Бааль Сулам рассказывает об этом очень глубоко и трогательно (в статье "Не время собирать стадо", "Плоды мудрости"): В книге Зоар есть притча о двух людях, плывущих в лодке (Ведь все человечество находится в одной лодке) один из которых начал сверлить под собой дыру. Закричал ему товарищ: "Зачем ты сверлишь!" А тот глупец ответил ему: "Какое тебе дело, ведь я сверлю под собой!", будто он не имеет отношения к другим и причиняет вред только самому себе. И как ему понять, что он зависит от всех и все зависят от него, если он этого не чувствует?
Все части творения: неживая природа, растения и животные осуществляют связь между собой инстинктивно за счет того, что поддерживают друг друга или едят. Не важно, как они взаимодействуют, но между ними есть гармония, правильная, естественная связь. Однако в Исраэль ее нет, как и вообще во всех остальных людях. И поэтому мы постепенно развиваемся, чтобы, наконец, осознать эту взаимную зависимость.
С каждым поколением мы ощущаем себя все более разобщенными и изолированными вследствие возмужания своего эгоизма. Нас никто не волнует, кроме самих себя, и мы даже гордимся тем, что такие индивидуалисты и не считаемся с другими. Разумеется, это приводит к общей деградации.
И в этом весь секрет молитвы в обществе: нельзя одному отделяться от общества – он всегда обязан чувствовать себя неотъемлемой частью всей машины, всех сцепленных шестеренок. Недопустимо просить за себя, даже из желания доставить наслаждение Создателю, а нужно молиться только за все общество.
Если он просит возможности отдавать Творцу для себя одного, то вредит себе и всем остальным. Никакая просьба не может быть принята от одиночки, даже если он молит о возможности отдавать Творцу, Ведь это неправильное обращение, которое не только не помогает, но и разрушает строение общего сосуда.
То есть невозможно просить о наслаждении Творца до того, как попросишь возможности приносить радость всему обществу. Только включившись в общество и обретя общее желание, можно из него уже обратиться с просьбой.
Так как отделяющийся от общества, чтобы просить за себя лично, не строит, а наоборот, разрушает свою душу, как сказано о гордеце. И человек очень хочет исправления, чтобы всем доставлять удовольствие, но просит лично за себя. Он не противостоит обществу, а наоборот, хочет помочь другим, служить им. Но до тех пор, пока он чувствует себя отделенным, а не растворенным в обществе, его молитва порочна, и он даже вредит своей душе.
Только в случае полного включения в общество, когда не остается никакой разницы между мной и остальными, я могу обратиться к Творцу. И это очевидно, ведь высший свет, равномерно наполняющий все части общества – это и есть Творец. А потому невозможно находиться с Ним в контакте, если не включаешься в общество до полного исчезновения в нем.
Так как отделяющийся от общества, чтобы просить за себя лично, не строит, а наоборот, разрушает свою душу, как сказано, что Творец не может находиться рядом с гордецом. Потому что нельзя представить себе выходящего из общества без облачения гордыни, и горе ему, ведь приводит к разрушению своей души.
Если я хоть в чем-то отделяю себя от остальных, то этим уже разрушаю себя. И если из этого обособленного состояния я обращаюсь к Творцу, даже с самыми хорошими просьбами, желая включиться во всех – я этим привожу к разрушению. Просьба может исходить только из общего соединения.
Даже если я прошу помочь мне включиться во всех – это тоже гордыня и молитва индивидуалиста. В любой ситуации мне разрешено просить Творца только об обществе.
И так же и во время духовной работы, когда человек молится в одиночестве о своих нуждах, он выходит из общества и разрушает свою душу. Да не пробудится никто из сынов Израиля просить ничего в одиночку, ведь у каждого не будет недостатка ни в чем, если не ощущает самого себя. Народом Израиля называется такое общество, в котором каждый не ощущает самого себя, а только общее единство.
Потому и существует лишь общественная молитва, что есть только одна душа – нет меня и других. И в этом будет их сила, позволяющая выйти из Египта - сильной рукой. Все ощущают себя единым целым и просят о выходе.
Каждый человек должен сконцентрировать все свои силы на всем обществе Израиля, во всех обращениях к Творцу, в молитвах и служении, и присоединиться к корню всего Израиля. И тогда напьются все стада из источника воды – из одного источника, потому что один получает от Одного. Ведь исчезнет первоначальная граница между всеми душами Израиля, как наверху, так и внизу, и общая святость распространится чрезвычайно - даже на такие части, которые прежде не относились к Исраэль, а теперь присоединяются к его единству. И раскроется свет – от хазэ и вниз – там, где прежде находились получающие желания, которые не могли присоединиться к понятию одного целого, к отдаче, к свойству желаний, находящихся выше хазэ. Ведь такова природа света: общее включает частное, которое отменяет свою частную реальность и не ощущает себя. Это и означает включиться в общность Израиля – перестать думать о себе лично.
Поэтому вся наша работа состоит в том, чтобы научиться самим и научить других, как достичь понятия Исраэль. К такому состоянию должно прийти творение, чтобы приблизиться к слиянию с Творцом – к цели творения.