Записи в разделе 'Молитва, намерение'
Общая мама для всех

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Все зависит от нашей просьбы к высшему. Но как я могу быть уверен, что у высшего есть то, что я прошу, и он захочет мне это дать, если моя просьба правильная?

Ответ: Правильная просьба называется МА"Н, молитва. Если ты идешь просить что-то очень важное для тебя, то недостаточно просто умолять. Таких просящих, как ты, нет числа. Тебе нужно чем-то расположить к себе высшего, завоевать его симпатию. Ты должен лучше познакомиться с ним, понять, как-то сблизиться, узнать, что он любит. То есть ты должен произвести разные действия для того, чтобы ему понравиться и стать ему близким.

Просьба должна быть такой, чтобы твои Гальгальта-Эйнаим или решимо, поднимающееся к высшему, точно соответствовало его желанию, АХА"Пу высшего.

 2013-10-06_av_bs-tes-09_lesson_pic23

У низшего, есть информационный ген для реализации нового состояния (решимо). Как же получить на него ответ от высшего?  В высшем есть система, которая называется "дадей бээма" (сосцы животного), всегда готовая дать питание низшим. Но ты должен подготовить правильный сосуд для того, чтобы получить наполнение. 

Если ты принесешь мешок для денег, то не сможешь получить туда молоко. Тебе необходим сосуд, предназначенный для получения света, точно соответствующий ему по размеру, качеству и цели. Цель – это самое главное: для чего тебе нужен свет?

Эта "корова" – общая мама для всех нас, она не только твоя. Если ты приходишь от имени всех и хочешь от нее получить, то она даст тебе. А иначе, нет. Но вот это ты не очень чувствуешь, понимаешь и принимаешь. Ты не согласен! Ты надеешься на какую-то протекцию для самого себя лично – и в этом вся проблема.

А мать разрывается от молока... Ты только обязан попросить для всех. Иначе  не получишь ни капли. Если ты достигаешь правильной просьбы, МА"Н, то обещаешь, что все полученное передашь человечеству, которое становится твоим АХА"Пом и присоединяется к твоим Г"Э. Ведь это Мать для всех, она не способна дать меньше этого. Она так устроена, поэтому обязана дать 100%, и ты должен получить 100%. Сто процентов отдающего желания и света – против стопроцентного сосуда и потребности к свету.

Это сто процентов от того, на что способен твой сосуд, решимо – в этой мере ты должен быть совершенным. Ведь "совершенный прилепляется к Совершенному". Если младенец издает один писк, прося у матери пищу, и просит положенные 10 граммов молока, чтобы передать их всем, то получит свои 10 граммов. Но прежде он должен обязаться, что делает это для всех. А если нет, то это не совершенная просьба, и он ничего не получит. Возможно, это кого-то охладит и разочарует.

Вопрос: Но как я могу обещать, что передам полученное всем, если я по своей природе – вор? А вдруг я украду?

Ответ: Это называется "молитва, предваряющая молитву". Попроси, чтобы у тебя было предварительное желание: желание иметь хорошее желание. Попроси, чтобы высший вложил в твое сердце правильную молитву. Понятно, что сам ты на нее не способен.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот", 06.10.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Две молитвы: личная и группы

Просящий не за себя, получает вдвойне

Молитва многих – единая потребность

Искусство письма невидимыми чернилами

каббалист Михаэль ЛайтманНужно помнить, что духовное отличается от материального. В материальном мы всегда хотим получить плоды работы прямо на месте. Возможно, это не сам сделанный продукт: допустим, я сшил туфли, продал их и получил деньги. Но я вижу эту сделанную мной обувь, я вижу результаты своих усилий – плоды своей работы. В зависимости от них, я могу оценивать, настраивать, корректировать себя, учиться тому, насколько я правильно или неправильно сделал, хорошая получилась вещь или испорченная.

Ведь сказано, что "нет более умного, чем опытный", а опыт зарабатывается своими руками. Я прикладывал усилия в каком-то месте и там же увидел плоды своей работы. Так с течением времени, методом проб и ошибок, я исправляю себя и продвигаюсь, становлюсь профессионалом, искусным мастером.

Но трудность в том, что в духовной работе нам не видны результаты. Только представьте себе музыканта, который ударяет по клавишам и не слышит никаких звуков. Как же он может играть? Когда ребенка учат писать, ему дают тетрадь с  прописями, чтобы вписывать буквы строго в строчку между линиями. Но здесь, у меня нет ни строчки, ни линий, и даже сами написанные мной буквы не видны!

Как же я могу корректировать себя во время действия, если не видно никакой ответной реакции? Я вкладываю силы, вкладываю, а они исчезают, будто вода, утекающая в песок. Ну допустим, я готов поступиться эгоистическим результатом. Но я должен как-то корректировать себя, проверять, улучшать свою работу, набираться опыта?   

Нет, духовное так не работает. Я не получаю никакого отклика, и это очень меня ослабляет. Я не могу прикладывать усилия, не вызывающие никакой реакции. Это все равно, что говорить со стеной. Вся моя работа пропадает.

Но дело в том, что реакция есть, только она не в том желании, то есть как бы не в том месте. Она откладывается, если хотя бы часть моих усилий правильная: с намерением выйти из себя и соединиться с другими, чтобы приблизиться к Творцу и дать Ему возможность раскрыться, доставить Ему радость, не требуя ничего себе взамен. Выходит, что место работы и ее плоды совершенно оторваны друг от друга.

Должен ли я просить увидеть результаты своей работы? Если я увижу, что сделал что-то хорошее, то это уже даст мне наполнение, удовлетворение. Это может остановить меня и не дать возможность продвигаться, ведь я начну работать ради этого удовлетворения. Но как же я тогда смогу проанализировать свою работу, проверить, что выполнил ее в отрыве от собственного интереса?

Как я могу увидеть реакцию и не начать ей наслаждаться эгоистически? Как суметь принять ее только для информации, в отрыве от своих чувств, своего желания насладиться? Это как раз и называется: требовать желаний отдачи. То есть я даже не хочу знать, отдаю ли я Творцу, ведь в своем сегодняшнем состоянии неминуемо буду этим наслаждаться и удовлетворюсь. Я только хочу, чтобы мои действия были отдающими, отделенными от собственного наслаждения и наполнения, чтобы не приносили успокоения моим желаниям, чувствам, мыслям. Над этим нужно работать.

