Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Подслащать эгоизм больше нечем

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир в мире": Строители – те, кто желает созидания и блага общества. Ради этого они часто готовы уступить свое достояние другим.

Тем же, кто, по природе своей, склонен к разрушению и беззаконию, удобно ради личной выгоды держаться за категорию правды, то есть за принцип "мое – мое, а твое – твое". Никогда они не захотели бы поступиться чем-то своим для других, не считаясь с угрозой существованию общества, поскольку, по естеству своему, являются разрушителями.

Две тенденции к разрушению и созиданию мы видим в мире и сегодня. Причем созидательный аспект касается не только отдельных людей и организаций, ведущих благотворительную деятельность, но и государств, которые создают специальные вспомогательные механизмы для нуждающихся, хотя законы к этому и не обязывают. Так подслащается вызванное нашим эгоизмом отсутствие порядка, честности и справедливости в человеческом обществе.

Приносит ли это пользу? На самом деле, если бы не цель творения, подобные средства могли бы достичь нужного эффекта. Проблема в том, что сегодня переменам подвержены не только внутренние обстоятельства, но и внешние условия. Если бы менялось только наше эгоистическое желание, проявляя всё больший напор, – мы компенсировали бы это необходимыми исправлениями и уживались бы в обществе более или менее комфортно. Так, по сути, мы и жили до последнего времени, все-таки привнося в наши взаимоотношения определенную меру справедливости, честности и общего согласия.

Однако в современную эпоху раскрывается нечто новое – меняются окружающие условия. Иначе говоря, вдобавок к нашему эгоизму обнаруживается, что мы поневоле взаимосвязаны и не можем оторваться друг от друга. Вот это и создает нам проблему. Если бы не эта взаимосвязь, вызвавшая глобальный, интегральный кризис, нам хватало бы социальных механизмов взаимопомощи, обновляющихся время от времени. Мы поддерживали бы стариков и молодых, матерей-одиночек и неимущих.

Обычно государство не действует прямолинейно, оно предпочитает не оставлять человека на улице без средств, даже если всё вполне законно. Мы всегда старались смягчить жесткие порядки – в некотором роде, исправить изъян, вызванный Творцом, который сделал нас разными. Льготы и стипендии для поступления в университет, налоговые послабления и т.д. – каждое общество, каждая страна предпринимает подобные меры, потому что "инстинктивно" хочет сохранить свое благополучие. 

Но вот беда: до сих пор это работало, а отныне – нет. Дело в том, что сегодня между нами проявляется обоюдная, взаимная связь, и в то же время мы лишены взаимного поручительства. Как следствие, создается отрицательный расклад: я завишу от всех и в долгу перед всеми.

Вопрос теперь в том, как начать жить в соответствии с новыми условиями.

Из урока по статье "Мир в мире", 12.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Решение не там, где его ищут протестующие

Социальный договор о перемирии

Немного платины на черный день

Не хочу быть альпинистом!

каббалист Михаэль ЛайтманЭгоистическое развитие происходило постепенно в миллиардах людей, и вдруг мы оказались замкнутыми, как шестеренки в сцеплении, которые закорачиваются и обязаны вместе вращаться.

Сейчас мы подошли к такому состоянию, когда замкнулись вместе в одну систему. Однако эта система имеет еще внутри себя какие-то меры свободы - то есть она пока замкнута, как бы не зубчатым сцеплением, а трением колесиков, которые крутятся вместе, но в скольжении друг к другу – и благодаря этой свободе друг от друга мы еще живем.

Эгоистическая природа – это когда я кручусь один, как шарик, как одно колесико, которое не связано с другими – так, как мне удобней. Я тебе не мешаю, ты мне не мешаешь. Я не хочу быть с тобой в сцепке. Разве мы  альпинисты, которые зависят друг от друга? Я не хочу быть зависимым. Я выполняю свою работу, ты – свою.

Если система раскроется полностью, мы увидим, что она глобальная, интегральная, все ее части абсолютно обязывающие, как огромный живой организм, в котором не существует никакой свободы воли в том, что каждый может делать, что хочет – потому что такого в природе нет.  На всё существует детерминизм.

Из беседы о глобальном воспитании, 07.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Шестеренка – это вовсе не "шестерка"

Куда крутиться моему колесу?

Спрятаться в свой тёплый мирок уже не удастся никому

Альтернатива страданиям

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир в мире": Четыре категории имеются в нашем распоряжении для достижения цели: милосердие, истина, справедливость и мир. Этими категориями до сего времени пользовались все исправители мира. В этих четырех категориях происходило до сих пор развитие человечества.

Четыре категории – вот, что у нас есть, чтобы держать курс на конец исправления. Как же распознать их? Многие часами могут говорить о милосердии, истине, справедливости и мире. Но согласимся ли мы в том, чтó они собой представляют?

Это непросто, но Бааль Сулам, зная духовную природу, говорит, что мы должны разобраться в этом, дабы привести в порядок себя и мир. Мы не знаем, что такое исправленный мир. Все мы испорчены, и потому любое эгоистическое улучшение уже представляется нам исправлением. Однако для Бааль Сулама исправленный мир – это мир, в котором все потребности, которые только могут проявиться, получают совершенное наполнение. Как такое возможно? Это нам еще предстоит раскрыть.

Прежде всего, нам нужно понять, что при помощи эгоистического получения мы никогда не сможем наполнить себя. Наполнение возможно только посредством отдачи, потому что на отдачу, в отличие от получения, не было сделано сокращение (цимцум).

Как же нам устремиться к такому получению, которое само подведет нас к осознанию выгодности отдачи? Мы можем развиваться в этом направлении путем бедствий: постоянно желая заполучить что-то, я оказываюсь под градом ударов и в итоге прихожу к выводу, что мне не стоит желать самонаслаждения. Тогда я начинаю ненавидеть свое эгоистическое желание, не зная, куда податься и как с ним быть. "А может быть, я наслажусь отдачей?"

