Хватит скучать, начинаем работать!
Вопрос: В чем духовный корень равнодушия?
Ответ: Духовный корень равнодушия заключен в состоянии покоя, к которому тянется наш эгоизм. Ведь это самое низкое эгоистическое наслаждение: я лежу, ничего не делаю, наполняю свое зрение развлекательными картинами, слух мелодичными звуками, рот - вкусной едой, нос - приятными ароматами.
Если наполнение полное, то у меня не остается никаких потребностей, а нет потребностей - нет движения. Можно наслаждаться покоем!
Вопрос: Как же преодолеть равнодушие, особенно во время семинара, когда меня вдруг одолевает скука и безразличие?
Ответ: Мне непонятно, как можно скучать на семинаре, если он предоставляет такую возможность работы. Я слушаю товарищей и весь горю. Прежде всего, мне нужно включиться в каждого. Первый говорит какие-то глупости. Но я отменяю себя и проникаю в его слова, принимая их как речь пророка Элиягу. Я вхожу в товарища и хочу жить внутри его слов. Они для меня лишь повод включиться в него.
После него говорит другой товарищ, который предается таким философским рассуждениям, что я с трудом дожидаюсь пока он закончит. Здесь у меня возникает другая работа: я вхожу в него, страдаю и вижу, правильно это или нет. Все это не для того, чтобы критиковать, а чтобы помочь себе еще глубже включиться в него. Чем больше мой эгоизм критикует товарищей, это помогает мне еще глубже проникнуть в каждого из них.
После того, как мы заканчиваем круг обсуждения, я включаюсь в каждого и будто взрываюсь от переполняющих меня впечатлений. И полон я не их словами, ведь даже не помню, что они говорили - а своими усилиями включиться в них.
Нужно смотреть на семинар как на возможность включиться в товарищей, несмотря на всю свою критику. Поначалу мне кажется, что один говорит глупости, другой слишком длинно, третий вообще не слышал вопроса, четвертый даже не понимает, куда попал. Но все это совершенно не важно! Даже если бы я поехал в другое место для такого обсуждения в круге, то тоже включился бы в собеседников и проделал ту же работу. Я получил бы от них ничуть не меньше, чем здесь.
Как мне может стать скучно, если я все время работаю. Неважно, что говорит товарищ - я стараюсь проникнуть все глубже и глубже и почувствовать внутренний космос, скрывающийся в нем. Любой из них для меня - словно материнское лоно для зародыша. Соединяя их всех, я строю это материнское лоно - вхожу внутрь и ощущаю себя внутри некого пространства, внутри человека.
Каждый товарищ - это мое окружение. А заканчивая полный круг, я выстраиваю себе из них сферу, словно пузырь с околоплодными водами для младенца в животе матери. Таким младенцем я ощущаю себя. Я вхожу в товарища и раскрываю там внутреннее пространство, пытаясь в него вжиться и за счет своих мыслей, отторжения, начать различать, что в нем есть.
Начните работать! Такая внутренняя работа и называется собранием товарищей, а не споры по внешним вопросам.
Из урока по статье Рабаша, 14.02.2014
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.