Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Когда жизнь обретает смысл

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: С одной стороны, природа сегодня дала нам все – в плане комфорта ты можешь удовлетворить любые желания. А с другой стороны, наряду с этим в человеке растет чувство внутренней пустоты.

Ответ: Это очень хорошо, поскольку дальше нам некуда развиваться. Мы покрутились по миру, купили себе квартиру, машину, поменяли несколько раз супружеские пары, нарожали и потеряли своих детей. Мы уже сделали всё. Что дальше?!

А большего этот мир не дает. Что он может нам еще предложить? Поэтому появляются какие-то извращения. Ладно, и их немножко попробуем. И все. А дальше для чего жить?!

Наступает пустота и разочарование в том, к чему ты пришел. Вроде бы тебе кажется, что хотя раньше мы жили примитивно, но было так приятно – семья, лужайка, дети. Все это рисуется тебе так пасторально, гармонично. А сегодня – какой ужас! – человек обязан. Он не может никуда удрать, а главное – убежать от себя!

Он пытается это сделать, говоря: "Я живу, как живу". Но не получается, поскольку закон природы таков, что мы от него никуда не сможем уйти. Мы все равно обязаны будем достичь ответа на вопрос о смысле жизни. 

Причем достичь его не философски и не как-то успокоить себя, а отыскать его, увидеть, понять. "Для чего живет человек?" – это не просто чисто теоретический вопрос, поиски, терзания, через тернии к звездам и так далее. Нет! Я хочу видеть!

На самом деле этот вопрос упирается в смерть. Человек должен знать, что он продолжает жить, но не какой-то верой – тем, что обещает ему религия. Он должен видеть перед собой явное, красивое, светлое продолжение. Тогда и эти десятки лет жизни имеют смысл.

Из ТВ программы "Крупным планом. Кентавры"

Обратить злую связь в добрую

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы сказали, что ощущение ада – это внутреннее состояние человека. Одной из причин чувства ненаполненности является внутреннее отношение человека к окружающим с целью использовать их для себя.

Ответ: Обычные желания получать – это животные желания. Они не хорошие и не плохие, поскольку выполняют команды природы.

Человеку присуще стремление минимально комфортно существовать, и это нормально. Даже в рамках закона, если бы кто-то стащил где-то кусок хлеба, чтобы просто насытиться, как животное, не думаю, чтобы его за это судили, ведь это необходимо для поддержания жизни.

А все, что мы хотим приобрести свыше животного существования, – это уже эгоизм. Ведь всё, что мы приобретаем свыше этого, прямо или косвенно происходит за счет других людей. Таким образом мы используем других, ищем, как быть выше, проявляем свою ненависть к ним. 

Я начинаю ощущать: чем я выше или другой ниже, тем мне приятней. То есть я уже думаю о том, как сделать ему хуже, потому что мне от этого косвенно или даже напрямую будет лучше. Эгоизм заключается в том, что я желаю другому зла. 

Мы не чувствуем, насколько мы ежесекундно используем друг друга в нашем мире. Нам надо преобразовать наше злое начало в доброе, использовать те же свои свойства, только не во вред, а на пользу остальным, на связь с ними.

Эгоизм хорош тем, что он соединяет нас. Я смотрю на других: что бы мне у них перенять, чтобы повлиять на них, подчинить себе. Если бы не эгоизм, я как животное существовал бы сам по себе, а до других мне не было бы дела.

Эгоизм заставляет нас связываться между собой. Но в том виде, в котором мы его используем, он называется "злое начало". А мне надо обратить его в доброе. То есть из того, что я от всех получаю, подчиняю, насыщаюсь, привязываю к себе, я обращаю эту связь в то, что я их обслуживаю, наполняю, даю как своим детям, которым желаю только самого хорошего.

Поэтому без злого начала, связывающего нас между собой, мы не можем развиваться. Таким образом, сегодня в мире раскрывается всеобщая, глобальная, злая связь между нами. И наряду с этим раскрывается каббала, ведь мы пришли к такому состоянию, когда начинаем понимать, что связаны плохо, и нет у нас иного выхода – мы обязаны быть соединены хорошими связями.

