Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Нельзя дать каббале снова скрыться

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс во Франции. Урок №1

В течение всей своей истории мы продвигались вперед благодаря своему эгоистическому развитию. Оно началось 14 миллиардов лет назад с Большого взрыва, после которого стала развиваться неживая материя. Потом на поверхности Земли появились растения, животные, и только сегодня в 21-м веке мы достигаем человеческой ступени.

2014-05-09_rav_lesson_congress_n1_pic15 

По этой причине мы оказываемся во всестороннем, интегральном кризисе, который затрагивает все стороны нашей жизни. Человек не может поладить ни с супругой, ни с детьми, ни с начальником на работе, ни с друзьями, ни с соседями – ни с кем, даже с самим собой.

В итоге, мы почувствуем себя совершенно несчастными. Все построенные нами умные и суперсложные системы не помогут нам, ведь человеческое общество находится в дисгармонии с общей природой

2014-05-09_rav_lesson_congress_n1_pic17 

Существует разница между ними, поскольку природа вся интегральная, а мы, наоборот, индивидуалисты. То есть со стороны природы есть "плюс", а с нашей стороны – "минус". Эта разница настолько велика, что мы не сможем получить никакого удовольствия от своей жизни ни в чем. Как бы мы ни пытались, нам не удастся сбежать от больших проблем, которые постепенно раскроются.

Поэтому в течение всей истории, наука каббала скрывалась, ожидая пока  человечество разовьется в своем эгоизме. Начиная с древнего Вавилона и до наших дней, то есть около 3.500 лет каббала находилась в скрытии.

 2014-05-09_rav_lesson_congress_n1_pic27

Человечество развивалось, ничего не зная о науке каббала. Ведь если нам не удалось реализовать ее в древнем Вавилоне, то мы были вынуждены развиваться в своем эгоизме до наших дней, в которые эта наука снова открылась. Сейчас мы находимся во второй точке раскрытия науки каббала, и мы с вами – первые, кто получает ее знание и возможность исправить себя.

Если же мы этого не сделаем, то снова продолжится эгоистическое развитие еще на немного. Наука каббала вновь уйдет в скрытие на какое-то время. И в это  время случится много страшных катастроф: третья мировая война и множество других бед. Пока после всех этих несчастий вновь не раскроется наука каббала, и тогда по безвыходности человечеству придется ее реализовать.

В таком состоянии мы сейчас находимся. Поэтому мы построили систему, благодаря которой можно учиться и воплощать эту методику, распространять ее всем. Ведь сегодня все человечество – это Вавилон. А значит, все должны работать над своим исправлением, и таким путем мы сможем измениться.

Из 1-го урока конгресса во Франции, 09.05.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чем окончился спор Авраама и Нимрода

Вечная жизнь внутри интегрального соединения

В точке хаоса и неравновесия

Приближаясь к Творцу, ты выращиваешь Фараона

каббалист Михаэль ЛайтманПродвижение идет за счет развития эгоизма в течение всей нашей истории. Этим мы отличаемся от животных,  растений и неживой материи, в которых почти не развивается желание насладиться.

Для того, чтобы эгоизм рос, человеку необходимо предоставить свободу выбора или по крайней мере, научить его, что такая свобода существует, чтобы он к ней приблизился. Чем больше сил он вкладывает в свою подготовку к исправлению, тем больше ему раскрывают его зло.

Поэтому когда человек учится, вкладывает усилия в группу, участвует в ее работе, пытаясь пригнуть голову так, как от него требуется, он строит себе всевозможную поддержку. Это называется "семь тучных лет".

А затем уже начинаются семь лет голода, ведь он подготовил свои сосуды и теперь способен выстоять перед неприятными раскрытиями в своем желании насладиться, чтобы работать над ним и выяснить, что его эгоистическая природа – это его враг.

Поэтому Моше жалуется Творцу, что начав говорить с Ним и придя к желанию насладиться с духовным разумом и чувствами, с наукой каббала, он сделал это желание только хуже. Сначала, пока он не думал о своем исправлении, у него не было стольких подъемов и падений. 

Были лишь небольшие перепады за счет его включения в группу. Но потом он начинает понимать, что к Творцу приближаются за счет соединения, построения народа. И чем ближе человек подходит к правой линии, к Творцу, к ценности отдачи, к осознанию, что высшая сила - это самое возвышенное свойство, кроме которого ничего нет, тем сильнее для него пробуждается левая линия, Фараон.

И это для того, чтобы человек оставался в равновесии и мог посредине между двумя этими линиями установить свое состояние: кто он и что он. Поэтому Моше справедливо жалуется, утверждая, что народу стало только хуже с тех пор, как он пришел к Творцу. Ведь как только Моше приближается к Творцу, Фараон вырастает, чтобы сохранялось равновесие между Творцом и Фараоном. Нельзя об этом забывать.

Моше приходит к Фараону говорить от имени Творца, то есть понимает, что его цель – приблизиться к связи с Творцом. От этого становится все хуже, и тут поможет только баланс этих сил. То есть надо соединить два полюса вместе, понять, что оба они приходят от Творца, кроме которого никого нет, и с обоими нужно идти, то есть в средней линии.

Нельзя забывать, что две линии должны совместиться в средней линии, пока не придет третий участник и соединит их, примирит. То есть все время идет война.

Из урока по статье Рабаша, 27.04.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Семь лет подготовки к побегу

Оказывается, я – раб фараона

Левая линия в группе

Развитие по собственной инициативе и без нее

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чем отличается развитие человечества по собственной инициативе и без нее?

Ответ: Если за время эволюции произошли какие-то небольшие изменения в видах растений и животных, то мы понимаем, что лошадь или корова не могли измениться по собственному желанию, и это результат воздействия среды или каких-то мутаций.

Но себя мы считаем развивающимися по собственной инициативе, прогрессирующими из поколения в поколение за счет своей мудрости, науки, изменений общественного строя. Благодаря хорошему питанию, человек стал выше, увеличилось качество его жизни и ее  продолжительность. Даже результаты медицинских анализов стали другими.

И мы полагаем, что все это наша заслуга, ведь мы прикладываем усилия. Но мы учим, что вся материя - это желание насладиться. Оно все время пытается максимально приблизиться к наполнению и отдалиться от страданий в любом состоянии, в любом месте, в оптимальном виде согласно тому, насколько видит будущую перспективу.

На это влияет воспитание, наука, но в сущности, человек выбирает хорошее для себя и пытается избежать плохого. Поэтому мы полностью управляемся свыше наслаждением и страданием, находясь между двумя этими вожжами, и не имеем никакой свободы воли, будто и нет человека. 

В такой форме мы продвигались до сегодняшнего дня, хотя и гордимся своими высокими достижениями в культуре, искусстве, науке, строительстве. Но все это пока без вмешательства самого человека. Человек просто искал максимальной выгоды для самого себя при внешних и внутренних условиях, созданных для него Творцом.

Поэтому человек что-то менял и делал, словно маленький ребенок, которому дали игру, и он в нее играет. Только в человеке еще развивается чувство осознания зла. На неживой, растительной и животной ступенях он развивался инстинктивно, как животное. А на человеческой ступени все же искал, что для него лучше, а что хуже.

Животное не раздумывает, оно всегда знает, как действовать. Осознание ситуации и приказ приходят к нему вместе. А у человека - нет, и поэтому ему необходимо развивать науку, чтобы узнать, как в каждый момент оптимально вести себя.

