Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Одиночки против семьи

каббалист Михаэль ЛайтманМнение: В прошлом в Западных странах действовала форма ответственности, которая предусматривала возможность, когда один позволял другому пользоваться частью своей свободы, а тот взамен предоставлял такую же возможность. Сейчас свобода не является обязанностью, а относится к категории права.

Свободным человеком называют того, кто проявляет готовность закабалить как себя, так и окружающих в погоне за получением наибольших благ. Былое сотрудничество сменилось жесткой конкуренцией.  Эгоизм стал свободой, альтруизм – порабощением. Прогрессисты называют семью, основанную на взаимном альтруизме ее членов – патриархальным рабством.

Различия между ролью мужчины и женщины стали менее жесткими. К агрессивному соперничеству ведут отсутствие общих целей, недостаток близости и поддержки. Одиночка счастлив тогда, когда ощущает, что живет правильно. Поэтому он везде ведет войну с семьей и ее устоями. 

Одиночки – продукт рухнувшего благосостояния государства, порожденный конкурентной борьбой за выживание. Чем больше становится одиночек, тем жестче и ожесточеннее борьба. Они – причина и порождение разложения общества, как формации, в которой потеряло ценность совместное благо, а на его место пришли эгоистические интересы отдельных личностей. 

Эгоизм - это свойство, присущее незрелости и инфантильности. Людьми незрелыми легко манипулировать. Их гибкость и готовность к действиям, развитая из-за отсутствия обязательств в семье – большое преимущество.

Одиночка в своем замкнутом пространстве не так счастлив, как представляется, но он не способен это признать. Если одиночество – осознанный выбор, то это не может считаться признаком счастья и желания быть свободным, это указывает на наличие эмоциональных проблем. Люди не созданы быть одинокими и жить в одиночестве.

Реплика: Разбиение семей – следствие возросшего эгоизма, как и возрастающая агрессия людей и стран – все это приводит нас к необходимости переосмыслить суть нашего развития и к необходимости найти решение. А оно – в применении к каждому и обществу принципа "единение над всеми пороками и противоречиями".

Предыдущие сообщения на эту тему:

Одинок или Отдельное проживание

Одинокие – к нам!

Капитализм желает вам развода

Мир на пороге свободы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Откуда у нас возьмутся силы удерживаться в непривычном нам состоянии Песах и использовать только мацу, "скудный хлеб", не получая от него никакого наслаждения?

Ответ: Нам помогает то, что мы получаем удары, когда используем свое эго. Примером тому – сегодняшний мир, который находится во власти фараона, во власти эго. Разве кто-то в этом мире наслаждается?..

Уберите из этого мира успокоительные таблетки, наркотики, все, что убивает людей, разрушает их и отключает от жизни, все, что дает ложное наслаждение, чтобы они могли вытерпеть эту жизнь, – и вы увидите, что весь мир страдает. Весь мир – от маленьких до больших, от бедных до богатых! Никто не наслаждается по-настоящему, а лишь старается поменьше страдать.

И тут мы приходим к еще более худшему состоянию, в котором видим, что движемся к всеобщему разрушению, когда уже не только мы в наших испорченных отношениях с детьми, в семье, но и целые страны, целые народы начинают смертельно ненавидеть друг друга и страдать друг от друга.

Ведь мир стал интегральным, тесным, замкнутым, и мы начинаем чувствовать себя в мире как в семье, где неспособны больше терпеть друг друга. Нам все мешают – каждый человек и каждый народ. Каждый желает подавить других своей гордостью, своим эгоизмом, своей целью. Это еще не конец, но ситуация быстро продвигается в этом направлении. 

Отсюда мы должны решить – достаточно или нет. Если нет, то мы продолжаем. Если мы не желаем выйти из этого собственными силами, то природа продолжит заботиться о том, чтобы мы страдали все больше и больше. От этого не будет спасения.

В итоге мы должны решить, что выход из этого изгнания, из этого состояния, – наша обязанность, ради нашего блага. Ведь мы обязаны достичь состояния, в котором как-то ладим друг с другом – и с детьми, и в семье, и в стране как единый народ, и во всем мире – между всеми народами и странами.

Мы обязаны принять решение – оставить наше эго, которое не дает нам правильно объединиться, ведь у нас нет выбора, все мы живем на одном земном шаре, все дышим одной атмосферой. И сегодня мы видим, что если я "копаю" у себя, то мешаю тебе, а если ты "копаешь" у себя, то мешаешь мне. Настолько тесно мы связаны!

Поэтому у нас нет иного выбора, кроме как достичь какого-то объединения. Но как его достичь? И тут оказывается, что у евреев есть такая методика, позволяющая возвыситься над своим эгоизмом. Пасхальное сказание как раз и обучает нас, как мы можем действительно подняться над своим эго и достичь иной, лучшей жизни.

Из 539-й беседы о новой жизни, 24.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Патент Песаха: наслаждайтесь бесконечно!

Квасное квасному рознь...

Когда "скудный хлеб" превращается в "хлеб любви"

Фараон – квинтэссенция зла

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мне кажется, эгоизм – это положительное качество, без которого человек не может развиваться. Если у ребенка нет эгоизма, он не стремится учиться и расти.

Ответ: Стремление к знаниям, образованию, культуре, увидеть мир, полететь в космос – это не называется злым эгоизмом. Злое начало – это плохие отношения между нами, желание использовать ближнего, подавить его.

Просто желание вырасти и стать большим человеком – это не эгоизм, ведь возможно, я хочу принести этим пользу человечеству. Эгоизм – это желание подавить других, поработить их.

Фараон, царь Египта – это квинтэссенция всего зла. Это особая сила, свойственная каждому человеку от природы и называющаяся злым началом, портящая наши отношения друг с другом. Речь идет только о ней, а не о стремлении человека к развитию.

Фараон называется царем Египта, ведь он безраздельно властвует над нами, не спрашивая нашего желания. Он только приказывает нам, что делать – нагружает изнурительной работой. 

Фараон приказывает нам строить, то есть объединяться. Но как только мы хотим объединиться, он встает между нами и ссорит между собой, получая от этого удовольствие.

Сегодняшний человек – это раб особой силы, называющейся Фараоном. В природе есть сила, продвигающая весь мир в процессе эволюции. Она приводит к общему развитию технологии, науки, культуры, образования.

Но внутри этого развития скрывается сила, заставляющая нас плохо, эгоистически относиться друг к другу и наслаждаться тем, что мы выше других, успешнее и можем их притеснять.

Каждый хочет стать Фараоном и распоряжаться другими. Если он имеет возможность ущемить других так, что им некуда сбежать, то получает от этого удовольствие. Это значит, что внутри каждого из нас живет Фараон.

Из 538-й беседы о новой жизни, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Долгожданное возвращение на свою землю

Современный Вавилон

Побег из египетской тьмы

Возможно ли наслаждаться успехами соседа?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Должен ли я искать самого себя в Пасхальном Сказании, рассказывающем о выходе из египетского рабства, и проводить аналогии со своей сегодняшней жизнью?

Ответ: Сказано, что "деяния отцов – пример для сыновей", а также, что человек должен каждый день видеть себя выходящим из Египта.

