Реплика: Немногим в мире удается жить по древнему альтруистическому принципу "не делай другому того, чего не хочешь себе".
Ученые Калифорнийского университета Леонардо Кристов-Мур и Марко Лакобани после многих исследований пришли к выводу, что полученные ими данные указывают на существование способа заставить людей вести себя менее эгоистично и испытывать больший альтруизм.
Оказывается, можно сделать человеку прививку и заставить человека вести себя более про-социально.
Ответ: Я бы сказал по-другому. Человек – это, в общем-то, высокоразвитое животное, и его можно приучить к тому, чтобы оно не "пачкало" в своем доме, выполняло определенные функции, только надо правильно воспитать его, то есть правильно подать саму идею: за это – наказание, а за то – наслаждение.
Причем и наказание, и наслаждение – это электрические пульсы, которые проходят по нам и помогают внутри себя образовывать различные аминокислоты.
Можно изобрести прибор, посылающий на определенной частоте сигнал человеку, в которого вшит датчик, и этот человек испытывал бы или наслаждение, или наказание в зависимости от своих хороших или плохих дел. Таким образом из человека получилась бы "собака Павлова".
А если мы займемся каббалистическим воспитанием, то оно предполагает другое – подъем человека до уровня этого прибора, который посылает ему вознаграждение или наказание.
При этом человек должен понять его устройство и сам привести себя к наивысшему состоянию, когда не существует никакого наказания, а только лишь огромное вознаграждение! Но он поймет, что это возможно только тогда, когда он абсолютно завязан на других и представляет вместе со всеми органичное целое.
Иными словами, мы приведем себя к такому состоянию, когда находящийся в природе положительный импульс все время наполняет нас, а отрицательный постепенно начинает работать лишь на то, чтобы удалить из нас все так называемые "шлаки" – отходы наших "добрых" усилий, и оставить место для наполнения всем прекрасным, вечным.
Я – за соединение с высшей природой; - не с датчиками, а с Тем, кто управляет датчиками.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 28.03.2016
Вопрос: Что любовь дает человеку?
Ответ: Любовь дает человеку внутреннее свечение, оживляющее его. Жизнь.
Но проблема в том, что любовь – это гораздо более глубокое отношение, которое мы должны раскрыть между нами.
Речь идет не о тех чувствах, которые возникают согласно внутренним склонностям человека, заложенным в нем от природы или приобретенным с воспитанием. Мы должны сначала раскрыть правильные ценности: понять, что именно называется любовью, насколько мы пребываем в природе взаимной ненависти, взаимного отторжения, и если так, то что надо делать, чтобы достичь любви, ведь источник жизни – это любовь.
Вопрос: Мы должны раскрыть, что такое любовь?
Ответ: Мы должны раскрыть тайну жизни. Эта тайна связана с любовью. Ведь без нее нет продолжения.
Если бы не было притяжения между плюсом и минусом на неживой уровне, соединений и отдалений между молекулами на растительном уровне, если бы не было таких расчетов между живыми телами, когда один ненавидит или любит другого, в зависимости от уровня развития, если бы не было чувства любви матери к ребенку, на животном уровне и человеческом, то без этого не развивалась бы природа, не существовало бы даже самой простой клетки.
Ведь все существует согласно любви и ненависти, согласно силе притяжения и отталкивания. Две эти силы обязаны быть уравновешены.
Поэтому не просто так написано в науке каббала: "Все преступления покроет любовь". Две эти базисные силы, находящиеся в центре творения, должны быть уравновешены между собой, и тогда между ними будет правильное, поэтапное развитие – до такой степени, что и любовь, и ненависть разовьются до бесконечных масштабов, и так мы достигнем мира Бесконечности, мира истины, что и является целью нашего развития.
Поэтому нам еще предстоит раскрыть, как прийти к выяснению, что такое любовь, ведь это источник жизни.
Из 692-й беседы о новой жизни, 16.02.2016
Беседа на тему "Инструменты для обретения счастья" ч.1, в рамках ТВ программы "Каббалисты пишут".
Мой собеседник - Бен-Цион Герц - писатель, редактор нескольких моих книг на иврите.
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
ТВ передача "Каббалисты пишут": Кризис в раскрытии науки
ТВ передача "Каббалисты пишут": Конгресс как научная встреча
ТВ передача "Каббалисты пишут": Раскрыть сердце на конгрессе
Управление альтруизмом в руках каббалистов.
