Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Бесполезные апартаменты для эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманК бегству готовы

Вопрос: Конфликты в израильском руководстве обостряются, поскольку растущий эгоизм политиков ставит личные интересы всё выше общественных. В период последней военной кампании дело дошло до "коротких замыканий" между представителями различных ведомств, отвечающих за безопасность страны. Как с этим быть?

Ответ: Система неисправима. Чтобы достичь реальных перемен, надо начать с народа, с его обучения. Только изменив общество, мы изменим власть.

Ну а сегодня наше руководство отражает состояние дел в стране. Мы живем в эгоистическом обществе, где каждый помышляет только о собственной выгоде. Мы не соединены между собой, мы не чувствуем, что наша судьба зависит от единства, от того, станем ли мы "одним человеком с одним сердцем". Мы не заботимся вместе о безопасности страны – прежде всего, каждый старается обеспечить собственную безопасность.

Более того, многие готовы сбежать туда, где можно лучше устроиться. Была бы возможность, а дальнейшая судьба Израиля их не трогает. Предоставь людям шанс на обустройство в подходящей для них точке мира – и здесь мало кто останется. По опросам, половина молодого населения хотела бы уехать. Что касается другой половины, она держится в силу привычки.

А тем временем в лидеры выбиваются люди с еще более ярко выраженными личными интересами. 

Разоблачение эгоизма

Вопрос: Если мы ратуем за перемены в обществе, то каким оно должно стать?

Ответ: Мы не сможем выживать и развиваться здесь, если не станем настоящим народом Исраэля, живущим в земле Исраэля. Речь идет о двух понятиях, которые нам необходимо воплотить в жизнь.

"Исраэль" (ישראל) – значит "прямо к Высшему" (ישר-אל). Иными словами, все мы соединяемся между собой по принципу любви к ближнему, как к себе, и берем курс на Высшую силу.

А "Высшая сила" – суть сила любви, единства и взаимной отдачи. Вот к чему мы должны стремиться.

Это не связано с религиозными или светскими убеждениями. Это означает объединение, суть которого сформулирована в главном, ключевом правиле Торы: "Возлюби ближнего, как себя".

Вопрос: Все об этом слышали. Но эгоизм растет и растет, желания зашкаливают, и человек уже не видит ничего, кроме себя. Какое же отношение к нам нынешним имеет это древнее изречение?

Ответ: Оно неподвластно времени. С былых времен и до сего дня условие не изменилось. И именно в наши дни люди могут разглядеть, как взметнувшийся эгоизм роет им могилу. Да, он велик, но теперь человек видит, к чему идет дело. Видит, что впереди пропасть.

Новый народ – новые лидеры

Вопрос: В музее одного из израильских лидеров прошлого века восстановлена комната, в которой он жил, – маленькое помещение с простым креслом и полутораметровым столом. Отсюда он управлял страной. Как же можно говорить о единстве в наше время, когда страну сотрясают коррупционные скандалы, а лидеры обзаводятся роскошными домами? Откуда тут взяться любви?

Ответ: Из отчаяния. Ведь в конечном итоге, мы ничего не достигли. Те же лидеры с их пентхаусами и апартаментами в престижных башнях и прочим богатством чувствуют себя подневольными. Так играет с ними эгоизм, вознесшийся до небес. Человек вынужден воровать, им движет эта потребность. Он чувствует, что это не цель, что это не жизнь, – и все равно ничего не может поделать. Он просто неспособен не воровать, не обманывать – из-за своей природы.

Так что же с ней делать? Ведь ясно, что этот путь ведет всех нас к погибели. Так неужели доводить дело до новой Катастрофы, до Третьей мировой войны и так далее?

Все это понимают, и ни у кого нет методики, позволяющей спастись от нашего внутреннего ненавистника – от эгоизма, который толкает нас к хищениям, лжи, подлогам, махинациям… На самом деле никто не получает от этого удовольствия, но каждый принужден откусывать от общего пирога, пытаясь выстроить себе теплый, надежный уголок.

Однако в современном мире уже не осталось по-настоящему надежных уголков. И потому уверенность нам придадут только перемены в обществе, в человечестве. Перемены, ведущие к единству.

В глобальном мире мы должны быть соединены – так чтобы каждый чувствовал других, как себя. Для этого и раскрывается наука каббала, дающая решение проблемы и объясняющая, чтó надо делать. Нам необходимо принять ее на вооружение и с ее помощью приступить к исправлению мира. Настало время для всеобщей консолидации в единую систему, в единую семью.

Только обучение, просвещение возвысит общие интересы над личными. А нынешние лидеры – производная народа. От них, как и от него, нечего требовать. Постепенное обучение будет вносить перемены в народ – и тогда он породит людей, из которых можно будет воспитать новых лидеров.

Из 475-й беседы о новой жизни, 16.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Изменения не предусмотрены

У лидера не может быть личных интересов

Власть, народ и бездна между ними

Когда нарушены все границы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У животных есть чутье, которое помогает им выживать. Почему у нас нет таких же здравых инстинктов, которые могли бы привести нас к благополучию в жизни?

Ответ: Как правило, человек не делает расчет, а немедленно сдается и выполняет то, что требует желание. У него нет выбора: я хочу! Хочу – это всё.

Вопрос: Можем ли мы, заранее зная, что нами управляют желания, справиться с этим состоянием?

Ответ: В конечном счете, нет. Единственное, что нам под силу - выполнять особые упражнения, чтобы выработать привычку преодолевать одно желание за счет другого. Вот и все. Скажем, мать говорит ребенку: "Сделай уроки – куплю тебе мороженое". Он прикидывает, что вместо наказания может получить вознаграждение, и делает.

Здесь действует расчет, но расчет обязывающий: я хочу вознаграждения без работы и усилия со своей стороны. Я хотел бы вообще не делать уроки и получить мороженое, но от безвыходности делаю. И тогда я еще больше ненавижу уроки, потому что не могу от них избавиться. 

На самом деле у нас нет выбора, потому что мы не можем устоять против своих желаний. Только страх, и то до определенного уровня, помогает человеку удержать себя в правильном поведении. Это называется воспитанием с помощью морали: мы рассказываем детям о том, насколько будем страдать, если пойдем на поводу у своих желаний.

Этот метод порождает много проблем: ограничивая и пугая человека, мы делаем из него машину, которая действует только из страха.

Вопрос: Возможно, эти рамки охраняют человека?

Ответ: Моральные запреты и страх лишиться вознаграждения в будущем мире удерживают людей по безвыходности, однако при условии, что их желание насладиться небольшое. Но поскольку это желание день ото дня растет, сегодня мы пришли к тому, что религия и мораль уже не удерживают нас в рамках. И мы делаем то, что нам хочется, следуя за своими желаниями во всех областях – в еде, сексе, семье, отношениях в обществе.

