Записи в разделе 'Воспитание, дети'
На ошибках не учатся

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы говорили, что в действительности дети никогда не учатся на ошибках родителей.

Ответ: Конечно. А как это может быть? Нельзя передать другому свой жизненный опыт даже в нашем мире, а тем более в духовном.

Я помню своего учителя, который сидел передо мной длинными зимними вечерами в Тверии, и я донимал его такими же вопросами. Он смотрел на меня с состраданием, глазами, полными жалости. У него были очень выразительные глаза.

Я видел, что он сочувствует мне, но ничем не может помочь больше того, что пытается объяснить, направить, подсказать. Обычно после моих вопросов он вздыхал и говорил: "Давай что-нибудь почитаем". И всё, ничего другого.  

Помню, мне было очень плохо. Мы поехали с ним на прогулку в лес Бейт Шемен. Это было в самом начале моего обучения. Я занимался у него около года, а год для изучения каббалы – это ничто. Он видел, что я весь словно разодранный на куски. Я взмолился: "Помоги мне хоть чем-то!". Такие просьбы вообще не свойственны мне, но у меня вырвалось: "Помоги!"

Он посмотрел на меня с такой болью, как отец, готовый отдать все своему безнадежно больному ребенку, но ничем не может помочь. Мы сели на скамейку, я даже сегодня могу показать это место. Он извлек из кармана статью "Спереди и сзади Ты объемлешь меня" ("Ахор вэ кедэм цартани") и стал читать мне. Это статья из книги "Плоды Мудрости", которую тогда мы только подготавливали к изданию. 

В принципе, заголовок этой статьи можно перевести как "Со всех сторон управляю Я тобой". Не могу сказать, чтобы я что-то понял в ней. Но что еще можно дать начинающему?

В данном случае речь идет о тех людях, которые стремятся проникнуть в духовную систему, им плохо от того, что они ее не знают, не постигают, – в них говорит эта боль! Ведь ничто материальное в то время на меня не давило. Я был прекрасно устроен, здоров, молод. Именно духовного мне не хватало!

Вопрос: Сейчас вы можете оценить, как он воспринимал вас в тот момент? Вы же, по сути, были частью его.

Ответ: Конечно, я был включен в него. Он воспринимал меня как маленькую систему, которую надо настроить, а он сочувствует ей, очень хочет помочь, и она реагирует естественным образом. А что еще можно сделать? Надо просто продолжать работать с ней и ждать результатов.

Конечно, он переживал за меня, но переживал как отец за ребенка, находящегося не в безнадежном состоянии. А у отца есть микстура, которую он ежедневно дает ребенку и видит, что в итоге тот выздоровеет и сделает то, что нужно.

Однажды я не смог преодолеть себя и не поехал за ним, чтобы повезти на море. Тогда его повез другой ученик, который по дороге спросил: "Почему вас всегда сопровождает только Михаэль?". Рабаш ответил: "Я ничего не могу сделать. У него особая душа".

Я узнал это спустя 20 лет от того товарища при случайной встрече. Я даже не думал об этом и, более того, удивился, как это Рабаш так сказал обо мне другому ученику.

Поэтому, когда смотришь на ученика, ты принимаешь во внимание всё его будущее, и оно настраивает тебя на соответствующее отношение к нему. Ты терпишь его выходки и ведешь вперед, или чаще "бьешь", а может быть, наоборот, вытаскиваешь "за чуб".

Из беседы "У меня зазвонил телефон. На ошибках не учатся"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ребенок всему учится сам

Процесс духовного взросления

Как младенец на руках матери

Как научить детей добру?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Шула пишет: "Здравствуйте, Михаил Лайтман! Моему сыну 15 лет. И все вроде бы хорошо, он и его друзья растут в обществе, где мы, родители, стараемся привить им ценности любви к другим, взаимной связи, дружбы. Но несмотря на наши усилия, я вдруг вижу, как много пренебрежения у них друг к другу, унижений и насмешек в адрес слабых.

Сердце болит все это видеть, руки опускаются. Куда уходят все наши усилия? Получается, что то, что они впитывают в школе, в интернете, сильнее тех ценностей, которые мы хотим им привить. Скажите, что нам делать? Как научить их взаимному уважению, дружбе? Как научить их быть добрыми друг к другу? Вы же говорите все время об этом. Как?"

Ответ: Все-таки рассказать им о том, что основной, главный закон природы – это соединение, доброжелательность, объединение, когда люди движутся друг к другу. И только в таком случае мы можем надеяться на счастливое продолжение.

А если нет, то природа нас будет учить, как мы это видим на всех ее уровнях, чтобы привести нас к этому решению.

Вопрос: То есть нас так или иначе будут корректировать вот к этому решению?

Ответ: Да. 

Вопрос: Родители учат детей этому, то есть рассказывают больше и больше, а результат все равно обратный.

