лет и провели с ними игру, которая строилась в 2 этапа.

На первом этапе ученые по своему желанию могли или подарить ребенку 3 наклейки, или оставить у себя. Ребенок должен был поблагодарить их и подарить в ответ.

На втором этапе задачей было украсть наклейку у другого. В ответ можно было наказать или не наказывать.

Оказалось, что дети, даже самые маленькие, готовы были в первую очередь нанести удар за то, что кто-то пытался украсть у них наклейки. И не всегда дети хотели вознаграждать другого. Из этого исследователи сделали вывод, что желание отомстить в людях первичнее желания поблагодарить.

Ответ: Это естественно. Это называется "эвсэд ми кэрен" (утрата из фонда).

Допустим, у меня в кармане был доллар, и он куда-то пропал. Я кручусь, верчусь и думаю: "Куда же он мог деться?" Я буду его искать, как будто он мне очень нужен. Потому что он у меня был, это мой, а сейчас исчез. И поэтому он для меня стоит больше, чем доллар, как, может быть, 20 долларов. Такое я ощущаю в себе падение, потерю.

Поэтому, если человек навредил другому, то тот считает этот поступок достойным десятикратного возмездия, потому что так он ощущает в себе величину отрицательного отношения к нему товарища. 

Вопрос: А почему в человеке не проявляется благодарность?

Ответ: Потому что я уверен, что я хороший, что я лучший в мире. Мне так мама говорила. И поэтому мне положено. И на то, что мне говорят, я отвечаю: "Да, мне приятно. Спасибо, я вас тоже при случае отблагодарю". Отворачиваюсь и иду.

Я считаю, что получил то, что мне положено. А вот то, что у меня украли, – это украли в десять раз больше, чем на самом деле! Так я чувствую. Если ко мне приходит плюс, я его принимаю в 10 раз меньше, чем он оценивается на самом деле. А если от меня уходит что-то, то я принимаю утрату в 10 раз больше. Таким образом мы устроены.

Поэтому то, что дети хотят отомстить причинившим им хоть маленькое зло, и причем хорошо отомстить, с ощущением наслаждения, то я это совершенно ясно понимаю. Я сам был таким. Я четко помню эти случаи.

Вопрос: А что в вас изменило этот подход – не мстить?

Ответ: Я начал чувствовать, что я и все остальные люди находимся в одном общем желании, и поэтому мне не стоит таким образом самому себе вредить. Эгоистически. Надо постараться все время немножко уступать. Это лучше, спокойнее. Это дает какую-то безопасность, окружает тебя, по крайней мере, более нейтральными людьми. Так что, главное – стерегись не навредить другому. Короче говоря, вывод – такой.

А если ты будешь вредить, тогда, конечно, жди очень серьезных реакций.

Реплика: Ученые говорят очень похоже на то, что говорите вы. Они считают, что месть – это всегда выбор между желанием отомстить и возможностью простить.

Ответ: У кого может возникнуть возможность простить? Это просто забывается, или ты не можешь хорошенько отомстить, поскольку ты такой слабак, неудачник, другой сильнее тебя и так далее, и тебе ничего не остается делать.

Человек – это маленькое эгоистическое животное. И если у него есть возможность съесть другого, он его съедает.

Вопрос: А есть у мести какое-то положительное проявление? Полезность есть у мести?

Ответ: Тогда это уже не месть, а обучение.

Если мы с вами играем в шахматы или в другую игру, и я вас обучаю, то вы чувствуете, что я переигрываю вас, но этим я предполагаю вам не навредить, а наоборот, доставить какое-то наслаждение, выигрыш и так далее. То есть это не вызывает в вас месть, но все равно вызывает чувство неловкости, вы этим недовольны.

Представьте, что я вас обучаю и показываю вам, как надо играть, а вы еще не можете, и я умнее вас, мудрее вас, удачливее вас, – насколько все равно вам это неприятно.

Вопрос: Да, есть чувство досады. Так как перевернуть месть из того, чтобы отомстить и якобы восстановить справедливость, в то, чтобы мотивировать человека двигаться дальше, а не ограничиваться какими-то местечковыми счетами?

Ответ: Для этого надо сделать очень особый расчет. Значит, человек желал сделать мне зло, он пожелал видеть меня нищим, падшим, ущербным. Я должен достичь состояния, когда он будет мне отчаянно завидовать. И тогда я буду упиваться своим состоянием, на которое он смотрит и ничего с этим сделать не может. Вот таким образом я хочу ему отомстить.

То есть я, с другой стороны, должен в итоге сказать: "Я благодарен ему, что он таким образом поступил!" Я ведь поднялся благодаря ему, я делал это ради того, чтоб доставить ему огорчение. А в итоге – нет!

То есть он каким-то образом, даже не подозревая, может быть, и не думая, вызвал во мне такие силы, что я поднялся выше, стал более удачливым, более разумным и т.д. Я должен ему сказать: "Большое спасибо за то, что ты так со мной поступил!"