Вопрос: Что значит быть рабом в Египте?

Ответ: Раб – это очень высокая ступень. Ощущать себя рабом – это значит, осознавать, что находишься внутри своего эгоизма, который властвует над тобой и не позволяет тебе из него выйти, даже если захочешь.

Мы смотрим в окно на соседа, выходим на улицу, выезжаем на шоссе, приходим на работу – везде мы действуем согласно своей эгоистической природе. Как бы мы ни старались быть дружелюбными и вежливыми, но через несколько минут все равно взрываемся и раздражаемся.

Авраам в первую очередь объяснял человеку те силы, которые им управляют. Он учил, что мысли, желания, которые в нас пробуждаются – это следствие нашей эгоистической природы. 

Нужно постоянно анализировать свои мысли и отношение к другим, познавая самого себя, чтобы понять, кто я такой и кто мной управляет. В итоге я выясняю, что движим злой силой, ведь она все время противопоставляет меня остальным, заставляя завидовать их покупкам, делам, успехам.

Но давайте сравним это с отношением к своему ребенку. Как бы мы относились к соседям, если бы это были близкие нам люди – наши дети? Тогда и выяснится, что наше отношение – это зло. К своему ребенку мы естественным образом относимся иначе, чем к чужому человеку, ведь чувствуем инстинктивную, животную любовь.

Вопрос: Зачем мне любить чужих людей, как собственных детей?

Ответ: А иначе, эгоизм не даст мне существовать, отравляя всю мою жизнь. Он все время ставит меня в противостояние с другими, превращая всю мою жизнь в нескончаемую войну. Достаточно посмотреть на то, что происходит в израильском обществе и вообще в человеческом обществе во всем мире.

Чем больше мы становимся связанными в интегральном мире, тем сильнее ненавидим друг друга. Наш эгоизм проявляется все больше, ведь мы становимся ближе и вступаем в трения. Вот здесь мы и постановляем, что наша природа злая.

Проще, конечно, заметить это в других, видя распри в правительстве, чем в самом себе – но нужно учиться, чтобы в итоге осознать, что наша природа несет нам зло. Ведь она не дает нам наслаждаться жизнью.

Если бы я смотрел на мир и радовался чужим успехам и продвижению, словно успехам моих собственных детей, мне было бы приятно жить. Я всегда был бы в прекрасном настроении. А сейчас я смотрю на новую машину соседа и страдаю от зависти – разве это хорошая жизнь?

Мы даже не представляем себе, сколько удовольствия получали бы, глядя на соседа и восторгаясь, будто это наш сын купил новую машину.

Из 537-й беседы о новой жизни, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раб не поймет свободного человека

Египетское рабство в свете сегодняшнего дня

Свободный человек или раб своей природы?

Замысел Природы: предпосылки к Песаху

каббалист Михаэль ЛайтманПесах – праздник, который всегда с тобой

Песах – это праздник, который всегда с тобой, потому что на духовном пути мы все время должны быть в состоянии перехода ("пе-сах" от слова "пасах", переходить), т.е. в постоянном движении вперед.

Праздник Песах - не фрагмент нашей истории или точка на эволюционной оси, а ежедневное, ежечасное, ежесекундное развитие творения во всех его частях на неживом, растительном, животном и человеческом уровне.

Чтобы понять суть этого праздника, мы должны глобально взглянуть на историю развития творения.

Творение, свободное от Творца  

Человек создан противоположным Творцу. Творец – это свойство добра, отдачи и любви, поэтому его можно создавать, расширять, объединять, оживлять. Это – мысль или сила, задачей которой является создать творение, подобное ей.

Но для того чтобы творение существовало в единении с Творцом, надо определить, какая между ними разница. Если творение такое же, как Творец, то оно просто сливается с Ним. 

Что же тогда в нем противоположно и в то же время подобно Творцу? Ведь именно в этом случае оно может ощущать себя, ощущать Творца, постигать Его, находиться с Ним в слиянии. Это очень сложные понятия. Поэтому можно принять их пока априори, а потом они прояснятся.

Чтобы у творения была возможность развиваться, оно должно выйти из Творца, отдалиться от Него, не ощущать Его влияния – оно должно чувствовать себя свободным.

Как же можно стать свободным от великой силы, единственно существующей в мироздании? Ведь кроме нее ничего нет, все заключено внутри нее. Нет ни объема, который бы она занимала, ни чего-то вне этого объема. В нашем мире существует ограничение по месту, действию и времени, а в духовном мире этого нет. Там безгранично властвует только одна единственная сила вне времени, пространства, движения.

Как сделать так, чтобы творение появилось, имело какое-то место, и можно было говорить о ком-то или о чем-то, что имеет свою свободу воли, понимание, ощущение, желание, действие, влияние, начало и конец? Возникает проблема: как вывести творение из Творца. 

Поэтому появляется необходимость создать творение иным, отличным от Творца, противоположным Ему. Иначе никак! Или ты полностью слит с Ним, и тогда тебя нет. Или ты абсолютно оторван от Него, и тогда ты существуешь.

Но в этом случае ты полностью противоположен Ему и совершенно не чувствуешь Его, потому что у вас нет никаких подобных свойств, мыслей, чувств. Вы будто находитесь в разных плоскостях и не соединяетесь вместе. Именно к такому состоянию надо привести творение.

Изначально созданное творение все время находится вместе с Творцом, под Его властью, и все противоположные Творцу свойства не проявляются, приглушены в нем. А затем Творец скрывается, делает на себя ограничение (цимцум), и творение начинает чувствовать себя свободным от Него, единственно существующим в своей природе, в своем желании получать, наслаждаться.

Если Творец – это свойство отдавать, любить, то творение, чтобы почувствовать себя самостоятельным, становится другим – свойством получать, ненавидеть. В таком состоянии оно разрывается на части, каждая из которых противоположна другим. Это происходит подобно тому, как внутренняя энергия разрывает в космосе огромные массы небесных тел. В принципе, именно так из точки Большого взрыва появилась наша Вселенная. 

С этого начинается развитие неживой, растительной, животной и человеческой природы, протекающее в антагонизме между собой, за счет поглощения друг друга и борьбы противоположностей.

Основа человека – борьба противоположностей

С каждым поколением люди раскрывают, что становятся все более эгоистичными, противоположными друг другу. И хотя они понимают, что им надо бы взаимодействовать друг с другом, но не могут – в них существуют две полярные силы. Одна из них характеризуется тем, что они исходят от Творца, вторая – тем, что они противоположны Творцу.

Эта борьба противоположностей является основой человека и отличает его от неживой, растительной и животной природы, потому что обе силы развиваются в нем параллельно, дополняют друг друга, и хотя находятся в постоянном антагонизме между собой, но все-таки в определенном симбиозе.

Мы, как маленькие дети, не можем дружно играть вместе. Нам надо обязательно что-то отобрать у другого: и ему не дам, и сам не буду играть. Иными словами, мы не можем преодолеть свою эгоистическую природу.

Мы не созданы равными в этих двух характерных для нас свойствах, мы не созданы умными, чтобы с помощью разума покорить свои эгоистические порывы. Мы можем это понять, если речь идет не о нас, но как только уходим в себя, в нас начинают работать эгоистические инстинкты, которые сильнее разума.