Ответ: Да, естественно. Чтобы не забрать у человека свободу воли.

Вопрос: То есть его свобода сейчас – это унижать другого, проявлять свой эгоизм?

Ответ: Да.

Вопрос: И мы должны терпеливо выждать, когда они намучаются, или как?

Ответ: Может быть. Когда убедятся, что их путь – он путь тупиковый.

Вопрос: И все равно нам продолжать рассказывать о взаимном поручительстве, о любви, о дружбе?

Ответ: Да.

Вопрос: Даже если руки опускаются?

Ответ: Это не имеет значения. Ты должен это все говорить.

Вопрос: Вот я напротив стены, не слышат меня. Все равно говорю?

Ответ: Это неважно, должен говорить.

Вопрос: Как я дырочку пробью в этой стене?

Ответ: Именно своим постоянством.

Вопрос: То есть вы за упорство родителей?

Ответ: Другого нет.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что нужно читать детям

Ребенок всему учится сам

Дети учатся тому, что они видят вокруг себя

Запиши доброе дело в тетрадку и сожги

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Жил один человек и жил очень нехорошо, грешил. Решил взяться за ум, стал делать добрые дела, но особенного изменения к лучшему не замечал.

Как-то шел он по улице и видит, у старушки отскочила пуговица от пальто. Он так смотрит и думает: "Поднимать, не поднимать? – у нее пуговиц много". Все-таки решил поднять. Догнал старушку, отдал ей пуговицу и пошел дальше, и забыл об этом деле.

Попадает он на тот свет, идет распределение – в ад или в рай. Весы, левая чашка весов – зло, правая – добро. Зла очень много, добра – ничего нет. Он думает: "И тут я пролетел". Тут подходит ангел, кладет эту маленькую пуговицу на правые весы, и добро перевешивает.

Удивился человек: "Одна пуговица – и все перетянула!" И услышал, как ангел говорит: "Из-за того, что ты думал, что добрые дела делаешь, они и пропали. А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты спасся".

Вопрос такой. Это естественно, что я думаю, что сделал добро. Я все время нахожу себя в мыслях: вот сегодня я сделал добро и так далее. А оказывается, это не добро совсем. Оказывается то, о чем вообще не думал, просто забыл о чем-то, это и было какое-то доброе дело. Почему это так? Почему я не могу вести отсчет добрым делам в этом мире?

Ответ: Да просто потому, что ты должен это делать, исходя из внутреннего чистого пожелания добра. А ты делаешь это для того, чтобы галочку поставить, что сделал добрые дела. 

Вопрос: То есть если во мне идет этот отсчет: "Я сделал доброе дело", – это совсем не доброе дело, получается?

Ответ: Таких людей в мире очень много, которые встают с утра и начинают считать, сколько они сделали добрых дел.

Реплика: И они к концу приходят с таким благостным состоянием.

Ответ: Попробуй записывать добрые дела в маленькой записной книжечке, держи ее с собой, и на остановке, на работе…

Реплика: Когда подал кому-то руку, помог войти старушке и так далее, и так далее.

Ответ: Да-да-да.

Вопрос: И что, по-вашему, это не является добрым делом?

Ответ: И ты живешь с тем, что накапливаешь добрые дела на будущее.

Вопрос: И всё-таки это добрые дела?

Ответ: Нет. Ты делаешь это только ради себя. Убери отсюда свою собственную выгоду, и ты на все плюнешь и ничего не будешь делать.

Вопрос: А в чем моя выгода? То, что я хорошо себя чувствую, что делаю добрые дела?

Ответ: Нет. То, что ты делаешь Творца обязанным тебе как-то вернуть.

Вопрос: Понятно. То есть смотри, я заработал на рай. А это делать нельзя.

Скажите, пожалуйста, как тогда мне жить? Как мне шаги отсчитывать, от чего? Оказывается, что мои какие-то неизвестные дела, которые я вообще считаю никакими, там, пуговицу поднял, старушку догнал, отдал…

Ответ: Никак! Если ты не преодолеешь свой эгоизм и не будешь делать действия против него, то ты никак не сделаешь доброе дело. Оно будет заранее проданным.

Вопрос: То есть я подкуплен все время?

Ответ: Да. В этом и есть вся каббала.

Реплика: Потому эта наука непростая. Есть тут что-то все время выше разума. Все время! А я без разума жить не могу.

Ответ: Ты должен подсчитывать: это стоит делать – не стоит, сколько я зарабатываю на каждом движении, обращении.

Вопрос: То есть я так живу? Так живет любой человек?

Ответ: Да.

Вопрос: А не должен?

Ответ: Нет. Не должен. А вот как это сделать? Поэтому и говорится, что надо делать все в вере выше знания.

Вопрос: Вы можете по-простому объяснить, что такое "вера выше знания"?

