Среди них злобное двуногое существо, незаконно присвоившее себе прозвище "человек разумный", истребляющее себе подобных в таких масштабах, в каких никогда не истреблялись другие хищные и травоядные обитатели нашей планеты.
От одомашненного человека требуется только одно – не убивать друг друга. Такое качество очень легко достигнуть правильным воспитанием. Почему же нас с пеленок учат убивать себе подобных в больших количествах?
В фильмах, компьютерных играх, в песнях, в сказках? – А потому, что нас готовят к жизни в условиях конкуренции, в любой момент готовой превратиться в войну. Такова уж наша сегодняшняя культура, которая называется "капитализм". И всякий, защищающий капитализм, становится соучастником убийств.
С тех пор как мы вышли из пещер, начали разбредаться по Земному шару и скучиваться в народы, в группы, в кланы, образовывать государства и царства, этот процесс происходил под непосредственным влиянием в нас эгоизма, который постоянно требовал большего подчинения, большей кучности, большей отдачи. И не потому, что нам так хотелось, а потому что так развивается наша природа – изнутри.
Природа указывает нам, каким образом действовать. Философия и все прочее развивается уже после того, как мы становимся другими, и мы начинаем изучать себя: а что же с нами произошло.
Природа вырабатывает в нас ощущения конкуренции, необходимости в возвышении друг над другом, в победе над другими. И мы с этим ничего не можем поделать.
Мы видим это на маленьких детях, которые воюют друг с другом, чтобы ничего не давать другим. Мы видим это во всех отношениях между взрослыми людьми, в культуре, в науке, везде. Особенно ярко конкуренция проявляется в конкурсах красоты, в спортивных соревнованиях и на олимпиадах. Она процветает на работе, на службе, в международной торговле, в бизнесе.
И так повсюду – конкуренция и борьба. Причем борьба считается нормой нашей жизни. Взаимоотношения человека с банком, со своим хозяином, с жизнью, с огромной системой здравоохранения, воспитания и т.д. – все это непрерывная борьба.
То есть мы не входим в понимание процесса с доброй точки зрения: как нам уравновесить нашу жизнь, правильно построить ее, – а действуем с точки зрения, как в итоге наших взаимоотношений кто-то мог бы больше урвать.
Страшная жизнь. Если посмотреть на нее трезвым взглядом, то конечно, это – сплошная война, но хотя бы та, к которой мы уже привыкли, а не физическая война на поражение.
Правильная констатация событий заключается в том, что все исходящее из природы мы изменить не можем. Мы можем только каким-то образом более верно взаимодействовать между собой.
А природа все равно будет и дальше гнать человека в его эгоистическом развитии вперед. Только эгоизмом.
Поэтому антиэгоистическое воспитание, о котором говорят психологи, не поможет человеку. Ему поможет только обучение правильному взаимодействию между людьми, когда мы начинаем с детских лет сажать ребенка в кружок и постепенно вырабатывать в нем навыки – не "я", а "мы".
Но это тренинг очень серьезный. В психологии я его не видел в чистом виде. А каббала очень четко освещает этот метод, и мы уже давно его практикуем.
Суть метода в том, чтобы ребенок начал правильно взаимодействовать с коллективом и понял, что в таком случае коллектив – это его личное "я". При этом он становится неотрывным от коллектива, любит его, считает своим домом. Он начинает ощущать всех участников коллектива как самого себя. И в этом заключается его миссия, цель: создать такие отношения между людьми, когда бы они чувствовали себя как один человек.
Если он впоследствии переходит в другой коллектив, то переносит эти навыки туда. Конечно, такой переход непрост, этому тоже надо обучаться заранее.
Таким образом, если он приходит к правильному взаимодействию с другими, у него появляется чувство внешнего человека, товарища – чувство людей по мыслям, по сближению, по намерениям. Он начинает ощущать других как себя. С каждым человеком у него возникает мгновенный контакт: или положительный или отрицательный, – но, по крайней мере, он понимает людей.
При этом конкуренция заменяется общностью, совместными действиями, сотовариществом.
Вопрос: У него появляется желание, чтобы преуспел другой?
Ответ: Это необходимое ощущение, потому что оно создает именно ту великую платформу для всеобщего объединения, когда человек начинает чувствовать, что только это и есть правда.
Реплика: Но Вы сказали, что это, в принципе, против природы человека.
Ответ: Это против природы человека, но за то воспитание, которое он получает.
И именно в противодействии над природой он начинает над ней возвышаться. Он понимает, что теперь в его руках есть бо́льшая сила, чем отталкивающая эгоистическая. Это сила альтруистическая, притягивающая, объединяющая.
И когда эта сила начинает властвовать благодаря его усилиям, он видит, что обе силы – и альтруистическая, и эгоистическая – порождают одна другую, призваны идти вместе, как плюс и минус в электрическом токе или в полюсах магнита, как электрон и позитрон в материи. Обе силы не могут быть одна без другой, и человек начинает с ними правильно работать.
Вот тогда и начинается высшая психология. Психологи не могут просто привнести в наш мир положительную силу. А это главная наша задача, потому что наш мир полностью построен на отрицательной силе, как сказано: "Я создал злое начало". Это и есть единственная сила нашего мира. И даже то ее положительное проявление, которое мы видим, тоже исходит из конкуренции, из необходимости приобрести, притянуть к себе.
Наука каббала показывает, как внести в наш мир положительную силу, которая скрыта, но мы можем ее раскрыть и привнести в наш обиход. И тогда мы будем действовать с помощью двух сил – положительной и отрицательной, и сможем работать над собой.
Вопрос: Значит, инструкторами должны быть каббалисты?
Ответ: Каббалисты с психологами. Но психологи должны понять, что у них нет инструмента исправления человека. Поэтому психология тоже находится в кризисе.