Что такое безусловная любовь? Как и почему она вредит и родителям, и детям?
Что такое безусловная любовь? Как и почему она вредит и родителям, и детям?
Вопрос: Ученые проанализировали опросы множества детей, проведенные десять раз с 1958 года по сегодняшний день. И обнаружили, что чем больше дети мечтают, тем успешнее они будут. Но в то же время подростки, которые ставят перед собой нереалистичные цели, в конечном итоге становятся более несчастными в свои 18-30 лет, когда сталкиваются с реальностью.
Вопрос очень простой: мечтать все-таки или не мечтать?
Ответ: Если человек не будет мечтать, то это будет животное.
Вопрос: А если это совершенно нереалистичные мечты? Мечты ребенка – они же такие…
Ответ: Даже если они нереалистичные, все равно мечтать необходимо. Ты не должен жить в мечтах и мечтами, но, в принципе, мечтать необходимо.
Вопрос: Что это такое? Что эта мечтательность развивает в ребенке?
Ответ: Это развивает в ребенке очень много свойств. Во-первых, он начинает представлять себе свою жизнь, какой бы он хотел ее видеть, что ему для этого надо менять в себе и меняться вообще, что бы он хотел в жизни, в мире поменять. И это все ставит его к миру лицом. То есть он уже не просто какой-то безвольный и всё принимающий индивидуум, а он действительно то, что хотел бы совершить в мире.
Вопрос: То есть эту реальность, которую видит ребенок, он хочет все время улучшать и жить в ней?
Ответ: Да, конечно. По крайней мере сделать под себя. Может быть, это не лучше, но под себя.
Вопрос: Почему же когда дети мечтают нереалистично, многие становятся несчастными в свои 18 лет?
Ответ: Это зависит от того, насколько он понимает, насколько он находится в критике своей мечты. Тут надо воспринимать все-таки разумно.
Вопрос: То есть в какой-то момент приходит мысль, что это только мечта?
Ответ: Да. Надо его обучить, это надо ему рассказать, объяснить. И он должен понимать, что от мечты до ее воплощения большой путь. Но, в принципе, часть из него он может реализовать.
Вопрос: В какой-то момент мечты начинают оставлять человека или все-таки человеку надо мечтать все время?
Ответ: Нет, дело в том, что человек в течение своей жизни, в основном, в юности, во взрослении, проходит много разных этапов. Основной этап из них – развитие гормональное, когда его уже тянет к созданию семьи или связи и так далее. И тут возникает очень много вопросов, которые находятся в противоречии с его более ранними мечтами, приземляют его. Но это для него не удар судьбы, а наоборот. Все это в виде развития.
Вопрос: Человеку надо продолжать вот так до старости мечтать?
Ответ: Обязательно!
Вопрос: У вас есть мечта?
Ответ: Есть мечта.
Вопрос: То есть вы так продержались? С мечтой вы шли?
Ответ: Нет, она менялась в течение жизни. Она становится все более и более трезвой, жизненно воплощаемой. Она остается, но она далека от той мечты, которая была у меня вначале.
Вопрос: А если у человека отрезано, нет никакой мечты, всё уже, – вот это что?
Ответ: Жаль его. Что ему тогда остается в жизни? Только лишь пенсия.
Обязательно надо мечтать, реализовывать свою мечту, хотя бы в частичном виде. Выбрать из нее то, что реально, и реализовывать.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 17.07.2023
Вопрос: Большинство людей, кроме родного языка, знают еще какой-то язык. Почему, даже если ты будешь идеально знать иностранный язык, ты никогда не сможешь владеть им, как родным?
Ответ: Потому что изначальные сведения записаны в нас на родном языке, как например, в компьютере любая программа пишется на английском, а потом к нему добавляют дополнительные языки.
Точно так же в нас записываются наши первоначальные программы. Потому это называется "материнский язык". Человек получает его от матери. Никуда не денешься!
Реплика: Даже если люди долго живут в другой стране, выучили, допустим, английский или французский, им все равно легче выразиться на родном языке.
