Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Развитие уровня "человек"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Исраэль должны были пробыть в Египте 400 лет, а вышли раньше, через 210 лет. Почему?

Ответ: Дело в том, что они должны были раскрыть необходимость выхода из эгоизма за 400 лет, но это полностью раскрылось в них за 210 лет.

С другой стороны, 400 лет – это четыре стадии развития эгоизма, которое они еще проходят. И мы будем проходить, ведь наш земной путь на этом не останавливается. Эгоизм все равно будет проявляться в нас, пока мы полностью не обратим его в обратное свойство.

Вопрос: Несколько тысяч лет назад из животного появился человек, пройдя естественный эволюционный процесс. То, что мы должны пройти сейчас, тоже можно назвать эволюционным процессом?

Ответ: Конечно. Абсолютно та же высшая сила, называемая "Творец", которая управляет нами, постепенно развивает в нас эгоистические свойства на неживом, растительном, животном и человеческом уровне. Каждый уровень состоит из таких же четырех подуровней. 

Вопрос: То есть я живу себе, и внутри меня развиваются эти уровни. Например, животный уровень во мне – это человек, который работает, заботится о себе, семье, всей своей материальной жизни. А потом во мне начинает развиваться уровень "человек в человеке". В чем это проявляется?

Ответ: В стремлении к большим желаниям. Ты и сегодня можешь видеть на Земле такие племена, народы, цивилизации, которые живут и в каменном веке, на деревьях, и в других условиях. Разница между ними в уровне существующих в них желаний. В соответствии с ними эти люди развивают вокруг себя соответствующую обстановку, отношения между собой и так далее.

Вопрос: Как можно определить, что в тебе развивается уровень человек? Это же не просто какие-то альтруистические свойства. Вокруг нас есть множество людей-альтруистов, которые бегают, помогают всем.

Ответ: Человек обычно не отдает себе отчета в том, как развиваются эти желания. К примеру, мы смотрим на ребенка и видим, что он растет, у него уже какие-то другие желания – не такие, как раньше. Как ребенок этого не понимает, так и мы не понимаем.

Наши желания меняются. Сто лет назад мы были совершенно другими людьми. Мы смотрим, как жили люди 100, 200, 300 или 1000 лет назад, и видим, что они во многом отличались от нас. Так мы проходим этапы развития в нас эгоизма.

Вопрос: Допустим, стоят два человека. В одном из них развивается уровень желаний "человек", а в другом еще нет. Чем они отличаются друг от друга?

Ответ: Скоростью развития эгоизма в каждом из них.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.03.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Достигнуть уровня "Человек"

Кто такой человек?

Когда я стану Человеком?

Эгоизм разрывает рамки

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Несколько десятилетий назад во взаимоотношениях мужчины и женщины больше выделяли человеческий фактор.

Ответ: Сегодня этого фактора вообще нет. Он и тогда был очень маленький, показной. Мужчины и женщины играли во флирт друг с другом. Это была наносная, внешняя культура.

А внутри все было не так. У людей был небольшой эгоизм, меньшие требования друг к другу. Они были более зависимы от общества: я не могу развестись, меня сдерживают какие-то общественные рамки, законы, условности.

Сейчас ничего этого нет. Я спокойно обо всем говорю: кто я, что я, какие у меня сексуальные наклонности, что у меня на стороне. И ничего. Я свободен, я взрослый человек, и все.

Получается, что семья в таком виде долго существовать не может. Мы приводим себя к ее окончательному распаду. Это сдерживает лишь то, что в мире еще существуют различные общества, например, католическое и мусульманское, которые против разводов. 

Китай, Индия еще не переросли свои традиционные рамки. Подождите еще пару лет, и мы увидим мир в совершенном балагане. Тогда люди окончательно поймут, что они, разорвав все рамки своим эгоизмом, сделали себя неуправляемыми. А без управления мы входим в такой хаос, когда человек должен просто закрыть глаза, чтобы ничего не видеть. Только так он может спастись.  

Именно тогда люди придут к пониманию, что им необходимо познать источник природы – почему так происходит, как исправить себя и свое отношение к природе. И тогда им потребуется каббала.

Вопрос: Что значит исправить себя?

Ответ: Исправить – это значит, не ограничивая себя, правильно управлять своей эгоистической природой. Эгоизм хорош, поскольку двигает нас вперед. Но он двигает нас неверно, поскольку мы находимся под ним, потакаем ему.

А если мы сможем правильно им управлять, чтобы продвигаться к заданной природой цели, если мы увидим наше будущее, которое, в принципе, нам уже уготовлено, то достигнем всеобщей гармонии.

Проблема в том, что человеку неизвестно, что у него впереди, что случится сегодня через минуту, а тем более завтра. А каббала раскрывает эту перспективу, и нам становится ясно, куда идти. И тогда сразу же происходит правильный анализ добра и зла, что нужно отсеивать, а что нет.

Но сегодня каждый судит о мире по себе, каждый считает, что он прав. И поэтому мир таков, какой он есть.

Из ТВ программы "Крупным планом", 11.08.2009

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мужчины и женщины: понять природу друг друга

Выйти за рамки нашей жизни

Выживет ли институт семьи?

Эгоизм отравляет нам жизнь

каббалист Михаэль ЛайтманМы все должны пройти через два этапа пути, и первый из них – изгнание из духовного. Этот этап очень длительный, ведь сначала развивается неживая, растительная и животная природа.