Первый обнаруживает, что это воспитательный процесс для него. Поэтому второму, который хотел причинить зло, он говорит: "Спасибо тебе за то, что ты так поступил".

Вопрос: И что происходит со вторым?

Ответ: Двойной удар. С одной стороны, он видит, что первый преуспел, и более того, он ощущает, что тот выше него. Причем, серьезно выше.

Выводы очень простые. Прибавь еще к этому: "Я это сделал и рассказал тебе для того, чтобы и ты попробовал подняться над собой". Это уже нокаут. "Есть упоение в бою!"

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Может ли каббалист мстить?

Месть – поражение эгоизма

Отомстить своему эгоизму

Выбрать добрый путь развития

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Бааль Сулам в статье "Решение" пишет, что доказательством необходимости распространения каббалы является то, что "нет миру иного существования, а тем более во времена атомных и водородных бомб".

Это значит, что если мы не сделаем исправление, то миру придет конец?

Ответ: Да. Творец будет постепенно подгонять нас к Своему раскрытию все более драматическими состояниями.

Реплика: Далее Бааль Сулам подчеркивает, что должен быть процесс воспитания, "наем людей для распространения вышеописанных принципов среди общества". То есть необходима агитация, чтобы "вызвать в человеке страсть или страх, если он их не испытывает".

Ответ: Человек – сложное существо. На него можно воздействовать разными методами.

Самое главное – это среда. Поэтому надо организовать такую среду, такие состояния вокруг человека, которые вынуждали, заставляли, подбадривали, подталкивали, в общем, тянули бы его вперед и толкали бы сзади к тому, чтобы он стал интересоваться целью своего существования и правильно нашел эту цель. 

Вопрос: То есть цель воспитания: заранее показать человеку будущее состояние, в которое он может войти, если не будет исправлять свою природу?

Ответ: Конечно. Воспитание должно раскрыть ему картину, в которой он находится, и к чему он обязан прийти одним из двух путей: или путем страданий, или добрым путем.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 08.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Инструмент влияния на человека

Единственный способ предотвратить войну

Наш помощник – страх перед будущим

Эта сладкая месть! (клип)

Месть сладка, она дает человеку чувство удовлетворенности от якобы восстановленной справедливости. Но мало кто задумывается, какую цену мы при этом платим.

Brexit: как победить оппонента, не побеждая

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В Европе давний конфликт – это брексит. Подобные конфликты между странами всегда разрывают душу и сердца семьям, друзьям. Исследователи говорят, что брексит дает нам уроки, как правильно спорить с друзьями и не ссориться.

Первое правило: слушать и не перебивать. Когда вы кого-то перебиваете, говорят ученые, по сути, вы даете понять, что вам все равно, что говорит собеседник. Полезнее повторить словами то, что говорит оппонент, и понять, из чего он исходит.

Ответ: Во-первых, говорить теми же словами, которыми говорит оппонент – это, конечно, верно. Иначе мы вообще не поймем друг друга. Мы не поймем, в чем мы противоположны, а, может быть, мы не так и далеки друг от друга. Это естественно.

То есть надо говорить как бы на одном языке, пользоваться одними терминами и максимально приблизиться к взаимному пониманию проблемы. Не к согласию, а к пониманию. Мы можем быть абсолютно противоположны, но мы полностью понимаем, почему мы абсолютно противоположны.

И тогда мы уже зафиксируем эту противоположность, противостояние и начнем на одном языке красиво, медленно обсуждать, каким образом можно прийти к решению, если мы оба поднимаемся над этой проблемой и объективно пытаемся ее разрешить, как будто она не у нас, а между кем-то и чем-то. 

Реплика: Следующее правило: переубедить – не самое главное.

Исследователи говорят, что важно быть любознательным, заинтересованным и пытаться понять, почему оппонент думает не так, как вы. Смириться с другой точкой зрения очень сложно.

Убеждения людей заложены глубоко внутри и могут быть связаны с особенностями личности, характера и так далее. Тем самым мы загоняем себя в ловушку, думая, что, если нам не удается заставить собеседника согласиться с нами, никакого прогресса не происходит.

Ответ: Странно смотреть: умные люди, один поднимается на трибуну и говорит одно, второй – на 180° противоположное, другое. Откуда может быть такое? То, что говорит один, у другого вызывает отторжение.

Причем он это не специально делает, не потому что тот сказал, и я обязательно против, и еще до того, как я знаю, что он сказал, я пишу на записке: "Голосуем против". Нет! Здесь есть очень интересная природная основа для этих противоположностей, противостояний.

Один думает, что он прав, и второй думает, что он прав, исходя именно из своего рационального мышления. То есть оно не одно у всех, оно разное, оно противоположное. В природе есть много корней – таких, что я думаю так, а он думает иначе, и мы никогда не сможем в этом отношении быть как одно целое.

Где же это одно целое? Между нами! Над нами! Если мы сблизимся вопреки своим противоположностям.

Как это сделать? Значит, нам надо выразить свои противоположные взгляды, чтобы мы их уравновесили: вот это я, а это ты, и мы противоположные. В дискуссии между нами, в разговорах между нами.