Ответ: Если человек представляет себе, что он делает какие-то самые-самые добрые дела, от которых ему будет потом какая-то польза, то заранее это всё провал.

Вопрос: А с каким намерением я должен делать дела?

Ответ: Абсолютно безответно.

Вопрос: Что я ничего за это не получу, никакой выгоды?

Ответ: Бескорыстно. Будет польза миру и людям, мне – ничего. Как будто об этом никто не знает и не узнает никогда.

Реплика: То есть нет моего имени нигде. Не высечено в камне, ни в титрах, нигде нет моего имени.

Ответ: Нет.

Вопрос: Вот я сделал и всё?

Ответ: Да.

Реплика: Сейчас люди искусства, и не только искусства, упадут, когда это услышат. Весь копирайт построен на том, что "это моя музыка, это мое творение, вы используете – платите" и так далее. Весь мир на этом построен! А мы идем против мира.

Ответ: Да. Можешь записывать в тетрадочку только для себя и потом сжигать. Но все равно, даже в таких действиях, когда человек думает о том, что ему будет за это, копит как бы на черный день, все равно в таком случае хорошо, если он так действует.

На самом деле это не дает ему никакой реальной выгоды, но все равно хорошо. В мире от этого будет меньше зла. А добрые дела будут начинаться с более высокого порога, с более высшей ступени.

Реплика: А эти дела, когда человек действительно говорит себе: "Я сделал доброе дело"? Он не закладывается: "Я попаду от этого в рай или нет, просто делаю доброе дело".

Ответ: Он поднимает себя на более высокий уровень и уже там должен начинать работать.

Вопрос: Знаете, мы сейчас спасли мир. Потому что мир посмотрел и сказал: "Этого достичь невозможно – веры выше знания". А вы дали сейчас ступеньку такую – все равно делай эти дела. Это не будут добрые дела, но это будет ступенька к добрым делам?

Ответ: Да. А затем человек должен привыкать, чтобы делать такие действия не ради себя, а ради мира. И вот тут уже у него начинает раскрываться душа – к миру.

Вопрос: Что это за пространство такое, которое называется "душа"? Что это за пространство такое?

Ответ: Это абсолютно пустое пространство, которое человек должен наполнить своим желанием.

Вопрос: К миру? От себя? И ничего себе?

Ответ: Ничего.

Вопрос: Это та ступень, к которой идет человечество?

Ответ: Да.

Вопрос: И может дойти до этого?

Ответ: Конечно!

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Хорошими делами прославиться нельзя

Бескорыстный поступок или удовлетворение собственного тщеславия?

Добро с точки зрения каббалы

Творец соединяется с ребенком через вас

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Одна мать спросила у старого мудреца, когда ей лучше начинать воспитывать дочь. "Сколько ей лет?" – спросил учитель. "Пять", – ответила женщина. "Пять лет?! Беги скорей домой, ты уже на пять лет опоздала".

Вопрос такой: со скольки лет надо начинать воспитывать ребенка?

Ответ: Вообще, чувство должно быть, начиная с первого дня рождения, и даже ранее того. Об этом говорится во многих местах, это не я такой умный. То есть родители должны понимать, что ребенок – это как взрослый человек. Он просто немного своеобразно реагирует. А вообще, в принципе, ты разговариваешь с взрослым и даже со стариком.

Вопрос: То есть вы ребенку и мудрость вкладываете?

Ответ: Всё!

Вопрос: Воспитание – что вы вкладываете в это слово?

Ответ: Воспитание – это, в первую очередь, свой личный пример.

Вопрос: Вы сказали: "С первого, дня рождения". Что он видит? Что он чувствует? Какой пример там может быть?

Ответ: Дело не в этом. Дело в том, что так, как ты реагируешь на ребенка, Творец реагирует на него. 

Вопрос: То есть через тебя Творец реагирует на ребенка? Если я с этой мыслью живу, это называется "воспитание"?

Ответ: Да. Ты этим открываешь каналы связи между ребенком и Творцом.

Вопрос: Через меня Творец соединяется с ребенком, и я должен открыть для ребенка Творца?

Ответ: Да. Ты их знакомишь друг с другом как бы.

Вопрос: Когда вы сказали: "Воспитание до рождения даже", эта мысль и до рождения должна к родителям прийти?

Ответ: В общем, да. Мы говорили об этом не раз.

Вопрос: Мы говорили, но у нас миллион вопросов после этого. Людям это не просто интересно, это им жизненно важно.

И тогда последний вопрос. После такого воспитания на примере теплого, доброго, как ребенку выходить в этот холодный мир, вот так воспитанным?

Ответ: Если он будет воспринимать мир правильно, то у него не будет никакой проблемы. Он будет чувствовать мир многослойным. То есть, по крайней мере, он, родители, дом и так далее, и чужие люди. Он будет правильно увязывать все это вместе.