Так всевозможные изъяны ведут меня к просьбе об альтруистическом желании, о силе отдачи, силе соединения с другими. Это и есть путь страданий и аскетизма, о котором сказано: "Ешь хлеб с солью, пей воды в меру, спи на голой земле…" Когда-то давно люди взваливали на себя такое и благодаря этому продвигались к отдаче. 

Так и сегодня: народ, лишенный каббалистической методики и не получающий никаких объяснений о развитии мира, идет тем же путем. Его запросы увеличиваются, а дают ему всё меньше и меньше. В итоге несчастные, настрадавшиеся люди начинают чувствовать, что им стоит быть вместе, стоит совершать отдачу друг другу, стоит объединяться и обуздывать свой эгоизм вплоть до полной его ликвидации.

Мы видим, как во время войны, в период общих бед люди начинают объединяться. Даже животные, спасаясь от землетрясений или лесных пожаров, бегут вместе, перестав делиться на хищников и жертв. Их объединяет общая беда, потому что страх за жизнь сильнее страха перед голодом. Разумеется, они не превращаются в "праведников" – просто голод, желание наполниться, отступает перед более сильным желанием выжить.

Вот и мы, конечно же, можем продвигаться к исправлению посредством страданий. Они заставят нас устремиться к отдаче, из-за них мы захотим разрушить свой эгоизм как причину всех несчастий. Но это долгий путь, хождение по мукам.

И потому нам предоставили другую возможность – путь Торы.

Почему? Зачем нужен второй вариант? Дело в том, что путем страданий мы не приходим к свободному выбору. Мы просто бежим от несчастий, подобно животным. В отчаянии мы готовы даже на отдачу – но потому лишь, что нам плохо в получении. Мы выбираем отдачу не добровольно, а вследствие страданий и бед, по безвыходности. И это – ступень не человека, а животного.

Чтобы вывести нас на человеческую ступень, требуются две силы: отдачи и получения, между которыми и лежит свободный выбор. Таков путь людей с точкой в сердце.

Ну а для тех, у кого точки в сердце нет, выбор тоже будет, но на более низкой ступени. И тем не менее, это будет настоящий выбор: последовать за теми, кто может вести их вперед.

Из урока по статье "Мир в мире", 04.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наука вместо инстинктов

Выход из лабиринта страданий

Пойдем вместе со светом!

Кто я: хозяин жизни или заводная игрушка?

каббалист Михаэль ЛайтманСегодня мы входим в такую систему, которая показывает, что мы обязаны действовать на отдачу, на связь между нами, на связь с группой, на какие-то новые преобразования.

Мы с вами находимся в кризисе: не мы лично, занимающиеся каббалой, а мир, который так себя ощущает. Откуда это берется? Что это, вообще, за кризис? Это ощущение  мирового эгоизма относительно системы, которая начинает проявляться в нас, как фотография на фотобумаге в проявителе – постепенно, как из тумана, возникает новая картина, и эта картина не соответствует нам.

Вдруг в нас возникают свойства света, свойства отдачи, свойства взаимосвязи между нами, в то время как в человечестве существуют эгоистические, индивидуальные свойства – отторжение, использование друг друга. Противопоставление этих двух систем: с одной стороны, эгоистической системы, а, с другой стороны, альтруистической системы, и их воздействие друг на друга образуют между собой огромную, многоплановую, новую конструкцию.

2011-09-25_rav_lesson_osnovi-kabbali_pic09

Этого в нас не было никогда. В нас всегда была только лишь эгоистическая система, и мы в ней работали. В нас возникали желания, которые мы реализовывали. Нам казалось, что всё это – мы: мы хотим развиваться, мы хотим действовать, мы хотим работать, мы все хотим делать.

Почему? Потому что эгоизм, который в нас возникал, наши желания, мы отождествляли с собой. У нас не было никаких вопросов о возникновении в нас желаний, потому что они ощущались как наши: я хочу сейчас это, а потом то и то. А почему я вдруг хочу? У меня нет такого вопроса. Я хочу. Я не ощущаю, что кто-то мне как бы поддает эти вопросы, "всовывает" в меня, и я начинаю бежать  работать. Нет! Я абсолютно сливаюсь с этими желаниями, я ощущаю себя вместе с ними как одно общее целое – это мои желания возникают во мне: я хочу. 

Как это вдруг получается? Я – обычное животное, в котором возникают естественные, инстинктивные, мелкие желания, необходимые для моего существования.

И вдруг в нас начинают возникать новые и новые эгоистические желания, касающиеся развития технологий, общества, семьи, образования, воспитания, культуры, науки, банковской связи, финансово-экономической связи между нами, торговли, обмена, открытия новых территорий, развития, общения.

Откуда это все вдруг развилось в человеке по сравнению с животным миром, который не развивается?

Дело в том, что в нас все время развивается эгоизм, который постоянно возбуждает нас: еще, еще, еще реализуй – реализуй свои новые желания. Я не чувствую, что эти  желания, которые во мне каждый раз вдруг откуда-то появляются – появляются извне. Я чувствую, что они появляются из меня самого, и поэтому рвусь вперед реализовывать эти, так называемые, свои желания.

На самом деле ­– это не мои желания. Во мне просто отсутствует ощущение, что они – не мои. И, таким образом, я рвусь вперед и действую. Я не чувствую, что я как маленький, заводной, игрушечный зайчик, которого завели ключиком, и он прыгает. Я этого не чувствую до поры до времени – до нашего времени.

