Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Новый тип эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сейчас формируется новый тип человека с новым типом эгоизма?

Ответ: Да, потому что человек начинает понимать, осознавать, что одному ему дальше не прожить, что он зависит от всех. Так же как в семье. Внутри семьи мы эгоисты-альтруисты или эгоисты-интернационалисты.

Но разве это плохо?! Мы нашу природу не меняем, а ставим ее на службу семье. Или на службу человечеству. Назовите это "общечеловеческий эгоизм".

Я расширяю свои чувства, свои органы постижения до размера семи миллиардов людей. Я начинаю их ощущать как самого себя, видеть сквозь них, из них, изнутри них. Я начинаю ощущать их, как своего больного дедушку, как маленького сына, которому нужны учебники и ботинки, как жену, которая хотела купить себе платье или необходимые продукты питания и т.д., – я всё это ощущаю как свое. То есть я соединяюсь с их желаниями, с их надеждами, с их болью. Я становлюсь обобщенным образом человечества – я один. И так каждый.

Вопрос: Оставаясь при этом эгоистом?

Ответ: Исходя из эгоистической необходимости существования. Иначе мир прекратится.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 27.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Понять законы природы

От интегральности в ковчеге не уплывешь

В диссонансе с новой реальностью

Компьютеры затмили интерес детей к традиционным игрушкам

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Американские психологи бьют тревогу. Современные детишки все чаще отказываются от традиционных игрушек в пользу компьютеров, причем начинается этот процесс уже в самом раннем детстве, такая тенденция наблюдается во всех развитых странах. Такая тенденция разоряет производителей традиционных игрушек. Надо ли так рано приучать детей к компьютерным технологиям, погружать их в виртуальный мир?

Психологи предупреждают, что счастье заключается в нормальном общении с ребенком, совместном с ним времяпрепровождении и потому советуют родителям больше времени проводить с ним.

Реплика: Мы сделали свою жизнь такой, что у нас нет времени на детей, мы толкаем их к компьютеру. Если бы не угроза разорения производителей и продавцов обычных игрушек, никто бы этот вопрос не поднимал. В интегральном воспитании, которое предлагает каббала, основной упор делается именно на общение между детьми и на беседы с воспитателем, экскурсии, игры – и только вспомогательная роль отводится работе с компьютером.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Взаимосвязь, влияющая на счастье

Компьютеры вместо учителей

Кризис семьи

В диссонансе с новой реальностью

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Раньше человечество как-то регулировало свое зло, а в наше время складывается впечатление, что зло выпущено на свободу…

Ответ: Мы развивались по восходящей, наш эгоизм рос с годами, пока не "закруглился". Раньше мы всегда знали, чтó с ним делать, как компенсировать. Раз за разом он подталкивал нас вперед, к новым достижениям. Мы всегда уживались с ним: строили, придумывали, добавляли что-то. Желание толкало нас всё дальше – и мы приходили к наполнению. А если не могли достичь его напрямик, то устраивали революции.

Текли века, рабовладельческий строй уступил место феодальному, средневековье сменилось капитализмом, и в итоге мы подошли к последнему этапу – коммунизму. Ведь в "закругленном" состоянии не может быть ничего, кроме взаимосвязи на основе поручительства.

2012-12-21_rav_bs-ashalom_lesson_n3_01_0  

Здесь надо сказать, что желание каждый раз пробуждает Творец – и творения каждый раз получают от этого желания силы и разум для реализации. Стыки эпох и особые моменты характеризуются революциями, поскольку такие переходы возможны только посредством бед, драматических перемен.

Так вот, сегодня, на текущем рубеже, мы должны поступать сообразно с новым управлением. Все наши старые подходы и методы не сработают – они были хороши до того момента, пока мы не начали "закругляться", а теперь мы будем получать удары, поскольку не приводим себя в соответствие с происходящим.

Это не чьи-то инсинуации, а естественный ход вещей: если ты не соответствуешь внешним условиям, нечего винить кого-то в последствиях. Например, какой смысл упрекать других, если ты вышел на зимний холод без теплой одежды? Точно так же сегодня мы вступаем в новый мир, не адаптировавшись к нему.

В современную эпоху уже на научном уровне ясно, что нам требуется более высокий уровень единства, сплочения, сотрудничества. Но мы остаемся какими были и потому не годимся для новой реальности, для силы управления, замкнувшей нас в "круглую" систему. Вот уже больше ста лет ученые и специалисты пишут об этом – так кто же виноват, если мы не слышим?