Говоря о дружбе и единстве, мы искренне верим, что нужно быть вместе, но как только доходит до дела, забываем об этом. Если я работаю только разумом, то могу фантазировать и представлять город солнца и всю Вселенную, полную блаженства, единения, любви. Но как только немного касаюсь своего маленького эгоистического желания, все мгновенно улетучивается, и я хочу стереть другого с лица Земли, чтобы вообще не видеть его перед собой.

Мы созданы такими, и наши желания не могут уравновеситься разумом. То, чего бы хотели все философы, гуманисты, левые, правые невозможно достичь в рамках нашей природы.

В жестоких тисках эгоизма

Природа человека – это зло, и чем дальше мы продвигаемся, тем сильнее отталкиваемся от добра, от всякой связи между нами. В нас все больше развивается взаимный антагонизм, и мы не можем ладить друг с другом ни в семье, ни на работе, ни в быту – нигде и никак.

Расширяясь в своем эгоизме, мы отдаляемся друг от друга и достигаем состояния, когда пространство вдруг схлопывается, становится ограниченным. Долгие годы мы развивались в разные стороны и вдруг обнаружили, что нам некуда лететь. Мы будто оказались в огромном замкнутом помещении, из которого не можем выбраться.

Но эгоизм отталкивает нас друг от друга, и мне хочется убежать подальше от остальных, потому что максимальный комфорт я испытываю, только когда не завишу от них, не имею к ним никакого отношения, и мне, в принципе, наплевать на всех. Мне не важно, буду ли я их подавлять. Я изначально не хочу никого и ничего – я хочу быть один! 

У меня есть свой телефон, компьютер, холодильник, микроволновая печь, машина, квартира, в которой я один… И всё, больше мне ничего не нужно. Если бы у меня была еще возможность зарабатывать без связи с другими… Мне не надо друзей – разве лишь тогда, когда я испытываю желание немного пощекотать нервы. Мне не нужна жена – я могу привести кого-то на один вечер и достаточно. Мне не нужны дети – я не чувствую в них потребности. 

В общем, всё идет к тому, что человек становится одинок. И вместе с этим в нем растет ощущение, что мы находимся в одном помещении, в одном ограниченном пространстве, зависим друг от друга и не можем никуда от этого деться. Это ужасное ощущение, которое на некоторое время может быть разорвано либо войной, либо большими всплесками агрессии.

Как сделать, чтобы человеку было удобно и комфортно в этом мире? Если мы изучим программу нашей эволюции, то увидим, что созданы такими специально, чтобы, развив свои эгоистические желания, мы начали работать над их объединением.

И здесь мы приходим к состоянию, которого совсем не понимаем. Как можно объединить наши эгоистические усилия, порывы, свойства, движения? Человек не представляет этого.

К примеру, в Европе - тридцать с лишним стран. Все они – эгоистические, у всех огромные проблемы. Возможно, эти проблемы можно решить вместе, но никто не может преодолеть свой эгоизм и соединиться с другими так, чтобы совместно решать и решить. Они съезжаются на конференции, саммиты, о чем-то говорят, выносят какие-то постановления, но ничего не получается. Ничего!

У них нет методики, способной преодолеть всеобщее разъединение. Нам надо найти не центробежные, а центростремительные силы, направляющие нас к точке объединения между нами. Мы видим, что наш разум способен только отчасти осознать эту проблему, но преодолеть нашу природу он не может – он не создан для этого.

Мы в чем-то уподобились маленьким несчастным существам, которые сами ведут себя на заклание. Ведь сейчас мы уже совсем спокойно говорим о третьей мировой войне, как о чем-то неизбежном и близком. Мы не хотим иметь детей, а если и рожаем, то только потому, что это дает нам какое-то наслаждение, заботу, наполнение – надо же что-то иметь в жизни.

Но есть люди, которые считают, что и это лишнее.  Они отказываются от потомства, и мы соглашаемся с ними. С одной стороны, зачем нам столько населения на земном шаре? Нет смысла. Не будем рожать, и все. Обычно мы страдаем по человеку, который умирает, а если он не родился, то нечего и страдать.

Сила, способная нас объединить

Нынешнее состояние человечества приводит нас к очень интересной точке эволюции. Нам необходимо раскрыть силу, которая бы связывала нас между собой над нашим эгоизмом. Иначе мы не сможем дальше существовать как цивилизация.

Причем эта сила должна объединять нас вопреки эгоистической природе, которую мы не можем изменить, и которая будет продолжать развиваться так, как развивалась всегда: изнутри нас, инстинктивно, естественно. Сегодня она толкает нас на всевозможные новые действия, расставляет нас по местам в наших проблемах и взаимоотношениях. Нам надо найти еще одну силу. 

Можно ли прийти к этому разумом? – Вряд ли. Я вижу, что даже философы, ученые, экономисты, политологи, обществоведы недопонимают это. Хотя они и видят, что мы зашли в тупик, но подсознательно чувствуют, что нам неоткуда взять эту силу. Так зачем же тогда заниматься фантазиями?

Они не понимают, что другой природы нет. Есть человеческая природа – зло, с которым мы не можем совладать. Мы пытаемся создать всевозможные организации, круги, "восьмерки", "двадцатки" и пр., но видим, что ничего не помогает – то там, то тут вдруг вспыхивает агрессия.

Эти объединяются против тех, те – против этих, причем играют на всех уровнях: против нефти, за нефть и т.д. Сюда замешаны и религии, и прошлые проблемы, и всевозможные исторические накладки и пласты старых взаимоотношений, особенно в Европе.

Поэтому нам очень трудно. Мы просто должны признать констатацию факта, что человечество не видит иного пути, потому что в наших земных рамках и постижениях его нет. И вдруг впервые в истории человечества неожиданно раскрывается и выходит на сцену наука каббала, которая утверждает, что такая методика есть.

Она объясняет, что нет иного пути, кроме как подъем над эгоизмом. Пусть эго развивается, ведь мы не в состоянии диктовать условия, виды и скорость его развития. Мы не можем подавить его, потому что это будет вопреки природе, а нам нужно действовать в соответствии с ней.

Мы должны только извлечь из нее еще одну силу – положительную, которая будет покрывать эгоизм, и тогда сможем правильно использовать его для связи между нами.

Наука каббала объясняет, что это за сила, как извлечь ее из самой природы, каким образом она покрывает эгоизм и приручает его, как укротитель приручает диких зверей. Тогда эго начнет работать в унисон со второй, альтруистической силой. 

И вся эта методика исходит из состояния, называемого "Песах".

Из ТВ программы "Беседы о Песахе", 18.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Праздник освобождения от пут ненависти

Египетское рабство в свете сегодняшнего дня

Ежедневная уборка в сердце

Египетское рабство в свете сегодняшнего дня

Египетское рабство картинкаВопрос: В первый вечер праздника Песах принято проводить особую трапезу, на которой читают Пасхальное Сказание – рассказ о выходе евреев из египтского рабства. Является ли эта история простым историческим рассказом или в ней есть более глубокий смысл, применимый к сегодняшнему дню?

