Зоар, глава "Ваигаш", п.2: Однако всё было сотворено Торой, и всё достигло совершенства благодаря Торе. И как Тора начинается с буквы "бет", так же и мир был создан буквой "бет".
Ибо до того как Творец сотворил мир, т.е. Нукву, явились перед Ним все буквы и вошла каждая, начиная с конца, т.е. в порядке тав-шин-рейш-коф, а не алеф-бет-гимел-далет.
п.3: Явилась пред Ним буква "тав" и сказала: "Желаешь ли Ты сотворить мир мною?". Сказал ей Творец: "Нет. Ибо из-за тебя умрут многие праведники. ...И поэтому мир не будет сотворен тобой".
п.4: Явились три буквы: шин, коф, рейш, – каждая самостоятельно. Сказал им Творец: "Вы не достойны, чтобы вами был создан мир, ибо вы буквы, которыми называется "ложь" (ш́екер), а ложь не достойна вставать предо Мной".
Можно сравнить это с тем, как мы просим Творца, чтобы Он помог нам соединить желание (кли). Ведь буквы – это строение малхут. В сущности, именно ее мы и желаем выстроить из наших точек в сердце.
Поэтому мы словно приходим к Творцу с нашим желанием (хотя сейчас мы еще не осознаем этого), кричим как младенцы, не зная, чего именно просить, но это действует так, будто мы обращаемся к Творцу во всевозможных формах, буквах, а в ответ ничего не получаем – пока не раскрываем правильного желания – правильной буквы.
п.5: Явились буквы: пэй и цади, – и так же все остальные, пока не дошли до буквы "каф". Когда каф спустился с кетера (короны), стали содрогаться высшие и нижние, пока не состоялось всё с помощью буквы "бет", которая является знаком благословения (брах́и), и с ее помощью мир достиг совершенства и был сотворен.
Мы должны достичь такого желания, такого состояния, в котором только благословением свыше наш духовный сосуд может родиться, и никакими иными нашими усилиями - только если мы включаемся в ту же силу благословения, в единство с Творцом.
Из урока по Книге Зоар, 06.06.2010
Как попросить, чтобы тебя услышали?
Вопрос: Мы должны поднять МАН (молитву). Это действие в желании?
Ответ: МАН означает, что я прошу силу отдачи. Из малхут я обращаюсь в Бину и прошу от Бины способность отдавать.
Но я должен достичь такого состояния, что наполняюсь этой молитвой (МАН), и этого мне достаточно, я испытываю радость от того, что способен поднять МАН.
Как это состояние описано в Торе? Ты выходишь в свет дня. День для тебя – когда у тебя ничего нет, ты ходишь по пустыне, ищешь МАН – желание отдачи - и когда находишь его - он оживляет тебя, наполняя все твои вкусы. Все, что ты желаешь, есть в нем.
Но что это за вкус? Откуда это? Что представляет собой этот МАН? Он приходит к тебе от Бины, и тогда тебе достаточно лишь самой возможности просить у Творца: "У меня есть с Ним связь. Я могу просить у Него. А больше мне ничего не нужно".
Но ведь я хочу, чтобы у меня было желание, в котором я раскрою Творца?.. Нет. Я довольствуюсь даже самим стремлением к Нему. Это для меня сейчас наполнение. Связь с Творцом через группу наполняет меня.
Но какая связь? Откуда у тебя что-то есть? Ничего нет. Но я могу так обратиться к Нему? - Этого достаточно. Это называется "хождением по пустыне", обретением свойства "хафец хесед" (ничего не желающий).
Ведь в пустыне у тебя ничего нет, ты действительно ничего не желаешь для себя. Но это обретение исправления свойством отдачи – подобие Творцу, и в этом твое наполнение.
Из урока по Книге Зоар, 06.06.2010
Вопрос: Слышит ли Творец мою молитву? Может ли Он ко мне измениться?
Ответ: Нет! Он постоянен - а ты просишь Его измениться. То есть ты говоришь Ему: "Знаешь, вчера Ты не очень хорошо со мной поступил. Сегодня я прошу Тебя, будь человеком!" Но как Он изменится?
Ты не понимаешь, зачем тогда тебе молиться? Ты молишься – просишь, чтобы Он изменил тебя, и тогда ты почувствуешь от Него другое отношение.
Как маленький ребенок – разве родители меняют к нему отношение? Они всегда относятся к нему с любовью, но он иногда говорит: "Мама плохая!"