Это расхождение с изменившимися условиями будет стоить нам глобального банкротства, системного краха, а то и мировой войны. А как иначе, если мы упрямо не желаем настраиваться на единение, которого требует сложившаяся ситуация? Мы похожи на человека, который, убив своих родителей, просит суд о снисхождении, поскольку он круглый сирота.

Так вот, пора адаптироваться к глобальному миру, тем более что он будет "закругляться" всё больше и больше. Невозможно и дальше продолжать жить по-старому. Единственный путь сегодня – объединение, сообразно с миром, который на глазах становится единым целым.

Из урока по статье "Мир", 21.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что происходит с нашим миром?

Все стремится к интегральности. А человек?

Кризис несоответствия Природе

История эволюции эгоизма (клип)

Эпоха осознанных действий

каббалист Михаэль ЛайтманНовосибирский конгресс, урок 5

Мы прошли очень интересный этап общечеловеческого развития.

Эволюционируя на протяжении десятков и даже сотен тысяч лет, человечество подошло к концу своего развития. В наше время мы ощущаем это как глобальный кризис, который является не просто отдельным переходом с одной технологической, политической или общественно-экономической формации на другую, а чем-то совершенно новым!

Поэтому у нас нет никаких предположений, что это за новый мир, новый строй, новое состояние. Их невозможно увидеть в нашем эгоизме, поскольку они должны проявиться уже в совсем другом свойстве – свойстве отдачи. Впервые в истории человечества над нами будет произведено такое изменение, такой фазовый переход, и мы должны будем его пройти. 

Развиваясь в течение сотен тысяч лет, человечество дошло до полного эгоистического созревания, и если плод вовремя не употребить, он начнет гнить, – к этому этапу, называемому в каббале "осознание зла",  мы сейчас подошли.

Отрицательные состояния вынудят нас перейти к исправлению либо страданиями, либо осознанным путем.

Если до сегодняшнего дня человечество развивалось автоматически, инстинктивно подгоняемое изнутри эгоизмом, и не было со стороны людей, практически, никаких свободных действий, а каждый действовал неосознанно в силу своих желаний и возможностей, раскрывающихся под давлением внешних сил, то сейчас – нет.

Исправление должно быть осознанным. То есть сначала идет осознание действия, причем действия против себя, иначе это будет опять автоматическим эгоистическим действием без нашего участия, ведь дальнейшее наше развитие строится только выше эгоизма, вопреки ему. Здесь мы должны развивать свою вторую надэгоистическую, альтруистическую составляющую, и двигаться вместе.

Мы прошли определенный путь в нашем эгоистическом развитии, и сейчас этот этап завершился. Начиная с XXI века, эгоистическое и альтруистическое развитие должны идти параллельно. 

Верхняя составляющая (см. рис.) – это наши усилия, нижняя – путь, по которому Творец толкает нас вперед, вызывая в нас строго определенные действия, и совершенно не обращая внимания на наши реакции.  Так мы развиваемся.

2012-12-07_rav_lesson_congress_n5_01 

И дальше природа/Творец будет толкать нас вперед, только уже с учетом наших усилий.

Из 5-го урока конгресса в Новосибирске, 09.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Решающий момент истории

Рождение нового

Что из нас произрастет?

Изменения климата создали человека

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Климат создал человека за 200 тысяч лет. Пять резких изменений климата, произошедшие в течение всего 200 тысяч лет, заставили наших предков покинуть "колыбель человечества" в Восточной Африке, в знаменитом ущелье Олдувай, где возник человек. По сути, ученые нашли своего рода климатический календарь. Леса сменялись саваннами, а саванны – лесами.

Смены климатических зон происходили очень быстро, в течение 1-2 тысячи лет. Это быстрое чередование климата резко ускорило эволюцию человека и его расселение по территории Африки. Частые смены климата и переходы от одного вида пищи к другой заставили людей приспосабливаться,  выработать механизмы адаптации – появление большого мозга, прямохождения, усложнение социального устройства, использование орудий труда.

Реплика: Вместо того, чтобы пойти по пути своего внутреннего развития, одевать на себя одежду из отраженного света, О"Х, – действуя анти-эгоистически, человек предпочел развитие внешнее, создавать вокруг себя среду, которой он отгораживается от Природы-Творца домами, одеяниями, дворами и стенами.

Сегодня мы обнаруживаем, что такая тактика не привела нас ни к свободе, ни к комфорту, ни к безопасности, а Природа становится все более агрессивной и нам не помогут никакие укрытия. Наоборот, вместо отгораживания от Природы, мы должны изменять себя в подобие ей, изменяя свои желания с эгоистических на отдачу, связь.

