Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Пейзаж в окне скорого поезда

каббалист Михаэль ЛайтманСуть мирового кризиса заключается в том, что человечество "застряло", "завязло" в природе и не знает, как быть. Природа повернулась к нам суровой стороной, угрожает кризисами в различных сферах, и у нас нет ответа на этот вызов.

С одной стороны, мы развивались внутри своей природы и пришли к совершенно закономерному итогу. Будь у нас возможность отмотать время вспять на несколько столетий, мы снова пошли бы по тому же пути.

Ведь таково наше естество – растущее эгоистическое желание со всеми его производными. Научно-технический прогресс, промышленность, культура, воспитание, человеческое общество – всё это естественные следствия эгоизма, и ничего с ними не поделаешь.

До сих пор мы развивались по указке своей природы. Как же теперь нам повлиять на нее, исправить ее хоть в чем-то, чтобы сменить направление? Случалось ли в истории что-либо подобное? Никогда. В лучшем случае, мы можем разглядеть результаты своего развития – хорошие или плохие, в зависимости от точки зрения наблюдателя. А тем временем поезд едет всё дальше, и возможно, у нас действительно нет другого выхода?

Научные исследования кризисных явлений – вещь полезная, но что с того? Мы смотрим из окна поезда на проносящийся пейзаж: поначалу он сверкает красками, небо ясно, зеленые просторы залиты солнечным светом. Но затем цвета начинают блекнуть, зелень всё чаще сменяется песком, мелькают свалки, грязь, сточные канавы, солнце прячется за дымом и смогом… Можем ли мы сделать что-то или поезд проедет эту колею до конца? Занавесим окно – будь что будет?

Здесь очень много знаков вопроса, но наука каббала вообще не обсуждает этот маршрут и то, куда он нас заведет. Она занимается корнем проблемы: мы едем на поезде своего эгоизма, который постоянно растет.

Само по себе развитие – дело нужное, но направим ли мы его в другое русло? Давайте откажемся от эгоистического пути, на котором мы не можем ни о чем договориться и причиняем себе и природе только вред. Ведь каждый думает лишь о себе – и потому мы неизбежно разрушаем свою жизнь и окружающую среду. 

Что если вместо этого мы будем объединяться в любви? Стали бы мы тогда иначе относиться к природе, к окружению? Истощали бы богатства земли? Сжигали бы топливо в немереных количествах? Выбрасывали бы еду, когда миллиард человек страдает от голода? Рожали бы по одному ребенку здесь и по десять – там? Смогли бы мы тогда достичь некоего равновесия?

А может быть, нам и не пришлось бы искать баланс между нами? Может быть, само отношение человека к человеку и к миру в целом исправляло бы этот мир? И тогда изменился бы сам поезд, он бы уже иначе ехал вперед? Исправив свое отношение, мы обеспечили бы изобилие природных ресурсов, урожая, чтобы всем хватало с избытком?

Бааль Сулам пишет в газете "Народ": "Наш Земной шар достаточно богат, чтобы прокормить всех нас. Так зачем же нам эта трагическая война за выживание, осложняющая нашу жизнь из поколения в поколение?"

Если бы мы только могли достичь единства, взаимного участия, любви – у всех было бы всего в достатке. Ведь тогда высший свет наполнял бы наши потребности. Сама природа изменилась бы изнутри.

Из урока на тему "Проблемы мира. Перенаселение", 18.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кризис как средство духовного продвижения

До последней капли яда

Научиться работать по новой программе

До последней капли яда

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Наша эгоистическая гонка превращается в снежный ком, катящийся по склону горы. Всем ясно, что в какой-то момент он разобьется, но никто не может остановить его движение…

Ответ: Верно. Наш эгоизм – это наша единственная природа. Если бы у нас была еще одна сила, противостоящая ему, тогда мы смогли бы остановиться. Но никакой другой силы у нас нет.

Это и должно выступить на поверхность: все мы отпетые эгоисты. Безраздельное себялюбие заставляет человека испить чашу яда до дна, до самой последней капли. Даже за мгновение до смерти он не сможет остановиться.

Никого невозможно ни в чем убедить – все равно каждый останется со своими мыслями и не услышит предостережений. Пускай даже я выступлю перед всем миром, приведу все данные, распишу все факты, выведу ведущих ученых и авторитетнейших общественных деятелей, и все вместе мы вскричим:

– Товарищи! Братья! Мы идем к гибели!..

– Да неужели? Что вы говорите!? – и публика разойдется по своим делам, чтобы прожечь оставшееся.

Ведь каждый – эгоист, каждый как машина, он не может действовать по-другому. Кто-то вращается, кто-то подскакивает, кто-то движется туда-сюда – так мы устроены, ни на что другое мы не способны. Призывов, исходящих с более высокой ступени, лежащей над человеческой природой, люди не слышат.

Только объединившись между собой, мы поможем им осознать проблему. Лишь тогда, поняв ситуацию и прочувствовав угрозу, которую она несет, люди будут готовы хотя бы капельку прислушаться – и мы, соединившись с ними внутренне, дадим им свет, возвращающий к Источнику.

Из урока на тему "Проблемы мира. Перенаселение", 18.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пейзаж в окне скорого поезда

Кризис как средство духовного продвижения

Что скрывается за иллюзией прогресса?

Единственные и неповторимые

каббалист Михаэль ЛайтманКаждый из нас чувствует себя особенным, исключительным, как будто лишь он существует в мире, и весь мир предназначен для него.

С развитием поколений каждый всё более выделяется, эгоизм растет и требует от человека становиться самобытнее и чувствовать себя "пупом земли".

Зависть, страсть, тщеславие заставляют нас возвышаться над другими в своих глазах. Отказываемся мы от этого только по безвыходности или из лени – ведь чтобы достичь чего-то, нужна нескончаемая борьба. Однако само желание, сам позыв к самоутверждению над всеми по-прежнему горит в человеке.

Мы видим, что только ощущение собственной исключительности побуждает людей "карабкаться друг на друга", ходить по головам, выстраивая человеческую пирамиду от правителей наверху до самых малых внизу.

Всё зависит от того, насколько человек выделяется своей исключительностью, а также от условий, от качеств, с которыми он родился и которые получил от окружения по ходу своего развития.

