Любовь: не то, что мы думали
Бааль Сулам, "Дарование Торы": На самом деле для человека, который еще пребывает в природе творения, нет совершенно никакой разницы между любовью к Творцу и любовью к ближнему, так как всё, что находится вне его, является для него нереальным.
Я не могу почувствовать ближнего самого по себе. Я ощущаю его в той мере, насколько завишу от него. Иными словами, я чувствую не ближнего как такового, а свою зависимость от него: сколько я могу потерять, если с ним что-то случится.
Только такими расчетами мы руководствуемся относительно чего бы то ни было. Даже мать заботится о малыше, ощущая, какой урон могут нанести ей его беды и проблемы. Это и есть мерило того, что мы зовем "любовью". "Я люблю тебя" – значит: я завишу от тебя. И потому это вовсе не духовная, а материальная любовь: я наслаждаюсь кем-то и боюсь, как бы с ним не случилась беда, потому что это принесет мне страдание. Я люблю того, с кем мне хорошо. Или это мой отпрыск, или он доставляет мне удовольствие.
Мы же говорим совсем о другом – о том, как, исходя из любви к творениям, обрести любовь к Творцу. И хотя мы используем пример материнской любви в нашем мире, в действительности нам неизвестно, что такое любовь на человеческой ступени.
Мы должны сформировать любовь совершенно нового свойства. Само слово вводит нас в заблуждение, и надо здесь остерегаться ошибок. Речь идет о совершенно иных отношениях и деталях восприятия, об отдаче, идущей от меня наружу – к тому, кто находится вне пределов моих ощущений. Сегодня я ощущаю каждого, ощущаю происходящее в мире только из расчета на прибыль или из опасений урона. Получающее желание ищет источники наслаждений, либо сторонится того, что может ему навредить. Только эти вещи входят в меня, а всё остальное, не относящееся к моему удовольствию или моим страданиям, я не ощущаю.
Ведь мой "чувствительный элемент" – это желание наслаждаться. Оно – тот "экран", на котором отображается моя картина реальности. В таком режиме отображения я могу видеть лишь вещи, укладывающиеся в шкалу личного интереса, будь то польза и вред, доходящий до страданий. И есть вещи, которых я не чувствую, потому что они не несут мне наслаждения или боли, – например различные поля, волны, рентгеновские лучи и пр. Однако по мере развития мы распознаём всё больше вещей, которые стоит иметь в виду, поскольку они могут принести пользу или вред.
То же касается и товарищеской любви: мы не знаем, что это такое, не различаем ее в наших нынешних органах чувств. Казалось бы, почему? Разве это не здорово, когда тебя любят? Однако речь идет не о любви товарищей ко мне, а о моей любви к ним, когда я отдаю им всего себя, забочусь о них, помогаю им. Кому в нашем мире нужна такая любовь? Вот если бы они любили и обслуживали меня – тогда другое дело: "Я свободен для вашей любви, пожалуйста. Кто первый?"
Но мы говорим о переходе на ступень любви к Творцу, о поручительстве. Цель творения – возлюбить ближнего. И наслаждаемся мы при этом отдачей. Только отдачей не ради самонаслаждения – напротив, мы совершаем ее вопреки желанию, на преодолении.
Итак, надо чуть больше уделять внимания правильной трактовке нашей работы в группе. Нельзя истолковывать ее согласно привычным стереотипам этого мира. Близость, любовь, объединение – всем этим понятиям есть место только над планкой преодоления, над махсомом. А до тех пор я ничего не преодолеваю – просто прохожу период подготовки.
Из урока по статье "Дарование Торы", 24.09.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.