Ответ: Конечно, потому что так человек записал свое восприятие мира: это называется красным, это желтым, это так-то и т.д. Первично в нем записана эта информация. А вторые, третьи слои, другие языки идут как дополнительные, которые базируются на первом языке, что называется, мамином.
Вопрос: Маленький мальчик сорвал с дерева две груши, принес домой. Мама спросила: "Можно мне попробовать одну грушу?". Мальчик задумался, а потом взял и надкусил обе. Мама подумала, что сын пожадничал и нужно провести с ним беседу о жадности. А мальчик вдруг протянул ей грушу и сказал: "Обе вкусные, но эта груша намного слаще".
Скажите, пожалуйста, как научиться лучшее передавать другому?
Ответ: У детей это вообще правильное состояние. Потому что для них надкусить, попробовать и потом отдать другому – это естественно… Так же, как маленькие дети вытаскивают изо рта соску и протягивают тебе в знак того, что любят.
Вопрос: Да, это точно! Но тут именно ударение на то, что он отдал маме лучшую грушу. Именно самую сладкую. Вы это и имеете в виду?
Ответ: Да.
Вопрос: Почему мы, взрослея, отдаем другому не самую сладкую грушу?
Ответ: Мы становимся умнее. 🙂 Это ребенок, у него нет еще большого эгоизма, и поэтому он делает это от чистого сердца.
Вопрос: В чем наш ум, наше взросление? Я имею в виду, что взросление наше в том, что мы даем другому не лучшее, а себе оставляем лучшее. Вот это взросление?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Почему это происходит?
Ответ: Потому что наш эгоизм обязательно поворачивает все на обратное.
Вопрос: А мы это осознаём?
Ответ: Мы это осознаём. Я помню это даже на себе, что где-то года в два я тоже так поступал – отдавал лучшее. А затем я должен был испортить. Подарили две открытки, сказали, одну из них передать моей двоюродной сестре, кузине. И я не знал, какую передать, потому что они обе были прекрасными, такими цветными, красочными, хорошими. Я должен был в ней что-то сделать – подогнул угол открытки, потер немножко и тогда передал. Я был уже умнее.
Вопрос: Но вы понимали, что сейчас делаете ущерб специально, чтобы спокойно отдать?
Ответ: Чтобы я знал, какую отдать, иначе я не мог из двух выбрать.
Вопрос: И чем дальше, это страшнее?
Ответ: Конечно!
Вопрос: А когда происходит это ощущение: "Что я делаю?! Как так можно?!"
Ответ: Это надо учиться много и на примерах. Это непросто.
Вопрос: Но это приходит к человеку или может так и не прийти?
Ответ: Это зависит от человека.
Реплика: То есть, может, приходит, и он тогда ужасается, что он хочет все время худшее отдать.
Ответ: Да. Ты видишь, я до сего дня помню этот пример.
Вопрос: Это заходит в сердце, оказывается.
Когда человек понимает это, ощущает, что он вот такой и он не хочет жить так, в такой природе, какими должны быть его действия? Вот ощутил я, что я худшее отдаю.
Ответ: Если это уже меняется у человека, и он начинает осознавать, то это уже дорога к исправлению, к самоанализу и так далее. Это уже дело крутое.
Вопрос: То есть я могу внутренне себе сказать, что я уже пошел по какой-то дороге?
Ответ: Наверно, да. Где-то уже подбираешься к самоанализу.
Вопрос: Я помню, вы рассказывали, как вы сидели с учителем, перебирали кофе. И вас это дело просто доставало, что надо перебирать каждое зернышко, каждое зернышко…
И вдруг ваш учитель сказал вам: "А ты думай, что вот это зернышко перебираешь для своего учителя, и из этого зернышка учитель будет пить кофе". А вот это для товарищей, допустим.
Скажите, в этот момент это дает силы? Вы же, в принципе, воспринимали своего учителя практически как отца. Это дает силы человеку?
Ответ: Я, откровенно говоря, в тот момент, мне кажется, этого еще не понял. Но в общем это, конечно, великий пример.
Вопрос: И ваш учитель Рабаш сам так жил?