Это значит, что мы развивались в процессе, который называется "беито" - "в свое время". И мы могли бы так продолжать, если бы не оказались перед большими проблемами. Нам больше не дают сверху указаний, как действовать, подсказывая инстинктивные решения.

Теперь нам надо самим вызвать правильные будущие состояния, предваряя их своей "молитвой и добрыми делами". И тут нам уже требуется новая наука, идущая против нашей природы, поскольку сейчас нам нужно взять на себя дополнительную работу Творца.

Для этого мы должны получить "часть божественного свыше". Если Творец не дает ее, то нужно как-то ее востребовать у Него - скачать сверху новую программу, согласно которой мы сможем двигаться. Это значит, что нам необходима душа - та часть, которая позволяет нам узнать, как продолжать свое существование в этих новых условиях.

Любым путем, "в свое время" или "ускоряя его", мы будем вынуждены приобрести эту новую программу: новый порядок работы, сознание, решения, ощущения, вооружиться всеми силами, чтобы отныне и далее продолжать свое продвижение уже не инстинктивно, а самостоятельно. Поэтому приходит наука каббала и объясняет нам это. Поймите, что мы находимся в новой эпохе.

Из урока по статье "Удостоились - ахишена", 25.04.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из исполнителей в помощники главного директора

Опасности слепого пути развития

Великий потенциал человеческой ступени

Беспорядок в природе или во мне?

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Бааль Сулама "Предисловие к книге Паним меирот", п.11: Глядя на порядок становления и обеспечения существования всей действительности: от рогов антилопы до яиц вшей, мы находим во всем беспорядок, подобно лагерю бегущих с поля боя, поверженных и больных, пораженных Творцом. Вся их жизнь ведет к смерти, не давая им существовать без страданий и боли, и заставляя рисковать жизнью ради хлеба насущного.

Вопрос: Что значит "больные, пораженные Творцом"?

Ответ: С одной стороны мы видим, что природа все подготовила и устроила для творений, установила все необходимые законы, регулирующие их жизнь. А с другой стороны, один поедает другого, и каждый строит свое благополучие на несчастье других. Каждое животное только и думает о том, как бы загрызть кого-то, чтобы наполнить себя. Все их время, вся жизнь заполнена поисками пищи.

А человек беспокоится о пропитании даже еще больше. Древние люди жили как животные, питаясь тем, что удалось найти в данный момент. У них не было возможности накапливать запасы и хранить их. Поэтому каждый день нужно было искать себе пропитание, собирая съедобные корешки или фрукты. Это была ежедневная проблема. Невозможно было освободиться ни для каких других дел, кроме этого. Человек жил подобно животному, постоянно выискивая себе пищу.

Потом человек научился приручать животных: так появилось домашнее хозяйство: коровы, собаки, куры. Он начал обрабатывать землю и выращивать урожай. Ему уже не нужно было охотиться, животные стали домашними и жили подле него. Не требовалось искать съедобные растения, ведь можно было собрать урожай со своего поля. Люди перестали перемещаться с места на место и начали вести оседлый образ жизни, привязавшись к земле. 

Но от этого не стало легче. Казалось бы, можно было зажить спокойно. Однако начались войны и споры за владение полем, одни стали делать из других своих рабов. Жизнь стала еще хуже, чем у животных. Вроде бы со стороны природы все приготовлено, но управление неживым, растительным, животным миром и тем более человеком очень запутанное.

Почему волк не может жить рядом с ягненком и маленький мальчик играть рядом с ними, чтобы между всеми царил мир? А вместо этого все грызут друг друга. Нам непонятно, почему так устроено в природе. Мы привыкли, что такова жизнь, но это не объяснение. Почему жизнь такая?! Здесь и начинается сомнение в Творце, ведь каждый думает, что организовал бы мир лучше Него, поскольку видит много беспорядка в природе.

Но нам необходимо изменить себя, и тогда мы увидим, что поведение природы, Творца по отношению к нам, правильное. Нужно только достичь связи с высшей силой, и она приведет нас в порядок, сделав подобными Ему, то есть превратит в людей, сыновей Адама.

В тот миг, когда мы изменимся, мы увидим в своем новом восприятии реальности другой мир. Это будет мир абсолютного добра. Волк будет жить рядом с ягненком, вылизывая его как своего волчонка. А маленький мальчик придет играть с ними. Все будут помогать друг другу. И я увижу, что жизнь всегда была такой, только я видел все наоборот, ведь мое восприятие было испорченным. Я смотрел на мир сквозь разбитые вдрызг очки, а потому думал, что мир разбитый.

Теперь мне починили линзы, и я вижу как прекрасен мир: круглый, красивый, прозрачный. Прежде же он казался совершенно разбитым - все из-за моего восприятия реальности. Итак, наша задача исправить себя до такой степени, пока мы не увидим  совершенное, абсолютно доброе высшее управление - единственную силу, правящую в мире: свойство отдачи и любви.

Из урока по "Предисловию к книге "Паним меирот"", 23.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто определяет лицо мира?

Намерение меняет действительность

Мальчик, которому послушны волк и ягненок

Кто победит: ненависть или жизненная необходимость?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Тенденция разделения и сепаратизма очень явно прослеживается в современном мире. Но где в нем вторая тенденция: стремление к соединению? Я такого не вижу.

Ответ: Вторая тенденция – это выяснение своей зависимости от всех. Получается, что на тебя действуют две силы: с одной стороны, ты отталкиваешь всех, а с другой стороны, зависишь от них. Два эти противоположные полюса постоянно будут перед тобой.

Если сверху захотят продвинуть тебя, то всегда будут воздействовать на тебя двумя этими силами. Подобно тому, как Творец говорит Аврааму: "От Ицхака пойдет все твое потомство" – родится множество внуков, разрастется огромная семья, а с другой стороны, добавляет: "Принеси его мне в жертву".

Если бы Творец просто сказал убить Ицхака – это было бы еще понятно. И если бы благословил его на многочисленное потомство – тоже было бы понятно. Но как два эти утверждения могут осуществиться вместе?

Человечество сейчас находится именно в таком состоянии. С одной стороны, раскрывается полная зависимость всех от всех, а с другой стороны, такое разобщение, что ни один не способен говорить с другим. Еще тридцать лет назад отношения были гораздо лучше, а сегодня даже европейские страны не могут договориться друг с другом.

Вопрос: Но где в мире видна тенденция к соединению?

Ответ: Тенденции к соединению нет, есть только раскрытие картины того, насколько мы зависим от всех. С другой стороны, согласно своему личному внутреннему ощущению, мы хотим отделиться. 

Допустим, Шотландия хочет отделиться от Англии. Им ясно, что обеим от этого станет хуже, потому что есть множество общих производств. У одной есть угольные месторождения, а у другой тепловые электростанции, одна ловит рыбу, а в другой есть рестораны, и такая зависимость во всем. Зачем им разделяться?

Было бы понятно, если бы это сулило выигрыш в деньгах, но его нет. Они выигрывают лишь в одном: утоляют свою ненависть. То есть ради этого природного стремления, не оправданного никакими материальными причинами, они готовы даже проиграть в материальном смысле – лишь бы ненависть восторжествовала.

И такая тенденция наблюдается во всем мире: мы скоро вернемся к феодальной раздробленности. Например, на территории Германии всего двести лет назад существовали десятки маленьких княжеств. Мы снова возвращаемся к этим временам, потому что не можем исправить взаимную ненависть. 

Но мы не вернемся точно к тому же состоянию, которое существовало в прошлом, потому что нам не позволит взаимная зависимость. У одного есть вода, у другого – хлеб, у третьего – мясо, у четвертого – рыба, у пятого – машины, у шестого – медицинское оборудование и т.д. Я все равно завишу от всех, так какой смысл во всех этих границах?