Так или иначе, в конечном итоге люди достигают чего-либо в человеческом обществе, только используя свойство собственной исключительности. Свойство это приходит от Творца: Он един, и потому каждый из нас, отделившись от общего желания, созданного Творцом, тоже чувствует себя единственным.

Мы похожи на голографическую картинку, каждая часть которой содержит целое. Раньше мы были одной душой, подобной Творцу, но потом она разбилась на части, и теперь в каждом ее кусочке заложена единая форма общей души, только в противоположном виде – из-за разбиения.

Во мне кроется цельная форма всей изначальной души, а потому, под напором силы разбиения, я чувствую себя цельным и требую в свое распоряжение весь мир и Творца в придачу. Кто и что может иметь значение, кроме меня?

Как следствие, наше самовыражение в этом мире строится лишь на свойстве исключительности, которое действует в каждом. Обычное дело: куда я направляю все свои желания, мысли и способности? На то, чтобы стать еще более уникальным и исключительным. 

Каждый продвигается по этому пути сообразно со своими силами, свойствами и со своей леностью, а также в мере того, насколько окружение подстегивает его.

Главное здесь – для чьего блага я использую свое "Я", все свои качества, а в целом – свою исключительность? Если я – мировой уникум, то для кого я действую? В итоге человек приходит к решению о том, что верно использовать себя – значит служить миру, как Творец. Тогда он становится Человеком, подобным Творцу, а мир превращается в место встречи Творца и творения. Там они объединяются и сливаются друг с другом, служа всем душам.

Отсюда мы видим, что свойство исключительности может играть двоякую роль: поначалу человек, как Наполеон, стремится покорить весь мир и использовать его по своему усмотрению, в противоположность Творцу – а в итоге раскрывает необходимость изменить себя и обрести подобие Творцу. Исключительность применяется или ради себя, или ради ближнего – это и расставляет людей по своим местам на духовной шкале.

Из урока по статье "Мир в мире", 17.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кому и чему служит моя исключительность?

Самый великий исполнитель роли Творца

Мы – Бесконечности, соединяющиеся в круг

Уже не варвары, еще не альтруисты

каббалист Михаэль ЛайтманПрирода управляет нами при помощи четырех категорий: "милосердие", "правда", "справедливость" и "мир". Разумеется, лучшая из них – это "мир", который означает совершенство.

Достичь "мира" можно с помощью свойства "правды", однако осуществить ее мы не в силах – ведь по правде, человек должен быть совершенно чист от эгоистического желания и целиком пребывать в отдаче. Он должен получать лишь необходимое для жизни и всеми силами совершать отдачу другим.

Мы еще не достигли таких состояний. Наше общество неспособно на это. Мы не относимся к неживому, растительному или животному уровню. Они действуют сообразно с теми законами и силами, которые природа в них пробуждает, а мы, напротив, являемся эгоистами, и наше желание наслаждений хочет поглотить, использовать всё.

Как следствие, мы не можем утвердить категорию "правды". А без нее человеческое общество стоит перед проблемой: если мы не даем, не поставляем друг другу всё, то наше общество испорчено, и потому испытывает всевозможные беды и несчастья. В отсутствие равенства, чувствуют себя ущемленными или, наоборот, привилегированными. А потому, чтобы не разрушить окружение целиком, в нас пробуждается категория "милосердия".

"Милосердие" – это своего рода компенсация, восполнение со стороны сильных, которые имеют возможность использовать всё общество в своих интересах и притом отчисляют немного слабым. Таким образом, мы применяем категории "милосердия" и "справедливости".

Разумеется, эти компенсации неполноценны, и все же с их помощью нам удавалось уравновешивать общество. Многое сделало человечество ради этого выравнивания: благотворительные и гуманитарные организации, революции разных сортов, системы здравоохранения, образования и т.д… Однако природа требует намного большего. В последнее время мы обнаруживаем, что она требует от нас создать систему взаимной отдачи.

По всем признакам, сегодня мы обязаны подняться на ступень "правды" и "мира" – иначе говоря, жить по принципу: "от каждого по способностям, каждому по потребностям". В системе неживого, растительного и животного уровня этот принцип поддерживается самой природой абсолютным, инстинктивным образом. С другой стороны, люди приходят к этому путем полного исправления, поднимаясь над своим эгоизмом и налаживая в обществе соответствующую взаимосвязь. 

Человечество сегодня находится на промежуточном этапе. Мы уже не животные, не примитивные племена варваров, жившие в своем естественном коммунизме, и в то же время мы еще не исправлены. Прямо сейчас мы находимся в начале осознания кризиса своей природы, своего эгоизма.

Так давайте прислушаемся к каббалистам, которые объясняют, что есть путь, есть средство, с помощью которого мы можем создать совершенное общество.

Из урока по статье "Мир в мире", 16.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вечный раздор

Социальный договор о перемирии

Правда, только правда и ничего, кроме правды

Вечный раздор

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир в мире": Если установить порядок раздела имущества в соответствии с принципом справедливости, то есть передать непрактичным и простодушным значительные ценности – сильные и инициативные, безусловно, не будут знать покоя и отдыха, пока не отменят эту практику, подчиняющую слабым сильных и энергичных и эксплуатирующую их.

И потому нет никакой надежды на мир в обществе – ведь справедливость противоречит миру.

Все четыре категории – "милосердие", "правда", "справедливость" и "мир" – пребывают в раздоре, и примирить их невозможно. А потому мы никогда не сможем создать сбалансированное, исправленное, благополучное общество, лишенное разрушительных сил, которые хотели бы перетряхнуть и изменить его себе на пользу. Снова и снова мы наблюдаем, как социальное согласие, достигнутое с немалым трудом, тотчас рушится под напором сил, действующих внутри общества в разных направлениях.

В этом нужно видеть руку Творца, который намеренно создал все различия и пропасти между нами – так чтобы мы никогда не смогли преодолеть их и достичь мира в обществе. Наоборот, по мере роста нашего эгоистического желания эти различия тоже будут только возрастать.