Эта открытость сейчас воспринимается как норма: так принято, нет больше никаких границ. В таком случае человек должен проверить: это лучше для него или хуже? Раньше он был под прессом общества, которое постоянно его ограничивало, как, скажем, традиционное английское воспитание, а сейчас ему стало хорошо, ведь он живет, как ему хочется. Тем не менее, мы видим, что он все-таки несчастлив.

Вопрос: Каков же следующий шаг?

Ответ: Ценности и взаимопомощь человек получает от общества. Поэтому надо привести его к правильной взаимосвязи с окружением. В этой взаимной связи он сможет выяснить нормы, необходимые для достижения желаемого.

Из 247-й беседы о новой жизни, 7.11.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Цивилизация неразумных

Что предпочесть?

Преодоление взамен борьбы с ветряными мельницами

Расставание с детством

каббалист Михаэль ЛайтманВо времена Маккавеев столкнулись две идеологии: еврейская и греческая. Первая ставила во главу угла благо ближнего, вторая – собственное благо за счет ближних.

Конфликт этот актуален и сегодня. Ведь еврейский подход – не абстракция, он в высшей степени конкретен и практичен для современности. Это не просто мировосприятие, но и инструкция по ежедневному применению.

Во времена Маккавеев она позволила победить в духовной войне за мировосприятие, за отношение к природе, к человеку, к его бытию и сути, а главное, к цели его жизни. Греки видели целью жизни материальный успех, благо тела, а Маккавеи, наоборот, ставили целью подъем духа, ради которого и живет человек.

Вопрос: Почему победа Маккавеев оказалась временной?

Ответ: Потому что существует программа творения, согласно которой мы должны были продержаться еще какое-то время до разрушения Второго храма.

В целом, на протяжении истории человечество развивается в возрастающем эгоизме, а народ Израиля со времен Авраама развивался духовно, через Египет, через построение Первого храма, после чего начался откат от этой высокой духовной ступени, пока крушение Второго храма две тысячи лет назад не положило конец нашей тенденции к объединению ради раскрытия Творца

С поколениями, растущий эгоизм всё больше разъединял нас – и сегодня мы воочию видим, что нет народа как такового, а есть лишь собрание изгнанников.

Так вот, всё это заложено в программу развития мира. Более того, сказано, что с конца двадцатого столетия мы начинаем работу по объединению народа, чтобы в нашем единстве раскрыть Высшую силу. Но это будет уже полным избавлением, поскольку мы повлечем за собой всё человечество.

Вообще, под понятием "избавление" подразумевается раскрытие Высшей силы. По ходу своего развития человечество должно сформировать в себе способность раскрыть Творца (Борэ) – что значит: "приди и узри" (бо-рэ). Иными словами, нам необходимо развиваться в русле определенного процесса, пока мы не достигнем той ступени, на которой "узрим" Творца – раскроем Его во всех ощущениях, которые сформировали.

Достигнув этой ступени, люди чувствуют себя живущими в высшем измерении, над телом. Тело есть, но его важность умаляется, исчезает. Ведь теперь люди задействуют другие ощущения – ощущения отдачи, любви, единения между ними. И тогда все малые, эгоистические ощущения, относящиеся к животному телу, к нашим примитивным взаимосвязям, постепенно сходят на нет.

Так же по мере взросления уходит детство и отрочество. Со временем мы оставляем свои игры в песочнице и юношеские забавы.

Вот и на духовном пути, начиная "игру" в высший мир, в высшие силы, в выход из самих себя, из человеческого тела, мы раскрываем сверх-реальность. И тогда блекнут, рассеиваются наши прежние, "детские" занятия.

Из 472-й беседы о новой жизни, 14.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

За что боролись Маккавеи?

Маккавеи и греческая идеология, ч.2

Маккавеи и греческая идеология, ч.1

За что боролись Маккавеи?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Известно, что Маккавеи боролись не только с греками, но и с эллинизированными евреями. В чем суть этого конфликта? Какие идеологии противостояли друг другу?

Ответ: Под "эллинизацией" подразумевается восприятие реальности, парадигма миропонимания, философия взгляда на мир. И в греческой, и в римской своей ипостаси она целиком эгоистична.

Согласно ей, человек находится в центре мироздания – и это как раз не плохо и не ошибочно. Однако человек считается совершенным созданием – в том смысле, что его формирование завершено, и он не должен изменить свою природу. В рамках такой парадигмы развитие может быть:

  • физическим – занятия спортом, олимпийские игры;
  • рассудочным – измышление мифов и фантазий, вполне естественное для тех времен.

Помимо науки каббала – того самого подхода, который позволил народу Израиля выйти из общечеловеческого "Вавилона", – ядром всех прочих концепций, и в том числе греческой, является развитие природного желания и разума ради лучшей жизни в нашем мире. В его плоскости осуществляются все прорывы на этом пути развития нашей природы. 

Она базируется на абсорбции, поглощении, получении посредством силы эгоизма, который непрестанно бурлит и растет в человеке. Эта сила, как заведенная кем-то пружина, раскручивается в нас, ежесекундно подталкивая к тем или иным наслаждениям.

Так мы и "варимся" в своем эгоизме – каждый в своем маленьком "котелке" и все вместе в большом "казане". Этот процесс подвигает нас на развитие науки, культуры, спорта, жизненных удобств. Посредством эгоизма, что непрестанно горит внутри, в рамках собственного естества, мы создаем замечательные вещи, чтобы удовлетворять себя.

Но есть и противоположный подход, согласно которому наша природа изначально дурна. Почему? Потому что способствует не объединению людей, а наоборот, их разобщению. Ведь каждый налаживает связи с другими лишь затем, чтобы извлекать из этого личную выгоду. И потому такая концепция губительна, презренна.

Моя природа требует от меня использовать всё, что происходит вокруг, каждого из окружающих и всех их вместе – себе на пользу. Таково мое естественное, врожденное устремление. Каждый миг я рассматриваю свои шаги в рамках эгоистического использования мира.

И это вызывает разобщение – ведь мы ведем между собой непрекращающуюся борьбу, конкуренцию, которая лежала в основе древнегреческой культуры. Те же олимпийские игры – яркий тому пример. В конечном счете, греческий подход требует использовать любого ближнего себе во благо.

С другой стороны, в основе нашего народа заложены совсем другие ценности. Собрав группу учеников, Авраам объяснил им, что они строят другое общество, живущее на принципах взаимности, единения и любви. В этом – квинтэссенция еврейского подхода: ближний в моих глазах важнее меня самого.

Концепция эта, взявшая начало от Авраама, прошедшая через Египет, гору Синай и землю Израиля, действовала до периода двухтысячелетней давности. Суть ее оставалась неизменной – постоянно развиваться ради ближнего, так чтобы он был важнее меня.