Из ТВ программы "Крупным планом. Судьба и Книга Зоар"

Начало уровня "человек"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Было бы неправильно относиться к человеку только как к белковому телу. Почему изначально мы созданы так, что в нас существуют два уровня: "животное в человеке" и "человек в человеке"?

Ответ: Дело в том, что мы развиваемся в течение многих тысяч лет. Но это развитие в нас, в общем-то, примитивное. Смотрите, чем заполнены сегодня средства массовой информации.

Мы не умеем воспитывать детей. Я не вижу, что им уготовлен хороший мир. Почему мы не можем это сделать? Мы ведь все-таки люди!

Но мы хуже животных. Животные стараются максимально обустроить себя и свое потомство. Мы же сознательно создаем для своего потомства некомфортный, неудобный, небезопасный мир, и вообще не знаем, что будет завтра. Мы, родители, заготавливаем для следующего поколения нехорошие условия. Разве это разумно?

Вопрос: Но вы говорите, что в человеке все заложено природой, он полностью управляем ею. Получается, что природа толкает нас на такие неразумные поступки? 

Ответ: Совершенно верно. Природа толкает человека к неразумным действиям, для того чтобы довести его до понимания, что ему надо что-то делать с собой, с окружающей природой и с той природой, которая властвует над ним и ведет его к самоуничтожению.

Отсюда в человеке начнется уровень "человек". Когда он осознает, что его природа зла, что им управляют злые силы, он начнет задавать вопрос: "Почему? Зачем? Для чего все так устроено? В чем смысл моего существования? Ведь оно никудышное, несовершенное. Я бы лично так не спроектировал его для своего сына или внука".

Эти страдания и осознания, накапливающиеся в нас из поколения в поколение, приводят нас к пониманию, что надо разобраться в этой жизни, надо с ней что-то делать. Люди начинают заниматься террором, употребляют наркотики, разводятся, разбивают семьи, они не в состоянии ничего создать. Но все это накапливающиеся страдания, которые в итоге приведут к необходимости найти истинное решение.

Из ТВ программы "Крупным планом. Кентавры"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Человек – стремление уподобиться Творцу

К уровню "человек"

Животное или человек?

Картина мира – следствие отношения к нему

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Бааль Сулам в своих статьях пишет, что эгоизм не у всех одинаков. Есть грубый эгоизм, когда человек им пользуется без стеснения, и есть завуалированный, более развитый, когда человек понимает, что это плохо, и как бы действует тайно. В чем, в принципе, разница?

Ответ: Если человек осознает свой эгоизм, то это хорошо, с ним можно говорить, обсуждать, он может прийти к какому-то решению: правильно это или нет, стоит ли ему находиться в этом свойстве или не стоит.

Он может определить, что это зло, и попытаться каким-то образом избавиться от него. Он видит, насколько это свойство приносит ему вред, заставляет его приподниматься над другими. И в этом – вся его жизнь.

Он начинает понимать, на что он тратит драгоценные секунды существования в этом мире. А если бы он по-другому относился к другим – кардинально, противоположно? Может быть, при этом он нашел бы такую форму ощущения жизни, которая в нашем мире вообще не воспринимается нами. Ведь мы все время настроены на то, чтобы влиять, управлять, властвовать, поглощать.  

А если бы я настроил себя по-другому, я, может быть, был бы свободным. Свободным! Во-первых, меня не давила бы сзади эта страшнейшая сила, которая вот так меня направляет. Я ощущал бы себя в пространстве, независимым, не связанным ни с чем. 

Я начал бы по-другому видеть все окружающее – не с точки зрения того, что угрожает моей власти, самосохранению, безопасности: чем я должен завладеть, что я должен подавить, поглотить, подмять под себя и так далее, где тут все вокруг в мире. Человек только так смотрит, изначально. Посмотрите на маленьких детей, какие они жестокие, как они относятся друг к другу. Это наша природа.

А если бы я стал по-другому относиться к миру, то увидел бы вокруг нас совершенно другую картину мира, которая является следствием моего отношения к нему. Сейчас я вижу избирательно только то, что мне плохо или хорошо. Плохо – я должен что-то с этим сделать, хорошо – я могу этим наслаждаться.