Нам кажется, что можно загладить их, раздать больше благ, предоставить больше возможностей, чтобы все были довольны: и работники, и хозяева, и неудачники, и преуспевающие… Однако в итоге ни одна, даже самая малая часть общества не будет довольна происходящим до такой степени, чтобы не желать перемен. Все сектора и стороны всегда будут стремиться к переменам в обществе – и более того, к его разрушению.

Это свойство преднамеренно встроено в нашу природу. Даже если мы вместе захотим уравновесить и хоть как-то наладить свою жизнь в этом мире, хоть немного приблизиться к этому – лучше не впадать в иллюзию: непомерно разросшийся эгоизм никогда не позволит нам этого. Наоборот, чем дальше продвигается человеческое общество, тем больше это продвижение связано со вспышками эгоизма, берущего верх надо всем. 

Различия будут лишь возрастать, взаимная ненависть и противоречия в обществе усилятся, и в итоге это приведет к сильнейшим взрывам, которые заставят нас подняться над своим эгоизмом, над своей природой. Лишь так, и никак иначе, мы сумеем восполнить всё недостающее для реализации категорий "милосердия", "правды", "справедливости" и "мира".

Мы не понимаем, какое разобщение кроется в нашем многообразии. С подъемом одной категории, другая низлагается, они вечно враждуют, окружая нас со всех четырех сторон, и никогда не дадут нам отыскать хоть какой-то общий знаменатель. Они всегда низвергают друг друга, а ведь к совершенству мы придем лишь в том случае, если они восполнят друг друга. Такое станет возможно не в эгоизме, а только над ним.

Как исправить это искажение, идущее от Творца, чтобы каждый получал необходимое для жизни и все силы отдавал на благо общества? Тут не помогут никакие средства, имеющиеся в нашем распоряжении. Это возможно только с помощью света, возвращающего к Источнику.

Ведь все различия приходят из Бесконечности и раскрываются у нас в противоположной форме из-за разбиения. Поэтому мы должны исправить разбиение и вернуться к восполнению в Бесконечности – лишь тогда мы ощутим свое совершенное бытие.

Из урока по статье "Мир в мире", 16.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уже не варвары, еще не альтруисты

Нотный стан один – мелодии разные

Благотворительность во благо сильных

Эволюция эгоизма… (клип)

На протяжении истории люди на разных континентах, не имея между собой никакой связи, изобретали одинаковые вещи, например, лук и стрелы, колесницы и т.д. Это заложено в информационных данных человека?

Где выход из тупика

каббалист Михаэль ЛайтманМы спускаемся из самого мира Бесконечности, через все миры до "этого мира" – откуда теперь сами должны подняться обратно. Пока мы спускались, наше желание все уменьшалось: мир за миром, ступень за ступенью, пока мы не дошли до этого мира, где у нас не осталось желания к свету, к Творцу, к духовному!  Осталась лишь крохотная искра жизни, чтобы как-то существовать – она и называется "этим миром".

А затем, развитие идет так, что желание в нас начинает обратно расти, и его нам нужно сделать подобным свету. В нас раскрывается все большее эгоистическое желание, а мы должны подняться над ним, над этим природным эгоизмом. Но это невозможно сделать без помощи высшей силы – невозможно разделить желание и намерение, чтобы на то же самое желание, получить намерение отдачи и подниматься все выше.

То есть все продвижение идет над эгоизмом, чтобы мы окончательно возненавидели его, увидев, что только из-за него все наши проблемы и страдания. Но это очень не просто разглядеть.

Человечество уже начинает раскрывать, что зашло в тупик всей той жизнью, которую мы построили на этой земле, и всему причиной человеческое эго, ведь мы разрушаем свой мир. И несмотря ни на что, мы видим, что не способны остановиться.

Желание насладиться продолжает свой бег, по заведенному распорядку, и действует эгоистически. Мы не способны сдержать себя, снизить потребление, улучшить отношения друг с другом. Мир продолжает скатываться все глубже в пропасть, увлекаемый своим эгоизмом.

А человек, сколько бы ни исследовал себя, не может раскрыть в себе силы, способные хоть немного улучшить ситуацию и спасти себя. И это еще только самое начало нашего падения. Мы еще увидим, как будет происходить – точно по написанному, что человек видит приближающегося к нему ангела смерти с каплей яда на острие меча и послушно глотает яд и умирает. У него нет выбора, его эгоистическое желание требует этого!

И сегодня, мы продолжаем действовать по-старому, ведь нам кажется, что мир не сможет существовать, если мы не будем работать на свой эгоизм. И действительно, а для чего еще работать – мы не понимаем, что может быть другая программа.

Но, с другой стороны, Творец ненавидит эгоизм – это форма обратная Его отдаче, а поэтому в таком обратном, отрицательном виде она и будет продолжать раскрываться. И что же нам делать? 

И тут, как у отдельного человека в его личной духовной работе, так и у всего мира в общей работе со своим эгоизмом, нет иного решения, кроме осознания своего зла. Зло раскроется и покажет нам, что мы сами ничего не сможем с ним сделать и нуждаемся в помощи высшей силы. Вот тогда Она проявится и изменит нашу природу.

Таким путем проходит личное исправление человека и общее исправление мира.

Из урока по статье из книги "Шамати", 04.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мировая война или мировое поручительство

Фараон выходит из тени

Эгоизм на пределе

Особенность нашего времени

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловечество, как система, становится сложным и взаимосвязанным организмом.

Это вызывает повышение чувствительности общего организма к внешним воздействиям.

Если раньше катаклизмы (эпидемии, войны, фин. кризисы) влияли только на часть слабосвязанной системы, и если эта часть погибала, то другие, почти автономные части, этого почти не чувствовали, а непосредственные соседи даже могли извлечь из этого выгоду, территории – то в современном мире, качество жизни каждой части системы напрямую зависит от поступления (энергии, пищи, материалов, товаров, технологий) от других ее частей (как в живом организме).

Т.о. проблема в любой части человечества по цепочке связей распространяется на все остальные части, создавая "эффект домино" и нарушая их функционирование. То есть такое устройство системы усиливает негативные эффекты в каждой ее части, и любая локальная проблема ухудшает шансы на выживание всей системы.