А потом мы поднимаемся над ними и соединяемся вместе, когда каждый отменяет себя, глядя на другого, что тот тоже отменяет себя, и мы исходим из нашей общей точки зрения. Потому что эта общая точка зрения исходит из высшей силы.

Объединяясь в ней, мы можем найти настоящую истину, которая будет источником и его убеждений, и моих убеждений. И только таким образом мы можем соединиться. Поэтому говорится: "Все прегрешения покроет любовь".

А прегрешения останутся. И одновременно с этим будет любовь. Иначе ее не будет. То есть связи между нами не может быть иначе, как только в подъеме над нашими разногласиями. И только эти разногласия создадут условия для объединения, для солидарности, для связи между нами.

Реплика: Какая красивая была бы у нас жизнь, если бы мы всегда решали так конфликты!

Ответ: Мы не сможем это решить. Для этого нужна методика каббалы, объединения: знать, как объединяться над нашими противоречиями, когда каждый может топнуть на себя и подняться над собой. Над собой! Не над другим! И так каждый. Тогда мы обретаем сверху общую платформу.

Реплика: Следующее правило: умейте признать поражение. Если вы проиграли в споре, это не значит, что вам нужно изменить точку зрения.

Ответ: Я не думаю, что это правильно. Это не считается поражением с моей точки зрения. Если мы поднимаемся над собой и пытаемся соединить себя с другими нашими идеологическими противниками, то это не поражение, а наоборот, мы находим истину.

А в истине нет победителя или побежденного. Потому что достижение истины является нашим общим идеалом! И поэтому все могут быть довольны, и в достижении истины никто не оказывается побежденным, поверженным. Наоборот.

Что с того, что я отказался, отдалился от своей точки зрения? Она была несовершенна. Не то, что я был неправ, я был прав в своей точке зрения, но и он был прав в своей точке зрения, и еще кто-то, может быть.

И поэтому, когда мы поднимаемся над собой в общую точку зрения, мы не то что отказываемся от своей прошлой правды. Это была правда относительная! А сейчас мы достигаем абсолютной правды. В этом и заключается смысл правильного объединения – над всеми прегрешениями создается любовь.

Реплика: Последнее правило: вовремя остановитесь. Если вы видите, что ваш собеседник легко расстраивается, возможно, лучше закрыть тему.

Ответ: Я сказал бы так: я очень не заинтересован в том, чтобы повергнуть собеседника. Потому что в таком случае я сам не достигну истины.

Мне надо, чтобы он и я крепко стояли на наших первоначальных основах и укрепляли бы их. Я даже могу перейти на его сторону и вместе с ним защищать его точку зрения! И он должен перейти на мою сторону и защищать вместе со мной мою точку зрения! А потом мы снова расходимся.

Когда мы поднимаемся над этим, тогда мы чувствуем, что действительно нашли истину! Не то, что он был прав и я был прав. Каждый из нас был прав по-своему, потому что во всех нас разная природная основа. А когда мы приходим к тому, чтобы найти общее, вопреки мнению каждого из нас, – это истина, и это действительно счастье – достичь такого уровня. Это возможно.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.09.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как исправить испорченные отношения?

Соглашательство к хорошему не приводит

Ynet: Не всякий спор – грызня

Беседы о новой жизни, ч.1172

Беседа на тему "Негативные чувства", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Ница Мазоз, ведущая семинаров по коучингу.

002 - Беседы о новой жизни, с Ницей и Ореном

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.1171

Беседы о новой жизни, ч.1170

Беседы о новой жизни, ч.1169

Беседы о новой жизни, ч.1169

Беседа на тему "Воспитание здоровых связей", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Таль Мандельбаум, консультант по организационным вопросам.

002 - Беседа о новой жизни, Таль

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.1168

Беседы о новой жизни, ч.1167

Беседы о новой жизни, ч.1166

Беседы о новой жизни, ч.1167

Беседа на тему "Жизнь по новому сценарию", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Ница Мазоз, ведущая семинаров по коучингу.

002 - Беседы о новой жизни, с Ницей и Ореном

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.1166

Беседы о новой жизни, ч.1165

Беседы о новой жизни, ч.1164

Таблетка от одиночества

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Можно ли вылечить одиночество?

Ответ: Да. Дело в том, что одиночество – оно вообще благостное. Только нам надо бороться с тем, чтобы одиночество не приводило ко всевозможным ненужным последствиям.

Ведь если одинокие люди страдают от своего одиночества, то они готовы на все. Это и революционеры, и экстремисты и т.д. Они приходят и к наркотикам, и к убийствам.

Надо по-разному смотреть на одиночество. Если это одиночество интеллектуальное, то оно благостное для человека и для человечества. Если оно не интеллектуальное, а научное, тоже возможно так, хотя сегодня наука больше работает в коллективах. Но если это одиночество психиатрическое, психологическое, то надо уже проверять, что это такое, и помогать человеку каким-то образом его уравновешивать.