Но если бы я относился по-другому к окружающему меня, я видел бы обстоятельства, объекты, действия другого типа, совершенно другой мир – то, что в каббале называется "Высший мир".  

То есть восприятие мира и то, что с нами происходит, зависят от нашего фокуса: как мы смотрим на мир, таким мир видится нам. Поэтому нам надо изменить себя.

Из ТВ программы "Крупным планом. Остров огненный"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Коварная природа человека

Как мы воспринимаем мир

Исправь себя и исправишь мир

Нужно ли запрещать "игру в кальмара"?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Огромной популярностью пользуется в "Нетфликсе" сериал "Игра в кальмара". Формат из Южной Кореи. В сериале мужчины и женщины с большими долгами играют на огромные суммы денег в детские игры. И победить в итоге может только один, проигравших сразу же убивают.

111 миллионов людей, не отрываясь, смотрят, как проигрывают их герои, которых они полюбили, и тех убивают. И люди при этом не закрывают глаза, не выключают телевизор, они продолжают смотреть.

Даже дети стали играть в эту игру, называют ее "Красный свет, зеленый свет", и проигравших избивают.

Вот это человечество. Это мы такие? Ведь если бы мы не требовали этого, не возникали бы такие сериалы?

Ответ: Я думаю, что мы даже хуже, потому что мы, не играя, хотим убивать друг друга. В этот сериал все-таки человек входит по своему желанию, вступает в игру, надеется выиграть и убить другого. А в итоге он проигрывает и убивают его. Но у него существует здесь какая-то свобода выбора. 

Он еще надеется на что-то. И в общем-то он показывает, что он желает выиграть и убить другого. То есть она – игра на равных! Выиграю я – убью тебя, выиграешь ты – убьешь меня, и мы идем играть. Это, в общем-то, игра по правилам.

А в нашей жизни – нет. В нашей жизни я хочу убить другого без всякой игры, заранее зная, что я убью.

Вопрос: Но я ведь не хочу этого. Разве человек хочет убить другого?

Ответ: В общем, если бы мы оголили все наши отношения, мы бы увидели, как мы друг друга убиваем.

Реплика: То есть, вы говорите, что если бы наши мысли вдруг проявились, то это был бы ужасный мир?

Ответ: Это несомненно!

Вопрос: Поэтому нам такое добро дается – не видеть мысли свои и других?

Ответ: Да.

Реплика: А когда человек входит в эту игру, начинает ею жить, может быть, это освобождает его от всех этих его помыслов? Может быть, действительно какое-то воспитание существует? Потому что режиссер и сценарист говорят: "Вот такой наш мир".

И может быть, показывая такие вещи, мы всё-таки делаем очищение? Может быть, человек проходит такое очищение? У него может возникнуть мысль: "А я такой, как вы сказали". И он ужаснется.

Ответ: Я не думаю, что кто-то ужаснется, все привыкнут и будут совершенно правильно поступать, начиная с маленьких детей.

Вопрос: А когда у нас все-таки возникает этот момент сопереживания?

Ответ: Когда я себя представляю на месте другого, вот здесь возможно какое-то сопереживание. Но не более того, как я оцениваю обстановку и вижу, что нахожусь в лучшем состоянии.

Вопрос: Если бы дали вам власть и сказали: "Запретить это или пропустить?" Что сейчас сделать с такого рода фильмами, с такого рода играми?

Ответ: Только это запретить или только это поощрить – ничего не даст. Ничего. Человека надо переделывать. Вместо того, чтобы он учился на жутких своих ошибках, от которых останется горстка людей на всем земном шаре! И они начнут с осознанием, не с новым знанием, а с тем, что в них накопилась вся боль, которую прошло все человечество при своем истреблении, когда из миллиардов людей останется несколько сот тысяч. Вот тогда они поумнеют. Смогут правильно ориентироваться.

Вопрос: Закрыть такие вещи или не закрывать? Как вы считаете?

Ответ: Я считаю, что надо, чтобы существовали все эти произведения "искусства", и чтобы параллельно с этим шла очень серьезная работа по объяснению нашей природы: почему создаются такие вещи и правильно ли они нам показывают, действительно ли мы такие.