Из виртуального урока, 25.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир, возникающий из тумана

Между двумя мирами

"Слоеный пирог" души

Открыт новый Закон

Все законы в науке, которые мы открыли до сих пор как человечество в химии, биологии, математике, физике и даже в квантовой физике, сводятся к одному закону – Закону Взаимосвязей. Какой бы закон мы не взяли, он имеет дуальность. Закон притяжения и закон отталкивания. Закон развития и закон деградации. Во всех законах природы есть один общий знаменатель – направленность.

Спешу поделиться, что новый закон – это закон, в результате которого мы сможем предсказать дальнейшее развитие событий. Он основан на выборе направленности: тянуть все к себе за счет других или давать другим, получая для себя самое необходимое, заботясь обо всей системе.

Очень простой и наглядный пример этого закона – бактерии. В нашем организме есть бактерии, без которых мы просто не можем жить. Они и вырабатывают витамины, как витамин К, который практически невозможно получить извне. Точно так же существуют бактерии, без которых невозможно переварить пищу.

Есть полезные бактерии, которые, как армия и полиция, охраняют от плохих бактерий. Все эти бактерии работают на созидание, на взаимосвязь, заботясь обо всем организме. С другой стороны есть бактерии, которые направлены на разрушение. Именно они являются причиной заболеваний и смерти.

Есть и другой пример - симбиоза и паразитирования. В симбиозе один помогает другому и за счет этого развивается, помогая другим. Например, все растения поглощают углекислый газ, как необходимый продукт их жизнедеятельности, а выделяют кислород. А животные и люди - наоборот. Паразиты с другой стороны живут за счет других и, высасывая все из оккупируемого ими организма, погибают сами, т.к. больше им не на чем паразитировать.

Все это - данные научных исследований. Человечеству понадобилось много времени открыть эти законы природы. Теперь, складывая все вместе, мы открываем новый закон – Закон направленности взаимосвязей. Чему мы учимся от природы, раскрывая ее тайны? - Заботишься о других – хорошо и тебе, и другим. Тянешь на себя – страдают другие, и затем многократно страдаешь ты сам.

Сегодня общество поражено “вирусом” под названием Алчность. Это страшный вирус, который не щадит никого. Был хороший, добрый, заботливый человек, - и вдруг вирус алчности внедрился в его организм, - и все пошло кувырком. 

Если посмотреть на сегодняшний мир, то он весь заражен этим вирусом. Что делает этот вирус? – Меняет направленность намерения от того, чтобы заботиться о других, к тому, чтобы обогащаться за счет других. Этот вирус прогрессирует с огромной скоростью, покрывая все континенты, все слои общества, все человечество.

Как результат этой эпидемии, мы имеем развал в семьях, таких гуманных отраслях обслуживания населения, как образование и медицина. Так мы скоро пойдем друг на друга с оружием, полные гнева, не понимая того, что никто из нас не виноват. Мы просто не видим единого врага – вируса Алчности. И воевать-то надо не друг с другом, а против общего противника, вируса Алчности, объединившись вместе во взаимном поручительстве. Это первое наше действие.

Второе – понять, что не надо бороться со своими собратьями, какого бы вида они не были, а всем сплотиться в борьбе с вирусом. Третье – понять, что оружием в нашей борьбе является любовь и наша взаимная связь.

Мы можем выходить на площади, но если мы выходим воевать друг против друга, это только укрепит нашего общего врага – вирус Алчности. И уже после победы над ним, мы поймем, что этот вирус возник в нас именно чтобы вызвать наше объединение, привести нас к объединению, счастью, безопасности, вечности и любви.

Будем здоровы вместе и победим вместе.
Доктор Ангелов (Бостон)

Предыдущие сообщения на эту тему:

Особенность нашего времени

Учиться поручительству у природы

Поручительство как условие самой жизни

Перед прыжком

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир в мире": Не удивляйтесь тому, что я смешиваю понятия мира в одном обществе и мира во всем мире. Ведь на самом деле мы уже достигли такого уровня, когда весь мир считается единым обществом. Иными словами, каждый человек в мире, обеспечивая свое существование за счет всего человечества, обязан тем самым обслуживать и опекать весь мир.

Речь идет о законе природы, который действовал всегда, но мы не замечали его на протяжении тысяч лет эгоистического развития. Кривая нашего эгоизма устремлялась всё круче вверх, пока мы не достигли пресыщения.

С 1995 года развитие эгоизма прекратилось, и потому будущее уже не манит нас чем-то особенным. Желание не горит в нас, как прежде, мы отчаиваемся, нуждаемся в наркотиках и алкоголе, прибегаем к террору, погрязаем в проблемах, отказываемся от института семьи, расширяем пропасть между поколениями…

Налицо беспомощность. Раньше, когда эгоизм рос, нам день ото дня хотелось чего-то большего. Но сегодня желания поблекли. Люди сомневаются, стоит ли им заводить детей, и уж тем более не помышляют о том, чтобы в старости нянчить внуков.

Наша эпоха завершает текущую парадигму исторического развития, которое началось 15 миллиардов лет назад на уровне элементарных частиц и продолжилось всё более сложными уровнями природы: неживым (Н), растительным (Р), животным (Ж) и, наконец, человеческим (Ч) со всей его историей.

2011-09-01_rav_lesson_congress_n1_01

В нашем поколении, когда благосостояние каждого человека обеспечивается всеми странами мира, в той же мере человек непременно оказывается в подчинении у всего мира. А потому немыслимо установить мирным путем хороший и счастливый порядок в одной стране, пока этого не будет сделано во всех странах мира. Благополучие или неблагополучие любого человека пропорционально зависит от благополучия людей во всем мире.

Не стоит забывать, что Бааль Сулам написал эти очевидные сегодня слова в начале прошлого века, когда никто еще не помышлял ни о чем подобном.

Итак, мы словно находимся в центре концентрических окружностей, а Природа подступает к нам всё ближе, накрывает всё более тесным "колпаком". Мир становится всё теснее, давление увеличивается – и это ощущение будет только расти.