Это происходит из-за недостатка в системе отрицательной обратной связи на ухудшение ситуации и отсутствия положительной обратной связи на улучшение. Говоря попросту, если кому-то плохо, то хуже становится всем, а если кому-то хорошо, то остальные почти этого не чувствуют.

Современный уровень понимания в обществе позволил выработать самую примитивную защиту системы от этой проблемы: механическое перераспределение лишних ресурсов от благополучных частей системы к частям, которые находятся в критическом состоянии. Но это решение имеет два основных недостатка:

1. работает только когда системе, как целому, достаточно ресурсов

2. неэффективно, т.к. не использует саму систему, ее возможности по саморегуляции и повышению эффективности ее функционирования

Сейчас мир входит в этап глобального недостатка внешних ресурсов для поддержки цивилизации и ее дальнейшего развития. Человечество растет количественно и растут его качественные потребности. Поэтому старый способ решения локальных проблем полностью перестанет работать в ближайшие 2-3 года, после чего начнется постепенное, но неуклонное ухудшение состояния человечества, его уровня жизни, адаптационных способностей, уровня оптимизма и т.д.. 

Единственный оставшийся выход из этого процесса разрушения цивилизации - переход к новому уровню функционирования человечества, как единой высокоорганизованной системы. То есть развитие системы от простейшей самоорганизации по типу "колония бактерий" до уровня "единый организм".

С одной стороны, невозможно сразу перепрыгнуть от эгоистического восприятия реальности к альтруистическому. А именно восприятие реальности отдельным человеком является программой, задающей правила связи элементов общества и в конечном итоге - уровень самоорганизации любой общественной системы.

Но с другой стороны, современный кризис всей системы общественных отношений и глобальный недостаток ресурсов не оставили шансов на то, что кто-то постепенно начнет делиться своими ресурсами (временем, энергией, материальными ресурсами) без явной угрозы своему собственному существованию.

Описанное выше устройство современной системы прямо вытекает из основополагающего ограничения мировосприятия современного человека - невозможности увидеть себя не изолированным индивидуумом, а частью системы.

Соответственно, изменение структуры человечества, как системы, возможно, только если показать отдельному человеку, в начале - тупиковость современного способа нашего взаимодействия в обществе, а в конце - показать реальный шанс изменить к лучшему жизнь отдельного человека и человечества в целом.

Краткое объяснение главного различия между вышеописанными типами систем (колония и организм):

В примитивной системе расчет действий ее частей производится на основе простейших физических законов, которые уже известны человечеству в целом и на интуитивном уровне - каждому человеку. То есть, в такой системе все знают, что "если у кого-то прибавилось - у кого-то другого убавится".

В системе более высокого уровня кроме этих простейших законов реализуются пока неизвестные широкой публике законы мироздания, в частности "закон повышения энергии системы за счет более согласованного взаимодействия всех ее элементов". В научной среде он известен под названием "синергетический эффект".

Но в теориях, которые разрабатывают эту область, вместо попытки выяснить, что является причиной такого системного эффекта, используется выражение "самоорганизация систем". Это как если бы студент, изучающий электронику, вместо попытки понять реальные законы электротехники, на вопрос "как устроен телевизор" отделывался бы выражением "это эффект самоорганизации кучки радиодеталей".

Вот, кстати, цитата из биологии: "При всех громадных успехах биохимии ответы на многие вопросы, связанные с возникновением жизни, имеют характер умозрительных рассуждений. Единой всеобъемлющей теории перехода от неживых веществ к простым живым пока еще нет.

Мысль о том, что живое возникло только лишь как результат вышеописанных случайных взаимодействий молекул, по выражению астронома Ф. Хойла, "столь же нелепа и неправдоподобна, как утверждение, что ураган, проносясь над мусорной свалкой, может привести к сборке "Боинга 747".

Труднее всего по данной теории объяснить, как именно появилась способность живых существ к самовоспроизведению. Существующие гипотезы малоубедительны, и это никак не подтверждено экспериментально."

Так каким же путем возможен переход человечества, как неорганизованной системы, к системе организованной? Неужели только ценой ужасных страданий?

Наше решение: Каббала предлагает еще один путь – привлечением на себя силы отдачи и любви природы (путь света). Но если не он, то подъем над эгоизмом возможен только давлением острых страданий.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Глобалистика

Человечество управляется законами природы

Есть ли выход?

Фараон выходит из тени

каббалист Михаэль ЛайтманВ нашем мире мы умеем только получать. И потому без науки каббала мир скатился бы до полного самоуничтожения.

Если бы не представление о Творце и творении, почерпнутое из каббалы, если бы не возможность привлечь высший свет – силу, которая исправляет нас, если бы перед нами был только этот мир, только Земля, вращающаяся в космическом пространстве, и мы на ее поверхности, движимые своей природой, тогда в ближайшие десятилетия мы истребили бы здесь жизнь.

Это подтверждают научные исследования, которым, безусловно, можно верить. Ресурсы Земного шара ограничены, и, проев их, мы умерли бы с голоду.

В нашем мире нет решения этому процессу. Нас намеренно подводят к необратимому состоянию, в котором не останется никакого средства спасения. Цель в том, чтобы мы раскрыли своего Фараона, свой эгоизм, который разрушает нас и не позволяет хоть что-то сделать. В итоге этого процесса всё человечество должно ощутить необходимость в Творце.

Исследования показывают, что в ближайшие годы мир столкнется с жесточайшей нехваткой пресной воды и других необходимых ресурсов. Теоретически, к концу этого столетия мы покончим с остатками и успеем несколько раз лечь в могилу. И решения нет. Лучшие умы мира не могут его найти. Они настолько умны, что видят тупик, из которого нет выхода.

И действительно, как из него выйти? У нас нет возможности ограничить свое дурное начало. Ты не можешь предложить людям по безвыходности меньше потреблять. Если все начнут получать в месяц прожиточный минимум, и не более, то с завтрашнего дня никто не сможет сдвинуться с места. А для чего? Именно так произошло в России после революции. Исчезнет стимул – и мир застынет. Хоть медали раздавай за бескорыстный труд – это не поможет.