Этим мы войдем в гармонию с основным законом Природы, Творцом, и будем воспринимать все Его воздействия на нас, как благо. Т.е. если до сего времени воздействия Природы/Творца приводили нас к отгораживанию от Него, то сегодня мы должны начать приводить себя самих в соответствие с Ним.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Хватит грабить планету!

На Земле начинается эра супербурь

Мировую историю творит климат

Коснуться дна – и сразу наверх

каббалист Михаэль ЛайтманНаше продвижение в последние две тысячи лет изгнания носило обратный характер. Народ Исраэля утрачивал то, что было у него на духовной ступени, в Гальгальте вэ-Эйнаим, и всё больше перемешивался с "народами мира", опускаясь на материальный уровень. В каббале этот процесс называется "нисхождением поколений". Речь идет о спуске по ступенькам нашего мира из состояния, в котором еще есть определенная подсветка из духовного, до самого дна, где царит тьма.

Таковы законы Природы: всё зависит от взаимоотношений между светом наверху и решимот внизу. Сегодня, когда спуск закончился и нам предстоит подъем, мы определяем эти отношения, меняя коэффициент в постоянной формуле – иначе говоря, внося между решимот и светом связующее звено – меру подобия свойств.

В изгнании мы не могли это делать, и потому всё происходило в свой срок. Неслучайно каббалисты заранее знали и писали, когда должен завершиться этот этап. Решимот опускались всё ниже, всё глубже в эгоистическое желание, а оно "огрублялось" по мере отягощения сердца

Но сегодня погружение завершается, и мы видим это по окружающему миру: все сферы человеческой деятельности оказались на грани банкротства. Семья, образование, культура, экономика, бизнес и даже религии – всё теперь проникнуто "матерым", "чистопробным", необузданным эгоизмом.

К этому подвели нас два тысячелетия очень тяжелой работы. Мир шел вперед, а Исраэль опускался со своей духовной ступени – и вот, когда мир обрушивается под ударом кризиса, они оказываются "лицом к лицу". Возникла правильная связь, правильное смешение между "народами мира" и Исраэлем, и теперь можно начинать подъем. Нынешняя ситуация в высшей степени желательна и продуктивна.

Из урока по статье Рабаша, 14.01.2013

Шаг влево, шаг вправо – попытка к бегству от реальности

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Изучая природу и себя самого, человек обнаруживает, что он целиком и полностью зависит от генов и окружения. Неопровержимые факты свидетельствуют о том, что реальной свободы воли нет, что все смертны. Однако мы не готовы мириться с фактами, мы игнорируем результаты собственных исследований и предпочитаем жить иллюзиями того, что нам нравится. Как же разрешится этот конфликт?

Ответ: Действительно, мы исследуем многие явления, однако вовсе не обязательно руководствуемся полученными результатами. Ведь есть еще такие вещи как сомнения, верования, убеждения, эгоизм, в конце концов. Пускай даже я неправ, но стою на своем – просто потому, что мне так хочется. Мы знаем это по детям, однако взрослые часто занимаются тем же.

Одним словом, наша жизнь сложна. Но в любом случае, данные честных, обоснованных, проверенных научных исследований надо принимать как факты. Иначе в итоге ты навредишь себе и другим.

С другой стороны, концепции, не проверенные или не подтвержденные наукой, нельзя принимать ни в малейшей степени. 

Вопрос: Выходит, человек – это эгоистическое, нерациональное создание, готовое верить в сказки, если они ему подходят?

Ответ: Действительно, как же так? Неужели я готов идти на поводу у приятных ощущений, даже если они ошибочны? Скажем, я люблю курить, чревоугодничать, заниматься другими нездоровыми вещами. Мне нет дела до пользы и вреда здоровью – пока что я наслаждаюсь, и это главное. Я хочу делать то, что доставляет мне удовольствие; а если потом придется расплатиться за него – так это когда еще будет…

Да, такой подход нерационален. Логически, я должен принимать законы природы и, как машина, соблюдать их, подчиняться им – однако мое желание "всё портит", и вместо этого я делаю то, что мне приятно. Так человек устроен. В противоположность представителям неживой, растительной и животной природы, мы – существа испорченные.

Если бы не наш эгоизм, мы были бы животными, в которых заложена четкая программа, соответствующая внешней природе и не оставляющая им выбора. У них не бывает дилемм: "Сделать или не сделать? Так или иначе? Приятно это будет или нет?" Ими в приказном порядке движут неукоснительные команды – вот и всё.

