Начинается молитва так: "И ответь нам, Сотворивший мир свойством милосердия".
Что значит: Израиль выбран, чтобы узнали величие Твое? Народ Израиля выбран.
Вопрос: И это надо включать в молитву, повторять все время?
Ответ: Чтобы мы сами при этом поднимались и были примером.
Реплика: Дальше: "Внимающий молитве, пошли росу и дождь на землю и насыть весь мир щедростью Твоей".
То есть тут вдруг идет просьба за весь мир.
Ответ: Конечно, ведь все зависят от воды.
Вопрос: Почему мы просим за весь мир? Не за себя, не за свое место, где мы живем…?
Ответ: Потому что мы зависим от всего мира. И поэтому если ты просишь, ты должен просить за всех.
Вопрос: Это правильная просьба – просить за весь мир?
Ответ: Да, причем в молитве сказано, что и за нас в последнюю очередь. Сначала за мир, а потом только за нас.
Реплика: Дальше идет так: "Очисти и освободи этот год от любого зла и от любого вреда, и от всех напастей".
Ответ: Да. А что еще надо человеку?
Вопрос: Когда говоришь "очисти и освободи этот год от любого зла", – что это?
Ответ: Потому что всё изначально создано в своей противоположности: добро – зло, жара – холод, любовь – ненависть. Поэтому мы так и просим.
Вопрос: А что такое "очисти"? Очисть от чего?
Ответ: Убери с моего пути, с нашего пути.
Вопрос: А что имеется в виду под "любое зло и любой вред"?
Ответ: То, что может навредить нашей жизни, которая должна быть устремлена на сближение с Творцом. Все, что нас отводит от сближения с Творцом, – это зло и вред.
Вопрос: Дальше: "И дай ему надежду и благополучное завершение". А какой должна быть надежда?
Ответ: Чтобы все было благостно для нас, для людей, для Его творений.
Вопрос: Здесь снова включается весь мир?
Ответ: Весь мир, абсолютно весь.
Вопрос: То есть вы считаете, что здесь все время заложено прежде для мира?
Ответ: Отношение человека ко всему миру.
Вопрос: "Пощади и помилуй нас и все наши злаки, и плоды, и пошли нам дожди благословенные и щедрые, и несущие жизнь и мир, как в хорошие годы".
Как бы к завершению вдруг говорится о дождях. Понятно, что дожди – это благо для земли и так далее. Что вкладывается в слово "дожди"? Что это такое для человека?
Ответ: В слово дождь вкладывается основа, корень, начало всей материальной жизни. Потому что практически дождь – это благо, которое нисходит с небес на землю. И оно олицетворяет благостное отношение Творца к Его творениям.
Вопрос: Говорится "несущие жизнь" и тут же добавляется – "и мир".
Жизнь – более-менее понятно, он дает жизнь. А когда говорится "мир", о чем идет речь?
Ответ: Имеется в виду не только дождь как вода, Н2О, а еще и благость, правильное отношение Творца к творениям, которым Он наполняет их.
Вопрос: Тут есть еще продолжение, но это как бы главное. Скажите, пожалуйста, что такое во внутренней работе, духовной работе человека – чтобы послал дождь? Что это означает?
Ответ: Дождь – это великое, доброе благо, духовное, которое нисходит свыше и проявляется в нашем материальном мире в виде дождя, в виде воды, нисходящей сверху.
Вопрос: А что такое это великое благо для моего сердца, для моей души?
Ответ: Это то, что держит нас, то, что оживляет нас.
Вопрос: Именно дождь?
Ответ: Да, именно вода. Имеется в виду еще и духовная вода, высшие воды, низшие воды. Это сила природы, доброты Творца к нам, которая нисходит и передается именно таким, материальным путем через Его действия на нас.
Вопрос: А вот человек говорит как бы: "У меня умерла душа, я сухой. У меня все высушено внутри". Это и есть просьба дождя?
Ответ: Да. Это вообще состояние может быть страшным. Так, как находимся в воде в утробе матери и выходим из нее с водами. Это всё непростые вещи.
Вопрос: То есть практически мы просим о дожде всегда, когда нам плохо?
Ответ: Да. Дождь, вода – это имеется в виду "рахамим", то есть милосердие. И потому мы об этом просим.