Вопрос: И вот так в человека начнет входить некая мудрость?

Ответ: Конечно, да. Только из того, что он будет правильно понимать существующее положение.

Вопрос: И если он будет понимать, почему он смотрит такие фильмы, вы считаете, начнется такое осознание: вот это я смотрю, потому что это моя природа?

Ответ: Да. Это надо параллельно с этим все время говорить. Но это надо с точки зрения каббалы, истинной природы и так далее.

Вопрос: Но, так или иначе, мы придем к тому, что, как вы говорите: воспитание человека должно идти параллельно всему, что делает человечество?

Ответ: Да, не трогать его, иначе мы не научимся.

Вопрос: А мы должны будем прийти к тому, что в нас нет ничего положительного?

Ответ: Естественно! Самое главное – это осознать, что наша природа – это абсолютное зло. И то, что нам кажется добром, на самом деле изощренный эгоизм, который скрывает еще все наше внутреннее изуверство.

Вопрос: И тогда мы попросим, чтобы нам дали силы выйти из этого?

Ответ: Тогда мы попросим. И тогда мы начнем серьезно интересоваться методикой исправления самих себя.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 21.10.2021

Коварная природа человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что именно человек должен осознать как зло?

Ответ: Наш эгоизм, наше отношение друг к другу.

На всех ступенях развития мы пользовались своим желанием насладиться, потому что это наша природа. Но сейчас она проявляется как эгоистическая, как особо злая относительно другого человека.

В мире все построено на том, чтобы насладиться, причем не просто за счет другого, когда мы вместе зарабатываем, как партнеры, или доставляем друг другу удовольствие, как супруги. 

Человек наслаждается именно тем, что поднимается над другим, унижает другого. В этом проявляется последняя эгоистическая форма, и определить ее как зло, как следующую форму, которая должна быть обратна ей – добро, любовь, связь над эгоизмом, над ненавистью, – это очень сложный переход.

Наука каббала должна помочь нам разобраться в этом, пройти это быстро и безболезненно. 

Реплика: Я думаю, многие с вами не согласятся, что мы используем других, унижаем их.

Ответ: Это мы делаем автоматически. Мы так настроены и даже не осознаем, в чем мы находимся. Даже ведя приятную беседу, каждый из нас пытается быть выше другого, старается настроить себя так, чтобы выглядеть лучше, выгоднее преподнести себя, чтобы немного завладеть вниманием других. В таких завуалированных формах заключается вся наша природа.

Из ТВ программы "Крупным планом. Остров огненный"

Отказаться от нынешней парадигмы

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Бааль Сулам пишет, что любое состояние дано нам, чтобы осознать его зло, его конечность и перейти к новому состоянию. Он говорит, что именно каббала призвана помочь человеку быстрее перейти из одного состояния в другое, осознав предыдущее как зло.

Ответ: Верно. Представьте себе: сейчас мы должны заняться осознанием зла нынешней ступени, которую мы как бы отработали, и взойти на следующую ступень. А это значит полностью отказаться от той парадигмы, в которой мы сейчас находимся.

Как же мы можем это сделать? Мы должны пройти огромные страдания, чтобы оторваться от этой ступени. Иными словами, я должен убедиться, что в таком виде уже не работает ни семья, ни искусство, ни наука, ни профессии, ни отношения между людьми, и самое главное, отношение человека к природе и к самому себе. Все это находится в кризисе.

Но этот кризис еще недостаточен, мы видим это по его вялому течению. Мы пытаемся его затушевать, задержать, говоря: "Ничего этого нет", и заиграться в нем. Представляете, сколько в таком случае десятков лет мы еще можем тянуть.

Это состояние будет усугубляться, а мы будем все время кормить себя какими-то болеутоляющими, дескать, все не так страшно. Подумаешь, люди разводятся, дети уходят из семьи, мы хотим сожрать друг друга живьем. Подумаешь, нет уже ни науки, ни культуры, человек живет в страхе…

То есть для того, чтобы выйти из этого состояния и увидеть следующее, нам надо осознать его как зло.

