О физике и поэтике души
В своем комментарии на Книгу Зоар, написанную языком Мидраша, Бааль Сулам подключил к ней язык "Учения Десяти Сфирот" – и тем самым дал нам ключ к этой книге. Его комментарий – не просто толкование, а именно ключ к шифру, к запертой ранее двери.
Например, в Зоаре и в первоисточниках сказано: "Прошел Творец пред его лицом и возгласил". А Бааль Сулам объясняет, что речь идет о подъеме Малхут к Бине. Сначала он осуществляется в малом состоянии (катнýт), т.е. в свойстве суда, а затем Малхут может спуститься от Бины до уровня Йесода – задействовать те получающие сосуды, которые уже способны относиться к дающим и называются "АХАП на подъеме". Тогда Творец "проходит пред его лицом и возглашает". "Возглашение" – это раскрытие.
Тем самым Бааль Сулам предоставляет нам возможность увидеть за языком Мидраша духовные действия. Это неизмеримо облегчает путь и открывает возможности для самоотчета на пути, для углубления в Книгу Зоар.
В ней тоже есть части, написанные языком каббалы, но в целом, язык Мидраша богаче, выразительнее, поэтичнее, красочнее, тогда как ТЭС повествует о "физике" духовных взаимодействий, о психологии души, свойства которой поддаются замеру. Ведь "душа" – это общий сосуд, Малхут мира Бесконечности. Ее словно поделили на части, а их "простучали", проверили, взвесили, изучили их взаимосвязь, способ и порядок их наполнения – и отсюда пошла наука каббала.
Описывать эти вещи можно по-разному: схематически, по образцу системных исследований, либо чувственно. Речь в любом случае идет об одном и том же – о том, как нам исправить и наполнить разбитый сосуд, который мы получили. Но способы описания, в целом, подразделяются на два вида подачи: эмоциональный и рассудочный.
При этом неважно, насколько те или иные фрагменты кажутся нам понятными или наоборот. Читая Зоар, мы должны думать только о свете, возвращающем к Источнику. Так день за днем, грошик за грошиком накапливаются в большое достояние.
Вообще, пока мы еще не достигли "прозрения", т.е. раскрытия Творца на первой ступени после махсома, – до тех пор действует правило, описывающее работу эгоизма: "Поглотил изобилие – и исторг его" (Писания, Иов). Пока что мы "поглощаем изобилие" – иначе говоря, плоды всех наших усилий попадают к силам скверны. Проявляется это в усталости, бессилии, бесчувствии, но на самом деле всё это – видимость. Если бы нам сейчас предложили что-то стоящее, соблазнительное для эгоизма, усталость сразу бы как рукой сняло.
Всё зависит от внутренней энергии, от сосудов-желаний, которые не видят важности в духовном пути – либо из-за недостаточной подсветки свыше, либо из-за добавочного отягощения эгоизма снизу. По сути, это одно и то же – отдаление, увеличение дистанции между светами и сосудами, в результате чего мы чувствуем себя "подвешенными между небом и землей", как будто некое бремя тянет нас вниз, не позволяя воспарить.
В таком случае все наши достижения падают в эгоизм, в скверну. Но мы уже провели анализ, уже выявили это и не должны повторять прежних ошибок. А потому теперь нам дают новое отягощение, над которым снова надо работать. Как?
Прежде всего, не разглядывать лица товарищей, которые выглядят такими же опущенными. Ведь каждый судит согласно собственному изъяну, а на самом деле все они на подъеме. Свет, приходящий в период праздника Песах, поднимает их наверх. Но они не чувствуют этого, и как раз наоборот, испытывают бóльшую усталость, бóльшую тяжесть.
А значит, мне надо относиться к ним так, словно они пребывают уже в конце исправления, – и тогда через них я смогу привлекать всё необходимое. Ведь это я нахожусь на ступенях лестницы и могу определять, где и как притягивать светá. Моя работа не зависит ни от кого другого.
Вопрос: Значит, перейдя махсом, мы сможем "течь" вместе с Книгой Зоар, не испытывая больше отягощения?
Ответ: Там мы ведем другую работу, намного более трудную. Ведь там мы уже способны работать против желания…
Из урока по Книге Зоар, 29.03.2013
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.