Вся проблема в том, чувствует ли человек себя комфортно в своем одиночестве. Когда вторгаются в мое одиночество, мне очень тяжело. Я могу выдержать человека некоторое время, а потом – нет. Я должен удалиться, уединиться, остаться с самим собой.

Вопрос: Что такое правильное одиночество?

Ответ: Правильное одиночество – то, которое ведет к внутреннему развитию. 

Я понимаю человека как личность. Любого, абсолютно любого. Часть времени он проводит с собой, он внутри себя, он рассуждает с собой. А какую-то малую часть времени он проводит с другими. Как правило, с другими он лжет, пытается нарисоваться, играет из себя какого-то другого человека, не себя.

Как сделать человека не одиноким? Не одиноким его можно сделать, если вы его правильно воспитываете. Человека можно воспитывать в любом возрасте. То есть надо ему показать, что он может выиграть от правильного нарушения своего одиночества.

Если он поймет, что только лишь в правильном сочетании с другим человеком он может раскрыть Высший мир, выйти за границу жизни и смерти, своего существования, тогда это уже звучит привлекательно.

Вопрос: В чем заключается это правильное сочетание и как его достичь?

Ответ: Правильное сочетание заключается в том, что один человек как бы переселяется в другого. Это называется "сделай свое желание, как желание ближнего".

Таким образом, если я из себя переселяюсь в другого, то есть начинаю работать над желаниями ближнего и наполнять их вместо своих желаний, используя весь свой физический, творческий и прочий потенциал на то, чтобы наполнить другого, то я как бы в него переселяюсь. Я как бы начинаю ощущать жизнь, текущую через него.

Это совсем другая жизнь, это духовная жизнь. Почему духовная, если это такой же человек, как я? Да, но я становлюсь другим, когда пытаюсь ощущать его вместо себя, то есть я выхожу из себя. Как будто мое тело умирает, а я всем своим интеллектом переселяюсь в него. И получается, что здесь существует возможность выхода человека из своего тела.

Вопрос: Каждый другой – это как донор, для того чтобы чувствовать себя живущим, счастливым, наполненным?

Ответ: Да. Переселяясь в него, я путешествую совсем в другом пространстве.

Вопрос: И это будет таблетка от одиночества?

Ответ: Не только от одиночества. Это таблетка от смерти, это таблетка для бессмертия, для того чтобы достичь совершенства, подняться над собой, над эгоистом.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 27.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Для чего дается одиночество?

Одиночество полезно?

Одиночество – это выгодно

Семья и брак, ч.6

каббалист Михаэль ЛайтманВремя и любовь к детям

Вопрос: Правильно ли я понимаю, что природа инстинктивно заложила в нас любовь к детям только для того, чтобы мы научились так же относиться к другим людям?

Ответ: И да, и нет. Со временем любовь к детям будет меняться. Она уже меняется. Сегодня люди относятся к детям иначе, чем раньше.

На протяжении всех поколений существует тяга, забота, любовь к детям, но все это видоизменяется.

Поскольку меняется наше желание, понимание мира, методика общения с окружающим миром, то, естественно, меняется и отношение к детям, как к части мира.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 01.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Семья и брак, ч.5

Семья и брак, ч.4

Семья и брак, ч.3

Постижение Высшего мира

каббалист Михаэль ЛайтманМы не в состоянии выразить словами или буквами нашего мира понятия Высшего мира, поскольку весь наш словарь отображает ощущения пяти органов чувств.

Трудность усугубляется тем, что мы должны выразить словами и обнародовать для обсуждения некое знание, как это принято в научных исследованиях. Поэтому каббалист должен пользоваться абсолютно точными определениями. (Бааль Сулам, "Суть науки каббала")

Дело в том, что здесь мы сталкиваемся с двойной трудностью.

С одной стороны, каббала – это наука о постижении природы, но постижении внутренней части, внутреннего слоя природы, которого мы не ощущаем нашими пятью органами чувств или изобретаемыми нами приборами. Изначально в нас или в приборах, которые мы можем сделать, нет никакой возможности ощутить этот пласт внутренний природы, называемый "Высший мир", о котором говорит каббала. 

Там происходят особые действия, связанные между собой по особым законам – законам получения, отдачи, подъема, нисхождения. В общем, существуют какие-то силы, совершаемые ими действия и их следствия. Но мы, к сожалению, ничего этого не можем видеть нашими земными органами чувств, которые их не достают.

Так же, как в нашем мире мы можем говорить об атомах, о молекулах, но если все эти микро-, макро- и прочие процессы не улавливаются нашими органами чувств, то ничего не сделаешь. Пока мы не изобретаем какие-то приборы, мы их не ощущаем. 

А в каббале мы можем изобрести этот прибор только в себе. Никакими внешними устройствами невозможно обнаружить Высший мир, парцуфим, сфирот, миры и так далее. Это все находится только лишь на уровне нашего личного внутреннего постижения.

Поэтому для того чтобы начать ощущать Высший мир, его законы, свойства, действия, нам надо привести себя к более чуткому состоянию, поднять нашу чувствительность, наши свойства до такого уровня, чтобы мы могли уже ощущать происходящее в подложке нашего мира, в его основе. Это первое.