А вот мы хуже их, мы худшие из всех. Ведь наш эгоизм сбивает нас с курса, заданного законами природы, мешает соблюдать их как должно, не отклоняясь ни на шаг ни вправо, ни влево и точно ступая по тончайшей линии маршрута. Эти законы непреложны, незыблемы, всё осуществляется с бесконечной точностью, однако нас разрушает, сокрушает добавка эгоизма. Мы делаем то, что хорошо для него, – и это всегда против разума.

Так человек и становится "испорченным животным". Все наши надстройки над животным уровнем, с виду такие замечательные – культура, воспитание и т.д. – базируются именно на нашей испорченности. Литература, музыка и прочие вершины духа проистекают из изъянов человека, уже переставшего быть животным. Птицы выводят свои трели не ради прекрасного, а инстинктивно. Но мы – другое дело…

В конечном итоге, все наши дополнения к здравому смыслу, к науке в чистом виде – это дурные добавки. По сути, нам нельзя использовать что бы то ни было, кроме науки. Однако мы используем и другое – что поделаешь. На самом деле, даже воспитание и культура, всё, что не проистекает из инстинктов, как у животных, – это изъяны, или попытки компенсировать их. Мы просто не сознаём, насколько отклоняемся от курса, проложенного Природой, и становимся чуждым элементом, "раковой опухолью", развивающейся в общем теле. В итоге она разрушает сама себя и свое окружение – мы хорошо видим это по своему отношению к экологии. Раковые клетки пожирают тело и умирают вместе с ним. Они не могут остановиться, такова форма их существования. Вот и эгоизм в нас действует точно таким же образом.

Итак, мы должны четко сознавать, где пролегает тонкая линия, грань, перегородка между наукой и "научной фантастикой" – т.е. религиями, верованиями, философскими концепциями, психологическими конструкциями и т.д. Научную сферу нам можно использовать: если мы делаем это точно, "без затей", то не ошибаемся, подобно животным, которых ведут инстинкты. И хотя мы сами открывали всевозможные явления и разрабатывали всевозможные средства на их основе, однако они существуют в природе. Поэтому, если мы подчиняемся законам природы – всё в порядке. В рамках науки – пускай раскрываются.

Если же мы обращаемся к умозрительной сфере, к искусственным теориям и практикам, там всё мнимо и ложно. Нельзя применять их в жизни.

В таком случае, как же нам относиться к душе? Мы не нашли ее научными методами и не воспринимаем ее в органах чувств. Так существует ли она?

Возможно, завтра на этот вопрос ответит наука? Ведь она постоянно выводит из сокрытия нечто новое, а также исправляет изъяны, модернизируя и совершенствуя уже найденное. Однако пока что нельзя базироваться на догадках.

А с другой стороны, как же тогда относиться к книгам каббалистов, которые повествуют о душе? Можно ли полагаться на них? Ведь вера здесь не годится, она ненаучна.

Так вот, пока мы не проявим эти явления в себе, никаких доказательств у нас нет – одни сомнения…

Что же делать?

Выверять свое естественное продвижение в виде "биомашины на кислотно-электрической тяге", сознавать, что у нас нет свободы выбора ни в чем, за исключением смены окружения, и стараться поставить себя в правильные условия посредством этого выбора.

Всё это должно быть строго научно, и всё необходимо сознавать и осмыслять исключительно в терминах законов природы, сводящихся к двум направлениям, которые мы называем "путем Торы" и "путем страданий".

Из урока по статье "Тело и душа", 03.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что там, за занавесью?

Не стесняйтесь меняться

Подневольная "свобода воли"

Счастье дарят не вещи, а впечатления

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование (группа психологов из Корнельского ун-та): Опросив участников эксперимента, психологи пришли к выводу, что впечатления от танцевальных курсов, путешествий или концертов давали участникам больше счастья, чем материальные приобретения. События сильнее влияют на личность, чем материальные достижения.

Радость от покупок кратковременна, поскольку их сравнивают с другими вещами и начинают хотеть других вещей, в то время как воспоминания со временем становятся только краше.

Реплика: Желания обретать вещи начинают остывать в людях и заменяются желанием ощущать – это надо учесть бизнесменам! А из желаний ощущать уже начнут развиваться желания к высшим ощущениям – и человек поневоле обратится к Каббале.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Хочешь быть счастливым – будь им!

