Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Прогрессивная форма эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в Шяуляйском университете

Вопрос: Сначала человеческий эгоизм был движущей силой прогресса, а потом стал тормозом развития. Что теперь станет движущей силой нашего развития?

Ответ: Человеческий эгоизм не против развития.

Надо понимать форму, которую он сейчас принимает. Мы и дальше будем продвигаться с эгоизмом, но так чтобы пользоваться им в связи с другими: не мелко единолично для себя, отталкивая остальных, а приобретая другую, интегральную форму.

Вы видите: мы отторгаем семью, отторгаем детей, отторгаем соседей. Мы создали такое общество, где мне ничего не надо! Я захожу в супермаркет, потом разогреваю полуфабрикаты в микроволновой печи, и мне не нужна жена. У меня есть стиральная машина, микроволновая печь, у меня есть всё. Мы создали для себя такое замкнутое окружение, потому что наш эгоизм сделал нас индивидуалистами.

А сейчас, наоборот, эгоизм принимает "круглую", интегральную форму. И если мы поймем, что это – его следующий уровень, то эта сила, если мы будем соответствовать и помогать ей, приведет нас к новому уровню развития – интегральному. Тогда мы начнем ощущать следующий уровень природы.

Дело в том, что сейчас мы воспринимаем всё только через наши пять органов чувств. Это – пять материальных органов чувств в моем теле. А мое тело – это животный уровень развития материи, и только через него я воспринимаю информацию и получаю впечатления от того, что меня окружает.

На самом деле, согласно научным данным, нас окружает намного больший объем информации. Мы просто этого не постигаем, потому что наши органы чувств индивидуальны – они не способны воспринимать глобальную природу!

Но когда мы выйдем на уровень, на котором наш эгоизм станет более интегральным, мы начнем чувствовать природу в ее истинном интегральном виде.

Нам раскроются совершенно новые поля, взаимодействия, силы управления! Мы начнем чувствовать то, что, по крайней мере сегодня, мы еще не понимаем и не знаем:  откуда появляются все - причины и следствия, т.е. наше причинно-следственное развитие. 

Мы сможем увидеть это в природе, потому что все это заложено в ней. В ней находится огромный объем информации, который мы пока еще не можем воспринять именно потому, что не соответствуем ей. Мы представляем собой неправильные сенсоры восприятия, понимания и осознания природы.

Интеграция между собой открывает нам путь к созданию нового инструмента познания. Но это уже относится к теории познания.

Из лекции в Шяуляйском университете, 22.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Извечный вопрос

Движение к интеграции

Четыре этапа развития человека

Признаки переходного периода

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в Шяуляйском университете

Вопрос: Вы говорили, что человек – как раковая опухоль в теле природы. Сколько лет назад это произошло?

Ответ: Дело в том, что эгоизм в нас развивается постепенно. Мы прошли несколько стадий развития.

Начиная с 5-го века до н.э. по 5-ый век н.э. человечество развивалось в стремлении к богатству. С 5-го по 15-ый век – в стремлении к власти, к могуществу. И последние века, начиная с 15-16 века и до конца 20-го века – в стремлении к знаниям. Это превалирующие тенденции.

Уже в начале 20-го века академик Вернадский определил наше развитие, как конечное, ведущее к ноосфере – к равновесию с природой. Затем эта идея была подхвачено многими другими учеными.

Далее эти разработки продолжил всем известный "Римский клуб", а после него появились еще и другие ответвления.

Но, в принципе, эгоизм закончил свое развитие в 60-х годах прошлого века, когда появились так называемые новые признаки культуры у молодежи: отрешенность от жизни, поколение "Битлз", хиппи, "дети цветов", и прочее. Это зародыш внутреннего нигилизма, который означал, что новое поколение не желает и не считает нужным всё время рваться вперед, потому что чувствует себя опустошенным.

Мы постоянно развиваемся под воздействием наших желаний. Ведь человек – это желание.  Когда наши желания к богатству, к славе, к знаниям истощаются, и мы вдруг ощущаем, что не получаем в них нужного наполнения, тогда мы не знаем, что делать.

Тогда и возникает всеобщая депрессия – то, что сейчас мы видим в обществе: рост самоубийств, разлад семьи, отрешенность от детей и т.д. Это – переходной период. Но, в общем, он довольно быстр. Мы находимся в такой серьезной акселерации развития.

Из лекции в Шяуляйском университете, 22.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Современный мир и интегральная наука

На финишной прямой эгоизма

Четыре этапа развития человека

Эволюция эгоизма (клип)

На финишной прямой эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманЕвропейский конгресс. Предварительный урок

Мы всегда в какой-то степени знали, что делать, куда идти. Всегда нас природа подгоняла сзади: мы хотели развиваться, делать больше, шире, развивать технику, технологию – всё, что только можно.

А сегодня – нет, мы ничего не хотим. Мы как-то заглохли, притихли. Наш эгоизм, который на протяжении всей истории человечества являлся его движущей силой,  перестал работать. Он не вызывает в нас никаких побуждений, не подталкивает нас вперед. Мы прошли много формаций в обществе, мы развивались, строили, создавали, делали революции. Человечество всё время пыталось что-то сделать, идти вперед. Мы были в поиске.