И потому результат духовной работы называется "находка". Прежде всего, он раскрывается как бы в совершенно неподходящее время и в таком месте, где мы его не ждем. И сам результат отделен от тех желаний, в которых мы обычно требуем наполнения, а потому совершенно неожиданный для нас.

Так происходит на любой духовной ступени, ведь каждый раз – это новый мир. Открываются ощущения на новом уровне, новой глубины и качества, в совершенно другом диапазоне, которого прежде не было. Все мои чувства и критерии оценки переживают революционное изменение, "Upgrade". Потому это и называется находкой.

Из подготовки к уроку, 07.11.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Писк младенца, сотрясающий миры

Как стать независимым от результата работы?

От каждого по способностям, каждому – бесконечность

Писк младенца, сотрясающий миры

каббалист Михаэль ЛайтманНам кажется, что мы не получаем немедленного ответа на свои просьбы и молитвы. Но это не так – ты получаешь ответ мгновенно. Ты находишься в интегральной системе, связанной внутри миллиардами нитей. Поэтому, не может быть, чтобы ты совершил какое-то действие: в мыслях, на словах, на деле, и не повлиял на систему. Любое крохотное изменение, происходящее у тебя внутри, сотрясает всю систему. Она реагирует на любой свой элемент.

Это словно один организм, реагирующий на любую свою клетку памяти, любое желание. Ты связан со всеми и не можешь совершить ни одного движения, не взволновав этим всю систему. Все начинают двигаться, благодаря тебе, и ты постоянно меняешь систему. Механические действия оказывают на нее минимальное воздействие и даже слова – тоже очень небольшое. Однако, своим намерением ты производить грандиозные изменения во всей системе – даже сегодня, когда твое намерение еще не очень правильное, но все же ты пытаешься его достичь. Ты словно младенец, который пытается продвигаться.

Мы не видим такого эффекта в материальном мире, но в духовном мире люди, только начинающие путь, вызывают своими действиями самую существенную и значительную реакцию всей системы. Ведь, по мере продвижения, ты постепенно превращаешься из человека, выполняющего действия – в обслуживающего тех, кто действует. Когда ты поднимаешься до уровня Бины, "хафэц хэсэд" или еще выше, ты только служишь низшим, помогая им. Но именно они вызывают самые большие изменения в системе – естественно с твоей помощью.

Состояние высшего: малое или большое (катнут, гадлут) – зависит от низших, от их МА"Н, молитвы. Но это именно они, самые маленькие, поднимают молитву, в ответ на которую, вся система приходит в движение, реагируя на их старание как-то включиться в нее своим пониманием и ощущением.

Из подготовки к уроку, 07.11.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Искусство письма невидимыми чернилами

Молитва, достающая до неба

Я с миром – одно

Две молитвы: личная и группы

каббалист Михаэль ЛайтманЕсть две молитвы. Первая молитва (МА"Н) предназначена для того, чтобы включиться в АХА"П высшего, которым является группа, но соединенная в одно целое. Гальгальта-Эйнаим нижнего, включающиеся в высшего - это я, входящий внутрь группы, словно в матку матери, в такое окружение, которое воздействует на меня и обеспечивает мне весь необходимый уход, кроме которого мне ничего не нужно.

Внутри этой матки имеются всевозможные системы ухода за мной. Мне ни о чем не нужно думать, кроме того, чтобы абсорбироваться в ней. Три первые дня абсорбции семени - это самое важное.

Своим желанием включиться в высшего, я пробуждаю его и заставляю достичь большого состояния. Я обращаюсь ко всей группе, понимая, что в одиночку у меня нет никаких шансов на успех. Поэтому я пробуждаю группу и призываю: давайте получим свет, силу исправления от Творца, который раскроется в нас. Но раскроется затем, чтобы установить связь между нами и развиться внутри нее. Мы будто запускаем наш инкубатор - я прошу это вместе со всеми.

Первый МА"Н - это моя личная молитва, благодаря которой я включаюсь в группу. А вторая молитва - общая, мы вместе как группа обращаемся к Творцу, и Творец уже начинает раскрываться. В ответ на второй МА"Н немедленно приходит ответ, МА"Д.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот", 13.10.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Молитва, обращенная в будущее

Проверка делом

Наигранное желание, вырастающее в молитву

Работа Творца: желание – намерение – действие

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я все время путаюсь между "желанием – намерением – действием" и не могу настроить себя правильно ни в одном из них, ни в них вместе?

Ответ: Постараюсь изложить последовательно и кратко.

Цель: Самое важное в жизни человека - достичь цели жизни (творения) - полного слияния с Творцом. Это должно быть результатом всех его усилий в жизни.

Средство достижения цели: Слияние с Творцом достигается подобием свойств. Но Творец – желание отдавать, а человек – желание получать. Поэтому подобие достигается не подобием желаний, а подобием намерения – с каким намерением я использую свое желание. Мы навсегда будем противоположны в своих желаниях, и такими навсегда же останемся: Творец – отдавать, а мы – получать, иначе не будем существовать, как отличные от Него.

Поскольку мы созданы (сделаны) из желания насладиться, то достигнуть подобия Творцу мы можем, изменяя не желание, а намерение, – с каким намерением мы используем желание.

Выходит, что работать нам надо только над намерением, и присоединять к нему желание в той мере, в которой позволяет правильное намерение "ради Творца".

Сокращение желания (цимцум): Поэтому необходимо владеть волевой возможностью использовать желание от нуля и по частям - только в мере правильного намерения "ради Творца" (отдачи и любви). 

Значит изначально необходимо на все желания достичь возможности управлять ими своим решением, сделать запрет на все желания (цимцум, Ц"А) и использовать желание по частям - в мере наличия правильного намерения.

Осознание зла (акарат ара): Итак, достижение подобия Творцу достигается подобием в намерении. Устремляясь к обретению намерения отдавать, мы раскрываем в себе все больше намерения получать (клипа). Раскрытие такого злого намерения называется изгнание (Египетское, галут Мицраим). Если упорно продолжаем работать над исправлением намерения с "все ради себя" на "все ради Творца", приходим к осознанию состояния "рабства" в эгоизме, намерении "все ради себя" (ради Фараона).