Ответ: Египетское изгнание относится к эпохе праотцев, после которой идет эпоха сыновей. Праотец Авраам начал собирать к себе учеников со всех концов Древнего Вавилона. Он учил, что невозможно дальше продвигаться и сблизиться, пока все находятся в такой междоусобной борьбе и эгоизме, как это происходило тогда в Вавилоне.

Строительство Вавилонской башни символизировало максимальную форму эгоизма, выросшего до небес. Весь Вавилон был раздираем взаимной ненавистью и непониманием, что называется "смешением языков".

Авраам рассказал ученикам, что существует единственная методика для всего человечества, но невозможно насильно насадить ее в народе, поскольку она требует от человека зрелости. Суть этого метода: "покрывало любви над всеми преступлениями".

Каждый из нас находится внутри своего эгоизма, но мы должны построить связь между нами поверх него. Эгоизм – это беспричинная ненависть к ближнему. Если я вижу, что у соседа зеленее трава на газоне или он купил машину, лучше, чем у меня, то начинаю его ненавидеть. 

Это ненависть без причины, ведь если бы мой сын купил красивую машину, я только радовался бы. Чем успешнее мои дети, тем я счастливее. Но каждая удача  соседа портит мое настроение.

Так происходило в небольших масштабах: внутри района, двора, дома. Но сегодня весь мир превратился в такой Вавилон: богатые люди и бедные – все спорят, отстаивая свои мнения и не соглашаясь друг с другом.

Мы не знаем, что значит хорошая, спокойная жизнь, когда не чувствуешь никакого давления на себя. Это жизнь словно в раю: нет времени и пространства, все идет гладко и легко. Все помогают друг другу, пропускают вперед. Если тебе что-то нужно – все бросаются тебе на помощь. Можно быть спокойным, что тебя всегда поддержат в нужную минуту.

Мы не привыкли к такой жизни и не можем себе ее представить. Авраам объяснил вавилонянам, что невозможно продолжать жить, находясь в своем растущем эгоизме, ссорящем нас друг с другом. 99% всех наших сил уходит на выживание в условиях этой междоусобной борьбы.

Но что делать, если эгоизм так огромен и властвует над нами, заставляя каждого воевать за свое мнение и считать себя самым умным? Невозможно бороться со своей природой, да это и не требуется – надо лишь подняться выше нее.

Каждый остается при своем мнении, как бывает между родными людьми, но всех нас объединяет семья, о которой мы все обязаны заботиться вместе. Нужно взять этот пример из жизни. Допустим, мои дети не разделяют мои политические взгляды: у одного более консервативные, "правые" взгляды, у другого "левые", третий стал ортодоксально религиозным и т.д. – каждый голосует за свою партию.

Но если мы одна семья, то несмотря на это, мы любим всех и помогаем всем. Нам важно, что это близкий нам человек, член нашей семьи. Вот так же мы должны заботиться обо всем народе словно об одной семье.

Тогда мы не будем обращать внимание на различие взглядов. Кто-то хочет жить иначе – пусть живет. Каждый может остаться со своим эгоизмом, если поверх него считает себя обязанным любить остальных. Другие думают иначе, чем я, но я не давлю на них и не переубеждаю силой. Каждый волен оставаться таким, как есть – это значит, что все преступления покроет любовь, как в хорошей семье.

Я отменяю себя перед другим и не диктую ему свое мнение, а наоборот готов включиться в его желания и помочь ему. И так делает каждый относительно остальных, благодаря чему мы создаем особое, теплое общее поле, которое называется ощущением семьи или одного народа.

Нас окутывает облако любви, взаимного участия, объединения, тепла, взаимности. Это нечто совершенно новое, не существовавшее прежде, построенное именно по этому принципу "любви, покрывающей все прегрешения".

Все остаются при своем эгоизме, но мы знаем, как совладать с ним. Ведь эгоизм дан нам от природы, и нам сегодня очевидно, что мы ничего не можем с ним сделать. Но от Авраама нам досталась методика, позволяющая преодолеть этот эгоизм и объединиться. 

Те, кто умеет соединяться поверх эгоизма, называются евреями (егудим), от слова "ехуд" (единство) или народ Израиля – "Исра-эль", то есть "прямо к Творцу". На этой основе создавался народ Израиля.

Уйдя из Вавилона, от мелких раздоров, Исраэль попадает в период так называемого "египетского изгнания" – рабства у своего эгоизма. Эгоизм властвует над нами и не дает нам соединиться. Сколько мы ни стараемся, как тяжело ни работаем, ничего не получается.

Это называется рабством, изнурительной работой над своим материалом. Мы пытаемся что-то построить из него между нами, но ничего не выходит, пока мы не понимаем, что надо подняться над своим эгоизмом. Это случается после многих ударов и тяжкой работы.

В итоге мы решаем, что невозможно так дальше существовать. Это та самая ситуация, в которой мы оказались сегодня. Иначе мы просто уничтожим друг друга в междоусобной войне.

Нам нужно действительно осознать, что наша жизнь – это рабство. Сила зла, живущая в нас, съедает нас и распоряжается нами. Тогда мы согласимся подняться над эгоизмом, как уже сделали когда-то. Мы не знаем, как это осуществить, но, по крайней мере, мы бежим от взаимной ненависти, желаем выйти из-под власти фараона.

Это значит, что мы оставляем Египет, бежим в темноте неведомо куда. Мы лишь понимаем, что в нем больше нельзя существовать. И тогда мы приходим к горе Синай, видя какая ненависть (сина) существует между нами.

Мы соглашаемся подняться над этой ненавистью и соединиться в одного человека с одним сердцем, достичь взаимного поручительства, принять Тору, то есть методику объединения. Главное правило Торы – это любовь к ближнему как к самому себе. Тогда мы и рождаемся как народ Израиля, как сказано: "Сегодня вы стали Мне народом".

Из 537-й беседы о новой жизни, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах – напоминание о будущем

Ежедневная уборка в сердце

Поиски последнего обломка эгоизма

Одиночество опасно

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование: Ожирение представляет меньшую угрозу для здоровья человека, чем одиночество и изоляция от социума. Отсутствие связей с обществом является высоким дополнительным риском для сохранности жизни.

Исследователи пришли к выводу, что риск смертности среди молодых людей глубже связан с одиночеством, чем в преклонном возрасте.

Они также предсказывают эпидемию одиночества в ближайшем будущем, причем этому эффекту будут подвержены и те, которые окружены множеством людей, но при этом ощущают себя одинокими. 

Реплика: Эта проблема будет проявляться все больше, поскольку мир становится все более замкнутым внешними связями, а люди становятся все более одинокими, т.е. постоянно происходит несоответствие наших отрицательных связей и положительных связей мира. Величина этого несоответствия порождает все страдания мира.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Причина наркомании – одиночество…

Мир охватила эпидемия одиночества

Люди умирают не от болезней, а от одиночества

Свободный человек или раб своей природы?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я не чувствую себя в рабстве, мне кажется я свободный человек. Как же ко мне относится указание каждый год в праздник Песах представлять себя  выходящим из египетского рабства?