Из ТВ программы "Крупным планом. Остров огненный"

Предыдущие сообщения на эту тему:

На пороге новой ступени

Диагноз текущего состояния

Особое время

На пороге новой ступени

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если все заранее предопределено между наслаждением и страданием, и нам понятно, куда человек двинется и как он себя поведет, то для чего природа это сделала? К чему она хочет нас привести?

Ответ: Природа развилась из первородного элемента – желания в чистом виде, которое эволюционировало через неживую, растительную, животную форму, пока не достигло формы "человек". Так и человек в нашем мире, развиваясь, приходит к своей следующей форме.

Каждая фаза, которую мы проходим (неживая, растительная и животная), отрабатывает себя. На каждом этапе по закону "отрицание отрицания" человек приходит к ощущению, что в этом состоянии он больше оставаться не может, он должен его кардинально изменить, подняться из него, оно для него более неприемлемо.

И тогда предыдущее состояние в человеке вырождается и проявляется следующая ступень. Так из неживого появилась растительная часть желания и соответственно растительная природа, затем – животная, а потом – человек.

Сейчас мы находимся на очень интересном этапе. Мы отработали свою предыдущую стадию развития, пришли к ее отрицанию, к отторжению от нее, видим, что наш мир, наша жизнь конечны, ущербны, временны, и поэтому не знаем, что дальше делать. 

Мы еще не видим следующей ступени, но нынешняя ступень для нас практически невыносима. Мы уже не можем в ней пребывать, поскольку она ведет к самоуничтожению, террору, распаду семьи, распаду культуры, концу науки.

То есть во всем мы дошли до конечного состояния, но следующего еще не видим. Оно должно начать проявляться. Поэтому сейчас раскрывается наука каббала как средство перехода к новому состоянию.

Из ТВ программы "Крупным планом. Остров огненный"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ведомые природой

На пороге раскрытия цели эволюции

Трансформация мира

Вернуться к гармонии с природой

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: На одном из уроков по Книге Зоар вы остановились на том, что прообразами двух сил, мужской и женской, отдачи и получения, являются два светила: луна и солнце. Почему женщина больше подвержена влиянию луны? Даже ее беременность устанавливается по лунному календарю.

Ответ: Об этом много говорится не только в Книге Зоар, но и в других каббалистических источниках. Вся наша духовная суть построена на связи между получением и отдачей, силой Зэир Анпин и Малхут, которые в нашем мире олицетворяют солнце и луна. Поэтому мы на Земле находимся под властью этих двух сил.

Вся природа очень резко разделена на мужскую и женскую часть. Мужская часть отождествляется с солнцем, женская – с луной. Это исходит из взаимного противостояния двух сил природы, а человек существует, для того чтобы связать их в себе воедино.

Когда-то, на ранних стадиях развития человечества, мы не были настолько эгоистически развиты и не противостояли природе, ее гармонии. Мы были близки к ней, больше находились внутри нее. Поэтому все, что происходило в природе, происходило и с нами в той же последовательности, в том же темпе, в тех же колебаниях. В частности, женские циклы у каждой женщины в мире начинались в новолуние.

А почему этого не должно быть, если построено четко в соответствии с фазами луны? В противоположность низшим животным, человек может производить зачатие в течение круглого года. Но мы проходили такие этапы развития, когда женщины обладали способностью зачатия только в определенные периоды, и рождение происходило точно по истечении девятимесячного срока. 

В те времена не было преждевременных родов. А сегодня это частое явление, потому что эгоизм вносит в нас такие искажения и отдаляет нас от природы. Мы сами знаем, насколько наше тело сейчас не приспособлено к природе. Мы уже не можем жить без пластика, а от естественных продуктов, наверное, просто отравимся.

Так что, на сегодня мы не можем говорить о том, чтобы снова прийти к какой-то гармонии с природой обычными средствами. Хотя люди и пытаются как-то сохранить свою связь, но это уже невозможно.

А когда-то мы действительно полностью ощущали природу, заранее чувствовали погоду, всевозможные климатические изменения, дыхание природы, – то, что чувствуют люди, которые находятся внутри природы и знают, что с ними произойдет.   

То есть природа – это на самом деле нечто более глубокое, емкое, сквозное, чем то, что мы привыкли видеть, глядя на окружающий мир.