Отсюда мы и начинаем сознавать, что все зависят друг от друга.

С одной стороны, это открывает новые возможности для торговли и экономики, позволяя налаживать связи по всему миру, а с другой стороны, глобализация начинает создавать серьезные проблемы. Всё было хорошо, пока мы открывали континенты и зарабатывали друг на друге, но теперь, когда мир стал тесен, а Природа давит на нас всё сильнее, мы чувствуем, что наша взаимосвязь порочна в своей основе.

Здесь-то у нас и возникает требование взаимного поручительства. Мы обязаны исправить связь между нами, а иначе наша жизнь превратится в кошмарное противостояние людей, живущих в одном месте и ненавидящих друг друга.

Вот почему уже в начале прошлого столетия Бааль Сулам писал о том, что весь мир стал одной семьей и мы просто обязаны исправить наши взаимоотношения.

Почему же именно сегодня Природа оказывает на нас такое сильное давление? Почему человеческое общество сплелось в единый клубок, пронизанный нитями виртуальной сети? Потому что, согласно программе Природы, мы должны подняться в более высокое измерение. За ступенями неживой, растительной и животной природы должна последовать подлинно человеческая ступень, которую мы ощутим вне нашей материи. Каббалисты, уже открывшие ее, приглашают нас сделать то же самое. Другого выхода нет, говорят они, сегодня человечество стоит перед необходимостью прыжка. Это действительно особое и хорошее состояние.

Из 1-го урока конгресса в Ахзиве, 01.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эгоизм у финишной черты

В начале славных дел

Глобализация: по семейным обстоятельствам

Солидарность со светом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Некоторые специалисты, в том числе психологи, уже понимают, что человеческая природа эгоистична. И все же это суждение редко можно услышать…

Ответ: Проблема в другом: они не понимают, что здесь-то и кроется источник всех наших проблем. Этот момент они не могут выделить. Видя зло человеческой природы, ученые и специалисты не видят, что этим обусловлена вся наша жизнь, не связывают одно с другим. По их мнению, нам плохо живется по каким-то другим причинам.

Психологам надо раскрыть глаза на связь между нашим текущим состоянием и злом человеческой природы. Мы оказались в дурной ситуации, обладая дурной природой, но для них это не означает, что одно вызвано другим.

Вопрос: Одна женщина-психолог, с которой я говорил, считает, что любой человек, будь он у власти, по своей эгоистической природе, делал бы то же самое, что и другие.

Ответ: Она права. Мы видим это на примере всех партий и лидеров по всему миру. И дело тут даже не в эгоизме, а в том, что "сердца царей и властителей подчинены воле Творца". Все они проводят в жизнь замысел творения.

А потому, кем бы они ни были, всё зависит от нас: если мы сумеем хоть немного изменить свою дурную природу, то вызовем добро. Другой возможности нет. Что делать с дурным желанием наслаждений? Надо продвигать его вперед посредством бед. Удар, еще удар, и еще… Эти силы применяются к желанию именно для того, чтобы подталкивать его в сторону добра. Они развивают нас и действуют на постоянной основе. Говоря иначе, это – свет, который давит и давит на нас со всех сторон.

Что же я могу сделать? Только одно: я могу свое зло хоть немного изменить на добро. Тогда я стану подобен () свету и почувствую, что он продвигает меня по-доброму. 

2011-08-29_rav_bs-iton-uma_lesson_n7_01

Таким образом, свет остается неизменным, этапы моего продвижения – тоже, и только сам я меняюсь к лучшему: как ребенок, я соглашаюсь с давлением, которое оказывают на меня папа и мама. Я считаю, что оно идет мне на пользу, – и тогда меняется мой отклик, мое восприятие процесса: я вступаю в него осознанно, с пониманием и ощущением, я солидарен с теми силами, которые развивают меня. Вот и всё, что надо: постараться обратить хоть каплю своего зла в добро.

В действительности, я на это неспособен и опять-таки прошу помощи у света, возвращающего к Источнику. Ведь свет – это универсальная сила Природы, неизменно ведущая меня вперед. Однако я могу сам вызвать с ее стороны малую подсветку, которая изменит меня. При этом общая картина останется всё той же.

Из урока по газете "Народ", 29.08.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Покорение природы с последующей капитуляцией

Красная линия: осторожно - человек!

Не стоит ждать милостей от природы

Время качественных изменений

каббалист Михаэль ЛайтманКогда человек доходит до предела развития на неживой ступени и должен подняться на следующий уровень – растительный, он начинает ощущать свое отличие от других, несогласие, теряет внутреннее спокойствие.

Оно вызвано уже не отсутствием каких-то простых благ: пищи, секса, семьи, денег, почета, знания. Ему не хватает более качественного наполнения: понять, для чего он живет, в чем суть жизни, ее причина, цель.

Ему уже недостаточно просто наполнить себя, как насыщается младенец – и это называется растительным уровнем в развитии человека. Сегодня человечество подошло к тому, чтобы подняться на эту растительную ступень, к которой мы шли тысячи лет. А впереди нам еще предстоят животная ступень и человеческая.

Дело в том, что все мироздание устроено по пирамиде – и она очень пологая. Основную ее часть занимает неживая природа, на развитие которой потребовалось 15 миллиардов лет. Над ней – растительная часть, существующая около миллиона лет, животные – полмиллиона лет, и человек – всего 50 тысяч лет.

Чем выше уровень развития, тем быстрее оно происходит – время сжимается, и  мы все этому свидетели. В течение 20-го века мы прошли столько, сколько не случилось за всю историю человечества. А сейчас мы едва закончили первые десять лет 21-го века – но посмотрите, сколько уже произошло изменений. И месяц за месяцем скорость будет все больше нарастать.