Ответ: Мы кажемся себе свободными, потому что не чувствуем, что зависим от других. Мы стараемся так устроить свою жизнь, чтобы ни с кем не быть связанным, только чтобы нас никто не трогал. Такова наша природа.

Ради этой независимости мы изобретаем новые компьютеры, мобильные телефоны. В каждом доме есть столько домашних приборов, чтобы как можно меньше нуждаться в помощи других. Так удобно нашей эгоистической природе, и мы выполняем ее требование: я никого не трогаю, и пусть меня никто не трогает.

Но на самом деле, мы все связаны и зависим друг от друга. Выясняется, что вся неживая, растительная и животная природа тоже представляет собой одну интегральную систему, где все связано одно с другим. Поэтому наука каббала предупреждает нас, что мы зависим друг от друга, и нам еще предстоит раскрыть эту зависимость.

Если же мы не достигнем объединения, то нам будет очень плохо. Пока мы не очень чувствуем в этом необходимость, и потому наука кабала не раскрывалась в прошлых поколениях, тысячи лет находясь в скрытии. Она была нам не нужна, ведь мы были не способны раскрыть, что зависим друг от друга. 

Но сегодня весь мир ощущает эту взаимную зависимость. По мере того, как он будет раскрывать эту негативную связь, он будет обращаться к еврейскому народу, ведь только этот народ обладает методикой, позволяющей объединяться поверх всех различий.

Эта методика очень востребована в мире в наши дни. А потому, если мы не предоставим эту методику другим народам, то почувствуем сильное давление. Антисемитизм будет расти, и народы мира будут предъявлять еврейскому народу все больше претензий, обвиняя нас во всех своих бедах.

Они не будут точно знать причину своей ненависти к нам, но она состоит именно в этом. Это давление может проявляться в разных формах, как мы видим, что отношения Соединенных Штатов к Израилю портится день ото дня.

Вопрос: Когда вы смотрите сегодня на мир, вы определяете наше состояние как рабство?

Ответ: Разумеется, мы находимся в рабстве у своей природы. Я все время выполняю приказы своей внутренней природы и подчиняюсь ей без всякого выяснения, критики или сопротивления. Я просто не способен идти против нее.

Мое эгоистическое желание приказывает мне добиваться успеха, получать выгоду, не считаясь ни с кем другим. А  если я нахожусь в интегральной связи с другими, то как могу не считаться с ними? Я ограничен во всех своих действиях.

Вопрос: То есть проблема не в том, что я преуспеваю, а в том, что делаю это за счет других?

Ответ: Я даже не могу преуспеть таким путем. Сегодня даже целое государство не может преуспевать, если изолировано от других. Все раскрывают необходимость связи друг с другом, но только не умеют сделать ее правильной. Никто не знает, как установить между собой добрые связи: Америка, Россия. Китай,  Европа, евреи и арабы.

Никто не может преуспеть и выйти на первое место, если не делает это из доброй всеобщей связи. Выходит, что самый успешный – это тот, кто точнее всех учитывает наши взаимосвязи и согласно этому действует. Это и означает выход из рабства на свободу. Этому обязаны научиться все – все человечество.

Из программы на радиостанции 103FM, 15.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ежедневная уборка в сердце

Глобальная тьма перед глобальным рассветом

Есть предел терпению природы

Ошибка непричастных

каббалист Михаэль ЛайтманСистемный вредитель

Сегодня тупик человеческого развития уже дает о себе знать. Живя в современной "глобальной деревне", мы по безвыходности обнаруживаем, что должны соединиться, – и начинаем помышлять, говорить об этом. Настало время занять свое место, свою Человеческую ступень в общей системе.

Вся природа – неживая, растительная и животная – глобальна, интегральна и взаимосвязана во всех своих частях и деталях. Все создания, от тростинок до хищников, спаяны в единую систему и вместе поддерживают общий порядок.

А мы – нет. Мы – вне этой картины. Человек – вот подлинный и единственный вредитель в природе.

Ведь мы не знаем границ в утолении своих потребностей. Это относится и к человеческому роду в целом, и к отдельным сферам нашей жизни, включая семью, работу, различные социальные связи и т.д. Везде "безграничный" код поведения обретает разрушительный характер.

К примеру, растет статистика разводов, ширится пропасть между родителями и детьми, молодым всё труднее найти себе пару и создать прочную семью. Эти кардинальные перемены произошли за каких-то пятьдесят лет, а то и меньше. Они затронули даже еврейский народ, который всегда заботился о том, чтобы женить молодых и помогать им в создании домашнего очага. 

Неразлучные одиночки

Наш эгоизм, достигший своей последней стадии, – вот причина происходящего.

"Эгоизм" – это когда я неспособен сопереживать ближнему. Я чувствую ближнего только в контексте выгоды, которую могу из него извлечь. В идеале мне хотелось бы "выжать" из него всё, что можно. Разумеется, это не обвинение, а факт человеческой психологии. Такова наша природа.

А с другой стороны, в своем экономическом, финансовом, социальном, семейном, государственном, мировом всеобщем развитии мы замкнули, "защелкнули" весь мир нераздельными, неразрывными взаимосвязями единой сети. Только сеть эта полна ненависти, конфликтов, эгоизма и гордыни.

В результате мир "трясет" на нескончаемых ухабах тревог и угроз. Отсутствие единства между нами вызывает несоответствие Природе в целом – и потому мир очень страдает.

Не мое дело?

Вопрос: Большинство людей живут обычной жизнью и, хотя зарабатывают друг на друге, но не строят каких-то особых козней окружающим. Что же они делают не так? В череде повседневных забот, в вечной "войне за выживание" трудно представить себя закоренелым эгоистом.

Ответ: Верно. Но раз уж ты, оправдывая себя, все равно страдаешь, то разберись, почему. Этого требует здравый научный подход, еще до того как к делу подключается наука каббала, подводящая общий итог и объемлющая весь мир.

Рациональный анализ показывает: мы страдаем потому, что не можем ладить, уживаться между собой.

Казалось бы, что можно требовать от бедняги, который утром уходит на работу, а вечером возвращается домой? Однако эти бедняги составляют семимиллиардную сеть, в которой недостает правильных связей между узлами. И потому все мы противоположны единству, заложенному в Природе.

Объединение, правильная спайка – вот что требуется от нас сегодня. Мы не покончим с "войной", если не поймем, в чем проблема.

Однако каждый снова и снова замыкается в своем "уголке":

– Знать ничего не знаю. Чего вы от меня хотите?

– Тебе плохо. Неужели ты не хочешь исправить ситуацию?

– Хочу, но я ведь ни при чем, я просто живу обычной жизнью…

Так проблемы не решаются. Год от года мы всё быстрее – а по нынешним временам стремительно – погружаемся в очень опасные и тяжелые состояния. Часть их уже позади, и у нас есть на чем поучиться.

Необходимо лишь понять наконец происходящее, вместо того чтобы прятаться в своем "логове", делая вид, что это меня не касается. Ведь из таких "непричастных" людей и состоит человечество.