Мне необходимо чувствовать, что другой в чем-то ниже меня, что я больше заработал, достиг чего-то большего. А если у меня этого нет – какую компенсацию ты можешь предложить? Если сосед получает 5000, то мне нужно, по крайней мере, 5001. Но если всё поровну, человек просто не может жить. 

И потому мы стоим перед проблемой, которой в нашем мире нет решения. Мы не в силах достичь равновесия с природой. Все в итоге поймут, что такое глобальный, интегральный мир, что такое гомеостазис. Есть много фильмов и исследований на эту тему. Всё говорит о том, что мы должны проявлять умеренность, – но вот беда, мы не в силах себя остановить.

Из тени в нас проступает Фараон и пресекает любую попытку умерить свои аппетиты. Скоро это проявится: люди будут в бессилии смотреть на себя самих, шагая навстречу смерти и не имея возможности остановиться. Бааль Сулам описывает это аллегорией: ангел смерти подносит тебе каплю яда на кончике меча, а ты открываешь рот, чтобы проглотить ее и умереть. Не в силах побороть себя, ты ждешь этой последней капли.

Вот почему необходимо распространение науки каббала, необходима показательная группа, способная продемонстрировать миру подлинное решение, необходимо стать "светом для народов" и излить на них свыше духовный разум и духовное чувство. Иначе у мира нет шанса.

Так и в нашем частном случае тоже нет никаких шансов – однако мы сами хотим ощутить это безвыходное состояние, потому что знаем, что затем нам откроется высший свет, новая сила, сила отдачи, которая вытянет нас на другую ступень.

То же самое мы должны сделать и для мира, хотя люди неспособны заранее устремиться к этому.

Из урока на тему "Подготовка к выходу из Египта", 11.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жизнь по расчету

Египетское рабство: без права на отдачу

Есть ли выход?

От Вавилонской башни к Храму

каббалист Михаэль Лайтман

Всемирный конгресс "We!", Нью-Джерси, урок №3

Вопрос: Почему в религии нет духовной ценности, а лишь традиция и обычаи?

Ответ: В Древнем Вавилоне небольшая группа жителей, руководимая Авраамом, отделилась от остального населения и образовала собой первую кабалистическую группу. Все остальные, не захотевшие присоединиться к ним, расселились по разным континентам.

Авраам был известным вавилонским жрецом. Он поклонялся, им же создаваемым, деревянным и каменным изваяниям, и продавал этих божков, пока не обнаружил, что люди стали глобально связаны в своем эгоизме, настолько что перестали понимать друг друга. Это и есть вавилонское смешение языков.

Авраам искал ответ на это новое состояние общества – и раскрыл план Природы, что ее общая единая сила ведет все к полному объединению и подобию Себе. Так он постиг методику объединения – как можно преодолеть эгоизм – с помощью этой же единой силы, Света. Группа, последовавшая за ним, назвала себя группой каббалистов – от слова каббала (получение), т.е. овладение новым свойством природы – свойством отдачи и любви, что и означает раскрытие Творца.

Как же раскрывают Творца? – С помощью объединения! Поэтому выведенное Авраамом правило, общий закон природы гласит: "Возлюби ближнего, как самого себя". Это главное правило Торы. Тора от слова Ораа – инструкция по исправлению человека.

Те, кто в Вавилоне это правило принял, как и те из человечества, которые принимают его сегодня, объединились. А кто не захотел принять, не понимая еще, что это план развития всего человечества, продолжил обычную жизнь, ведь в духовном развитии, изменении себя насилие невозможно – это должно исходить от желания самого человека. Если человек не хочет, его нельзя обязать -  все зависит от желания сердца.

В результате человечество разделилось: часть последовала за методикой Авраама и отделилась от тех, кто занялся "возведением Вавилонской башни" – дальнейшим развитием своего эгоизма. Поднимая свой эгоизм до неба, люди настолько возненавидели друг друга, что перестали понимать свой язык, как сказано, "и смешались их языки". 

Этот же эгоизм мы видим в мире и сегодня. Огромный, как гора, он отключает нас друг от друга и вызывает взаимную ненависть. Мы наслаждаемся своим превосходством над ближним – чем он ниже, тем мне лучше, тем больше я выигрываю. И никто никого не понимает – только себя.

Авраам тоже начинал с этого. Преуспевающий священнослужитель вавилонского культа, он использовал эгоизм самым жестоким образом, пока не понял, что росту эгоизма и отчуждения между людьми есть объяснение. Это происходит для того, чтобы обязать человечество - добром или злом – прийти к единству, существующему во всей природе. Это и означает, что ему открылся Творец.

Как пишет великий философ и каббалист 12 века РАМБАМ, Авраам увлек за собой тысячи людей и, преследуемый царем Нимродом, ушел с ними из Вавилона, буквально спасаясь от смерти. Эта группа стала жить согласно духовному закону любви к ближнему, как одна семья.

Они развивались духовно, пока в них не проявился следующий уровень эгоизма. Падение в него называется "египетским изгнанием". Они его преодолели и поднялись на духовную ступень, называемую получением Торы (Света, Высшей силы Природы, Творца). Так им раскрылась наука о общем строении и плане природы – каббала, в полном и совершенном виде.

При каком условии? - Находясь у горы Синай, что в переводе означает, горы Ненависти, они должны объединиться, стать как один человек с одним сердцем, т.е. достичь объединения при полном поручительстве между собой.

Им это удалось, - и, в результате большой работы, называемой "сорокалетним блужданием в пустыне", они достигли сначала ступени Бина, и "вошли в землю Израиля" - раскрытие Творца. Исра-эль означает "прямо к Творцу": соединяя свои желания любви и отдачи, люди раскрывают в этой связи высшую силу.

Они построили между собой общее желание отдачи и любви, которое называется Храм, место раскрытия этого высшего свойства, Творца, - но не смогли удержаться на этом уровне, поскольку их эгоизм постоянно рос. Их духовный уровень упал (разрушение 1-го Храма), со ступени Хохма, до уровня 2-го Храма, ступени Бина.