Раскрытие зла: Но в этом состоянии мы постепенно и окончательно осознаем, что наша природа (не желание получать, которое неизменно, а намерение "ради себя") является нашим врагом.

Пытаясь освободиться от намерения "ради себя" и обрести намерение "ради Творца, мы убеждаемся в том, что мы бессильны против этого врага.

Раскрытие средства исправления: В конце этого убеждения, мы раскрываем, что только Творец, свет исправления (свет Торы, О"М), может исправить наше намерение, и мы выйдем из рабства злого намерения в намерение отдачи (подобие Творцу). Т.е. только сам Творец (Высший свет) сможет вывести нас из эгоистического состояния (Египетского плена, думать только и все время о себе)

Значит главное – думать о свете-Творце, который может, и только Он может тебя (твое намерение) исправить (с "ради себя" на "ради Творца"): сделать цимцум и использовать желание только в мере наличия намерения ради Творца.

И так настроить себя во всех своих действиях в этом мире: на исправляющий намерение свет, чтобы дал намерение ради Творца.

Если непонятно – пишите, я буду уточнять!

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жить в намерениях, а не в желаниях

Наше богатство – трепет перед Творцом

Личное участие обязательно

Молитва о самом важном

каббалист Михаэль ЛайтманМА"Н, молитва – это действие, исходящее из желания, а не из разума. Она рождена желанием Бины и Малхут, действующих вместе. Такую молитву мы должны поднять, то есть постановить, что это самое важное для нас. Это и называется поднятием.

Ведь вся шкала измерения находится внутри меня. Во мне уживается множество всяких требований, желаний, которые я как-то расставляю по приоритетам, считая одни более важными, а другие менее. Но выше всего должна быть сила соединения, внутри которой я хочу раскрыть Творца для того, чтобы принести Ему радость.

Если я распределяю все свои действия, желания, порывы так, чтобы такое соединение стало самым важным из всех – это означает, что я поднимаю МА"Н. То есть я ставлю превыше всего необходимость в объединении, исправлении и раскрытии Творца (ради Его наслаждения), как самое важное. Это и называется подъемом.

Я не посылаю эту просьбу по почте или через СМС на какую-то далекую звезду. Все миры находятся внутри человека – там все начинается, осуществляется и заканчивается – в его сознании. И потому мне нужно организовать себя так, чтобы выстроить в одну линию, по одной четкой шкале приоритетов все мои желания – сугубо материальные: пища, секс, семья, деньги, почет, знания, и те, которые чуть оторваны от этого мира. На самой верхней ступеньке этой лестницы приоритетов должно находиться мое желание доставить удовольствие Творцу за счет нашего соединения, чтобы дать Ему возможность раскрыться в нас сейчас. 

МА"Н – это "мэй нуквин" (женские воды). Вода – это Бина, а женщина, нуква – это Малхут. Таким образом, в молитве я соединяю Бину и Малхут, то есть склеиваю песчинки желания, части Малхут, с помощью воды, милосердия (Хэсэд), свойства Бины. Я хочу, чтобы это существовало в таком виде: вместе. Я поднимаю эту просьбу, хочу соединиться с другими благодаря свойству милосердия, Бины, свойству отдачи.

Поэтому моя просьба называется "женские воды", МА"Н. Я поднимаю ее, то есть считаю выше всего по важности. И если я стараюсь сохранить это желание в сердце, всеми средствами пробудить в самой его глубине, то это называется молитвой, подъемом МА"Н или намерением.

По мере моих усилий это сделать, на меня воздействует свет, возвращающий к источнику, и пробуждает во мне множество разных состояний: мысли и чувства за соединение и против него, за отдачу и против. Таким путем меня стараются раскачать и провести через разные состояния, чтобы я больше понял, почувствовал, набрался опыта. Так я постепенно осознаю, что такое истинная молитва, МА"Н.

На этом пути мне придется пережить разочарование, нетерпение, страх не достичь успеха, непонимание того, какого именно я жду успеха: для себя самого или для удовольствия Творца? Здесь очень помогает представить себе все мироздание: всю неживую природу, растения, животных, людей как свои собственные желания, которые откололись от меня вследствие разбиения, выпали из моего сознания.

И теперь они предстают передо мной, а я должен своими усилиями присоединить их все к себе, хотя мне и кажется, будто они находятся снаружи. Мне надо постараться относиться к ним так, будто они существуют внутри меня. И тогда эти мои усилия тоже назовутся молитвой, МА"Н.

Так работая над своим правильным восприятием реальности и соединяя все ее части вместе с помощью свойства милосердия, я все больше возвращаю общий сосуд к его первоначальному виду, то есть к исправленному состоянию, как одного целого.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 15.10.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Две необходимые составляющие молитвы

Отчаяние и уверенность – слагающие молитвы

Ты только пожелай…

Круговорот любви

каббалист Михаэль ЛайтманВ науке каббала общеупотребительно и очень важно понятие "любви". Со времен Авраама, написавшего "Книгу создания", любовь сопутствовала тому учению, которое при Моше было дано как Тора. Втайне она сопровождала последующие эпохи пророков и Писаний, отразилась в Книге Зоар и проделала весь дальнейший путь. Позднее из каббалы, еще до того как она начала раскрываться миру именно в качестве науки, понятие это перекочевало в хасидизм.

Однако оно по-прежнему неясно для нас, поскольку целиком относится к отдаче, а точнее, к взаимовключению, к объединению. Таким путем получающее желание аннулирует себя, обретает возможность проникнуться желанием ближнего – и тогда способно работать по-новому – наполняя желание ближнего.

Чтобы сделать желание товарища своим, я должен очиститься, т.е. перевести часть своего собственного желания в состояние хафэц хэсэд (Х"Х), а всё остальное подвергнуть самоотмене, Первому сокращению (Цимцум алеф – Ц"А). В таком случае я действительно включаю в себя желание товарища и могу исправить его. Для этого я поднимаю наше совместное желание и прошу такой силы, которая позволит мне удовлетворить его нужды.

В такой ситуации я называюсь "первенцем, берущим вдвойне". Ведь у меня двойная просьба (x2) – я прошу силы наполнения, достаточной, чтобы наполнить и его тоже. 