Вопрос: Почему самое важное для человека – чувствовать, что его любят?
Ответ: Поскольку человек – создание социальное, и все мы исходим из одной системы, называемой "Адам Ришон", в которой мы находились как один человек в одном сердце, все вместе в одном желании, связанные друг с другом, то даже после того, как отдалились друг от друга в процессе эволюции, мы связаны между собой внутренней силой.
Откуда исходит столь сильное влияние окружения на человека? Поскольку в нашем корне, в самой глубине нашей природы мы связаны вместе самым тесным образом в одном источнике, в одном состоянии, в одном желании, хотя физически далеки.
Так я устроен от природы, и потому меня очень волнует, что обо мне думают и говорят. Это верно даже для маленьких детей.
Вопрос: Стремление ощущать, что меня любят, – самое важное для человека в жизни. Почему?
Ответ: Потому что влияние окружения на человека – очень мощное.
От природы мне, как животному, не требуется много вещей – немного пищи, какой-то угол для моей семьи и детей. А чтобы добыть все остальное, сверх необходимого для существования, я разрушаю свою жизнь, лишь бы удостоиться признания в глазах общества – стать любимым, уважаемым, богатым, умным.
Я работаю годы, чтобы купить большой дом, особый автомобиль. И все почему? – Потому что это уважаемо в глазах окружения. То есть я – раб своего окружения.
Вопрос: Когда человек кого-то любит, это очень наполняет его. Нет более мощного ощущения, проникающего в самую глубь человека. Почему ему хорошо, когда он испытывает к кому-то любовь? Почему мы так устроены?
Ответ: Можно задать вопрос так: почему во мне есть и потребность, чтобы меня любили, и потребность любить кого-то? Это исходит из нашей природы, что есть в нас желание чувствовать свое отношение к окружению – получать от них любовь и любить их.
Вопрос: Почему мне важно, чтобы я тоже любил их?
Ответ: Это проистекает из высшего корня: такими мы созданы и получаем впечатление от высшей силы природы, которая рождает и пестует нас, а также от дома, от родителей, от семьи. Поэтому у меня есть желание так же кого-то любить.
Это отношение к миру, ведь иначе я чувствую, что нахожусь среди ненавистников, которых я ненавижу. Есть люди, которые даже в своем доме не ощущают любви, и мы видим, насколько неправильно и плохо они растут. Недостаток любви, которую они не чувствуют от родителей, от семьи и окружения, делает их изуродованными людьми.
И это исходит из природы. Мы – не такие создания, которые могут существовать в одиночестве. Мы видим, что даже детенышам животных требуется материнская любовь, помощь их стаи.
Вопрос: Человек, никогда не ощущавший любви, может дать любовь другим?
Ответ: Нет. Он не сможет ни дать любовь, ни принять ее. Такой человек – очень несчастное, неполноценное создание, и ему трудно существовать.
Вопрос: Представим себе, что через сто лет ребенок родится от родителей-роботов. Они будут ухаживать за ним и дадут ему все, что только возможно, как в царском дворце, кроме чувства любви. Чего ему будет не хватать?
Ответ: Всего! Он не почувствует, что его наполняют всем. Ему будет не хватать отношения. Ведь мы происходим из системы, которая называется "Адам", и там, в этой системе, все мы внутренне связаны друг с другом как одно тело. И если мы не ощущаем никакой связи между нами, то мы пропали, природа не будет поддерживать нас, и мы не сможем существовать.
Из 692-й беседы о новой жизни, 16.02.2016
Вопрос: Вы говорили, что вся наша жизнь протекает между любовью и ненавистью. Но как ненависть связана с любовью?
Ответ: Если бы не было ненависти, не было бы у нас и любви. Если бы я не желал чего-то и не наполнялся этим, то как бы почувствовал, что люблю его?
Мера любви, ее характер, ее величина зависит от меры, характера и величины ненависти.
Ненависть – это либо когда я ненавижу что-то и хочу отдалить его от себя, либо когда я очень страдаю, что этого у меня нет. Это целый спектр отношений. Но нет ничего кроме того, что я ненавижу, и того, что я люблю.