Из программы на радиостанции 103FM, 08.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Беспредельный лимит эгоизма

Наука, раскрывающая секрет мироздания

Странное явление – человек

Люди – это обезьяно-человеки

каббалист Михаэль ЛайтманМнение: К человеческому относится то, что не несет биологическую выгоду. Заработанные деньги, построенные здания, размножения – это к человеческому отнести нельзя. Мы людьми так  не смогли стать.

Мы - все те же млекопитающие, ведущие себя неразумно и агрессивно. В наших приоритетах приспособляемость, умение добыть пропитание. Структура социума отражает эволюционные, но не рассудочные результаты нашего развития. 

Лобные области мозга сформированы для того, чтобы мы делились пищей со всем окружением. Жесткий естественный отбор сформировал из нас социальные существа с огромными лобными долями. Эта особенность дала нам возможность не уничтожать друг друга при появлении ощущения голода. Но отбор должен идти еще 200 тысяч лет, чтобы это поведение стало нормой.

В современном состоянии мы – социальные животные, понимающие, что красть нехорошо, но при этом красть нужно! Лобные доли помогают нам только пытаться проявлять социальное поведение, но мы пока – полузвери, которые нуждаются в иерархическом управлении. Мы идем к власти, пробивая себе путь деньгами. Человек, как и зверь, – проповедует тоталитаризм. 

На глазах у общественности каждый из нас демократ и гуманист, а в скрытии мы напоминаем бабуинов в стае. Идентично поведение группы молодых людей, грабящих случайных прохожих, и группы стран, генерирующих такое же действие. Обе – биологическая форма поведения.

Для обезьяны естественным является состояние лени, обмана, измены с женой соседа, воровство и необдуманность действий. Людям это запрещено, и им приходится балансировать между свойствами животного и человека.

Любая самоорганизация – биологическое формирование. Примером может быть мафия или порядки, установленные между заключенными в тюрьмах. Создание иерархии – признак поведения приматов. Именно исходя из биологических особенностей, строить тоталитарное государство легче, чем демократическое.

Для демократического порядка необходимы люди, мыслящие одинаково и умеющие быть порядочными. Без научной церебральной сортировки выбрать таких индивидуумов невозможно, ведь даже среди "настоящих" демократов есть воры, которые будут красть. Может, обществу необходимо перестать прятать бабуинские взаимоотношения и цели?

Реплика: Все назначение Каббалы – сделать из нас, обезьян, - людей! Привести нас к единению вместо противостояния, кругу вместо иерархии, к любви ближнего вместо ненависти, к равному распределению вместо кражи, дарению вместо завоевания, - в общем, вести себя по закону единого общества. В противном случае мы останемся бабуинами, и наше запаздывание в развитии повернется против нас и силой страданий вынудит нас стать людьми.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Человек не произошел от обезьяны – он остался ею

Наши животные предрассудки…

Размер мозга коррелирует с общительностью

Желание, за которое стоит попотеть

каббалист Михаэль ЛайтманКрепкий орешек

Чтобы продвигаться к цели творения, мы должны прилагать множество усилий. Ведь этот путь представляет собой нечто большее, чем естественное развитие.

Природа толкает нас вперед, развивает в нас всевозможные желания, потребности – и естественно, мы рыскаем в поисках недостающего. А недостает нам наслаждений, связанных с едой, сексом, семьей, деньгами, почестями и знаниями.

Так же обезьяны постоянно заботятся о своих потребностях, список которых примерно совпадает с нашим. По сути, у нас с ними общий жизненный уклад: мы формируем ту же социальную иерархию в человеческом обществе, мы тоже любим силу, а вдобавок – деньги. К этому принуждает нас Природа, и так мы движемся вперед.

Однако на естественном пути мы ни на йоту не продвинулись качественно, не внесли в социум принципиальных перемен за последние пять или пятьдесят тысяч лет.

Если же говорить о цели творения, то она состоит в уподоблении Творцу, в слиянии с Ним. "Творец" – это сила, противоположная нашей природе. В нас лишь слегка проявляется склонность к этому, плотно "закутанная" во множество "одеяний", глубоко утаенная, покрытая "скорлупой", подобно ореху. 

Чтобы достичь цели творения, нам нужно вооружиться новым желанием, которого Природа нам не обеспечивает. Это желание, устремленное к цели, не прорастет в нас само собой, мы должны развить в себе собственными усилиями – разумеется, при помощи тех средств, которые имеются в нашем распоряжении: группа, методика, учитель.

Отсюда проблема: очень мало людей хотят этого, еще меньше тяготеют к реальному поиску, и еще меньше достигают желаемого.

Выйти из джунглей

Правда, в наши дни ситуация изменилась. Ведь мы стоим перед глобальными бедствиями, грозящими всему человечеству. И бедствия эти уже заставляют нас задуматься о новом социуме, упорядоченном не в виде иерархии, не по рангам, которые всегда возвышают тех, кто богаче и сильнее.

Аналогично обстоят дела в животном мире. В целом, такова естественная, природная структура группы, народа, общества, человечества: самый большой "бабуин" бьет себя в грудь и требует от остальных повиновения. Так уж мы устроены: живем в общих "джунглях", разбитые на "стаи".

Однако новая природа, цель творения требует от нас реорганизации, переформирования в круг, в единое сообщество. Она требует новых ценностей, базирующихся даже не на желании знаний, которые тоже придают силу немногим, а на отдаче и любви, на общей взаимной заботе.

Она требует, чтобы все были наравне между собой, а не стремились возвыситься друг над другом. В противоположность старой парадигме, чем дальше человек выбирается из себя наружу в заботе о ближних, тем больше он приходит в соответствие с подлинной целью нашего развития, которой мы и должны достичь.

Пришло время вооружиться этим новым желанием, обращенным на круг, на единение, наружу из себя – туда, где у меня нет никаких корыстных интересов.

Рождение Человека

Но чтобы во мне проросло и раскрылось нечто под названием "Человек" (Адам), нужно другое окружение, подающее соответствующие примеры в контексте новых ценностей.

Откуда же мне взять такую потребность? Природа не снабдит меня ею – ведь иначе я так бы и остался "бабуином", пускай другого вида.

Однако "Человек" – суть не только иное социальное устройство, не только равенство в заботе о других. Нет, это отношение, тяготение, эта взаимосвязь, с моей стороны, должна быть сознательной, так чтобы я желал отдачи по причине ее особой значимости – притом что во мне нет никакой предрасположенности, никакой силы, побуждающей, обязывающей к этому.

Здесь мы должны каким-то образом обрести желание, направление нового типа, неподвластное нашим инстинктивным началам. И для этого Высшая сила, Природа, программа творения готовит нам подмогу "от противного": так чтобы в процессе осознания зла я все-таки смог осознать, ктó я и что я, – и постепенно, поэтапным, далеко не простым, причинно-следственным путем понял, какое желание мне надо в себе развивать, строя на нем продвижение.

Когда я понимаю стоящую передо мной проблему построения из себя Человека вместо "бабуина", тогда в этом новом желании я вижу настоящее сокровище. Если оно хоть немного проявится во мне, я буду очень рад – ведь это рождается Человек, готовый к подъему над творением.