А сегодня поиска нет. Мы не имеем никакой парадигмы, никакого уверенного четкого плана – что мы хотим, куда развиваться. Это то, что характеризует наше время.

И самая главная проблема, что это касается абсолютно всех. Такого в мире никогда не было. Все страны и континенты: Океания, Азия, Северная и Южная Америка, Европа, Дальний Восток, Япония, Китай, Африка – развивались каждая по-своему, каждая в своем темпе и не так уж зависели друг от друга.

И вдруг мы оказались настолько зависимыми, что эта проблема стала глобальной. Мы очутились в мире, где всё взаимосвязано. Мы не желаем этого, но взаимосвязь такая четкая, что проявляется каждый день и касается буквально каждого из нас. Если где-то в мире что-то происходит, то это обязательно и очень быстро сказывается на нас. Мы видим, что происходит с биржами в Нью-Йорке, в Токио, в Германии, во Франкфурте, что происходит с нефтью, с металлами… Если где-то произошло землетрясение, ураган или "проснулся" вулкан – всё это отзывается на всех. Мы находимся в таком зыбком мире, что даже не представляем, что делать дальше. 

Если мы начертим простой график - развитие эгоизма по оси времени, то увидим, что все время мы развивались более-менее равномерно, и только в ХХ веке наше эго резко выросло. Мы рванули вперед во всех областях жизнедеятельности: в технологии, в образовании, в воспитании, в покорении земли, в освоении космоса. И вдруг мы очутились на "прямой". Мы достигли эгоистического максимума, и он нас больше никуда не толкает. К этому состоянию мы пришли, начиная с конца прошлого века.

2012-03-22_rav_lesson_congress_lesson-0_pic1

Это очень серьезная проблема, которой занимаются большие люди и большие умы. Но сегодня мы уже приходим к ее исследованию, пониманию, начинаем осознавать, что же произошло.

Из предварительного урока Европейского конгресса, 22.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир на перепутье

Несоответствие двух систем

Решение кризиса

Религия – на грани исчезновения

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (Д.Палмер, эксперт): Данные переписи населения, проведенной в девяти странах, указывают на то, что религиозные взгляды их жителей постепенно сходят на нет. Статистика показывает стабильное увеличение доли респондентов, указывающих, что они не принадлежат ни к одной из религий. Речь идет об Австралии, Австрии, Ирландии, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Финляндии, Чехии и Швейцарии. Впрочем, это лишь те страны, в которых во время переписи задавался вопрос о религиозной принадлежности.

В своем исследовании ученые использовали математическую модель, призванную объяснить взаимосвязь между количеством верующих людей и социальными мотивами, побуждающими человека обратиться к религии. Результаты работы, представленные на конференции Американского физического общества в Далласе, демонстрируют, что религия в ряде стран обречена на практически полное исчезновение. 

Команда ученых использовала данные переписей за последние 100 лет в тех странах, где респонденты отвечали на вопрос об их религиозных убеждениях: Австралии, Австрии, Ирландии, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Финляндии, Чехии и Швейцарии.

В современных светских демократических странах очевиден тренд, показывающий, что люди все менее склонны причислять себя к приверженцам какой-либо религии. Изучив эти статистические данные, ученые построили нелинейную динамическую модель, выстраивая ее параметры исходя из социальных и других "преимуществ", которые получает человек, не принадлежащий ни к каким религиозным группам.

В результате выяснилось, что эти параметры одинаковы для всех девяти стран, а, следовательно, статистические изменения в обществе с течением времени продиктованы одной и той же моделью поведения.

И во всех девяти странах математическая модель со всей очевидностью указывала на то, что рано или поздно религиозные взгляды исчезнут совсем. Я полагаю, что эти результаты заставляют задуматься, – считает профессор Винер. – Интересно, что довольно простая математическая модель объединяет в себе статистические данные, и если лежащие в ее основе идеи верны, то она подсказывает нам траекторию нашего движения. Безусловно, в случае каждого конкретного человека все может быть значительно сложнее, однако оперировать средними величинами намного проще.

Реплика: Поскольку мы находимся в динамическом процессе постоянного роста эгоизма в нас, то человек постоянно спрашивает себя, насколько ему выгодно то или иное его поведение, и если его эгоизм не находит в этом выгоды для себя, то такое поведение отбрасывается. Так мы постоянно выбираем (сортируем) в себе все новые действия, цели, среду и пр..

Наш эгоизм когда-то привел нас в религию, а сегодня перерос ее и выводит нас из необоснованных действительностью, верований. Он требует доказательств, а если их нет, неспособен удерживать себя в подчинении без явной выгоды для себя. Поэтому, несомненно, все религии отомрут и их место займут культуры. По сути уже и сегодня каждая религия – это в основном культура того или иного народа, его обычаи, а не вера.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не ставь препятствия перед слепым

Религия уходит вместе с детством человечества

От потустороннего мира – к реальности

Зачем изучать прошлое?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Курс эволюции эгоизма человека можно изучать на примере четырех этапов развития природы. Должны ли мы рассматривать другие предметы в таком эволюционном контексте?