Во-вторых, мы не можем выразить того, что ощущаем. Поэтому каббалисты должны были выдумать особый язык, который отражал бы наши пять особых органов чувств. Их мы называем какими-то непонятными именами: "кли"/"сосуд", "ор"/"свет", "масах"/"экран", "ор хозэр"/"отраженный свет" и т.д. То есть каббалисты принимают для себя какие-то определения, а простому человеку непонятно, откуда они это взяли.

Но по мере изучения каббалы мы начинаем ощущать, что за этими наименованиями стоят определенные четкие действия. Мы начинаем чувствовать, что действительно здесь происходят тонкие измерения наших усилий, и мы можем задавать какой-то уровень наших действий. То есть все это постепенно включается в наш словарь и затем в наши чувственные постижения.  

Это изучение и наше постепенное внутреннее развитие приводят нас к постепенному пониманию языка, которым написаны каббалистические книги. Он называется языком ветвей.

Иными словами, в Высшем мире существуют корни, а в нашем мире – ветви этих корней, которые мы можем ощущать и изучать. Таким образом по их названиям, по их действиям и свойствам мы можем определять их корни.

Из урока на русском языке, 06.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир – реальность или иллюзия? Ч.9

Как передать познание духовного мира?

Разночтения исключены

Каббала и здоровье, ч.5

каббалист Михаэль ЛайтманВсе начинается с воспитания

Вопрос: С точки зрения каббалы, каким образом можно выйти на уровень человеческого, общественного, государственного и мирового равновесия?

Ответ: Это проблема, которая, в первую очередь, сталкивается с вопросом перевоспитания.

Нам надо воспитывать людей. В течение тысячелетий эгоистической жизни они только лишь пытались пожирать, убивать друг друга, властвовать друг над другом.

Для того чтобы привести общество к равновесию, нам надо развить в человечестве и в каждом из нас противоположное свойство – свойство отдачи и любви, которое бы уравновешивало свойство эгоизма, свойство получения, но не уничтожало его.

Это возможно, потому что в природе существует вторая сила – положительная, добрая. Просто мы ею не пользуемся. От природы мы наделены только одной отрицательной силой, а взять от природы положительную силу и начинать развивать себя в соответствии с ней – уже наша задача. Это то, что дано человеку в нашем мире.

Об этом говорит наука каббала. Практически, все сводится к обучению, к воспитанию, с которого надо все начинать.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 27.12.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббала и здоровье, ч.4

Каббала и здоровье, ч.3

Каббала и здоровье, ч.2

Несовершенство – не помеха (клип)

Сегодня ученые говорят, что не нужно бояться быть несовершенным. А на самом деле нам просто не нужно сравнивать себя с другими.

Как управлять толпой?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Ученые все время изучают законы толпы, особенно в последнее время, когда на улицу выплеснулось очень много людей, и вместе они двигаются к чему-то.

Говорится, что у толпы есть своя любопытная и очень опасная особенность. Дело в том, что в толпе человек начинает терять контроль над собой, и это сборище людей в какой-то момент превращается в своеобразный единый суперорганизм, действующий по своим законам.

Каждый обладает индивидуальностью, в мире нет двух одинаковых людей. Однако оказывается, что свое "я" очень легко потерять, смешавшись с возбужденной толпой всего на несколько минут. И это не зависит от образования.

Ответ: В обязательном порядке потеряешь! Я это специально испытывал на себе.

Ты идешь с толпой – и начинаешь кричать, допустим: "Да здравствует 1 мая!". Потому что все кричат, и ты чувствуешь, что в тебе это вырывается, толпа действует через тебя. 

Реплика: Человек все время думает, что он более образован, более интеллигентен, он не свяжется с толпой…

Ответ: Ничего не помогает! Абсолютно!

Я помню, это было на день смерти Эренбурга, в Ленинграде. Я был в это время в районе Дворцовой площади. Мне было в то время 21-22 года. Я точно не кричал бы: да здравствует что-то.

Но рот открывается, и ты кричишь. Это от тебя не зависит, мозги отключены. Просто толпа в это время в тебе открывает рот, дает тебе какой-то воздух, устремление, и ты кричишь.

Вопрос: Что ж такое в человеке, что он так поддается толпе?

Ответ: Стадо! Гуси, звери… Стадо – это великая сила.

Вопрос: Но я же разумный человек! Какие гуси, звери?!

Ответ: О чем ты говоришь?! У нас разума меньше, чем у животных. Ни в коем случае мы не разумные люди. Хомо сапиенс – это не про нас! Абсолютно нет. Хомо сапиенс – это тот, кто может разумно жить в стаде.

Понимая, что должен жить в стаде, он делает стадо под себя, управляет законами стада, для того чтобы оно подействовало на каждого из членов стада, и чтобы всем было правильно и хорошо.

Когда ты становишься руководителем тех законов, которые могут тобой управлять, поднимаешься над собой – это и есть хомо сапиенс, человек разумный.