Мы созданы из желания насладиться, и потому есть вещи, которые я ненавижу и хочу от них отдалиться, поскольку они негативно воздействуют на мое желание насладиться, и есть вещи, которые я люблю и хочу к ним приблизиться, потому что они положительно действуют на мое желание наслаждений. И в этом вся моя жизнь – между тем, от чего мне хорошо, и тем, что для меня плохо, между ненавистью к плохому и любовью к хорошему.
Но может быть, мы должны воспитать себя, изменить свои понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, от чего наслаждаться, а от чего нет? И потому тут требуется воспитание, т.е. изменение отношения человека к тому, что кажется ему хорошим и приятным, и к тому, что кажется ему наоборот, плохим и неприятным.
Мы можем изменить наше отношение к этому и тем самым направить себя не к тому, что любить, а что нет, а к правде и лжи. Ведь есть вещи, которые я люблю, но они ложны и причиняют мне зло, и есть вещи, которые я ненавижу, отвергаю, но они – истинны, и мне стоит обратить на них внимание, приблизиться к ним и увидеть, что с их помощью я действительно прихожу к добру.
Т.е. не идти в своей жизни согласно инстинктивному или приобретенному с воспитанием ощущению добра и зла, т.е. того, что я люблю и что ненавижу, а добавить к этому выяснение в разуме: что действительно хорошо и что плохо – с точки зрения не приятного или неприятного, а того, что мне стоит ощутить как хорошее или плохое.
Т.е. я буду определять плохое и хорошее не согласно моим вкусам, природной любви или ненависти, а согласно абсолютному добру и злу – выше моих естественных вкусов.
Это возможно, поскольку человек – создание социальное, и потому он может определять, что такое хорошо и что такое плохо не только согласно своим телесным ощущениям, но также под влиянием окружающей среды. Ведь я нуждаюсь в окружающих, они могут уважать меня или наоборот, позорить. И поскольку я очень подвластен влиянию среды, то могу поменять свои ценности и возненавидеть то, что раньше любил.
Скажем, раньше я хотел вести себя как заблагорассудится, и вдруг чувствую под воздействием окружающих, что они не уважают меня, пренебрегают мной – и все потому, что я плохо веду себя, неопрятно одеваюсь.
Я вижу, что у меня нет выбора, и я должен исправиться, поскольку влияние окружения на меня очень существенно, оно очень остро ощущается мной – или хорошо, или плохо. Тогда я начинаю смотреть на свое пренебрежение к обществу как на то, что вредит мне, и прикладываю усилия, чтобы изменить свое поведение, свое отношение. Я меняю свои ценности.
Так мы можем изменить то, что мы любим, и то, что ненавидим.
Из 692-й беседы о новой жизни, 16.02.2016
Реплика: Недавно мы праздновали День счастья. Он установлен Организацией Объединенных Наций по предложению королевства Бутан.
Ответ: Конечно, хотелось бы, чтобы счастье было все 365 дней в году.
Есть много красных дней календаря, когда отмечается женский день, день космонавта и т.д. Желательно, чтобы в эти дни все человечество специально играло в счастье: сделать всех счастливыми – на один день. Это было бы замечательно!
Может, тогда бы мы поняли, что это возможно. Если ты просто думаешь, как сделать всех счастливыми, и так каждый друг о друге, – вдруг откуда-то начинает появляться счастье! В мире его нет, как говорится: "Нет в жизни счастья". И вдруг оно начинает откуда-то подниматься, и весь мир пропитывается этим облаком счастья.
Вот тогда мы все вместе создали бы облако счастья, которое окутало бы нас, поглотило бы в себя! Мы парили бы на нем, и это было бы ощущение Райского сада.
Возвращающаяся ко мне цепочка счастья проявила бы таящуюся в нашем мире положительную силу, которую мы не можем извлечь, потому что не находимся в подобии ей. А так мы извлекли бы ее из нашего мира и начали бы ею пользоваться, жить в этом.
Во-первых, человек начал бы тратить на свое существование всего 20 калорий в день и даже меньше, потому что эта сила пропитывала бы и наполняла его. Это был бы сильнейший источник энергии.
Постепенно окунаясь в такое состояние, играя в счастье, мы стали бы постигать вечность. И самое главное, что мы стали бы бессмертными!
Ведь всё, что на самом деле убивает нас – это состояние несчастья, которое приносит нам наш эгоизм.
Наука каббала предлагает нам стать счастливыми и показывает, как это сделать. Поэтому я - за настоящее счастье 365 дней в году!