Вопрос: Когда каббалисты говорят о равновесии с природой, они призывают нас вернуться в прошлое состояние?

Ответ: Естественно, речь не об этом, а о том, чтобы мы действительно поднялись до правильного уровня природы.

Наше сегодняшнее состояние, в принципе, верное. Оно выводит нас из того, что мы находимся внутри природы, и заставляет приподняться над ней. Но приподняться не в искусственном виде, когда мы создаем себе какую-то искусственную среду обитания, а подняться на уровень той силы, которая этой природой управляет.

Она называемая "Творец", сила отдачи, сила любви, взаимосвязи между всеми частями природы. Мы обязаны взойти на уровень этой силы и стать адекватными ей.

Из ТВ программы "Крупным планом. Двуглавый орел"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Равновесие с природой с точки зрения каббалы

Два великих светила

В гармонии между двумя светилами

Равновесие с природой с точки зрения каббалы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сегодня многие согласны, что проблемы человека связаны с тем, что он не находится в равновесии с природой. Но относительно самого термина "равновесие" у всех разные представления.

В одной из бесед вы сказали, что жить в экологически чистых местах, правильно питаться, быть ближе к природе не означает равновесие с ней. Что каббалист имеет в виду, говоря о равновесии с природой на человеческом уровне?

Ответ: Равновесие с природой – это подобие Творцу.

Творец представляет собой всю окружающую нас природу, ее общий закон, разлагающийся на множество всевозможных частных законов. Это причинно-следственная связь между всеми явлениями природы, претворение этого закона в жизнь, в неживую, растительную, животную материю и человека. Все это называется природой.

Если бы мы это знали и были гармонично связаны с ней, тогда действительно находились бы в состоянии высшей гармонии, совершенства, покоя, блага.

Проблема в том, что человек, как наивысшая ступень развития, порочен в своей частной природе. Он сам себя загоняет в тупик, поскольку противоположен общей природе, которая построена на отдаче, связи, взаимосвязи и любви. У него все построено только на получении, ненависти, власти, он подминает все под себя. Этим он вносит в природу огромные возмущения не только на своем уровне, но и на более низких уровнях: животном, растительном и неживом. Причем это влияние космического масштаба. 

Мы не представляем себе, насколько влияем на открытый космос, на миллиарды световых лет, волны которых расходятся с бесконечной скоростью, а не со скоростью света. Мы влияем на всю вселенную, причем очень отрицательно. Поэтому мы воспринимаем мир в темном виде. Как, например, человек встает утром в плохом настроении и все вокруг него плохо, что называется, "черный день". А в другой раз наоборот, тот же день, но что-то светит ему.

Таким образом, находясь в противоречии с природой, с ее свойством отдачи и любви, мы просто уничтожаем весь мир. Нам необходимо равновесие с ней.

Из ТВ программы "Крупным планом. Двуглавый орел"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учиться у природы интегральному развитию

Чего хочет от нас природа?

Правильный алгоритм поведения

Селфи или жизнь

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Количество людей, погибающих во время селфи, утроилось после окончания локдауна.

Наиболее частая причина смерти – падение с высоты. Это треть всех смертей. Мужчины в два раза чаще умирают при попытке сделать селфи, чем женщины. Селфи делают на подъемных кранах, на краю водопада. Причина понятна – люди стремятся выделиться, создать захватывающий контент, и это заканчивается катастрофой.

Почему это сильнее страха смерти?

Ответ: Они не осознаю́т того, что это настолько опасно. Но в общем, показать себя в таком состоянии перед другими – это очень сильное, мощное эгоистическое наполнение – "какой я особенный". Зависть вызвать. Это все очень естественно для человека-эгоиста.

Вопрос: Почему мы не учимся на этих примерах? Увеличилось в три раза количество смертей!

Ответ: Эгоизм-то растет, и он не позволяет нам задумываться о последствиях. Главное в этот момент – торжество эгоизма: "Я! Вот где я!" Это главное. Без всяких рациональных причин, что меня покажут, может быть, на один момент кто-то кому-то где-то там, кому я перешлю, и ничего при этом не будет. 