С точностью наоборот

Так мы должны относиться к желанию, возникающему в нас посредством злого начала, которое создал Творец. Оно называется по-разному: "Фараон", "Билам", "Балак", "Амалек"… Семьдесят имен есть у злого начала: на каждой ступени, в каждом состоянии оно поставляет мне подмогу "от противного", противостоящую цели, но позволяющую продвигаться к ней.

Подмога эта пробуждает во мне некий импульс, порыв, направленный в точности на цель. Она помогает качеством – чтобы каждый раз я чуть больше, еще и еще понимал, насколько эта цель нова и отлична от моего нынешнего чувства и разума.

И потому надо с большой чуткостью относиться ко всем помехам, которые в нас пробуждаются.

Красные дни календаря

То же касается всех еврейских праздников и "красных дней календаря". Новый год (Рош а-шана), Судный день (Йом кипур), Суккот, Симхат Тора, Ханука, Новый год деревьев, Пурим, Песах, Лаг ба-омер, Шавуот, девятое ава – во всех этих состояниях на пути кроется новое желание, новое раскрытие зла, позволяющее правильно, осмысленно и осознанно использовать его.

Оно проявляется в нас так, чтобы мы были свободны в своем продвижении к цели – как Человек, а не "бабуин", которым движет собственное естество, одна лишь сила эгоизма. Мы обнаруживаем несколько сил и равновесие, баланс между ними.

Главное, чему мы учимся из этих праздников, – это то, какие особые желания нам надо раскрывать, чтобы восходить на каждую из ступеней, символизируемых праздниками. Они требуют запастись желанием, устремленным к цели.

Желание это происходит с Человеческой ступени, которой в нас нет. И если мы правильно, целеустремленно смотрим на возникающие проблемы, то именно в них распознаём созидательную силу, подмогу "от противного".

Из урока по статье Рабаша, 02.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Поезд идет к цели творения со всеми остановками

От дремучих инстинктов к уровню "Человек"

Потребность стать человеком

Объединение или Вавилонская башня?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Не является ли сегодняшнее интегральное объединение между людьми построением "Вавилонской башни"?

Ответ: Объединения между людьми нет, есть объединение рынков, банков и пр. – и это есть построение Вавилонской башни (эгоизма). Но она грозит рухнуть и похоронить нас под своими развалинами.

Каббала предлагает все тот же принцип решения все той же проблемы, предложенный Авраамом еще 3500 лет назад – объединение над эгоизмом, т.е вопреки ему. Мы освоим этот метод по-хорошему, светом, или по-плохому, страданиями. Иного пути нет: перед нами заранее заданная цель природы – в объединении всех раскрыть Творца.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Весь мир – Древний Вавилон

Время исправления Вавилона

Новый Вавилон

"Градусник" эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каждый из нас является частью системы. Однако внутри меня тоже существует некая система. Я - муж для своей жены, отец для своих детей, сын для своих родителей. У меня есть бабушки и дедушки, дяди и тети, знакомые, коллеги. Как из своей внутренней системы узнать, кто я? Я чувствую, что мне не хватает этого понимания, чтобы улучшить свою жизнь.

Ответ: По правде говоря, ты – это желание получать удовольствие и наслаждение за счет различных внешних факторов. С их помощью ты хочешь наполнить себя чем-то приятным. Это твоя цель в жизни, для этого ты существуешь.

Когда же "градус" наслаждений падает до нуля или вообще снижается до отрицательной отметки, тебе становится настолько плохо, что ты готов разбить этот ненавистный "градусник" ощущений, не хочешь ничего чувствовать и готов покончить с собой.

Камни, растения и животные никогда не испытывают подобных душевных мук. Ими движут только законы природы.  И лишь человеку в этом мире дана свобода выражения, свобода действия. Но посмотрите, что он творит  с этим миром?! В нем заложена огромная эгоистическая сила, которую он хочет использовать, не считаясь ни с чем.

Но стоит человечеству включиться в интегральную систему, как все свойства, которые раньше казались нам отрицательными, вдруг предстанут перед нами самыми что ни на есть полезными. Мы вдруг увидим, что они помогают нам включиться в центр общего чувства и разума.  

Вопрос: Вы сказали, что я, как градусник, измеряю в себе количество наслаждения и страдания. А что, если я продолжу наслаждаться за чужой счет?

Ответ: Когда-то люди убивали других ради пропитания, потом превращали в рабов, использовали как работников и т.д. Мы видим, что отношения между людьми меняются.

Почему, например, мы не достигаем успеха в экономике? Вроде бы, какое отношение имеют цифры к наслаждению? В действительности же экономика – это выражение связи между людьми, как сказано: "Идите и зарабатывайте друг от друга". Нам пора понять истинное значение  этой заповеди.

Из 250-й беседы о новой жизни, 12.11.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как я могу управлять миром

Вопреки эгоистическому началу

Как гарантировать себе наслаждение до конца жизни

Конец лицемерию

каббалист Михаэль ЛайтманСоприкосновение с миром

Современные средства коммуникации, включая компьютеры и смартфоны, несут человеку связь с глобальным миром. Это совершенно меняет мою перспективу: я могу "прикоснуться" к самым разным вещам, я как будто влияю на них, я могу связаться с кем угодно, узнать всё, что пожелаю.

Я вижу большой мир и свое место в нем. Я нахожу круги общения в этой общей сфере и утверждаюсь в них. Люди знают меня, а я – их.

Создаются форумы, группы общения, совместные площадки для работы и отдыха. Я даже могу посидеть с кем-нибудь в виртуальном кафе. Возможно, мое хобби тоже реализуется на просторах Сети.

К тому же это дешево, и я могу позволить себе вещи, раньше остававшиеся несбыточными. Например, материалы, которые я прочитываю или просматриваю за неделю, стоили бы мне десятков, а то и сотен долларов.

Всё доступно и досягаемо. И это меняет мое мировосприятие – постепенно выясняется, что я связан со всем миром, а весь мир связан со мной. 

Шаги к истине

Еще один момент: работая с интерактивным интерфейсом, мы всё меньше говорим и слушаем. Основной поток информации проходит через визуальный канал. В этом я тоже вижу преимущество: человек придает бóльший вес мыслям, мышлению. Ведь именно оно действует в виртуальной связи. Да, мы выражаем свои мысли словами, символами, но в них теперь больше конкретики. Мы учимся более четкому самовыражению, и это хорошо.

Смартфоны и компьютеры сделали наше общение более прямым и незамысловатым. Этому способствует обилие информации, охватывающей весь спектр, от прекрасного до ужасающего. Мы сбросили прежние фальшивые покровы и при желании можем говорить друг с другом без утайки, без стеснения, без ханжества.

Жидкокристаллический экран стал моим окном в мир – и в то же время научил меня быть прямее, откровеннее. Слишком доступна предоставляемая им информация. Человек в интернете "наг" – он скинул одеяния лжи, фальшь, притворство. Политика, пресса, семейные отношения – всё разоблачается, освобождается от обмана.

Тем самым мы сделали серьезный рывок к подлинной сути. Пускай выяснилось, что все лгут, – но в том-то и заключается истина. И это понимание очень важно. Мы познаём, кто мы есть. Сброшены условности начала прошлого века, отвергнут напускной этикет. Сегодня мы намного более откровенны. Молодое поколение делает что хочет, не заботясь о мнении окружающих. А старое поколение знает, что не властно над молодыми.

