Свобода с ярмом на шее
Рабаш, письмо 59: Сказано в Книге Зоар: насколько человек работает в своем сердце, в той же мере над ним царит свет Творца. И это называется верой.
Речь здесь идет о ступени Человека (Адам), который оценивает в сердце величие Творца. По мере того как я обретаю эту ступень подобия Творцу, во мне раскрывается высший свет.
Вначале все мы пребываем в эгоистическом желании и долгое время полагаем, что оно позволит нам достичь чего-то. Этот период называется "семь сытых лет". Затем мы начинаем понимать, что в итоге эгоизм ничего нам не даст. И тогда, отчаявшись в нем, мы обращаемся к желанию отдачи.
Это уже большой переворот: в Египте встает новый царь. Говоря иначе, эгоистическое желание, в котором раньше мне виделись все блага, теперь осыпает меня ударами. Что это за удары? Если взглянуть на современный мир, он полон изобилия для всех. Точно так же сыновья Исраэля в Египте не страдали от лишений, "мяса" у них было вдоволь. Так в чем же проблема? Чего недостает? Что это за новая власть?
Дело в том, что я начинаю понимать, чувствовать: мой эгоизм – это не я. Он становится для меня новым жестоким царем. Я больше не ассоциирую себя с ним, я ищу что-то выше него, а он крепко держит меня и не позволяет уйти…
Сегодня даже бедняки живут намного лучше, чем подавляющее большинство людей каких-то два века назад. Простой работник пользуется благами, которые раньше были уделом немногих. Но проблема в том, что мне плохо, и я ничего не могу поделать с этим ощущением.
Ощутив эту новую власть, мы начинаем искать возможность для побега – ведь при таком существовании жизнь теряет смысл и вкус. Но выясняется, что сбежать невозможно. Я ненавижу свою жизнь, чувствую себя беспомощным, изгнанным, запертым в тюрьму. Меня загоняют в угол семьей и работой, долгами и потребительством. С рождения и до смерти я – раб, мнящий себя свободным и в то же время уже нащупывающий ярмо на шее.
Однако, желая сбежать из рабства, я обнаруживаю еще более тяжелые вопросы: для чего я живу? Мне уже мало простых смыслов этого мира с его "животным" существованием, я обращаю взгляд наверх – есть ли там что-то?
И тогда мне открывается возможность приподняться над этой жизнью. Я прихожу к пониманию и ощущению того, что на самом деле мы живем в другой реальности, а нынешнее восприятие не является истинным.
Отсюда и начинается работа, поиск, благодаря которому мы обнаруживаем, что раскрыть глаза, распахнуть чувства, растворить дверь в настоящую жизнь можно только путем объединения…
Есть личный, индивидуальный взгляд, и есть взгляд общий, пропущенный через общее единство. В призме единства мы увидим совершенно иную картину, однако разглядеть ее очень трудно. Ведь я должен отменить себя, перефокусировать свое видение мира, свой подход к жизни так, чтобы смотреть на всё через группу – через собрание людей, чьи мнения и желания становятся для меня "увеличительным стеклом", "линзой", в которой я вижу реальность.
Это очень непросто – пригнуть голову и признать их великими, позволить им формировать мою картину мира в чувстве и разуме. Если мы выполняем эти упражнения в достаточной степени, согласно уже имеющейся методике, то достигаем результата и, что называется, "прозреваем" – т.е. различаем настоящую систему, в которой живем и которая раньше выпадала из нашего поля зрения.
Итак, начальное исправление на подготовительном этапе состоит в том, что я "пригибаю" себя перед другими. И начало этого самоотречения называется "выходом из Египта". Если раньше эгоизм подчинял меня себе и препятствовал объединению, то теперь я выхожу из-под его власти – я уже способен объединяться. Так я сбегаю от эгоизма, отрываюсь, отрешаюсь от него.
Но пока что это только побег. А затем я прилагаю всё больше и больше стараний к самоотречению в период "малого состояния" (катнýт), при "исчислении омэра": я мал и хочу лишь объединяться с товарищами, еще и еще, всеми силами.
Вот что мы сейчас проходим. И если постараемся, то сможем прийти к получению Торы, т.е. света, возвращающего к Источнику. Пускай мы еще ничего не видим, не понимаем, но вкладываем усилия, желая объединиться над Фараоном, над всем, что в нас есть, – и тогда удостаиваемся единства, в котором раскроется Творец. Это и есть дарование Торы.
А затем мы уже на деле продолжим наше единение…
Из урока по письму Рабаша, 05.04.2013
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.