Вопрос: И ради этого стоит вот это мгновение?

Ответ: Да. И я плачу за это жизнью.

Вопрос: Какие выводы должен сделать человек, когда он это услышит?

Ответ: Человек должен сделать вывод, что ему надо искать средство от этого заболевания – повышенного эгоизма в себе.

Вопрос: Какие это средства?

Ответ: Серьезное я знаю только одно на самом деле – это подняться над эгоизмом.

Вопрос: Тогда я не слышу эго, когда поднимаюсь над ним?

Ответ: Нет, я опираюсь на него, я взаимодействую с ним. Он является моим помощником.

Надо подняться над ним – это единственная правильная работа с эгоизмом. К сожалению, никто об этом не знает, не думает, не получает правильного навыка, и поэтому все страдают.

Вопрос: То есть борьба с эгоизмом, его уничтожение, его принижение – это неверно?

Ответ: Это неверно. Ты ничего не сможешь с этим сделать. Ты же видишь, что он с каждым днем везде растет.

Вопрос: Когда вы говорите "подъем над эгоизмом", что вы под этим подразумеваете?

Ответ: Владеть им. Не отторгать, не убегать, не пинать его, а понимать, что это огромная наша сила, и нам надо правильно с ней работать. Взять ее в руки и работать вместе с ней, постепенно, осознавая огромный потенциал, который находится в ней, чтобы выпускать этот эгоизм потихонечку, там, где можно, там, где нужно, необходимо.

Вопрос: То есть в том случае, если я хочу его действительно придавить или уничтожить, он – мой враг. А сейчас вы говорите, он – моя помощь?

Ответ: Конечно. Помощь против тебя.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.10.2021

Эгоизм или грех?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Делать другим плохо, чтобы тебе стало хорошо, – это эгоизм или это грех?

Ответ: Эгоизм сам по себе – это не грех, это наша природа. Грех – когда мы им пользуемся во вред другим.

Все очень просто. Если ты делаешь что-то, чтобы тебе было хорошо, а при этом плохо другим – это грех. И наоборот – если делаешь, чтобы тебе было просто хорошо без вреда другим, тогда это нормально.

Вопрос: Отрицая изначальную свободу воли, каббала, тем не менее, дает человеку возможность выбрать между эгоистической и альтруистическими силами. Как с этим быть?

Ответ: В этом заключается наша свобода воли. Я должен подняться над своим эгоизмом и пытаться действовать только для блага ближнего, что называется, во имя альтруизма.

Из ТВ программы "Беседы", 01.11.2021

Две системы равновесия

каббалист Михаэль ЛайтманВ процессе интегральных занятий люди меняются, становятся чуть ближе к связи между собой. Проникшись тем, что природа интегральна, и мы в ней являемся раковой опухолью, они уже понимают, что нечего держаться за прошлое, что старыми методами, которыми их обучали, сегодня невозможно руководить и поэтому все рассыпается в мире.

Почему у нас такой разлад в семье, на работе, между государствами, и даже в самой природе? Потому что мы не умеем правильно вести себя внутри того, что называется "социум" и "природа".

Самое комфортное состояние, которое только может быть у человека – это его равновесие с окружающей природой.

То есть здесь есть две системы: одна система – это я внутри себя, который должен быть в равновесии; и вокруг меня вторая система – природа, которая сама по себе находится в равновесии.

А я вношу в нее возмущение, и поэтому получается, что она дает мне отрицательную обратную связь, давит на меня. В итоге вся моя внутренняя система (здоровье, психика и т.д.) выходит за пределы нормы. 

Кроме того, мы отрицательно влияем на природу – климат, перепады давления и всё прочее зависит от нас. Мы даже не знаем, на что мы действуем. В природе очень много параметров, которые нам неизвестны.

И самое главное, что в результате эволюции мы сами меняемся и доходим до состояния, когда нам ничего не хочется. Вот это проблема.  Чтобы ее решить, нам надо прийти к равновесию с природой.

Из ТВ программы "Сквозь время"

Особенности народного характера

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы верите в то, что элиты могут самоограничиться в планетарном масштабе, как это сделано в Скандинавских странах? Например, в Финляндии премьер-министр ездит на работу без охраны, а иногда даже на велосипеде.