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 20.03.2016
Вопрос: Любовь... Все хотят любить, быть любимыми, заниматься любимой работой, посещать места, которые мы любим. Есть в нас огромное стремление к любви. У меня лично есть ощущение, что всю жизнь мы ищем любовь, хотим быть любимыми.
Почему же мы гонимся за любовью, почему так стремимся к этому сильному чувству?
Ответ: Потому что мы – всего лишь создания, и наша природа – желание насладиться, а наполняет это желание наслаждение, которое мы ощущаем. В зависимости от того, к чему каждый стремится, в чем ощущает пустоту и чувствует, что наполняется, – к этому он испытывает любовь.
Я люблю рыбу, я люблю маму, я люблю своих детей, я люблю солнце, прохладу, тепло – неважно что. Если я наполняюсь тем, к чему стремлюсь, наполняю свое желание, – я называю это любовью к тому, что сейчас наслаждает меня.
Есть вещи, о которых я знаю заранее, что люблю их, – или по привычке, или от природы, поскольку таким я создан. И есть вещи, к которым я сам приучаю себя, и тогда тоже их люблю.
В конечном счете, то, что мы называем любовью в нашей жизни, – это наполнение тем наслаждением, к которому я стремлюсь, потому что оно наполняет мое желание. А ощущение, что я наполняю желание, называется любовью.
Скажем, я люблю рыбу. Это значит, что я хочу ее съесть и могу наполнить себя рыбой, лежащей передо мной на тарелке.
Вопрос: И все же, мы больше стремимся к человеческой любви, чем к материальной...
Ответ: В любви есть много уровней – в зависимости от того, что мы любим, т.е. от чего наполняемся. В человеке есть потребности к наполнениям, которые наука каббала подразделяет согласно лестнице желаний, стремлений. Эта лестница начинается с желаний к пище, сексу, семье. Затем следуют желания к богатству, почестям и знаниям.
В сущности, в эти шесть типов желаний мы можем включить все наши стремления и наполнения. Если я стремлюсь к какому-то наполнению, – это называется, что я его люблю. Причем я люблю не только само это наполнение, но и его источник, который становится для меня важным, поскольку я наслаждаюсь с его помощью.
Так мы строим свою жизнь. И вся наша жизнь протекает между ненавистью и любовью.
Из 692-й беседы о новой жизни, 16.02.2016
Мнение: Молодёжь голосует не так, как старшее поколение – молодые не против социализма, ведь если социализм означает общество, где коллективные проблемы не игнорируются, где люди заботятся о других людях и окружающей среде, то в чём с ним проблема?
Полвека назад под рубрикой социализма проводились неудачные эксперименты, но эксперименты сегодняшнего дня не имеют с этим прошлым опытом никакого сходства. Молодых на протяжении всей жизни ждёт отсутствие гарантированной работы.
Сегодняшние выпускники вузов обременены долгами. Покупка дома для них является отдалённой мечтой. Давит чувство социальной несправедливости, ощущение жульничества в экономике, отсутствие ответственности в политике за свои проступки.
Реплика: Только кардинальная перестройка общества на основе всеобщего обязательства, способна исправить существующее состояние. А это возможно только после предварительного распространения всенародного всеобщего воспитания.
Просвещение народа вместо одурманивания его СМИ, является необходимым условием выживания. Поэтому каббала указывает именно на такое действие, и оно должно являться целью работы нашей организации!
Кризис изменил жизненные установки молодежи
Играя в счастье, можно достичь бессмертия.
Научить думать
Вопрос: Как наши мысли влияют на нашу жизнь?
Ответ: Все определяется силой мысли. Нам кажется, что важны наши действия, но на самом деле, нет ничего сильнее мысли.
Чем отличаются камни от растений, растения от животных, животные от людей? – Только силой мысли. Ведь если бы мы измеряли по физической силе, то животные считались бы гораздо сильнее людей.
Только мысль поднимает человека выше всех существ. А мысль зависит от желания. Чем сильнее желание, тем более мощная мысль требуется для его наполнения и обслуживания.
Если желание ребенка неразвито и требует небольших наполнений, то и мысли у него коротенькие. Но представьте, что случилось бы, если бы желание было больше чем мысль: например, желание – 10 граммов, а сила мысли – 5 граммов.
Тогда ребенок мог бы совершать неразумные поступки, ведь его мысль не покрывала бы и не контролировала все желание. Такой ребенок был бы в опасности. Поэтому мы все время учим детей тому, как стоит себя вести, стараясь, чтобы желание ребенка не выходило из-под контроля мысли.