Ненависть заставляет меня огораживаться и закрывать свои границы. А жизненная необходимость говорит, что мы находимся в интегральной системе, к которой были приведены процессом развития против своего желания. Что же мне делать, если меня вынуждают соединиться со всеми?

Только война может разрешить эту проблему: разрушить весь мир и всё. Тогда будет все, как я хочу: жесткие границы, разрыв отношений, вся моя ненависть сможет излиться сполна. Когда не остается выбора, мы начинаем воевать. Такова наша природа: дать эгоизму немного попраздновать на руинах.

В нашей плоскости нет другого решения – решение наверху, выше двух этих полюсов. Ненависть и сближение несовместимы друг с другом – между ними происходит короткое замыкание. Невозможно соединить их напрямую, нужно поставить между ними какой-то адаптер, который будет инвертировать ненависть в любовь. Вот тогда станет возможным их соединить.

Но как превратить ненависть в любовь? В нашем мире не существует такой силы, которая могла бы превратить наше эгоистическое желание в отдачу. Поэтому нам требуется наука соединения – каббала. Она научит нас, как организовать свое окружение, чтобы мы могли привлечь внутреннюю силу единства с помощью своих упражнений. Эта сила постепенно исправит нас.

И тогда внутри исправленной силы единства мы начнем ощущать новые отношения, иное восприятие мира, ведь сами изменимся. В этом новом восприятии, в обращении с любовью, вместо ненависти, мы увидим новую реальность. Прежде я все тянул к себе, и все мои выяснения, взгляды были только с точки зрения своей пользы.

Но меняя подход на заботу о благе общества, я открою совершенно другие силы и свойства в реальности, которые и называются высшим миром. Все это раскрывается в моем новом отношении к ближнему.

Как сейчас в своем эгоистическом отношении к другим я раскрываю этот мир, так я буду раскрывать высший мир в своем альтруистическом отношении к каждому, до тех пор, пока все миры, все ступени не достигнут состояния Бесконечности. Все зависит только от изменения восприятия реальности.

Написано, что этот мир отделяет от будущего мира только "порабощение царств", то есть насколько наше желание насладиться заботится о себе или о других.

Государства уже видят свою зависимость друг от друга и понимают, что невозможно воевать с тем, кто поставляет тебе нефть или зерновые. Если я уничтожу его, то что будет со мной самим? Это все равно, что сжечь местный магазин, в котором покупаешь продукты. Где же я тогда возьму все, что мне необходимо для жизни?

Но ненависть так сильна, что не дает нам прислушаться к доводам разума и заставляет сказать: "Пусть я умру, но зато сосед умрет первым!" Так работает закон ненависти, и разум перед ним бессилен. Ведь чувства первичнее разума. Разум - это лишь раб сердца. Сначала просыпается желание, а потом разум помогает это желание реализовать.

Разум помогает мне достичь не то, что я планировал и решал, а то, что я хочу!  В этом вся проблема. Все творение – это желание насладиться, и все наши мысли направлены только на это. А потому я не вижу ни на миллиметр вперед вне границ своего эгоизма. Каким бы умом я ни обладал, это совершено ничего не меняет. Помочь может только наука объединения, то есть каббала.

Из подготовки к уроку, 25.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Избалованные дети Творца

Управляющий исправлением разбиения

Не допустить больших страданий

Общественные отношения сформировали человека

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловек стал выделяться из животного мира не тогда, когда начал ходить на двух ногах сотни тысяч лет назад, а когда начал развивать общественные отношения. Это были отношения уже не только внутри его стаи, его семьи, его племени, где он чувствовал всех настолько близкими, словно себя самого. Он начал действительно ощущать других людей и развивать с ними связи.

Среди животных нет ничего подобного. Животные живут семьями, стаями, но разные стаи не общаются друг с другом. Тогда как человек развился сверх семейных связей. Связь эта эгоистическая, естественная, из желания посредством нее использовать других насколько возможно: я тебя, а ты меня.

Все определяется тем, где я получу большую выгоду: можно поймать тебя и съесть, превратить в своего раба, забрать твое имущество и убить, если ты сопротивляешься, или заключить с тобой союз. Все эти отношения эгоистические вплоть до наших дней. Нет никакой разницы между тем, что было тысячи лет назад и сегодня - все та же форма поведения: максимально использовать другого для своей пользы, в интересах своего племени, своего народа, государства.

Так было всегда и продолжалось до нынешних времен. Но сейчас история  достигает очень интересной точки. Она еще окончательно не раскрылась и порождает огромное давление и боль, трагические ситуации, призванные проявить эту точку.

Внезапно все эти обособленные прежде семьи, племена, стаи, государства, народы, начинают чувствовать, что повязаны друг с другом, зависят один от другого. И эта зависимость обязывает их вести себя иначе. С одной стороны, с точки зрения ближайшей эгоистической выгоды, я хотел бы использовать всех. Но с другой стороны, я понимаю, что завишу от них и нуждаюсь во всех. 

Все это пока только самое начало нового развития. Но в итоге мы придем к состоянию, когда человек будет вынужден воспринимать всех как одну семью, то есть увидеть свою кровную зависимость в них.

Однако эгоизм при этом не исчезнет, как в настоящей семье. По отношению к близким людям мы не чувствуем эгоистических намерений - наоборот, мы хотим сделать все для их пользы. Мы действуем с абсолютным добром, ведь воспринимаем близких частями самого себя, как будто мы одно тело.

Как же нам действовать, если с одной стороны разум говорит, что чужие люди оказываются нам близкими, ведь мы зависим от них на все сто процентов - а с другой стороны, эгоизм пока не исчез, как среди своих детей. Мы оказываемся между двумя противоположными силами. Одна сила приказывает: "Ты должен любить его!", а вторая констатирует: "Ты его ненавидишь!" Возможно ли что-то сделать при таком раздвоении?

В рамках нашего мира ничего сделать невозможно, и это огромная трагедия! Иногда так случается в семье, и невозможно это исправить. Это такое неразрешимое противоречие, словно указание, данное Аврааму Творцом: "От Ицхака пойдет все твое потомство, а сейчас принеси его в жертву" - известный парадокс.

Если такое происходит в семье, это еще не так страшно, можно как-то приспособиться и сгладить конфликт. Но что делать, если сама природа, наша эволюция приводит нас к этому конфликту, когда вся наша жизнь и смерть зависит от способности сблизиться с чужим человеком до такой степени, чтобы превратиться с ним в одно тело, как один человек с одним сердцем.

Такое открытие предстоит сделать всему нашему обществу, всей земной цивилизации в семь миллиардов человек. Эгоизм мешает мне и не дает приблизиться к другому, а с другой стороны, я на сто процентов зависим от него.

Из подготовки к уроку, 25.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Взаимосвязь: не доводи дело до беды

Проявление интегральности мира

Несоответствие двух систем

Нет врагов - одни партнеры

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Бааль Сулама "Предисловие к книге Паним Меирот", п.3: Но после того как измельчали поколения и сами мудрецы начали желать и то и другое, и духовную жизнь и материальное, приблизилось к массам и их знание.

Желание насладиться все время росло, внутри непрерывно крутился счетчик, все больше повышая его температуру, пока оно совсем не возгорелось. Раскрывались все более крупные решимот. И потому ученые, бывшие идеалистами и желающие только чистой науки, как это было до конца средних веков, вдруг потянулись к богатству, славе, захотели нобелевских премий. Так они начали продавать свою науку.

