Помыслы о свободе – ложь на лжи
Из материалов о принципах воспитания: Даже когда мы вступаем во взрослую, самостоятельную жизнь, наше мировосприятие представляет законченное изделие, изготовленное из трех компонентов: из нашего "материала", т.е. врожденных свойств и наклонностей каждого из нас, а также из факторов, формирующих этот материал на свой лад, – из полученного нами воспитания и воздействия окружения. Ни у кого из нас нет свободы воли – ни в принятии решений, ни в оценке чего-либо в жизни.
Вопрос здесь в том, насколько мы сознаём это. Чувствуем ли мы, что замкнуты в сетке сил? Мы не свободны ни в мысли, ни в намерении. Даже в понимании самого этого факта у нас нет никакой свободы. Отсутствие свободы воли мы также раскрываем по безвыходности.
Это не хорошо и не плохо, ведь речь идет о природе. Но что можно обнаружить сверх того?
Во-первых, для чего нам дали осознать свою несвободу? По-видимому, для того, чтобы мы все-таки захотели выбраться из этого состояния. Вероятно, у нас есть такая возможность.
Тут важно, до какой степени человек чуток к свободе, насколько он понимает, что им управляют всевозможные порывы, в какой степени желает освободиться от них, обрести какую-то новую силу, объективно взглянуть на себя снаружи и подняться над своей природой. И опять-таки, подняться к чему? К другой природе, которая будет над ним властвовать?
Это вопросы не для всех. Немногие в мире задаются и интересуются ими, восприимчивы к ним. По этому критерию мы можем провести абсолютно четкую границу между "человеком" и "животным".
"Животное" – это не упрек, а уровень развития: человек живет так, как диктует ему общество, которое, в свою очередь, тоже несвободно. У детской воспитательницы, у школьных учителей, у родителей, у СМИ, которые формируют мое мнение, тоже нет свободы воли. Все системы, внутренние, и внешние, не действуют сами, а задействуются. А потому и говорить о них не стоит.
Если я ищу собственную миссию, возвышающуюся над этим принужденным течением, то бесполезно искать смысл в его излучинах и водоворотах. Они не имеют значения, я не найду в нем ничего, кроме сил природы, которые управляют всем человечеством и всем мирозданием, включая все его части, на протяжении всего исторического процесса. Ни у кого здесь нет свободы воли.
Жаль тратить время на изучение того, что не несет никакой пользы. Так, в целом, наука каббала относится к нашему миру. Это не презрение. Действительно, нам кажется, что мы приводим в действие какие-то силы и законы, мы насаждаем правила поведения, чтобы жизнь была комфортнее. Мы полагаем, что введение новых законов и создание новых машин сделает мир лучше.
И мы делаем это, не чувствуя, что нами управляют. Ведь само желание быть свободными и как-то улучшить свою жизнь – это не свобода воли, а внутренние порывы, которые вызывает в нас процесс, осуществляющийся свыше.
Вот и выходит ложь на лжи. Даже констатируя собственную несвободу, мы вынуждены производить определенные действия, кажущиеся свободными, но не являющиеся таковыми.
Из урока на тему " Принципы единого воспитания ", 17.03.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.