Вопрос: Маленький мальчик сорвал с дерева две груши, принес домой. Мама спросила: "Можно мне попробовать одну грушу?". Мальчик задумался, а потом взял и надкусил обе. Мама подумала, что сын пожадничал и нужно провести с ним беседу о жадности. А мальчик вдруг протянул ей грушу и сказал: "Обе вкусные, но эта груша намного слаще".
Скажите, пожалуйста, как научиться лучшее передавать другому?
Ответ: У детей это вообще правильное состояние. Потому что для них надкусить, попробовать и потом отдать другому – это естественно… Так же, как маленькие дети вытаскивают изо рта соску и протягивают тебе в знак того, что любят.
Вопрос: Да, это точно! Но тут именно ударение на то, что он отдал маме лучшую грушу. Именно самую сладкую. Вы это и имеете в виду?
Ответ: Да.
Вопрос: Почему мы, взрослея, отдаем другому не самую сладкую грушу?
Ответ: Мы становимся умнее. 🙂 Это ребенок, у него нет еще большого эгоизма, и поэтому он делает это от чистого сердца.
Вопрос: В чем наш ум, наше взросление? Я имею в виду, что взросление наше в том, что мы даем другому не лучшее, а себе оставляем лучшее. Вот это взросление?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Почему это происходит?
Ответ: Потому что наш эгоизм обязательно поворачивает все на обратное.
Вопрос: А мы это осознаём?
Ответ: Мы это осознаём. Я помню это даже на себе, что где-то года в два я тоже так поступал – отдавал лучшее. А затем я должен был испортить. Подарили две открытки, сказали, одну из них передать моей двоюродной сестре, кузине. И я не знал, какую передать, потому что они обе были прекрасными, такими цветными, красочными, хорошими. Я должен был в ней что-то сделать – подогнул угол открытки, потер немножко и тогда передал. Я был уже умнее.
Вопрос: Но вы понимали, что сейчас делаете ущерб специально, чтобы спокойно отдать?
Ответ: Чтобы я знал, какую отдать, иначе я не мог из двух выбрать.
Вопрос: И чем дальше, это страшнее?
Ответ: Конечно!
Вопрос: А когда происходит это ощущение: "Что я делаю?! Как так можно?!"
Ответ: Это надо учиться много и на примерах. Это непросто.
Вопрос: Но это приходит к человеку или может так и не прийти?
Ответ: Это зависит от человека.
Реплика: То есть, может, приходит, и он тогда ужасается, что он хочет все время худшее отдать.
Ответ: Да. Ты видишь, я до сего дня помню этот пример.
Вопрос: Это заходит в сердце, оказывается.
Когда человек понимает это, ощущает, что он вот такой и он не хочет жить так, в такой природе, какими должны быть его действия? Вот ощутил я, что я худшее отдаю.
Ответ: Если это уже меняется у человека, и он начинает осознавать, то это уже дорога к исправлению, к самоанализу и так далее. Это уже дело крутое.
Вопрос: То есть я могу внутренне себе сказать, что я уже пошел по какой-то дороге?
Ответ: Наверно, да. Где-то уже подбираешься к самоанализу.
Вопрос: Я помню, вы рассказывали, как вы сидели с учителем, перебирали кофе. И вас это дело просто доставало, что надо перебирать каждое зернышко, каждое зернышко…
И вдруг ваш учитель сказал вам: "А ты думай, что вот это зернышко перебираешь для своего учителя, и из этого зернышка учитель будет пить кофе". А вот это для товарищей, допустим.
Скажите, в этот момент это дает силы? Вы же, в принципе, воспринимали своего учителя практически как отца. Это дает силы человеку?
Ответ: Я, откровенно говоря, в тот момент, мне кажется, этого еще не понял. Но в общем это, конечно, великий пример.
Вопрос: И ваш учитель Рабаш сам так жил?
Ответ: Он так жил. Я помню, когда он мне это говорил, я понял, насколько я вообще не в теме. 🙂
Вопрос: То есть когда человек понимает наконец-то, что он в теме, это значит, что он вышел на какую-то прямую, вышел на путь?
Ответ: Да, хорошо человеку дойти до этого состояния.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.06.2023