Реальность без фильтров
Урок в Нью-Джерси. Подготовка к конгрессу
Есть законы природы, которые мы изучаем в формате своего существования. Мы – эгоисты, наш "материал" – желание наслаждений, и во всех своих ощущениях мы ищем возможность насладиться жизнью. Лишь в этом вся наша задача, вся наша жизнедеятельность, все наши старания – каждую секунду испытывать максимум наслаждения при минимуме вложенных усилий.
Так мы и существуем. Вся неживая, растительная и животная природа, а также люди инстинктивно тянутся к самонаслаждению. Такой была тенденция нашего развития на протяжении поколений, и на ней строится вся наша наука: мы изучаем природу с тем же самым намерением, в поиске максимального удовольствия. Наш взгляд на мир, законы, которые мы изучаем, природа, которая проявляется в нашем восприятии себя самих и окружения, – всё проводится через этот "фильтр" и поступает в наше ощущение и понимание согласно непреложной формуле, требующей использовать действительность ради собственной выгоды.
И потому наш ракурс обзора всегда очень узок, очень избирателен и лишен всякой комплексности. Мы не знаем, чтó нас на самом деле окружает. Мы улавливаем и воспринимаем что бы то ни было лишь в мере того, насколько оно отвечает нашему базовому механизму, насколько оно близко к нашей парадигме наслаждения жизнью.
Эта внутренняя программа чрезвычайно ограничивает нас. Ведь мы не видим истинной картины, и хотя в мире есть еще множество вещей, но они ускользают из нашего поля зрения. Мы совершенно необъективны.
Вокруг нас существует множество явлений, о которых мы ничего не знаем, а между тем они имеют прямое отношение к нашей жизни, к нашей судьбе. И потому на помощь нам приходит наука каббала, позволяющая "открыть глаза" и объективно взглянуть на широкий мир – мир, который простирается за пределы наших нынешних органов чувств, ограниченных "фильтром" эгоистичности.
Однако для этого надо приподняться над нашим "фильтром" – лишь тогда мы увидим мир таким, каков он есть. Вот для чего нужна каббала – важнейшая наука, в конечном итоге очень практическая. Ведь помимо изучения собственной природы, мы должны производить определенные действия, чтобы приучаться смотреть на мир без внутренних помех, поднимаясь над своим эгоизмом к восприятию подлинной реальности.
К примеру, бывает так, что, разговаривая с человеком, я чувствую, что не понимаю его. Мне мешают предубеждения на его счет, полученное воспитание, меня отвлекают отдельные детали, которые я в нем вижу. В итоге я очень ограничен в способности его понять. И только если я приподнимусь над своими, привычками, над своей природой, над воспитанием, над узостью суждений – мне все-таки удастся по-настоящему понять другого.
Такое случается со всеми: кто-либо упрекает нас в том, что мы не понимаем его, не желаем его понять, а потом, спустя годы, мы сознаём, что и вправду не поняли его из-за собственной ограниченности. Оказывается, наше суждение было узким и косным, а если бы мы поднялись над этим "частным мнением", то увидели бы человека, какой он есть. И хотя это очень трудно, но возможно.
То же касается нашего общего представления обо всей Природе. Здесь перед нами тяжелая проблема. В отношениях с другими людьми мы можем прибегать к психологическим упражнениям, использовать внешнее влияние, прислушиваться к объяснениям и в итоге замечать свои ошибки, погрешности своего восприятия. Но как выстроить правильное отношение к общей Природе? Как взглянуть на нее не через призму наших привычных представлений? Это уже намного труднее.
Кто объяснит мне, как смотреть на мир другими глазами, будто его вижу не я, а некто не имеющий собственной трафаретной формы? Ведь для этого надо быть предельно независимым от себя самого…
И потому мы используем советы, переданные каббалистами, которые уже поднялись над своей природой, над эгоизмом, что сужает и искажает наш взор. Если мы делаем в точности то, что они говорят, тогда в конечном итоге добиваемся успеха.
Иногда мы ближе к истинной картине, иногда падаем назад и, наоборот, обнаруживаем свою крайнюю ограниченность, заставляющую относиться к всевозможным явлениям очень эгоистически, "узколобо" и даже гневно. Такие состояния мы называем "подъемами" и "падениями". Они помогают нам понять, до какой степени мы подчинены своему эгоизму и как трудно приподняться над ним.
Чтобы выйти из этого плена, говорят каббалисты, нам надо наладить связь с другими людьми и в общей работе между нами стараться смотреть на них как можно более объективно. Согласно формуле "человек да поможет ближнему", мы можем побудить себя к подъему, захотеть возвыситься над собственной природой, которая ограничивает нас. И если мы стараемся в этом, то пробуждаем во внешней Природе особую силу под названием "свет, возвращающий к Источнику". Сила эта помогает нам распахнуть себя, избавиться от ограничений узкого, эгоистического взгляда на мир, сорвать с себя его шоры.