А кроме того, исследования стали требовать такой мощной материальной базы,  таких больших инвестиций, что у ученых не оказалось таких денег, и они были вынуждены продать себя правящим кругам, сильным мира сего. Стало возможным прийти к ученому-химику и заказать новый наркотик, сильнее всех ныне существующих.

А у ученых не было выбора, как только выполнять заказы - ситуация, какой раньше не было. Во-первых, ученый не нуждался в деньгах и тянулся к чистой науке. А во-вторых, заказчики не были такими испорченными, готовыми разрушить весь мир ради своей прибыли. Вот так изменился мир, измельчали поколения.

Сегодня мы раскрываем, что наука нужна для того, чтобы получить власть над людьми и заработать. Наукой не пользуются ради чистой науки - это уже никому не интересно. За чистую науку никто не даст ни копейки, и никто ей больше не занимается. 

Ученые занимаются прикладными дисциплинами, которые могут принести реальную материальную  прибыль и как можно быстрее. Поэтому за счет науки мы раскрываем, что находимся в рабстве у злого начала. Но это пока видно только каббалистам, а те, кто владеет научными разработками, платят тому, кому выгодно, и используют науку лишь ради прибыли.

Эгоистическое желание развивается не только количественно, но и качественно. И сейчас до нас понемногу начинает доходить, что вся проблема заключена в нашем эгоизме, который нами управляет. Еще 50 лет назад мы так не думали. Мы осваивали космос, мечтали о путешествиях на другие планеты и звезды, гордились великими достижениями человечества.

Потом началось разочарование, а в наши дни вообще все программы рухнули. На примере сегодняшнего конфликта на Украине, в который оказались вовлечены Россия и Европа, видно, насколько все завязаны друг на друга.  Непонятно что делать, как воздействовать один на другого, ведь все системы начали стопориться.

Как можно применять какие-то санкции, если все связаны друг с другом? Одно государство хотело бы отрезать себя от другого, но не может. Все повязаны круговой порукой, дурными связями, и ничего не могут с ними сделать. В итоге начинается полный хаос и неразбериха. Они начинают осознавать, что ничего невозможно сделать друг против друга.

Если Европа откажется получать нефть и газ из России, то как она будет жить?  А если Украина прекратит поставки продовольствия в Россию - кому от этого будет хуже? Связь такая сильная, что невозможно ее перерезать. Один зависит от того, что получает от другого и наоборот. Можно ли в таких условиях воевать? Просто погрозить друг другу пальцем и разойтись?

К такому результату привело нас развитие науки, благодаря успехам которой мы обзавелись страшнейшим оружием и связали себя международной торговлей.

Вопрос: Получается, что мы откатились обратно к холодной войне?

Ответ: Это не холодная война - ее уже не может быть. Холодная война - это применений всех санкций, кроме стрельбы друг в друга. Но сейчас это уже невозможно.  Даже шпиона нет смысла посылать и обличать противника, если мы настолько связаны друг с другом, что все равно ничего не можем сделать. Это все равно, что поставить камеру, подсматривая и подслушивая за самим собой. 

Если мы связаны вместе, то ты уже не враг мне, а партнер. Я получаю от тебя продукты питания, а ты от меня - нефть и газ, и мы не можем друг без друга. Что же изменится от того, что мы разоблачим один другого? Если я завишу от тебя, то, наоборот, заинтересован в том, чтобы ты укрепил свои слабые места. Допустим, Россия раскроет какие-то слабые места в Европейской промышленности, - но она заинтересована как раз не в том, чтобы навредить, а поправить эти недостатки.

Ведь если Европейская промышленность встанет, кому Россия будет продавать свою нефть и газ?  А без этих продаж у нее самой не будет денег. Вы видите, куда приводит нас взаимная зависимость? Поэтому создается так много всевозможных союзов, ведь все зависят друг от друга. Только прорывающийся эгоизм не дает им пока до конца осознать всю эту зависимость. И все это - следствие современной науки.

Из урока по "Предисловию к книге "Паним меирот"", 09.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Предупреждение древних мудрецов

Закат науки - бывшей гордости человечества

Не торгуй мудростью

Закат науки - бывшей гордости человечества

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему со стороны природы нет такой охраны от вредного использования всех внешних наук, какая существует в науке каббала, которую невозможно применить во вред?

Ответ: Дело в том, что наука каббала находится выше махсома, границы духовного мира. Если ты проходишь махсом, то можешь приблизиться к этой науке и использовать ее, но только в мере своего экрана. А все внешние науки не требуют экрана для своего использования. Почему же на внешние науки нет такого запрета, как на каббалу?

Древние мудрецы сами ввели такой запрет на распространение знания среди простого народа. Почему же он не существовал изначально, от природы, чтобы в мере духовного развития человека, его морали, он мог бы использовать силы природы, как в духовной мудрости?

Но если бы такой запрет существовал изначально, мы никогда не достигли бы осознания зла, для которого и предназначен наш мир. Нужно дать эгоизму определенную свободу, чтобы люди, погруженные в него, обнаружили зло своего существования и захотели подняться над ним.

Если бы эгоизм был ограничен, то человек остался бы без выбора и осознания зла. Нам просто нечего было бы делать в таком мире. Представьте, что у нас нет возможности сделать ничего плохого, невозможно раскрыть свое зло. Мы жили бы как животные, как все остальные уровни природы. 

Человек этого мира выделяется из всей остальной природы именно тем, что использует силу своего зла и достижения своей науки. Сила зла заключена в его сердце, то есть в эгоизме, и развивая науку, он использует ее ради эгоизма, поскольку желание первичнее разума и властвует над ним. А потому, если желание человека злое, то и разум становится злым и думает, как использовать мудрость, науку в собственных корыстных целях: якобы на благо себе и во вред другим.

Цель развития внешних наук только в том, чтобы прийти к осознания зла. Именно для этого мы и существуем, чтобы выяснить, что ни с помощью науки, ни самых выдающихся достижений невозможно достичь хорошей жизни. В этом и состоит понятие "осознание зла", что в любом явлении мы обнаруживаем, что оно нам во вред, потому что используем его эгоистически и никак иначе не способны.

Наука всегда была предметом гордости человечества, ведь мы сами развили ее - это плод нашего интеллекта, внутреннего усовершенствования: духовного, душевного. Это то, что отделяет человека от животного. И вдруг оказывается, что та же самая наука делает из нас жалкие, несчастные существа, ниже любого животного. Это и называется осознанием зла - результат, в который невозможно поверить. После всех вложенных титанических усилий в науку в течение тысяч лет, в надежде получить власть над собой и природой, мы оказались униженными и растоптанными за счет того самого зла, которое находится в нас.

Я чувствую, как осел удобно уселся у меня на шее, а я иду и волоку его на себе. Поэтому мы не хотим дальше развиваться и разочаровываемся. Мы уже не относимся с таким благоговейным почтением к ученым, как это было раньше, к философам. У современного человека вообще не осталось никаких авторитетов и святынь  - мы нарочито пренебрегаем всем, относящимся к человеческой ступени: даже музыкантами, писателями. Нас не волнует ничто, ведь разочаровавшись во всем, мы не ждем от развития ничего, кроме вреда.

Такое ощущение нарастает в человечестве. Никому уже не интересны все эти регалии: доктор наук, профессор, президент. Нет уважения ни к какой должности, и это хорошо - это значит, что мы наконец-то сделали правильный вывод из всей нашей жизни, и поняли, что использовали все наши хорошие инструменты, чтобы довести себя до самого низменного положения.