Вопрос: А иначе мы даже хуже животных? Получается, что нами двигают инстинкты.

Ответ: Конечно. Как ты не согласишься, если видишь, что это так? Некоторые кабинетные ученые говорят: "Это не совсем так. Это не так". Вытащи их на улицу, и давай посмотрим.

Реплика: Но мне все время кажется, что я не пойду за толпой, если не разделяю этих взглядов.

Ответ: Я тебе говорю об экспериментах, которые я проводил на себе.

Вопрос: То есть, не разделяя эти взгляды, я все равно иду за толпой?

Ответ: Да. Потому что это закон природы. Толпа находится на уровень выше, чем ты сам. Толпа всегда выше тебя. Потому что в этот момент – это общность. Я не говорю о толпе, которая на улице или где-то сидит, выпивает за углом.

Я говорю о толпе, которая идет со своей идеей. Даже если эта идея липовая, она все равно овладевает массами и заставляет каждого из них верить, что он принадлежит этой идее. Заставляет его! И поэтому тут пропадают все твои умные измышления, всё это кончается.

Вопрос: Что делать?

Ответ: Ничего не можешь сделать. Ничего!

Надо воспитывать толпу так, чтобы она воспитывала себя. То есть заранее знать, как ее направлять, и использовать ее силу, массу, для того чтобы она воспитывала каждого индивидуума.

Идеологи это понимают. Есть люди, которые управляют толпой. Сколько было таких!

Вопрос: То есть они заранее знают, куда они поведут толпу, к чему приведут?

Ответ: Да, конечно. И как привести ее к этому, и где закричать, и где сплотить, и где что-то вызвать. Это всё идеология.

Вопрос: Как человеку стать свободным?

Я так понимаю, что это не свобода, когда ты с толпой, в толпе. Здесь никакой свободы быть не может, о ней даже нет речи. Вы тем самым говорите, что человек абсолютно несвободен. И все-таки, что такое свобода и как ему стать свободным?

Ответ: Свободным человек становится, когда он находится внутри группы, можно сказать толпы, которая ведет его к подъему над своим животным естеством.

Реплика: То есть, когда толпа сама понимает, что она должна подняться над собой?

Ответ: Ею руководят. И тогда она поднимает своих членов.

Вопрос: Это и называется "толпа учит сама себя"?

Ответ: Да.

Вопрос: Но ею все-таки руководят?

Ответ: Обязательно. Ты должен постоянно подбрасывать в нее какие-то новые и новые ценности.

Вопрос: А что такое светлый руководитель?

Ответ: Это, конечно, высоко. Человек, который понимает, как родитель по отношению к детям, как он должен ими манипулировать, чтобы делать из них действительно серьезные личности.

Вопрос: Какие у него должны быть цели? Вы сейчас сказали, что он должен относиться, как к своим детям. Это мне понятно. Что еще должно быть?

Ответ: Он должен видеть их будущие состояния. Он должен находиться в этом будущем состоянии. Не вместе с ними идти, а опережать их и опережать на приличное количество ступеней. И тогда он сможет руководить ими так, чтобы довести до правильного состояния.

Вопрос: Какое состояние правильное?

Ответ: Когда они объединены уже именно своей доброй волей с пониманием, что их объединение приводит их к доброму состоянию, когда они заботятся друг о друге и в их совместной заботе создают новые отношения, новую силу, новую общность, которая называется "народ Творца".

Вопрос: Каковы свойства этого народа?

Ответ: Свойство взаимной отдачи и любви. Ничего больше не надо. Все остальное они раскрывают в нем.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 20.08.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Обязанность следовать за поводырем

Передача интегрального посыла

Почему мы следуем за толпой?

Почему дети принимают наркотики?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В Берлине уже 11-летние девочки принимают экстази. Там зафиксирован рост числа подростков и детей, злоупотребляющих наркотиками. Это вызывает беспокойство и у политиков, и у ученых.

Принимая данные препараты, люди становятся общительными, чувствуют себя влюбленными, более открытыми окружающим. Однако когда действие проходит, возникает раздражительность, депрессивный настрой, упадок сил, нарушение концентрации. Такое "похмелье" после приема таблеток может длиться несколько дней.

При этом в Берлине растет среда, связанная с наркотиками. Можно прийти в место, где вы можете протестировать наркотики на их чистоту, очистить их, принять, чтобы избежать летального исхода.

Дети. 11 лет. Это четвертый класс, начало средней школы. Откуда в детях такая тяга к наркотикам как к чему-то, что вызывает такие положительные эмоции? Это же детство…

Ответ: Маленький человек хочет чувствовать себя хорошо, интересно. Мир становится вокруг него добрым – то, чего ему очень не хватает. Мир становится веселым – то, чего нет в этом мире. Мир становится дружелюбным – чего уж вообще нет никак и никогда. Он строит свой мир с помощью этой таблетки. 

Им очень тяжело в себе, они не могут! Если когда-то люди были в строю, и это их удовлетворяло, они работали тяжело, и это их ставило на место, то молодое поколение – не такое, оно этого не желает. Оно желает чувствовать себя хорошо, в таком виде. Поколения проходят, меняется немецкий дух.