Представить такое в некоторых странах мира просто невозможно. Никто не воспримет этого человека как руководителя. Вы думаете, что элиты способны к самоограничению ради спасения самих себя?

Ответ: Для спасения себя – да! Но пришло ли такое время, я не знаю.

А то, что это происходит в скандинавских странах, объясняется особыми взаимоотношениями между людьми и особенностью народного характера. Это естественно для них. Я бы сказал, что это некое застывшее состояние, которое, в общем-то, специфическое для этих народов.

Вопрос: Такое возможно в Израиле? Израильский народный характер способен на это?

Ответ: Нет. Это больше нигде невозможно.

Реплика: Но ведь евреи наиболее чувствительны к справедливости. И они первыми должны добиться взаимной любви и равенства.

Ответ: Вместе с тем, они наиболее испорченные, с огромнейшим эгоизмом, которого мы не видим в скандинавских народах. Там он очень уравновешенный. А здесь люди не чувствуют ограничений. Это их внутреннее состояние.

Из ТВ программы "Беседы", 01.11.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эгоизм элит и бессилие масс

Мусоровоз – и никакой политики

Еврейский характер – это единство

Эгоизм элит и бессилие масс

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Групповой эгоизм в рамках государства может сначала перерасти в национальный эгоизм, что ведет к конфликтам на национальной почве. Потом это перерастает во внешний государственный эгоизм, когда отдельно взятое государство начинает считать себя особенным.

Насколько правильно положение, при котором какая-то одна страна может взять на себя ответственность за мир, следуя своему эгоизму? Трудно поверить, что она действительно заботится о мире. 

Ответ: Естественно. Если мы не исправляем по каким-то идеальным параметрам человека, массу людей, народ, государство, то мы никогда не сможем заботиться о мире. У нас всегда будет проблема с тем, что мы должны давить друг на друга, подавлять один другого и в маленькой группе людей, и в государстве, и между государствами.

Вопрос: С другой стороны, элиты – это ведь тоже группа. Сегодняшние элиты в каждом государстве существуют на основе некоего негласного общественного договора, когда основная масса людей принимает положение, при котором преимущества и преференции этой узкой группы как бы само собой разумеющееся. Что вы думаете об этом?

Ответ: Тут даже нечего думать. Действительно, есть такое и с этим ничего не поделаешь. 

Реплика: Но, в конце концов, основная масса населения Земли может нарушить этот договор, она может не согласиться.

Ответ: А как? Она абсолютно не организованна, у нее нет ни сил, ни возможностей, ни средств, поэтому она должна будет подчиниться этому.

Вопрос: Но эта масса принимает правило, при котором узкая группа людей в каждой стране пользуется основными благами, экономическими возможностями, а все остальные вынуждены жить в соответствии с тем, что им достается. И вы считаете, что подобного рода положение дел может долго сохраняться?

Ответ: Оно сохраняется таким на протяжении тысяч лет. Никакого выхода нет. Этому нет решения! Те, у кого в руках деньги и армия, никогда не согласятся отдать свои льготы и привилегии массам.

А у масс вообще нет возможности взять их и командовать этим, поскольку власть держащие окружают себя нужными людьми, и мир так спокойно крутится вперед. Почему он должен измениться?

Вопрос: То есть вы не верите в существование некой высшей справедливости, которая должна привести людей к какой-то равномерности и доступности материальных благ. Так как мы можем здесь говорить о любви друг к другу? Как можно возлюбить ближнего, который обладает почему-то бо́льшими возможностями, чем ты сам?

Ответ: А это не зависит от достатка и от того, кто руководит предприятиями и делит между собой доллары.

Все упирается в то, насколько массы поймут, что изменение мира заключается в изменении человека, которое не зависит ни от религии, ни от денег, ни от силы, а только от самих людей. И поэтому, если люди захотят, они смогут изменить мир именно по своим новым установкам.

Из ТВ программы "Беседы", 01.11.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Падение роли элит

Хозяева мира

Мир без элиты и плебеев

Страница 14 из 96« Первая...1213141516...Последняя »