Современный молодой человек не хочет учиться, работать, брать на себя ответственность. 99% предпочли бы не вставать с дивана, если им включат телевизор и чем-то покормят. И это естественно и хорошо - так и приходят к осознанию зла.

Итак, в развитии науки было два периода. Первый период, когда древние мудрецы скрыли науку, и это скрытие продолжалось до 16-17 века, пока не началась эпоха просвещения. И тогда наука вышла из скрытия, подобно тому, как после Ари весь мир начал просыпаться. Время начало бежать все быстрее и быстрее, пока не домчало нас до сегодняшнего кризиса.

Из урока по "Предисловию к книге "Паним меирот"", 09.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Предупреждение древних мудрецов

Когда наука превращается в торг

Современная наука: у грани неведомого

Великий потенциал человеческой ступени

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Бааль Сулама "Предисловие к книге Паним Меирот", п.3: Человечество можно разделить на четыре группы, располагая их как ступени одна над другой, и это: массы народа, властители, богачи, мудрецы. Они соответствуют четырем уровням, на которые делится все мироздание, называющиеся: неживой, растительный, животный, говорящий.

Уровень говорящий сочетает в себе силу чувства и силу разума одновременно, и потому его сила не ограничена пространством и временем для приближения полезного и отдаления от вредящего ему, как на животном уровне. И все это благодаря его знаниям, которые являются духовным понятием, не ограниченным пространством и временем.

И может получить знания всех творений, находящихся на своих местах в реальной действительности, и в прошлом и в будущем каждого поколения. И находим, что значение каждой личности уровня говорящий приравнивается по значению к совокупности сил растительного и животного уровней, существующих во всей действительности как в настоящее время, так и в предыдущих поколениях, и сила каждой отдельной личности охватывает их и включает в себя все их силы вместе.

После того, как желание насладиться было создано, оно начинает развиваться. И развивается оно не количественно, будто весило 1 кг, а стало весить 10 кг. Нигде в природе количественный рост не считается развитием. Если ребенок растет, прибавляя только килограммы, то он называется не развивающимся, а наоборот, умственно отсталым.

То есть мы всегда связываем развитие с новым качеством: прежде всего прибавляется ум, осознание зла, выяснения, определения. А если для всего этого требуется больше сил, то мы получаем их в свое распоряжение. 

Выходит, что в природе развитием считаются только качественные изменения. Количественного развития просто не бывает. Если то же самое уже было, какой прогресс в том, что прибавится еще один, даже еще тысяча или миллион. Важно, если добавление меняет качество, как при изменении количества электронов в атоме, протонов и других частиц, согласно которому происходит развитие.

Атомы соединяются в молекулы, молекулы становятся все сложнее и соединяются в клетки, в центре клетки выделяется ядро, способное управлять внутриклеточными процессами. Клетки получают способность соединяться между собой, специализируются по выполняемым функциям. Дело тут не в количестве клеток, а в их качестве: из стволовых клеток начинают образовываться всевозможные виды клеток, из которых складывается тело человека.

То есть развитие всегда является качественным. И Бааль Сулам тоже говорит не о количестве. Четыре уровня, на которые делится все мироздание: неживой, растительный, животный, говорящий – это уровни качественного развития. Рост качества выражается в том, что желание насладиться начинает все больше понимать и чувствовать свои желания.

И в действительности, откуда ему знать, что оно хочет? Если я – это желание насладиться, то знать, что я хочу – значит, знать, что Создатель хочет от меня. На неживой, растительной и животной ступенях я не отдаю себе в этом отчета. А на человеческой ступени я уже начинаю осознавать, что мой разум – это копия с разума Творца, которую Он отпечатал во мне, потому что хотел, чтобы я именно так понимал и думал, и таким образом познал Его.

Это называется развитием. Благодаря такому развитию я могу контролировать себя и управлять всевозможными процессами. Но я должен понять, что все системы, имеющиеся во мне, весь мой разум и чувства, все атрибуты развития – это поэтапное копирование свойств Создателя внутрь меня. Творец оставляет мне лишь одно – свободу выбора внутри этих систем: уподобиться Ему или нет! 

Так мы развиваемся по этим ступеням, формируя все более сложные системы на неживом, растительном, животном и человеческом уровнях. Это дает нам возможность все больше приблизиться к пониманию нашей природы на ступени человека и властвовать над природой на неживом, растительном и животном уровнях. Нам добавляется все больше желания насладиться и, вместе с тем, способности его использовать.

Тогда как на ступени человека речь идет уже не о большем использовании желания насладиться, а о способности понять само это желание. Ведь животное реализует себя по максимуму. Но человек построен качественно по-новому, и для него главное – не реализовать свое желание, а цель, ради которой он это делает. Именно с этого начинается человеческая ступень. Иначе мы были бы простым расширением животного уровня. Человеку важно ради чего он желает реализовать себя.

Здесь и начинается осознание зла. Мы увлекаемся всевозможными целями, приносящими нам одни неприятности, пока человек в результате естественного развития, путем страданий, не приходит к вопросу о смысле своей жизни, то есть поиску достойной цели, которой не жалко посвятить свою жизнь. Развитие желания происходит ступенчато, системно и в итоге приводит нас к такому результату.

Из урока по "Предисловию к книге "Паним меирот"", 06.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Точечная копия Творца в сердце

Неестественная мутация животной ступени

Принять дар Творца

Неестественная мутация животной ступени

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему желание животного не растет со временем, и только желание человека растет?

Ответ: Человек и является тем самым животным, желание насладиться которого растет. Человек – это некая неестественная мутация животной ступени. И на самом деле, он называется человеком лишь после того, как постиг Творца, а до этого все еще принадлежит животному уровню.

Человек – это форма отдачи, которую мы обретаем, достигая подобия Творцу. А до того, мы называем себя людьми как бы с прицелом на будущее, поскольку в нас заключена такая потенциальная сила, которую мы можем развить и стать истинными духовными людьми.

Только посмотрите какие беспорядки происходят в современном мире – разве это достойно людей? Это больше похоже на взбесившихся животных. Согласно их поведению можно сказать, что человек совершенно не изменился с древних времен и ничем не лучше первобытного дикаря, даже еще хуже. Эгоизм с тех пор вырос и приносит нам еще больше вреда. Все наше развитие шло совсем не в том направлении, а человеком называется только та часть в нас, которая подобна Творцу.

Из урока по "Предисловию к книге "Паним меирот"", 06.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Великий потенциал человеческой ступени

Точечная копия Творца в сердце

От элементарных частиц до Человека

Можно ли научиться видеть будущее

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мне очень близко ваше объяснение о месте человека, в результате своего эгоистического развития оказавшегося ниже и несчастнее всех остальных существ в природе. Порой я смотрю на свою собаку и завидую ее жизни: она не мучается никакими вопросами, и у нее нет никаких проблем. Единственная ее забота – что сейчас поесть.

В то время, когда человечество боролось за свое выживание, оно не задавалось вопросом о смысле жизни. И именно теперь, когда мы достигли относительного благополучия и не боремся за кусок хлеба, вдруг всплывает этот вопрос: "Для чего нужна вся эта игра, которая называется жизнью?"

Получается, что вся наша мудрость, развитие, разум ничего не стоит, потому что не дает нам ответа на этот основополагающий вопрос. Каким же должен быть следующий этап нашего развития? Можем ли мы увидеть свое будущее?