Вопрос: Это означает, что родители сумели Творца привести к ребенку?

Ответ: Да.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 28.12.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чему нужно учить детей в первую очередь

Ребенок всему учится сам

Воспитание с точки зрения каббалы

Настоящая любовь и идеальная семья (клип)

На протяжении развития человечества понятие семьи сильно изменялось. Что такое сейчас идеальная семья?

Требовать добра - неблагородно

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Бенджамин Франклин писал так: "Тот, кто однажды сделал вам добро, охотнее снова поможет вам, чем тот, кому вы сами помогли". Как вам такая формула?

Ответ: Это хорошо, это верно.

Реплика: То есть такой скептик Франклин говорит: "Не жди добра от того, кому ты сделал добро". Это верно?

Ответ: Да.

Реплика: Но я подспудно жду добра.

Ответ: Да, как будто ты заплатил и теперь требуешь добро обратно.

Вопрос: Да: я же тебе сделал добро, так ты тоже сделай мне добро. Это неправильно?

Ответ: Это не то, что неправильно, это неблагородно.

Реплика: То есть это по нашей природе, правда? У нас неблагородная природа.

Ответ: Конечно. 

Вопрос: Тогда такой вопрос: если я делаю кому-то добро, то получается по словам Франклина, что это заразительно, я могу сделать еще, еще и еще?

Ответ: Да. Это вообще происходит как привычка. И человек уже нуждается сам в том, чтобы делать добро.

Вопрос: То есть можно это как мышцу развить? Просто вот такими упражнениями?

Ответ: Да.

Вопрос: Вы советуете это делать человеку?

Ответ: Конечно, почему нет?

Вопрос: Когда вы говорите "добро", что это означает? Сделать добро другому – что для него добро?

Ответ: Я не знаю, что для него добро! Вот то, что для него добро, то и надо делать.

Вопрос: А мне надо выяснять перед тем, как делать добро, что для него добро? Или я исхожу из себя?

Ответ: Нет, надо все-таки выяснять. Надо знать другого человека, надо поставить себя в его состояние. И надо сделать такую добрую вещь, такое доброе действие, которое бы именно он ощутил.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 28.12.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Хорошими делами прославиться нельзя

Как бороться с черной неблагодарностью

Бескорыстный поступок или удовлетворение собственного тщеславия?

Что нужно читать детям

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Алена пишет: "Уважаемый Михаил Лайтман, больше всего меня волнует сегодня воспитание детей.

Я нашла у Корнея Чуковского такую цитату: "При слушании сказки ребенку свойственно становиться на сторону добрых, мужественных, несправедливо обиженных. Вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек"".

Алена спрашивает: "На ваш взгляд, какие произведения должны окружать ребенка? В которых есть противостояние добра со злом, чтобы ребенок выбирал добрую силу, или те, которые описывают этот мир полностью добрым, без всякого зла?"

Ответ: Поначалу – полностью добрым, для младшего школьного возраста, если можно так сказать. А потом уже в более естественном виде, когда зло присутствует наравне с добром. Добро побеждает, зло отступает, и так далее, вплоть до то того, что ребенок становится уже взрослым и начинает читать книги и романы, как побеждает зло.

Вопрос: То есть такая подготовка человека.

Ответ: Выводить его из сказок и вводить его в настоящую жизнь. 

Вопрос: А настоящая жизнь – где зло побеждает?

Ответ: Конечно. И поэтому он должен научиться не противостоять злу, потому что этим только навлечет на себя проблемы. Он должен научиться, что зло побеждает, а он остается в стороне – не вступает ни в коем случае в борьбу со злом.

Реплика: Понятно это движение. Сначала нежный ребенок, то есть маленький ребенок, не надо его пугать. Первая стадия понятна. Вторая: постепенно зло входит, и добро все-таки побеждает. Она тоже понятна – чтобы он был на стороне добра. Потом вы сделали резкий переворот, вы сказали: наш мир – это сплошное зло.

Ответ: То есть мы объясняем ребенку, что хотя в нашем мире присутствует добро и зло, нам надо от зла уворачиваться.

Вопрос: Вот это мы объясняем ребенку?

Ответ: Да. Ребенку! Но уже на третьем этапе.

Вопрос: То есть не принимать зло все-таки? Уворачиваться от него, вы сказали. Это третий этап. Когда он понимает, что наш мир построен на зле?

Ответ: Он из этого третьего этапа и поймет. Он будет отворачиваться, отходить, дистанцироваться.

Затем идет этап вообще интересный: когда он связывается со злом и использует его для своих эгоистических нужд – продвижения по карьерной лестнице и так далее.

Вопрос: Это уже наш маленький герой, который начал чисто-чисто, вдруг приходит к карьерной лестнице, к "подавить других" и так далее?

Ответ: Да.

Реплика: А пятый этап – он должен понять, что он такой?