А затем появляется человек, который тоже должен пройти четыре уровня развития: неживой, растительный, животный, человеческий внутри человека, пока не начнет осознавать, что находится во власти желания насладиться ради себя.

Эгоизм держит нас в рабстве, не давая возможности быть свободными. И потому человек сам определяет свое состояние как изгнание из силы отдачи, силы любви, объединения.

На протяжении истории к этому выводу приходили лишь единицы, но в наше время мы вступили в период так называемого "последнего поколения", когда природа подталкивает все человечество раскрыть, что мы находимся в изгнании из желания отдачи, взаимной любви.

Эгоизм держит нас в этом ужасном рабстве. И осознав это, мы поймем, что выход только один: кричать, просить, изо всех сил требовать от высшей силы, поместившей нас в это изгнание, вывести нас на свободу. Разница между изгнанием и освобождением заключается лишь в одной букве "алеф", символизирующей высшую силу в мире, Творца.

Если Творец раскроется в нашей жизни, то мы почувствуем, что выходим из изгнания, из-под власти своего эгоизма, который больше не запирает нас в темном углу всей обширной реальности.

Поэтому самое важное для начала – это осознать, что мы являемся рабами своего эгоизма, своего Фараона, работая на него преданно и с любовью, и послушно исполняя все его прихоти. Мы не отделяем себя от него, настолько мы с ним солидарны. И только начиная получать удары за свою связь с эгоизмом, мы осознаем, что он заботится о собственной выгоде, а не о нашей пользе.

Такое прозрение приходит лишь благодаря особой подсветке сверху, от Творца, который пробуждает в нас ощущение того, что в мире существует еще одна власть, не только этого ужасного эгоизма. Есть в мире другая власть: силы объединения, любви.

Теперь мы чувствуем себя между двумя этими силами, борющимися друг с другом, и хотим принадлежать силе любви, силе добра. А злая сила, властвующая над нами – эгоистическая, и потому не относится к высшей силе. Получается, что вместо того, чтобы получать удовольствие от своего эгоизма, мы начинаем воспринимать его как зло и просить у Творца вывести нас из-под власти злой силы.

Так мы постепенно освобождаемся от порабощения своим эгоизмом, выходим из Египта, из-под власти Фараона, злого начала, и входим под власть доброй силы отдачи и любви. Мы всегда находимся во власти одной из этих двух сил, невозможно иначе: либо одна, либо другая. Если одна власть поднимается, то другая падает, и наоборот.

Поэтому, глядя на исторический процесс, пройденный человечеством, можно сказать, что он весь называется египетским изгнанием, начиная с первых дней сотворения мира. Еще даже не было человека, но желание насладиться уже властвовало в мире. Только некому было заметить это и захотеть поменять эту власть.

Когда же человек обнаруживает власть эгоизма, он старается выйти из-под нее, и тогда вступает на следующий этап уже за пределами Египта, на земле Израиля.

Нет ничего, кроме двух этих состояний: либо Египет, либо земля Израиля, и сейчас мы стоим прямо на границе между ними, между двумя этими желаниями. Будем надеяться, что мы быстро раскроем власть злого начала, не захотим под ней оставаться, определив эгоизм как зло, и перейдем под власть доброго желания.

Поэтому в истории есть лишь два состояния: Египет и Исраэль. До сегодняшних дней все человечество существовало в Египте, за исключением избранных личностей, каббалистов, которые уже вышли из него и освещают нам путь. А вся остальная природа находится во власти эгоизма, но в наше время уже способна достичь отдачи.

Чем скорее мы выясним, что находимся в ненавистной власти Фараона и захотим сбежать из этого рабства, тем больше приблизимся к выходу из Египта. Это открытие предстоит сделать всему человечеству, осознав зло эгоизма, отравляющего нам жизнь, и тогда мы все выйдем на свободу.

Из урока на тему "Песах", 23.03.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Творец приводит к нам Фараона

Изгнание из любви

Не останься в Египте навечно

Выйти за рамки нашей жизни

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему сегодня мужчины и женщины не хотят никаких обязательств друг перед другом?

Ответ: А зачем? В прошлых кругооборотах жизней я рождался с новым эгоизмом, гораздо большим, чем в предыдущих кругооборотах. Эгоизм в человеке растет каждый день, каждую минуту, и поэтому мы развиваемся.

Мы постоянно создаем что-то новое в мире, толкаем вперед науку, искусство, культуру, строим новые взаимоотношения, делаем революции. У животных этого нет, их эгоизм постоянен. Возьмите животное пятьсот лет назад и сегодня – практически это одно и то же.

А если взять человека предыдущего и сегодняшнего поколения – это же огромная разница. Наши дети уже не понимают нас. И даже если взять самих себя десятилетней давности и сегодня, то мы не поняли бы друг друга.

Эгоистическая основа, которая в нас все время меняется и требует развивать себя в поиске и в наполнениях, качественно разная. Например, в прошлых поколениях мы жили в так называемых животных состояниях: какими родились, такими и должны быть. 

Допустим, я родился в семье пахаря, кузнеца, портного или сапожника. Значит, я тоже унаследую специальность отца, его инструменты и даже его одежду, построю рядом дом, возьму в жены дочь соседа. Все подходяще. Человек чувствовал, что это ему нужно, это ему помогает. Он ощущал: вот это мои рамки, они меня обеспечивают, они меня охраняют. И ему было хорошо.