Ответ: Если есть вопрос, неудовлетворенное желание, недостаток в видении будущего, то видимо мы способны найти на него ответ. В истории даже были люди, способные предсказывать будущее. Что интересно, будущее уже существует! Вопрос лишь в том, сможем ли мы связаться с ним?

Если мы развиваемся посредством программы, заключенной в природе, то видимо можем раскрыть ее, прочитать, понять, почувствовать. Ведь она уже существует в природе, в виде баланса сил. Астрофизики, изучающие жизнь космоса, тоже говорят, что вся Вселенная – это одна мысль. И это весьма материальные люди, ученые, естествоиспытатели, и все же они заявляют, что мы находимся внутри поля мысли. 

В природе заложена программа развития, которой мы подчиняемся. Мы - продукты этой программы, и вся наша эволюция шла по ее сценарию. Эта программа управляет балансом сил в природе, в результате которого элементарные частицы соединились в объекты и тела, и так развилась вся Вселенная, начиная от Большого взрыва и до сегодняшнего дня.

Как же нам раскрыть этот скрытый пласт природы? Известно, что основной и, по сути, единственный закон природы, определяющий все наши ощущения, понимание, восприятие – это закон подобия свойств. Закон подобия говорит так: если я что-то чувствую, то только потому, что это свойство в какой-то форме существует во мне самом.

Если я вижу желтый, красный, белый цвет, если я слышу какие-то звуки, вкушаю всевозможные вкусы – если я различаю что-то в моих ощущениях, значит во мне присутствуют те же силы, те же свойства, как в наблюдаемом явлении. Именно поэтому я могу его ощутить. Одно определяет другое – моя внутренняя модель соответствует внешней картине.

Мы убеждаемся в этом на примере своих детей, которые не замечают многих вещей в этом мире до тех пор, пока мы не объясняем им, даем соответствующие игры, помогаем увидеть, почувствовать, попробовать на вкус. Выходит, что возможно развить в себе это ощущение неизвестного будущего.

Узнать будущее можно за счет того, что мы прежде всего изучим, какая природа находится выше нас. Если вся Вселенная – это одна большая программа, как в компьютере, и на нас воздействует одна мысль, один замысел, то нам нужно суметь приблизиться к нему и узнать его планы на наш счет. Как мы можем связаться с ним? Какие органы ощущений, какие вкусы, сенсоры, силы, мышление нам нужно заиметь, как подготовить свое сердце и разум, то есть желания и мысли, для того, чтобы почувствовать будущее?

И тут мы наталкиваемся на серьезную проблему. Ведь природа, если говорить о ней, как о высшем замысле, который поддерживает наше существование и властвует над нами – полностью интегральная, круглая, взаимосвязанная. Она не распадается на отдельные элементы: неживые, растительные, животные, человеческие, на отдельные цвета, звуки. В природе все соединяется воедино в одно целое, неразрывно связанное друг с другом.

Человечество в результате своего развития на Земном шаре тоже постепенно раскрывает все более тесную всеобщую взаимосвязь друг с другом. Хотя она нам не желанна, и каждый хотел бы укрыться в своем углу, чтобы его никто не трогал. Но так не получается, и мы с каждым днем обнаруживаем все большую зависимость каждого от всех.

Даже научные дисциплины все больше переплетаются друг с другом. Везде действуют одни и те же законы, те же отношения, только в несколько иной форме, от чего мы разделяем: законы твердых тел, жидкости, газов, плазмы. На самом деле, у природы нет никаких различий – это мы разделяем ее на отдельные срезы: биологию, зоологию, механику, электричество, изучая каждый предмет отдельно. Мы просто не способны охватить все целое в общем, всю эту интегральную форму вместе.

Для того, чтобы хоть немного понимать природу и управлять, мы разделяем ее на отдельные предметы. Но уже существует множество направлений, связывающих несколько предметов вместе, как например, моя первая специальность: биокибернетика. Мы создаем все больше таких смежных наук, ведь понимаем, что, в действительности, все едино.

В древности, когда наука еще не была так развита, ученые обладали универсальным знанием во всех областях, как например, Леонардо да Винчи. Каждый из великих людей был мудрецом философом, поскольку философия включала в себя все знания о природе. Но затем, мы так развили свои знания природы, что один человек был уже не в состоянии все это усвоить. А потому пришлось сделать разделение на отдельные предметы. Но в сущности, это одна система.

Поэтому нам стоит научиться чувствовать, понимать, знать, что заложено в высшей программе, которая будет управлять нашей жизнью в данный момент, завтра и все последующие годы. Познав ее, мы даже узнаем, что случится с нами после смерти. Ведь наше сознание, чувства, знания не умрут вместе с этим белковым телом, когда оно перестанет существовать. Это совершенно другая материя – это силы, которые не исчезают. Мы узнаем о жизни вне тела, если станем такими же интегральными, как вся природа, и начнем приближаться к ее программе.

Для этого нам нужно развить в себе интегральный орган ощущения, чтобы весь мир, вся природа, все люди соединились для нас в одну систему, и не осталось никакого различия одного от другого. Если я построю свое восприятие так, что для меня я сам и все остальные объединятся в одно, то вдруг почувствую себя живущим в более высоком измерении, относительно сегодняшнего. Я начну ощущать программу природы, ее силы, посредством которых она управляет всеми нами вместе.

Может быть ты боишься, что при этом потеряешь себя и привяжешь себя ко всем? Но знай, что именно за счет этого, ты начнешь узнавать самого себя.

Из 305-й беседы о новой жизни, 23.02.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

В самом низу перевернутой пирамиды

Человек управляющий или человек управляемый?

Простой закон

В самом низу перевернутой пирамиды

каббалист Михаэль ЛайтманНеуверенность в завтрашнем дне становится все заметнее в нашем мире. Нами были развиты высочайшие технологии, психологические методы изменения общества и человека, инструменты управления человеческими массами и их запутывания - и при всей этой науке и знании, как управлять человеком, мы не властвуем над самими собой.

Ведь каждый раз завтрашний день оказывается для нас под знаком вопроса. И это основная проблема, что человек не властен над своим будущим: даже самым ближайшим, прямо сейчас, в следующее мгновение.

Возможно, мы не очень чувствуем потребность в этой власти, ведь уже привыкли день ото дня жить без такого знания будущего. Но в действительности, это большая трагедия. Ведь если бы мы узнали наверняка и были уверены, как правильно относиться к будущему, это избавило бы нас от всех ошибочных действий по отношению к самим себе и к природе. Это подняло бы нас на следующую ступень развития.

Здесь и возникает вопрос: способны ли мы на это? Знание будущего - это значит  ясность в вопросе жизни и смерти, отношения к детям и воспитанию, которое нужно им дать, специальности, которую нужно выбрать, семьи, которую нужно создать. Это позволит мне узнать, стоит ли сегодня вообще вставать с постели или нет. 

Ощущение и видение будущего избавило бы нас от множества проблем. Мы не вовлекали бы себя в многочисленные действия, не приносящие никакой пользы, а только вред. Наоборот, мы потратили бы это время на что-то полезное. 

То есть вся проблема в нашем отношении к будущему. И поскольку мы не знаем, как прикоснуться к этой точке, то чувствуем себя несчастными. Подсознательно человек цепляется за настоящее мгновение, как животное, при всем своем желании узнать будущее. Ощущение этого несоответствия между "я хочу" и "я не способен" - унижает человека и превращает его в создание еще более низкое, чем простое животное.

Животное просто живет, как живет, а придет время - умирает. Оно не задумывается над жизнью и смертью, действуя инстинктивно. Простые люди относятся к жизни точно так же, не задавая себе вопросов о будущем или реализации себя. Но человек, немного поднявшийся над обыденностью, и начавший задумываться над своей судьбой, строить планы, надежды на будущее, видит, насколько это не в его власти.