 2013-10-15_rav_bs-ahavat-ashem_lesson_01

Можно представить себе эту схему иначе – в виде трех ступеней. Находясь посередине, я спускаюсь (1), перенимаю желания товарища (2), поднимаю его и свои желания (1+2) наверх (3), получаю ответ (4) – силу, с помощью которой произвожу в себе зивуг, и даю товарищу необходимое (5).

Именно такой "виток" мы осуществляем сегодня: обращаемся к широкой аудитории, перенимаем у людей их желания, поднимаем их в центр группы  и оттуда – к высшему над высшим, а затем получаем отклик, который используем на отдачу.

 2013-10-15_rav_bs-ahavat-ashem_lesson_02

Так вот, эти действия по взаимному включению друг в друга и зовутся "любовью".

Чем же она отличается от состояния хафэц хэсэд? В нем я не "мешаю" другому – пускай остается каков он есть. У меня нет ни малейших поползновений в его сторону, я просто "по-джентельменски" следую принципу "не делай другому того, что ненавистно тебе".

С другой стороны, любовь означает, что я хочу наполнить его. Включаясь в него, я желаю нести ему благо. Всей душой я хочу провести к нему отдачу, от которой ему будет хорошо.

 2013-10-15_rav_bs-ahavat-ashem_lesson_03

Из урока по статье "Любовь к Творцу и творениям", 15.10.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Обещание света

Просящий не за себя, получает вдвойне

Молящийся за товарища удостаивается первым

Как растет душа

каббалист Михаэль ЛайтманДуховное развитие - чувственное, потому что материалом творения является желание насладиться. А разумом мы можем пользоваться лишь при условии, что он помогает нам исправлять желание. Иначе, он может нам навредить.

Поэтому сказано, что "нет более мудрого, чем опытный". То есть сначала нужно пережить всевозможные ощущения, впечатления в своем желании насладиться, а потом из этого приобретешь мудрость. Мы не можем работать в уме с тем, что не пережили в своем желании - это уже называется философией, под которой нет никакой реальной основы. Ведь все построено на материале желания.

Состояния сменяются каждую секунду, потому что если состояние не меняется, то и время не движется. А изменяется любое состояние благодаря тому, что мы прежде всего отменяем себя перед действиями света. Всю работу выполняет свет: свет первичен - он создает желание, воздействует на него и меняет. Нам же требуется только одобрить действия света, позволить ему войти, выразить свое согласие, просьбу, молитву, уговорить его выполнить свою работу.

Все зависит от нашего состояния: требуем ли мы, как младенцы, или просим, как взрослые люди. Есть множество видов отношений между светом и человеком или, точнее говоря, желанием к свету, просящим, чтобы свет повлиял на него и произвел над ним какое-то действие.

Почему же так необходимо, чтобы желание обращалось к свету и просило его подействовать? Потому что за счет этого, желание понимает, что собирается сделать свет, соглашается с этим. Оно приобретает разум, голову, делает себя подобным свету. Оно не может само выполнить действие - действие относится к  работе Творца, но от этого желание все больше растет, пока не сравнивается со светом. Моя задача - притягивать свет на все действия, которые я хочу, чтобы со мной  совершили, а свет все выполняет. 

Каждая такая просьба начинается с самоотмены: я хочу, чтобы во мне  произвели изменение, но точно не знаю какое. Ведь это будет новое состояние - я не могу его распознать, увидеть заранее. Невозможно говорить о чем-то, чего еще не достиг - поэтому мне требуется самоотмена, и я прошу высшего произвести надо мной это действие, спасти меня.

Я не знаю, что Он сделает и во что превратит меня, кем я стану через мгновение. Пусть во мне поменяется голова и тело, то есть мысль и действие - абсолютно все, чтобы я не узнал себя прежнего, каким был секунду назад, до такой степени, чтобы получилось совершенно новое творение. Мне не важно, каким я стану - главное, передать себя свету для того, чтобы он выполнил свое действие.

Я должен быть готов на такое и пожелать этого больше всего на свете, захотеть отрезать себя от всего прошлого, чтобы от прежней жизни ничего не осталось, и я не увидел в новом себе ни одного старого свойства. И даже, чтобы не существовало никакого перехода между прошлым, настоящим и будущим. Только тогда это означает, что я готов к воздействию на меня света.

И это должно исходить не из желания сбежать из прежнего состояния. Я прошу изменения не потому, что мне плохо, не требую меня спасти от проблем - это было бы эгоистичной просьбой, а не продвижением на следующую духовную ступень. Я прошу одного: помочь мне уподобиться свету, стать на него чем-то похожим, стать для кого-то отдающим.

Все это я могу выяснить только в группе, по отношению к товарищам, к человечеству. Так я готовлю себя к истинной молитве. Я ищу ее, ведь не знаю, каким должно быть это ощущение. Поэтому я нахожусь в поиске, работаю, учусь, распространяю, делаю все, что только в моих силах. Нужно быть чутким к тому, что тебе дают, чтобы продвигаться к прорыву правильной молитвы, приводящей к ответу на нее свыше.

Так я прихожу к отмене самого себя - в ощущении радости, солидарности, верности свету, которая называется преданностью души. Я знаю, что все, что он сделает со мной, будет правильно. И не потому, что я хочу сбежать от бед, и у меня не остается другого выбора - а наоборот, у меня все прекрасно, и ни в чем нет недостатка. Мне не хватает лишь одного: передать себя в руки света и включиться в свойство отдачи, чтобы оно властвовало надо мной и позволило мне не думать о себе, а быть преданным одному этому свойству.

Это называется правильной молитвой, просьбой о первом действии света, которое является началом духовного зародыша. После него, человек начинает чувствовать свою связь со светом в той мере, насколько ощущает себя каплей духовного семени, обязанной отменить себя и отменяющей внутри  свойства отдачи.

С этого начинается длительный процесс духовного роста зародыша, проходящий в постоянной самоотмене относительно света, который каждый раз передает зародышу все больше отдающих свойств. Весь духовный путь, вся лестница ступеней: зарождение, вскармливание и зрелость заключается в обретении дополнительных свойств отдачи поверх предыдущего состояния. Так растет душа.

Из подготовки к уроку, 16.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мечтаю стать рабом отдачи

Отменяя себя перед истиной

Не хватайся не за свою работу!