Я помню, даже у моих дедушки с бабушкой не было никакой регистрации брака. Их обвенчали по национальному обычаю, сделали хупу, и все. Потом, когда дедушка умер, и надо было переписывать акты гражданского состояния, взяли нескольких свидетелей, таких же стариков, и те засвидетельствовали, что они были мужем и женой.

Брак не был обязанностью для человека. Это была для него естественная среда общения. Он создавал вокруг себя свой дом, свою семью, свой двор, огород, рядом родители, какая-то община, город, может быть, даже страна, государство и так далее.

То есть человек в то время хотел создать вокруг себя какие-то оболочки, в которых он мог существовать. Так действует животное, создавая вокруг себя защитные системы. Но вдруг за XX век мы разорвали эти рамки и стали выходить с животного уровня развития на человеческий. В каббале еще несколько тысяч лет назад было сказано, что в XX веке произойдет такая революция.

Человек – это тот, кто не терпит никаких рамок, он должен выйти из них. Поэтому появляется новая культура, наука, новые отношения в семье, в обществе. Все равны, никаких границ, я никого не слушаю. Человек пытается вырваться из всего. Даже выход в космос – это реализация нашего желания выйти в более высокое состояние, во внешнее измерение. 

И хотя мы пока еще не чувствуем, но к этому направлено устремление человека – выйти за рамки нашей жизни, тех семидесяти лет, в которых я существую. Они меня стесняют, я вижу начало и конец, и поэтому вся эта жизнь как в тюрьме. Я должен найти что-то высшее, вне этой жизни.

И если человек не достигает ответа на вопрос, для чего и зачем, то пренебрегает и всем остальным. Для него все остальное уже не важно. Просуществовать как можно, и все.

Из ТВ программы "Крупным планом", 11.08.2009

Предыдущие сообщения на эту тему:

Крах института брака

Куда ведет нас программа развития, ч.1

Секрет женской силы, ч.4

Как остановить "день сурка"

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Был такой фильм "День сурка", когда человек просыпается и проживает тот же день, просыпается – и снова тот же день, и он его снова проживает.

Пишет ваш зритель: "Что делать с разочарованием в жизни? До "короны" этого не было. Все пресно, все то же самое, те же эмоции, страхи – "день сурка". Встал – вроде новый день, но нет, это тот же самый день. Ни в чем нет новизны, ничего не заводит. Только хочется побыстрее лечь спать. Спать, спать, и чтобы снились сны. Что делать?"

Ответ: Я его понимаю. Если, допустим, у нас сейчас будет карантин на полгода, то хорошо бы взять какую-то таблетку и через полгода проснуться.

Но этого не получится!

Реплика: Человек встает и у него – тот же день.

Ответ: Да. И он должен понимать, что это тот же день, и он ничего не может изменить.

А что надо сделать для того, чтобы это изменилось? Как соскочить с этой карусели?

Для этого он должен измениться внутри себя. А если он начнет меняться, мир начнет меняться и не будет "дня сурка". 

А эти кругообороты жизни, которые мы проходим, – всё то же самое! Нам кажется, что каждый день что-то новое, каждая секунда – это новое. Ничего нового нет.

Реплика: То есть, если твоя цель – просто жить обычной жизнью, обычных желаний, то "день сурка" будет больше и больше?

Ответ: Да. Нам это и показывают.

Мы становимся более развитыми, но, как сказано: "Добавляющий знания, добавляет страдания".

Вопрос: То есть мы живем этими знаниями, которые добавляем, а сейчас уже и это пресно? Нам уже и они не нужны?

Ответ: Наши знания только ведут нас в тупик. Они показывают нам, насколько мы практически бессильны против самого главного – что-то изменить в нашей жизни.

И вот мы видим, что мир снова входит в такую петлю. Была немножко как бы демократия, какие-то свободы, а сейчас снова мы зайдем в петлю, которая будет нас давить и угрожающе сжиматься на нашем горле.

Вопрос: Дайте все-таки какой-то практический совет: как человек должен встать утром? Что он должен сказать себе, сделать какие-то шаги?

Ответ: Мы ждем, что произойдут хорошие изменения снаружи. Их не будет! Мы должны прийти к выводу, что изменения к лучшему могут быть, только если мы будем меняться изнутри себя. Вот тогда мы начнем рисовать наш мир таким, каким мы его хотим видеть! Вот это нам надо сделать!

Вопрос: А пока мир рисует наша природа, наш эгоизм?

Ответ: Да. Эгоизм закончил свое развитие. Он тебе показывает весь мир, в котором ты существуешь. Это то, что он может тебе дать. И в итоге он будет сейчас давить тебя, прессовать так, что ты не сможешь существовать в этом мире. Настолько тебе будет плохо, тошно, боязно, неудобно, некомфортно – в общем, все что угодно.

И это только лишь для того, чтобы ты понял, что снаружи больше изменений нет. Мы прошли все стадии нашего эгоистического развития, мы дошли до состояния, когда следующее – это просто зарезать друг друга. Вот и все, ничего другого.

Мы загнали себя в тупик с нашим огромным эгоизмом, который был. А сейчас мы вообще ничего не хотим. Новое поколение ничего не хочет. Мы думали о том, что они будут более развитыми, более целеустремленными, а они, наоборот, ничего не хотят. И это верно. И мы тоже на их месте были бы такими. И в чем-то мы их понимаем.