Множество человеческих занятий посвящено этому стремлению немного приоткрыть будущее, прогнозировать какие-то явления, хотя бы погоду. Этим занимается психология, философия, политэкономия, экономика. Но все эти   экономические прогнозы и многочисленные графики в итоге не соответствуют реальности.

Вмешиваются какие-то неожиданные факторы: войны и отношения между странами и людьми, которые было невозможно заранее предсказать. Вся человеческая история, в результате которой мы вроде бы умнеем и набираемся опыта, совершенно не помогает нам на будущее. И это приводит нас в еще большее отчаяние, представляет нам прошлое все более темным и неизвестным.

Мы понемногу осознаем, насколько мы маленькие и несчастные. Нанотехнологии развиваются до такой степени, что предоставляют нам необыкновенные возможности, возможность собирать из молекул все, что угодно, начиная от пищи. И в то же время, эта власть распространяется только на то, что дано нам в руки. А вопрос будущего остается темным: для чего и почему? Даже если мы сможем продлить свою жизнь на 200, на 500 лет, но будущее так и останется не менее пугающим, чем сегодня.

Еще будучи детьми мы спрашивали: "Что такое жизнь и смерть? Что такое сегодня и завтра?" Взрослея, мы забываем эти вопросы, отвлекаясь от них гормонами, учебой, карьерой. Но какой длинной ни была бы наша жизнь, если в ней есть что-то неизвестное и нельзя предсказать следующее мгновение,  то это перечеркивает всю мою человеческую сущность.

Так мы приходим к открытию, что существует сила выше человеческой, которая управляет человеком, человеческим обществом, эволюцией. Разумеется, мы не сами творим свою историю, как любят говорить. Существует программа эволюции человека, которая раскручивается все интенсивнее секунда за секундой по сравнению с эволюцией неживого, растительного и животного мира.

И относительно этой программы эволюции мы так же подневольны, как животные. Мы только реализуем все желания, мысли, которые пробуждаются в нас в каждое мгновение - раскрываем их в себе согласно какой-то высшей программе и вынуждены исполнять.

Выходит, что в природе существует некая скрытая программа, действующая относительно всего неживого, растительного и животного мира, а также относительно человечества. Хотя видимо, программа относительно человека отличается от той, которая действует во всей остальной природе. В итоге всего своего развития мы все же приходим к вопросу: "Для чего мы живем?", а животные - нет.

Этот вопрос: "В чем смысл моей жизни?" беспокоит нас все больше и больше. Я думаю, что этот вопрос оказался уже в самом центре человеческого общества, и подсознательно человек все время крутится вокруг него, делая все с надеждой узнать, для чего он живет. Или, по крайней мере, он пытается стереть этот вопрос из поля своего зрения и не замечать его, существуя сегодня, как вчера и может быть завтра - не задумываясь и не отравляя свою жизнь отсутствием ответа. 

Поэтому, все развитие, произошедшее с нами особенно за последние годы, было призвано выяснить этот вопрос. Человечество все больше тянется к этому. А если это не произойдет, то человек совершенно деградирует, повсеместно распространятся наркотики, антидепрессанты, семьи продолжат распадаться, люди потеряют надежду на будущее и не захотят заводить детей. Если нет четкого ответа о завтрашнем дне, то и сегодняшний ничего не стоит! Поэтому человек будет стараться провести каждый день так, чтобы поменьше страдать, то есть примет какую-нибудь таблетку, чтобы погрузиться в полуспящее состояние и так закончить свою жизнь.

То есть вопрос о смысле жизни все больше пробуждается в человечестве, требуя на себя ответа. Ведь где-то с 70-х годов 20-го века, то есть примерно 50 лет назад, человечество развилось до такого уровня, что теоретически способно обеспечить каждому все его нужды. Человек избавился от страха о куске хлеба назавтра. Если где-то не хватает каких-то продуктов, то это лишь из-за недостаточной организованности. Но по сути, все человечество производит продукты в достаточном объеме для того, чтобы снабдить ими весь Земной шар.

Никогда прежде в истории не было такого состояния. Люди всегда жили подобно животным в вечных заботах о своем пропитании сегодня и завтра. Если же сегодня где-то не хватает продовольствия, это только из-за отсутствия порядка, взаимной помощи, правильной связи между нами. В сущности, мы способны обеспечить каждого. Но именно в самых преуспевающих странах больше всего проблем, связанных с нежеланием человека жить.

Все приходит в упадок: культура, образование, наука - ни в чем не происходит обновления. Нет стремления вперед, нет мотивации. Молодое поколение - поистине несчастное поколение. Ведь нам уже не нужно бороться за выживание и обеспечение потребностей своего животного тела. Но мы также не можем ответить человеку в нас на вопрос: что несет нам будущее, для чего мы живем? Получается, что животное накормлено, а у человека нет ответа на его вопрос и не будет. Поэтому мы опускаемся до животного уровня и как-то живем. Люди не хотят учиться, не хотят работать, удовлетворяясь небольшим пособием на поддержание своего существования, и так существуют.

Эта тенденция накладывает свой отпечаток на современную культуру и образование. Поэтому если мы спрашиваем о месте человека в природе, то оно получается самым неблаговидным, хуже, чем вся неживая, растительная и животная природа. Человек опускается ниже всех - таким оказался итог нашего развития.

Из 305-й беседы о новой жизни, 23.02.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Человек управляющий или человек управляемый?

Эпоха угасания

Глобальный переворот

Человек управляющий или человек управляемый?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: С одной стороны, мы видим, что человек - это часть природы, и все происходящее в ней оказывает на него влияние. Но с другой стороны, мы ставим себя на верхушку всей пирамиды, как венец творения, нечто высшее, стоящее поверх всей природы.

Мы отличаемся от других созданий своим разумом, мудростью, способностью к планированию и развитию. В нас есть некое особое добавление, которым не обладает ни одна другая часть природы. Какое же место занимает человек в системе природы?

Ответ: Человек, безусловно, является неотъемлемой частью природы. Наше тело принадлежит животному уровню, все его системы подобны животным и в них нет ничего особенного. Мы точно так же рождаем детей и ухаживаем за ними, как любое животное.

Человек же начинается там, где возникает его мысль, образование, сила разума, интеллект, развивающийся из поколение в поколение. А вместе с разумом развились чувства, осознание того, где я нахожусь, кто я такой. Эти вопросы просыпаются в каждом поколении, но все в более новом качестве.

Очень большую роль тут играет образование. Кроме естественного развития от природы, мы также сами развиваем себя с помощью специально построенных систем, передавая научное знание и опыт из поколения в поколение. Это не просто опыт выживания, который животные передают своим детенышам. 

Человек передает своим детям мудрость, научное знание, мировоззрение. И потому мы оказываемся самыми сильными и способными развить такие средства, которые животным недоступны. Обезьяна не смогла использовать ничего, кроме палки - человек же изобретает самые хитрые инструменты.

Животное всецело управляется природой на уровне инстинктов и не спрашивает, откуда приходят приказы, которым оно повинуется. Человек же может  спрашивать: почему так происходит и можно ли сделать как-то по-другому? Он ищет, как выйти из всех неприятных ситуаций и достичь большего комфорта. Вроде бы он руководствуется тем же принципом, что и животное. Но животное действует инстинктивно, как машина. И хотя в человеке тоже заложено очень много инстинктов и привычек, передаваемых даже из поколения в поколение,  от родителей к детям, но его особенность в том, что он все время учится.