Причем в Германии, Франции и Великобритании 15% переселенцев. А это значит, что там с бешеной скоростью меняется общественная атмосфера. И молодое поколение немецких детей должно как-то подстраиваться под это. Их учат, говорят им, да они и сами видят, что должны как-то воспринимать мир, который сделали для них взрослые. Это уже не та Европа, которая была раньше.

Вопрос: Вы сказали, что дети ищут выход из себя, чтобы выйти из замкнутого мира, в котором они находятся. Как это можно сделать? Что говорит об этом наука каббала?

Ответ: Наука каббала говорит о том, что мы должны сделать для них счастливое детство. Но для этого взрослым надо очень хорошо постараться. И надо знать, как это сделать. А они этого не делают никак.

Вопрос: И как это сделать?

Ответ: Быть связанными добрыми узами между собой, а затем уже, исходя из этого, создать такую атмосферу для детей, чтобы детям было хорошо. Чтобы в 11 лет они захотели играть между собой, а не окунаться в свой призрачный мир.

Люди должны строить общество, а они этого не делают. Они подчиняются мультикультурности, либеральности. В итоге получается, что они просто теряют себя и следующее поколение.

Взаимодействия между людьми – это то, чего им не хватает, и поэтому они убегают в таблетки.

Мы присутствуем сейчас при перерождении поколения. Было поколение компьютеров, потом поколение телефонов, а сейчас это уже идет на следующий уровень.

Вопрос: Ученые говорят, что мы живем во время, которое молниеносно. В одну секунду люди отправляют шестьдесят миллионов сообщений в соцсетях. Если раньше, смотря кинофильм, мы воспринимали несколько кадров за минуту, то сейчас воспринимаем несколько десятков. То есть мы становимся абсолютно нетерпеливыми.

Дети, видимо, тоже хотят здесь и сейчас того результата, к которому они, может быть, подсознательно стремятся. Как преодолеть это нетерпение? И вообще нетерпение как-то помогает в наш быстротечный век?

Ответ: Я не верю во все это, потому что человеку в итоге надо испытать наполнение своих желаний, ощущений. Он думает, что наполнится количеством кадров в секунду. Этого не будет. Он думает, что наполнит себя тем, что будет разъезжать по всему свету, забываться, на все засматриваться, – это тоже закончится.

Все это постепенно заканчивается. Кроме того, кризис не позволит нам таким образом крутиться по свету и делать, что захочется. Приближается огромный кризис, и я надеюсь, что он поставит всех нас на место.

Вопрос: Как таблетку экстази заменить на духовную "таблетку" – "таблетку" выхода из себя?

Ответ: Заменить на духовную "таблетку", конечно, было бы неплохо, но для этого нам с вами придется очень хорошо поработать. Нам придется распространить эти знания, возможность выхода из себя в намного более высшие сферы, чем экстази, чем телефоны, компьютеры и так далее.

Человек практически не ограничен в своем постижении, в своем развитии, ощущении вечности, совершенства природы. Надо показать ему, что это возможно. Надо развивать в нем возможность ощутить Высший мир буквально в детском возрасте. Я надеюсь, что мы до этого доживем.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 14.07.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как избавить мир от наркотиков?

Вернуться в лоно матери

Цель жизни - вместо наркотика

Древние мудрости Китая

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Древняя китайская мудрость гласит: "Всегда смотри на вещи со светлой стороны. А если таковых нет, натирай темные, пока не заблестят".

Ответ: Потому что за всем в мире стоит высший свет. И там, где тебе кажется, что это тьма, ты должен "натирать" себя, пока это явление не заблестит. Потому что в любом явлении, внутри него, есть высший свет.

Вопрос: Получается, что я натираю себя для того, чтобы увидеть, что это не тьма, а свет?

Ответ: Да. Стирай с себя свой эгоизм, и ты увидишь, что в окружающем тебя мире есть только простой высший свет.

Реплика: "Хитрость жизни в том, чтобы умереть молодым, но как можно позже".

Ответ: Да. Потому что молодой – это всегда стремящийся вперед. 

Молодость – это не годы. Ты можешь жить 200 лет и оставаться молодым. А можешь уже в 20 лет быть "стариком" – потухшим.

Все зависит от стремления! Если у тебя есть стремление к постижению смысла жизни, тогда ты всегда молодой. Это самое главное. Это зависит от тебя и от общества, в котором ты находишься, от окружения. Но, ни в коем случае, не давать себя погасить. Это очень важно.

Вопрос: Вашего Учителя называли "бегущим". Он действительно был для вас молодым?

Ответ: Рядом с ним я был стариком. Между нами было сорок лет разницы. Он 1906 года рождения, это я – 1946. Он был очень крепкий, очень сильный, очень энергичный, постоянно устремлялся вперед, и в этом был молодой.

Реплика: "Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы".

Ответ: Да, это всегда так. Когда человек уже вроде бы достигает цели, тут у него, как ни странно, возникает слабость: "А зачем? А для чего? Надоело. Никак. Ничего".

