Великий свет Пурима
И было во дни Ахашвероша, – это Ахашверош, что царствовал от Оду и до Куша (от Индии и до Африки) над ста двадцатью семью областями. [Мегилат Эстер]
Так начинается "Мегилат Эстер" ("Свиток Эстер"). "Мегила" от слова "гилуй" (раскрытие), "Эстер" (скрытие) – имя царицы, жены Ахашвероша.
"Мегилат Эстер" означает "раскрытие скрытия", подразумевающее, что хотя тебе что-то и раскрывают, но знай, что все это остается скрытием.
Был в крепости Шушан один иудей по имени Мордехай из колена Биньяминова. И был он воспитателем дочери дяди своего, так как не было у нее ни отца, ни матери; а девица эта была красива станом и хороша видом, и по смерти отца ее и матери ее взял ее Мордехай себе в дочери.
И понравилась царю эта девица, и снискала она его расположение, и поспешил он доставить ее во дворец. Не рассказывала Эстер о народе своем, ни о происхождении своем, потому что Мордехай велел ей, чтобы она не рассказывала.
Эстер принадлежала народу, у которого была связь с высшей силой. И если бы она рассказала о своем происхождении, то это могло бы повредить ее отношениям с царем.
И полюбил царь Эстер больше всех жен, и снискала она его расположение и благосклонность больше всех девиц, потому что относительно царя она раскрыла некоторую часть своего духовного потенциала.
И устроил царь большой пир для всех сановников своих и рабов (придворных) своих, пир (в честь) Эстер, и облегчил (налоги) областям, и раздал дары с царской щедростью.
И когда во второй раз собраны были девицы, и Мордехай сидел у царских ворот, Эстер (все еще) не рассказала о происхождении своем и о народе своем, как велел ей Мордехай. А слово Мордехая Эстер выполняла так же, как тогда, когда была у него на воспитании.
Мордехай ("мор-дрор") – это очень серьезная, но абсолютно скрытая высшая сила. Эстер полностью продолжала его линию.
"Мордехай сидел у царских ворот", т.е. у врат высшего царя, высшей силы природы. Сидячее положение означает приниженное, малое состояние (катнут). Поэтому Мордехай спокойно дожидался возможности провести свойство высшей силы во всех людей на Земле, ведь в то время Вавилон олицетворял собой практически все человечество.
…После этих событий царь Ахашверош возвеличил Амана, вознес его, и положил ему место выше всех тех сановников, которые были при нем.
Для того чтобы раскрыть высшую силу, величие Творца, необходимо очень большое желание. Сначала оно приходит из эгоизма. А затем его исправляют, и в исправленное желание получают раскрытие Творца.
У Мордехая не было этого желания. Он находился на уровне малого состояния – сидел у ворот царя. А чтобы поднять его на следующий уровень, нужно было привнести в него эгоизм. Эго, которое дополняется к Мордехаю, называется "Аман".
И увидел Аман, что Мордехай не становится на колени и не падает ниц, и преисполнился Аман ярости.
И счел презренным (для себя) наложить руку на одного Мордехая, ибо рассказали ему, из (какого) народа Мордехай. И задумал Аман истребить народ Мордехая, всех иудеев во всем царстве Ахашвероша.
В первый месяц, то есть в месяц Нисан, в двенадцатый год (царствования) царя Ахашвероша, бросали пред Аманом пур, то есть жребий, изо дня в день и из месяца в месяц (до) двенадцатого (месяца), он же месяц Адар.
Аман олицетворяет собой весь вселенский эгоизм. Ему необходимо умертвить желание "Мордехай", которое постоянно угрожает эгоизму.
Он задумывает истребить всех иудеев, потому что это племя представляет собой проводник света, свойства отдачи. Если они начнут воздействовать на остальные народы, то наверняка смогут исправить их, преобразовав в альтруистов, и сделав из них такой же высший народ, как они, который уже не будет служить Аману.
Аман знает, что его самого исправить невозможно, поэтому у него не остается другого выхода – он обязан пойти против Мордехая.
И сказал Аман царю Ахашверошу: во всех областях царства твоего есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный (от них); и законы у него иные, чем у всех народов, а законов царя они не выполняют, и царю не стоит оставлять их (жить в стране). Не угодно ли будет царю (дать) предписание уничтожить их?
У каждого из народов, живущих в 127 государствах вавилонской империи, есть свое место оседлости. А иудеи рассеялись между всеми, у них не было своей территории проживания. Тем не менее, они всё равно относили себя к одному определенному племени, называемому "народ Израиля".