Двойная просьба и двойной ответ

каббалист Михаэль ЛайтманДаже находясь в рабстве у эгоистических сил (клипот), мы имеем возможность пробудить высшего над собой. В эгоизме находится только тот, в ком пробудилась точка в сердце - потенциальная точка для контакта с Творцом, но он пока стремится к этому ради себя. Он обращается к Творцу с этими пока эгоистическими намерениями, и потому считается находящимся во власти  нечистых сил.

Чем большую силу он получает для того, чтобы обратиться к Творцу, и все же делает это ради себя - в тем большем эгоизме (клипе) он находится. Поэтому сказано, что "чем выше человек, тем больше его эгоизм". Великие грешники, огромные силы эгоизма, описанные в Торе: Билам, Балак, Фараон (обобщенная эгоистическая сила), Аман, Ахашверош, семь народов, населяющих землю Израиля до прихода иудеев - все эти свойства пробуждаются в человеке, согласно его ступени. Чем больший он эгоист, тем большей потом удостаивается святости.

Восхождение начинается с того, что в человеке появляется точка в сердце, которая находится в плену у эгоистических сил (клипот), то есть намерения ради самого себя. Но несмотря на это эгоистическое намерение, в котором эта точка оказалась не по своей воле, она поднимает молитву (МА"Н).

И хотя эта молитва эгоистическая - это все же просьба низшего, эгоиста, которая пробуждает более высокую ступень к действию. И тогда высший берет эту молитву и начинает с ней работать, поднимая свой собственный МА"Н, и так одна ступень за другой до самой Бесконечности. Но мы изучаем только 3 ступени: низшую, высшую над ней, и высшую для высшего. А все остальные действуют по той же схеме. 

Все время работает эта тройка: низший, высший и высший над высшим. Низший находится в эгоизме. Высший, услышав о недовольстве низшего и умея его правильно трактовать, преобразует его испорченную молитву в свою исправленную и поднимает к высшему над собой, находящемуся в полной святости, без малейшей связи с испорченным нижним. А потому в сверх-высшем имеется уже весь свет и вся сила для того, чтобы позаботиться о низшем.

Высший поднимается к сверх-высшему с двойной молитвой: молитвой низшего и своей реакцией на нее. Поэтому он получает от сверх-высшего "двойной" ответ: большое состояние, которое требовалось высшему для того, чтобы выполнить просьбу низшего. Достигнув этого большого состояния, он уже может позаботиться об испорченном низшем. Так выходит, что "старший брат", как называется высший парцуф, получает от сверх-высшего вдвойне: свою часть и часть для испорченного низшего. Так работает вся эта цепочка.

Это единственное действие, существующее в процессе нашего исправления и выводящее нас из клипот. Поэтому первое условие - это молитва. Вся наша духовная работа, состояние, вся ощущаемая нами реальность устроена и подготовлена так, чтобы помочь нам поднять молитву к высшему. Нет ничего, кроме нашей просьбы. Ведь нам не дано никаких сил и способности производить какие-то действия, кроме единственной возможности: попросить! Но об этом мы как раз и забываем.

В итоге, мы поймем, что "Нет никого кроме Творца", доброго и творящего добро, и в мироздании действует лишь одна сила, о которой сказано: "Я - первый и Я - последний". И все это для того, чтобы мы каждую секунду раскрывали свою просьбу.

Просьба низшего должна быть правильно организована и направлена на отдачу. Если мы просим ради себя, значит находимся во власти нечистых, эгоистических сил, клипот. И если мы продолжаем требовать для себя, то все глубже погружаемся в этот эгоизм.

Ведь все наши просьбы, даже самые низкие, все же поднимаются наверх, все наши желания - отличие лишь в форме. Если они не соответствуют свойствам высшего, они все же принимаются и оказывают влияние на систему, на ее развитие. Но в таком случае, начинают усиливаться силы, вынуждающие нас разбиться, увидеть, что мир полон зла и тьмы. То есть мы продвигаемся, но путем страданий, естественного развития.

Если же наши просьбы согласуются с желаниями высшего, то пробуждают все  ступени исправления, заставляют их подняться к Бесконечности и провести к нам вниз новый свет, который выяснит, исправит и наполнит наши желания ради отдачи. И тогда мы будем продвигаться путем света.

Из подготовки к уроку, 22.08.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Любая работа должна закончиться молитвой

Как из двойной лжи рождается правда

"Исполняй Его волю, как свою собственную"

Любая работа должна закончиться молитвой

каббалист Михаэль ЛайтманСамая главная задача человека в этом мире - это быть постоянно готовым к молитве. Это единственное действие, способное что-то изменить. Мы прикладываем усилия физически, душевно, в мысли, в желании, но все эти тысячи действий за тысячи лет, в сущности, нужны для того, чтобы в конце концов прийти к молитве, крику, правильному желанию. Когда мы сможем  правильно воспринять свое желание, тогда нам удастся притянуть к себе высшую силу, которая все сделает.

Действует только свет, и только мы, в ком есть точка в сердце, можем пробудить свет к действиям. А все остальные практически не смогут этого сделать - лишь в самой небольшой степени, путем естественного хода времени и в мере нашего влияния на них, но не больше. Об этом сказано, что "у народов мире нет связи с высшей силой, с Творцом". Общее желание насладиться согласно своему строению не может напрямую соединиться с Творцом, а только через тех, в ком имеется духовная искра.

Поэтому в те времена и в тех состояниях, в которых мы не можем правильно пробудиться навстречу миру, мы отдаляем от Творца и себя, и весь мир. С помощью поднимающихся тогда злых сил, ощущения своего отдаления и осознания зла, мы все же продвигаемся, но нежелательным путем.

Только мы способны молиться - те, в ком есть точка в сердце. А все остальные делают это либо по привычке, привитой с детства, либо по простым эгоистическим мотивам. И молитва простого эгоиста даже лучше, ведь человек кричит о своей боли. Любое недовольство - это уже молитва и крик к Творцу, даже если человек не думает о Нем. Это уже какое-то обращение наверх. Эти обращения накапливаются за тысячи лет, от криков миллиардов людей, и в итоге пробуждают и их самих, и высший свет в общей форме. 

Но все равно высший свет доходит к ним через нас, общее строение не изменяется. Даже если мы не можем правильно работать со светом, но он присутствует и существует. И тогда он доходит до нас и наталкивается, как на стену, ведь мы находимся в изгнании и не способны подумать о народах мира.