Конечно, мы еще будем ощущать всплески и падения, время будет то уплотняться, то замедляться. Но не надо удивляться, что прежнее развитие человека заняло такое продолжительное время, миллионы лет, а сейчас мы так быстро развиваемся. Так проявляется природа качественных различий между неживым, растительным, животным и человеческим уровнями.

Все решает качество! Сегодня ты одной своей мыслью решаешь больше проблем, чем когда-то мог добиться тяжелым трудом за сто тысяч лет. В этом разница между качественной силой и количественной. Один человек ведет за собой стадо из десятков тысяч коров и приводит их, куда нужно. И они слушаются и идут за ним, потому что чувствуют, что он человек. Они инстинктивно понимают, что он лучше знает и позаботится о них. 

Такова мощность качественной силы, и потому она очень сокращает время, движение, место, ведь действует качеством. Посмотри на свой мобильный телефон – в этой маленькой коробочке содержится больше научных достижений, чем человечество когда-то сделало за сто тысяч лет.

Поэтому качественно новые явления, раскрывающиеся сегодня в нашей жизни, приводят к таким резким и стремительным изменениям. И они нас очень запутывают, ведь мы пока не понимаем, в чем их причина и цель.

Человечеству придется помучиться, пока оно не откроет для себя методику и поймет, что с ней можно продолжать существовать и продвигаться, и получать ответы. Может, мы пока и не понимаем этих ответов, но уже чувствуем, что это нам раскрывается правда. И чем дальше я захожу внутрь, тем больше для себя открываю, то есть рано или поздно, я все пойму.

Так будет чувствовать себя каждый человек. И тогда он оценит науку каббала по достоинству и начнет ее реализовывать.

Из урока по статье из книги "Шамати", 26.08.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жизнь означает зависимость друг от друга

Весь мир на маленьком плоту

Эволюция сознания

"Отпусти народ мой!"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Насколько далеко должно зайти человечество, чтобы понять, что эгоизм – это настоящая проблема?

Ответ: Придется дойти до самого конца. И я уже вижу, как экономисты начинают говорить словами каббалы и ассоциировать наш эгоизм с раковой опухолью.

До какой границы придется миру дойти, пока не придет осознание? Почти до полного саморазрушения – так действует наш эгоизм. Совершенно как в рассказе о фараоне. Представьте себе прекрасную, большую страну, настоящий чудесный оазис среди того скудного, прошлого мира – которая разрушает себя до основания, оставшись в полных руинах после десяти египетских казней,  только из-за того, что один упрямец – наше Эго стоит на своем.

И оно просто не способно ни на что другое, потому что не понимает и не чувствует, что существует решение. Но на этом примере нам нужно научиться, что мы обязаны все время приходить к нему и требовать: "Отпусти народ мой!"

Из урока по статье из книги "Шамати", 08.08.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эгоизм у финишной черты

До каких размеров придется вырасти Фараону?

Отрешение от эгоизма

Весь мир на маленьком плоту

каббалист Михаэль ЛайтманВсе творение делится по 4-м уровням развития: неживой, растительный, животный, человеческий. И сам человек в своем развитии тоже проходит те же 4 уровня.

На неживом уровне – он, не задумываясь, соглашается со всем, что делает с ним высшее управление. На растительном уровне – у него появляется собственное желание, согласие и несогласие.

Подняться на животный уровень – это значит иметь собственный характер и судьбу, свое направление, индивидуальность. То есть выполнять свое особое предназначение в творении, обладать активной силой внутри общей большой машины природы и правильно крутить ее шестеренки, согласно действиям Творца - но со своей стороны.

Когда же он сам становится, как вся эта огромная машина – тогда он называется человеком, Адамом. То есть он охватывает весь этот механизм природы и управляет им, вместо Творца – включается в общую программу творения. Это значит, подняться на ступень человека.

В наши дни, человечество начинает пробуждаться, чтобы приподняться от неживой ступени к растительной. Поэтому мы ощущаем неудобство, потерю пути, не знаем куда идти и зачем. А в ближайшие годы проявится еще много таких событий, которые очень запутают людей, лишив их понимания, как дальше жить.

И это будет касаться самых простых, как бы понятных каждому вещей, а не высоких принципов. Вдруг пропадет вся основа жизни: экономика перестанет действовать, распадутся отношения между людьми, силовые структуры – начнется полная неразбериха. Как будто опустится туман и все станет неясным.

Каждый пришедший к каббале, потому и начал заниматься, что когда-то почувствовал, что зашел в такой туман. То есть человек перестает ощущать себя хозяином своей жизни, в которой все подчиняется четкому распорядку. Здесь появляется какой-то неясный фактор, который его путает.

И тут начинает действовать защитная сила организма, который желает ощущать себя уверенно, надежно, твердо стоять на земле и держать управление в своих руках, чтобы знать, что у тебя есть работа, деньги, здоровье, пенсия. Но вдруг ты видишь, что все это уходит будто в туман.

Такое состояние будет ощущаться во всем человечестве. И когда это будет не чье-то личное состояние, а примет такие огромные масштабы, это уже станет очень страшно. Но это подтолкнет нас на следующий уровень – заставит искать защиту, новую основу, и приведет на растительную ступень. 

А на растительной ступени людям придется самим искать, как держаться друг за друга – то есть достичь глобальной и интегральной связи по собственному желанию, осознанно и с пониманием, что без этого нам не спастись.

Будто мы все стоим на плоту, плывущем по воде. И представь, что каждый будет делать несогласованные движения и раскачивать плот в противоположных направлениях. Для того, чтобы не перевернуться, нам нужно держаться друг друга и все время поддерживать равновесие – иначе мы утонем! Такое ощущение воцарится в мире.