А как сделать, чтобы мама была хорошая? Самому поменяться!
Из урока по статье из книги "Шамати", 04.06.2010
Просите у Творца совершенства!
Зоар, глава "Бехукотай", п.24: …Ибо справедливость исправляется и восполняется только лишь с помощью милостыни.
Как сказано: "Милостыней (праведностью) будешь утверждена". И это говорится о Кнесет-Исраэль, т.е. малхут.
Ибо только с помощью праведности она достигает совершенства. …И это происходит благодаря пробуждению снизу.
Что означает МАН, просьба, слезы, милостыня, "врата слез", молитва?
Это значит, что я хочу стать подобным Творцу. Только при условии, что моя просьба - лишь об этом, я пробуждаю Зеир Анпин, и Он воздействует на Малхут.
Только если низший желает уподобиться высшему, высший может подействовать на него, поднять его на следующую ступень, дать ему силы и понимание, что значит быть высшим.
Ведь что еще может дать высший? У Творца есть лишь совершенство, и только уровни этого совершенства он может передать нам – поступенчато, согласно нашим состояниям.
Поэтому нам нечего просить у Творца, - только возможности постепенно уподобиться Ему, каждый раз все больше и больше сравниваясь с Ним по свойствам.
Ему нечего нам дать, кроме нашего исправления, чтобы мы действительно стали ему подобны. Такова наша связь с Творцом.
Поэтому все остальные крики и слезы, которые мы проливаем в этом мире, ни к чему не приводят. Мы видим также на протяжении истории, что это не помогает.
Только если я достигаю "точки переключения", начиная с которой и далее я хочу быть подобным Творцу, когда я точно определяю, кто Он, что Он собой представляет, чего мне не хватает, к чему я действительно должен стремиться, если я делаю свое желание подобным Его желанию, - это сразу же срабатывает.
Это и называется молитвой бедняка, слезами, вратами слез и милостыней.
Из вечернего урока по книге Зоар, 15.03.2010
Вопрос: Для кого я прошу свет, возвращающий к источнику, - для моих будто бы исправленных товарищей, или для себя?
Ответ: Человек просит, исходя из глубокой внутренней потребности, желания. Желание должно быть за общество. Ведь если мы говорим о достижении духовного, то в духовном нет личного расчета ни с кем.
Нет такого, что в духовном я существую. Я – это общность душ, в которую я включен. И потому человек не может оставаться там один, в отрыве от других.
Так для какой жизни он просит силу? Сила жизни – для общего тела единой души. Значит, он должен просить силу для того, чтобы отдавать этому телу. Вся его жизнь определяется тем, сколько он отдает общей системе.
Поэтому, даже если его молитва вызвана желанием получить силы, - это молитва о том, чтобы у него были силы отдавать общему телу души. И потому, просит ли он за всех или просит за себя – это одна и та же молитва.
Когда мы говорим о том, что есть "молитва одного", и есть "молитва многих" – это все еще неисправленная молитва. Нет иной молитвы, кроме "молитвы многих" – молитвы за общество.
Но пока человек еще не находится в полностью исправленном состоянии, он частично просит за себя, а частично за общество. Согласно этому его исправляют, корректируя его направление, чтобы он чувствовал, где лучше, где хуже, и так приводят к правильной молитве.
Из урока по Книге Зоар, 24.05.2010
Зоар, глава "Ваикра", п.87: Поскольку Тора вышла из Бины, первые скрижали тоже были написаны из Бины.
Сказано: "начертано на скрижалях". Читай не начертано (харýт), а свобода (хэрýт).
Это настоящая свобода, поскольку представляет место, от которого зависит вся свобода. Ибо свобода от всех сил скверны достигается только с помощью светов Бины.
Нет в Торе спорной вещи, в котором не сводилось бы всё к одному месту – к Малхут, и не сходилось бы к одному источнику – к Есоду.
Мы, материал творения, желание насладиться, наполнить себя. Оно может только получать. Если его намерение получать - ради себя - это намерение, а не желание, мы называем "зло".
Ведь желание – это материал, который не изменяется, о нем нельзя сказать – хорошее оно или плохое. Это определяет намерение - хорошее оно или плохое. И в нем наша свобода выбора.
В желаниях, находящихся в нас на неживом, растительном и животном уровнях, у нас нет свободы выбора, мы ничего не можем в них изменить.