Но что же я на этом выигрываю? Ведь и такой подход базируется на эгоизме, поскольку ничего другого у нас просто нет.

Дело в том, что подобное отношение к ближним позволяет мне выйти за пределы своего естества, подняться над собственной ограниченностью, над своим телом, и ощущать мир через тех самых ближних, которые ценнее, чем я сам.

Так же мать видит мир в призме блага своего малыша. Она как бы "облачается" в него и исходит не из своих запросов, а из его пользы.

Если подобным образом я "облачусь" во всё человечество, то – вне всякой связи с собственными свойствами и желаниями, со своей ограниченностью – увижу совсем другой, совершенный мир.

Итак, греческий подход основан на поглощении, а еврейский – на источении, на выходе из самого себя, что дает мне возможность раскрывать силы природы, действующие вне меня. Кроме того, я обретаю силу отдачи и любви и с ее помощью исследую всю действительность.

А главное – я раскрываю Высшую силу, которая создает всю реальность: как духовную, действующую в отдаче, так и материальную, эгоистичную, действующую в получении. Я познаю всеобъемлющую Силу и восхожу на ее ступень. Отключаясь от эгоистического желания своего тела, я приподнимаюсь над ним в вечное измерение отдачи и любви.

Почему вечное? Потому что оно совершенно и ни в чем не нуждается.

С другой стороны, греческое восприятие, в конечном итоге, может материально поспособствовать человеку в краткий период его жизни – и не более. Ведь все его цели не выходят за рамки телесного существования, а тело смертно.

Из 472-й беседы о новой жизни, 14.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Маккавеи и греческая идеология, ч.2

Маккавеи и греческая идеология, ч.1

Война за свет

Маккавеи и греческая идеология, ч.3

каббалист Михаэль ЛайтманК настоящему времени мы исчерпали возможности эгоистического восприятия во всех сферах, будь то образование, культура, повседневная жизнь, семья, отношения между людьми и странами, способность к дальнейшему изучению Вселенной и т.д. Предел эгоистического познания мира уже настолько близок, что мы ощущаем его.

Речь идет не столько о крахе науки, сколько о ее конце, о той черте, где заканчивается ее способность изучать природу интровертным образом, на базе нашего эгоистического желания. В мире есть еще множество вещей и явлений, но мы не в силах до них дотянуться, неспособны уловить, раскрыть их. Для наших нынешних органов чувств они остаются "прозрачными".

С другой стороны, когда я приподнимаюсь над исследованиями по "греческому" образцу и хочу выйти наружу, в отдачу и любовь, тогда я восхожу над своим материальным, "животным", человеческим Я и желаю ощутить реальность, природу как она есть, без помех "собственного изготовления", без "фильтра", настроенного на личную выгоду.

Человек сначала воспринимает реальность, а затем исследует ее. Так вот, я хочу воспринимать действительность непредвзято, без всякой "фильтрации", без всяких внутренних помех. Я хочу видеть ее такой, какая она есть на самом деле.

И тогда, работая над собой, я обнаруживаю, что вся она – суть колоссальная сила отдачи и любви. В этой силе действует множество систем. Они вокруг нас, и я могу налаживать с ними связь, благодаря чему понимаю, что же, собственно, происходит. 

Ведь помимо условных двух процентов, все остальные детали реальности находятся именно там, в системе отдачи. Мы называем ее также "высшей" системой, поскольку именно она управляет всем, контролирует и определяет происходящее.

Возвращаясь к празднику Ханука: за это и сражались Маккавеи – за мироощущение еврейского народа. Или в основе его будет наша собственная, экстравертная методика, выходящая за пределы материального, телесного восприятия, или, наоборот, мы ограничимся узким восприятием тела, т.е. "греческим" вариантом. Между двумя этими противоположными концепциями и шла борьба в те дни.

Вопрос: Что мы можем почерпнуть из этого сегодня?

Ответ: Сегодня, после двухтысячелетнего пребывания в "греческой" парадигме, мы обязаны выбраться из нее. И потому вся эта концепция с ее наукой и культурой погружается в кризис. Теперь евреи и те, кто понимает их правоту, должны выйти из среды человечества и снова обрести объективное восприятие мира, а затем вывести на этот уровень всех остальных.

И тогда – приступить к исследованию подлинной реальности, когда весь безграничный мир предстает перед нами и мы знаем, как соответствовать ему в качестве безграничных созданий, счастливо живущих в вечности и совершенстве.

Вот что такое сегодня "Маккавейская война".

Из 471-й беседы о новой жизни, 14.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Маккавеи и греческая идеология, ч.2

Маккавеи и греческая идеология, ч.1

Война за свет

Победа в чемпионате по эгоизму

каббалист Михаэль ЛайтманВся Тора рассказывает только о внутренних состояниях человека. Семейство Якова, всего 70 человек, приходит в Египет и поселяется меж египтян. 70 представителей народа Израиля – это 70 главных альтруистических свойств, спустившихся в желание насладиться, внутрь  нашего эгоизма.

Поначалу, они достигают в Египте высоких постов, становятся управляющими. Но постепенно египтяне, то есть эгоистические желания человека, начинают порабощать его альтруистические стремления и подчинять себе. 

Вопрос: Зачем народ Израиля входит в Египет?

Ответ: Дело в том, что невозможно духовно развиваться в этом мире и продвигаться к духовному миру, если каждый раз не поднимаешься на новые ступени лестницы, опирающиеся на твой эгоизм. Ступени духовного подъема строятся из материала человеческого эгоизма.

Чем больше растет эгоизм, тем больше поднимается человек, преодолевая его – все выше и выше. Только в такой форме можно подняться из этого мира на уровень высшего мира, из Малхут в Бину. 

Поэтому невозможно обойтись без египетского рабства, без Фараона, без всех раскрывающихся грешников, о которых написано в Торе. Все они находятся внутри твоего сердца.

Сыны Израиля спускаются в Египет, потому что настает голод на земле Израиля – некуда продвигаться в духовном, если все время не присоединяешь к этому свой эгоизм, исправляя его и поднимаясь. Только так строятся духовные ступени. Поэтому у "семейства Якова" нет выбора, как только спуститься в эгоизм.

Но они не приняли в расчет, что в Египте поднимется "новый царь, который не знал Йосефа". "Новый фараон" – это все то же желание насладиться, которое внезапно начинает резко расти, неожиданно для человека. Человек хотел развивать в себе свойства отдачи, мечтал подняться над этой жизнью к какому-то более высокому существованию. И вдруг он видит, что в нем начинают подниматься сугубо материальные желания, мысли, увлекающие его в сторону и связывающие его по рукам и ногам.

Он чувствует себя так, будто на него наваливается тяжелая ноша. Это значит, что над Египтом поднимается новый фараон, не знавший Йосефа. Этот новый эгоизм не желает вступать с человеком ни в какую игру, ни в какие расчеты. Он хочет одного: чтобы ты работал на него словно раб.