Во времена Рабби Акивы эгоизм вновь прорвался в отношениях между ними. Рабби Акива учил своих 24 000 учеников: "Возлюби ближнего, как самого себя – главное правило Торы. Кроме этого ничего нет!" - Но они упали в беспричинную ненависть, и духовное объединение на уровне Бина разбилось. Этим падением в эгоизм они полностью утратили ощущение высшего мира (состояния), Творца. С того времени исчисляется изгнание (галут) – не из физического места, а из духовного. Остались внешние действия, обычаи, но не внутреннее исправление сердца: нет любви к ближнему, нет исправления желаний.

В каждом из нас есть 613 желаний, исправление которых с ненависти на любовь к ближнему называется совершением заповеди. Так написано в Книге Зоар и других источниках. Выполнение 613 заповедей означает, что человек исправил общее желание своей души, и она наполняется светом Бесконечности.

Поэтому мы хотим объединиться, чтобы исправить желания, заключенные в точке в сердце, в капле духовного семени, в душе, - на любовь к ближнему. Для этого нам необходима Тора: не текст, написанный на пергаменте и хранящийся в синагоге, а свет, возвращающий к добру.

Приходя в группу, мы начинаем раскрывать в связи между собой ненависть друг к другу. Так проявляется условие, о котором сказано: "Я создал злое начало". Тогда мы нуждаемся в высшей исправляющей силе, которая называется Тора: "И создал Тору для его исправления".

Люди, исправляющие свой эгоизм с ненависти к ближнему на любовь к нему, называются "изучающими Тору и выполняющими ее", ведь Торой называется свет, возвращающий к Источнику.

А кто просто читает книгу - тоже хорошо, но только во время изгнания. 2000 лет мы должны были существовать в отрыве от науки каббала, чтобы объединиться с теми вавилонянами, которые разбрелись по всем континентам. Мы смешались со всеми народами, со всем Вавилоном, и сегодня к нему возвращаемся.

Сегодня весь мир круглый - мы будто находимся в одном месте. Вновь проявляется взаимная ненависть: ужасные отношения, обоюдная зависимость. Но теперь нам некуда разойтись, и мы обязаны реализовать исправление здесь и сейчас!

А те, которые молятся и выполняют различные внешние действия, соблюдают обычаи. Они не исправляют свои желания на любовь к ближнему. К сожалению, они как раз ненавидят других, и их эгоизм растет именно оттого, что им кажется, будто они занимаются святостью. Ничего не поделаешь – это результат изгнания. Будем надеяться, что и они достигнут понимания.

Из 3-го урока конгресса "We!", Нью-Джерси, 01.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Исправление начинается с Вавилона

Религиозное противостояние каббале

Светлые одеяния души

Подняться над проблемой, чтобы решить ее

каббалист Михаэль ЛайтманВсемирный конгресс "We!", Нью-Джерси, урок №1

На уровне человека этого мира мы можем изучать, познавать и в какой-то степени контролировать неживую, растительную и животную природу. Не лучшим образом, но все-таки мы способны понимать ее и в чем-то менять.

Однако человечеством, человеческим обществом мы управлять не можем, и в наше время это проявляется всё яснее. Неподконтрольность вскрывается во всем, что бы человек ни делал.

Мы не в силах правильно вырастить новое поколение, своих собственных детей. Раньше мы не задумывались об этом, а сегодня столкнулись с проблемой: молодежь совершенно оторвана от нас, и мы ничего не можем с ней поделать.

Если бы нам удалось сделать из нее что-то путное, хорошее (правда, мы и сами не знаем, что это значит), тогда хотя бы наши дети зажили по-доброму. Все поколения надеялись, что их трудная жизнь окупится удачей детей. Но сегодня наступил переходный период: мы словно перевалили вершину ожиданий и начали спуск, уже не рассчитывая, что жизнь следующего поколения будет лучше нашей. И потому люди больше не желают заводить семью и рожать детей.

По сути, наша проблема в следующем: если мы хотим выстроить нормальную жизнь семи миллиардов людей на простом, материальном уровне, для этого нужно находиться на духовной ступени.

Находясь на человеческой ступени (4), я могу управлять более низкими уровнями: неживым (1), растительным (2) и животным (3). Но чтобы держать под контролем собственную ступень, мне необходимо подняться еще выше – на ступень духовную (5). Тогда с нее я буду способен управлять собственным человеческим уровнем (È).

2011-04-01_rav_lesson_congress_n1_01

Вот и выходит простая вещь: чтобы наладить воспитание, семью, взаимоотношения между людьми, бизнес, экологию, экономику, чтобы справиться с новыми болезнями и вирусами, я обязан знать, откуда всё это проистекает, из чего следует, где находятся силы, управляющие человеческим уровнем. А находятся они не здесь. И значит, мне необходимо подняться ступенью выше.

Вот почему Бааль Сулам радовался возможности раскрыть науку каббала – всему миру, а не себе, не горстке интересующихся. И хотя сегодня эта "горстка" выросла до нескольких миллионов людей, ежедневно просматривающих наши уроки и материалы, все равно речь идет обо всех в мире.

Скоро мы придем к такому состоянию, которое и описать-то нельзя. Без минимальных сведений о том, как управляется этот мир с пятой ступени, человек не сможет преуспеть ни в одной сфере деятельности общества. Уже сегодня программы, которые мы инициируем на пользу семье, стране и миру, буксуют и срываются.

Так что каббала нужна не только для того, чтобы в духовную реальность вышли мы с вами. Масштабные кризисы складываются в один всеобщий мультисистемный кризис, который подталкивает весь мир к подъему на новую ступень.

Мы выделяемся из всего мира тем, что на четвертом уровне получили "точку в сердце" – желание взойти на пятую ступень. Нас влечет вперед добрый порыв, а остальной мир подталкивают к этому большие страдания, накатывающие сзади. Нас манят "конфеткой", устремлением к чему-то хорошему, а остальные движутся по безвыходности, "из-под палки". Они словно зверьки, не знающие куда податься, как справиться с бедствиями, возникающими повсюду. И это только начало.

2011-04-01_rav_lesson_congress_n1_02

Из 1-го урока конгресса "We!", Нью-Джерси, 01.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Момент истины

Вечная жизнь – между нами

Человеческая территория

В начале славных дел

каббалист Михаэль ЛайтманВсемирный конгресс "We!", Нью-Джерси, урок №1

Проявляющаяся сегодня тенденция была ясна каббалистам уже десятки, сотни, тысячи лет назад. Они говорили о нашей эпохе, в точности вычисляя ее сроки согласно общим законам природы.

