С Творцом рай в шалаше
Когда человек отправляется на поиск Творца, тот словно играет с ним "в прятки", скрываясь и в то же время направляя по пути. В этом поиске праздник Суккот несет с собой некое ощущение тепла, как будто кто-то говорит нам: "Теплее, еще теплее, горячо!.." Что-то проступает, что-то намечается в тумане – контуры новой ступени, лежащей меж нами и Творцом.
Давайте же разберем символы Суккота и их значение в процессе наших исканий.
Прежде всего, надо понимать систему, в которой мы находимся. Любые замеры в ней мы производим относительно некоего эталона, аналогично измерениям параметров физических систем. К примеру, литр воды весит один килограмм, и это мерило позволяет нам взвешивать на весах различные предметы, поместив литровую емкость на одну из их чаш. Так или иначе, мы всегда соотносимся с некоей шкалой, выстроенной на известных величинах.
Однако духовный путь начинается с пустоты, с безвестности. И, идя навстречу Творцу, надо обращать тьму в свет, скрытие в раскрытие, бесчувствие в ощущение. Поначалу я даже не знаю, что мне чего-то недостает, – а затем ощущаю недостаток, словно пробую на вкус этот недобор.
Скажем, когда я сыт, мне просто не хочется есть, я даже не думаю об этом. А потом возникает желание перекусить – и всё растет во мне. Выражаясь иносказательно, если раньше жизнь была безоблачна, то теперь передо мной появляется скрытие, завеса.
В каббале отсутствие голода называется "двойным скрытием", поскольку при этом из моего поля зрения выпадает не только объект желания – пища, но и оно само. А затем, испытав первые признаки голода, недостатка в чем-то, я приступаю к поискам, чтобы удовлетворить его.
Вот и на духовном пути нам, прежде всего, надо почувствовать скрытие, "голод". И потому наша работа с началом осенних праздников – в месяце элуль и далее на новый год (Рош а-шана), в течение десяти дней "покаяния", в Судный день – призвана раскрыть недостачу, потребность в Творце.
А затем наступает Суккот, праздник шалашей. "Шалаш" – словно купол мира: над ним разлит свет, а внутри мы находимся в относительной тени. Таким образом, "шалаш" – это символ того, что мы сами создаем "тень". Не Творец скрывается от нас, а мы скрываем Его, чтобы проявлять постепенно, по мере сил. Пребывание в "шалаше" означает, что мы уже приближаемся к раскрытию, хотя это пока что самая первая ступень.
Такому состоянию свойственны окружающие светá (макиф́им): Творец ощущается еще на отдалении, наши "объятия" с Ним еще не явны, не прояснены. В каббале это называется также "светом хасадим", "объятием правой руки". "Левая рука Его у меня под головою, а правая обнимает меня", как сказано в Песни Песней. Слева – объятие суровых свойств суда (гвурот), а справа – объятие милосердия (хасадим).
Пребывая за "занавесью", я стараюсь распознать Того, кто ее набросил, – иными словами, веду скрупулезную работу по обращению скрытия в раскрытие. И в той же мере Творец сближается со мной.
Работа эта начинается "с нуля", когда я еще не чувствую, что от меня кто-то скрыт. Где Он? Во мне? В моих желаниях, мыслях? Всё это надо искать, раскрывать, постепенно погружаясь всё глубже, – и тогда Он проявляется.
Из 442-й беседы о новой жизни, 05.10.2014
Творец играет в прятки с творением
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.