Он заставляет тебя жить так, как все люди в этом мире, как все египтяне, и быть даже еще эгоистичнее, чем они. И, к сожалению, сегодня народу Израиля удается это делать – быть преданными рабами эгоизма.

Евреи завоевывают Нобелевские премии, достигают больших успехов в этом мире, и даже гордятся тем, что им удается быть успешнее всех в материальной жизни. Больше всего мы гордились тем, что выиграли чемпионат Европы по баскетболу. Мы научились у эллинов их играм и стали играть в эти материальные игры даже еще лучше, чем они.

Наш эгоизм готов работать на свою пользу, и это называется Фараоном. Если же в нас появляются стремления к отдаче, к духовному, к объединению, которые должны послужить примером для всех остальных, то их немедленно убивает фараон - сила эгоизма, правящая в нас.

Из программы "Главы Торы со Шмуэлем Виложным", 15.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Смотрите, какой добрый наш Фараон!

Мир, уставший работать на жадного Фараона

Хорошо оплачиваемая работа в Египте

Когда эгоизм начинает смягчаться

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каждый из нас живет своей жизнью с присущими ей трудностями и успехами, огорчениями и радостями. Мы хотели бы сделать нашу жизнь более радостной, но как – в этом весь вопрос. Откуда приходит это ощущение: тепла и безопасности?

Ответ: Мы были в матке матери, потом на ее руках, затем в "домашней теплице". Постепенно мы отдалились, но наша склонность сохранить эти формы осталась, хотя мы и хотим быть независимыми в нашем эгоизме.

Мы также видим, что наш эгоизм относительно ощущения общины, которое мы обретаем в процессе участия в кругах, начинает смягчаться. Я смотрю, чем можно поступиться в эгоизме. На самом деле я его не отменяю – он просто начинает помогать мне все больше включаться в жизнь общины, чувствовать свою принадлежность к большому кругу. Таким образом, наше эго может быть "помощью от противного".

Когда мы развивались только эгоистически, то постоянно разрушали жизнь общины. А сейчас, когда возвращаем общинную жизнь хотя бы в виде игры, эгоизм, испытывающий давление, начинает нам помогать. Он не отменяется, а обретает новую форму. Это называется интегральным, общинным воспитанием.

Будем надеяться, что мы сможем его достичь. Таким образом, мы уравновешиваем общую глобальную силу природы, и она соединяет человечество согласно нашей внутренней склонности. Когда воздействующие на нас две силы обретают гармоничное равновесие, наша жизнь становится счастливой.

Из 237-й беседы о новой жизни, 8.10.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Поиграем в общину?

Община как вызов капитализму

Эйнштейну и не снилось

Для чего меня сделали плохим? (клип)

Наш эгоизм развивается, огрубляется желание, все происходит по четкой программе свыше, человека приводят в этот мир, к самому низкому состоянию, чтобы он сам начал подниматься обратно, в точку своего зарождения, в мир Бесконечности, в мир Творца…

Время для полной ревизии

каббалист Михаэль ЛайтманВ процессе развития человечества каждое новое состояние поначалу воспринимается как хорошее и желанное. Мы с радостью вступаем в него. Но потом постепенно начинают раскрываться имеющиеся в нем недостатки, и оно перестает нас радовать.

Со временем оно становится все хуже и хуже, пока не заканчивается революцией, борьбой за то, чтобы перейти на следующую ступень.

В таком переходном периоде мы находимся сейчас. Нам необходимо произвести ревизию всего своего предыдущего развития на неживой, растительной и животной ступени, подвергнуть критическому анализу и общей проверке, чтобы понять, что все это развитие не пошло нам на пользу.

Это было всего лишь эволюцией нашего эгоизма, заставляющего нас постоянно улучшать свою материальную жизнь и строить системы, способные наполнить  его все больше и больше. Но это никогда не делало нас счастливыми, ведь в итоге эгоизм всегда проглатывал все плоды наших усилий, в очередной раз оставляя нас у разбитого корыта, с ощущением еще большей внутренней пустоты.

Получивший сто, уже не удовлетворяется этим и хочет двести, получивший двести – хочет четыреста. И это естественное стремление, мы никогда не сможем умерить свой эгоистический аппетит. Кончается все тем, что человек умирает, не удовлетворив и половины своих чаяний. Он никогда не получает желанного, даже в конце своей жизни. 

Человечество обязано раскрыть ничтожность своего эгоистического развития. Прежде всего, нам нужно выяснить, что это развитие было обязательным и теперь у нас есть возможность выйти из материальной плоскости и развиваться совсем в другом направлении реальности – вверх, в новом измерении, в матрице, не относящейся к этому миру.

Для этого нужно сменить свою тенденцию. Вместо постоянного поглощения, свойственного всей нашей эгоистичной природе, начиная с клеток и атомов, стремящихся только впитать в себя побольше благ, надо перейти к прямо противоположному, чтобы ощутить все мироздание относящимся ко мне.

Я должен ощутить, что все остальные – это части меня самого. Так я почувствую, что весь мир – это одна интегральная система. В наше время мир начал продвигаться к такой форме, но в отрицательном виде, показывая нам нашу неспособность существовать в интегральной системе.

Мы видим, что нам не удается достичь успехов ни в экономике, ни в воспитании детей, ни в какой другой области жизни. Ведь мы сами устроены прямо противоположно этой интегральной системе, и каждый только хватает и тянет к себе. 

Природа ставит нас перед новой реальностью. В этом и скрыта причина настоящего кризиса человеческого общества. Мы остаемся в своей исконной эгоистической природе, но перед нами начинает раскрываться общая интегральная система, в которой каждый связан со всеми.

Эта система не может работать в таких условиях, где каждый только хапает себе. Наоборот, для того, чтобы эта система могла существовать, а мы существовали внутри нее, мы обязаны ощущать ее всю как часть себя самого.

Поэтому сегодня нам просто необходима наука каббала, которая раскроет нам эту высшую систему, силу отдачи, объяснит его природу и как с ней работать. Желаем мы того или нет, но поезд эволюции несется вперед, привозя нас на новую станцию. Мы оказываемся в совершенно новом состоянии и внезапно обнаруживаем, что все предыдущие методы больше не работают.

Все капиталистические законы, по которым каждый тянул к себе, и всем было хорошо, уже не действуют. Мы думали, что сможем продолжать так вечно, но больше это не получается, ведь в нашем мире начала работать сила отдачи. И если мы не вооружимся ею, если не сможем понять ее и почувствовать, усвоить и начать работать с этой второй силой, то с каждым мгновением будем все больше терять контроль над происходящим и терпеть все больше неудач в своей жизни.

