Обольщенные светом
Бааль Сулам, "Предисловие к ТЭС": После того как человек удостоился возвращения из трепета… он видит воочию, что существует управление вознаграждением и наказанием. И ему ясно, что все многочисленные страдания, которые он когда-либо испытывал, были ему наказанием от управления Творца за совершённые грехи.
Почему человеку раскрывают это управление? Потому что оно не может испортить его. Каждый раз мы получаем такую меру скрытия, которая не позволит нам очернить Творца и Его управление в своих изначально разбитых желаниях и тем самым опуститься еще ниже.
Нас постоянно охраняет скрытие нужной степени. Так же родители, предъявляя детям то или иное требование, как будто умаляют свою любовь. Они демонстрируют жесткость, суровость и непреклонность – в той мере, какой требует благо низшего. Ограничивая свою любовь, они и сами сожалеют об этом, но другого выхода нет. Это и есть "страдание Шхины", которая обязана скрывать себя от низших.
Однако когда человек раскрывает управление, основанное на вознаграждении и наказании, для него словно снимаются все ограничения. Теперь он может куролесить, как ребенок, обнаруживший безоговорочную, беззаветную родительскую любовь. Это устраняет все барьеры.
Каббалисты много писали об этом. Сказано в Писаниях: "Щадящий розгу свою ненавидит сына своего". Необходимо проявлять нажим и твердость, верно балансируя между судом и милосердием.
И потому Творец должен скрывать Себя от получающего желания. Он может раскрываться только дающему желанию – причем не в части светов, а в части своего управления. Разумеется, это тоже свет, но относящийся не к чувству, а к разуму.
Здесь мы видим начало человеческого развития. И нам должно быть ясно: человек продвигается, только если обретает необходимые экраны и силы. Благодаря этому, даже если Творец раскрывается в абсолютном добре, в любви и готовности всё сделать ради него – это не портит человека. Он и тогда оберегает себя так же, как в сокрытии, и даже более того. Ведь в сокрытии ему нечего было воровать, а теперь есть – и он сдерживает себя.
В сокрытии Творец не представлялся ему добрым, человек не раз проклинал Его и не соглашался с Ним. Теперь же, видя Доброго и Творящего добро, он обязан остерегаться, чтобы это не испортило его. Нельзя, чтобы само изобилие или отношение к его Источнику подорвали трепет человека. Напротив, этот трепет должен расти: "Смогу ли я на этой высоте совершать отдачу Творцу? Смогу ли приподняться над всем, что мне раскрылось?"
Раскрытие Творца очень ослабляет нас, оно расточает упоительные комплименты желанию. Творец словно говорит: "Делай всё, что хочешь. Запретов нет. Бери полцарства, бери всё царство". Здесь-то и кроется проблема: способны ли мы не поддаться этой путанице. Ведь главное – не наслаждения, а именно сумбур, иллюзия. Я вдруг воспаряю в облака: "Всё в порядке, всё разрешено, всё просто. Раньше я не понимал, а теперь вижу, что всё идет от Творца и пронизано любовью. Более того, у нас с Ним полное взаимопонимание, он прямо-таки потакает моему желанию…" Тут-то меня и поджидает фиаско.
А потому вначале я должен все время работать над желаниями, пока не приду к желаниям отдачи. Тогда Творец откроет мне Себя, и я должен буду продолжать путь. Однако это "раскрытие нараспашку" – всего лишь хитрость, изнанка приглашения к тому, чтобы я растил экран и проявлял изобретательность против своего злого начала, против Фараона. Творец с Фараоном словно приходят ко мне вместе, как в "Свитке Эстер", где трудно разобраться, кто Творец, а кто Ахашверош. Царь поддерживает Амана, а Мордехай сидит на улице у врат – и в лучшем случае непонятно, кто из них прав.
И здесь мы не можем обойтись без поддержки окружения, которое пробуждает человека к жизни.
Из урока по "Предисловию к Учению Десяти Сфирот"", 26.01.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.