Это хорошо. А что толку требовать, еще и еще выжимать из этого мира что-то. Ничего он тебе больше дать не может, в нем больше ничего нет.

Вопрос: Что я должен сказать своему эгоизму? Если я уже понял сейчас, что это мой эгоизм рисовал мне всю картину.

Ответ: Что эгоизм прав, он сделал свое дело, он привел тебя к состоянию, в котором ты в полном разочаровании должен понять, что далее в такой парадигме существовать нельзя. Нельзя!

Что делать? Исправлять себя, и тогда будет исправляться мир. То есть это совсем другая методика. Исправлять мир, изменяя себя.

Это непросто, но это хорошее мгновение в истории, когда мы действительно должны поменять источник нашего развития, систему, методику нашего развития. Когда наше развитие зависит не от того, как мы будем ломать окружающую природу, а от того, как мы будем изменять себя. И в итоге этого мир будет меняться.

Изменять себя – это изменять мое злое отношение ко всему окружающему, потребительское, эгоистическое отношение – на доброе, альтруистическое. И тогда я начну видеть мир другим. Я начну видеть сквозь него другую систему управления.

Я буду сливаться с этим миром, буду постигать его вечность, бесконечность, совершенство – то, что сейчас я не вижу, потому что смотрю своими ограниченными эгоистическими глазами.

Это нам предстоит.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.02.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему мы пытаемся изменить все вокруг, но не себя

Внутренняя телепортация

Изменить мир

Основа природы человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Говорят, что природа человека сильно изменилась, он перестал быть хомо сапиенс (человек разумный). Вы с этим согласны?

Ответ: С одной стороны, трудно сказать, что он когда-то был человеком разумным. Но, с другой стороны, человек перерождается – это абсолютно точно!

Эгоизм, будучи основой нашей природы, на неживом, растительном и животном уровнях является тихим, спокойным, необходимым для выживания каждого вида. А человек абсолютно неограничен, каждому из нас нужно всё.

В этом мы проходим определенное развитие. В данный момент мы находимся в таком состоянии, когда можем осознать, что любое наше движение вперед, любой прогресс, любое развитие приводит нас к разрушению, и именно потому, что в основе всего лежит наша эгоистическая природа.

Если бы не она, то мы могли бы прекрасно существовать. Силы, знания, возможности – все есть у человека, кроме одного: мы всегда наталкиваемся на наш эгоизм. Что бы хорошего мы ни начинали, как говорится, "суждены нам благие порывы", – все это уходит под натиском эгоизма. Он, как дьявол, берет и какой-то тропинкой тихонько уводит нас с правильного пути. 

Поэтому, пока мы не исправим эгоизм, мы не сможем ничего с собой сделать.

Из ТВ программы "Вместе о главном", 18.07.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

У опасной черты

Через море эгоизма

Как избежать апокалипсиса

21 век: смотреть в корень проблемы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В книге Юваля Ноаха Харари "21 урок для 21 столетия" говорится о том, с какими проблемами человечество столкнется в ближайшие годы.

Это массовая безработица, технологический, политический и экологический вызов, ядерное оружие, смена ценностей, эра неверия или эпоха постправды, массовые войны, изменение образования и постоянная дезориентация в будущем.

Автор считает, что прежние убеждения, на которых еще недавно держался мир, уже рухнули, но на смену им пока ничего не пришло. Мы не понимаем, куда нам двигаться, что нужно делать, какие навыки приобретать. Куда это может привести?

Ответ: Я не считаю эти вызовы прямой угрозой человечеству, поскольку оно стоит перед более серьезной общей задачей – подняться выше нашей природы, которая постоянно губит нас.

В XX веке мы прошли всевозможные технические, технологические революции, две мировые войны, но это нас не спасает. Мы подошли к компьютеризации и технологическому прорыву, но даже это идет нам во вред. Мы видим, что наш эгоизм просто убивает человечество, поднимает новые элиты, и они, как гидра, пожирают все вокруг. 

Поэтому надо смотреть в корень проблемы. Мы можем тысячу раз менять общественные, политические, неважно какие технологии, но после определенного упования на какую-то "панацею", мы опять оказываемся в проигрыше, потому что наш эгоизм, как "змей", все завоевывает и оставляет нас с ни с чем.

Поэтому все технологии и достижения в каких бы то ни было областях все равно приведут нас к разочарованию в своем развитии. Казалось, мы могли бы сделать человечество счастливым, достойным плодов нашего развития, но видим, что оно, наоборот, ощущает себя все более низко падающим, голодным, несправедливо разобранным на страны, на народы, на классы. В итоге мы снова оказываемся перед большим "разбитым корытом".

Поэтому нам надо взять основную задачу – эгоистическую природу человека, и посмотреть, как мы можем ее исправить. Без этого все принципы или причины наших несчастий ничего не дадут. Нам надо смотреть именно в корень.

Из беседы на тему "Вызовы XXI века. Введение", 24.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что нас ждет в 2021 году

Особенность XXI века

Источник высшего наслаждения

У опасной черты

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мой любимый персонаж Дон Кихот воюет против эгоизма, пытаясь решить проблему одним ударом копья.

Как все-таки соблюсти грань, чтобы силой не навязывать людям добро? Как избежать этого?

Ответ: Только просвещением, никак иначе. Только объяснением, что эгоистическая природа дана нам специально, для того чтобы мы обратили ее в противоположную. Ведь иначе у нас нет никаких надежд на более-менее нормальное будущее.