Поэтому мы обязаны изучать науку каббала, объясняющую нам всю реальность, "которая уже раскрылась и еще раскроется в будущем, всеми способами, до конца всех поколений", как пишет Бааль Сулам.

Существует наука, методика, с помощью которой мы можем продвигаться на основе своего реального опыта и ощущений. Как сказано: "Судья располагает только фактами, которые у него перед глазами", а "еще не постигнутое  явление невозможно никак описать".

В наших руках имеются реальные инструменты для постижения реальности. Мы никогда еще не обладали такой возможностью с уверенностью увидеть свою будущую перспективу. Наша сегодняшняя жизнь устроена так, что никто не может знать, что несет ему следующее мгновение. А наука каббала дает нам возможность не только узнать это, но и управлять своей судьбой. Сегодняшняя реальность обязывает нас к этому.

Из урока по статье "Наука каббала и ее суть", 12.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Куда ведет нас программа творения

Переходный период человечества

Пока не придумана экскурсия в Ад…

"Сердце человека зло с юности"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В конце своего путешествия, пройдя всё, что только можно пройти в жизни, Соломонов "Экклезиаст" говорит: "Бога бойся, храни его заветы, потому что в этом весь человек". Что же он осознал в конце пути?

Ответ: Человек создан для реализации законов природы. Их нужно изучить и выполнить. Закон природы, как говорит Тора, прост: "Возлюби ближнего своего как самого себя".

Если ты к этому приходишь, то достигаешь счастья – просто и однозначно. Творец, т.е. природа, говорит тебе: "Я создал злое начало, и дал Тору для его исправления, свет которой возвращает к Источнику". Мы должны выполнить эту единственную формулу, и тогда всё будет в порядке.

Ведь все желания человека эгоистические: "сердце человека зло с юности", т.е. он всё хочет получить для себя. Поэтому никакая реализация этих желаний не приводит к счастью. Человек достигает счастья только при условии, что в этих желаниях находит правильное отношение к ближнему и реализует их в форме отдачи.

Эта форма отдачи называется эвель (суета) – ты сосредотачиваешься только на ней. Это предложение следует воспринимать как положительное, а не отрицательное. И тогда "всё – эвель эвелим!", то есть суета сует, но с восклицательным знаком в конце, а не с многоточием. 

Я хочу соединиться со всеми так, чтобы наполнить их желания. А они наполнят мои желания. Так взаимно мы можем "накормить" друг друга: я – тебя, а ты – меня. Но никогда никто не может наполнить сам себя.

Вопрос: Попробуем продолжить путешествие. Допустим, сегодня он это открыл. Возможно ли, что через год он оглянется назад и скажет, что счастье снова не там?

Ответ: Связываясь со всеми вместе, ты строишь общество, в котором все включены в одно целое, все наполняют всех. В этом нет ограничения – это некое бесконечное общество, подобное кругу. Этот круг никогда не кончается, в нем постоянно обновляется общее желание и наполнение.

И тогда достигается такая общая жизнь, что я выхожу из себя и чувствую всех. Я как бы расстаюсь со своим животным телом, отделяюсь от него и выхожу в дух, находящийся вне меня. Я живу внутри других и в этом чувствую бесконечную жизнь.

Тем самым я начинаю чувствовать свою жизнь в духовной, виртуальной форме, вне себя. Я выхожу в совершенно иное измерение, поднимаюсь над ощущением жизни, смерти, времени. Этим я обретаю новое психологическое состояние. К этому мы должны прийти, а потому это называется эвель – пар.

Из 187-й беседы о новой жизни, 23.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Где взять время на счастье?

Бич столетия

Патент на счастливую жизнь

Сила добра и сила зла, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Все религии представляют мир так, будто в нем правят две силы добра и зла. И так же воспринимает свою жизнь обычный человек, которому кажется, что на него воздействуют плохие и хорошие силы. Что такое добрая сила, вызывающая все хорошие события, и что такое злая сила, приносящая все несчастья?

Многие мечтают о том, чтобы в мире существовала лишь одна добрая сила и недоумевают, зачем вообще существует сила зла? Эта дуальность, постоянная борьба между добром и злом, светом и тьмой, разрушением и строительством, сопровождает нас всю нашу жизнь. Почему существует это противостояние между силой добра и силой зла?

Ответ: Нет никакого противостояния. Это только мы считаем одни силы добрыми, а другие злыми. А в природе нет плохих или хороших сил. Действительно, есть противоположные силы: плюс и минус, притяжение и отталкивание, свет и темнота.

Без двух противоположных сил невозможна жизнь, нет метаболизма внутри живых организмов, обмена веществ, нет связи ни между элементарными частицами, ни между космическими объектами во вселенной, объединяющей их в одно целое.

Жизнь всегда основана на противостоянии двух сил и протекает в "средней линии", связывающей их обе. Жизнь возникает в предмете или теле, в котором взаимодействуют эти противоположные силы. Когда они достигают  относительного равновесия, то рождается следующий этап обновленной жизни. 

То есть противоборствующие силы, встречаясь в материале, устанавливают между собой некую гармонию. Выходит, что из электронов и позитронов – из противоположных внутриатомных сил, строятся целые атомы, которые затем соединяются между собой в молекулы.

А в молекулах противоположные силы уже действуют так, что могут между собой решить, что хорошо, а что вредно для их соединения. И потому они притягивают, усваивают, впитывают полезные им вещества, и выбрасывают вредные. Так происходит обмен веществ, возникает жизнь и развитие.

И все это за счет правильного совмещения двух противоположных сил. Без этого нет никакого развития и жизни. Иначе не смогла бы развиться даже наша вселенная, состоящая их неживой материи, а уж тем более растения. В растении противоположные силы находятся в еще более сложном сочетании, на животном уровне – еще сложнее.

А в разуме и восприятии человека происходит сложное выяснение, определение добра и зла на всех уровнях. Наш разум построен на том, что мы постоянно анализируем борьбу противоположных сил и ищем, какой формой своего соединения они могут принести наибольшую пользу.

Невозможно использовать лишь одну силу без другой – только в их взаимодействии. Так устроена вся жизнь.

На неживом, растительном и животном уровнях эта система замечательно работает, прекрасно развиваясь. Если мы иногда видим какие-то катаклизмы в природе, то лишь потому, что оцениваем их относительно самих себя. Но на самом деле, вся вселенная, весь неживой, растительный и животный мир продвигается под воздействием положительной и отрицательной силы, которые взаимодействуют между собой и движут вперед эволюцию.

Все прекрасно, пока дело не доходит до человека. На человека тоже воздействуют две эти силы "добра" и "зла", как мы их называем. Если бы мы знали программу природы и сохраняли равновесие положительных и отрицательных сил, то жили бы спокойно и безмятежно.

