Наука рождения на свет
Конгресс в Майами. Урок №1
Бааль Сулам, письмо 13: …Это произошло с вами по той причине, что вы небрежно отнеслись к моей просьбе прилагать старания в любви к товарищам. Объяснял я вам всеми возможными способами, что этого чудесного свойства достаточно, чтобы восполнить всё, чего вам недостает. И если не сможете подняться к небесам, то разве не указал я вам, как действовать на земле? Почему же вы совсем не усилили эту работу?
Мы сами рисуем картину нашего мира в собственных свойствах. В принципе, мы различаем два вида воздействий на свое получающее желание:
- то, что для нас хорошо и удобно;
- то, что плохо для нас, что угрожает нам.
Весь наш "материал" – это желание наслаждений, разделенное на пять уровней: от нулевого до четвертого. И на всех этих уровнях у нас есть множество свойств, в целом сводящихся к тому, как получать наслаждение. Поэтому в своем ощущении реальности мы улавливаем из света Бесконечности, наполняющего всю действительность, те грани, которые могут принести нам наслаждение или нанести урон. Это мы и обрисовываем в своем восприятии, из этого и соткана вся картина нашей реальности.
Картина эта очень мала и очень ограничена, о чем каббалисты говорят нам уже тысячи лет. А в последнее время к ним присоединяются и ученые, признающие, что мы улавливаем лишь крохотную часть действительности.
Как же увидеть настоящую реальность? Не ту, в которой мы рождаемся, живем и умираем. Не ту, в которой мы чувствуем себя малыми, несчастными и ограниченными.
Каббалисты говорят, что подлинную действительность, так же как и свет Бесконечности, в котором мы пребываем, можно ощутить лишь при условии, если мы расширим свои инструменты восприятия. И потому наша наука называется "наукой получения": с помощью этой методики мы можем расширить свои средства восприятия и, помимо реальности, воспринимаемой в пяти органах чувств – зрении, слухе, вкусе, обонянии и осязании, – подняться ступенью выше к пяти дополнительным ощущениям.
Для этого нам надо приступить к изменению своего получающего желания, чтобы воспринимать не только то, что важно ему, в позитивном или негативном смысле, но и то, что вне его, опять-таки в позитивном или негативном смысле. Как же это делается?
Мне надо облачиться в кого-то вне меня, приподняться над собственными ощущениями, положительными и отрицательными, к восприятию того, что хорошо или плохо для другого. Если я улавливаю чьи-то ощущения, пускай хотя бы ощущения одного человека, то уже выхожу из самого себя и начинаю воспринимать мир таким, каков он есть – в первичной, малой мере. А затем я могу расширять свой выход за пределы себя – еще и еще – пока не уловлю реальность, совершенно от меня не зависящую. Это называется восприятием выше собственного разумения, над своим получающим желанием.
Мы уже долгое время находимся в процессе этого развития. Материал желания развивался от неживого уровня к растительному, затем к животному – и всё это было развитием получающего желания в его самоощущении. Оно расширяло свою способность усваивать те или иные воздействия внутри себя, пока не реализовало эту опцию до конца. Больше ему нечего добавить в себя, и теперь оно чувствует ограниченность.
Вот что происходит в современном поколении: мы начинаем ощущать отсутствие интереса к жизни, к развитию, ко всему, чем занимаемся в этом мире. Мы уже не можем управлять собою и миром, как раньше. Эгоистическое желание исчерпало себя, эту ступень мы завершили.
И потому в дальнейшем желание будет подталкивать нас к следующей стадии развития. Сказано о Фараоне, что посредством бедствий и страданий он побуждал сыновей Исраэля к выходу из Египта. Вот и мы сегодня ощущаем беспомощность в своей жизни. Эгоизм, властвовавший над нами, демонстрирует, что больше неспособен наполнять нас. Всеми силами мы стараемся отыскивать новые смыслы, удовольствия и занятия в жизни, но всё это ведет лишь к спаду: чем лучше мы стараемся жить, тем хуже наша жизнь. Даже те, кто имеет всё, не испытывают внутри радости и счастья. А кроме того, наше материальное бытие становится всё тяжелее. Мы поистине скатываемся.
Именно это состояние и должно было возникнуть. В свое время из-за него сыновья Исраэля бежали из Египта. Они бы и хотели остаться, но получили такие удары и страдания, что у них не осталось другого выбора, кроме побега.
Начиная работать над собой, каждый каббалист как будто бы хочет выйти в светлый и прекрасный духовный мир, в лучезарное будущее, которое открывает все горизонты. Однако на пути он обнаруживает обратное – трудную внутреннюю жизнь, тяжелые условия, которые давят на него. И давление это вызвано как раз тем, что он продвигается вперед не обычным эгоистическим путем. Вместо этого, по безвыходности, сдавленный обстоятельствами, он должен пройти состояние духовного рождения – побег из Египта, подъем над эгоизмом, выход из себя наружу, к ощущению "вне тела" – то есть приходящему через других.
В нашем мире рождение тоже сопровождается схватками (цирим – צירים) – иными словами, бедами (царот – צרות), проблемами, давлением. И в особенности эти ощущения даются тем, кто занимается наукой каббала, – чтобы помочь им, подтолкнуть их вперед. Так же матка давит на плод, чтобы родить его.
Однако наука каббала не просто рассказывает нам о рождении, обретении нового восприятия и переходе от поглощения в себя к высвобождению наружу, от получения к отдаче. Речь идет не о теоретическом изучении процесса, не о философии – каббала помогает нам самим реализовывать этот процесс духовного рождения.
Ведь, подобно плоду в материнском чреве, мы должны почувствовать тесноту, темноту, сдавленность, удушье и необходимость собственными силами помочь процессу. Это очень неприятное ощущение, и потому нам дали науку каббала – прежде всего, чтобы понять и познать процесс, а во-вторых, чтобы сделать его легким и быстрым.
Благодаря каббале я знаю, чтó мне предстоит, сознаю, что должен выйти из внутреннего ощущения во внешнее, чтобы в своем восприятии реальности не ограничиваться пятью органами чувств, а видеть мир вне меня, вне материнского чрева. И тогда я содействую себе в этом. Как?
Мне нужен "акушер", чтобы не родовые схватки толкали меня к выходу из этого мира, а сила извне, которая потянет меня вперед. И тогда рождение пройдет легко – вместе с "водами", т.е. со свойством милосердия.
Для этого нам нужна помощь извне, которую мы организуем, с помощью группы вызывая снаружи ту самую влекущую силу. Сказано об этом: "Человек да поможет ближнему". Группа может вытянуть меня из этого темного мира на свет, она поможет мне поднять восприятие с пяти телесных органов чувств на следующий уровень, чтобы я всё увидел в отраженном свете, не поглощая, а напротив, обращаясь вовне.
Отсюда проистекают такие термины как "отдача", "любовь", "милосердие" – все они, по сути, говорят о восприятии реальности в ином свойстве, когда я сменяю свое желание, на желание ближнего. Если основную свою заботу я переношу с себя на ближнего, то словно бы тянусь из материнского чрева, из этого мира, из ощущения этой реальности наружу. Тогда мое усилие вызывает ответное воздействие Высшей силы, которая помогает мне пройти этим путем и родиться.
Такова первая ступень, которую мы должны пройти, и она особенно тяжела. Так же и в нашем мире, несмотря на все старания облегчить процесс рождения, сделать его легким и безопасным, – это всегда чудо, подобное "чуду выхода из Египта". В этом этапе развития кроется нечто новое, необыкновенное – и уж тем более если говорить о рождении духовном.
Из 1-го урока конгресса в Майами, 23.05.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.