Ответ: Этого мы еще в мире не достигли, у нас нет четких примеров. И поэтому я о них не хочу говорить.

Вопрос: Но хотя бы он должен прийти к тому, что это плохо?

Ответ: Он должен прийти к тому, что он не может жить в таком мире, что действительно в нашем мире эгоизма все уродуется. И ему ничего не остается делать, как просто изолировать себя от этого мира, насколько может, потому что он ведь должен существовать все-таки, обеспечивать своих детей и так далее. Но в общем – проблема.

Реплика: От этого мира проблема изолироваться. Тем более сейчас, когда средства массовой информации заходят во все места.

Ответ: Да, но если он знает этот основной принцип, то он дистанцируется от мира.

Вопрос: То есть знает принцип, что это ложь, что это то, что ему хотят ввести, все это проплачено, и ему надо дистанцироваться?

Ответ: Да.

Вопрос: Тогда о дистанции только скажите. Чем окружить себя? Недаром Алена спрашивает: "Чем окружить ребенка?". А сейчас я вас спрашиваю: чем окружить вот этого человека, дистанцироваться?

Ответ: Окружить его заботой о себе. Чтобы он занимался каким-то любимым делом кроме работы, кроме дома. Я помню, у меня был сосед, который любил обрабатывать дерево. И всё. Это было его занятием. Он искал всякие деревяшки, поленья, все прочее и потом обрабатывал их. Делал скворечники, всякие такие штуки. И ему это нравилось.

Вопрос: То есть вы подводите нас к такой дистанции – чтобы своим хобби занялся? Солдатиков собирать, я не знаю, дерево обрабатывать?

Ответ: Неважно, да.

Вопрос: А дальше? А все-таки как-то заниматься душой?

Ответ: Но я же говорю об обычных людях.

Реплика: А вот двинемся дальше.

Ответ: У него появится движение к душе.

Вопрос: То есть мы сейчас прошли путь от маленького ребенка до взрослого человека. К чему должен прийти в результате человек, пройдя весь этот путь, в конце концов?

Ответ: К тому, что самая простая работа руками – она смягчает душу. И, в принципе, он будет удовлетворен своим существованием.

Вопрос: Но вопрос этот возникнет в нем всё-таки маленький – душой своей заниматься?

Ответ: Может быть, да, а может быть, это и будет достаточно для уровня развития его души.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 21.12.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Будет ли хороший конец у сказки нашей жизни?

Читайте детям сказки!

Сказки для детей

Как добиться успеха? (клип)

Как добиться успеха?

Что делать, чтобы не обижаться (клип)

Как справиться с обидами?

Ребенок всему учится сам

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Януш Корчак сказал: "Одна из глубочайших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта по меньшей мере равен им, взрослым, недостает лишь опыта".

Вопрос такой: по-вашему, педагогика – она для детей или для взрослых?

Ответ: Чтобы понять детей.

Вопрос: То есть получается, она для родителей, для педагогов, а не для детей?

Ответ: Да. А чему ребенка учить? Как ты можешь его научить?! Он научится постепенно сам от жизни.

Вопрос: То есть все эти заведения, где учат, учат, учат, на самом деле…?

Ответ: Ничему не учат. У ребенка существует свой понятийный аппарат, он в нем постоянно находится и обрабатывает все получаемые данные от внешнего мира. И у него это все происходит очень бурно.

Вопрос: И это он сам, как вы говорите, перерабатывает? Именно сам учится? 

Ответ: Да. 

Вопрос: Зачем же тогда вся система воспитания, образования, вся эта построенная огромная система?

Ответ: Она сама по себе крутится вокруг нас и всё. Ничего мы с ней поделать не можем. И ничего ты в ребенка вложить не можешь, а просто окружение, друзья, педагоги отчасти тоже. Но все это создает внутренний мир ребенка, который затем вступает в жизнь. И дальше уже он от жизни начинает брать.

Вопрос: Тогда такой вопрос: что такое, по-вашему, воспитание? Вы сейчас отодвинули немного образование.

Ответ: Во-первых, образование и воспитание – это не одно и то же. Образование – это наполнение ребенка всякими премудростями. А воспитание – это пример взрослого ребенку, как себя вести в тех или иных обстоятельствах.

Вопрос: Взрослый – это и педагог, и родитель, и окружение, и так далее?

Ответ: Да.

Вопрос: То есть получается, правильное воспитание – поместить ребенка в такое окружение, которое дает правильные примеры. Какие примеры надо показывать ребенку, чтобы этот ребенок рос правильно, правильно воспитывался?

Ответ: Невозможно сказать. Ребенок сам отбирает эти примеры и усваивает их.

Вопрос: Я показываю пример, а может быть, он из этого берет что-то свое и только ему понятное?

Ответ: Да.

Вопрос: Как же проникнуть в этот мир ребенка?