Это подтверждают все больше и все научные исследования. Единственное возможное изменение – на человеческом уровне, в намерении над желанием.
Само по себе желание создано Творцом и дано нам в неизменном виде. А намерение над желанием изначально дано нам эгоистическим, "ради себя", и мы должны постановить, что это намерение – плохое, поскольку направлено против объединения, против отдачи ближнему, отдачи Творцу.
Но намерение может быть обратным – "ради других", отдачи, и тогда оно называется "добрым началом".
То есть, "злое начало" и "доброе начало", добро и зло определяются по намерению, а само "начало" – желание неизменно.
Это намерение – только на уровне человека. Намерение уподобиться Творцу называется добром, а противоположное ему – злом. Реализуется намерение – в единении или отдалении от других.
Поэтому из своих намерений я должен выбрать только те, в которых обладаю свободой выбора – соединяться ли с другими в общем намерении взаимной отдачи, в чем мы уподобляемся Творцу.
И только здесь я определяю добро или зло - или относительно моего эгоизма, или того, что постановляет Творец.
Поэтому, если мы желаем исправить себя, это может сделать только Бина – высшее свойство отдачи.
Приходя к желанию наслаждаться, она меняет ему плохое свойство на хорошее, то есть намерение ради получения – на намерение ради отдачи.
Из урока по Книге Зоар, 17.05.2010
Вопрос: Вы говорили, что есть три составляющих намерения во время чтения Книги Зоар:
1. Все, что я читаю в Зоар, происходит внутри меня,
2. Я ощущаю, что изучаю Зоар вместе с товарищами, и чувствую их,
3. Объединение между нами возможно лишь за счет высшего света.
Как можно удержать три этих намерения одновременно, в течение всего времени, и на что сделать акцент?
Ответ: Только на всех их вместе! Как говорит Бааль Сулам, человек должен все время быть в намерении "Исраэль, Тора и Творец едины". А если он больше выделяет одно из них по сравнению с другим, то отклоняется с пути.
Ведь речь идет о единой реальности, называемой Мир Бесконечности, где Творец, творение и все мироздание со всеми свойствами, добро и зло, прошлое, настоящее и будущее, - все, что только можно себе представить, раскрывается в одной точке – в связи, называемой "слияние".
И потому только об этом состоянии я должен думать, все время ощущая, будто нахожусь в ней, стремиться к нему.
А все помехи, которые раскрываются, предназначены только для того, чтобы я все более правильно направлял себя к этой точке слияния, в которой все свойства дополняют друг друга.
Поэтому я, группа и Творец, Книга Зоар, которую я читаю, и все происходящее во мне, - все это вместе включается в Бесконечность.
Ведь мы хотим раскрыть одну реальность, единственно существующую. Мы и сейчас находимся в ней, только чтобы раскрыть ее, должны стремиться к этой картине.
А каждая ступень, каждое мое состояние – эта та же Бесконечность, только мы раскрываем ее в приближении к ней, во все большей резолюции, с большей точностью.
Но каждая ступень - это те же десять сфирот, которые лишь раскрываются больше - от капли семени (точки) до полного парцуфа.
Поэтому намерение должно состоять в том, что все пребывает в состоянии Бесконечности, в котором я тоже нахожусь.
Я только желаю, чтобы оно мне прояснилось, чтобы его мелкие детали стали крупнее и дополнили друг друга, чтобы я, группа, Творец и все состояния раскрылись как одно целое.
Необходимы только усилия – и это придет. Не стоит думать, как соединить все составляющие вместе.
Наоборот, нужно стараться увидеть конечную, совершенную картину, в которой я нахожусь.
Из этой картины, с которой ты хочешь быть связан, приходит окружающий свет. Именно он нам необходим, чтобы достичь раскрытия.
А любое отклонение к отдельным составляющим этой картины лишь ослабляет окружающий свет.
Мы должны стремиться "познать", как говорит Бааль Сулам (п.155, "Предисловие к Талмуду Десяти Сфирот"), а "познать" – значит достичь слияния, связи с той самой картиной, которую я сейчас стараюсь себе представить, как сказано: "И познал Адам Хаву".
Из подготовки к уроку, книга Зоар, 29.04.2010
От иллюзии – к ощущению реальности
Вопрос: Есть личное намерение человека, и есть намерение группы. Каким должно быть групповое намерение во время чтения Книги Зоар?
Ответ: Тем же самым. Намерение группы не может быть другим. Группа – это совокупность личностей, которая только усиливает личное намерение каждого человека.