Но проблема в том, что человек обладает свободой выбора. Он сам выбирает баланс положительных и отрицательных сил по своему желанию. Тут и проявляется наша исходная, испорченная природа, из-за которой мы делаем более приятное и удобное нам решение, вместо правильного.

Мы больше заинтересованы в выгоде, чем в правде. И поэтому мы начинаем прокладывать кривой путь, не идущий посередине между отрицательной и положительной силой, которые должны быть равноправны и правильно сочетаться между собой, продвигая развитие. Вместо этого, мы все время склоняемся в удобную нам сторону, причем за счет других.

Ведь мы все – части одной интегральной природы, и должны были существовать в общей гармонии со всем неживым, растительным и животным миром, развиваясь в одном направлении с ним. Если бы обладая свободой выбора, мы  тем не менее сохраняли равновесие между двумя силами, удерживая их в гармонии, то развивались бы правильно.

Мы не позволяли бы себе использовать силы природы больше необходимой нам меры, чтобы жить в гармонии между собой и окружающей средой. Наша жизнь была бы простой, но безмятежной. Мы получали бы от природы то, что необходимо нам для существования, а все остальные силы использовали для своего внутреннего развития.

Все несчастья человечества начались с того, как оно начало производить товаров больше, чем ему необходимо для жизни. Это переломная точка, с которой человечество начало портиться. От нее и далее, мы потеряли баланс сил и начали поворачивать их так, как было удобно нашему эгоизму.

Общая схема такова: есть положительная сила, отрицательная сила, а в середине мы, люди, со своим эгоизмом. Если бы мы использовали две эти силы природы для того, чтобы уравновесить свою жизнь, а весь прорывающийся в нас эгоизм реализовали только для своего внутреннего, духовного роста, то поднялись бы на следующую ступень, которая называется "человек".

Наша материальная жизнь, то есть жизнь наших тел на животном уровне, со всем им необходимым: пища, семья – осталась бы внизу в уравновешенном виде, в том состоянии, в каком она должна быть. А свой эгоизм мы использовали бы для того, чтобы привести в равновесие две противоположные силы и подняться на духовный уровень, к духовной жизни.

Из 392-й беседы о новой жизни, 03.06.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Искусство равновесия

Две силы, порождающие Человека

Закон равновесия добра и зла

Беспредельный лимит эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманНеживая, растительная и животная природа действует как заведено. Там нет свободы воли. Растения и животные ограничены в своей способности разрушать мир и не имеют излишних потребностей.

Им не нужно десять одежек, им не нужны продовольственные склады, им не нужна власть над лесом или джунглями. У каждого – свои естественные ограничительные рамки, своя территория, своя семья.

Но внезапно некий "хвостик" выбирается с животной ступени на человеческую. И отличает человека то, что в нем развивается отрицательная сила, готовая разрушить всё, лишь бы ей было хорошо.

В человеке нет доброй силы, порыва к единству – всё устремлено на личную выгоду, на личный успех за счет остальных, даже если это будет стоить им жизни.

В природе виды поедают друг друга только в целях пропитания, ради насущного существования. Но человек требует духовной пищи – он неспокоен, пока у других есть что-то хорошее. Он хочет, чтобы хорошо было только ему. 

Его гложет зависть, вожделение, тщеславие, ненависть, властолюбие – негативная индивидуалистичная сила. Негативная потому, что она ведет к взаимному противостоянию – уже не ради хлеба насущного, как у животных.

И сила эта не знает ограничений. Каждому хотелось бы оставить на Земле нужное ему количество людей и превратить их в роботов, абсолютно подконтрольных ему. "Иначе зачем они существуют, если не для меня? Пускай всецело подчиняются и служат мне, пускай живут лишь затем, чтобы славить и превозносить меня".

Вот и выходит, что на высшем уровне природы появляется особое существо – человек этого мира, в котором растет только отрицательная сила.

На предыдущих уровнях позитивная сила действует автоматически, наряду с негативной. Сами насущные ограничения – и есть позитив. С другой стороны, человек из поколения в поколение обретает всё более разрушительный потенциал.

Его негатив – качественного иного рода, он желает властвовать над другими, желает превосходства и величия в веках. "О Наполеоне помнят до сих пор, а я хочу превзойти его, чтобы обо мне вспоминали и тысячу лет спустя".

Нет пределов нашему эгоизму. Он готов покончить со всеми, готов погубить всю планету и себя вместе с ней. Такова дурная сила разобщения.

А с другой стороны, развитие Вселенной, Земли и природы на ней свидетельствует о том, что нам недостает положительной силы соединения, отдачи другим, равновесия. Но не просто на уровне материального взаимообмена.

Прежде всего, надо исправить наше отношение, наш подход, наше сердце, целиком отравленное эгоизмом. Надо добавить к нему добрую часть, надо исправить наш образ мысли, наши критерии, наш взгляд на вещи, всё, что мы чувствуем, всё, что вызывает в нас отклик.

Моему желанию, моему разуму и чувству требуется исправление, добавка, восполнение, уравновешивание. Этот безумный "крен влево", в минус разобщения, я хочу сбалансировать "правым креном", позитивом единства. Нельзя допускать дисбаланса в ту или другую сторону – здесь необходимо именно равновесие. Ведь баланс двух сил придает нам жизненное развитие.

Вопрос: И что тогда случится с моим стремлением быть властелином мира?

Ответ: Ты почувствуешь, что весь мир твой. Вся система будет ощущаться, пониматься и предназначаться для твоей работы. И вот, ты объемлешь весь мир, более того – все миры, параллельные вселенные и прочее.

Вопрос: Значит, позитивная сила не ограничивает меня?

Ответ: Наоборот, это сила подлинного распространения вширь – не для того чтобы получить что-то взамен. Я выхожу из самого себя, из своей ограниченности и тогда вижу природные явления, которые раньше не распознавал.

Ведь я всё ощущал в своем эгоизме, а теперь выйдя наружу с помощью второй силы, вижу то, чтó на самом деле происходит в природе, за пределами восприятия пяти органов чувств, по ту сторону ограниченного диапазона измерительных приборов. Я чувствую Природу как она есть.

В отличие от животных, нас позитивная сила вовсе не ограничивает. Напротив, мы лимитированы как раз отрицательной силой, которая заставляет каждого извлекать пользу из всех вокруг. Я постоянно зашорен в своем взгляде на мир, я не постигаю ничего вовне, я всё рассматриваю в призме личной выгоды.

Разве можно в таких условиях наслаждаться красотой, видеть что-то хорошее, познавать что-то? Нет. Ведь меня, несчастного, гложет постоянная тяга к получению. Я просто не знаю, как объективно смотреть на мир.

Однако, согласно программе природы, сейчас для уравновешивания мы должны приступить к обретению доброй, положительной силы. И если мы отстаем, то неуклонно, методично погружаемся в проблемы, из-за которых жизнь наша становится всё более разбалансированной.

