Из статьи Рабаша "Почему праведники проявляются благодаря грешникам": Для того, чтобы человек продвигался на духовном пути и достиг полной отдачи, а не останавливался в состоянии подъема, считая, что дальше некуда двигаться, Творец превращает его в грешника, посылая ему преступные мысли о том, что не стоит работать ради Творца, а только ради своей выгоды.
Так человек падает, но не понимает, что падение дано ему в помощь для продвижения, а считает, что идет в обратную сторону. И потому он чувствует себя повисшим между небом и землей, в состоянии худшем, чем любой другой человек на земле, и поэтому готов обратиться к Творцу с молитвой.
А Творец слышит любую молитву, как сказано: "Пришедшему очиститься – помогают" – тем, что дают ему святую душу. Получается, что преступные мысли были посланы человеку для того, чтобы смог попросить Творца о помощи, а иначе он так бы и остался на всю свою жизнь в том же состоянии, как в самом начале работы.
Проблема в том, что мы сбегаем от таких неприятных мгновений, когда Творец приводит нас к состоянию грешников, давая нам увидеть, насколько мы не подходим к духовным ступеням, к духовной работе, совершенно противоположны работе Творца, не готовы идти к отдаче, любви к ближнему, любви к товарищам. Нам раскрывается, что у нас нет никакой зацепки за духовный мир, то есть возможности выйти из себя навстречу ближнему – товарищу или Творцу.
Мы прячемся от таких прозрений. Творец при каждом удобном случае хоть немного приоткрывает нам глаза на свое истинное состояние, но Он не может навязать его нам, ведь это лишит нас свободы выбора. Он всякий раз приводит нас к некоторому осознанию и ждет, что мы сами добавим к нему от себя, чтобы достичь молитвы, просьбы и самим захотеть исправления, а не по приговору свыше.
Поэтому и сказано, что помогают именно "пришедшему очиститься"! Мы должны сами прийти, а не потому что свыше в нас вселилось желание к исправлению, в ответ на которое сверху пришла исправляющая сила. Не может всё прийти сверху – необходимо наше собственное усилие, сосуд, который принадлежит нам.
Но вместо того, чтобы добавить своих усилий после пробуждения, данного нам Творцом, приведшего нас к началу осознания зла, к состоянию грешников, мы пугаемся этого открытия и пытаемся его спрятать, подсластить, скрыть от самих себя. В то время, когда нужно самим развить это ощущение и достичь невыносимого состояния. И невыносимо оно не из-за того, что неприятное – я даже согласился бы оставаться в нем, если бы оно помогло мне достичь отдачи.
А тут мы обычно сбегаем, затушевываем это состояние и потому не достигаем истинной молитвы, которая могла бы привести нас к раскрытию глаз. Творец дает нам пробуждение, вручает все средства – полный комплект, необходимый для достижения цели. Но мы не желаем соединить все эти детали вместе, чтобы прийти к завершению. Для этого необходимо быть связанными, пробуждать друг друга, поддерживать, подбадривать, внушать уверенность – а этого нам пока не хватает.
Из подготовки к уроку, 28.12.2012