Поэтому Аман сказал: "Это народ, рассеянный среди народов", – т.е. не имеющий связи между собой. Эгоизм отталкивает их друг от друга, они не могут быть народом. Ведь другие народы устроены по своему родовому признаку. У них есть земная эгоистическая цельность, а у евреев – нет, вплоть до того, что они разговаривают между собой на арамите, а не на своем исконном языке – иврите.
Во времена Первого Храма евреи, будучи на духовном уровне, говорили на иврите. Но когда они упали на эгоистический уровень намного ниже, чем остальные народы, они, практически, утеряли свой язык – язык отдачи, взаимной любви, и стали общаться на языке, обратном ивриту, – арамите.
Более того, каждый народ чувствовал себя принадлежащим одному сословию, с уважением относился к царю, поклонялся своим богам. А у евреев не было никаких богов, никакого уважения к царю, правильных общинных взаимоотношений между собой. Они – самые большие эгоисты, совершено не ладящие между собой.
Вопрос: Если еврейский народ был настолько разъединен, то какую опасность он представлял для Амана?
Ответ: Аман почувствовал, что приближается время пробуждения евреев к объединению.
Сказано, что Аман был большим астрологом. Он увидел по знакам зодиака, т.е. по внутренним своим ощущениям, что в действительности представляет собой еврейский народ. Аман – это обратная сторона каббалиста.
Он понял, что должно произойти событие, завершающее период изгнания народа Израиля, и они возвратятся назад. А для него это гибель. Они обязаны уничтожить его на обратном пути, поскольку невозможно восстановить Храм, не погубив Амана. Поэтому ему ничего не оставалось делать, как истребить их, но абсолютно не от зла, а согласно четким законам природы.
И снял царь перстень свой с руки своей, и отдал его Аману… врагу Иудеев. И сказал царь Аману: серебро это отдано тебе, а также народ, чтобы ты поступил с ним так, как тебе угодно.
Ахашверош думает, как поднять народ Израиля. Он понимает, что их надо испугать и тем самым заставить объединиться между собой, потому что именно в единстве заключается их сила и подъем на высшую ступень. Но сделать это можно только с помощью Амана.
Евреи должны устрашиться своего эгоизма и уничтожить его, преобразовав в альтруизм. Лишь тогда они поднимутся. А без Амана они подняться не могут.
И разосланы были письма с гонцами во все области царские, чтобы истребить, убить и погубить всех Иудеев: от отрока до старца, и детей, и женщин – в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, а имущество их разграбить.
И знал Мордехай обо всем, что делалось, и разорвал Мордехай одежды свои, и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и закричал криком великим и горестным. И дошел он до царских ворот, так как нельзя было входить в царские ворота во вретище.
Мордехай должен был возвестить всем о том, что может произойти, пробудить и хорошие, и плохие силы, чтобы правильно выявить тот путь, по которому должно идти человечество.
Поэтому он выходит "на середину города и кричит криком великим и горестным". Это уже не тот незаметный старик, который тихо сидел у городских ворот. Он приступает к действию.
"Крик великий и горестный" – это раскрытие, взывание, связь, которую он восстанавливает между Малхут и Кетэр. До этого Мордехай находился в малом состоянии "катнут" (Малхут в Бине). А сейчас, когда он переходит в большое состояние, состояние раскрытия, он через Бину соединяет две противоположные точки мироздания – Малхут и Кетэр.
Сказано: "И разорвал Мордехай одежды свои". Оде́яния – это то состояние, за которым скрывается человек. Разорвав одежду, Мордехай порывает со своим прошлым скромным состоянием. Он желает раскрыться.
Свойство Мордехая – это свойство Бины, полной отдачи. Оно никак не связано с эгоизмом и само по себе ничего не может сделать. Поэтому сейчас ему необходима эта связь.
"Пепел" – самая последняя эгоистическая ступень. Посыпая голову пеплом, Мордехай поднимает эту ступень выше себя, то есть ставит себя ниже всего творения, ниже чего бы то ни было.
И это не просто красивые слова, а духовное действие, которое он производит, чтобы суметь провести через себя на всех огромную силу исправления.
Таким образом он готовит себя к состоянию отрешения от эгоизма, к такому подъему на свойство Бины, когда он сможет пропустить через себя весь высший свет, называемый Мордехай ("мор-дрор") – великий свет.
Из беседы о празднике Пурим, 19.02.2015
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.