Поскольку в моем намерении нет достаточной силы, чтобы привлечь свет, возвращающий к источнику, который раскроет мне все, что я читаю сейчас в Зоар, я должен соединиться с другими.
Если бы мои товарищи передавали мне сейчас свои намерения, и их намерения соединились бы во мне, я тотчас же раскрыл бы внутреннюю суть рассказа, который читаю в Зоар. Тотчас же!
Вся проблема в том, что они не желают обеспечить меня своими намерениями, как и я не способен передать им свое. Может быть, на словах я это говорю, но на самом деле это меня не слишком волнует.
В этом вся суть объединения. Поэтому один я не могу ничего раскрыть, а в связи с другими я получаю их намерения. Ведь мы не получаем друг от друга ничего, кроме намерений.
Я могу связаться с другим человеком только по сети намерений, когда я готов обеспечить всех жизненной энергией, чтобы все они жили в духовном.
Если я так думаю, то передаю всем свое намерение. Я соединяюсь с другими в сети живого организма, и тогда он начинает жить. Я оживляю его.
Тогда у каждого из моих товарищей есть жизненная сила, потому что у каждого из них есть возможность передавать дальше свет.
Жизненная сила, свет находится между нами. Мы можем раскрыть его только согласно нашим намерениям, нашим отношениям друг к другу.
Это подобно электромагнитному полю. Ты не можешь обнаружить его, если у тебя нет электрической цепи из проводов.
Тогда внутри этой сети, которая движется и совершает работу в магнитном поле, начинает проходить электрический ток.
Металлический провод, перемещающийся в магнитном поле, проводит электрический ток, в нем происходит движение свободных электронов. Это в точности одни и те же явления.
Из урока по книге Зоар, 18.04.2010
Вопрос: Намерение – это основа каббалы. Что значит "жить в намерении"?
На этот вопрос я ответил в передаче "Спроси каббалиста":
Приглашаю всех задавать вопросы для передачи в разделе "Задать вопрос" или присылать по адресу (можно в аудио или видео формате).
Бааль Сулам в книге Бейт Шаар Каванот (Основы намерений) объясняет, что намерение зависит от желаний, не имеющих экрана (келим де-игулим) - то есть от того, насколько мы поймем, что находимся во власти таких желаний, и захотим построить из них желания с экраном (келим де-ёшер).
Экран (анти-эгоистическая сила) появится, только если я сам захочу построить его и разобраться, где в моих желаниях "голова", а где "ноги" - что мне более важно, а что менее.
Если я хочу работать в "прямой линии", с экраном, то начинаю входить в столкновение с желаниями "де-игулим".
Между нами возникает напряжение, ведь я хочу установить новую шкалу ценностей – не согласно "игулим", а согласно "ёшер", анти-эгоитическому экрану.
И тогда игулим начинают воздействовать на меня и толкать так, что в итоге помогают мне прийти туда, куда мне нужно.
Если я хочу двигаться – мне необходим экран. А если я хочу получить экран, то движусь как раз за счет желаний "де-игулим", действующих без экрана.
Тогда получается, что я вношу свою "линию" в поле келим де-игулим, словно вношу прямой кусок провода, который движется в магнитное поле, - по нему начинает течь ток, свет, по законам духовной "индукции".
Если я хочу, чтобы все мои желания были ориентированы в одном направлении (на Творца), этим я строю свою "линию" (желание с экраном) внутри "игулим".
Это называется намерением или молитвой. Бааль Сулам написал книгу Бейт Шаар Каванот (Основы намерений) как предисловие к каббалистическому молитвеннику, который он хотел потом написать.
Cтраница из молитвенника Рашаша:
Из урока по книге "Бейт Шаар Каванот", 17.03.2010
Зоар, "Песнь песней", п.482: Мудрость, которую человек должен знать: (как) постигать и всматриваться в тайны Господина своего, чтобы познать самого себя, дабы понять, кто он, и как создан, и откуда он пришел, и куда уйдет, и как ему исправить свое тело, и как в будущем он предстанет пред судом Властителя мира.
Мы думаем, что это лишь красивые слова: "Откуда ты пришел и куда уйдешь?", "Пред чьим судом ты предстанешь в будущем?". Но самое главное – "знать тайны Господина своего". Именно этого мы должны достичь.
Творец желает, чтобы мы раскрыли всю Его работу, все Его творение, всю созданную Им реальность, причины ее создания, замысел творения, как реализовать его, и какой цели все творение должно достичь.