Таким образом, мы далеки от Творца, ведь не поднимаем к Нему молитву, и далеки от народов мира, ведь не передаем их молитву наверх. Получается, что мы проигрываем вдвойне. Стоит об этом задуматься!

Проблемы и беды не закончатся до тех пор, пока народ Израиля не реализует свою подлинную миссию - не станет высшей ступенью для народов мира, чтобы передать сверх-высшему двойную молитву: свою и всего мира.

Нам следует сделать из этого практические выводы для нашей работы с широкой публикой, то есть с теми, кто сам не может пробудиться к связи с Творцом и потому называется "народы мира". Насколько бы совершенна, искусна, профессиональна ни была эта работа с людьми, но она не принесет правильных плодов, если не закончится молитвой.

Все приложенные нами усилия - всех вместе и каждого по отдельности, нужны лишь для того, чтобы привести нас к просьбе. Мы с самого начала выходим на акцию потому, что нас посылает Творец ("Я - первый"), для того, чтобы в результате своих действий достичь двойной молитвы, вобрав в себя желания людей и, таким образом, разбудив свое собственное желание. Тогда мы сможем попросить только ради них сделать из нас такую переходную часть, которая сможет позаботиться о людях. Ведь Творец сделал нас такими, что в нас имеется точка в сердце.

Вследствие такой работы с публикой мы достигаем подъема  молитвы, то есть работы, возложенной на Исраэль. Здесь уже имеются все три необходимые участника духовного действия: нижняя ступень - это публика, высшая для нее ступень - это мы, а сверх-высшая - это Творец. Так мы работаем вместе.

Если мы думаем об этом до действия и после него, и можем связать его в такое состояние, то наше действие будет благословенным и успешным. Об этом сказано, что "старший брат получает за двоих": для себя и для младшего брата.

Из подготовки к уроку, 22.08.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Двойная просьба и двойной ответ

Кто хотел яблока?

Намерение как удел Исраэля

Покаяние в недоданном

каббалист Михаэль ЛайтманРабаш, Шлавей Сулам, 1985/86, статья 36, "Подготовка к покаянию": Прежде чем попросить прощения у Творца, человек должен отдать себе отчет – в чем суть прегрешения.

Я прошу прощения не за изначальные, врожденные пороки, заложенные в моей природе. Сейчас в поле моего зрения не они, ведь "побуждения сердца человека дурны с юности его". Я оцениваю не само злое начало, а только свои усилия: мог ли я уже приподняться над ним, выстроить экраны и сформировать отношение отдачи, любви, единения? Мог ли действовать по принципу "все преступления покроет любовь"?

Именно за халатность в этих усилиях я должен нести покаяние и выражать раскаяние, об этом я должен плакать. Ведь Шхина горюет не из-за того, что приготовила нам свое порочное, разбитое состояние, а из-за того, что мы не стараемся возродить, поднять ее из праха, хотя условия позволяют нам это делать.

Свет, возвращающий к Источнику, приходит сообразно с моими усилиями. Если бы он приходил без связи с ними, то показывал бы мне общее разбиение, произведенное Творцом. Когда же поступление света регулируют мои старания либо их недостаток, он выявляет лишь мою недоданную часть, которую я уже мог вложить.

Не надо сожалеть о том, что я родился в чем-то бездарным или бесталанным. Допустим, я обделен физической силой, интеллектом, способностью к запоминанию или обучению. Так вот, не надо жаловаться на это. Если мне чего-то не дали – значит, и не надо. Пускай я лишен каких-либо способностей и из-за этого сталкиваюсь с затруднениями – очевидно, я должен работать в этих условиях на протяжении жизни. 

Вообще, набор личных свойств не свидетельствует о том, хорош я или плох. Возможно, я родился транжирой, лентяем, властолюбцем и т.д. Однако сам факт рождения с этими качествами говорит о том, что не надо обращать на них внимания. Я не должен их исправлять – я должен исправлять лишь свое участие в процессе, который раскрывают мне над всей моей природой. Если там, поверх нее, я ленюсь, то за эту леность должен "принести жертву" и об этом неучастии должен плакать в День искупления (Йом кипур). Я каюсь не в своих исконно порочных желаниях, а в том, что действительно мог исправить, получив шанс свыше и не воспользовавшись им.

Поэтому кто не старался, тот и не раскрывает в себе зла. А кто старался, тот обнаруживает, что он дурен, – причем лишь в той мере, какую мог исправить, но не исправил.

Не мы ответственны за исправление всего того, что испортили духовные системы до нас. Это было именно системным повреждением. Однако когда мы исправим то, что на нас возложено, вся система придет в исправность. Ведь испортилась она лишь потому, что в нее вошла составляющая под названием "Человек" (Адам). Следовательно, исправляя участие Человека в системе, мы исправляем всё.

Вопрос: Как раскаяние связано с отношениями между товарищами?

Ответ: Сказано, что День искупления не исправляет прегрешения человека по отношению к ближним. Я должен каяться в том, что причинил, и одновременно помнить, что это тоже было вызвано Творцом. Так или иначе, я сожалею не о своем зле как таковом. Я сожалею, обнаружив, что это зло, это ощущение разрыва с Творцом всё еще сидит во мне. И тогда я исправляю его.

А значит, даже раскрывая зло, я должен испытывать радость.

Вопрос: Нет человека, который не причинял зла ближнему, пускай ненамеренно. Как же мне искупить это зло? Как попросить прощения?

Ответ: Посредством усилий, вложенных в объединение. Это и есть платеж.

Нет никакой необходимости и никакого действия, способного искупить то, что я натворил. Всё плохое, что я делал, вело к разобщению. А всё хорошее, что я могу делать, – это лишь вести к единению. Формы и детали не суть важны, главное – именно в этом: либо разобщение, либо единение. Придерживаясь такого подхода, я не ошибусь.

Из урока по статье Рабаша, 13.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раскрытие зла – не повод горевать

Судный День – это День Радости

Время покаяния – "Слихот"

Раскрытие зла – не повод горевать

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сказано, что молитва должна начинаться с благодарности. Есть ли благодарность в молитвах на День искупления (Йом кипур)?