Ощущением счастья можно управлять

Счастливыми нас делает ощущение, а не достаток

Я существую, потому что мы существуем

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование: Антрополог предложил детям из африканского племени игру. Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил: "Кто первым добежит до дерева, получит всё". Когда он сделал знак, дети крепко сцепились руками и… побежали все вместе, а потом все вместе сидели и наслаждались сладкими фруктами.

Удивленный ученый спросил у детей, почему они так сделали, ведь каждый из них мог получить приз единолично. На что дети ответили: "Обонато! Разве возможно, чтобы один был счастлив, если все остальные грустные?" "Обонато" (или убунту) на их языке означает "я существую, потому что мы существуем". 

Убунту — это африканское этическое учение, гуманистическая философия, мировоззрение, опирающееся на доверие людей и их взаимосвязи. Это учение устное, его проживают, а не рассказывают в прессе. Слово "убунту" может быть переведено как "человечность по отношению к другим", "вера во вселенскую силу участия, объединяющую все человечество". Понятию "убунту" сложно найти эквивалент в западных языках. Когда в Африке говорят, что "Этот человек имеет убунту" – это означает, что он щедр, гостеприимен, дружелюбен, полон заботы и сострадания, делится всем, что у него есть.

Реплика: Это естественное отношение к себе, окружающим, миру исходит из ощущения полной взаимосвязи мира. Такое ощущение было в мире до проявления в нем эгоизма, как повествует Тора, до строительства Вавилонской Башни.

А далее люди перестали понимать друг друга – появились языки, эгоизм, возросший до небес, как башня, удалил их, и они расселились по всей земле.

Сегодня идет обратный процесс – тот же эгоизм за прошедшие 3,5 тысячи лет соединил нас настолько, что мы вынуждены исправлять его, чтобы развиваться дальше, иначе он нас погубит.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Это непонятное слово "Природа"

Вся природа – единый организм

Сотрудничество - свойство, присущее природе

Когда война покажется избавлением

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В последнее время я часто бываю в больнице и наблюдаю у некоторых больных отсутствие элементарного жизненного инстинкта. Люди не цепляются за жизнь. Что случилось с этим базовым желанием?

Ответ: Оно исчезает – и у больных, и у стариков, и у молодых. Таков естественный ход эволюции: эгоистическое желание растет не только количественно, но и качественно.

Мы всё еще судим по количеству, стремимся к бóльшим масштабам, к большей роскоши – однако внутри тем временем меняется качество. И внезапно мы обнаруживаем, что развитие требует от нас чего-то более высокого – таких ценностей, которых нет в нашем мире. Во мне появляются новые запросы, на которые мое окружение не может ответить. И тогда выходит, что мне просто нечего здесь делать, нечего искать, не для чего существовать, нечем наслаждаться. Ведь я уже не просто ищу наслаждения, а хочу раскрыть нечто более сокровенное.

Но постойте, какая там сокровенность? Люди и сами не знают, чего хотят. 

Это потому, что нашему миру больше нечего им предложить. И тогда защитные механизмы тела толкает многих, особенно молодое поколение, к всевозможным прихотям и безрассудствам, а также к суициду, наркотикам, террору и прочему негативу. Они ищут чего-то – но ничего не находят. Сегодня проявляется новое эгоистическое желание, которое видит перед собой стену: "К чему я пришел? Весь мир безжизнен. Почему я здесь?"

Люди, еще не достаточно развившиеся разумом и чувством, становятся экономистами, адвокатами – короче говоря, ищут успеха в жизни. Их еще манит что-то, еще прельщает некая выгода. Ну а те, кто развился чуть больше, уже неспособны найти для себя что-то стоящее. У них изначально нет вкуса к жизни, и это порождает намного больше тяжелых явлений, чем мы видим на поверхности. Ведь СМИ и интернет спасают многих от самоубийства. Общее мнение заставляет каждого участвовать в этих "играх", отвлекает от главного вопроса. Однако скоро это закончится, через полгода-год волна схлынет, и мы увидим, как теряют свою популярность ресурсы медиа-мира и виртуальной реальности.

И вот тогда возникнет проблема – чем занять людей? Ведь тем временем повысится количество безработных, возрастут масштабы лишений. Человеку некуда будет податься, исчезнут даже те средства, которые были раньше…

Вопрос: Известно, что статистика депрессии и опустошенности растет. Откуда же на этом перепутье человечества возьмется новое желание, которое поведет людей по духовному пути?