Вопрос: Как выглядит требуемое от нас равновесие двух сил в идеальном состоянии?

Ответ: В сбалансированном состоянии я использую силу получения, принимая всё то благо, которое дарят мне другие, а с другой стороны, отдаю людям всё, что от меня требуется.

Таким образом, через меня проходит всё изобилие, имеющееся в реальности, и я чувствую, что действительно полон и совершенен. Я постигаю и ощущаю всё, что находится во всех мирах, в параллельных вселенных и пр.

Всё протекает к другим через меня, и тогда на ступени Человека (Адам) я живу вечной жизнью. Ведь теперь я существую в этих системах вместе со всеми. Пускай тело мое умрет – я не умираю, мое сознание живо, и оно по-прежнему воспринимает жизнь через общую систему. Так и достигается вечное бытие.

Вопрос: Каждый человек может обрести вечное сознание?

Ответ: Каждый, кто пожелает. В итоге все мы достигнем этого, но по-разному: кто-то осмысленно и осознанно, а кто-то "из-под палки".

В заключение: сегодня человек – наихудшее животное из всех. Неслучайно он создан последним. И он сам должен восполнить, компенсировать себя. Этим он и достигнет ступени "венца творения".

Из 309-й беседы о новой жизни, 02.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рубеж развития

Две силы, порождающие Человека

Конфликт, ведущий к гармонии

Бич столетия

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каждый человек всю жизнь находится в поисках счастья. Мы ищем то, что может принести нам радость, любовь, воодушевление, безмятежность. В свете этой темы хочется обратиться к знаменитой книге царя Соломона "Экклезиаст", которая существует много тысячелетий.

Прежде всего, хотелось бы понять, почему эта история  происходит именно с царем Соломоном, да еще в период  полного изобилия?  Какой посыл передается этим рассказом?

Ответ: Что такое "суета сует" (эвель эвелим)? Это отдача и доброе отношение, исходящее от человека. Слово эвель на иврите означает пар, выходящий изо рта человека, – его отношение к ближнему, отраженный свет, которым он возвращает миру доброе отношение.

Только от этого зависит его успех в мире и счастье. Царь Соломон учит нас, как  с помощью этих "паров", которые создаем отношением друг к другу, мы достигаем счастья.

Вопрос: Я излучаю на окружение, а окружение излучает мне в ответ? 

Ответ: Да. Всё зависит от моего отношения. Мир существует вне меня, и я его не знаю. Но если мое отношение к нему такое, что я постоянно беру из него для себя, то он кажется мне темным. Я все время ищу, что бы еще для себя взять, и в результате остаюсь пустым. И наоборот, если я действую через то, что исходит от меня, то достигаю счастья.

Вопрос: Но обычно мы понимаем выражение "суета сует" как нечто безнадежное.

Ответ: Потому что судим в своем эгоизме.

Вопрос: Почему Соломон пришел к выводу, что никогда никакое земное приобретение не наполнит человека счастьем?

Ответ: В такой форме мы лишь расширяем свой сосуд получения – желание наполниться. Когда я хочу что-то купить, наполнить себя, то этим наполнением увеличиваю свое желание вдвое. Поэтому написано, что "человек умирает, не достигнув и половины желаемого".

Что значит "человек умирает"? – Умерщвляет желание получать. Я чего-то хотел и это получил. Вместе с получением наполнения мое желание умирает. Допустим, я хотел приобрести дом. Приобрел. Несколько недель или месяцев я наслаждаюсь, но постепенно наслаждение уменьшается и исчезает.

Вопрос: У меня такое ощущение, что вы говорите о людях, у которых есть всё, и они чувствуют пустоту. А человек, у которого нет материального благополучия, все-таки к нему стремится. Чем мне поможет знание, что богач, купивший виллу за несколько миллионов, через год не чувствует наслаждения?

Ответ: Человечество продвигается в своем эгоистическом развитии, которое становится более качественным. Дело не в том, что вчера я хотел 2-х комнатную квартиру, сегодня мне нужна 4-х комнатная, а завтра – вилла в престижном районе. Нет. Наше желание развивается также и качественно. Желание, которое сегодня во мне развивается, перестает чувствовать в имуществе цель в жизни. Человечество видит, что не стоит ради этого напрягаться… 

Сегодня разочарование от жизни намного сильнее, чем поиски роскоши. Я стал равнодушнее и ленивее. Я хочу счастья, но как бы в виртуальном виде. Я хочу его чувствовать напрямую, а не через кирпичи, называемые виллой или водный резервуар, называемый бассейном. Я хочу получить ощущение более внутреннее! В этом состоит проблема, бич столетия.

Человеку, который все же надеется, что материальные приобретения принесут счастье, мне нечего сказать. Он видит свою жизнь так: работать и через 10 лет приобрести дом, два автомобиля, создать семью, воспитать детей. Это он считает устройством жизни. В этом случае надо подождать 10 лет, пока он не увидит, что всё это – "суета сует".

Из 187-й беседы о новой жизни, 23.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Найти формулу счастья

Суета сует (клип)

"Все суета сует и томление духа" = "Все только отраженный свет, только он!"

Рубеж развития

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В развитии Земли мы наблюдаем чередующиеся периоды разрушения и созидания. Можно ли провести отсюда параллель с развитием человеческого рода?

Ответ: Нам только кажется, что природа разрушает то, что создала. На самом деле всё является частью развития, по ходу которого каждый новый этап требует преодолеть предыдущее состояние и над ним выстроить следующее.

Что касается возможных параллелей с человеческой историей: вся она – суть развитие одного лишь эгоизма, нашего получающего желания, не сбалансированного дающим.

А путаница возникает потому, что это сила получения подразделяется на две части:

  • С одной стороны, я стремлюсь получать прямую выгоду для себя.
  • А с другой стороны, я готов давать что-то кому-то, поскольку знаю, что это мне выгодно. Пускай я испытаю взамен просто приятное ощущение от собственной доброты и щедрости – главное, чтобы была ясная прибыль. Иначе я останусь без "топлива" для отдачи.

 

Таким образом, мною постоянно движет одна лишь сила получения. Что бы я ни делал, я всё делаю для себя. Никто не в силах отдать что-либо без расчета на личную выгоду. Даже мать заботится о малыше, потому что ей будет больно, если с ним что-то случится. Отключи эту боль – и всякая забота сойдет на нет.

В конечном счете, мы представляем собой системы, рассчитывающие результат. И моя система никогда не согласится вложить даже грамм усилий в то, что не обещает ей отклика, наполнения. Вся наша природа устроена таким эгоистическим образом – она умеет делать только расчет на себя.

А потому любое великодушие, каким бы чистосердечным оно ни было, – это ложь. Мы неспособны на чистую, беззаветную отдачу. Действие без расчета на личную выгоду может произвести только душевнобольной человек.