На протяжении всей истории мы развивались под воздействием силы, которая толкала нас вперед. По ходу непрестанного эгоистического подъема мы менялись от процесса к процессу, от формации к формации – в обществе, в семейной жизни, в воспитании, в культуре и т.д.

Мы продвигались посредством одной лишь отрицательной силы, и потому каббалисты могли подсчитать, сколько времени займет у человечества "дойти до точки", т.е. до необходимости подняться на новый уровень, чтобы далее нас развивал не эгоизм, а другая сила – сила всеобщего единства.

Расчет указал на конец 20-го столетия, на 1995 год. С этого времени нам придется раскрыть для себя методику исправления человека, умеющего объединяться с другими в единое целое, обоюдно, глобально и интегрально.

2011-04-01_rav_lesson_congress_n1_03

Разумеется, мы стоим сегодня лишь в начале этого процесса. Он еще будет продолжаться. Однако мы – люди, которым дали свыше в подарок "точку в сердце", тягу наверх, – должны уже сейчас обращаться ко всему миру с объяснениями происходящего. Тем самым мы реализуем свое предназначение, оправдываем тот импульс, который получили, и ведем человечество к подъему в новое состояние, на новую ступень.

Это очень своеобразная ступень. Тело, части которого раздроблены и даже противоположны друг другу, чувствует себя больным. Но если части начинают объединяться в гармонии и взаимодействии, тогда тело ощущает не болезнь, а жизнь более высокого порядка. Так же и мы, со своим животным телом, ощущаем себя на человеческой ступени. Тело – животное, но в человеке есть нечто, возводящее его на более высокий уровень. 

И вот теперь, объединяясь в гармонии между собой, мы обретаем ощущение жизни, более высокой, чем нынешняя. Это и есть духовная жизнь.

Разумеется, мы должны работать над этим в группе. Это, прежде всего, возложено на нас. А кроме того, наш долг – привести к этому весь мир, сократить огромные страдания, которые могут быть вызваны продвижением "из-под палки". Ведь мы уже сегодня видим, что беды человечества становятся всё более неожиданными и опасными.

Из 1-го урока конгресса "We!", Нью-Джерси, 01.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Me vs. We

Эгоизм на пределе

Исправленный – значит объединенный

Момент истины

каббалист Михаэль ЛайтманВсемирный конгресс "We!", Нью-Джерси, урок №1

Вопрос: Почему наука каббала была скрыта на протяжении тысячелетий?

Ответ: Наука каббала скрывалась в течение тысячелетий, поскольку мы должны были развиваться в своем эго до его максимальной границы в этом мире.

Сейчас мы пришли к такому состоянию, что каждый из нас, будучи обособленным эгоистом, прошел через эгоистические стремления к пище, сексу, семье, богатству, славе, власти, знаниям, и теперь мы ощущаем, что никакие земные наслаждения больше не наполняют нас.

2011-04-01_rav_xlesson_congress_n1_pic08

Это проблема эгоистического развития: сколько бы мы ни продвигались в своем эгоизме, мы все равно будем чувствовать себя не наполненными. Ведь в своем эго я не способен наполниться, поскольку наслаждение, которым я пытаюсь наполнить свое желание, тотчас же гасит его в силу их противоположности друг другу, как при коротком замыкании.

Желание - это недостаток наполнения, "минус", а наслаждение – это наполнение, "плюс". Соприкасаясь, они нейтрализуют друг друга. Поэтому мы ощущаем, что как только достигаем любого наслаждения, которое получаем от пищи, секса и прочих земных удовольствий, - в тот же миг оно начинает гаснуть. 

2011-04-01_rav_lesson_congress_n1_pic12

Но в любом случае мы должны были пытаться реализовать все эти наслаждения пищей, сексом, семьей, богатством, славой, властью, знаниями, - и теперь пришли к состоянию, что обязаны подняться с этого эгоистического уровня на ступень единения между нами.

То есть каждый человек в большей или меньшей степени готов признаться себе, что эта жизнь не приносит ему наслаждений, и в конечном счете он чувствует опустошенность – "минус".

Тогда мы приходим к следующему этапу. Нам раскрывается, что любая клетка общего организма может существовать только в соединении с другими. Поэтому наука каббала была скрыта до тех пор, пока не возникло жизненной необходимости в единении.

Сегодня, во всех областях нашей жизни мы обнаруживаем, что все мы связаны вместе, и нам некуда сбежать от этой всеобщей зависимости. Никогда в истории человечество не ощущало себя столь зависимым друг от друга.

Поэтому наука каббала начала раскрываться именно сейчас, чтобы дать нам методику правильного соединения.

Из 1-го урока конгресса "We!", Нью-Джерси, 01.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эгоизм на пределе

Переходный период человечества

Почему все же существовал запрет на каббалу?

Эгоизм на пределе

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока №3 (лекция), в Москве

В своей книге "Тайный ангел" Адам рассказывает о скрытой от нас силе и о том, как ее постичь.

На протяжении 5700 лет, до 1995 года нашей эры, мы развивались в своем эгоистическом наполнении. В итоге мы больше не можем насыщать себя эгоистически и убеждаемся в том, что этот путь реализован, исчерпан. Нам больше нечем наполняться.

Эгоистическое наполнение делится на уровни. Еда, секс, семья – это животные наслаждения, которых требует наше тело. Богатство, власть, слава и знания – это человеческие наслаждения. Таковы ступени эгоистического наполнения, поглощения, абсорбции – они-то и толкали нас на всё, что мы сделали в течение 5700 лет.

Но в итоге процесса, пишет Адам, произойдет прорыв. Мы убедимся в том, что вся эта эгоистическая динамика себя исчерпала, и обнаружим, что нам незачем, не для чего жить, – иными словами, начнем терять вкус в этой беспрерывной погоне за накоплением, получением. Наши желания вдруг забуксуют: новые перестанут появляться, а в прежних мы ощутим пустоту, отсутствие наслаждения.