Человек учится от окружения, которое обладает очень сильным влиянием на него, и меняется в соответствии со средой. В нем живет стремление выйти из своего места, развиваться, завоевывать новые пространства, чувствовать себя властвующим, понимающим, силой использовать все, что находится вокруг него. Но мы видим, что если человек так действует согласно  своему желанию, то он все время вынужден спасаться от зла, которое сам причиняет себе. В результате, он оказывается самым несчастным, несмотря на то, что стоит выше всей природы.

Мы развиваемся под давлением своего эгоизма, которого нет в животных. Животные действуют только на основе инстинктов, а человек обладает свободой выбора: что и как делать.  Выходит, что в каждой жизненной ситуации я имею возможность поступать хорошо или плохо по отношению к другим, разумеется, всегда исходя из собственной выгоды. Однако мне нужно хорошенько проверить, что именно мне на благо. Ведь человек отличается от животных еще и тем, что обладает разрушительной силой, и способен вредить самому себе.

Сила разрушения - это власть нашего эгоизма. И человек обязан исполнять приказы этой силы, даже понимая, что она обрекает его на очень трудную жизнь. Он вынужден подчиниться этому внутреннему стремлению. Видя, что стоит на пороге войны, он все же не может остановиться и готов пойти на смерть, потому что его эгоизм сильнее инстинкта самосохранения.

Животное никогда не может пойти против своего инстинкта самосохранения. Самка способна даже бросить детенышей, спасаясь от преследования львов или волков, оставив их на растерзание. Природный инстинкт говорит, что большая и здоровая особь более важна, чем маленькая и слабая, а потому должна спастись в первую очередь. Так природа обязывает поступать животное, повинуясь инстинкту продолжения рода. Тогда как человек может действовать совершенно иначе. Мать готова смертельно рисковать своей жизнью, лишь бы спасти своих детей, что совершенно не свойственно животным.

Животное просто борется за свою территорию, за пропитание и продолжение рода. А как только оно чувствует, что слабее противника, тут же уходит без всякого стыда и угрызений совести. Эти чувства у животного просто не существуют, а есть обычный инстинкт, как будто это работают некие силы, а не биологические тела. Они просто измеряют, какая сила больше, и более слабый подчиняется. А человек готов воевать за "правду", "справедливость", "истину" - но все это проявления его гордыни, его эгоизма. Он должен доказать свою правоту и этим реализует свое ощущение человеческой личности.

Наше тело ничем не отличается от животных. Человек в нас - это наша гордость, зависть, честолюбие, именно они отличают нас от животного мира. Поэтому место человека в природе не такое, как у всех остальных ее неживых, растительных и животных частей, и мы инстинктивно отделяем себя от остальных. А кроме того, мы можем властвовать над остальными частями природы: убивать животных, сажать в клетку, делать из них домашних животных, выращивать и использовать в пищу. И тем более, мы полностью распоряжаемся растительной и неживой природой, считая себя как бы выше всей природы.

Но если посмотреть на человека, то мы увидим, что он выделяется своей завистью, жаждой власти и почета, не относящимися к животным инстинктам и потому поднимающими его надо всеми остальными. И при этом, человек тоже управляется природой. Ведь если я не знаю, что случится в следующий миг, это ставит меня в ряд обычных животных. Если я не властен над своим будущим даже на следующее мгновение, то уже попадаю под власть природы надо мной.

Поэтому мне нужно посмотреть: а кто я такой на самом деле - управляющий или управляемый? Вроде бы я управляю какими-то уровнями, находящимися подо мной. Но я не властен над самим собой и над человеческим обществом, а управляем сверху! То есть мне дали возможность властвовать над неживой, растительной и животной природой, а над самим собой и над тем, что выше меня: над моей судьбой и будущим я не властвую, а полностью управляюсь.

В этом и заключается вся трагедия человека, который кажется таким сильным и преуспевающим во всех делах, обладающим развитыми чувствами, разумом, сознанием, мощными средствами. И развившись до такого уровня, мы вдруг раскрываем, что не можем даже прикоснуться к самому главному.

Из 305-й беседы о новой жизни, 23.02.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Четыре ступени свободы и рабства

Вырасти Человеком

Неживое, растительное, животное, человек

Войти в гармонию с Природой

каббалист Михаэль ЛайтманИ сказал Бог, обращаясь к Моше: "Того, кто прегрешил передо мной, сотру я из книги моей. А теперь иди, веди этот народ туда, куда Я укажу тебе; вот ангел мой пойдет перед тобою, а в тот день, когда Я пожелаю вспомнить, – припомню Я им этот грех". [Тора, "Исход", "Ки тиса", 32:33-32:34]

Вопрос: Что значит, "припомню Я им этот грех"?

Ответ: Народ еще не исправлен. Поэтому все его тяжелые эгоистические свойства, в которых находятся самые сильные искры, поднимаются снизу, изнутри эгоизма. Ведь, когда происходит получение ради себя, то самые эгоистичные свойства притягивают самый большой свет, самое большое наслаждение, и там остается запись.

Фраза: "В тот день, когда Я пожелаю вспомнить, – припомню Я им этот грех", – относится напрямую к нашему времени. Сейчас, когда начинается период последнего поколения (поколения исправления) проявляются самые страшнейшие, уродливые эгоистические свойства.

Причем человечество будет оправдывать их и так естественно воспринимать, что ему будет непонятно: "Почему, вообще, надо что-то исправлять?! Зачем?! Для чего?!". Нам будет очень трудно осознать, что именно это мешает нам. Конечно, это большая проблема, которая выяснится в дальнейшем. 

Человечество окунется в бесконечный хаос, в совершенно неоправданные войны, страдания. Все самые неестественные отклонения будут считаться нормой. Это – проявление эгоизма на стадии "человек человеку – волк".

Однако мы можем приблизиться к этому периоду с осознанием своей природы. Если мы будем привлекать к себе Высший свет, воздействующий на нее, то станем ощущать ее зло и начнем исправлять его, поскольку нам будет невыносимо существовать в этих свойствах.

Мы должны понять, чем мы не угодили Природе, почему она нас так прессует. И только собрав правильно себя в интегральное сообщество, мы сможем войти в унисон, в гармонию с Природой, и выйти из противостояния ей.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 11.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ориентир на свойство отдачи

Не к разрушению, а к созиданию

Предотвратить фатальность судьбы

Умнее ли мы древних людей?

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (С.Дробышевский, к.б.н., доцент кафедры антропологии МГУ): Далеко не факт, что мы поумнели по сравнению с людьми Верхнего палеолита, жившими 40–10 тысяч лет назад. Они были универсалами.

Каждый кроманьонец знал, как сделать и как использовать все нужные орудия, как зажечь огонь, на кого можно охотиться, а от кого и как надо спасаться, что можно есть, а от чего будет болеть живот, он был и строителем, и медиком, и историком, и охотником, и мастером на все руки.

А ныне – время специалистов. Каждый знает свою узкую задачу, но беспомощен в целом. Человечество стремительно превращается в муравейник – это ли признак поумнения? 

Реплика: Мы не должны умнеть, мы должны оценить свою беспомощность в эгоистическом отдалении друг от друга, чтобы поневоле устремиться к сотрудничеству, объединению, единению и раскрыть в полном единении высшее существование.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Древние люди и культуры прошлого (клип)

Паразит разумный

Умный человек похож на каббалиста…

Страница 63 из 96« Первая...6162636465...Последняя »