Из урока по статье из книги "Шамати", 26.08.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

АВАЯ - стадии роста разума и сердца

Добровольное рабство в исполнении законов природы

Вырастая из игрушек

АВАЯ - стадии роста разума и сердца

каббалист Михаэль ЛайтманВсе различия и вообще все части творения заключены внутри разделения на четыре уровня: неживой, растительный, животный, человеческий. Такое разделение исходит из 4-х стадий прямого света, АВАЯ - кончика буквы йуд и йуд-кей-вав-кей, стадий развития желания, называемых Кэтер, Хохма, Бина, Зэир Анпин, Малхут.

А когда развитие доходит до последней ступени, Малхут, она начинает реагировать на все стадии, находящиеся перед ней, совершает разные действия, принимает их или не принимает, соглашается или не соглашается. Все происходящее дальше, разворачивается внутри Малхут – она не может изменить то, что было до нее, первые стадии, так называемые "первые девять сфирот". Вся наука каббала посвящена реакции Малхут (творения) на происходящее с ней.

Если Малхут ничего не чувствует и не осознает, что происходит – это называется нулевой стадией. Когда она только получает и начинает чувствовать, что вся состоит из желания насладиться – это 1-я стадия, неживой уровень.

Если она чувствует, что находится в желании насладиться, но не согласна с этим – то это уже растительный уровень. У растения уже есть собственное мнение, оно что-то преодолевает, хочет жить своей жизнью. Но пока оно не может совершать собственных движений и не понимает своих внутренних стремлений.

Когда оно начинает совершать движения относительно окружения, пытаясь от него не зависеть и развиться в каком-то направлении согласно своему индивидуальному характеру – это уже называется животной ступенью. И такой человек очень отличается от своего окружения.

А следующий уровень – это когда он начинает активно использовать свое желание насладиться. И тогда он хочет быть индивидуальным, словно растительный уровень, не согласен просто подчиняться приказам своей природы, ищет чего-то большего от жизни. Он хочет выйти из-под власти окружения и стать свободным от него, словно животный уровень. И если он также хочет выйти из-под власти Творца и стать подобным Ему – то значит, он достиг человеческого уровня.

Но можно посмотреть на развитие этих стадий АВАЯ с другой точки зрения – по тому, как человеку раскрывается высшее управление над ним. 

Если человек находится в полной власти Творца – значит, он совершенно отдающий, только неосознанно. Каждый человек в мире на 100% действует на отдачу и работает на Творца. Ведь он ничему не противится и вообще не знает о том, что может сопротивляться. Он действует согласно тому, как им управляет Творец – то есть находится в полной отдаче.

Затем его эгоизм растет, и он начинает его осознавать. И тогда он понимает, что противоположен Творцу. И чем больше человек развивается, чем больше растет его эгоизм, он как бы выходит из-под власти Творца и начинает с Ним не соглашаться. Конечно, он все равно выполняет указания свыше, но вопрос в том, насколько он это понимает, осознает, соглашается.

Выходит, что вся наша игра не в самих действиях и не в том, как мы распоряжаемся своей жизнью, а том, насколько мы соглашаемся или не соглашаемся с действиями Хозяина над нами.

Чем большее несогласие пробуждают в человеке, чем больше у него претензий к Творцу за его управление – тем больший это означает рост эгоизма. И одновременно с этой раскрывающейся ему противоположностью, ему нужно захотеть исправить себя, чтобы снова с Ним согласиться.

Поэтому, "чем выше человек – тем больше его эгоизм". Но с другой стороны, он уже выполняет действия взрослого человека и приходит к подобию Творцу и согласию с Ним – полностью передавая себя под власть Творца, несмотря на все противоборство своего эгоизма.

Такие стадии развития можно увидеть в нашем желании насладиться и желании отдачи: прямую и обратную АВАЯ, то есть в желании и намерении, разуме и сердце. Так раскрываются в человеке его уровни развития.

Из урока по статье из книги "Шамати", 26.08.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Весь мир на маленьком плоту

Добровольное рабство в исполнении законов природы

Программа развития под кодом "АВАЯ"

Добровольное рабство в исполнении законов природы

каббалист Михаэль ЛайтманВ наше время мы находимся в особом состоянии, когда в первый раз человечество перестает понимать свое желание. Происходит очень важное  изменение – все человечество переводится с первой, "неживой" ступени на вторую, "растительную".

Пока это еще только начало, и оно нам непонятно. Но постепенно нам дают понять, что природа, наши желания, высшее управление, обычная привычная жизнь – все относительно и зависит от какого-то неизвестного нам фактора, который мы никогда прежде не знали, не чувствовали и не принимали в расчет.

Мы называем этот фактор: обществом, окружением, глобальным и интегральным человечеством, новой связью между нами, которая раскрывается сегодня. Но на самом деле, человеку демонстрируют, что он находится в совершенной и тотальной зависимости от всего человечества, полностью в его руках.

Нам хотят показать, что мы выходим из-под неосознанного подчинения высшему управлению, под которым безропотно существовали прежде на "неживом уровне", думая, что такова жизнь, и надо как-то под нее подлаживаться – больше нечего делать.

Но сейчас внутри этой жизни нам показывают еще один компонент, фактор – окружение. По сути, это не внешнее окружение, а высшая сила, которая раскрывается нам в такой форме. Человек начинает чувствовать, что зависит от окружения, а окружение зависит от него, и они взаимно влияют друг на друга.

В сущности, это происходит раскрытие управления Творца относительно человека. И согласно этому, человек должен меняться, чтобы спастись от надвигающихся проблем и бед – ведь он остается с желанием насладиться.

Ему начинают раскрываться разные явления, в которых он ощущает себя получающим. Он чувствует, что есть кто-то – дающий, и он зависит от этого большого дающего: от окружения, мира. Так происходит раскрытие света, высшего управления относительно человека.