Ответ: Не надо! Ни в коем случае! Дай ему самостоятельно развиваться.

Реплика: Но я должен как-то направлять его.

Ответ: Я думаю, что особенно не надо. Пускай бегает по улице, общается со своими сверстниками, и таким образом он разовьется.

Вопрос: Должно быть идеальное окружение для ребенка, чтобы он рос в нем?

Ответ: Дети и животные.

Вопрос: Чтобы были вокруг детки и животные. А где там место взрослому?

Ответ: Нет там места взрослому. Взрослые будут навязывать детям всевозможные поведенческие законы, и это не надо. Постепенно ребенок будет взрослеть, и он эти законы сам раскроет для себя.

Вопрос: А взрослый не должен входить в разборки детей?

Ответ: Нет! Я считаю, что тут педагогов быть не должно.

Вопрос: И что тогда вырастает из ребенка, если, как вы говорите, его окружают дети, животные, природа?

Ответ: В соответствии со своим внутренним миром он впитывает и абсорбирует в себе все, что только можно получить от мира.

Реплика: Существует же рисование, танец, природоведение. Существует же, где взрослый приходит и говорит: "Давайте я научу ребенка". Вот таким вещам.

Ответ: Не надо! Научится сам. А все эти навязываемые ему дисциплины его, наоборот, ограничат.

Реплика: Я уже о простых дисциплинах говорю: танцы, рисование. И даже это он освоит?

Ответ: Да.

Вопрос: Можно какой-то вывод сделать?

Ответ: Вывод очень простой: оставь детей в покое со своими великими мыслями и напутствиями, педагогикой, всем-всем-всем, что есть в тебе.

Вопрос: Как тогда родители? Родители, взрослые так или иначе всё-таки существуют. Как родители должны воспитывать своих детей правильно?

Ответ: Я не вижу ни в одном поколении, а все-таки мы прожили много-много-много сотен поколений, чтобы какое-то поколение взяло от своих родителей что-то полезное, хорошее и достигло чего-то полезного и хорошего. Каждый раз мы только переучиваемся.

Вопрос: То есть ты учишься на своих ошибках, ты учишься на своей жизни, ты учишься сам всему. И надо оставить, вы говорите, человека с этим "сам", оставить, чтобы он шел?

Ответ: Да. Я надеюсь, что мы придем к такому состоянию, когда поймем, как нам надо вообще относиться к детям. Надеюсь, что это будет в ближайшее время понято, осознано.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 14.12.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чему нужно учить детей в первую очередь

Основной фактор воспитания

Правильное воспитание ребенка

Как избавиться от чувства вины

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Алина пишет: "Меня так воспитали родители, что я во всем и всегда была виновата. И я впитала это, как губка. И с годами стало еще хуже. Муж и дети – все мне указывали, что все происходит из-за меня.

Я так и живу, обвиняя себя, как я виновата. Я съедаю себя и сегодня и не могу вырваться из этого ада. А я ведь еще сравнительно молодая. Я хочу жить без этой боли и чувства вины. Можно из этого вырваться?"

Ответ: Конечно! Потому что это Творец тебе посылает.

Вопрос: А как вырваться?

Ответ: Подняться. Подняться выше своих самооценок.

Вопрос: Что я виновата? "Все указывали, что я виновата, и я привыкла, что я виновата", – она говорит.

Ответ: Это неверно. Человек вообще ни в чем не виноват.

Вопрос: Надо прийти к этому?

Ответ: Да. 

Вопрос: Вы можете дать практический совет Алине? Чтобы она почувствовала такой ответ, что она может практически. Какие шаги ей сделать, чтобы вырваться из того, что она все время обвиняет себя во всем происходящем?  

Ответ: Это потому, что она не раскрыла, что есть в мире одна единственная сила, которая все создает, всем управляет, и все предопределяет.

Вопрос: Это как бы не она действует, а эта сила действует через нее?  

Ответ: Да. Через нее. Этот эгоизм ее так с ней играет.

Вопрос: А то, что на нее так действуют близкие, родители, муж, дети?

Ответ: Это все неверно, это ей кажется.

Вопрос: На самом деле это так работает с ней Творец?

Ответ: Она сама притягивает к себе такие отношения. И в этом никакой ее вины нет.

Вопрос: То есть ее единственное действие – понять, что это так с ней работает Творец? И всё – Он?

Ответ: Да. И всё – Он.

Вопрос: Это можно понять на каком-то механическом уровне, повторяя это?

Ответ: Обращая это обратно к Творцу. Все время.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Стыд разрушающий и стыд созидающий

Духовный корень вины

В паре с Творцом

Творить добро, не думая о себе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Однажды во время прилива принесло много морских звезд. Потом был отлив, и они остались погибать на песке. Мальчик стал бросать звезды в море, чтобы они выжили.