Сейчас, с нашей современной технологией мы подводим себя к опасной черте. Представьте, что на минуточку отключатся в мире компьютеры, – а ведь это не так уж сложно сделать, – и всё, мир замрет.

Сегодня нам не нужны даже атомные бомбы – это все старое, варварское. Достаточно отключить компьютеры, а они управляют электростанциями, водоснабжением и всем прочим, – и всё, и мы не знаем, что делать дальше.

Из ТВ программы "Вместе о главном", 18.07.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Через море эгоизма

Движение, противоположное эгоизму

Чем все закончится?

Природа человека: подглядывать и подслушивать

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть такая фраза: "То, что невозможно наблюдать открыто, человек наблюдает тайно". С развитием интернета грань между наблюдением и подглядыванием совершенно стерлась. То, что всегда скрывалось, открыто и доступно всем.

По последним исследованиям это определяют как переживание определенных побудительных эмоций, которые заставляют человека развиваться. То есть он получает силу, которая заставляет его идти дальше.

Почему люди любят подглядывать за другими?

Ответ: Потому что при этом человек, во-первых, оценивает себя выше других. Это первое побуждение: они меня не видят, а я их вижу. Я как бы выше них, и это самое главное. Во-вторых, может быть, это дает ему возможность командовать ими или каким-то образом защититься от них. И так далее.  

Но, в общем, подглядывание – это великое подспорье для нашего эгоизма, которое расширяет эго и дает нам возможность чувствовать себя управляющими, повелителями, владеющими обстоятельствами.

Вопрос: Ощущение такой власти хорошо или плохо?

Ответ: Это не хорошо и не плохо. Это должно привести нас к переоценке ценностей, чтобы мы поняли, что весь наш эгоизм, все наши желания быть лучше, сильнее, умнее других – неправильные. Ведь, в итоге, относительно природы мы выступаем как одно единое целое – человечество. 

Чтобы позиционировать себя верно, мы должны объединиться между собой. И тогда мы сможем правильно управлять и своей судьбой, и природой, и миром. Объединяясь, мы понижаем наш эгоизм и возвышаем альтруизм.

Вот тогда мы действительно сможем подняться над своей эгоистической природой и не станем злоупотреблять тем, чтобы подглядывать и подслушивать.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 16.02.2021

Ода зависти

каббалист Михаэль ЛайтманПоскольку все мы – существа социальные, чувство зависти знакомо каждому не понаслышке. Но способны ли мы оценить зависть по достоинству? Не ту детскую досаду, что обременяет сердце бесплодным грузом, а мощный источник энергии, которую надо лишь направить на пользу дела?

– Посмотри на этих ребят, – говорила мне мама. – Они молодцы, у них хорошо получается. И ты можешь не хуже.

С детства нам нужны примеры, побуждающие достичь чего-то большего. Человек развивается, завидуя окружающим – порой осознано, порой безотчетно. Чтобы двигаться вперед, нужно каждый раз проникаться впечатлением о следующем состоянии и устремляться к нему. Новая ступенька начинается с того, что я представляю ее себе, хочу ее, завидую тем, у кого она есть. Можно завидовать даже себе самому – завтрашнему. Но все же без ярких иллюстраций сегодня мне не обойтись.

Зависть дурна, когда требует опустить "зарвавшихся" окружающих или самому опуститься на уровень дурного окружения. Но если я хочу стать как лучшие вокруг меня, то зависть – это полезное и незаменимое средство, подстегивающее к подъему.

Помню, родители покупали журналы о науке и технике, о медицине. Дом был полон пластинок, потом началась эра телевидения. Мне открывался мир, влекущий неисчислимыми возможностями и разжигающий желания. Космонавтам я завидовал до слез: "Как такое может происходить без меня?" Зависть толкала вперед, туго натягивая паруса надежд. 

Забери у ребенка зависть – и что останется? Растение. Хотя даже растение – от слова расти, оно изначально пропитано образом своей будущей зрелости.

Любое достижение, любой шаг начинается с потенциала, который раскрывается человеку, играет на его внутренних струнах и вызывает зависть. Отсюда все наши детские игры, в которых мы чувствуем себя сильнее, умнее, взрослее – чем-то лучше. Отсюда наши стремления и чаяния.

Но человеческий эгоизм не дремлет и присваивает этот порыв, седлает эту волну, заставляя соперничать, тянуть одеяло на себя, подминать других, ходить по головам, воевать, уничтожать друг друга. То, что могло бы сослужить добрую службу, опошлено и извращено. В соединении с эгоизмом зависть становится разрушительной.

Природа дала нам сокровище, а мы испохабили его – впрочем, как и другие ее дары. Животные едят друг друга инстинктивно, из насущной необходимости, без злорадства, без доминирования, без желания унизить кого-то, доказать что-то, нанести кому-то ущерб. Человек из зависти готов искромсать, изничтожить весь мир, лишь бы поставить других "на место".

"Пускай не я буду завидовать, пускай завидуют мне", – вот жалкое мерило наших успехов. Тысячелетиями эгоизм растет в людях, взрываясь войнами, доводя до гибели целые цивилизации. Иногда, нахлебавшись страданий, мы притормаживаем, успокаиваемся. Но ненадолго. Новая бойня – всего лишь вопрос времени.

В потемках

"Душа человека – свеча Творца". Мишлэй

Плохая зависть – когда, увидев чужие свечи, мы усердно гасим их.