Ответ: Он так жил. Я помню, когда он мне это говорил, я понял, насколько я вообще не в теме. 🙂
Вопрос: То есть когда человек понимает наконец-то, что он в теме, это значит, что он вышел на какую-то прямую, вышел на путь?
Ответ: Да, хорошо человеку дойти до этого состояния.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.06.2023
Вопрос: Говорят, что дети повторяют ошибки своих родителей. Они учатся у родителей, видят и повторяют их опыт. Почему так происходит? Можно ли исправить какие-то неправильные поступки?
Ответ: Так происходит под влиянием общества. Люди перенимают от других их образ поведения, тем более дети от родителей. К сожалению, родители, неправильно ведущие себя, передают это детям.
Нам надо быть ответственными за то, какие восприятия мы вызываем в наших детях, ведь они обязательно будут это повторять. Это – влияние окружения на человека, свобода воли.
Необходимо каждый раз подставлять себя под правильное влияние окружения, чтобы именно оно формировало нас.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Проклятие"
Вопрос: Если в иудаизме наказания запрещены, то как избежать, чтобы человек не начал пользоваться тем, что его не наказывают?
Ответ: В иудаизме самым страшным наказанием всегда было общественное мнение, порицание, отлучение от общества, изгнание из него.
Детей специально воспитывали в любви и уважении к родителям и родным: "Вот это твои дальние родственники, это твоя община, твой народ. Ты обязан думать так-то, обязан помогать всем".
В обществе не должно было быть нищих! У каждого должна быть еда! Если умирает муж, обязательно помогать женщине, детям. Существовала обязанность выдавать всех девушек замуж, обучить детей грамоте и математике. Все обязаны учиться! И так далее, и так далее.
То есть создавалось огромное количество вспомогательных систем, типа сегодняшних социальных организаций. Это все существовало издавна, задолго до изгнания народа.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Тюрьма"
Вопрос: Билл Гейтс выступил перед выпускниками университета Северной Аризоны и не оправдал ожидания учителей, преподавателей. Вместо того чтобы сказать: "Учитесь усердно, продолжайте, будьте усердными учениками, больше работайте", – он сказал: "В вашем возрасте я не верил в отпуска, я заставлял всех вокруг меня работать долгие часы.
Я следил за сотрудниками: кто их них уходил раньше, а кто задерживался. Когда я повзрослел и стал отцом, я понял, что не надо тратить так много времени на работу. Больше отдыхайте, не давите на людей рядом, если им тоже хочется отдохнуть".
Вопрос мой такой: что это за посыл студентам – больше отдыхайте? И как вы к этому относитесь?
Ответ: Это значит больше уделяйте время творчеству. Потому что если ты будешь закапывать себя в работу, то ты не сможешь дать мозгу, себе, своим мыслям творческого направления.
Творческий человек должен жить, впитывая из воздуха, из окружения, из чего-то такого, что не в простой механической работе с усилиями. Он должен быть свободным, как и вообще всегда жила творческая интеллигенция.
Реплика: То есть сам отдых – даже когда идешь по лесу и это отдых с одной стороны, а с другой стороны, это работа.
Ответ: Творчество. Конечно.
Вопрос: То есть вы вполне с ним согласны?
Ответ: Он правильно говорит. Творческий человек должен быть свободным. Иначе он ничего не изобретет и не даст движение, толчок прогрессу.
Вопрос: А если мы это переведем к воспитанию, к детям? Школа, которая основана на домашних заданиях, на выходе к доске, на ответах: "Скажи мне, что ты делал дома". И так далее, и так далее. Это все, вы считаете, не готовит творчество?
Ответ: Оно готовит технарей, которые могут работать, просчитывать, что-то делать, но творческих рывков у них не будет.
Вопрос: То есть вы за формулу творчества. А можно к этой формуле привести всех?
Ответ: Я думаю, что можно. Особенно в наше время уже и далее начинается период развития человечества именно в сторону творчества. И все меньше мы будем видеть производство и все больше тех, которые работают на уровне выше производства.
Вопрос: Вы говорите, что творчество заложено практически в каждого человека?
Ответ: Да.
Вопрос: Почему? Как это свыше заложили в нас эту точку творчества?