Добраться до сути и не отступить

Вопрос: Если мы создали хорошую и полезную технологию, то почему она ведет нас к осознанию зла? Что это за зло?

Ответ: Технология хороша, а наша природа дурна, эгоистична. Она разобщает, разводит нас в разные стороны. В том же интернете, на своих малых и больших экранах, мы видим повсюду собственное изображение, как в зеркале.

Мы очень близки к осознанию зла, кроющегося в нашей природе, в нашем состоянии, а главное, в нашей неспособности что-то поделать с этим. И вся "красота" момента – в том, чтобы, добравшись до сути, поднять руки, но не опустить их, а начать поиски решения, исходящего уже не от нас, а из другого источника.

Из 504-й беседы о новой жизни, 20.01.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эпоха экранов

Виртуальное пространство для внутренней связи

Распахнуть дверь в завтра

Эпоха экранов

каббалист Михаэль ЛайтманТехнологии "маленькой деревни"

Вопрос: Нашу жизнь захватили экраны. Они повсюду: смартфоны, компьютеры, телевизоры, умные часы, умные очки и прочие гаджеты стали нашими вечными спутниками. Дома и на работе, в автомобилях и в общественном транспорте мы смотрим на мир через их призму.

Новая эпоха кардинально изменила наш взгляд на мир, раздвинула горизонты, расширила перспективы и в то же время поставила нас перед новыми проблемами.

Всё началось с кинематографа. Потом появилось телевидение, потом – компьютеры, интернет, мобильные телефоны, "умнеющие" на глазах. По сути, маленький аппарат с высокотехнологичной начинкой стал основой и средоточием всей нашей жизни: с его помощью человек управляет своим банковским счетом, общается с друзьями, координирует социальную и профессиональную деятельность.

Всё можно уместить в эту "игрушку", и мы берем ее с собой, куда бы ни шли, чтобы всегда и везде быть в курсе дел, поддерживать контакты и делиться с другими своими впечатлениями.

В итоге существенная часть нашей жизни проходит в палитре жидкокристаллических, плазменных или светодиодных экранов. Они – посредники между нами и миром, без которых многие уже не мыслят существования.

Как это влияет на нас? 

Ответ: Прежде всего, речь идет о новейших технологических достижениях, и мы пока что находимся на стадии их "усваивания", освоения. Смартфон кажется мне неотъемлемой частью жизни, однако он всё еще представляет собой "надстройку", "приложение", а не часть "операционной системы". Не он оперирует мною, а я им.

В своем развитии мы прошли ступени неживой, растительной и животной природы – и теперь подошли к Человеческой ступени. А Человек (Адам) – это не просто развитой вид, пожинающий плоды научно-технического прогресса. Быть Человеком – значит быть подобным (домэ) Природе.

Сегодня Природа предстает перед нами единой системой и требует, чтобы мы тоже постепенно приходили в соответствие с ней. Природа – это сфера, в которой мы существуем и развиваемся, чтобы на последнем этапе своего развития принять форму интегральной взаимосвязи, сходную с общим целым.

И действительно, человечество уже стало "маленькой деревней", в которой все знают всех и локальные события ощущаются повсюду. Мы еще не понимаем обратных связей, не видим, что благо в этой системе общее и зло – тоже. Нам кажется, что можно "лавировать", "играть" в протекционизм, выискивать эгоистические выгоды: "Чем тебе хуже, тем мне лучше…"

Однако мы приближаемся к осознанию зла, к пониманию того, что должны быть связаны с Природой и подобны ей – всем человечеством, как близкие родственники, живущие в одной деревне.

У всех нас одна судьба и одна цель. Нами управляет единая сила Природы. А потому мы должны сражаться против своего эгоизма и крепить связь, как одна семимиллиардная семья.

Уравнение сопричастности

Но мы не очень-то этого хотим. Наш эгоизм не позволяет нам двигаться в этом направлении, обсуждать это, жить этим. И потому мы создаем всевозможные "суррогатные" организации типа ООН, ЮНЕСКО, Международного суда и т.д.

Они как будто бы базируются на совместной работе, однако за этой ширмой идет постоянная борьба. Она демонстративно "просвечивает", например, в деятельности той же Организации объединенных наций, где правит бал не подлинное сотрудничество, а политика и столкновения интересов.

Подобное объединение, само собой, является фикцией, однако мы понимаем, что другого выхода нет. Нам приходится возводить совместные конструкции на базе своей испорченной природы, поскольку сама жизнь требует этого.

Вместе с тем, по мере развития, в нас крепнет ощущение общечеловеческой сопричастности. Мы все – "дети Земли". Мы можем посещать разные страны, путешествовать и развлекаться на всех континентах, контактировать через любые расстояния. У нас есть общепринятый международный язык, радио, телевидение, пресса, интернет – одним словом, нет пределов глобализации.

Но границы все-таки пролегают – в сердце человека, отказывающегося принимать не только принадлежность этого мира себе, но и свою принадлежность миру. Человек не желает признать обе части уравнения: он зависит от мира, и мир зависит от него.

Мир на ладони

На текущих этапах мы постепенно осознаём свое новое состояние.

Мы взошли на новую ступень, вступили в заключительную стадию человеческого развития. О том, что она последняя, говорит наука каббала и Природа в целом, которая теперь потребует от нас стать такими же глобальными, интегральными, объединенными, как и она, в равенстве и взаимности. Понемногу так и пойдет дело.

Разумеется, мы этого не хотим. Наше естество противоположно окружающей Природе. Но другого выхода нет, и нам придется принимать меры. Иначе окружающая Природа принудит нас к этому бедами и проблемами. Выкрутиться не удастся, она все равно победит.

Так не лучше ли уже сейчас понять и почувствовать выгодность объединения? Не лучше ли быть "умными детками", которые сознают, что шалить дальше не имеет смысла.

Так или иначе, нам придется осуществить на себе такие исправления, которые позволят принять единство, сплочение, поручительство как неизбежные этапы на пути.

Отсюда можно дать оценку современной "эпохе экранов". Они несут ощущение большого мира "на ладони" или даже "в кармане" – мира, который всегда со мной.

Тем самым я внутренне привыкаю к своей связи со всем миром. Весь он передо мной, досягаемый по мановению пальца. К моим услугам тонны информации, каналы связи с другими людьми, эффект присутствия на расстоянии. Скоро достаточно будет щелкнуть по изображению пирога, чтобы почувствовать его запах. Передача вкусовых и тактильных ощущений – тоже разрешимая проблема.

Пока что в большинстве случаев люди не знают, как правильно использовать предоставленные им возможности. Они по-детски тратят время на пустяки, прельщаются сиюминутными приманками – пока не начнут понимать, что можно более целенаправленно использовать свои "экраны".

В целом, хорошо, что мы привыкаем к новым условиям. Я вижу в этом очень важное средство для верного движения человечества.

Из 504-й беседы о новой жизни, 20.01.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Виртуальный пинг-понг

Интернет машина пока крутится вхолостую

Распахнуть дверь в завтра

Страница 59 из 96« Первая...5758596061...Последняя »