Ответ: На самом деле, без "подсветки" свыше тут не обойтись. Разумеется, мы не сможем пробудить их, если не получим свет – и для себя, и для них, по принципу "первенец берет вдвойне". Лишь так мы сумеем показать им путь, показать искру света, которой хватит на всех. Будем надеяться, что нам это удастся. Ведь в конечном счете, это наш долг.

А если нет, то альтернатива – мировая война. Люди почувствуют, что лучше так, чем продолжать жить по-старому. Никто не воспротивится войне. Напротив, уже в этом месяце многие с интересом ожидали конца света, предвкушая хоть какое-то разнообразие. "Не наступил? Ну что ж, подождем следующего…" Люди будут рады войнам, пускай неосознанно…

Из урока по статье "Тело и душа", 30.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Всё против нас

Проблемы конечного развития

Когда нет жизненных сил…

Эгоизм нового типа

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Человек не может постоянно находиться в одном ровном состоянии. Люди, которые занимаются в группах интегрального обучения, тоже будут испытывать колебания состояний?

Ответ: Они постоянно находятся в колебаниях.

Я включаюсь в группу, растворяюсь в ней, получаю от нее новые чувства, новый разум, новую ступень, уровень, который называется "человек". Раньше я был животным, а сейчас, допустим, человек. И что дальше? Разве я на этом останавливаюсь? Я включен в других, растворяюсь в них, они влияют на меня, я влияю на них. И все на этом? А где же рост?

Рост появляется именно тогда, когда вы включаетесь в группу: и здесь в вас начинает развиваться эгоизм против группы. Это совершенно новый вид эгоизма – человеческий! До этого у вас развивался животный эгоизм, ведь до настоящего времени вы проходили животный уровень эгоистического развития, а когда вы начинаете включаться в группу, в вас начинает расти эгоизм нового типа – против включения в группу! 

Это эгоизм на уровне "человек" – духовный эгоизм. Он проявляется в том, что вы начинаете ненавидеть всех, а сегодня у вас нет особой ненависти. Вы не понимаете, что значит ненависть, так же как и любовь.

А когда вы входите в группу и начинаете с ней соединяться, - здесь и начинают возникать разрывы между всеми ее членами: жуткая взаимная ненависть, готовность сделать что угодно. Это природа возбуждает в вас настоящий огонь: вы не можете приблизиться, не можете смотреть друг на друга. 

Тогда вы начинаете ощущать свои падения, по сравнению с теми включениями в общность, которые вызывают подъем. Вам есть как расти дальше совершенно в других качествах. Ни в коем случае не надо спускаться с нового уровня, который мы называем "человек", объединенная система, на разобщенную систему – она полностью мертва.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 26.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эгоизм – сила противодействия объединению

Созидательный материал – наш эгоизм

Эгоизм – порок или преимущество?

Общество – единый духовный организм

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос:  Говоря об интегральном состоянии, мы имеем в виду общество или, согласно каббале, единый духовный организм?

Ответ: Это одно и то же. Мы говорим об обществе, которое начинает ощущать себя как одно общее целое. В нем появляется коллективный разум, коллективное чувство, коллективные потребности, коллективный взгляд на все. То есть все общество становится одним единым целым и начинает ощущать все уровни природы полностью взаимосвязанными. И когда человек включает в себя всю эту огромную природу, видит ее, ощущает внутри себя, он начинает проникаться ее программой. 

Являясь частью этой программы, он начинает воспринимать ее целиком. Он как бы видит себя зарождавшимся миллиарды лет назад и продолжающим свое развитие на миллиарды лет вперед, ведь он начинает включаться в весь этот огромный организм интегральной природы. Он начинает ощущать все силы, внутри которых находится, и понимать, как это работает, как воздействует на него, как он может повлиять на себя, на свою судьбу, на свое будущее, будучи единственным в природе активным элементом – не инстинктивным, а сознательным.  

Но он получит это только тогда, когда будет интегрально включен во все уровни природы. Тогда он взойдет на самый высший уровень природы – на уровень Творца, если можно так сказать. Творца нет, сама природа является Творцом. Но человек достигает такого уровня.

Вопрос: Как определить само понятие общества, ведь общество и организм воспринимаются как разные вещи. Общество иногда сравнивают с организмом, но это метафора, образ.

Ответ: Эти понятия воспринимаются как разные вещи для общества, в котором все элементы не взаимосвязаны. Если это организм, разбитый на части, на куски, как больной, который находится в жутком состоянии, когда все его системы вышли из равновесия, то тогда вы правы. В таком состоянии находится наше сегодняшнее общество, которое мы пытаемся как-то спасти от гибели, от полного разложения всех его систем. А когда все системы находятся во взаимной поддержке, в равновесии, каждая из них и все вместе, подобно человеческому организму, – тогда это просто интегральное общество.