К нему подошел человек и сказал: "Это глупо. Здесь миллион морских звезд, твои попытки ничего не изменят". Мальчик поднял следующую морскую звезду и сказал: "Нет, мои попытки изменят очень много для этой звезды".

Вопрос такой. Сегодня много людей страдает, как известно. Попытка избавить от этих страданий или уменьшить их для одного человека – это правильно так относиться?

Ответ: В общем, да. Смотря каким расчетом ты пользуешься. Или ты имеешь дело с Творцом, или со страданиями этого маленького человека, или с собой и так далее.

Вопрос: То есть если я имею дело с Творцом, то как бы эти страдания…?

Ответ: От Творца.

Вопрос: И даны этому человеку, чтобы он их прошел?

Ответ: Да. 

Вопрос: И я, по большому счету, даже не имею права вмешиваться?

Ответ: Это тоже принимается во внимание Творцом, так что неважно, можешь делать. Ты хочешь избавить других от страданий для того, чтобы тебе было лучше. Эгоизм никуда не делся.

Вопрос: А все-таки вы допускаете такую возможность, что я хочу избавить человека от страданий?

Ответ: Нет, ты не можешь быть в его шкуре.

Вопрос: А что тогда такое сопереживание другому?

Ответ: А это потому, что ты сопереживаешь. То есть ты представляешь, что это все происходит как бы с тобой, и поэтому ты должен сделать ему лучше.

Вопрос: И все равно ты думаешь о себе?

Ответ: И никак иначе!

Вопрос: Как же выйти из этого тупика?

Ответ: Никак не выйти. Никак!

Реплика: То есть все люди, которые занимаются благотворительностью…

Ответ: Это всё, конечно, только для себя!

Вопрос: То есть выход только один – если обращаться к Источнику всех страданий?

Ответ: Если к Творцу, и если Творец тебя поставит в очень особое состояние, когда уберет твой эгоизм, твои желания наслаждаться, тогда ты сможешь делать что-то ради других и не ради себя. Но это всё исключительные случаи.

Вопрос: Возьмем этот идеальный случай. Что значит сделать ради другого? Дал Творец такую возможность. Что это значит?

Ответ: Представь, что ты должен отключить себя от всякой связи с другим. Себя отключить от другого и делать ему добро.

Вопрос: Вообще не думая о себе?

Ответ: Никак! Это и называется, что я себя отключаю от другого.

Вопрос: То есть это и есть помощь Творца, если Он дает такую возможность человеку?

Ответ: Да.

Вопрос: А так человек не способен на такое?

Ответ: Не способен, это не наша природа.

Вопрос: Как же так все это вуалируется, прикрывается, что у нас ощущение, что мы действительно делаем добро?

Ответ: Это мы делаем в этой жизни, ничего с нами не сделаешь, такие мы уроды.

Вопрос: Тогда коронный вопрос: все-таки делать добро или не делать добро другим? Пытаться это делать или нет?

Ответ: Я бы тебе сказал: на всякий случай делай. 🙂 Какой эгоистический ответ, да?

Вопрос: Тебе это зачтется как бы, да?

Ответ: Да. Ты бы говорил, что вот я когда-то что-то сделал, там-то и там-то…

Реплика: То есть так или иначе вы говорите, что эти очки я набираю для себя.

Ответ: Ты их не набираешь.

Вопрос: И в результате я их не набираю. И все-таки пытаться делать то, что я считаю добром для других, или нет?

Ответ: Делай. Но одновременно с мыслью о том, что этим ты себе не делаешь ничего. Тогда это будет на самом деле более-менее чисто.

Вопрос: То есть я с этого ничего не получаю как бы?

Ответ: Нет. Не получаю, не получу и не хочу получать.

Вопрос: А если мне от этого будет очень больно, что я никак не могу выйти из этой природы?

Ответ: Тогда ты хороший эгоист. Хороший эгоист – это означает, что я хотел бы подняться над своим эгоизмом, но не могу. И поэтому страдаю.

Вопрос: Это хорошее состояние, по большому счету?

Ответ: Нет. Это такое, жалкое состояние. 🙂

Вопрос: Это состояние можно назвать молитвой или нет?

Ответ: Молитвой можно назвать любое состояние.

Вопрос: Какая молитва правильная, которая, на ваш взгляд, верная?

Ответ: Правильная молитва – когда я смотрю на лежащий на земле бумажник и представляю, что в нем есть банковский билет на миллион долларов. 🙂

Вопрос: 🙂 И прошу, чтобы так и было? То есть все-таки, так или иначе, для меня?

Ответ: Да.

Реплика: А если мне плохо от этого, вот я хочу избавиться от этого?

Ответ: Нет, когда ты поймешь, что это твоя природа, тогда тебе не будет плохо.

Вопрос: То есть прийти к тому, что это моя природа, точно понять сердцем и разумом – это практически точка отсчета?