Ответ: Прежде всего, молитвы на День искупления связаны с молитвами на еврейский Новый год (Рош а-шана), которые призваны возвеличить, "увенчать" Творца как Царя мира. Тем самым мы возвеличиваем цель, отдачу, любовь – это великое свойство, которого должны достичь. Оно управляет всем миром, пребывает везде, властвует надо всем.

Творец – это именно свойство отдачи и любви. У Него нет другого образа, так Он облачается в сосуды, и так мы познаём Его, познаем Силу, действующую в творении. Это свойство мы почитаем, ценим и возносим превыше всего.

Вот что такое Новый год: мы славим "голову" (рош) – свойство отдачи. Оно самое важное, оно управляет нами, оно влечет нас, и мы хотим прийти к нему, уподобиться ему, влиться в него.

Ну а День искупления показывает, как мы еще далеки от этого. Мы проверяем и выявляем свои изъяны, видя, что нам пока недостает исправлений, чтобы обрести полноценное, совершенное свойство отдачи. Об этом мы сожалеем, проявляя и готовя свои изъяны к работе.

А затем наступают дни исправления, и в Пурим мы завершаем его. 

Вопрос: Значит, в День искупления есть только сожаление о том, что мы еще не исправлены?

Ответ: И это большая радость. На самом деле я не плачу, а радуюсь. Ведь мне раскрываются разбитые сосуды, и теперь я могу их исправить.

Именно так: мое сожаление, покаяние сопряжено с радостью: наконец-то я проявил в себе зло и теперь весь трепещу от желания исправить его. Я рад своему открытию и благодарен за это.

Попробуй прочитать молитвы на День искупления с радостью, вместо плача, – и ты разглядишь в них нечто совсем иное.

Как можно плакать, будучи рядом с Творцом? Ведь сейчас, в момент сожаления, ты свидетельствуешь, что его вызвал Он, – а значит, Творец для тебя уже не добр и не творит добро? Такого не бывает в принципе.

Творец раскрывает тебе разбиение, чтобы ты радовался, исправляя этот изъян и уподобляясь Ему самостоятельно. И наоборот, если бы Он создал тебя подобным Себе без самостоятельного участия, ты просто "лепился" бы к Нему, как клейкая лента.

Но нет, Он дал тебе сейчас возможности распознать отличия, подготовил ситуацию, которая словно говорит: "Вот в этих свойствах ты отличаешься от Меня. Выполни работу – и станешь как Я". Так неужели ты будешь плакать из-за того, что Он поступил с тобой таким образом, дал тебе шанс стать подобным Ему?

Наоборот, ты радуешься: "Да, мы грешили и изменяли. Да, я виновен, я вор, я лжец…" И ты наслаждаешься тем, что раскрываешь. Ты рад, что Он создал тебя противоположным и эта противоположность показывает, посредством чего можно стать как Он, удостоиться слияния.

Это и есть служение Творцу, работа на Творца. Так причем тут плач? Ведь тем самым ты доставляешь Ему удовольствие. Ты сознаёшь, что всё это выстроил для тебя Он, и ты благодарен за то, что Он сделал тебя противоположным.

По сути, ты словно целуешь палку, плеть, и тем самым нейтрализуешь злое начало. Теперь оно уже не злое – благодаря смене твоего отношения оно стало добрым.

Вопрос: Значит, мы радуемся, раскрывая свою противоположность Творцу?

Ответ: Нет, мы рады тому, что этим Он предоставляет нам возможность сравняться с Ним. Я благодарен Ему за всю проделанную подготовку, за Его милосердие ко мне, как в прошлом, так и в будущем. Всё, что Он делает, включая разбиение и ужасные бедствия, которые нас постигали, – суть совершенное милосердие. Именно это мы раскроем. И всё зависит от моего взгляда на жизнь – его-то и надо изменить.

Из урока по статье Рабаша, 13.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Покаяние в недоданном

Покаяние самого страшного эгоиста на свете

Грозные "Дни трепета"

Открывающие шлюзы для реки света

каббалист Михаэль ЛайтманПуть к раскрытию состоит в выполнении всех условий снова и снова на каждой ступени, пока не придешь к неограниченному, бесконечному раскрытию, совершенному слиянию. На любой ступени достигается слияние. Каждая ступень похожа на следующую, разница лишь в количестве и качестве собранных там деталей, из-за которых она всякий раз воспринимается как новый мир.

"Исраэль, Тора и Творец едины", что следует из того, что изначально мы находимся в мире Бесконечности, полностью слитые с силой Творца, силой  света. Там нет никакой разницы между сосудом и светом, и потому нет Исраэль - нет того, кто бы стремился к Творцу. Творение становится Исраэль лишь при условии, что отделено от Творца и вместе с тем стремится прилепиться к Нему и достичь слияния, но при этом остается самостоятельным.

Необходимы два противоположных условия: с одной стороны, отделение от Творца, а с другой стороны, слияние. То есть требуется сохранить свою независимость - в этом весь смысл творения.

Исраэль, Тора и Творец должны все время объединяться для нас в своей конечной форме - в той мере, насколько мы пока способны это представить. Творение равно Творцу в той мере, насколько может вообразить образ Творца, Его свойства уже облачившимися в себя. Мы представляем себя находящимися уже в конце пути, то есть закончившими свою текущую ступень, потому что не можем думать о том, что выше нашей ступени. 

Но мы стремимся хотя бы к этому, то есть желаем стать Исраэль и достичь полного слияния с силой отдачи и любви для грешников и праведников, врагов и друзей - конца исправления. Хотя на самом деле, это только наша текущая ступень, ведь все, что мы можем себе представить, все мироздание от края и до края - находится внутри тех рамок, той самой крохотной сферы, которую нам пока раскрывают. И все же, мы обязаны представить себе, что хотим раскрыть все, исправить все и во всем прилепиться к Творцу. Так, чтобы весь мир стал моей душой, а все свойства были уже исправлены на отдачу и любовь.

Мы представляем себя такими исправленными, к этому стремимся, ради этого учимся и выполняем все необходимые действия, чтобы достигнуть этого конечного состояния: "Исраэль, Тора и Творец - единое целое". Но по пути к достижению этой цели, нам необходимо выполнить указания Творца, то есть изучить всевозможные виды отдачи, что мы делаем в группе. Главное - это любовь к товарищам, в которой выясняются все эти понятия.