Как же обрести силу отдачи, чтобы уравновесить наше исконное естество? В этом мы должны разобраться.

Но, так или иначе, сила эта заложена в природе, заложена в нашей скрытой программе, и как раз сейчас на повестке дня у нас – подъем с животной ступени на человеческую. А Человек – это уже создание, включающее обе силы.

Тем временем, на животном уровне, мы используем развивающуюся силу человеческой ступени только в негативной форме, а не в позитивной, которую должны были выстроить над негативом.

И потому на очень тяжелом пути мы проходим через всевозможные дурные состояния, пока не решим для себя, что этот путь плох и его необходимо восполнить, уравновесить противоположной доброй силой.

Именно на этом рубеже мы сейчас и находимся – на переходе от негативного развития к позитивному восполнению.

Из 309-й беседы о новой жизни, 02.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Две силы, порождающие Человека

Главное - уверенность, что все получится!

Эволюция сознания

Две силы, порождающие Человека

каббалист Михаэль ЛайтманВ целом, развитие представляет собой процесс расширения и консолидации – "дыхание", сочетающее две эти силы. Они противостоят друг другу и одновременно пребывают во взаимной гармонии.

Те же природные механизмы действуют и в человеческих отношениях. Мы тоже испытываем между собой разобщение и сближение, охлаждение и воспламенение чувств.

Таким образом, мы проходим те же формы развития, что и Вселенная, только на более высоком уровне осознания. И, естественно, не можем "отдаваться" лишь одной из двух действующих сил, как не можем жить лишь на вдохе или на выдохе.

Жизнь – это всегда контраст противоположностей. Если всё хорошо и прекрасно, если сладость не перемежается хотя бы крупицей остроты или горечи, мы перестаем ощущать вкус и смысл. Это невыносимо.

Только сочетание двух сил – позитивной и негативной – придает нам верное ощущение, и между ними "проскакивает" искра жизни. А иначе всё исчезает, растворяется в однотонности. 

Вопрос: Как эти силы, эти процессы расширения и консолидации проявляются в истории человечества?

Ответ: С одной стороны, мы расселяемся по Земле, разлучаемся, разобщаемся, отдаляемся, ненавидим друг друга, воюем друг с другом. Мы вырываемся за прежние границы, за ограничения, которые раньше нам подходили, не желаем больше их соблюдать, нарушаем соглашения, союзы, договора – и тем самым "раскрепощаемся", освобождаемся от обязательств.

Сила, подталкивающая нас к такому расширению, – это наш эгоизм. Чем он выше, тем менее мы готовы быть связанными с кем-либо какими-либо условиями, быть в долгу перед кем-то.

А с другой стороны, на нас действует консолидирующая, собирательная сила: находя точки соприкосновения, соответствия, чувствуя близость, нуждаясь друг в друге, мы соединяемся, группируемся между собой.

Существует и обратная возможность: сила расширения распахивает мое сердце всему миру, а сила консолидации исходит из эгоизма и заставляет меня извлекать личную выгоду из спайки с другими.

Всё зависит от того, какая из двух сил заложена в основе нашего взгляда на мир – добрая или дурная.

Но, так или иначе, именно их взаимодействие порождает в нас ощущение жизни. И потому важно уравновешивать две эти силы, чтобы вместе они устремлялись в верном направлении.

К примеру, мы склонны идеализировать свои представления о "правильной" супружеской паре, похожей на "голубков". Однако подлинный мир в семье выстраивается, в том числе, и на конфликтах – на тех "перчинках", без которых супружество стало бы "пресным", на тех "поленьях", которые необходимо подкидывать в костер любви.

Итак, привлекать к делу надо обе силы – но так, чтобы они вели к одной цели. Их сочетание должно базироваться на равновесии и обеспечивать максимальную эффективность совместного действия.

Вопрос: Как может человечество создавать и поддерживать равновесие двух сил?

Ответ: Мы должны установить для них обеих единую цель.

В основе своей, это силы отдачи и получения, притяжения и отталкивания. Причем не суть важно, на каком уровне, в какой области, будь то механика, электричество и т.д.

Но сейчас мы говорим о действии этих сил в человеке и между людьми – на чувственном уровне. И соответственно, здесь мы тоже должны уравновешивать силу своего эгоизма с альтруистической силой отдачи.

Изначально в нас властвует сила получения: мы хотим привлекать, присваивать всё, что сулит выгоду. И даже сверх того – лишь бы другим "не перепало" что-то хорошее. Таково начальное состояние, и, исходя из него, нам нужно находить способы уравновешивания этой дурной силы.

Так мы придем к системе, где каждый находится во внутреннем равновесии, подобно здоровой клетке, и вместе эти здоровые клетки могут дополнять, восполнять друг друга, заботясь о благе других. Тогда мы можем вести получение так, чтобы это приносило пользу окружающим, а также давать им то, что послужит их благу.

Таким образом мы формируем некий общий организм, в котором все части интегрально взаимосвязаны. Мы порождаем новое "тело", новую жизнь – уже на человеческом уровне, над неживым, растительным и животным.

Иными словами, человеческая ступень – это вовсе не мы нынешние. Сегодня мы всего лишь занимаем верхушку животного уровня. Когда же мы выстроим из себя правильную систему, она и будет называться "Человеком" (Адам). И поскольку она содержит в себе две силы, находящиеся в равновесии между собой, постольку мы начнем ощущать природу вглубь и вширь.

Вопрос: Чего нам сегодня недостает, чтобы составить систему на человеческом уровне?

Ответ: Нам недостает силы отдачи. В нас действует только сила получения.

Сейчас, на выходе с животной ступени, мы начинаем дальнейшее развитие – уже в качестве людей, – но развиваем в своей среде только силу получения. Любая наша отдача служит тому, чтобы получить еще больше. Иначе мы просто не смогли бы ничего отдать.

Таким образом, всё у нас – получение, явное или скрытое. Сила получения движет всем, а силы отдачи у нас нет.

Если мы найдем способ сгенерировать между нами силу отдачи, чтобы уравновесить силу получения, то баланс двух сил породит из нас новое создание под названием "Человек". Оно прорастет в нас – новое осознание, новое ощущение, базирующееся на двух частях и позволяющее формировать над системой получения систему отдачи. Когда мы выстроим две эти системы, тогда-то и ощутим высший уровень природы, человеческую ступень.

Сегодня же мы еще не достигли ее, нам недостает второй половины – силы отдачи. Как следствие, мы не можем быть взаимосвязаны по-настоящему и напоминаем орехи в мешке: их удерживает только внешнее давление, а иначе они бы рассыпались.

Из 309-й беседы о новой жизни, 02.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Конфликт, ведущий к гармонии

Между плюсом и минусом

Сила, которую надо извлечь из небытия

Страница 60 из 96« Первая...5859606162...Последняя »