А хорошая зависть – это когда мы воспламеняемся друг от друга.

Казалось бы, зачем мучиться? Пускай всем будет хорошо. Пускай все будут внутренне развиты, терпимы, благожелательны, хотя бы на элементарном уровне, чтобы вместе жить в мире, грамотно пользуясь его ресурсами и поддерживая друг друга.

Но наше естество устроено иначе: оно фокусируется на том, что есть у других, и сравнивает это с собственным достоянием. Чужое колет глаза. Не может быть так, чтобы всем было хорошо, – ведь мы этого не хотим. Если все удовлетворены – никто не удовлетворен. Хотя бы в чем-то я должен выделиться, чтобы другие свечи померкли на фоне моей. А еще лучше – потухли. Пускай в окружающих горит зависть, а не свет.

Так, задувая чужие свечи, мы гасим свою…

В этом замкнутом круге, в этих потемках эгоизма человечество бродит с незапамятных времен. Неважно, чтó мне на самом деле надо. Важно то, что возвысит меня над другими. Моя цель не в том, чтобы стать лучше, а в том, чтобы стать лучше других. И это портит всё.

При таких отношениях невозможно выстраивать нормальную жизнь. Даже в теории. К примеру, нам с соседом выдают по новенькому Кадиллаку. Я ищу отличия и не нахожу. Совершенно одинаковые модели. Всё точь-в-точь. Но хоть чем-то его Кадиллак должен быть хуже. Хотя бы царапиной. Вот этой. И откуда же она взялась?..

Или, скажем, все получают миллион на счет, без налогов и без условий. Миллион – это, конечно, здорово. Но, глядя на других, я всё больше убеждаюсь, что потратил его не так, не на то. Глупо получилось. Уж лучше бы дали тысячу, но только мне…

Можно сколько угодно воевать со своей природой, но она сильнее, хитрее, изворотливее. "Я не хочу ни перед кем красоваться, не хочу ничем кичиться, не желаю испытывать зависть и быть ее объектом…" Постой, а что это у тебя за фото в Фэйсбуке? А зачем тебе новый флагманский смартфон? Уверен ли ты, что всегда критикуешь других принципиально, а не потому, что им, в отличие от тебя, удалось поживиться без последствий? И даже если ты весь белый и пушистый, неужели ты и глазком не смотришь, как там у окружающих, что там у них? Неужели не сравниваешь их успехи со своими в поисках приятных различий?

Зависть не порок

"Немногие из нас способны вынести счастье. Я имею в виду – счастье ближнего".

Марк Твен

Зависть может тлеть или полыхать, но, в любом случае, мы редко применяем ее правильно. И проблема не в ней – проблема в нас. Наши убогие критерии лишены здравого смысла, не говоря уже о подлинной человечности. Наш узкий "перископный" обзор не позволяет видеть единый мир. Эгоистическое восприятие расчленяет его на фрагменты, разобщая и загоняя людей в бесконечную гонку за "личным успехом".

Этот "успех" есть не что иное, как наш общий провал. Весь современный мир слеплен из узких интересов. Он стоит на борьбе за власть и статус, на антагонизме, на зависти, которая требует подниматься не над собой, а над остальными.

И спасение от этого лишь одно – единство.

Когда люди сплочены, они не завидуют друг другу "по-черному". Наоборот, они стремятся обеспечить друг другу всё необходимое, видя во взаимоотдаче залог общего и личного успеха. Единство не просто смягчает нас, оно меняет шкалу приоритетов, высвечивает качественно иные ценности и ориентиры, направляет человека к развитию. И очень облегчает жизнь – ведь в общей заботе о других каждый чувствует себя защищенным, каждый уверен в сегодняшнем и завтрашнем дне, у каждого есть дело, отрада, цель.

Благодаря единству всё преображается, предстает в другом свете. Совсем другая жизнь: я по-настоящему нужен и этим ценен, и рад этому. Совсем другие критерии: мы не ищем самовлюбленного превосходства, не судим по себе, дорожим доброй связью. Совсем другое общество: мы завидуем успехам других в отдаче и стремимся повторить их, превзойти их.

Я могу завидовать ученым, артистам, художникам, плотникам, спортсменам – и это не пойдет никому во вред. Ведь в конечном итоге, мы гордимся не тем, что есть у нас, а тем, что даем другим. И это примиряет, окрыляет, возвышает всех.

Не нужно никаких нравоучений и аскетизма. Завидуйте на здоровье, завидуйте больше, завидуйте сильнее. Ведь это белая зависть, наполненная общим подъемом, общим смыслом, светом. Она не толкает во все тяжкие, а зовет навстречу друг другу, навстречу замечательной, полноценной жизни. Надо только держаться вместе, несмотря на все различия, над ними. Если мы правильно относимся друг к другу, то и завидуем правильно.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Завидуйте!

Зависть как ускоритель продвижения

Разница между белой и черной завистью

Через море эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Философия оправдывает эгоизм. Неслучайно один из теоретиков современной постмодернистской парадигмы Ортега-и-Гассет сказал: "Есть я и мои обстоятельства". 99% людей сейчас живут по этой формуле. Как вы к этому относитесь?

Ответ: Я пытаюсь жить не по обстоятельствам, а по тому, как это трактует каббала. Она говорит о том, что мир проходит очень серьезные изменения. Это мы видим повседневно.