И когда человек понимает, что всецело зависит от окружения, он переходит на вторую стадию развития – "растительную". Он вынужден отдавать обществу, от которого получает, понимая, что тут действует закон взаимности, и невозможно, чтобы мне и обществу было хорошо, если я буду только получать. 

Он уже перестает жестко разделять мир на себя и "их", то есть всех остальных. Находясь на "неживом уровне", он стремился только получать, но поскольку он делал это инстинктивно, неосознанно, то это не считалось получением! Он просто подчинялся своей природе.

Но сейчас, когда он поднимается на "растительную ступень", он должен совершать осознанные действия и отдавать в ответ.  То есть изменить то поведение, которое на неживой ступени считалось правильным на все 100%, даже несмотря на то, что он брал себе и воровал – но к этому обязывала его природа.

А сейчас ему дают немного свободы от самого себя, от своей природы, и соответственно, он теперь должен действовать, отдавая окружению. К этому сейчас должен прийти весь мир – кроме того, чтобы получать от окружения, мы будем обязаны ему отдавать.

Этим мы восполняем неживую ступень своего развития. Все следующие ступени: растительная, животная и человеческая будут дополнять первую, неживую ступень. Насколько мне раскроется над неживой ступенью, что я нахожусь в своем эгоизме – настолько я исправлю это эгоистическое начало и вернусь обратно на неживую ступень – к рабскому исполнению законов природы, но уже осознанному и добровольному.

Поэтому все основывается на неживом уровне. Внутри этой АВАЯ – заключено все творение, все отношение к нему высшей силы.

Из урока по статье из книги "Шамати", 26.08.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Весь мир на маленьком плоту

АВАЯ - стадии роста разума и сердца

Вырастая из игрушек

Эгоизм у финишной черты

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что наука каббала говорит о текущем моменте? Как она поможет нам на этом важном переходном этапе?

Ответ: Мы живем в особое время. Наш мир стоит на пороге подъема на новую, внутреннюю, духовную ступень развития человека в нас. До сих пор, как объясняет наука каббала, мы развивались естественным образом, повинуясь импульсам своего эгоизма.

Он заставлял нас трансформировать общество, менять семейный уклад, разрабатывать технологии, перекраивать страны и формации, вносить перемены в воспитание и культуру. Мы всегда направлялись в ту сторону, куда нас тянул естественный внутренний позыв.

Но сегодня мы достигли определенного пресыщения. Мир словно перестает обеспечивать нас удовольствиями. Он больше не удовлетворяет нас экономически: мы чувствуем некую преграду, мешающую продолжать путь. Американская теория о потребительском обществе с бесконечным ростом экспорта и импорта, с неограниченным технологическим и производительным потенциалом, исчерпала себя. Более того, мы перешли к понижательной тенденции, к упадку, который, по признаниям экономистов, будет долгим и неизвестно когда закончится.

Согласно науке каббала, в нынешнем понимании, он не закончится вообще. На данном этапе развития мы реализовали свой эгоизм, а также реализовали потенциал окружающей природы, вызвав в ней ужасные потрясения. В итоге мы оказались на пороге краха – в человеческом развитии, в развитии общества и воспитания, а также в экологическом аспекте.

В этой ситуации нам нужно отдать себе отчет в том, что с нами произошло. Собираемся ли мы и дальше действовать в том же ключе? Ведь мы буквально разрушили себя, по-видимому, допустив ошибку в своих целях и планах. Хотим ли мы еще и еще наращивать потребление, разрушая тем самым окружающую среду? Хотим ли увязать в своем "механическом" забеге?

Едва успев попользоваться произведенными товарами, мы выбрасываем их, чтобы купить новые. И это – вся наша жизнь. Неужели мы хотим наполнять свое бытие подобными играми в богатство, почести и власть? Неужели смысл жизни человека состоит в том, чтобы ежемесячно менять мобильный телефон и прочие символы потребления?

Сегодня сам процесс, который мы переживаем, силой останавливает наш бег и приглашает нас к самоанализу. Очевидно, в Природе заложена другая программа, и мы должны разглядеть ее. 

Универсальная мудрость, общее равновесие, гомеостазис, который мы обнаруживаем в Природе, остается вне человека. Для Природы человек – чуждый элемент, раковая опухоль, пожирающая свое окружение и себя саму.

Мы разрушаем человеческое общество, портим себя и своих детей, коверкаем всё и не оставляем себе возможности для правильного существования. При взгляде на мир "со стороны" люди кажутся слепцами, идущими по самоубийственному пути. Они продолжают вести силовые игры, продолжают разрушать себя, детей, общество, будущее – и не сознают этого.

Вот почему мы оказались в кризисе. По сути, это не кризис. Я бы сказал, что это спасение. Сегодня, когда наступает коллапс всех созданных нами систем, мы получаем явный знак, который подводит нас к точке истины. Наконец-то мы можем понять, что у нас нет иного выхода, кроме кардинальной перемены отношения к жизни.

Вместо того чтобы продолжать скатывание к саморазрушению, как того все еще хотят политики, экономисты, да и вообще бóльшая часть человечества, всем людям, кругам и организациям, которые уже понимают происходящее, нужно вместе вырабатывать новый подход к миру и природе, чтобы пойти дальше другим путем.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вырастая из игрушек

Эгоизм на пределе

Эпоха пресыщения

Вырастая из игрушек

каббалист Михаэль ЛайтманНаука каббала говорит, что мы вступили в новый этап, на котором обнаруживаем свою ошибку и кроющееся в нас зло – человеческий эгоизм. С одной стороны, он привел нас к очень скверному состоянию, а с другой стороны, хорошо, что это проявляется. Будем надеяться, что своими усилиями мы сумеем помочь и человечеству в целом, чтобы оно приняло верные решения, раскрыло истинное положение дел и перешло на другой путь.