А получив такие инструменты из любви к товарищам - сосуды Гальгальта-Эйнаим, с их помощью мы можем исправить получающие желания, АХА"П той же самой ступени - то есть тех, кто находится вне рамок группы, до такой степени, пока не начнем одинаково на равных относиться ко всем. К группе мы относимся как к месту своей внутренней работы и к источнику сил. Но подлинное место нашей работы - это АХА"П, то есть весь мир.

Г"Э созданы таким образом, чтобы заботиться об АХА"Пе. Именно ради этого произошло разбиение, и искры отдачи из Г"Э проникли в АХА"П. Таким образом, в АХА"Пе возникли предпосылки к исправлению. Ведь без этого у АХА"Па нет никакой надежды исправиться.

Поэтому нам нужно всегда готовить себя в своих Г"Э, в группе, учебе, соединении, товарищеском объятии, семинарах, и после этого выходить работать с желаниями АХА"Па. Подлинная реализация осуществляется в АХА"Пе, а подготовка - в Г"Э.

Хотя нам кажется, будто мы исправляем себя работая между собой в группе, но по сути, это лишь подготовительная работа.

Наша работа называется "работой Творца". Это не мы сами работаем - а действует свет. Нам же нужно каждый раз открыть область, в которой свет сможет работать, как сказано: "Откройте Мне отверстие с игольное ушко". Наша просьба, поднимаясь вверх, как молитва, МА"Н, открывает отверстие свету, в которое тот входит и действует. Творец выполняет всю работу, нам же нужно лишь открыть для него вход. Это и называется раскрытием мира - каждый раз мы приходим в новый мир.

Из подготовки к уроку, 11.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Duty-Free зона в середине Тиферет

Знать, что попросить и у кого попросить

Особенности работы духовного адаптера

Дать пробуждение к новой жизни

каббалист Михаэль ЛайтманЧто изменяется при соединении высшей ступени с нижней? Возникают общие духовные организмы, парцуфим, которые мы сами рождаем. Разумеется, такое рождение возможно лишь за счет высшего света, но в ответ на наше желание.

Каждый раз, когда мы хотим прилепиться к высшему, мы вынуждаем низшую ступень прилепиться к АХА"Пу высшего и породить новую форму, новый общий парцуф для высшего и нижнего. Он и называется душой (Нешама). Мы рождаем ее сами. Материал творения имеется, но мы добавляем к нему свое требование, недостаток.

Действие выполняется сверху, а потребность в нем приходит снизу, в результате чего рождается новая сущность, которая прежде не существовала. Единственное, что есть в этой новой сущности - это желание низшего каждый раз еще сильнее прилепиться к высшему: еще и еще капельку. Об этом сказано, что "Грош к грошу накапливаются в большой капитал".

Это новшество исходит не из лестницы ступеней, спускающейся сверху вниз, не из обычных парцуфим, а из нашего пробуждения, каждый раз приводящего к восполнению, то есть к слиянию, абсорбции, взаимному включению.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 08.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Без этого невозможна никакая жизнь!

Мгновенная фотография внутренних отношений

Рождение парцуфа

Смотрю на мир и сопереживаю его страданиям

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Рабаша "Любовь к ближнему": Смотрю я на крохотную точку, зовущуюся любовью к ближнему, и размышляю над тем, что могу сделать для наслаждения всех остальных?

И глядя на людей, вижу я мучения, болезни и личную боль каждого, а также общие страдания всего общества, то есть войны между народами. Но кроме молитвы, нечего мне дать им, и это называется "сопереживание страданиям общества".

Любовь к людям и любовь к Творцу - это одно и то же, поскольку находится вне тела, вне эгоистических интересов человека, а потому он не ощущает между ними никакой разницы. Поэтому нам дана заповедь любви к ближнему, к людям. Ведь если я способен проверять себя все время и во всех состояниях, то есть при всех изменениях своих желаний, то очень быстро пойму, обладаю ею или нет, и каждую секунду смогу исправлять себя, чтобы быстро достичь любви к ближнему, что практически то же самое, что любовь к Творцу.

Я смотрю на людей и думаю, что могу сделать для них? Они просят пищи, благополучия семьи, денег, власти, знания - у меня же нет ничего, чем можно было бы наполнить эти желания. А если бы и было, то должен ли я это делать - разве это правильный путь? Разве этот мир дан для того, чтобы исправлять и улучшать его на материальном уровне, организовывая общество для достижения материального благополучия, обычными путями? Мы видим, что все пытаются это сделать и безуспешно, так почему я вдруг буду успешнее других? 

Но единственное, что нам нужно сделать - это понять, что "нет никого кроме Творца". Есть лишь одна сила, которая действует в мире. Нам же нужно только потребовать у Него, попросить, убедить Его в том, что мы действительно хотим, чтобы Он вмешался и выполнил свою работу Творца. Все изменения, все исправления возложены на Него, а наша задача - лишь попросить, поднять молитву, МА"Н.

Поэтому, когда мы работаем для распространения и встречаемся с разными людьми, начиная от маленьких детей до таких, которые состарились, нужно понять, что мы не приносим им никаких материальных благ этого мира. Хотя мы организуем всевозможные мероприятия и кружки, но все это лишь внешние, сопутствующие явления, и если бы можно было обойтись без них, мы бы этого не делали.

Только для того, чтобы создать практическую почву, на которой реализуется работа Творца, нам необходимо организовать такие материальные рамки. Но все остальное, само действие происходит только за счет молитвы, просьбы, в ответ на которую начинает работать высший свет, возвращающий к источнику, и наполняет желания.

Мы не можем понять, как меняется реальность. Либо она меняется от чьих-то материальных действий, исправляющих что-то в мире - либо приходит свет, изменяет наши внутренние свойства, и мы видим, что мир изменился, стал лучше.

Все действия реализуются только силой молитвы и за счет помощи Творца, Его работы, изменений, идущих сверху вниз. Нам пока придется сопровождать ее также своими материальными действиями, но потом мы увидим, как светом Творца, "Его словом сотворятся небо" и земля.

Из подготовки к уроку, 08.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прекрасные и разрушительные порывы

Дай-дай-дай нам исправления!

Каждый болеющий за общество, удостоится радости

Страница 68 из 111« Первая...6667686970...Последняя »