Реплика: То есть мы должны провести четкую границу между представлениями об обществе, которое господствует в социологии. Там все очень просто: есть простое общество – первобытная община, племя, и есть сложное общество, которое должно быть очень сильно дифференцированным.

Ответ: Первобытные общины, кстати говоря, были практически интегральными сообществами. У них это базировалось на инстинктивном уровне, как в животном мире.

Но мы отличаемся от животного мира тем, что в нас вырос эгоизм. И теперь мы начинаем соединяться на другом уровне. 

Животные инстинктивно объединены в интегральное сообщество. Так их держит природа, ее общий закон. А затем над нашим животным телом вырастает эгоизм, и мы должны начинать интегрироваться уже над ним, вместе с ним. То есть эгоизм и дает нам новый уровень интеграции.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 26.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Растущая взаимозависимость

Чувство интегральности не имеет границ

Поглотить все мироздание

Почему наши желания отстают от жизни?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мы говорим о конце потребительского общества. Почему потребительство должно завершиться?

Ответ: По двум причинам:

1. Внешняя причина: истощаются природные ресурсы.

2. Внутренняя, главная причина: меняется желание, основа человеческой природы.

Можно разбирать экономические теории, анализировать рекламные акции, "рыть носом землю", придумывать всевозможные трюки, изобретать новые технологии наподобие трехмерного кинематографа – всё это не поможет. Человек просто перестанет этим интересоваться, как кошка, которой безразличен телевизор, на котором она лежит. Вместо этого мы устремим свой взор на общество, на окружающих. И всё потому, что сменилось желание. Ну что тут поделаешь – ведь именно желания движут человеком.

Разумеется, произойдет это не сразу. Сегодня спрос еще можно стимулировать различными скидками и "особыми предложениями". И все же, по сравнению с прошлым, ситуация меняется. Растет статистика суицидов и разводов, ширится разочарование, отчаяние. В целом, начинается новая тенденция. Само собой, человеку по-прежнему нужна будет пища, жилье и прочие насущные вещи. Но проблема не в них, а в тех желаниях, которыми мы злоупотребляем. 

Так или иначе, желание меняется очень медленно. И здесь возникает вопрос: почему оно отстает от внешних перемен, которые ограничивают его? Почему мы сталкиваемся с кризисными проблемами, если вместо этого можно было бы гладко перескочить на новую ступень путем быстрой смены желания? Почему бы людям добровольно не перейти от потребительства к более социальному времяпрепровождению? Почему они всё еще хотят покупать как раньше, хотя старая система рушится?

Это происходит для того, чтобы они осознали зло, чтобы нынешняя ситуация оставила в них привкус горечи. Иначе они не обретут сосуд, желание чего-то другого. Они должны почувствовать себя разбитыми – когда мир полон и в то же время скуден. Если же прежние желания просто исчезнут, человек не извлечет уроков из происшедшего, не осознает проблемы.

Вот почему желание меняется намного медленнее, чем внешние условия. Они должны давить на нас, постепенно вызывая внутри нужный эффект.

И тогда на сцену выступит интегральное воспитание, которое объяснит, что наши желания излишков над "животным", т.е. базовым, рациональным уровнем мы можем удовлетворять лишь в рамках человеческих взаимоотношений. Нынешний кризис как раз и призван показать человеку, что удовлетворить свои запросы он может только новым, интегральным способом. При этом его желания не уменьшаются, а совершенствуются, модернизируются, поднимаясь на качественно новую ступень. Теперь он желает не чего-то преходящего, сиюминутного, а чего-то более весомого в эмоциональном смысле. Он развивается, становится чутче и хочет наслаждаться другими переживаниями, которые уже ближе к духовному.

Вот почему именно в человеческих взаимоотношениях, в семье, в воспитании детей и проявляется кризис.

Из урока по статье "Каббала и философия", 13.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что происходит с нашим миром?

Тупик эгоизма

Что-то ничего не хочется…

Дыхание следующей ступени

каббалист Михаэль ЛайтманНовосибирский конгресс, урок 2

Почему наш мир особенный? С одной стороны, он является последним, наихудшим из миров, а с другой стороны, он для нас необходим, поскольку здесь, находясь в абсолютно неодушевленном состоянии, т.е. без души, мы можем начать двигаться вперед, "играясь" между собой – между телами, а не между силами, которыми еще не можем управлять.

