Добавка к угощению
Вопрос: На праздник Симхат Тора мы поем песню: "Веселитесь, радуйтесь и воздавайте почести Торе". В этот день завершается годовой цикл чтения Торы и начинается новый виток.
Праздник этот действительно полон радости, которая проникает и в светский сектор. Есть что-то особенное в свитке Торы, вынутом впервые за долгое время из своего святого "пристанища" и создающем вокруг себя светлую, жизнеутверждающую атмосферу.
Чему же, собственно, мы радуемся?
Ответ: Если поспрашивать людей, ответы будут самые разные. Но мы с вами уже знаем, что "Торой" называется свет, возвращающий к Источнику. Сказано: "Я создал злое начало и создал Тору ему в приправу". Возможно, неприятно об этом слышать, но в конечном счете, единственное, что создал Творец, – это дурное начало. И поскольку Он создал его, постольку создал Тору в качестве "приправы".
Иными словами, если представить себе дурное начало в виде большого и вкусного, но ядовитого блюда, то исправить его можно "приправив" Торой.
Это кажется странным: неужели Тора, ассоциирующаяся для нас с духовными мирами, описывающая явное и скрытое, несущая в себе свет, наполненная величием мироздания, является всего лишь "приправой"? Чем же тогда занимаются каббалисты?
Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся сначала с дурным началом – той основной частью, которой требуется эта "добавка".
В обычной жизни никто со стороны не научит меня, чтó во мне не так. Я решаю это сам. Во мне есть всевозможные желания, которые я определяю как "дурные".
В итоге возникает неразбериха. Например, я считаю "дурным" страх перед чем-то. Однако мне говорят: "Это вовсе не зло. Страх защищает тебя от беды".
А может быть, зло во мне – это лень? Что поделать, я люблю полежать без движения и даже без мыслей в голове. Но выясняется, что это далеко не самый плохой вариант. Мудрецы, вообще, сказали: "Лучше уж сиди и ничего не делай".
Одним словом, на самом деле я не знаю, чтó представляет собой дурное начало. Для меня это – те качества, от которых мне плохо.
Скажем, я украл что-то, и меня поймали. Тогда я говорю себе: "Моя тяга к воровству – зло". Но если меня не поймали, то что же в ней плохого?
А значит, меня надо научить тому, что такое хорошо и что такое плохо на самом деле. И если кто-то обучает меня согласно иным критериям, не тем, которые во мне ощущаются, тогда возникает вопрос: откуда он их взял?
Здесь-то мы и возвращаемся к Торе, которая призвана исправить дурное начало, обратить его в доброе. Что же такое "доброе начало"?
Полная цитата гласит: "Я создал злое начало и создал Тору ему в приправу, потому что кроющийся в ней свет возвращает человека к добру". Иными словами, в Торе заложена сила, помогающая исправить человека.
В целом, процесс подразделяется на четыре этапа:
- Создание злого начала: во мне существует нечто дурное, и я еще не знаю, чтó именно. Возможно, совсем не то, что мне кажется. Но я в этом не виноват, и стесняться нечего, а надо найти, выявить в себе дурное начало, пройдя соответствующее обучение.
- Тогда я понимаю, что мне нужно особое средство, "приправа" под названием Тора.
- Зачем? Что в ней есть? В ней есть "свет" – сила, воздействующая на меня.
- Как же она воздействует на меня? Она возвращает меня к добру. Иначе говоря, обращает мое дурное начало в доброе.
Таков результат реализации этих четырех этапов.
Многое здесь остается непонятным. К какому "добру" меня ведут? И почему речь идет о возврате, как будто я уже был когда-то в этом состоянии? Всё это мы выясняем на пути.
Из 443-й беседы о новой жизни, 05.10.2014
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.