В случае успеха, начиная с этого переломного момента, мы сможем развиваться благополучно, по-хорошему, наполняя себя не "игрушечными" наслаждениями, а чем-то вечным, совершенным. Мы достигнем гармонии между собой и гармонии с Природой – того состояния, которое на самом деле соответствует нашей, человеческой ступени. Мы начнем развивать и приподнимать себя над этим материальным бытием, в котором сегодня погрязли с головой, не видя ничего вокруг и не задумываясь о смысле жизни.

Есть нечто большее, чем забота о том, как напичкать удовольствиями наше краткое существование. В этой жизни мы можем достичь более высокого уровня, а кроме того мы продолжим жить в ином измерении.

Наука каббала говорит, что сегодня, после материального развития на неживом, растительном и животном уровне, мы поднимаемся на человеческую ступень. Это развитие началось с Большого взрыва, когда крохотная искра духовной энергии ворвалась во Вселенную и сформировала здесь всю материю. Эта энергия придала материи первичный импульс к развитию, и она же продолжает развивать ее дальше.

Однако на последнем этапе, при переходе с животного уровня на человеческий, мы должны приобщить к развитию собственное осознание и понимание. Мы сами должны выстроить осмысленный механизм анализа и синтеза всей действительности: что здесь происходит, где мы находимся, кто мы, каково наше отношение к жизни.

Ведь на этот раз речь идет не о материальном подъеме, мы меняемся не телом, как при переходе с неживой на растительную, а потом на животную ступень, – мы меняемся самой своей сутью. Мы должны взойти на ступень человека (адам), подобного (домэ) общей, Высшей силе Природы. Перед нами – новый этап развития сознания, внутреннего развития человека. 

И в особенности мы должны подумать о том, как нам расширить свое восприятие, свое отношение к Природе, как начать знакомство с ее программой и принять осознанное участие в ее реализации, как познать весь этот огромный "движитель", который движет процессом развития, направляя его к особой, высшей цели. Нам надо увидеть себя здесь той самой частью Природы, которая должна сейчас подняться на новую ступень.

А потому, на мой взгляд, мы живем в особое, замечательное время. Если только нам удастся помочь человечеству, чтобы оно раскрыло глаза, растворило сердце, распахнуло сознание, тогда мы совершим этот подъем быстро и благополучно. Если же мы, как непослушные дети, продолжим вести свои игры, то у Природы есть множество возможностей, чтобы оказать на нас давление, в том числе и жестокое, – до такой степени, что данный этап развития нам придется пройти посредством череды бедствий.

Будем же надеяться, что мы изберем добрый и короткий путь.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эгоизм у финишной черты

Эволюция сознания

Подняться над проблемой, чтобы решить ее

Эволюция сознания

каббалист Михаэль ЛайтманМы начинаем развиваться и расти из этого мира - самой низкой реальности, опустившейся из мира Бесконечности по 125 ступеням, через 5 миров, до самой низшей точки. Дойдя до этого низкого уровня, искра света прорвалась с самой последней духовной ступени в этот мир и начала формировать в нем материю.

Материя начала концентрироваться, формироваться, соединяться частица с частицей. Таким образом, уже пошло возвращение назад – исправление разбиения. С этого началась наша Вселенная: неживой, растительный и животный уровни природы.

Все эти ступени – результат соединения материи во все более сложные структуры, все части которой действуют на благо друг другу. Сила света, сила природы соединяет отдельные элементы, и так возникает неживая материя во всем ее внутреннем многообразии. Материя образуется благодаря соединению противоположных частиц по определенным законам.

А затем даже возникает растительный материал, где противоположные частицы связываются в еще более сложные структуры. Они гораздо дальше удалены друг от друга, но, тем не менее, соединяются.

Затем возникает животная материя, каждая часть которой ощущает себя отдельно и в эгоистической форме хочет сохранить свое существование. Но за счет силы природы, каждый из них все же соединяется с остальными, и все вместе они создают животное – живое тело, способное существовать, несмотря на то, что внутри него существует противоречие и соединение полярных элементов.

Их соединяет особая сила – сила света, сила Творца, сила взаимной отдачи, несмотря на силу творения, эгоистичную силу, находящуюся внутри каждого. Две эти силы начинают действовать в общей гармонии.

Невозможна гармония, если нет двух противоположных сил, которые тем не менее соединяются ради одной цели, общего интереса, какого-то более высокого состояния. А высшее состояние – это общие интересы тела: растительного или животного.

А затем, благодаря развитию материи на животном уровне, она достигает уровня человека этого мира, еще более сложного существа – более агрессивного и эгоистичного. Каждое существо с этой ступени "человек этого мира" обнаруживает себя противостоящим всем остальным людям. 

И когда он доходит до предела своего эгоистического развития, то раскрывает, что если хочет и дальше существовать, ему необходима вторая, противоположная сила – сила отдачи. Ведь в нем развилась сила эгоизма, но что дальше с ней делать? Она нас только разрушает. И тут мы понимаем, что обязаны получить силу отдачи, силу соединения.

Ощущение недостатка силы соединения, без которой нам не обойтись – это и есть ощущение кризиса, разбиения, крушения прежних ценностей. Оно раскрывается прямо внутри нашего существования, внутри нашей жизни. Абсолютно во всех областях жизни, во всех занятиях человека этого мира, мы обнаруживаем, что не можем достичь равновесия, гармонии, так называемой "жизни".

Ведь жизнь построена на основе двух сил: получения и отдачи. И действуя только одной силой эгоизма, невозможно существовать. Так природа в результате нашего развития, нашей ступенчатой эволюции, шаг за шагом подводит нас к выводу, что нам необходима также вторая сила – сила соединения.

Из урока по статье из книги "Шамати", 25.08.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

С чего начинается человек

Назревшая потребность в единстве

Первородный инстинкт исправления

Страница 79 из 96« Первая...7778798081...Последняя »