Ответ: Нет. Эволюция, история с точки зрения развития эгоизма – это исторические формы и формации, которые постепенно накапливаются и меняются именно благодаря эгоизму, причем меняются внезапно, рывком.

Один вид общественной деятельности, взаимоотношений, техники, технологии сменяется в течение нескольких лет или нескольких десятков лет – на другой, ведь одно обязывает другое. Изменились общественные отношения, значит, появились почта, телеграф, телефон, нотариусы, взаимодействие парламента и прочее. То есть все меняется на целом уровне, на целом пласте человеческих взаимоотношений.

Мы проходим не просто историю, а социальное, политическое, экономическое, общественное, технологическое развитие, орудия труда и производства, сельское хозяйство. Потому что от сельского хозяйства зависит миграция, от этого зависит демография, от того – что-то еще. В общем, все настолько взаимосвязано!

Причем с этим увязываются еще и фазы: ледниковый, малый ледниковый период, период расцвета и т.д. Мы увязываем с этим экологию, включая климат. Мы видим, что это все – одна целая система.

Вопрос: Зачем человеку нужно ощущать эти этапы?

Ответ: Если я не знаю того, что было вчера, я не могу думать правильно назавтра. Я должен видеть всю огромную систему, которая все время двигалась и довела нас до сегодняшнего состояния. И хотя она продолжает двигать нашим неживым, растительным и животным состояниями, но вместе с тем оставляет нам, как свободу воли, четвертый уровень развития, потому что мы должны его дополнить сами. 

Получается, что я уже могу делать какие-то аппроксимации, я уже вижу, что мы будем двигаться дальше. Но если я не добавлю своего личного участия свободным выбором, правильным взаимодействием с остальными, правильной добровольной перестройкой себя и общества, заранее, до получения ударов сзади, – если я этого не добавлю, то тогда мои неживая, растительная и животная составляющие грубо толкнут меня вперед и вызовут во мне соответствующие действия. Это могут быть и ужасные болезни, и землетрясение, и революционные потрясения и т.д.

У нас еще нет четкого взгляда на этот процесс, поскольку пока не накоплен необходимый эмпирический материал. Но мы уже можем примерно предположить, какие будем испытывать виды ударов, понуканий сзади, так сказать, "палкой к счастью", если не предвосхитим это нашим объединением, взаимным участием, устремлением к гармонии, к единству.

Поэтому очень важно изучать прошлое.

Из 12-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прощание с животным уровнем развития

Теория внутреннего контакта между людьми

Начало прозрения

Четыре этапа развития человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как охарактеризовать неживой, растительный и животный уровни развития человека?

Ответ: Неживой уровень – это период, когда человек обладает очень маленьким эгоизмом, который еще никак не побуждает его к связи с другими. Он пассивно существует в природе, не меняя практически ничего вокруг себя, а только немного обрабатывая землю своими руками или примитивными орудиями труда (практически еще нет даже и этого) и добывая себе пищу.

Это неживой уровень развития, т.е. не совершенствующийся, находящийся все время на одном уровне, еще не растущий, как следующий уровень.

Растительный уровень характеризуется тем, что человек уже "растет", но, как мы говорим: "Еще растение". То есть у него еще не хватает движения – он не способен на большие завоевания, на всевозможные преобразования. Он преобразует вокруг себя пространство, но как растение, которое пускает корни и понемногу берет от всего: завоевывает что-то, но в очень ограниченном виде, поскольку его эгоизм, его возможности не позволяют ему "проглотить", то, что завоевал. Поэтому нет смысла рисковать,  вкладывать силы, страдания.

Животный этап – это, в первую очередь, развитие технологий: того, что находится вне человека. Мы начинаем развивать инструменты, с помощью которых можем завоевывать мир вплоть до космоса. Этот этап начался в средние века с изобретения печатных станков и других новшеств.

На самом деле, средневековье – непростой уровень развития, довольно бурный период, который зарождался в неком внутреннем виде. Но сегодня, исследуя процесс эволюции, мы понимаем, что в то время происходили очень интересные, мощные, хотя и скрытие  процессы зарождения следующего этапа.

Следует подчеркнуть, что на предыдущих этапах этого не наблюдалось, потому что между землей и растением очень маленькая разница и слишком большая связь, – они содержат друг друга, превращаются друг в друга и т.д.

А между растительным и животным состоянием – огромная разница: в свободе воли, в передвижении, в собственном пространстве, в завоевании пространства и т.д. 

В соответствии с этим происходило внутреннее развитие человека – люди буквально ринулись завоевывать природу, пространство, открывать новые земли. Изменилась вспашка земли, сельское хозяйство, ремесла, города, разделение людей на группы, на кланы – в общем, все. Затем началось движение за парламент, за свободу и т.д.

Человечество стало более активным на всех уровнях по сравнению с прошлым состоянием, причем эта активность росла и росла.

В прошлом XX веке она достигла объединения: мы пришли к интеграции, к эгоистическому взаимодействию. Это стало предпосылкой к зарождению нового уровня, который начал проявляться с середины XX века. "Римский клуб", академик Вернадский в России, различные международные организации начали замечать, что проявляется холистический уровень природы, который соответственно оказывает воздействие на общество. Если мы не будем ему следовать, то будем страдать от неравновесия с природой.