Ответ: Да. С этого можно начинать уже двигаться.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.12.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

День доброты

Поле доброты

Добро с точки зрения каббалы

Как научить детей добру? (клип)

Из письма: "Мы, родители, стараемся привить нашим детям ценности любви, взаимной связи, дружбы. Но, несмотря на все наши усилия, мы видим, как много у них пренебрежения друг к другу, унижений, насмешек в адрес слабых. Как научить их быть добрыми друг к другу, взаимному уважению, дружбе?"

Любовь рождается из ненависти

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У одного мальчика был очень плохой характер. Его отец дал ему мешок с гвоздями и сказал: "Всякий раз, когда ты будешь кого-то обижать, забивай один гвоздь в забор". В первый день мальчик забил 37 гвоздей. Потом начал учиться контролировать свой гнев, и наступил день, когда он не забил ни одного гвоздя. 

Его отец сказал: "Теперь за каждый день, который ты сумел сдержаться, вытаскивай из забора по одному гвоздю". И однажды в двери не осталось ни одного гвоздя, он все вытащил.

Отец сказал: "Сынок, ты здорово потрудился. Но посмотри, сколько дырок осталось в дереве. Никогда больше оно не будет таким, как раньше".

Мораль такая: каждый раз, когда ты обижаешь кого-то, после этого остаются шрамы. Ты можешь потом забрать свои слова назад, но шрамы останутся навсегда.

Вопрос такой: можно ли удержаться, чтобы не обижать другого? Ведь вы же говорите, что мы эгоисты так или иначе. Нельзя?

Ответ: Нет. Каждое мгновение мы пытаемся понизить других. Иначе я не чувствую, что я живу!

Вопрос: И ты это видишь и чувствуешь, и все равно это делаешь?

Ответ: Да. 

Реплика: То есть этим мы как бы наносим шрамы.

Ответ: Это и есть принцип существования нашего мира.

Вопрос: То есть он весь в шрамах, по большому счету. Шрамы во мне или в том, кого я опускаю?

Ответ: На самом деле это в себе.

Вопрос: То есть во мне остаются эти шрамы. Если наши прегрешения, то есть то, что мы обижаем кого-то, как вы говорите, покрывать любовью, что происходит с этими шрамами?

Ответ: Тогда они заживают! И не остается никаких следов!

Вопрос: Значит, все-таки верно предположение, что можно заживить шрамы, чтобы никаких следов не осталось?

Ответ: Никаких.

Вопрос: Это совет самый важный! Если ты покрываешь любовью весь этот свой грех…

Ответ: Об этом и сказано: "Все прегрешения покрывает любовь".

Вопрос: Как покрыть любовью? Как это сделать?

Ответ: Беззаветно. То есть просто любовью. Вот и всё.

Вопрос: Ты только что его унизил.

Ответ: Нет, не только что, сразу же это не может быть.

Вопрос: Ты почувствовал, что ты его унизил, и тебе от этого стало плохо. Поэтапно это так?

Ответ: Да.

Вопрос: И дальше ты должен как-то вызвать любовь на него? Любовь эта вызывается? Ее же во мне нет.

Ответ: Да. Любовь вызывается. Откуда она? Потому что ненависть есть. Вот эта ненависть – она с обратной стороны проявляется как любовь.

Вопрос: То есть моя ненависть к этому человеку – она и вызывает любовь. В какой момент? Когда я чувствую, что я не прав или что?

Ответ: Под воздействием высшего света.

Вопрос: Но мне надо что-то почувствовать? Что я хочу как-то это загладить, мне больно, мне плохо, у меня шрамы! Это у меня должно быть?

Ответ: Да. Это должно быть.

Реплика: Это уже человек перед нами.

В основном, мы этого не чувствуем. В основном, мы оправдываем все шрамы, которые мы наносим.

Ответ: Значит, нам придется еще много-много проверять себя и исправлять себя.

Вопрос: Почему нам не больно от этих шрамов, которых в нас много? Мы многих уже "уложили".

Ответ: А мы не чувствуем. Наш эгоизм это все аккуратно стирает.

Вопрос: Когда я начинаю это чувствовать, и что такое "покрыть любовью" ненависть или нелюбовь к другому?

Ответ: Не смогу больше сказать. Представь себе, что ты пишешь на классной доске и потом начинаешь постепенно стирать каждое твое слово и писать обратное.

Вопрос: То есть "ненавижу" – "люблю"? "Тебя" – "себя". Вот так?

Ответ: Да.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как ненависть превратить в любовь

Как справиться с шоком от ненависти?

Все наши грехи покроет любовь

Ребенок всему учится сам (клип)

"Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта, по меньшей мере, равен взрослым, недостает лишь опыта". (Я. Корчак)

Так ли это с точки зрения науки каббала? Каким в идеале должно быть окружение ребенка?

Страница 9 из 401« Первая...7891011...Последняя »