И тогда мы видим добрый, совершенный, вечный мир, лишенный всяких ограничений, относящихся к нашему телу. Теперь у нас другие, особенные органы чувств: не зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, а Кетэр, Хохма, Бина, Зэир Анпин и Малхут. Через них мы воспринимаем неограниченную реальность и в ней ощущаем свою жизнь, уже не зависящую от тела.
Себя мы чувствуем вечными, совершенными созданиями, существующими в вечном, совершенном мире, а к телу относимся как к животному. Так же собака лежит подле хозяина, и у каждого из них – своя жизнь. Связь между ними есть, но человек вовсе не зависит от собаки. Животное тело может жить и может умереть, а Человек в нас продолжает существовать в высшем, беспредельном мире, в вечной реальности. Именно там он ощущает и раскрывает себя.
Этот высший мир мы воспринимаем в особой системе – назовем ее "психологической". Она тоже представляет собой "тело", но уже не физиологическое. Его-то мы и называем "душой". И вся наша цель состоит в том, чтобы раскрыть себя истинных, существующих уже не в материальном теле, не ограниченных заботами о его пользе, – подняться над ним к вечности и совершенству.
Тогда мы обнаружим, что на самом деле вся наша жизнь предназначена только для этого. Тело наше постепенно старится и умирает, т.е. перестает существовать в животной форме и возвращается в неживую, – а мы продолжаем жить, потому что внутри обрели подлинное бытие. В этом и заключается цель, которой мы хотим достичь посредством изучения науки каббала.
И главное здесь – не сама учеба, а действия, которые мы должны производить между нами, чтобы с их помощью на деле развивать новый, неограниченный орган чувств.
Вот почему мы собираемся в группы. Начало этому положили первые каббалисты тысячи лет назад. Они тоже организовывали для себя группы, уже понимая, сообразно с высшей духовной природой, каким должен быть распорядок в них, какие отношения надо устанавливать между товарищами.
Ведь в группе все должны быть именно товарищами, объединяющимися между собой, заботящимися друг о друге, чувствующими и поддерживающими друг друга. Группа должна быть полноценной, т.е. составлять одно целое, в котором все восполняют друг друга и создают нечто единое.
Выстраивая это единство, мы обретаем тот самый механизм, который способен улавливать, ощущать высший мир. Ведь мы выходим из самих себя и существуем вне своего эгоизма. Вот для чего мы формируем группу согласно советам каббалистов. Они – наши учителя, и мы действуем подобно им.
Речь идет о практической науке, в которой всё проистекает из накопленного опыта. Тысячелетиями люди, прорывавшиеся в высший мир, на себе проявляли всевозможные средства, на себе испытывали самые разные способы продвижения – и описывали это для нас. Мы же сегодня используем уже готовые, проверенные рецепты.
Кроме того, в наше время мы и сами разрабатываем дополнительные средства, которые помогают нам в продвижении. Ведь условия в каждом поколении меняются, поскольку наш эгоизм постоянно растет.
А сегодня он не только растет, но и "закругляется", что представляет еще одну проблему. Мы уже не просто эгоисты – из-за своего усилившегося эгоизма мы хотим отстраниться друг от друга. Это видно по статистике разводов, и вообще, по общим веяниям: каждому нужна своя квартира, своя машина, свое "местечко". Мы предпочитаем общаться по мобильникам, либо через интернет, в социальных сетях, но не с глазу на глаз, не тет-а-тет. И хотя нам кажется, что всеобщая взаимосвязь растет, в действительности, наоборот, мир становится всё более разобщенным, разрозненным, раздробленным.
И вместе с тем, стремясь отдалиться друг от друга, мы все-таки чувствуем, что "повязаны" между собой. Потому-то мы и создаем искусственные системы, позволяющие держать связь, сохраняя в неприкосновенности собственное эго. Каждый сидит в своей ячейке, в своем углу, со своим смартфоном, со своим компьютером, со своим почтовым ящиком. И это мы называем "связью" – лишь бы не соприкасаться друг с другом по-настоящему.
Эти новые явления в нашем мире требуют от нас разрабатывать новые методы, которые позволят приподняться над эгоизмом и выйти в ощущение подлинного мира, в истинное восприятие, не пропущенное через наш эгоистический "фильтр". И потому, помимо обычных форм, мы применяем также семинары. Я уже вижу, что в будущем у нас появятся и другие подобные средства – через несколько месяцев или лет, в зависимости от продвижения мира и нашего продвижения в нем.
Но, так или иначе, все эти методы призваны лишь к тому, чтобы мы могли подниматься над собой, над своей природой, не оставаясь заключенными в тюрьме собственного тела.
Из урока на тему "О важности конгресса", 10.05.2013
Восприятие реальности: приближение к свету
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.