Многие тогда уже начали писать и говорить об этом – каждый на своем уровне: на уровне биологии, социологии, политологии, минералогии, общественного развития или даже экономического и финансового (экономика и финансы – это две разные функции человека).

Все это постепенно накапливалось и вело к возникновению предпосылок для перехода на следующий уровень. Но проявление этих предпосылок, как любое движение в развитии, начинается с малых возмущений, которые все возрастают, пока не достигают состояний, когда уже невозможно остановиться, пребывать в прошлом состоянии, и тогда рывком происходит рождение на новом уровне.

Из 12-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Проблемы переходного периода

Когда наступит покой?

Движение к интеграции

Проблемы переходного периода

каббалист Михаэль ЛайтманВсе побуждения к переходу на новый уровень начинались с кризисов, но кризисов небольших: немного стала "барахлить" педагогика, немного общественные отношения, немного финансы, затем понемногу остальные системы. Начали распадаться брачные связи, постепенно появились наркотики. До этого был алкоголизм, но наркотики пересилили, перебили его. Вдруг появился террор.

Так человечество стало проявлять нервозность вследствие неудач во всех системах жизнедеятельности, потому что мы создали эти системы по эгоистическим, дискретным правилам, зацикленными на каждого из нас: это – твое, это – мое, и не лезь. Каждый сохраняет свою свободу, свое личное пространство. Но природа начинает показывать, что она рушит все границы между нами, разбивает стены, и мы входим снова в какое-то общежитие, которого не хотим и к которому не готовы.

Когда-то, будучи совсем "маленькими" эгоистами, мы были готовы к нему. Тогда нам было все равно: одна семья, одна деревня или одно поселение. Люди не запирали двери, и жили очень дружно. У огромной семьи (родители, дети, внуки) была одна комната, и они не стеснялись друг друга.

Сегодня все совсем по-другому. Нас разделяет огромный эгоизм: каждый хочет уединиться в отдельной квартире, скрыться за компьютером, за телефоном и как можно меньше контактировать с другими. Люди не объединяются в семьи, а только сходятся на какое-то время ради секса и разбегаются.

И вдруг природа начинает рушить все наши перегородки, отдаления друг от друга. Нынешний кризис, конечно, самый большой. Мы пытаемся любыми путями его оттянуть, исказить, но он проявляется и на низших ступенях, там, где мы все равно взаимосвязаны между собой.

Сегодня уже нет кризиса в семьях, потому что они разбиваются. Больше половины семей все равно уже не семьи и строить их не хотят. Процент нежелающих создавать семьи доходит до 70%. Но сегодня это нормально, а дружная семья, когда выходят замуж, женятся, создают семью, рожают детей и все это красиво катится вперед – наоборот, какой-то анахронизм. 

Вторая проблема: наркотики. Мы как-то соглашаемся с этим явлением, потихоньку приближаемся, вроде бы боремся с ним, но мягко. Мы понимаем, что это бич, от которого никуда не денешься, потому что само общество и сама жизнь вынуждают нас к какому-то бегству.

Следующая проблема – это проблема воспитания, поскольку падает демографический рост населения и все меньше проявляется забота о детях.

Родители согласны оставлять где-то детей на круглые сутки. Дети не испытывают никакого влечения к родителям. Пропасть между ними становится все больше и больше. Однако ощущение того, что мы теряем следующее поколение, – очень маленькое: "Хорошее воспитание мы дадим ему или плохое – ну, что можно сделать?". Вот так мы отталкиваемся от этого в своих рассуждениях, не замечая сути проблемы.

Получается, что все прошедшие кризисы не ощущаются нами как большие удары, заставляющие понять, что мы просто банкроты во всех областях жизнедеятельности.

Поскольку развитие идет всегда от слабых, малых воздействий к большим, то этот процесс похож на то, как мы наказываем ребенка – сначала потихоньку, убеждениями, а потом чем-то более вменяемым, внушаемым. Поэтому сейчас мы попали под очень серьезный пресс, и речь уже идет о нашей жизни.

Дело в том, что мы вышли на два очень серьезных уровня нашего несоответствия природе. Оно заключаются в нашей общей интегральности, когда мы раскрываем, что противоположны природе, противоположны заданной ею системе – быть полностью связанными между собой, – но стараемся от этого как-то уйти.

Мы понимаем, что это было бы для нас хорошо, но не знаем, как это сделать. Все  понимают, что если люди во всем мире соединятся в воспитательных, учебных, технических, педагогических, культурных рамках, то нам будет лучше, легче. Но как это сделать вопреки нашему эгоизму? Мы не в состоянии!

И тут возникает проблема. Если вы не в состоянии, то вам нечего будет кушать. Очень просто! Вы не сможете обеспечить себя самым необходимым, а самое необходимое – это питание, безопасность, тепло, жилье и физическое здоровье. Это пять непременных условий для нормальной жизни, для выживания.

Сейчас мы находимся под таким прессингом природы, что если не будем ей соответствовать, то не сможем обеспечить себя этими пятью требованиями.

