Даже когда маленький человек, находящийся внизу, просит и требует, он передает свою просьбу наверх до самой Малхут мира Бесконечности. В ответ к нему спускается свет Бесконечности, проходя по всем ступеням и оставляя на каждой запись об этом человеке.
И эта нить, протянувшаяся сверху вниз, записывается на его имя. Так каждый раз, когда он поднимает свою просьбу и притягивает немного света вниз, он вкладывает свою часть, свое добавление в общий конец исправления.
Постижение каббалиста зависит от его состояния, характера и высоты корня его души. Но каббалист не стремится увидеть в духовном как можно больше, а хочет видеть лишь то, что полезно для исправления. Если раскрытие не идет на пользу исправления, то он "прячет свое лицо".
После разрушения Храма и выхода из духовного люди решили опустить свои отношения на более низкую ступень: вместо внутренней связи от сердца к сердцу они стали просто внешне вежливыми друг с другом. Так были созданы внешние законы, определяющие, как надо действовать в поле, относиться к чужому быку или ослу, к имуществу соседа, чтобы, по крайней мере, не красть и не вредить друг другу. Далее...
Если невозможно соединиться сердцами, то хотя бы не дать ненависти разгуляться между нами. И потому на земном, материальном уровне пришлось установить всевозможные законы поведения, как будто отражающие духовные законы. Если нет любви к ближнему как к самому себе, то хотя бы не делать другому того, что не желал бы для самого себя.
Таким образом отношения были опущены с сердечного уровня на телесный уровень рук, ног, языка. Вместо того, чтобы соединяться от всего открытого сердца, мы начали следовать инструкции, каждый раз проверяя в книге, что нужно сказать другому, чтобы его не обидеть. Ведь не было другого выхода!
Получилось, что внешне отношения исключительно вежливые, чтобы ни в коем случае не задеть один другого, но внутри каждый ненавидит остальных и не хочет к ним приближаться. А ведь главный закон Торы – это любовь к ближнему как к самому себе.
* * *
Объединение достигается не за счет того, чтобы изменить каждого, поменяв его мнение, понимание, сердце. Наоборот, при всем многообразии мнений, мы должны подняться выше всех противоречий и там соединиться друг с другом. А иначе мы никогда не придем к объединению.
Народ Израиля обязан соединиться на двух уровнях, как сказано: "все преступления" (и это первый этаж) покроет любовь (это второй этаж). Давайте учиться, как сделать такой вкусный сэндвич, в котором сочетается и любовь, и ненависть, плюс и минус, сладкое вместе с горьким и соленым. Одно не может быть без другого.
В таком виде должно существовать все творение, и это осуществится лишь при условии, что народ Израиля реализует этот правильный подход и направит на него всех остальных.
Поэтому нам нужно учиться тому, как соединяться поверх всех различий, ненависти, отторжения между нами. С одной стороны, мы готовы друг друга задушить, но при этом обнимаем один другого, и существуем между двумя этими состояниями в средней линии.
Поэтому каждый из нас прав: и я, и ты, и он – все правы, каждый по-своему. Но для общей правды и справедливости нужно подняться выше всех нас в любви, покрывающей все различия. Такой вере выше знания нам надо учиться, средней линии, подъему над эгоистической природой человека. Это называется существованием на духовной ступени.
Как только мы научимся это делать и выйдем из эгоизма, поднявшись выше облаков, выше этого мира, силы эгоистического притяжения, мы окажемся в открытом мире и начнем ощущать духовную реальность.
Исправление заключается в том, чтобы добавить добрую силу к злой, эгоистической силе. Злую силу создал Творец, и Он же даст нам добрую силу по нашей просьбе. Об этом сказано: "Производящий свет и творящий тьму", то есть все исходит от Творца. Но нам нужно соединить свет и тьму вместе, чтобы "тьма воссияла как свет".
Объединение должно возникнуть между всеми поверх ненависти, ведь каждый ненавидит других и в том числе самого себя. Научить такому объединению может только наука каббала, обучающая нас средней линии, золотой середине.
Внутри этого построенного нами сэндвича, между первым и вторым этажом, между ненавистью и любовью, мы раскрываем Творца и сливаемся с Ним, достигая вечного и совершенного существования.
Не нужно разрушать зло, надо лишь понять, что это основа, на которую нужно добавить добро. Поэтому я готов встретиться с каждым, кто меня ненавидит. Я не вижу в нем противника, а воспринимаю как партнера в достижении нового состояния, к которому нам всем надо прийти.