Без наслаждения у нас нет чувства жизни. Человек должен все время ощущать, что ему чего-то не хватает. Он должен стремиться за получением и получать желаемое. В момент получения мы испытываем удовольствие, а затем оно исчезает – и мы должны снова искать, чем бы насладиться. Снова мгновенный контакт – и снова наслаждение пропадает.

Мы должны постоянно двигаться вперед за новым, новым, новым мгновением услады, потому что контакт между нашим желанием и наслаждением мгновенно гасится, как тухнет свет при коротком замыкании.

Сегодня мы, наконец, развились, насытились, наполнились – и поняли, что дальше нам идти некуда. В результате, как пишут каббалисты, человечество окунется в мрачную бездну отчаяния. Мы видим это по количеству разводов, по развалу прежних институтов, по безнадежности и серости, по наркотикам, депрессии и т.д.

Но самое главное: если мы не двинемся вовремя по новому пути, то войдем в угрожающее противоречие, в конфликт с природой, с окружающей средой. Сегодня мы начинаем ощущать это реально, на деле. Если раньше мы так не думали, то сегодня нам это уже очевидно. 

В каббале говорится о том, что нам не останется много времени на раздумье. Природа заставит, вынудит нас измениться. Мы можем сделать это как обычно – путем бедствий. Ведь мы существа эгоистические, наша основа – желание наслаждаться, желание чувствовать себя хорошо. И естественно, страданиями нас очень просто принудить к чему-либо.

Но можно поступить иначе, если набраться ума-разума. Не дожидаясь бед, мы можем понять, узнать, откуда они идут, почему и как. Каббала на этот случай дает нам свои рекомендации.

В принципе, она говорит так: наша природа движется к максимальному эгоистическому наполнению, чтобы в итоге мы увидели его фатальность, конечность, а затем перешли к свойству отдачи.

Отдача – это неограниченное движение вперед, которое сразу же выводит человека на ощущения внетелесные, то есть не зависящие от нашего тела. И достигается она здесь, между нами. Чтобы стать дающими, нам не требуется ничего особенного, кроме желания.

Если вы будете заниматься по этой методике, говорит наука каббала, то сразу же почувствуете, как у вас развиваются дополнительные органы чувств. Здесь нет никакой мистики, никаких запретов, никаких особых условий. Только книги, которые четко, научно объясняют, в чем заключается методика, как устроен мир, как устроены вы сами. Читая эти книги, вы своим разумением начинаете понимать: да, действительно, мир устроен так. Никакой веры на слово, никаких магических знаков, ничего того, что приписывали каббале в течение тысячелетий. Каббала – это наука.

Причем, если науки о нашем мире построены на получении, на "вводе данных", то наука каббала всё изучает на выводе. Она повествует нам лишь о законах коммутации, коммуникации в обратную сторону – наружу, в отдачу. И нам придется освоить эти законы – добрым путем или не очень добрым.

Из лекции в Москве, 16.01.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Другая сторона мироздания

Эпоха пресыщения

Переходный период человечества

Эпоха пресыщения

каббалист Михаэль ЛайтманИз материалов по принципам воспитания: В наше время желание насладиться в целом исчерпало себя, и его развитие останавливается.

Вследствие этого человек испытывает пресыщение от своего развития, не находит смысла в погоне за еще бóльшими наслаждениями, ощущает опустошенность и погружается в депрессию.

Несомненно, если бы наше эгоистическое желание развивалось так же и дальше, предъявляя нам всё новые требования, мы с радостью и воодушевлением удовлетворяли бы его. Без устали и без разочарований мы вели бы этот забег днем и ночью.

Однако нашему желанию положен предел в плоскости эгоистического наслаждения. И потому большая часть мира ощущает сегодня усталость, бессилие, бесцельность подобного развития. И дело не в том, что мы стали умнее, что нам надоело, – нет, это исключительно результат финальной стадии развития нашего желания, которое больше не может наполнять себя эгоистически.

Мы уже не задумываемся о новых достижениях. Еще сто лет назад перед нами было столько научно-технических вызовов в сфере коммуникаций, космоса, биологии, генетики, долголетия и т.д. А сегодня мы равнодушны к подобным достижениям, не знаем, зачем они нужны. Мы начинаем испытывать недостаток наполнения.

По правде говоря, наполнения нам не хватало всегда, но каждый раз открывалась возможность наполнить себя на более высоком уровне, и еще, и еще… Человек постоянно искал и находил, для чего ему жить.

Так и мы мечемся от одного к другому: попробовать чего-нибудь сладкого – послушать музыку – насладиться тем, насладиться этим… Мы находимся в непрестанном поиске наслаждений, мы выстроили себе соответствующее окружение при помощи СМИ. Огромное количество вещей готово возбуждать нас на каждом шагу – и вдруг всё это теряет всякую ценность, как будто проваливается в небытие. Прежние наслаждения перестают отзываться в человеке.

Судя по этим признакам, мы переживаем завершающую стадию развития, базирующегося на усилении эгоизма. Что будет дальше, мы не знаем. Нам понятно лишь, что мы начинаем погружаться в большую, бездонную депрессию, в отчаяние, какого никогда не было. Ведь нам нечем наслаждаться. 

Это самая большая проблема мира. Если сегодня кто-то изобретет новый источник наслаждения, он сможет властвовать над человечеством. Скоро наступит такое время, когда любой, кому удастся показать человечеству какое-либо средство для услад, обретет тотальную власть благодаря контролю над этим средством. Все устремятся туда, все побегут за ним.

Ведь мы существа, ощущающие потребность в наслаждениях. Если нет наслаждения, то и жить не стоит. Человек производит расчет: дает ли ему жизнь больше наполнения, чем ее потеря? И если нет – он сводит с ней счеты.

Этот расчет очень прост: вычитание одного из другого и проверка результата. А потому, если перед человечеством не откроется новая перспектива наслаждения отдачей (поскольку наслаждаться получением больше невозможно), то оно обречено на гибель.

Из урока на тему " Принципы единого воспитания ", 21.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Интернет как властная структура

У вас не найдется другого глобуса?

Белка в колесе или человек?

Страница 82 из 96« Первая...8081828384...Последняя »