В понятие безопасности входит так же экология. Поэтому, в первую очередь, мы ощущаем, что терпим поражение в борьбе за пропитание и экологию, а они взаимодействуют между собой, потому что одно влияет на другое.

Эти переживания, страхи, тревоги все-таки заставят человечество что-то предпринять. Если же мы ничего не предпримем, то наше противодействие, противостояние природе приведет нас к страданиям, войнам, к уничтожению и разрухе. Тогда после них мы уже правильно оценим, что другого выхода нет, мы обязаны объединиться и достичь четвертого уровня развития – уровня Человека.

Из 12-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Четыре этапа развития человека

Когда наступит покой?

Движение к интеграции

Что такое эгоизм

каббалист Михаэль ЛайтманПод эгоизмом понимается не желание обычного человека достичь наполнения своих телесных желаний (пища, секс, семья) и общественных желаний (богатство, власть, знания), а его сопротивление к единению, отдаче и любви к людям.

Такое отторжение проявляется только при его участии в группе интегрального воспитания, в мере его усилий к единению с участниками группы.

Предыдущие сообщения на эту тему:

В плену эгоизма

Эгоизм – порок или преимущество?

Что такое эгоизм? (клип)

Ловушки, расставленные эгоизмом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Где находится место группы в событиях Пурима, в истории с Аманом и Амалеком?

Ответ: В группе ты и выяснишь, где находится твой Мордехай, а где Аман и все, кто мешает тебе к ней присоединиться, чтобы через нее доставить удовольствие Творцу.

Прежде всего, нужно, что называется, найти направление на север – выяснить, есть ли в тебе такое, самое внутреннее отношение, с которым ты стремишься доставить удовольствие Творцу? Открываешь ли ты в себе такую точку, самое слабое и очень тонкое внутреннее желание. Есть ли оно у тебя?

Но если нет, то не страшно, оно еще придет – раскроется за счет света, возвращающего к источнику, и в итоге, человек начнет ощущать себя как-то относящимся к Творцу. И прежде всего, нам нужно найти в себе это стремление, определяющее главное направление – а это возможно только с помощью группы.

Поэтому, все, что мы делаем в группе, с товарищами, все наши собрания –  все должно проводиться с целью, хотя бы приблизиться к тому, чтобы доставлять удовольствие Творцу. А если мы действуем не ради этого, то все это будет "собранием насмешников".

Ведь само объединение в группе еще ничего не значит. Известно, что при подготовке всевозможных групп: в армии или в футбольной команде, проводятся такие психологические тренировки, что человек будет готов отдать жизнь ради своей группы. Он начинает ощущать, что группа – превыше него. И дальше действует простой расчет, он сравнивает себя с группой и видит, что она имеет большую ценность, а потому готов убить себя.

Это ложный альтруизм, который позволяет человеку пожертвовать собой просто потому, что у него сложилась новая шкала приоритетов, определяющая, что, по его мнению, более важно, а что – менее. Но это не имеет отношения к отдаче, а просто результат психологической манипуляции.

И это опасная ловушка, ведь многие считают себя идущими по пути отдачи, а на самом деле, участвуют в собрании лицедеев – то есть в такой группе, которая внушает важность отдачи группе. По сути, это еще больший эгоизм – ведь это общее, групповое эго, которое влечет тебя вперед. Оно находится выше человека – но не ведет в направлении Творца. И это ошибка многих людей. Именно в результате такой ошибки, сделанной когда-то в самом начале, развились все религии.

Из урока по статье Рабаша, 08.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Праздник победы намерения

Не верь сладким обещаниям Амана

Что можно дать Творцу?

Эгоист, ценящий силу отдачи

каббалист Михаэль ЛайтманСила отдачи – это сила соединения. Без нее, у меня нет соединения в семье, контакта с другими людьми, с детьми, нет соединения во всем человеческом обществе. Мы просто убиваем себя и свое общество тем, что не используем силу отдачи.

И поэтому обретение этой силы – сегодня, для нас становится совершенно необходимым. Это просто вопрос жизни и смерти. Потому приходит кризис, который показывает нам, где мы находимся. Мы сами загнали себя в это состояние, и теперь нам нужно только исследовать его, рассмотреть, проверить, чтобы понять, чего нам не хватает? Не хватает силы отдачи. Как же ее получить? Только за счет построения хорошего окружения.

Такого окружения в природе не существует! Нам надо построить его искусственно, чтобы оно служило нам примером, давило на нас, подгоняло, помогая стать хоть немного отдающими. Это общество будет относиться к каждому так, будто предупреждает: "Если не будешь отдавать – ничего не получишь. И не просто не получишь, но и лишишься всего уважения, которое у тебя сейчас есть, чтобы ты почувствовал себя нулем, полным ничтожеством, которое все презирают".

Общество будет воздействовать на тебя через твоих детей и других людей, мнением которых ты дорожишь. Оно подорвет чувство собственного достоинства и самоуважения в каждом, кто не будет стремиться к отдаче, показывая, насколько он низок и нечистоплотен в глазах общества. От него все просто отвернутся и не захотят с ним быть.