Ответ: Чтобы мы больше выражали то, что свойственно человеку, а не машине, не зверю и так далее.
Вопрос: То есть если мы видим, что человек уложил себя на механическую работу, это значит, он не нашел в себе эту точку?
Ответ: Да.
Вопрос: А она есть в нем?
Ответ: Она есть. Может быть, он ее ищет, но она еще не проявилась. И поэтому он пока должен заниматься или выбирает сам заниматься механической работой. Она ему, может быть, помогает, она ему как-то организовывает мысли.
Вопрос: Вы считаете, каждому человеку надо искать эту точку в себе?
Ответ: Я думаю, что если у человека правильный внутренний настрой, то он к этому придет.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.06.2023
Вопрос: Не вредит ли человеку то, что его переделывают, допустим, с левши на правшу?
Ответ: Конечно, вредит любое вторжение в природные задатки человека. Мы должны предоставить ему право свободно развивать свои свойства и, именно исходя из них, участвовать в общем исправлении всего человечества и общей души. Именно тогда мы сможем правильно реализовать каждого и достичь гармонии.
Поэтому каббалистическое воспитание построено на том, что мы ни в коем случае не влезаем внутрь человека и не говорим, что это в тебе плохо, а это хорошо. Мы только изнутри наполняем его знаниями, а он как сумеет реализовать эти знания, так и будет.
Вопрос: Значит, не имеет значения, правша ребенок или левша?
Ответ: Совершенно не важно, с какими задатками родился человек. Он может быть слабеньким, неповоротливым, ограниченным, не хватать звезд с неба, но если он выполняет свое предназначение и реализует себя, он достигает своего совершенства.
Тогда в духовном состоянии он чувствует себя абсолютно как все. Ведь если его создали с такими свойствами, и это именно то, что является его частью в общей мировой душе, то ничего ему больше не надо. Он достигает того же совершенства, что и самые высокие, праведные души. Абсолютно того же, потому что система интегральная.
Почему люди до сих пор не перевоспитались?
Вопрос: Нужно ли давать карманные деньги детям?
Ответ: В общем-то, да. Смотря на что, но надо, конечно. С одной стороны, дети должны понимать ценность денег, а другой стороны – что с ними можно делать и как.
Вопрос: А вы давали карманные деньги своим детям?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Как воспитать уверенного в себе ребенка?
Ответ: Это проблема. Самое главное – показывать ему, что он может быть уверен в себе.
Из ТВ программы "Блиц-вопросы каббалисту", 18.05.2023
Как воспитать уверенного в себе ребенка
Реплика: Часто бывает, что человек меняет имя, фамилию в надежде изменить судьбу.
Ответ: Я не отношусь к этому серьезно. Возможно, он начнет вести себя по-другому, но чисто психологически.
Реплика: Однако я заметил закономерность, что люди с одинаковыми именами ведут себя одинаково, как будто в них заведена какая-то программа.
Ответ: Может быть. Могу согласиться.
Вопрос: Есть ли какая-то связь с духовным в том, что вас назвали Михаэль?
Ответ: Не знаю. Мне кажется, меня так назвали по моему деду. Это очень древнее имя, которое идет еще с библейских времен – ангел Михаэль.
Большинство имен человечества библейского происхождения. В общем-то, это еврейские имена, только немного адаптированные под другие языки.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Выбор имени ребёнку"
Вопрос: Как управлять своей реальностью?
Ответ: Мы не можем управлять своей реальностью напрямую, только через поступки, через отношения к другим. Если мы будем правильно относиться к другим, то таким образом положительно изменим свои собственные данные, и тогда реальность будет проявляться в нас четко, правильно, последовательно.
Вопрос: Как понять, чем ты можешь действительно быть полезными людям и делать это с удовольствием?
Ответ: Быть полезным для людей можно, только если ты пытаешься им помочь в достижении правильной цели. То есть представить себе, что этот человек как твой ребенок, и поэтому ты пытаешься ему помочь, поддержать. Это самое главное. Если мы будем так относиться друг к другу, то станем как группа хороших детей.
Из ТВ программы "Блиц-вопросы каббалисту", 18.05.2023