Но возникает вопрос: "Что мы можем изменить?" С одной стороны, обстоятельства дают нам какие-то рамки, в которых мы можем действовать. С другой стороны, мы не имеем права с ними соглашаться, ведь иначе наша эгоистическая природа заведет нас в такие состояния, из которых мы, может быть, уже не выйдем.

Поэтому, согласно науке каббала, мы должны все-таки воевать с нашей природой – то есть понимать ее, но не соглашаться с ней и творчески относиться к эгоизму, лежащему в ее основе.

Каббала указывает к этому очень простой путь, которым мы никогда не пользовались. Если мы станем пытаться правильно объединяться по определенным законам, то придем к тому, что наши частные векторы соединятся вместе и станут как один общий вектор. 

В Торе (Библии) это описывается следующим образом. Когда-то существовала одна большая душа Адама. Но от того, что он якобы съел запретный плод с Древа Познания добра и зла, т.е. впустил в себя эгоизм, его как бы разорвало на мельчайшие части – все его мысли, все желания. Естественно, это был не человек, а общий образ. И мы являемся его детьми, поэтому называемся "сынами человеческими", сынами Адама.

Это значит, что в каждом из нас существует маленькая душа (под душой подразумевается желание и намерение). Но все наши души разделены: эгоизм зашел внутрь этой огромной, большой конструкции, разорвал ее на части и находится между ними, как море, воды которого разрезают землю и образуют архипелаг. Вот так и мы отделены друг от друга.

Если мы желаем для себя другого будущего – возвышенного, духовного – то   должны превратить это море эгоизма, отделяющее нас друг от друга, в обратное, в связь между нами. Тогда мы достигнем другого измерения, другого мира, в котором наши эгоистические намерения и желания будут не разделять нас, а, наоборот, альтруистически связывать, и мы снова соберемся в один единый образ Человека с большой буквы.

К этому мы должны прийти. И наша природа подталкивает нас именно тем, что постоянно доказывает нам: в нашей нынешней природе мы не найдем ни покоя, ни отдохновения.

Из ТВ программы "Вместе о главном", 18.07.2018

Природа человека: тяга к приобретению

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Исследователи утверждают, что такое понятие как "вещизм", который свойственен и богатым, и бедным, означает пристрастие людей к вещам.

Создаваемый этим пристрастием социальный образ и система ценностей разрушительны как для общества, так и для отдельного человека. Кто этому поддается, тот лишается радости жизни, душевного спокойствия, несет тревогу, депрессию, крах отношений.

Тем не менее, в прошедший год "короны" люди стали меньше демонстрировать вещизм. Но, с другой стороны, сейчас уже видно, что это обратная сторона одной и той же медали. Почему люди так любят вещи?

Ответ: Человек – эгоист. Он любит приобретать и ощущать, что это его: "Мое, мое, мое!" Мы видим это на примере маленьких детей, когда они хватают игрушку и не отдают другому. Даже если ты его убеждаешь, что так нельзя, ребенок не понимает. Он все время хочет, чтобы это было в его руках. Таким он рождается.

Поэтому мы не можем осуждать людей за то, что у них есть такая тяга к приобретению всего, что им нравится: "Я хочу, чтобы это было моим". Или даже то, что ему не нравится, но нравится другому – очевидно, это хорошо, он тоже хочет, чтобы это было у него.

Более того, он желает, чтобы было именно у него, а не у другого, а если не у него, так ни у кого. То есть это абсолютный эгоизм – детский, мелкий, сопровождающий нас все годы жизни. От него никуда не денешься.

Как его можно уравновесить? Только с помощью правильного воспитания. Но для этого необходимо выстроить систему, которая будет так работать над людьми и так воспитывать их, чтобы они удовлетворялись тем, что у них есть даже в сравнении с остальными. В общем, это должна быть особая система воспитания, иначе мы никогда не избавимся от вещизма.

Вопрос: По сути, вещизм – это украшение себя. Человек украшает себя чем-то дополнительным. Что должно прийти на смену вещизму или он со временем уйдет?

Ответ: Я думаю, уйдет. Вместо этого станет превалировать более внутреннее украшение: отношение человека к другим, отношение других к нему, но не замена одних вещей другими.

В итоге человек должен прийти к пониманию, что самое большое его приобретение – его отношение к другим как к себе, и даже, может быть, лучше, чем к себе. Это уже совсем другое возвышение человека над своей маленькой эгоистической природой. 

Я надеюсь, что под воздействием правильного воспитания одно постепенно отменит другое.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 16.02.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Черная пятница, ч.1

Черная пятница, ч.2

Хищные вещи века

Две системы: "Авраам" и "Нимрод"

каббалист Михаэль ЛайтманКаббала говорит, что внутри человека есть две системы. Они существуют внутри нас и должны существовать в обществе. Но общество не может правильно адаптировать эти системы. Поэтому во времена Древнего Вавилона развилась система Нимрода – капиталистическая, и групповая система Авраама – каббалистическая.

В наше время они начинают постепенно находить друг друга и соединяться между собой. Дело в том, что система Авраама должна реализовываться во всех людях, в общей системе по принципу "возлюби ближнего, как себя". А система Нимрода приходит в упадок, обнаруживая, что эгоизм, если его не уравновешивать, является самым большим злом. 