В такой форме мы обяжем человека задуматься об обретении силы отдачи – пусть изучит, что это такое, пусть захочет стать таким. И тогда он получит от общества обратное отношение - уважение и высокую оценку.

У нас нет другого выбора, ведь нам надо научиться, что значит быть отдающими. Приходя учиться, я заинтересован в том, чтобы окружение работало надо мной в двух этих плоскостях: палкой, против моего эгоизма – наказывая меня своим презрением, а с другой стороны – восхваляя меня за мою отдачу. Таким образом, за счет своего эгоизма я начну ценить силу отдачи, направленную против него. 

Если я буду действовать с отдачей, то получу наполнение – одобрение общества. Общество приблизится ко мне и не будет задевать мой большой эгоизм, оно не будет меня стыдить.

То есть мы видим, что таким образом действуем над эгоизмом, который вырос и достиг в каждом гипертрофированных размеров. Именно с его помощью и за счет окружения, мы можем так воспитать человека. Это называется интегральным воспитанием, ведь мы учим его быть интегральным – связанным со всеми.

Человек начинает чувствовать ценность силы отдачи, благодаря которой он приобретает уважение окружения, почет, ему начинают завидовать, насколько он вырос, как ценит его окружение. Получается, что эгоист начинает ценить силу отдачи – посмотрите, что можно сделать за счет правильного окружения!

Окружение выступает здесь в роли воспитателя – словно отец и мать относительно младенца, воспитатели и учителя по отношению к ребенку, или преподаватель по отношению к студенту. Так же действует и большое человеческое общество относительно каждого взрослого человека. Окружение относится к нему в зависимости от его продвижения, и тогда благодаря использованию двух этих сил: получения и отдачи обществу, он получает средство копать вглубь себя, вглубь общества и вглубь природы. Он начинает понимать, что происходит в области сил – внутреннюю психологию себя самого, окружения и природы.

За счет этого он начинает чувствовать, как две эти силы действуют во всей реальности: как они работают в неживом камне, в растениях, в животных, внутри человека, в окружающей среде и внутри семьи – во всем. Он работает с этими двумя силами, как хозяин, и с их помощью исследует и узнает все.

Он входит в сеть, связывающую всю реальность - сеть, которая создается переплетением этих двух сил. И поэтому он понимает всю программу творения, весь пройденный нами процесс и куда он ведет.

Ведь все подчиняется определенному процессу, только сейчас мы не видим его, потому что действуем лишь с одной силой. А когда человек начинает сам использовать две эти силы, это дает ему научный инструмент для исследования, с помощью которого он может проверить все, что происходит в природе. Таким образом, он становится подлинным хозяином своей судьбы и всего происходящего. И все это за счет подъема сознания на новый уровень.

Из 12-й беседы о новой жизни, 10.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Использовать свой эгоизм на благо ближнему

Равновесие на уровне мыслей

Грамм наслаждения

Грамм наслаждения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Неужели человек действительно готов убить всех ради того, чтобы получить всего один грамм наслаждения?

Ответ: Возможно, это покажется преувеличением, но на самом деле, это правда. Если бы мы поставили человека в такие особые условия, когда бы ему за это ничего не грозило, и он был уверен, что получит грамм наслаждения без всяких неприятных для себя последствий, то он бы непременно это сделал.

Человек устроен так, что достигает такого эгоизма, при котором не способен считаться ни с кем. Это не говорит о том, насколько он добрый или злой – это просто закономерный итог нашего эгоистического развития.

Это верно по отношению к любому человеку, но не стоит ждать, когда мы до такого дойдем. Если мы уже видим тенденцию развития и процесс, как положено "умному человеку" или "мудрецу, видящему новое, только зарождающееся состояние", то можем заранее предположить, чем окончится этот процесс.

Зачем же нам доводить человечество до такого состояния, когда мы начнем поедать друг друга и безжалостно уничтожать? Мы можем уже сейчас, после  маленького удара, понять, как умный ребенок, что не стоит так поступать, и изменить свое поведение.

Из 12-й беседы о новой жизни, 10.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Использовать свой эгоизм на благо ближнему

Эгоист, ценящий силу отдачи

Равновесие на уровне мыслей

Люди, кто мы такие?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы говорите, что все наше развитие призвано вырастить в нас сознание того, кто мы такие. Кто же мы такие?

Ответ: Во-первых, мы не животные, существующие внутри своего тела и заботящиеся лишь о том, как его наполнить.

Во-вторых, мы не просто эгоистические существа, обязанные ублажать свое эго, которое играет нами и толкает к разным лживым целям, доставляющим нам одни страдания всю нашу жизнь. Как сказано: "Человек умирает, не достигнув даже половины желаемого". То есть ни один не остается доволен своей жизнью, и,  умирая, ничего не забирает с собой. А сейчас мы приходим к такому состоянию, когда останемся ни с чем даже еще и до смерти.

Но мы такие создания, в которых есть совершенно уникальный потенциал, и находимся на самой вершине природы, создавшей всю Вселенную и развившей жизнь на Земле и нас самих, как следствие этого чудесного процесса. В этом и состоит цель развития человека.