Тут он должен понять, что его испытывают на стремление к цели. Для того чтобы ее достичь, необходимо добавить новое, еще большее устремление. Впрыснуть еще больше напор, увлечение, оценку ценностей, важность цели. И тогда он ее достигнет.

Вопрос: То есть он, практически, приблизился, а перед ним гора, на которую подняться невозможно?

Ответ: Да. Поэтому сейчас он должен добавить важность цели, для того чтобы взобраться, взбежать на эту гору.

Вопрос: И как это происходит?

Ответ: Это мобилизация сил от важности цели.

Вопрос: Но согласно логике, при приближении у человека больше и больше сил?

Ответ: Нет. Это как у бегуна. На последнем этапе у него как бы пропадают силы. Здесь он должен включить новый резерв, второе дыхание. Человек обучается этому. И тогда достигает.

Реплика: "Друга без изъяна не бывает. Если будешь искать изъян, останешься без друга".

Ответ: Конечно. Надо понимать это, и любить друга с изъянами. И даже если эти изъяны в друге, то это твои.

Вопрос: То есть глядя на друга, ты на самом деле смотришь на себя?

Ответ: Да. Ты должен понимать, что это изъяны в тебе.

Реплика: А мы все делаем наоборот. Мы, в принципе, критикуем мир вокруг.

Ответ: Так это мы критикуем. Но на самом деле надо воспринимать это все в себе. Очень трудно!

Реплика: В основном бизнесы, которые накрываются, – это бизнесы, созданные друзьями. А потом они просто ненавидят друг друга.

Ответ: Их не обучают. В этом вся проблема, что человечество не обучается правильным взаимодействиям между собой. И мы ничего с этим сделать не можем.

Каждый – такой эгоист! Его таким воспитывают и дальше. И чем больше в тебе эгоизм, тем у тебя больше якобы возможность преуспеть над другими. Мы не понимаем, что в итоге преуспеть – это значит быть в правильном соотношении с другими.

Мы уже подошли к состоянию, когда мир выгорает от эгоизма. Он уже не может эгоистически двигаться вперед. Все наши великие мечты и все прочее пропадает.

И остается только одно – как нам дальше существовать? А это возможно, только если мы будем ценить связь между нами. В ней мы обнаружим цели, пространства, совсем иной мир.

Вопрос: Вы можете дать самый главный совет, как сохранить дружбу до конца?

Ответ: Надо понимать, что плохое, которое я вижу в других, – это всё во мне. Ничего плохого вокруг меня нет, только я сам.

Надо пытаться исправлять себя до тех пор, пока не увидишь во всем окружающем прекрасный мир. Вот и окажешься в духовном мире, в райском саду. Возьми измени в себе ад на рай, и ты увидишь, что ты в раю.

А если ты не меняешь свой ад внутри себя, то тебе кажется, что ты находишься в аду.

Если ты видишь ад в другом, то это в тебе. Поменяй в себе и увидишь, что ты находишься в прекрасном мире.

Реплика: "Когда говорят о моих достоинствах, меня обкрадывают. Когда говорят о моих недостатках, меня учат".

Ответ: Да. Это верно. Так сказано в каббале, что друг – тот, в связи с которым ты обнаружишь свои недостатки. Потому что таким образом он помогает тебе продвигаться вперед.

А те, кто тебя хвалят, ослабляют тебе дорогу, заполняют совершенно ненужным ощущением превосходства, совершенства и т.д. Так что ничем не помогают.

Те, рядом с которыми ты ощущаешь свои отрицательные свойства, среди них ты и развиваешься.

То есть друг – это не тот, с кем ты чувствуешь себя комфортно: мне хорошо с тобой, мне приятно и так далее. Нет, наоборот. Друзья – это те, кто тебя якобы отталкивают, и ты чувствуешь, что обязан делать усилия, приближаться к ним. То есть все, кто тебя мобилизуют на подъем над собой – это твои настоящие друзья.

Реплика: "Невидимой красной нитью соединены те, кому суждено встретиться, несмотря на время, место и обстоятельства. Нить может растянуться или спутаться, но никогда не порвется".

Ответ: Конечно. Потому что изначально мы все связаны друг с другом. Каждый уже находится в своем состоянии. И если в результате исправления общей души нам каким-то образом необходимо встретиться друг с другом, это уже предопределено исходя из наших духовных генов. Поэтому нет ничего случайного в том, что мы встречаемся, отдаляемся друг от друга. Так что не волнуйтесь.

Главное – на каждом этапе своего развития, когда вы встречаетесь с другими, быть максимум доброжелательным, приветливым и притягивающим к себе всех остальных. Тогда вы, в конечном итоге, не ошибетесь и всегда будете в направлении исправления своей души.

Но ничего случайного нет. Все наши встречи предопределены. Это судьба!

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 23.07.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Китайские мудрости

Японские мудрости, ч.1

Японские мудрости, ч.2

Страница 51 из 401« Первая...4950515253...Последняя »