Поэтому только сейчас, через три с половиной тысячи лет они начинают сходиться, поскольку мы начинаем понимать, что надо уравновесить обе системы. А они уравновешиваются в виде получения ради отдачи. Получение – это свойство Нимрода, отдача – свойство Авраама. Вот так сегодня они должны реализовываться в обществе.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 13.05.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Противостояние между Авраамом и Нимродом

Метод Нимрода и метод Авраама

Все мы - одна древневавилонская семья

Противостояние между Авраамом и Нимродом

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Один из знаменитых каббалистов, комментатор Танаха Давид Альтшулер писал, что до времен царя Нимрода все люди были равны, и никто из них не возвышался, чтобы властвовать над другими. А Нимрод стал доминировать и править на Земле. Тогда люди начали строить Вавилонскую Башню.

Ответ: Вавилонская Башня – ивр. "Мигдаль Бавель" от слова "лебальбель", "путать" – означает спутывание, смешивание языков. Это значит, что эгоизм стал выше людей, и они перестали понимать друг друга.

Вопрос: И здесь появились два персонажа, Авраам и Нимрод, символизирующие добро и зло, положительную и отрицательную силу. Авраам говорил, что надо объединяться над возникшими противоречиями, а Нимрод предлагал разойтись и расселиться по всему миру. В чем тут сопротивление?

Ответ: Авраам призывал к тому же единству, что и раньше. Только раньше это было естественно, а теперь, когда появились противоречия, нужно было достичь соединения над ними. А Нимрод ратовал, что называется, за капиталистическое развитие, за рациональное решение.

И оба были правы. Потому что, с одной стороны, Авраам говорил: "Мы жили хорошо. А сейчас эгоизм поднялся, он разъединяет нас. Давайте объединяться!" Нимрод же считал: "Зачем нам соединяться? Все, что происходит от природы, это хорошо. Если появился эгоизм, он даст нам развитие. Зачем нам снова нивелировать себя?" 

Вопрос: Понятно, что между ними возник конфликт. Но поскольку Тора не говорит о материальном, что означает с внутренней точки зрения, что в человеке проявляются две силы: Авраам и Нимрод? Что это за силы?

Ответ: Авраам призывал людей, у которых появились эти две точки, возвысить точку объединения, поднять ее еще выше, ведь именно для этого развивается эгоизм. А Нимрод говорил, что эгоизм необходим для себя самого, чтобы мы, используя его, стали развиваться материально-технически.

Нимрод (от слова "меред", "революционер") выступал против интегральной природы. Он был убежден, что эгоизмом надо пользоваться везде и всюду.

Вопрос: А разве эгоизм – это не природа? Такое ощущение, что Нимрод шел естественным путем, по природе.

Ответ: Смотря в чем. Природа основывается на равновесии и находится во внутреннем гомеостазисе. А эгоизм, как раковое образование, нарушает все.

Получается, что с одной стороны, природа построена на конкуренции, а с другой стороны, на взаимодействии, на равновесии двух противоположных систем. Одна система – это Нимрод, вторая – Авраам. Как их уравновесить – в этом и заключается проблема.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 13.05.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Метод Нимрода и метод Авраама

Авраам и Нимрод: спор, затянувшийся до наших дней

Чем окончился спор Авраама и Нимрода

Четыре состояния эгоистического общества

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В Торе рассматриваются четыре состояния взаимоотношений между людьми. Одно из них, "мое – мое, твое – твое" рассматривается как самое плохое и называется "Сдом". А в нашем мире оно считается нормальным.

Ответ: Нет, это ненормальное состояние, потому что обрывает все связи между людьми. Я не имею права ни дать что-то тебе, ни получить что-то от тебя. И так все в обществе абсолютно изолированы друг от друга. Кроме того, они еще следят друг за другом, чтобы соблюдать это условие.

Вопрос: То есть это против единства, против тенденции природы привести нас к одному общему целому?

Ответ: Это вообще против природы, ведь она построена на том, чтобы между атомами, частицами, клетками, людьми была взаимосвязь хоть в чем-то, хоть как-то. А здесь все строится на изоляции.

Второе состояние: "мое – твое, твое – мое". В этом суть природы примитивного общества, когда всё общее: жены, дети, жилище, животные. Такое состояние характерно для неразвитого эгоизма, в частности, первобытнообщинного строя. 

Третье состояние: "мое – твое и твое – твое". В Торе оно называется "хэсэд". Это хорошее, но неполное состояние, в котором я практически замкнут на том, чтобы отдавать другому, думать о других.

Это хорошо относительно малых групп людей, относительно детей, слабых обществ, больных, стариков, когда я все отдаю и переношу на них. Но это неполноценное состояние, когда не существует течения информации, сил, обмена. Все идет в одну сторону, а природа так не устроена.

Природа базируется на том, чтобы все ее части были интегрально замкнуты, находились в одной общей системе, и между ними был такой обмен энергией, информацией, жизненными силами, чтобы поддерживать всю систему вместе в ее интегральном, правильном взаимодействии.

Четвертое состояние: "мое – мое, а твое – тоже мое". Оно называется "преступник", когда я получаю от общества больше, чем мне полагается.

В принципе, все эти четыре вида взаимодействия между людьми существуют в эгоизме. Ни одно из них не является совершенным. Каббала поднимает нас над ними.

Совершенное состояние – когда мы находимся в полном взаимодействии между собой, во включении друг в друга. Ни в одном из четырех состояний этого нет.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 13.05.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Модели поведения в обществе

Главное – контакт

Отрывки из уроков 30.03.2019

Страница 18 из 96« Первая...1617181920...Последняя »