Это развитие, добрым или насильственным путем, должно закончиться тем, чтобы каждый постиг всю всеобъемлющую природу, отождествил себя с ней и достиг с ней равновесия, совершенной связи - того, что в каббале называется "слияние". Все свойства человека должны быть использованы ради отдачи, служения силе отдачи, словно вся природа.

И тогда мы увидим, к чему вело нас наше развитие, в форме, существовавшей еще до того, как образовался Земной шар, и после, в периоды становления неживой, растительной, животной природы, а затем развития человека. Все эти формы, вплоть до сегодняшнего дня, когда мы начинаем вступать в новый мир, в мир отдачи, все прошлое развитие в своем эгоизме, в мире потребления, где мы искали только, как больше получить – было лишь подготовкой к человеческой ступени, которую мы сейчас должны развить в себе.

Из 12-й беседы о новой жизни, 10.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Равновесие – означает здоровье

Коренное отличие новой жизни

Из мира потребления – в мир отдачи

Из мира потребления – в мир отдачи

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Развитие приводит нас из мира потребления – в мир отдачи. Тысячи поколений жили в мире, движимом силой эгоизма. Если следующий шаг человечества должен привести его к миру отдачи, то, что это такое?

Ответ: Он лишь называется миром отдачи, но в нем существуют обе эти силы. В мире потребления тоже существовала сила отдачи, только ее использовали ради получения. Мир не может существовать, если в нем есть только одна сила – всегда присутствуют две. Вопрос лишь в том, какая из них определяющая – кто стоит во главе?

Если все решает сила получения, то сила отдачи находится у нее в услужении. Я готов немного отдать, чтобы больше получить. Я готов вложить в какое-то дело, чтобы больше заработать. Я все развиваю лишь для того, чтобы получить все большую прибыль для себя.

Во всем неживом, растительном, животном мире и в человеке, как части животной природы, происходило развитие за счет власти силы получения над силой отдачи. И особенно это заметно на человеке, как большом эгоисте, пользующемся этой силой во вред ближнему. В нем сильно выделяется эта власть силы получения над силой отдачи, хотя она властвует и в более примитивных формах – на всем неживом, растительном и животном уровнях.

При взгляде на человека просто более очевидно, что все, что мы делаем, предназначено для собственного наслаждения, для выигрыша. Если я не вижу выгоды, то не способен ничего делать. Я так устроен от природы, что у меня нет никаких шансов сделать хоть какое-то движение, если я не получаю от него наслаждение, то есть выгоду – избыток наполнения относительно своих затрат. Мое вложение – это отдача, а получение обязано быть больше отдачи. Это означает, что сила получения властвует над силой отдачи.

И в итоге, мы приходим к такому гипертрофированному использованию силы получения, властвующей над силой отдачи, что хотим заработать на всех без всякого стеснения. Человек готов всех убить, всех продать, все разрушить, лишь бы получить один грамм наполнения, удовольствия, и при этом не считается ни с кем, ни в какой форме. 

До такой степени выросла сила получения относительно силы отдачи. Разница между ними стала просто огромна. И когда мы приходим к таким огромным ножницам между силой отдачи и получения, между ними вдруг вообще прерывается связь, и тогда мы ощущаем кризис и невозможность дальнейшего существования.

Ведь сила отдачи больше не приближается к силе получения, и не помогает ей развиваться дальше. Эгоизм вырос до такой высоты, что не позволяет мне даже немного отдавать другим, чтобы выиграть. Я хочу все получить себе!

Эгоизм уже не позволяет мне вытерпеть другого человека рядом со мной, чтобы построить семью. Он не позволяет мне терпеть, чтобы у меня были дети – ведь за все это мне придется платить: уступать, считаться с другими, взаимно помогать друг другу. Я на такое не готов – настолько сила получения превысила силу отдачи!

И мы видим это в сегодняшнем мире, в любом месте, на всех уровнях жизни человека. Во всем я думаю только о том, как максимально выиграть. Настолько, чтобы даже вообще не платить – а украсть.

Поэтому мы создаем всевозможные системы, позволяющие нам красть на законном основании. Мы извращаем законы, создаем коррумпированные отношения в правительстве и в обществе, и все ради того, чтобы получить по максимуму. В итоге мы приходим к такому состоянию, когда человек не может считаться ни с кем: ни в семье, ни в обществе, ни в государстве, ни с детьми, ни со всем человечеством.

И потому наступает общий кризис: в образовании, в культуре. С природой мы вообще перестаем считаться и готовы делать с ней все, что нам хочется, выбрасывая ядовитые отходы в океан и замусоривая все вокруг своего дома. Меня ничего не волнует, кроме того, что находится внутри моих четырех стен. А до озоновых дыр мне нет никакого дела, пусть другие об этом волнуются.

Мое эго не позволяет мне делать расчет ни на один день вперед! Ведь оно всегда проверяет только то, что есть у меня сейчас здесь, в руках. Если я не вижу немедленной выгоды, то меня не волнует, что будет. Не говорите мне про завтрашний день – я ничего не вижу и не слышу.