Узнать все это возможно лишь при условии, что мы постигаем это, то есть облачаемся во все творение, во все его состояния, проходим их все, и только тогда, включаясь в действии во все творение, мы постигаем его на себе, в наших желаниях (келим), а из этого постижения достигаем всего, что требуется от нас.
Постичь это возможно при условии, что мы исправляем наши желания. Эти желания даны нам свыше, а исправление осуществляется высшим светом.
Но свет появляется только согласно нашей готовности, нашим усилиям, нашему желанию, чтобы это случилось, чтобы пришел свет и исправил нас.
Это называется подъемом МАН. Человек должен стремиться достичь состояния, в котором он желает, чтобы свет произвел над ним это исправление.
Из подготовки к уроку по книге Зоар, 17.03.2010
Наука каббала много говорит о намерениях – о чем нам нужно думать, к чему стремиться, чего желать.
Но на самом деле, цель - исправление разбиения в нашем корне, его разделения на множество частей-душ, и поэтому исправление состоит в соединении душ.
Это главное намерение, которое должно быть во всех наших действиях.
А в результате, изменится наше восприятие реальности, отношение человека к жизни, к этому миру, к духовному миру, к Творцу, к самому себе, к окружению.
Главное – желать соединиться, связаться друг с другом, исправив связь между нами и переведя ее от отторжения и ненависти к соединению и любви, чтобы внутри этой связи раскрылся Творец.
Это же должно быть главным намерением при изучении Книги Зоар, потому что она дает нам силу, с которой мы действительно можем исправить разбиение в нас.
Из урока по книге Зоар, 07.03.2010
Вопрос: Как я могу быть уверен, что моя просьба правильная и направлена на исправление?
Ответ: Если человек учится с нами вместе, то его намерения постоянно исправляются одно за счет другого и соединяются, и это самое большое исправление из всех возможных.
Происходит "виральное" (от слова вирус) исправление между товарищами – будучи связанными в одну систему душ, мы передаем друг другу возможность исправиться.
Это будто маленький ребенок, который сидит рядом со взрослыми и получает от них все, что ему необходимо. Сам по себе человек может быть еще ни на что не способен.
Но если у него есть желание присоединиться к другим и он старается это сделать, насколько ему позволяет его эго, Фараон, отягощение сердца – то это работает.
Поэтому не нужно делать расчет на себя одного: удалось мне сегодня что-то сделать или нет. В одиночку человек никогда не исправит себя и не сможет правильно оценить свое намерение.
Мы должны учиться сообща, чтобы до учебы – почувствовать свое соединение, и стремиться учиться, словно один человек с одним сердцем, чтобы притянуть к себе окружающий свет.
Каждый урок – это словно получение Торы под горой Синай. Ведь мне нужно получить Тору, свет – как сказано: "Я создал злое начало и Тору, как средство для его исправления".
Поэтому, каждое мгновение урока я стою под горой Синай, а данное мне условие для получения Торы, света, возвращающего к источнику – стать как один человек, с одним сердцем.
Поэтому понятно, что расчет ведется не на каждого в отдельности - а на всех в общем, согласно нашей способности соединиться в условиях, данных нам свыше, и согласно усилиям, исходящим от нас, снизу. Этим и определяется успех!
Поэтому нужно неустанно продолжать и все время давить в одну точку. Так наши усилия накопятся в один большой счет, и, наконец, произойдет раскрытие!
Из урока по книге Зоар, 08.03.2010
Может показаться, что приятнее читать Зоар спокойно, не прикладывая никаких усилий.
Но нам необходимо на каждое слово требовать намерения, а это не просто.
Я не должен соглашаться просто так читать и пропускать слова мимо ушей – а видеть в каждом слове возможность прорваться внутрь текста, словно это вход.
Я читаю, и каждое слово служит мне нишей для заполнения намерением, соединением, связью.
Я смотрю, что каждое слово может к этой связи добавить. Только так надо читать Зоар.
И тогда придет свет, который соединит два противоположные свойства: Авраама и Ицхака и все, что заключено между ними, в одно свойство средней линии, которое называется Яков или Исраэль.
Чудесное свойство Книги Зоар состоит именно в средней линии, благодаря которой все добро и зло соединяются вместе, и именно в их правильном соединении мы раскрываем Творца – источник всего.
Из урока по книге Зоар, 05.03.2010