Поэтому наш мир называется призрачным, воображаемым. На самом деле его нет, он ощущается таким лишь в наших эгоистических желаниях. Как только мы над ними приподнимаемся, мы начинаем ощущать его как абсолютную копию, обратную Высшей ступени, и тогда этот мир просто теряет для нас свое значение. Вот этого нам надо достичь.

А для начала нужно усвоить, что душа – это общий сосуд, единственно созданный, находящийся в постоянном контакте, в постоянном слиянии со светом. Мы находимся в этом же состоянии, внутри этого сосуда, внутри этого желания. Представьте себе его послойным – так вот, мы находимся в самом "грубом", самом затемненном его слое, а над нами лежат 125 ступеней к истинному, настоящему состоянию. И эти 125 ступеней нам надо постепенно пройти в отторжении своего эгоизма, каким он в нас заложен, в постоянном постепенном соединении между собой.

Имеются ли в этом мире души у растений, животных и неживых объектов?

Любое маленькое желание, если оно существует в природе, – это уже часть общей души, только без всякой свободы воли. Она полностью зависит от нас – от тех, кто реализует исправление души.

В душе есть множество всевозможных уровней. Есть люди, которые, как Адам, еще много тысяч лет назад, задолго до нас начали свое исправление и постигли, где они находятся на самом деле, увидели, что всё является одной душой, одним светом. Есть люди, которые продолжили эту миссию, и есть такие, как мы, которые сейчас приходят к ней. 

Но мы являемся особенными. Развитие нашего мира – это развитие того же эгоизма на самой нижней ступеньке. В течение тысяч лет он развивался эгоистически и, в конечном итоге, пришел к "круговому" состоянию, максимальному по величине, и в то же время глобальному, интегральному (∫) по своему качеству. Этот эгоизм сейчас и представляет собой то состояние, в котором мы находимся. Он уже не может расти дальше, он стал глобальным, замкнутым. И поэтому мы совершенно не понимаем, чтó с нами происходит. Это "круглое" состояние нам, эгоистам, индивидуалистам, непонятно.

2012-12-07_rav_lesson_congress_n2_04_0 

Мы всегда росли устремляясь вперед. Каждого из нас толкала эгоистическая сила, и мы пытались ее реализовывать. Нам было нормально и хорошо. Еще где-то 50-60 лет назад мы кричали об обществе потребления, о пользе конкуренции и называли это всеобщей демократией.

А сейчас тот же самый эгоизм, достигший огромных размеров на последней ступеньке своего развития, схлопнулся. Он больше не работает так, как раньше, и мы оказались в ловушке. И выход – только в том, чтобы мы поняли, как работает эта интегральная система, эта общая душа.

Что сегодня ощущает человечество в этой замкнутой системе, которая начинает проясняться? Оно ощущает, в общем-то, предчувствует первую ступень общей души, которая здесь должна нам светить, на которой мы уже должны осознать себя соединенными между собой.

Всего на этом подъеме 125 ступеней, и сейчас самая первая из них как бы светит нам издали. Вот почему мы ощущаем наш мир глобальным, интегральным и не в состоянии с ним ничего сделать.

Мы с вами изучаем это в науке каббала: когда два объекта, состоящие из десяти сфирот от Кетэра (К) до Малхут (М), находятся друг под другом, тогда свечение возникает из одного в другой. Когда же один объект "одевается" на другой, рядом стоящий, тогда он светит сквозь него.

 2012-12-07_rav_lesson_congress_n2_05_0

С одной стороны, мы получаем фактические данные о нашем мире, который сегодня находится в кризисе, и ничего не можем с ним сделать – ведь это светит нам высшая ступень, первая ступень нашей души, то есть общего сосуда. А с другой стороны, мы вдруг оказываемся взаимосвязанными, сопряженными через весь мир: что думают в одном месте, знают и в другом, и в третьем, и т.д. Мы взаимозависимы. Желаем мы того или нет, вдруг обнаруживается, что ни одно звено нельзя выкинуть. В целом же, эта взаимная сеть проявляется или в наложении состояний друг на друга, или в расположении одного под другим.

Как бы то ни было, состояние у нас особое: мы сейчас переживаем этап решения вопроса об общей душе.

Из 2-го урока конгресса в Новосибирске, 07.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Человек с пистолетом

Тупик эгоизма

Милосердие непреклонного суда

Страница 70 из 96« Первая...6869707172...Последняя »