Когда-то, лет 50 лет назад, экономисты и финансисты готовили перспективные программы развития государства – на 5, 10, даже 20, 25, 50 лет. Сегодня нет ничего подобного, и никто не знает, что случится даже на следующий день. Нежелание считаться друг с другом, приводит нас к потере ориентиров. Эго разбивает нам все существующие системы. Оно уничтожает последнее минимальное равновесие между силой получения и отдачи, даже не равновесие, а хотя бы какую-то связь - и та теперь пропадает. И потому мы не знаем, как жить дальше.

Решение в том, чтобы сейчас создать внутри нашего общества такую систему, которая поможет нам, подтолкнет нас, научит, как увеличить силу отдачи, без которой нет жизни!

Из 12-й беседы о новой жизни, 10.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Коренное отличие новой жизни

Люди, кто мы такие?

Равновесие – означает здоровье

Мы - дети, непохожие на свою мать природу

каббалист Михаэль ЛайтманМы надеемся, что знание, которые вы получите на курсе интегрального воспитания, очень поможет вам в понимании всех сторон нашей жизни и ее порядка – и даже больше, чем мы думаем. Давайте об этом и поговорим: что дает нам сила отдачи, которую мы хотим обрести?

Под отдачей понимается – помощь, внимание, участие, вплоть до любви – самой большой силы из всех других. Все эти силы человек может развить в себе по своему собственному выбору за счет создания хорошего окружения, которое будет все время показывать ему пример, и таким образом, изменять человека.

В течение всей эволюции мы развиваемся за счет силы эгоизма, которая толкает нас вперед. Она развивает в нас желание насладиться, благодаря которому мы стремимся все больше завоевать, понять, узнать, властвовать, завидуем другим, желая получить все то, что есть у них, и так развиваемся. Благодаря этой силе мы обретаем знание о нашем мире, устраиваемся в нем и даже начинаем им управлять.

Но проблема в том, что без уравновешивания нашей эгоистической силы получения со второй силой, находящейся в природе – силой отдачи, мы все время находимся во власти злой, разрушительной силы. Ведь если мы постоянно стремимся только получать, то приводим в неравновесие среду, человека, природу, человеческое общество.

Если посмотреть на наше развитие, то видно, что первую часть своей жизни, начиная от рождения, мы получаем все знание о мире от своих родителей или  близких людей, стоявших у нашей колыбели и воспитывавших нас в детстве. Затем, в подростковом возрасте, мы продолжаем получать знание и примеры того, как вести себя и устраиваться в жизни – от воспитателей, учителей.

А когда мы достаточно вырастаем и выходим в жизнь, то продолжаем получать знание и учиться искусству жизни в этом мире, благодаря окружению и на опыте  всех переживаемых событий. И тогда мы твердо встаем на ноги, вооруженные силой и знанием, полученными в детстве и юношестве, а также сами воспитываем других. Когда у нас рождаются дети, мы воспитываем их и тоже готовим к жизни. 

Так всегда развивался человек. И нам ясно, что без знаний об этом мире, мы не сможем в нем выжить. А чем больше мы будем о нем знать, и сможем все с большей пользой использовать это знание в своей жизни, тем большего успеха добьемся. В сущности, весь наш успех зависит от количества знаний о нашем мире, которыми мы сегодня располагаем.

Поэтому мы стараемся передать эти знания своим детям, чтобы они тоже обеспечили им силу для существования. Ведь качество жизни зависит от количества знаний.

Но после всего своего развития на протяжении нескольких тысяч лет, в последние 50-60 лет мы вдруг начинаем замечать, что приходит конец нашему эгоистическому росту, под управлением одного желания, единственной силы: получить, захватить, забрать себе все блага, не обращая внимания на других и на природу.

В такой форме невозможно долго продвигаться, а кроме того, мы желаем все больше понять и почувствовать, глубже проникнуть в наш мир. И мы видим, что наших сил на это недостаточно. Мы только разрушаем себя и свою среду, и в итоге, всю окружающую нас природу. А поэтому мы все чаще спрашиваем себя о второй силе, которой нам, видимо, не хватает – силе отдачи и любви.

И на самом деле, это та сила, которая управляет всем миром – огромная сила матери природы, которая и осуществляет развитие. Ведь все оно происходит благодаря силе отдачи. Точно так же, как мы поступаем по отношению к своим детям – так и природа действует по отношению ко всем нам.

Получается, что нам не хватает этой второй силы природы. Мы только пользуемся ею, все получаем от нее, но сами на нее совершенно не похожи. И когда мы задумываемся о себе, о сути свой жизни, о своем развитии, о проходимом нами процессе, то понимаем, что видимо должны достигнуть какой-то цели, ведь у всего развития природы есть какая-то цель.

И если мы хотим узнать ее, нам нужно лучше познать природу – исследовать ее, понять действующие в ней силы. Тогда мы возможно сможем понять, что происходит с нами и как дальше развиваться, чтобы прийти действительно к хорошей и полноценной жизни.

Из 12-й беседы о новой жизни, 10.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Окружение воспитает каждого из нас

В прозрачном мире сил

Две силы, породившие Вселенную

Страница 75 из 96« Первая...7374757677...Последняя »