Вопрос: Разве можно научить думать?
Ответ: Мы все время так учим ребенка. Даже животные так обучают своих детенышей. Я не раз видел документальные фильмы о том, как львица выводит своих детенышей из логова наружу, обучая, как вести себя в открытом мире, что можно делать, а что нет. Она показывает, как ловить добычу и чего следует опасаться.
И это при том, что у животных есть природные инстинкты, помогающие им вести себя правильно. А у ребенка нет таких инстинктов, и нам необходимо их восполнить ему разумом, мыслью.
Ребенок может подойти к краю и упасть вниз. А животное не упадет, ведь в нем есть внутренние силы, останавливающие его. Инстинкт – это мысленная программа внутри человека или животного, которая действует подсознательно, непроизвольно.
В человеке почти нет таких мысленных программ, которые называются инстинктами. Ведь человек обязан приобрести такие программы, которые не будут его ограничивать, а, наоборот, поднимут на более высокую ступень.
Если бы в нас действовали такие же запрограммированные инстинкты, как в животных, не позволяющие нам упасть и приблизиться к опасности, мы никогда не смогли бы подняться до более высокого, человеческого уровня. Но поскольку человек готов подвергать себя опасности, рискуя потерять свою жизнь, он может подняться выше своего уровня.
Ведь восхождение со ступени на ступень – это и означает потерю себя прежнего, чтобы подняться выше. Поэтому на человеческой ступени не существует таких природных инстинктов, как у животных, для того, чтобы обеспечить нам возможность развития.
Из 689-й беседы о новой жизни, 09.02.2016
Реплика: Согласно последнему опросу 56% взрослых американцев уверены, что их детей не ожидает ничего хорошего, им будет только хуже. Раньше такого не было.
Несмотря на то, что с официальной точки зрения страна экономически поднимается, безработица падает и зарплата увеличивается, у молодежи нет мотивации – они ничего не хотят! Считается, что в Великую депрессию 29–39-го годов у молодых было гораздо больше мотивации, чем сегодня.
Ответ: Дело в том, что все современные политики – не психологи. У них нет никакого понимания того, что происходит с людьми.
Они не понимают тенденцию развития человеческого общества, которое развивается к осознанию зла, к ощущению пустоты настоящего состояния. Оно, практически, уже не желает никаких материальных благ. В нем начинает превалировать потребность в ощущении смысла жизни.
А смысл жизни - выше того, чтобы набить себе живот, кошелек и удовлетвориться основными материальными ценностями: пищей, сексом, семьей, богатством, властью, знанием. Хотя это вроде бы не видно невооруженным глазом, но внутри общества сейчас происходит понижение основных эгоистических потребностей.
Уже нет того общего направления, которое было раньше. Сегодня оно все больше ориентируется на духовные наполнения, которые еще непонятны и находятся пока на подсознательном уровне.
Правительство не может этого увидеть, поскольку не имеет к этому отношения, не мыслит этими категориями. Но могло бы, если бы сумело правильно сформулировать, что же происходит с обществом. А этой формулировки у правительств еще нет.
Вопрос: Какие выводы они могли бы тогда сделать из того, что взрослые не видят будущего для своих детей?
Ответ: Тогда бы они начали через государственные или негосударственные институты изменять школьные и университетские программы, влиять на средства массовой информации, чтобы постепенно появлялись новые нормы поведения, правильные взаимодействия между людьми.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.03.2016
Мнение: Счастье и позитивные эмоции кажутся нам абсолютным благом. Но, будучи счастливы, мы легче готовы обижать других.
У счастья есть свои темные стороны, одна из которых – оно развивает эгоизм, притупляет способность к сопереживанию, подавляет развитие социальных связей.
Реплика: Каббала, понимая, что наша природа – эгоизм, объясняет, что только развивая устремление к цели, мы сможем достичь счастья.
Причем, не достигая цель, а именно в устремлении к ней. Ведь как только мы чего либо достигаем, наполняем себя, это состояние немедленно обесценивается. Поэтому достижение абсолютного счастья – в устремлении, а не в достижении.
Один человек ничего не может изменить. Он должен примкнуть к системе, которая говорит о единении. Нам надо научиться, как объединяться. Наука каббала объясняет, как это сделать…