С законами Природы бесполезно спорить – их надо грамотно применять в повседневной жизни.
Именно сейчас, когда человеку доступны все блага эпохи изобилия, напряженность растет, кризисы обостряются, и вместо процветания мы погружаемся в омут противоречий. Так Природа реагирует на игры самовлюбленного человеческого естества: "Ребята, пора повзрослеть!"
"Жил-был великий царь, который больше всего дорожил своим единственным сыном. С первого же дня он окружил его мудрейшими людьми царства, бесценными книгами, лучшими музыкантами и поэтами, поварами и пекарями. И вот вырос сын, но он глуп – не желает обучаться. И он слеп – не видит красот мира. И он глух – не слышит мелодий и звуков. И он болен – ему нельзя есть ничего, кроме простого хлеба…" Из притчи каббалиста Бааль Сулама Далее...
Человечество образца 21 века не знало лучших условий за всю свою историю. Оно – как царский сын, у которого есть все необходимое, чтобы благоденствовать и преуспевать. Мы обеспечили себя продовольствием, невероятными медицинскими технологиями, развитой промышленностью, транспортом, мировой торговлей, интернетом, в конце концов.
Почему же все это не делает нас счастливыми? Почему на пике могущества мы не умеем разрешать свои проблемы? Почему такими жалкими выглядят наши отношения? Почему по опросам и по фактам перспективы у нынешних детей хуже, чем были у их родителей? И почему эксперты с учеными в один голос твердят, что "золотой век" пройден и надо готовиться к худшему?
Все дело в том, что, отдаваясь играм разума, мы так и не повзрослели внутренне. Мы не готовы к той жизни, которой требует от нас текущий этап развития. Царский сын оконфузился перед своим блестящим будущим.
На вираже
Не случайно человек с младенческих лет окутан любовью и заботой родителей. Они преданно ухаживают за ним, кормят, моют, меняют пеленки, покупают игрушки, отправляют учиться, и вообще, отвечают за него до тех пор, пока он не сможет вести самостоятельную жизнь. Родительская поддержка сопровождает нас долгие годы, на протяжении которых в мозгу у человека формируются необходимые связи, и он учится правильно реагировать на окружающую действительность.
Как правило, наиболее проблемным становится переходный период между детством и юностью. В это время подросток старается внешне подражать взрослым, при том что в нем еще жив обласканный ребенок, предпочитающий избегать прилежания и ответственности.
Однако реалии сильнее чаяний: чтобы жить, надо работать, чтобы завести семью, надо неплохо зарабатывать, чтобы заботиться о детях, надо учиться преданности.
Если же мы продолжим игры и забавы, то окружение будет давить на нас все жестче, чтобы выгнать с "детской площадки" в мир тех, кто способен отвечать за себя сам.
Отрочество – это слом тенденций, крутой вираж, на котором нас кидают на место водителя и проверяют на прочность. Отпустишь руль – улетишь на обочину жизни. Притормозишь – и будешь долго отыгрывать упущенное время.
Переходный возраст человечества
Современное человечество – тот же подросток на этапе взросления. Тысячелетиями Природа адаптировала себя под нас, предоставляя оптимальные условия для развития. Но теперь вступают в действие неизбежные процессы: порывистый, импульсивный мальчик с фрагментарным, обрывочным сознанием и мировосприятием превращается в отрока, обретает цельность, становится личностью – и мир фокусируется в его глазах, делается глобальным, единым, взаимосвязанным, несмотря на все свои противоречия.
Связи затягиваются, давление нарастает, и жизнь предлагает отроку повзрослеть – иными словами, изучить законы Природы и привести себя в соответствие с ними. В этом кроется наша самостоятельность – нам надо осмысленно включиться во взрослую ступень. Так же, как мы требуем этого от своих оперившихся птенцов, готовых к полету.
В очень хрупкой точке оказалось человечество: оно уже ощутило себя "единой личностью", единым целым, но еще ребячится, хватается за старое, по-детски упрямится, как будто у него есть другие варианты.
А взросление тем временем продолжается, и вот мы уже отстаем. Мы уже не там, где могли бы быть, если бы действовали вовремя. Отсюда – кризисы, бряцание оружием, столкновение цивилизаций, кровопролития, социальные и экологические потрясения. Своим бездействием мы сами обрекаем себя на беды. Невозможно повзрослеть безотчетно, "на автомате". Такого не бывает. Мы уже можем – а значит, должны – взять на себя ответственность за свою общую судьбу.
"Природа, подобно компетентному судье, наказывает нас, принимая во внимание наше развитие. И, по мере того как человечество развивается, растут наши муки и страдания". Бааль Сулам, "Мир"
Основная проблема переходного периода – деградация социальных связей. Ведь на них строится все: семья, общество, экономика, политика, международное сотрудничество и торговля. Матерый индивидуализм на всех уровнях – яркий признак инфантильности. Мы до сих пор не готовы к человеческим отношениям, к взаимодействию и взаимоуважению. Иногда нам, наоборот, легче перегрызть друг другу глотки…
Именно на этот главный вызов современности и отвечает каббала. В отличие от всевозможных систем умиротворения, доказавших свою полную несостоятельность, она не наивна – она мудра. Мудра потому, что базируется на законах Природы. Целый народ достиг расцвета благодаря ей и выжил после того, как отверг ее, лишь благодаря тому, что она в него заронила. И это сокровище, учение о благоденствии, сегодня могут получить все.
Законы Природы неумолимы – и однажды детство заканчивается. Приходят новые вопросы, новые парадигмы, новые угрозы и новые возможности. Как же мы поступим? В каком качестве проявим себя?
Самонадеянный юнец не сумеет разобраться в происходящем и не раз поплатится за свое невежество. Отрок, готовый учиться и взрослеть, откроет для себя огромный мир и займет в нем достойное место. Ведь он на самом деле "царский сын" – помните?