Если вы откроете молитвенник каббалистов, то увидите там отдельные буквы, а не слова, ведь речь идет об ощущениях, внутренних действиях, экранах, отталкивании и притяжении света. В духовном нет слов.
Если мы берем слова из нашего мира и начинаем соотносить их с духовным – это нормально. Но можно обойтись и без слов. У человека, пребывающего в духовном, нет слов.
Бааль Сулам молился, чтобы его опустили с его уровня на такую ступень, где можно найти слова и передать низшим какие-то постижения, облаченные в слова этого мира, чтобы они могли хоть что-то понять.
Но в духовном есть только ощущение. Я не должен облачать его в какие-то слова, ведь у меня есть решимот и "вкусы" (таамим), которые я ощущаю. Мне не нужно их себе пояснять – только если я хочу поделиться своим впечатлением с другим. Но пояснение всегда ограничено. Никакое слово не может включить в себя его наполнение.
Поэтому молитва – это работа в сердце, крик из самой глубины сердца, без всякого языка и молитвенника. Молитвенник написали нам каббалисты, члены Великого Собрания, перед выходом в изгнание, когда мы упали с духовного уровня.
Ведь если ты падаешь из осознания духовного мира в этот мир, то тебе нечего сказать о духовном. И потому они написали нам молитвы, чтобы хотя бы таким образом мы говорили о нем.
Ведь связь все-таки остается, и когда в период изгнания множество людей произносят по этой книге слова, они в любом случае вызывают некоторое воздействие окружающих светов, сохраняющих народ. Но это только в период изгнания и на короткое время. И это не настоящая молитва.
А сейчас мы пришли уже к такому состоянию, что должны начать работать из точки в сердце, увлекающей нас обратно в Бину.
Из урока по Книге Зоар, 18.10.2010